Тэр что это в строительстве
ТЕР и ФЕР при формировании сметы
14 сентября 2020 г.
При формировании сметной документации и выполнении вычислений для строительства в России применяются отечественные стандарты по расценкам на конструкции, элементы, материалы и работы. Как цифровое моделирование упрощает расчет сметы? Какой из сборников нормативов выбрать, чем они различаются и для чего предназначены?
Расценки в строительстве
При расчете сметы инженер опирается на данные сметно-нормативной базы. Он ориентируется на цены, действующие на строительную продукцию в России. Одновременно существует несколько вариантов нормативов, зафиксированных в определенных сборниках. С течением времени показатели пересматриваются и корректируются.
Одними из самых распространенных более 15 лет остаются базы ФЕР и ТЕР. Они позволяют определять стоимость элементов проекта на конкретную дату. Нормы и правила для составления сметной документации вводятся в действие Госстроем РФ, а также органами госуправления администрации отдельных регионов. При проектировании 3D-модели в BIM WIZARD поддерживается передача информации в едином формате из бим-модели в программе для автоматизированного составления сметных расчетов.
Что такое ТЕР
Аббревиатура ТЕР образована от определения «Территориальные единичные расценки», используемого в строительстве. Базовые нормативы нужны для расчета сметной стоимости в процессе разработки проекта строительства, восстановления или реконструкции объектов капитального, жилищного, промышленного и инфраструктурного назначения.
Для каждого вида работ применяются отдельные расценки. Получить информацию можно из специальных сборников. Они необходимы в том случае, если подрядчик привлекает средства областного бюджета. Заменять данные этой базы на сведения, полученные из иного источника, нельзя. Для высокоточных и сложных процессов замена на данные иных баз недопустима.
Что такое ФЕР
Аббревиатура ФЕР образована от названия «Федеральные единичные расценки». Действующая в текущем году тарифная сетка сформирована в ценах на 01.01.2000. Это основа, используемая для расчета укрупненных нормативов сметы. Она нужна для определения прямых затрат, указанных в сметной документации. Данные нужны для расчетов по завершенным строительным работам.
Для формирования базы использованы цены Московской области и нормативы ГЭСН-200. Эти данные позволяют формировать полный комплект сметной документации. Они действуют при проектировании зданий, сооружений, объектов инфраструктуры и производства.
В чём разница между ТЕР и ФЕР
Главное различие между сборниками заключается в применяемых источниках финансирования:
При использовании ТЕР регион, где зарегистрирован подрядчик, не имеет значения. При строительстве в Москве будут использованы данные ФЕР или ТСН-2201. Если строительство финансирует коммерческая организация, то заказчик и подрядчик самостоятельно определяют, какую нормативную базу использовать.
Применение ТЕР и ФЕР в сметных программах
Нормативы необходимы для расчета локальных смет и формирования комплекта сметной документации. Единичные расценки применяются без корректировок, однако учитываются коэффициенты на условия работ. Возможно внесение корректировок в процессе формирования сметы.
Уровень цен при расчете сметы может быть текущим и базисным. Инфляция и изменение стоимости материалов, работ, техники учитываются при помощи специальных индексов. При изменении коэффициентов необходимо ссылаться на использованные сборники единичных расценок. В программе для автоматизированного составления сметных расчетов в строительстве SmetaWIZARD эта информация подгружается в автоматическом режиме.
Обновления индексов ФЕР и ТЕР
В нормативных базах использован средний уровень цен и расходов по разным видам строительных работ. В отдельных случаях за эталон принимается средний уровень расходов по отрасли.
С течением времени многие процессы меняются, инфляция и кризис приводят к росту стоимости материалов, работ, конструкций. В результате индексы увеличиваются. Они не только дополняются, но и меняются. Это позволяет узнавать реальную стоимость каждого элемента.
Стадии проектирования: стадии П, РП, Р, ТЭО, ТЭР, ЭП
При заказе проектной документации важно понимать, какие стадии будут входить в ее состав. Это даст представление о продолжительности работ и затратах на их проведение. Количество стадий зависит от сложности объекта. Для базовых построек достаточно одной стадии, для сложных требуется три и более.
В рамках сегодняшней статьи мы рассмотрим основные стадии проектирования, поговорим об их направленности и специфике.
Преимущества нашей компании — решать задачи комплексно
Утверждение
архитектурно-градостроительного
облика
Проработка потенциала
земельного участка или
объекта реконструкции
Проектирование всех
стадий, разделов,
любой сложности
Согласования и
утверждение в ИСОГД
Получение разрешения
на строительство
Стадия П
На стадии П (проект) определяются градостроительные, экологические, технологические и архитектурные решения. Для проведения работ обязательно задание на проектирование. Разделы имеют умеренный объем, достаточный для обоснования используемых решений. Документ содержит сведения о строительных материалах, применяемых инструментах, требованиях к выполнению тех или иных операций.
Стадия РП
РП (рабочий проект) разрабатывается для несложных объектов. Он основан на применении типовых решений, подготавливается в сжатые сроки. На этой стадии формируется утверждаемая и рабочая документация.
Стадия Р
На стадии Р подготавливаются рабочие документы. К работам приступают после утверждения стадии П. Проектные мероприятия могут проводиться теми же или прочими специалистами. Во втором случае важно соблюдать решения, утвержденные на стадии П.
Стадия ТЭО
Технико-экономическое обоснование используемых решений. Обязательный раздел для производственных и инфраструктурных объектов. Объем раздела определяется спецификой постройки.
Стадия ТЭР
Технико-экономический расчет. Стадия аналогична ТЭО, при этом является более компактной. Она востребована при работе с типовыми линейными объектами. Расчеты проводятся в соответствии со стандартными требованиями. При их проведении учитываются параметры целевой постройки, особенности используемой техники и материалов.
Стадия ЭП
Эскизный проект отображает принципиальные решения, реализуемые в рамках объекта. Специалисты подготавливают чертежи общего вида, пояснительную записку и ведомость. Последняя содержит перечень документов, входящих в эскизный проект.
Вы можете заказать разработку любой стадии проекта
Компания IR-PROEKT разрабатывает проектные решения различной сложности. Подготавливается документация для производственных объектов, многофункциональных центров, баров и магазинов. Штатные специалисты принимают во внимание:
Работы выполняются в установленный срок. Оказывается содействие в прохождении государственной и негосударственной экспертизы.
Пять причин обратиться в IR-PROEKT.
Остались вопросы? Свяжитесь с консультантами компании. Они расскажут об особенностях сотрудничества, помогут с подготовкой ТЗ, согласуют сроки проведения работ.
Будем рады вашим заказам!
Приносим только хорошие новости
Узнавайте первыми о специальных предложениях
Все говорят про ФЕР 2020. А что же с ТЕР? Когда и где их можно применять?
Все говорят про ФЕР 2020. А что же с ТЕР? Когда и где их можно применять?
О ПРИМЕНЕНИИ ТЕР-2001 и ФЕР-2001
👉 В соответствии с Федеральным законом от 01.04.2020 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» (Начало действия документа — 01.04.2020) обращаем внимание на необходимость исключительного применения Федеральных сметных нормативов, расценок, цен, методических и других документов в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности Минстроя России в отношении расходов по государственным (муниципальным) контрактам, контрактам, источником финансового обеспечения которых являются ДОТАЦИИ НА ВЫРАВНИВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, предоставляемые на осуществление капитальных вложений, а также закупки в целях строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, главным администраторам (администраторам) средств бюджетов субъектов Российской Федерации, юридическим и физическим лицам, индивидуальным предпринимателям (с учетом положений пункта 2 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации), федеральным бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям.
💥 Для справки: Применение Территориальных единичных расценок (ТЕР), которые включены в Федеральный реестр сметных нормативов до 30 сентября 2017 года или утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до 3 июля 2016 года, допускается в отношении строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансируемых исключительно полностью за счет средств регионального (муниципального) бюджета.
👉 В случае если сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации определена c применением сметных нормативов, расценок, цен, методических и других документов в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, которые включены в федеральный реестр сметных нормативов до 30 сентября 2017 года или утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до 3 июля 2016 года, проверка достоверности определения сметной стоимости, включает в себя изучение и оценку расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия таким сметным нормативам, расценкам, ценам, методическим и другим документам в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности.
✔️ Следует обратить внимание на необходимость применения ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЕДИНИЧНЫХ РАСЦЕНОК (ФЕР) в редакции 2017 года (с учетом изменений и дополнений), а с 31 марта 2020 года – в редакции 2020 года Минстроя России в отношении расходов по государственным (муниципальным) контрактам, контрактам, источником финансового обеспечения которых являются средства Федерального бюджета Российской Федерации, в том числе следующие целевые средства:
👉 для объектов капитального строительства по адресному распределению Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов и Федеральных целевых программ (ФЦП), на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов и Федеральных целевых программ (ФЦП);
👉 государственных контрактов на выполнение работ (государственных контрактов, договоров о капитальных вложениях, договоров о проведении капитального ремонта) для обеспечения федеральных нужд, предусмотренных Федеральным Законом от 29 ноября 2018 г. № 459-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» и Федеральным Законом от 02.12.2019 № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», в том числе
— целевые средства, предоставляемые юридическим лицам на основании государственных контрактов, определенных правовыми актами федеральных органов государственной власти, Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», осуществляющих бюджетные полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, в отношении государственных контрактов, заключаемых ими и подведомственными им получателями средств федерального бюджета, предметом которых является строительство (реконструкция) объектов государственной собственности Российской Федерации, включенных в Федеральную адресную инвестиционную программу на 2020 год, а также контрактов (договоров), заключаемых в рамках их исполнения;
— субсидии, предоставляемые юридическим лицам, федеральным бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям и бюджетные инвестиции юридическим лицам из Федерального бюджета Российской Федерации на финансирование (софинансирование) капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности;
— субсидии, предоставляемые юридическим лицам из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), если источником финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) являются межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности);
— бюджетные инвестиции, предоставляемые в соответствии с концессионными соглашениями из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), если источником финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) являются межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности);
— субсидии из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний;
👉 дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из федерального бюджета, предоставляемые на осуществление капитальных вложений, а также закупки в целях строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, главным администраторам (администраторам) средств бюджетов субъектов Российской Федерации, юридическим и физическим лицам, индивидуальным предпринимателям (с учетом положений пункта 2 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации), федеральным бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям;
👉 имущественный взнос (бюджетные ассигнования) Российской Федерации в публично-правовую компанию «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства» и в уставный капитал акционерного общества «ДОМ.РФ» для осуществления мероприятий по финансированию завершения строительства объектов незавершенного строительства — многоквартирных домов и объектов инфраструктуры, средств, получаемых юридическими лицами по контрактам (договорам), заключаемым с публично-правовой компанией «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства» в рамках исполнения договоров (соглашений) о предоставлении субсидий из федерального бюджета для осуществления мероприятий по финансированию завершения строительства объектов незавершенного строительства — многоквартирных домов;
👉 финансовое обеспечение капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) за счет целевых безвозмездных поступлений от государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, государственных внебюджетных фондов, некоммерческой организации «Фонд развития моногородов»;
👉 при осуществлении деятельности по организации строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования федерального значения, переданных (подлежащих передаче) в доверительное управление в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
и других случаях, когда источником финансового обеспечения расходных обязательств, частично или полностью, являются средства федерального бюджета. При соблюдении положения об обязательной проверке получателями средств федерального бюджета, предоставившими субсидии, и органами государственного финансового контроля соблюдения целей, условий и порядка предоставления субсидий.
Выбор нормативной базы для составления смет (ФЕР, ТЕР или ТСН)
Как определиться с выбором в чем составлять сметы в ФЕР или ТЕР или ТСН. Данная статья подскажет как это сделать и в первую очередь будет полезна подрядчикам впервые начинающим работать с федеральным и муниципальными заказчиками.
Экономический кризис 2008 года в России затронул многие сферы деятельности, но строительную индустрию в большей степени. Большинство объектов, строившихся или ремонтировавшихся за счет коммерческих источников финансирования из-за отсутствия денег просто вынуждены были остановиться и в лучшем случае законсервироваться.
Но, строительство полностью не остановилось, государственный и муниципальные бюджеты хоть и в меньшем масштабе, чем ранее, но все продолжают выделять лимиты на строительство и ремонт. В связи с этим подрядные организации ранее работавшие только с коммерческими деньгами обратили свои взоры на государственные и муниципальные объекты, ведь выживать то как-то надо.
Привыкшие практически к полному отсутствию серьезного контроля за расходованием денежных средств на производство строительно-монтажных работ со стороны коммерческих заказчиков подрядчики были неприятно удивлены достаточно жестким упорядоченным контролем со стороны государственных и муниципальных заказчиков. Для многих стало открытием, что перед началом работы необходимо составлять настоящую реальную смету с указанием стоимостей материалов, работ, эксплуатации машин и механизмов и что еще более неожиданное в соответствии с этой сметой и осуществляется финансирование всех работ и отчитываться придется по полной.
Многим подрядчикам, работавшим на строительном рынке уже несколько лет пришлось разбираться, что такое строительные расценки, индексы удорожания стоимости, нормативные базы и многое другое. В связи с этим хотелось бы немного остановиться на выборе нормативной базы для расчета стоимости строительной продукции, что это такое и с чем их едят.
Итак, нормативная база сметных расчётов – это большое количество единичных расценок объединенных между собой в сборники в соответствии с их видом.
☛ Единичные расценки это совокупность ресурсов в денежном выражении (заработная плата, эксплуатация машин и механизмов, материалы и оборудование), которые необходимы для выполнения того или иного вида работ.
Единичные расценки как было сказано выше объединяются в сборники в зависимости от их вида. Сборники бывают на строительные работы, на ремонтные работы, на монтажные работы, пусконаладочные, а также на техническое обслуживание и благоустройство. Все расценки разрабатываются в базисном уровне цен (по состоянию на 1 января 2000 года) и являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей на территории Российской Федерации.
В свою очередь сборники расценок на строительные (ремонтные) работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы по уровню применения подразделяются на федеральные (ФЕР), территориальные (ТЕР), т.е. нормативные базы. Сборники ФЕР содержат расценки по всем видам работ, которые выполняются на территории Российской Федерации, и разрабатываются в основном уровне цен для 1-го базового района (Московской области).
Сборники ФЕР являются как бы отправной точкой, на основе которой и разрабатываются все сборники других регионов (ТЕР). В территориальные сборники ТЕР включаются единичные расценки, привязанные к местным условиям строительства, которые применяются при строительстве в пределах территории административного образования Российской Федерации (региона), т.е. попросту отслеживают установленный для данного региона уровень заработной платы строителей, стоимости материалов, эксплуатации машин и механизмов, а также различные климатические и иные факторы. Таким образом, ТЕР наиболее точно отражают стоимость производства строительных работ для конкретного региона, ведь понятно, что нельзя рассчитывая смету для, например Волгоградской области принять Московский уровень заработной платы строителей или стоимость песка в том регионе, где он добывается, будет значительно ниже, чем в том, куда его еще нужно привезти. В соответствии с этим в каждом регионе есть свои ТЕР (территориальные единичные расценки), за исключением города Москва.
Москва всегда выделялась и не искала легких путей, в связи, с чем московским правительством было принято решение о разработке своих сметных нормативов, которые будут позволять оценивать строительные работы только в этом городе. Так появились МТСН-98 (московские территориальные сметные нормативы в уровне цен на 1.01.1998 года). Нужно сказать, что данная база очень хорошо проработана по сравнению с ФЕР и ТЕР. Связано это с тем, что Москва денег на проработку этого вопроса не жалела и отнеслась к этому очень серьезно, так как понятно, что чем более точно качественно и количественно проработаны расценки тем более точным будет стоимостной расчет и значит меньше денег будет растворяться в воздухе, а больше идти на конкретные работы. ФЕР-2001 и ТЕР-2001 в основе своей повторили расценки из старой советской нормативной базы 1984 года (что конечно положительно не сказалось), конечно, сегодня данные расценки периодически обновляются и приводятся к современным реалиям, но все равно остаются, к сожалению далеко позади базы МТСН-98. На смену МТСН-98 в конце 2007 года пришли ТСН-2001 (территориальные сметные нормативы г. Москва), которые приведены в уровень цен на 1 января 2000 года, чтобы соответствовать общепринятой системе ценообразования на территории Российской Федерации, однако со своими значительными отличиями. Данная база еще более проработана, чем МТСН-98 и продолжает постоянно развиваться, практически ежеквартально выходит обновление данной базы, в которой какие-то расценки за ненадобностью исключаются, какие-то наоборот добавляются в связи с появлением новых технологий в строительстве. Но однозначно можно сказать, что на сегодняшний день ТСН-2001 – наиболее совершенная база сметных расценок.
☛ Итак, рассмотрев все существующие виды нормативных баз можно было бы сделать вывод, что нужно для расчетов использовать самую лучшую базу ТСН-2001, однако согласно различным постановлениям Госстроя (главного органа отвечающего за издание нормативно-правовых документов в сфере строительства и ЖКХ) применять ту или иную нормативную базу ФЕР или ТЕР или ТСН нужно в зависимости от вида бюджетного финансирования.
Таким образом, если источник финансирования производства строительно-монтажных работ федеральный или муниципальный то применяется ТЕР (территориальные единичные расценки) того региона в котором производятся эти работы, вне зависимости от того откуда подрядная организация (это значит московская организация если будет строить в Волгоградской области, то смета будет считаться по ТЕР Волгоградской области). И опять же исключения: если источник финансирования работ федеральный, но стройка проводится в Москве, то применяются ФЕР-2001 (с использованием индексов удорожания специально разработанных для г. Москва), а если в Москве проводятся работы за счет муниципального бюджета города Москва, то обязательны к применению ТСН-2001.
В случае использования коммерческих источников финансирования работ сметная нормативная база определяется на выбор по согласованию между заказчиком и подрядчиком, а может использоваться и вообще коммерческие расценки, хотя последние время практически больше крупных и средних коммерческих заказчиков переходят на ту или иную нормативную базу, отказываясь от применения часто не чем не обоснованных коммерческих цен.
Поэтому, прежде чем определиться, в каких сметных нормативах составлять смету, нужно понять, какой вариант будет наиболее приемлемым для заказчика и исполнителя.