Тщеславная это что такое

Значение слова «тщеславие»

Тщеславная это что такое

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Смежные понятия: гордыня, спесь, звёздная болезнь, гордость, кичливость.

ТЩЕСЛА’ВИЕ, я, мн. нет, ср. (книжн.). Пустое высокомерие, кичливость, желание быть предметом славы, почитания. Непомерное тщеславие.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

тщесла́вие

1. стремление к славе, почестям, почитанию ◆ Пороки петербургские происходят от напряжённой деятельности, от желания выказаться, от тщеславия и честолюбия. В. А. Соллогуб, «Тарантас», 1845 г. (цитата из НКРЯ)

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Тщеславная это что такоеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: шумовой — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Тщеславие

Тщеславная это что такоеТщеславие – это свойство человеческого характера, выражающееся в чрезмерном желании производить хорошее впечатление, причем как в глазах окружающих, так и в собственном восприятии. Тщеславный использует все методы, если его реальный образ не дотягивает, то вполне может использовать ложь, преувеличения, высказывания, унижающие других с целью демонстрации своего превосходства.

Поиск славы и всеобщего признания вместе с восхищением выражается столь ярко, что человек принимает лесть за правду и ценит окружающих подхалимов, предоставляющих необходимый уровень почета и восхищения несуществующими достоинствами. Проявление черт тщеславия – это пустота и безосновательность, то есть тщетная, неподтвержденная реальностью слава.

Значение слова тщеславие синонимично кичу, гордыне, спесивости, а также целому комплексу проявлений, именуемому, как звездная болезнь. Это высокомерие, сопровождающееся страстью и зависимостью от данного переживания. Человек, испытывающий потребность в постоянном внешнем прославлении очень скоро, как наркоман, начинает нуждаться все в больших дозах. И вот, если раньше лести было достаточно только на работе, то теперь она необходима и в личных отношениях, там, где вполне было достаточно похвалить раз в неделю, появляется психологическая необходимость в более частых стимулах, вплоть до ежечасных.

Первоначальной обусловленности данного проявления среди людей нет, также как и закономерностей среди возрастов, национальностей и вероисповеданий. Тщеславие имеет исключительно психологические предпосылки и возникает часто там, где отсутствует смирение или наблюдается неадекватная самооценка.

Для определения тщеславия опасно смотреть на внешние проявления человека, поскольку завуалированность получаемой выгоды может быть очень высока. Так, человек может сознательно брать на себя вину за все происходящее, вести чрезмерно скромный образ жизни и быть тщеславным. Он только и ждет комментариев от окружающих, оценивающих его отшельническую жизнь и возвышающих его скромность. Так, мы приходим к выводу, что тщеславие может проявляться у любого и в разнообразных ситуациях, а не только относительно достижений и богатства, ведь некоторые кичатся тем, как они все потеряли.

Что это такое

Многие направления рассматривают, что такое тщеславие и, несмотря на разницу подходов религии и психологии, социальных и философских наук, остается единым восприятие данного качества в разделе недостатков. Причем от многих черт личности, являющихся неугодными только кому-то одному, тщеславие наносит вред и персоне и окружению. Во многом тщеславная личность даже не осознает своей проблематики, поскольку механизмы, запускающие такое отношение к миру являются в большей степени подсознательными. В итоге могут разрушаться значимые личностные связи, стопориться карьерное развитие и прочие социальные стороны жизни, при этом сама личность, упуская свой вклад, находится в растерянности, не зная, что предпринять.

Пустое тщеславие подразумевает незаслуженную похвалу, причем независимо от первоначального уровня. Так художник, чья выставка однажды прогремела на весь мир, будет ожидать такого же поклонения всем своим работам, даже если в них нет объективного момента творчества. Но и человек, чье самомнение раздуто, может ожидать оваций и восхищения от любого своего шага, даже в профдеятельности, где у него нет минимальных знаний.

Функционирует тщеславие через увеличение других недостатков, например, когда человек не видит желаемого отклика от окружающих, он может начать использовать хвастовство и ложь, а чтобы обеспечивать себе постоянную подпитку положительными эмоциями окружает себя лгунами и льстецами. Такой способ существования в итоге оказывается довольно фрустрирующим, ведь льстецы обычно ищут свою выгоду и оставят при неблагоприятной возможности, а собственная ложь и хвастовство могут разрушить последние искренние связи.

На деле может показаться, что тщеславие движет человека в сторону развития и достижения, ведь эти люди не прощают себе промахов и хотят показывать высокие результаты в любой сфере. Это претензия на идеальность, где амбиции настолько высоки, что невозможны в достижении, не будучи сказочным персонажем или божеством. Высокопоставленные посты, умение танцевать, уровень энергии и способность в молекулярной химии – все это должно быть на высоте (или как минимум так должны заявлять окружающие). Вот и получается, что как двигатель начала новых достижений и стремлений тщеславие вполне подходит, вот только оно не прекращается и после, изменяя всю жизнь человека.

Признаки тщеславия

Чтобы не спутать тщеславие с требованием заслуженного вознаграждения, а также со скромностью или же наоборот хвастовством, важно отметить основные признаки такого тонкого и многоаспектного понятия. Первым является постоянное желание похвал и лести, причем неважно в искренней или лживой форме. Порой такие люди могут сами начать хвалить другого, преувеличивая его достоинства, чтобы получить похвалу.

Тщеславие всегда стремится к внешней активности, показушности собственных дел. Такие люди предпочитают всегда быть на виду, если это компания друзей, то занимать ведущую роль, а если работа, то выбирают связанную с социальной публичностью. Даже осуществляя деятельность, необходимую для себя (пожертвования, посещение храмов, волонтерское движение), руководствуясь тщеславием, эти люди создают целую пиар-компанию даже из посещения монастыря и причастия.

Тщеславная это что такое

Жажда внимания проявляется сразу на нескольких уровнях – внешности, поведения и духовности. Про активную деятельность все понятно в определении ее публичности. Одежда, а также общий стиль своего внешнего вида создается с учетом привлечения внимания, что достигается за счет одежды, макияжа, прически, татуировок и шрамирований, а также многих других компонентов. Исполнение может быть различным. В дешевом и безвкусном варианте это будут яркие цвета, сумасшедшие покрои и неподходящие (зато в большом количестве) аксессуары. Те, кто обладает вкусом и материальными средствами обычно используют брендовые вещи, коллекционные модели и стиль, разработанный мировыми дизайнерами.

Духовный аспект проявляется в склонности поучать, отсутствии смирения и признания собственного пути каждой личности. Для навязывания своих мотивов, убеждений и предпочтений, тщеславному человеку вовсе необязательно быть экспертом в области или хоть как-то ориентироваться – достаточно смутного ощущения, как следует поступить и как ему самому хочется. При этом люди склонны получать как можно больше наград и свидетельств, премий и похвальных грамот – любые материальные доказательства их достижений, используя которые можно демонстрировать окружающим свой высокий уровень и неординарность.

Но душевно эти люди слабы – все внешние титулы служат броней от оскорблений и обид. Самое страшное в их жизни – потерять репутацию у других, а значит, и жизнь строится не на основании собственных потребностей и побуждений, а только ориентируясь на внешние факторы.

Восприятие критики в собственный адрес довольно сложно, причем, даже если она имеет конструктивную направленность, тщеславец всегда выберет переслащенную лесть и останется в иллюзии вместо того, чтобы задуматься о собственных ошибках. Ориентированы такие люди больше на слова и восхваления, чем на деятельность. То есть они могут потратить пару часов, чтобы убедить группу профессионалов, что именно им следует доверить какой-то проект, потому что никто лучше сделать не сможет и аналогичного уровня специалистов не существует, но не приступить к реализации. Расхождение слов и дел – главная проблема, раздражающая ближайших людей и при этом не замечаемая самим тщеславным человеком.

Как избавиться от тщеславия

Понимание того, что тщеславие работает против личности и мнимое довольство, ощущаемое впервые минуты при долгосрочной перспективе, приводит к тому, что рушатся многие внутриличностные и социальные важные вещи. Чтобы снизить уровень своих тщеславных проявлений, необходимо опираться на силу воли и отвечать людям только когда они спрашивают, причем в контексте вопроса. То есть не высказывать мнение, которое не спрашивали, не учить жить и не предоставлять лишнюю информацию, особенно рекламирующую самого человека. В принципе сократить количество слов необходимо и сосредоточиться на деятельности – ставить новые практические цели, добиваться достижений. В настоящем мире пустить пыль в глаза можно только единожды, а потом человека судят по его делам и свершениям, поэтому свою потребность в славе и почете стоит заслужить делами, а не сомнительной саморекламой.

Тщеславная это что такое

Необходимо отказаться от любых оценочных суждений относительно людей и своей личности. При контакте с окружающими отсутствие таких комментариев убережет от возвышения за счет унижения других или от лживых похвал, чтобы услышать хорошее в свой адрес. Еще тщательнее следует выбирать слова относительно себя, а лучше вообще от них отказаться и предоставить людям делать выводы самостоятельно. Какая разница расскажете ли вы, что никогда не подставите или являетесь гуру математики – пока общество не увидит вашу надежность и способности, слова остаются ничего не значащими.

Чтобы не впасть в привычную модель поведения, следует проводить профилактические работы, и тут хорошо помогут также люди, заботящиеся о вас. Необходимо периодически просить близких о конструктивной критике, позволяющей не только сбить спесь, уменьшить мнимую корону, но и построить новый путь улучшения себя. Проводите ежевечернюю рефлексию собственных мотивов и побуждений, отсеивая порожденные желанием славы и одобрения. Если чуть больше задуматься над этим явлением может оказаться, что не хватает не пустого признания, а конкретной похвалы или даже объятий близкого, а возможно так закрывается рана, нанесенная еще в детстве. При должном подходе, можно установить истинные причины, а не просто бороться силой воли со следствием – самостоятельно на это потребуется больше времени, в содействии психолога работа пройдет интенсивнее.

Если вы уже решили бороться с тщеславием, значит, признали наличие данного недостатка у себя и представляете негативные последствия дальнейшего развития событий в данном ключе. Постарайтесь все время держать ядом напоминание, к чему уже привело подобное поведение, а также варианты возможных последствий (примеры литературы и кино, а также биографии известных личностей отлично иллюстрируют эту тематику).

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник

Тщеславие

Тщесла́вие — ярко выра­жен­ное (внут­ренне или внешне) стрем­ле­ние к земной славе, тщет­ной и бес­смыс­лен­ной с точки зрения Бога, бес­по­лез­ной в отно­ше­нии спа­се­ния и вечной жизни; страсть к земным поче­стям, почи­та­нию.

Явля­ется ли тще­сла­вие формой пси­хо­ло­ги­че­ской зави­си­мо­сти?

По своему внут­рен­нему харак­теру тще­сла­вие явля­ется стра­стью. Как и любая другая гре­хов­ная страсть, тще­сла­вие, раз­ви­ва­ясь, настолько овла­де­вает чело­ве­ком, что фак­ти­че­ски пре­вра­щает его в своего плен­ника или раба.

Тще­слав­ный чело­век ищет славы почти что везде, где может найти; пора­жен­ный этим поро­ком, несчаст­ный готов вели­чаться едва ли не каждым своим, более или менее зна­чи­мым, поступ­ком.

Тще­слав­ные люди встре­ча­ются среди пред­ста­ви­те­лей раз­лич­ных соци­аль­ных слоев, рели­ги­оз­ных общин. Есть они и в хри­сти­ан­ской среде.

Как ни уди­ви­тельно, но доста­точно часто тще­слав­ные люди ищут повода для над­мен­но­сти и вос­хва­ле­ния даже в том, что, каза­лось бы, совер­шено чуждо над­мен­но­сти и жажды похвалы, напри­мер, в сми­ре­нии.

Впро­чем, как пра­вило, это бывает свя­зано с тем, что за под­лин­ное, бого­угод­ное сми­ре­ние часто при­ни­ма­ется ложное, лице­мер­ное, теат­раль­ное (см. подроб­нее: Хри­сти­ан­ское и псевдо-хри­сти­ан­ское сми­ре­ние).

«Сми­ря­ясь» по форме, но не по суще­ству, тще­слав­ный гордец нахо­дит для себя допол­ни­тель­ные поводы к само­воз­ве­ли­чи­ва­нию, к тще­слав­ной само­оценке, мол, ах, какой я сми­рен­ный, какой моло­дец! Осо­бенно боль­шое удо­воль­ствие ложно сми­ря­ю­щийся гордец испы­ты­вает тогда, когда на его «сми­ре­ние» с вос­тор­гом обра­щают вни­ма­ние окру­жа­ю­щие его люди: ах, как он сми­ренно кла­ня­ется, как скромно оде­ва­ется, как кротко и сми­ренно раз­го­ва­ри­вает с батюш­кой, как сми­ренно бьёт себя в грудь!

Нередко тще­слав­ные люди пуб­лично назы­вают себя пер­выми греш­ни­ками, самыми греш­ными из всех греш­ни­ков, чем, опять же, выка­зы­вают напуск­ное сми­ре­ние и рас­ка­я­ние. В дей­стви­тель­но­сти же такого рода «сми­ре­ние» и «рас­ка­я­ние» явля­ются наи­бо­лее изощ­рён­ной формой гор­дыни, мол, ай, какой я нели­це­мер­ный, ай, какой искрен­ний и откры­тый, ай, какой моло­дец!

Слу­ча­ется, что от «сми­ре­ния» и «рас­ка­я­ния» не оста­ется и следа, как только обли­че­ние, даже и спра­вед­ли­вое, выска­зы­ва­ется со сто­роны посто­рон­них людей. Слыша подоб­ные обли­че­ния, тще­слав­ный чело­век мгно­венно забы­вает, что он — греш­ник из греш­ни­ков, достой­ный нака­за­ния, и вместо доб­ро­душ­ного согла­сия с обви­ни­те­лем гневно отве­чает ему, при­бли­зи­тельно так: на себя, убогий, посмотри! кто ты такой, чтобы ука­зы­вать мне, как жить?

Зара­жен­ный тще­сла­вием чело­век болез­ненно реа­ги­рует на недо­ста­ток при­зна­ния его личных заслуг, на дефи­цит похвал. Он не просто стре­мится к земной, тщет­ной славе: на её поиски он рас­хо­дует зна­чи­тель­ную часть своего лич­ного вре­мени, своих соб­ствен­ных сил. Стало быть, тще­сла­вие есть не что иное как одна из форм нездо­ро­вой пси­хо­ло­ги­че­ской зави­си­мо­сти.

Свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов): «Тще­сла­вие – иска­ние славы чело­ве­че­ской, хва­стов­ство. Жела­ние и иска­ние земных и сует­ных поче­стей… Вни­ма­ние к кра­соте своего лица, при­ят­но­сти голоса и прочим каче­ствам тела. Рас­по­ло­же­ние к наукам и искус­ствам гиб­ну­щим сего века, иска­ние успеть в них для при­об­ре­те­ния вре­мен­ной, земной славы.

Стыд испо­ве­до­вать грехи свои. Само­оправ­да­ние. Пре­ко­сло­вие. Состав­ле­ние своего разума. Лице­ме­рие. Ложь. Лесть. Чело­ве­ко­уго­дие. Зависть. Уни­чи­же­ние ближ­него. Пере­мен­чи­вость нрава. При­твор­ство. Бес­со­вест­ность. Нрав и жизнь бесов­ские»

Пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник под­чёр­ки­вал изво­рот­ли­вость этой стра­сти: Тще­сла­вие ко всему льнет: тще­слав­люсь, когда пощусь, но когда раз­ре­шаю пост, чтобы скрыть от людей свое воз­дер­жа­ние, опять тще­слав­люсь, считая себя мудрым; побеж­да­юсь тще­сла­вием, одев­шись в хоро­шие одежды; но и в худые оде­ва­ясь, также тще­слав­люсь; стану гово­рить, побеж­да­юсь тще­сла­вием, замолчу, опять им же побеж­ден бываю. Как ни брось сей трезу­бец, все он станет верх острием.

… В тще­сла­вии, как гово­рит святой Иоанн Лествич­ник, мы дела­емся наг­лыми перед Богом и трус­ли­выми перед людьми; потому что тще­слав­ный чело­век, это чело­век, кото­рый ищет одоб­ре­ния от людей, кото­рый пре­дает себя чело­ве­че­скому суду, забы­вая о том, что над ним – суд Божий, суд вечной правды.

Тще­слав­ный чело­век – это чело­век, кото­рый боится того, что о нем поду­мают и скажут люди; это чело­век, кото­рый готов купить их одоб­ре­ние любой ценой: стать недо­стой­ным себя самого, стать недо­стой­ным Бога, лишь бы его не отвергли, лишь бы его не осу­дили, не осме­яли, лишь бы его похва­лили. И похвалу эту тще­слав­ный чело­век ищет не в самом вели­ком, что в нем самом есть, но в чем угодно, самом низ­мен­ном, самом ничтож­ном, чем он может купить чело­ве­че­ское одоб­ре­ние или отве­сти от себя чело­ве­че­ский суд. И что еще хуже, этот суд добрый, это одоб­ре­ние, эту под­держку он ищет от людей, кото­рых он сам пре­зи­рает в тайне своей души, от людей, кото­рые часто в его соб­ствен­ных глазах не имеют ника­кого права про­из­не­сти над ним или над кем бы то ни было, над чем бы то ни было суд, потому что их мерки слиш­ком низ­менны, слиш­ком ничтожны. И через тще­сла­вие чело­век мель­чает, уни­жа­ется, дела­ется недо­стой­ным соб­ствен­ного своего ува­же­ния; и одно­вре­менно он отстра­няет Божий суд: потому что Божий суд тре­бует от него вели­чия, тре­бует от него, чтобы он нико­гда себя не про­да­вал чело­ве­че­скому суду. Этот соблазн тще­сла­вия для каж­дого из нас, в каждое мгно­ве­ние, явля­ется опас­но­стью; он при­леп­ля­ется к добру и ко злу. И через то, что хоро­шее в нас, и через то, что пре­зренно в нас, мы ищем чело­ве­че­ского одоб­ре­ния, мы ищем купить доброе отно­ше­ние людей, и поэтому не только зло, но и добро отрав­ля­ются этим тще­сла­вием.

В жизни св. Мака­рия Вели­кого рас­ска­зы­ва­ется, как после его смерти один из его уче­ни­ков видел, как душа его воз­но­си­лась на небо; и на пути его ста­ра­лись оста­но­вить бесы, упре­кая его в грехах, кото­рые он совер­шил или не совер­шил; и он про­хо­дил мимо них. И когда он дошел до самых рай­ских дверей, бесы, желая уло­вить его хоть в послед­нее мгно­ве­ние его вос­хож­де­ния к Богу, вос­клик­нули: Мака­рий! Ты нас побе­дил. И в своей духов­ной муд­ро­сти святой Мака­рий обер­нулся к ним и уже в дверях рай­ских сказал: Нет еще! – и вошел в Цар­ство Божие. Только пре­зре­нием к тще­сла­вию, только готов­но­стью быть суди­мым Богом единым и никем другим, кроме нашей сове­сти, кото­рая есть голос Божий в нас, можем мы всту­пить на путь реаль­но­сти, на путь жизни, ото­рваться от при­зра­ков и от лжи. И поэтому в начале Вели­кого Поста, напом­нив нам о нашей сле­поте духов­ной, Цер­ковь в первую оче­редь нам гово­рит о том, что только ото­рвав­шись от тще­сла­вия, стал Закхей спо­соб­ным при­нять под кров свой, в дом, в душу, в жизнь Спа­си­теля Гос­пода Иисуса Христа; стал спо­соб­ным пока­яться – т.е. отвер­нуться от всего, что не есть Божия правда, Божии пути – и поэтому о нем сказал Гос­подь, что пришло спа­се­ние дому его.

От тще­сла­вия твоего ты погу­бил муд­рость твою. ( Иез. 28:17 )

Что ты имеешь, чего бы не полу­чил? А если полу­чил, что хва­лишься, как будто не полу­чил? ( 1Кор.4:7 ).

А я не желаю хва­литься, разве только кре­стом Гос­пода нашего Иисуса Христа, кото­рым для меня мир распят, и я для мира ( Гал.6:14 ).

Ищущий славы то вдруг от радо­сти под­ни­ма­ется вверх, то снова легко погру­жа­ется, бывает всегда в тре­воге и нико­гда в покое.
Ты пришел на пло­щадь и обра­тил на себя вни­ма­ние при­сут­ству­ю­щих? Что же еще? Ничего. Все исчезло и прошло, как рас­се­яв­шийся дым. Отчего же мы так при­страстны к вещам ничтож­ным? Какое без­рас­суд­ство! Какое безу­мие!
Другие стра­сти, хотя заклю­чают в себе боль­шой вред, но, по край­ней мере, при­но­сят и неко­то­рое удо­воль­ствие, хотя и вре­мен­ное и корот­кое… но обла­да­е­мые стра­стью тще­сла­вия всегда живут жизнью горь­кою, лишен­ною вся­кого удо­воль­ствия. Ибо они не дости­гают того, что так любят… Потому и сама страсть эта назы­ва­ется не славой, а тще­сла­вием… Она тщетна и не имеет в себе ничего бли­ста­тель­ного и слав­ного.
святи­тель Иоанн Зла­то­уст († 407)

Как дни сме­ня­ются ночами и лета зимами, так тще­сла­вие и сла­сто­лю­бие – печа­лями и болез­нен­ными стра­да­ни­ями, или в насто­я­щем веке, или в буду­щем.
пре­по­доб­ный Максим Испо­вед­ник († 662)

В тще­слав­ную душу снова воз­вра­ща­ются стра­сти, неко­гда ею побеж­ден­ные и исшед­шие из нее.
пре­по­доб­ный Исаак Сирин (VII век)

Какое Вам дело до других людей, для чего Вам нужно, чтобы о Вас думали только хорошо, что пользы, если весь мир будет хва­лить Вас, а Гос­подь скажет: не знаю вас… Зачем и Вы сами себя хотите видеть во всем хоро­шей по-мир­скому? А по-духов­ному хорош только тот, кто искренне от всей души счи­тает себя хуже всех.
игумен Никон (Воро­бьев)

Источник

Часть 11. Тщеславие

Восемь смертных грехов и борьба с ними

Тщеславная это что такое

Тщеславие – это стремление к тщетной, то есть суетной, пустой славе. Почему пустой, тщетной? Ведь люди порой стремятся к действительно весьма высокому положению в обществе, их амбиции безграничны.

Слово «тщетная» имеет также значение «тленная, скоропроходящая». Любая слава земная, по сравнению с той, что уготовал Господь любящим Его, лишь прах и пепел, пар, поднимающийся от земли и тут же исчезающий. Но слава земная тщетна не только в масштабах вечности. Даже в краткий период нашей земной жизни слава, высокий пост, должность, известность – вещи самые ненадежные и недолговечные. Но, тем не менее, очень многие люди стремятся к славе, почету и уважению. А некоторые делают из этого идола, превращая тщеславие в самоцель. Но не только всецело одержимые этой страстью страдают от тщеславия. К сожалению, в разной степени тщеславие присуще всем нам. Каждому хочется выглядеть в своих глазах, а главное – в глазах окружающих лучше, чем он есть на самом деле. Любому из нас приятно, когда его хвалят, ценят, а не ругают. Почти каждый стремится занять не последнее положение в том социуме, в котором он вращается. Но не этому учит нас Господь.

Однажды приступили ко Христу «мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: “Чего ты хочешь?”. Она говорит Ему: “Скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем”. Иисус сказал в ответ: “Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?”. Они говорят Ему: “Можем”. И говорит им: “Чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим”. Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев. Иисус же, подозвав их, сказал: “Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих”». (Мф. 20: 20–28).

Ни эта женщина, ни апостолы не знали еще, что должен претерпеть Господь в земной жизни. Они, как и все тогдашние иудеи, представляли мессию как земного царя, который освободит их от ненавистного римского владычества, восстановит израильское царство, где даст евреям власть и привилегии.

Тщеславие прикровенное и явное

Тщеславие может быть страстью, смыслом жизни, а может быть мелким, бытовым, но это не значит, что оно не опасно, ведь и могучее дерево вырастает из маленького семечка, и «с голубого ручейка начинается» большая река.

Нередко на исповеди можно наблюдать такую картину. Приходит человек, ходивший в храм всю сознательную жизнь, и начинает вроде бы исповедоваться, а вроде бы и нет: «Да, я, конечно, грешен (как и все) тем-то, тем-то и тем-то. Словом, делом и помышлением, но это все так, по чистой случайности, по недоразумению, а вообще-то я примерный христианин, хожу в церковь, читаю Евангелие, делаю добрые дела». Притом такой человек, естественно, знает тот отрывок из Евангелия от Луки, который читается в церкви в Неделю о мытаре и фарисее, перед Великим постом. Фарисей говорит о себе: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк. 18: 11–12), но к себе он эти евангельские слова, конечно, не относит. Или похожая ситуация: женщина, пожилая, на исповеди называет грех, например: «Раздражаюсь, гневлюсь», а потом со всеми подробностями описывает, как и кто ее к этому греху подтолкнул: «Ну, как тут не согрешишь, опять зять пришел выпивши, мусор не вынес, вот и поругались. А так я хорошая, да и вообще это не я, а он меня прогневал». Такая исповедь, конечно, никакой пользы не принесет. Ибо построена она на тщеславии. Человек боится даже у аналоя, перед священником показаться хоть чуть-чуть хуже, чем он про себя думает. Но перед Богом-то мы не покажемся чище, чем мы есть!

В таких ситуациях даже молодым батюшкам все ясно: человек находится в плену мелкого тщеславия, боится уронить свое имя (или, как сейчас модно говорить, имидж) благочестивого христианина или усердного прихожанина: не дай Бог сказать что-нибудь лишнее, что может бросить на него тень и изменить мнение о нем.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что одним из проявлений тщеславия является «стыд исповедовать грехи свои, сокрытие их перед людьми и отцом духовным. Лукавство, самооправдание».

Почему святые отцы, подвижники, победившие, казалось бы, все страсти, видели свои грехи бесчисленные, как песок морской? Именно потому, что они побороли тщеславие и стяжали смирение. Им незачем было казаться в своих глазах и глазах других людей менее грешными, чем они есть. Приближаясь к Богу, они видели себя ничтожными перед величием Творца. Помните, как авва Дорофей спросил одного из знатных горожан городка Газы: кем он будет почитать себя, когда приблизится к императору Византийской империи? И тот ответил: «Почти бедняком». Чем ближе человек к Богу, тем объективнее он оценивает себя.

От тщеславия прикровенного, тайного перейдем к открытому. Тщеславие является очень мощным стимулом, помогающим людям добиться больших успехов. Посмотрим на так называемых «звезд», людей знаменитых, чья деятельность связана с искусством, шоу-бизнесом или спортом. Эти люди почти всегда служат идолу тщеславия. Они кладут на алтарь этого божества лучшие годы жизни, здоровье, семейное счастье, материнство. Все, что обычно для человека составляет огромную ценность, приносится в жертву тщеславию. Все ради одного: еще немного побыть на гребне славы, погреться в ее лучах. Известного оперного певца, который не так давно развелся с женой, спросили, что для него выше: семья или карьера, успех; он уверенно ответил, что ради роста в своей профессии принесет в жертву даже семью. Пение, музыка для него главное в жизни. Правильно говорил преподобный Амвросий Оптинский: «Где голосок – там и бесок». Бесок тщеславия.

С человеком тщеславным, самовлюбленным, подверженным хвастовству, очень тяжело общаться. Ведь слово общение означает, что мы имеем с собеседником что-то общее, а тщеславного интересует только собственная персона. Его «эго», самолюбие превыше всего. Местоимение «я» и его падежные формы «у меня», «мне» занимают в его речи первое место. Это все, в лучшем случае, вызывает усмешки окружающих, а в худшем – раздражение, зависть и отчуждение. Наоборот, человек скромный, относящийся к себе с самоиронией, всегда приятный собеседник, у него много друзей, с ним приятно общаться. В разговоре он больше слушает, чем говорит, избегает многословия и никогда не выпячивает свое «я». Тщеславный, зараженный «звездной болезнью» человек рискует остаться один, ибо любит только себя и свое тщеславие.

Тщеславие может иметь не только грубые, прямые формы, но и рядиться в одежды смиренные, даже монашеские. Парадоксально, но тщеславный может даже совершать аскетические подвиги и гордиться своим «смирением». Питаемый тщеславием и врагом рода человеческого такой горе-монах может весьма преуспеть в своих «подвигах», но Господь обязательно смирит его. В Константинополе жили два брата, мирянина, они были весьма набожны и много постились. Один из них ушел в монастырь и стал иноком. Его навестил оставшийся в миру брат. Тут он увидел, что инок принимает пищу в обеденное время, и, соблазнившись, сказал ему: «Брат, в миру ты не вкушал пищу до заката солнца!». Монах ответил ему: «Это правда! Но в миру я насыщался через уши: пустые людские слова и похвала немало питали меня и облегчали труды подвижничества».

Когда мы затеваем какое-либо хорошее дело, нужно особенно быть настороже, чтобы не быть плененным тщеславием. Ведь очень часто, когда мы помогаем людям, нами в глубине души движет самолюбие и тщеславие, и, вроде бы совершив доброе дело, мы можем ожиданием суетной похвалы испортить весь труд. Трудящийся ради тщеславия и похвалы уже получает награду здесь, а значит, не получит ее из рук Творца. Иногда мы можем наблюдать, как легко и быстро идет дело, если нами движет тщеславие, и, наоборот, с каким скрипом и какими искушениями продвигается иной раз по-настоящему доброе дело, затеянное без тайного желания получить похвалу и самоудовлетворение. Если же мы в чем-либо преуспели, нужно почаще вспоминать слова пророка Давида: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» (Пс. 113: 9). И особенно полезно, если за труд нас не только не отблагодарят, но даже, наоборот, будут поносить. Преподобный Исаак Сирин говорит: «Пей поношения как воду жизни». Вот такое дело, действительно, принесет пользу душе. А «за неблагодарных Бог благодарит», как говорил один мой хороший товарищ, ныне уже покойный.

Один святой отец сказал, что воздаяние бывает не добродетели, не труду ради нее, а рождающемуся от этого смирению.

Тщеславие святитель Феофан Затворник называет «домашним вором», оно подкрадывается незаметно и похищает у нас тот труд, которые мы затеяли ради Бога и ближнего, и награду за него. То же происходит, когда мы из хвастовства начинаем рассказывать про свои добрые дела другим людям, сами у себя похищая возможность получить награду от Господа за них. Тщеславие может похитить и молитвенные труды, если они совершаются без смирения.

Борьба со страстью

Как же бороться с этим хитрым змием, который исподволь пролезает в душу и похищает наши труды, сводя их на нет?

Как уже неоднократно говорилось, противопоставлением ему противоположной добродетели – смирения. Например, известно, что самолюбие, обидчивость есть порождение тщеславия. Человек, не терпящий критики, легко ранимый, мгновенно обижается и как бы говорит себе: «Как они смеют? Ведь я не такой, я хороший! Как они могут так говорить?». И хотя нам это и неприятно будет услышать, но скорее всего, наши обидчики, критики правы. Ну, пусть не на все 100%. Ведь со стороны виднее. Мы представляем себя всегда лучше, чем мы есть на самом деле, прощаем себе многое, чего не потерпели бы в других. Так что есть о чем задуматься. Обидчивого критика повергает в уныние, а для умного человека она является стимулом для роста. Критика вообще бодрит и не дает почивать на лаврах, понуждает к исправлению. Мы должны не только не обижаться, но поклониться в ноги обидчикам как нашим воспитателям, которые вовремя «дают нам по носу» и подрезают крылья нашему тщеславию.

Обиду, как и гнев, нужно гасить, когда она еще является маленьким угольком, искрой, пока пламя обиды не разгорелось. Если в костер не подкладывать поленьев, он потухнет. Если обиды не «солить», ее не лелеять, а постараться поскорее забыть (или просто изменить свое отношение к критике, то есть принять ее к сведению), обида быстро пройдет.

Люди духовные, подвижники не только не боятся поношений, но и с радостью принимают, как будто напрашиваются на них, тем самым скрывая свои подвиги.

У святителя Феофана также находим совет, как побеждать тщеславие смирением. Одной женщине он пишет: «Не присадиться в церкви хорошо. А придет тщеславие, нарочно присядьте, чтоб сказать помыслу, когда станет тщеславиться: сидела ведь и сама. Один отец, когда пришел помысл тщеславия, что много постится, вышел рано туда, где много народу бывает, сел и начал есть хлеб».

Итак, будем помнить, что начинается тщеславие с мелочей: кому-то похвастались добрым делом, где-то с радостью приняли похвалу и лесть. А там уже недалеко до того, чтобы страсть поселилась в нашей душе. Чтобы этого не произошло, будем отслеживать тщеславие в самом начале, относиться к своей персоне критично и почаще произносить: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *