сколько голов крс можно содержать в личном подсобном хозяйстве

Ограничение поголовья на лпх.

сколько голов крс можно содержать в личном подсобном хозяйстве

Скорее всего при увеличении поголовья должен увеличиваться разрыв до жилых помещений.

сколько голов крс можно содержать в личном подсобном хозяйстве

Все правильно. На определенную площадь земельного участка определенное количество животных, исходя из максимального размера земельного участка, предоставляемого под ЛПХ. Обычно это 0,5 га в черте населенного пункта.

Совместная закупка хвойных и лиственных в мультиплатах по 23 рубля осень 2021https://fermer.ru/blog/15245/sz-rozy-2019-ot-ii-335699
Скайп Radasim2

сколько голов крс можно содержать в личном подсобном хозяйстве

Мне лично нравится то, что хотя бы какие-то вопросы могут решаться местными властями, учитывая локальную специфику.

Еще больше мне это нравится тем, что я могу лично подойти в администрацию и попросить (или потребовать сколько голов крс можно содержать в личном подсобном хозяйстве) внести изменения в «отдельные нормативные акты». Или хотя бы вынести этот вопрос на общественные слушания.

Любовь, вы в деревне живете или что у вас? Дачный поселок какой? В округе много кто держит скотину?

сколько голов крс можно содержать в личном подсобном хозяйстве

кого-то штрафовали уже за переносные курятники перед домами.

сколько голов крс можно содержать в личном подсобном хозяйстве

сколько голов крс можно содержать в личном подсобном хозяйстве

Эти сан нормы уже давно, просто «коммерсанты от ЛПХ» готовы на своих нескольких сотках чуть ли не конезаводы строить. Вот администрации и приходится памятки выдавать

сколько голов крс можно содержать в личном подсобном хозяйстве

просто «коммерсанты от ЛПХ» готовы на своих нескольких сотках чуть ли не конезаводы строить.

С этим согласна, примеров куча.

сколько голов крс можно содержать в личном подсобном хозяйстве

Да это все нормы содержания. Это не ограничение поголовья в ЛПХ. Скорее сан.вет требования (может быть есть еще и Правила благоустройства населенного пункта что устанавливают)
А списаны приведенные Вами «нормы» исключительно с федеральных, устанавливающих расстояния до жилья в зависимости от численности.

Например вот это по хрюшкам от Минсельхоза.

Такие же есть и по КРС/МРС и т.д.

сколько голов крс можно содержать в личном подсобном хозяйстве

Эти сан нормы уже давно, просто «коммерсанты от ЛПХ» готовы на своих нескольких сотках чуть ли не конезаводы строить. Вот администрации и приходится памятки выдавать

Абсолютно верно. Ибо наф вообще тогда администрация нужна. Законы у нас в думе принимаются и в министерствах разрабатываются. Нормальный глава всегда готов вплоть до лично рассмотреть тот или иной вопрос. А нет, так вот такие памятки или вообще какое-то отсебятина.

сколько голов крс можно содержать в личном подсобном хозяйстве

здравая оценка положения дел

Ну да. «здравая» оценка, глянул я на эти яндекс блоги. такое впечатление что школьники соревнуются кто большую чушь напишут

сколько голов крс можно содержать в личном подсобном хозяйстве

— по поводу ЛПХ, здравая оценка положения дел де юро на сегодня.

Совместная закупка хвойных и лиственных в мультиплатах по 23 рубля осень 2021https://fermer.ru/blog/15245/sz-rozy-2019-ot-ii-335699
Скайп Radasim2

Увы, везде всё решается абсолютно по разному, как показывает как раз та самая практика. Более того, из-за того, что текущие законодательные акты не регулируют предмет более конкретно, решения на местах абсолютно разные и порой просто изощренные. Ну и с появлением СЗ, решения эти порой просто уникальные и кое-кто просто пользуется положением дел =) У ведь тоже СЗ уже теперь и скажу больше, при его наличии можно параллельно участвовать и быть участником других правовых форм.

Источник

Внимание!

Портал работает в тестовом режиме!

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.

Ошибка!

Неизвестная ошибка. Пожалуйста свяжитесь с нами и опишите последовательность действий которые привели к данному сообщению.

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

Клавиатура:

Обновлено 7 часов назад

Какие меры можно применить к владельцам сельскохозяйственных животных, которые при содержании этих животных в своих личных подсобных хозяйствах нарушают права и интересы соседей?

Вопрос: какие меры можно применить к владельцам сельскохозяйственных животных, которые при содержании этих животных в своих личных подсобных хозяйствах нарушают права и интересы соседей?

Ответ: в соответствии с Законом Российской Федерации от 14.05.1993
№ 4979-1 «О ветеринарии» ветеринарные правила содержания животных устанавливают требования к условиям содержания животных, а также требования к осуществлению мероприятий по карантинированию животных, обязательным профилактическим мероприятиям и диагностическим исследованиям животных. Ветеринарные правила содержания животных утверждаются применительно к отдельным видам животных и целям их содержания.

В настоящее время ветеринарным законодательством регламентирован порядок содержания свиней, крупного рогатого скота и сельскохозяйственной птицы.

В частности, ветеринарные правила содержания свиней, крупного рогатого скота и сельскохозяйственной птицы содержат требования к минимальным расстояниям при размещении строений для содержания животных на территории хозяйства, условиям содержания животных и порядку проведения специальных ветеринарных мероприятий, направленных на недопущение возникновения и распространения заразных болезней, в том числе общих для человека и животных.

При этом необходимо отметить, что одной из основных задач ветеринарии
в Российской Федерации является именно защита населения и животных
от факторов биологической опасности вирусного и бактериального происхождения.

В случае нарушения владельцами личных подсобных хозяйств требований ветеринарных правил содержания животных должностными лицами управления ветеринарии Правительства края применяются меры к понуждению владельцев животных выполнять требования законодательства, а также применяются меры административного воздействия.

Дополнительно разъясняем, что положения Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 17, ст. 42), Гражданского кодекса Российской Федерации
(ст. 209) и Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 10) регулируют отношения
в сфере защиты прав и законных интересов граждан, в том числе при ограничении права граждан на использование принадлежащего им земельного участка,
на возмещение ущерба, причиненного здоровью вследствие нарушения благоприятных условий проживания.

Отношения по устранению препятствий в пользовании принадлежащим имуществом и восстановлению прав на благоприятные условия проживания носят гражданско-правовой характер исключительно между лицом, чьи права нарушены, и лицом, действиями (бездействием) которого нарушаются эти права. Управление не наделено полномочиями по защите прав, свобод и законных интересов граждан, чьи права нарушены; в целях восстановления своих прав и законных интересов такие лица могут обратиться в суд.

Источник

Ведение личного подсобного хозяйства при заключении социального контракта

Постановлением Правительства Свердловской области от 17.06.2021 № 364-ПП утверждены нормативы чистого дохода в стоимостном выражении от реализации полученных в личном подсобном хозяйстве плодов и продукции, что дает жителям Свердловской области возможность заключать социальные контракты на ведение личного подсобного хозяйства.

Социальный контракт – это двухстороннее соглашение между гражданином и Управлением социальной политики, в соответствии с которым Управление обязуется предоставить гражданину государственную социальную помощь, а гражданин обязуется реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации. Социальный контракт оказывается гражданам в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

ВЕДЕНИЕ ЛИЧНОГО ПОДСОБНОГО ХОЗЯЙСТВА является одним из мероприятий по реализации социального контракта

Единовременная выплата предусмотрена в сумме затрат на мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, прилагаемой к социальному контракту, но не более 100000 рублей.

Личное подсобное хозяйство – это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

В целях реализации социального контракта по мероприятию «Ведение личного подсобного хозяйства» гражданин вправе приобретать виды плодов и продукции, предусмотренные указанными нормативами.

Важно. Право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, у которых имеются земельные участки, имеющие назначение «для ведения личного подсобного хозяйства».

Учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

Гражданин, с которым заключен социальный контракт, обязан:

Продукция растениеводства
Продукция садов, виноградников, многолетних насаждений
Продукция скотоводства
Продукция крупного рогатого скота
Продукция свиноводства
Продукция овцеводства и козоводства
Продукция птицеводства (все виды сельскохозяйственной птицы)
Продукция пчеловодства

Постановлением Правительства Свердловской области от 17.06.2021 N 364-ПП
утвержден норматив чистого дохода в стоимостном выражении от реализации полученных в личном подсобном хозяйстве плодов и продукции:

Продукция растениеводства, полученная с земельного участка площадью 0,01 га:

Продукция животноводства и птицеводства, полученная:

от одной головы крупного рогатого скота молочного направления

Вид плодов и продукции, произведенных в личном подсобном хозяйстве, от реализации которых получен доходНорматив чистого дохода в стоимостном выражении (рублей в год)
от одной головы крупного рогатого скота мясного направления9390,27
от одной свиньи3906,21
от одной сельскохозяйственной птицы62,40
от одной овцы и козы577,76
от одной пчелосемьи3390,00

Заявление и документы для назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта подаются в Управление социальной политики по месту жительства гражданина, в том числе через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Выплата пособия производится с использованием Единой социальной карты или через организации почтовой связи. Единую социальную карту можно оформить в ПАО «СКБ-банк» и в АО «Почта Банк».

Более подробную информацию Вы можете получить по телефону: (343) 227-85-86, добавочные номера: 302, 305, 330

Ждем Вас по адресу: г.Екатеринбург, ул. Шейнкмана. 22, кабинеты 204, 305, 307

Приемные дни: понедельник и среда с 9-00 до 17-00, перерыв с 13-00 до 14-00

Источник

ПРАВИЛА содержания сельскохозяйственных (продуктивных) животных в личных подсобных хозяйствах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, у индивидуальных предпринимателей на территории Краснодарского края 03.05.2018

1. Общие положения

1.1. Настоящие правила содержания сельскохозяйственных (продуктивных) животных в личных подсобных хозяйствах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, у индивидуальных предпринимателей на территории Краснодарского края (далее – Правила) разработаны в соответствии с федеральным законодательством в области охраны здоровья граждан, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны общественного порядка, ветеринарии, гражданским законодательством, иными федеральными и краевыми нормативными правовыми актами.

При содержании сельскохозяйственных (продуктивных) животных за чертой населенных пунктов, а также для крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, занимающихся разведением сельскохозяйственных (продуктивных) животных для промышленной переработки и реализации, действуют соответствующие правила для сельскохозяйственных предприятий.

1.3. Настоящие Правила устанавливают права и обязанности Владельцев, основные требования к комплексу организационно-хозяйственных, зоотехнических, профилактических, противоэпизоотических, ветеринарно-санитарных мероприятий, соблюдение и выполнение которых должно обеспечить полноценное содержание сельскохозяйственных (продуктивных) животных Владельцами, а также получение качественной продукции животного происхождения, предупреждение и ликвидацию заразных и незаразных болезней, в том числе, общих для человека и животных.

2. Основные понятия

В настоящих Правилах использованы следующие понятия:

2.2. Содержание и разведение животных – действия, совершаемые Владельцами животных для сохранения жизни животных, их физического и психического здоровья, получения полноценного потомства при соблюдении ветеринарно-санитарных норм, получения качественной продукции животного происхождения, а также обеспечения общественного порядка и безопасности граждан и других животных.

2.3. Условия содержания животных – совокупность оптимальных условий эксплуатации животных: гигиеничных помещений, обеспечивающих благоприятный микроклимат; безвредных для здоровья животных машин и механизмов, применяемых при их обслуживании; целесообразное формирование групп животных по численности, полу и возрасту.

3. Регистрация и учет животных

3.1. Животные, содержащиеся в хозяйствах Владельцев, подлежат учету в органах местного самоуправления (администрациях сельских поселений) путем внесения записи в похозяйственную книгу администрации городского или сельского поселения.

Записи в книгу производятся должностными лицами органов местного самоуправления (администраций сельских поселений) на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе членами хозяйств. Сведения собираются ежегодно по состоянию на 1 июля путем сплошного обхода хозяйств и опроса членов хозяйств в период с 1 по 15 июля.

В государственных учреждениях ветеринарии Краснодарского края по месту нахождения животных производится регистрация лошадей, верблюдов, крупного и мелкого рогатого скота, свиней, согласно требованиям ветеринарных правил, в течение двух месяцев с момента их рождения, и 30 дней с момента их приобретения или перемены места их нахождения.

Владельцы племенного поголовья крупных животных (лошадей, верблюдов, крупного и мелкого рогатого скота, свиней) обязаны вести внутрихозяйственный учет животных.

Учет лошадей, верблюдов, крупного и мелкого рогатого скота, свиней в ветеринарных учреждениях осуществляется путем регистрации присвоенных животным инвентарных номеров.

3.2. Крупный рогатый скот, лошади, свиньи, овцы и козы с двухмесячного возраста должны быть пронумерованы (идентифицированы) Владельцем любым доступным методом. В качестве идентификационного номера может применяться бирка, номерная татуировка, вживление микрочипа, выжигание на рогах, ошейник – номерной ремень или нумерация жидким азотом.

Присвоение животным инвентарных номеров (мечение животных) производится Владельцами животных. В случае невозможности мечения животных силами Владельцев данная процедура производится подразделениями государственной ветеринарной службы по месту фактического нахождения животных на платной основе.

Идентификационный номер должен сохраняться на протяжении всей жизни животного и обеспечить возможность его прочтения.

3.3. Для снятия животного с инвентарным номером с учета Владелец информирует подразделение государственной ветеринарной службы по месту фактического нахождения животного о выбытии животного (продажа, пропажа, гибель, передача другому лицу).

4. Порядок и условия содержания животных

4.1. Обязательным условием содержания животных в хозяйствах является соблюдение санитарно-гигиенических, ветеринарно-санитарных правил и норм, общепринятых принципов гуманного отношения к животным, а также недопущение неблагоприятного физического, санитарного и психологического воздействия на человека со стороны животных.

4.2. В целях предупреждения болезней Владельцы животных обязаны обеспечить оптимальные условия содержания животных и чистоту на всех животноводческих объектах.

4.3. Владельцы свинопоголовья обязаны обеспечить его безвыгульное содержание в закрытом для доступа диких птиц помещении или под навесами, исключающее контакт с другими животными и доступ посторонних лиц.

4.4. Строительство хозяйственных построек для содержания и разведения животных необходимо производить с соблюдением градостроительных, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

4.5. При строительстве хозяйственных построек для содержания и разведения животных необходимо руководствоваться «Нормативами градостроительного проектирования Краснодарского края», утвержденными Постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 24 июня 2009 года № 1381-П, согласно которым определены расстояния от мест содержания животных до жилых помещений. В соответствии с п. 2.2.80 вышеуказанных нормативов в личных подсобных хозяйствах граждан расстояния от помещений и выгулов (вольеров, навесов, загонов) для содержания и разведения животных до окон жилых помещений и кухонь должны быть не менее указанных в таблице 1:

Нормативный

разрыв, не менее, метров

Поголовье, голов, не более

Источник

Разведение коров, свиней и кур на дачном участке: поставлена ли точка в этом вопросе

сколько голов крс можно содержать в личном подсобном хозяйстве
lifeonwhite / Depositphotos.com

Несмотря на то что летний сезон закончился, вопрос использования дачниками своих земельных участков остается актуальным – ведь многие граждане приобретают дачные участки не только для того, чтобы летом больше времени проводить на природе, но и для того, чтобы обзавестись своим маленьким хозяйством – завести кур, кроликов, мелкий рогатый скот и обеспечить свою семью свежими домашними продуктами. Хотя немногие знают, что по российскому законодательству не на всех земельных участках допускается разведение домашних животных и птиц, причем независимо от того, для каких целей это делается – для собственных нужд или для последующей продажи.

Напомним, п. 2 ст. 260 Гражданского кодекса предусматривает, что на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться только в пределах, определяемых его целевым назначением. А ст. 42 Земельного кодекса в числе главных обязанностей собственников земельных участков содержит обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением. Нарушение этих правил грозит привлечением к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель или разрешенным использованием с наложением штрафа, минимальная сумма которого для граждан составляет 10 тыс. руб.

При этом в судебной практике уже встречаются решения, касающиеся этого вопроса. Два из них недавно дошли и до Верховного Суда Российской Федерации.

Грамотно и быстро составить исковое заявление в суд помогут юристы – партнеры компании «Гарант».

Собственник земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования «для садоводства» решил заняться разведением на своем дачном участке кур и уток. Он обустроил курятник и несколько лет подряд выращивал домашних птиц для последующей реализации яиц жителям садоводческого некоммерческого товарищества. Но это не понравилось владельцу смежного земельного участка. «На протяжении всего времени на земельном участке была грязь, разбросан корм для птицы, летали мухи», – жаловалась соседка, которая в итоге подала исковое заявление в суд.

По факту жалобы была назначена внеплановая документарная и выездная проверка на предмет соблюдения земельного законодательства, и по результатам обследования земельного участка установлено содержание на нем кур и уток. Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении собственника земельного участка дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого нарушителю был назначен штраф в размере 10 тыс. руб.

Собственник земельного участка не согласился с назначенным наказанием и решил обжаловать в суде постановление заместителя главного государственного инспектора области по использованию и охране земель. Он отвергал сделанные должностным лицом выводы о нецелевом использовании земельного участка, поскольку, по его словам, домашнюю птицу выращивал в небольшом количестве (на момент проверки – 40 уток и 25 кур) и исключительно для личных нужд, а в Уставе садоводческого некоммерческого товарищества, на территории которого находится земельный участок, не значился запрет на содержание домашних животных и птиц. Но суд не согласился с доводами нарушителя.

Исследовав представленный материал, оценив доводы заявителя и ответчика, показания свидетелей, районный суд пришел к выводу, что факт нарушения целевого использования земельного участка все-таки имел место. Суд оставил решение о привлечении к административной ответственности без изменения, а поданную жалобу – без удовлетворения, обосновав свое решение тем, что:

Более того, свидетельские показания и проведенная проверка подтвердили факт разведения домашней птицы на земельном участке, который не предназначен для этих целей. Напомним, п. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ допускает использование земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства). А в соответствии с действовавшим на момент выявления правонарушения Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» в содержание такого вида разрешенного использования земельных участков, как сельскохозяйственное использование, включены садоводство, подразумевающее осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур, а также птицеводство, которое предполагает осуществление хозяйственной деятельности, связанной в том числе с разведением домашних пород птиц.

При этом п. 13 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» допускает возможность изменения по заявлению правообладателя вида разрешенного использования земельного участка по решению органа государственной власти или местного самоуправления об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором. Такое решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.

Однако действий, направленных на изменение вида разрешенного использования земельного участка, заявитель не предпринимал и на момент совершения административного правонарушения с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка не обращался. А следовательно, должен был соблюдать и нести бремя ответственности за содержание и использование участка в соответствии с разрешенным видом использования.

Таким образом, суд не нашел оснований для отмены принятого должностным лицом административного органа постановления по делу об административном правонарушении и оставил его без изменения, а поданную жалобу – без удовлетворения.

Но на этом история не закончилась – заявитель решил обжаловать решение районного суда в областной суд. Тот, в свою очередь, поддержал выводы нижестоящего суда и отметил, что довод заявителя о том, что действующее законодательство РФ не содержит запрета на содержание домашних животных на дачном земельном участке с разрешенным видом использования «для садоводства» основан на неправильном толковании правовых норм, поскольку ч. 2 ст. 260 ГК РФ и п. 2 ст. 7 и ст. 42 Земельного кодекса РФ прямо запрещают использование земельного участка не по целевому назначению. Земельный участок находится на территории СНТ с разрешенным видом его использования «для садоводства», но не для личного подсобного хозяйства, обратил внимание суд. Следовательно, в рассматриваемом случае собственник не должен был использовать его для содержания домашней птицы.

Впоследствии к аналогичным выводам пришел и кассационный суд. «Доводы жалобы, поданной в кассационный суд общей юрисдикции, направлены на субъективное толкование норм КоАП РФ и не опровергают наличие в действиях названного лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ», – подчеркнул он, добавив, что нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых процессуальных актов, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено, и нормы материального права применены правильно.

Выводы Верховного Суда Российской Федерации, отраженные в Постановлении ВС РФ от 2 августа 2021 г. № 16-АД21-6-К4, основываются на тех же правовых нормах, что и тезисы нижестоящих судов. Суд указывает, что п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ предусматривает дифференциацию земель в Российской Федерации по целевому назначению и их использование в соответствии с установленным для них целевым назначением. «Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования», – подчеркивает Суд. При этом ст. 42 Земельного кодекса РФ обязывает собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, в числе прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также выполнять иные требования, предусмотренные федеральным законодательством.

Также ВС РФ напомнил о неоднократном указании Конституционного Суда Российской Федерации на то, что Земельный кодекс РФ в порядке реализации положений ч. 1 ст. 9 и ч. 1-2 ст. 36 Конституции РФ закрепляет в качестве основного принципа земельного законодательства принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Этот принцип направлен на обеспечение эффективного использования и одновременно охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды. И положения ст. 42 Земельного кодекса РФ об обязанности собственников использовать земельные участки в соответствии с разрешенным видом использования и целевым назначением как раз способствуют реализации указанного принципа.

Суд признал, что факт использования для содержания птицы земельного участка, отнесенного к категории земель сельскохозяйственного назначения с установленным видом разрешенного использования «для садоводства», доказан. Он подтвержден материалами дела, в частности, актом проверки, фототаблицами, выпиской из ЕГРН, протоколом об административном правонарушении и иными доказательствами, которые признаны допустимыми, достоверными и достаточными для разрешения дела. Поэтому привлечение к ответственности Суд признал обоснованным, указав на то, что иная оценка лицом, привлекаемым к административной ответственности, представленных доказательств, установленных на их основании обстоятельств дела, не свидетельствует об ошибочности выводов и незаконности вынесенных по делу решений.

При этом административное наказание назначено в пределах, предусмотренных санкцией ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ. Напомним, эта статья в качестве наказания для граждан за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, предусматривает наложение административного штрафа в размере 0,5-1% кадастровой стоимости земельного участка – в случае, если кадастровая стоимость определена, но не менее 10 тыс. руб.

Обстоятельств, которые могли бы повлечь отмену или изменение обжалуемых актов, ВС РФ не установил. В результате он оставил постановление заместителя главного государственного инспектора области по использованию и охране земель и решения нижестоящих судов без изменения, а жалобу заявителя – без удовлетворения.

Однако в судебной практике имеется и более свежее решение ВС РФ – Постановление ВС РФ от 30 августа 2021 г. № 89-АД21-10-К7, которое содержит несколько иную позицию относительно возможности использования земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования «для ведения садоводства и огородничества» для разведения мелкого рогатого скота и домашней птицы.

В ходе проверки было выявлено, что на принадлежащем гражданину на праве собственности земельном участке, относящемся к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для садоводства и огородничества» помимо жилого дома расположены нежилые строения, в которых содержатся сельскохозяйственные животные (корова, теленок, свиньи) и домашние птицы (курицы, индюки). Надзорный орган посчитал это нарушением целевого использования земельного участка и привлек собственника к ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, назначив при этом штраф в сумме 10 тыс. руб.

Это решение было обжаловано в районный суд. В своей жалобе собственник земельного участка просил отменить постановление должностного лица и прекратить производство по делу, а также взыскать моральный ущерб, нанесенный ему областным органом земельного надзора. Он пояснял, что его земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, на нем построен жилой дом, в котором проживает семья собственника, и возведены стайки для сельскохозяйственных животных. Он обратил внимание на то, что действовавший на тот момент Приказ Минэкономразвития России от 9 августа 2018 г. № 418 среди разрешенных видов использования дачного земельного участка для лиц, ведущих садоводство и огородничество для личных нужд, предусматривал в том числе скотоводство, свиноводство, птицеводство, животноводство и т. д. А следовательно, в его действиях по разведению животных и птиц на земельном участке нет состава вменяемого административного правонарушения. Но такие аргументы районный суд не поддержал.

Проверив дело, ознакомившись с доводами жалобы и выслушав участников процесса, судья районного суда пришел к выводу, что имело место нарушение нормативного положения об использовании земельного участка в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.

Так, принимая во внимание, что п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540, суд отметил, что вид разрешенного использования «ведение огородничества» предполагает осуществление отдыха и выращивание гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур, размещение не являющихся объектами недвижимости хозяйственных построек для хранения инвентаря и урожая, а вид разрешенного использования «ведение садоводства» – осуществление отдыха и выращивание гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур, размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования, хозяйственных построек и гаражей. «На земельном участке с видом разрешенного использования «для садоводства и огородничества» не предусмотрено содержание сельскохозяйственных животных и домашней птицы», – отметил суд в своем решении. Он постановил оставить без изменения постановление заместителя главного государственного инспектора области по использованию и охране земель по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, а жалобу заявителя – без удовлетворения.

Указанное решение было обжаловано в областной суд – заявитель указал на то, что районный суд не учел при вынесении решения целевое использование земельного участка, то есть основные виды разрешенного использования, зависящие от категории земельного участка и зонирования территории. Ведь на земельном участке построен жилой дом, баня, теплицы, стайки для содержания животных и птиц, имеются плодовые деревья, грядки, при этом вред земельному участку как природному объекту не наносится. А в ст. 42 Земельного кодекса РФ не содержится запрета на содержание и разведение домашних животных и домашних птиц для личных нужд с соблюдением санитарных, ветеринарных и градостроительных норм в законном строении на землях категории сельхозназначения. И в целом он считает, что для использования земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования «для садоводства и огородничества» для содержания животных и домашних птиц достаточно использовать участок по его целевому назначению, зависящему от категории земли.

Но областной суд, проанализировав соответствующие нормы Земельного кодекса РФ и Градостроительного кодекса РФ, пришел к выводу, что выбор вида разрешенного использования земельного участка из числа всех допустимых для категории, к которой относится земельный участок, подлежит оформлению в установленном законом порядке. А сам факт отнесения земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения не свидетельствует о возможности его использования для разведения и содержания мелкого скота и птицы, не предусмотренного установленными видами разрешенного использования. «Доводы об отсутствии запрета на содержание мелкого скота и птиц на участке, предназначенном для садоводства и огородничества, а также об отсутствии сведений о нанесении вреда животным и птицам, не могут являться основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, поскольку в данном случае юридически значимым обстоятельством считается использование земельного участка не в соответствии с его разрешенным использованием, которое в рассматриваемом случае не предусматривает возможность использования его для указанного вида деятельности», – подчеркнул суд в обоснование своей точки зрения об отсутствии оснований для отмены решения районного суда.

Не нашел оснований для удовлетворения жалобы заявителя и кассационный суд, который, в частности, сослался на Постановление КС РФ от 14 апреля 2008 г. № 7-П, согласно которому в земельном законодательстве и в законодательстве о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан сохранен принцип целевого использования садового земельного участка. Кроме того, суд напомнил, что такие виды разрешенного использования земельных участков, как «садовый земельный участок», «для садоводства», «для ведения садоводства», «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства» и «для дачного строительства», содержащиеся в ЕГРН или указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными, а земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками.

Более того, градостроительный регламент, установленный для соответствующей территориальной зоны, также не допускает возможности осуществления в этой зоне птицеводства и скотоводства. Не предполагает такой деятельности и указание на возможность возведения хозяйственных построек как вспомогательный вид разрешенного использования земельного участка, поскольку к последним в соответствии со ст. 3 Закона № 217-ФЗ относятся сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы и другие сооружения и постройки, в том числе временные, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд.

Однако ВС РФ посмотрел на рассматриваемую ситуацию иначе – он посчитал выводы судебных инстанций преждевременными, поскольку:

В своих выводах ВС РФ делает акцент на позиции КС РФ, выраженной в Постановлении от 16 октября 2020 г. № 42-П, согласно которой впредь до внесения в законодательство необходимых изменений собственники (правообладатели) земельных участков не могут быть принуждены к внесению каких-либо сведений в ЕГРН в случае, когда они в дополнение к основному виду разрешенного использования принадлежащих им земельных участков самостоятельно выбирают вспомогательный вид их разрешенного использования. Конституционно-правовой смысл рассматриваемых норм предполагает, что неопределенность действующего правового регулирования в вопросе внесения таких сведений порождает неопределенность и в вопросе о возможности привлечения собственника к административной ответственности за использование земельного участка не по целевому назначению.

В результате рассмотрения жалобы ВС РФ постановил отменить решения нижестоящих судов и направить дело об административном правонарушении по факту нецелевого использования земельного участка на новое рассмотрение в районный суд, предписав проверить доводы, в том числе со ссылками на конституционно-правовой смысл норм, выявленный КС РФ в Постановлении № 42-П, а также судебные акты, принятые по делу по иску администрации муниципального района к собственнику земельного участка о признании строения самовольной постройкой и об обязанности произвести ее снос.

Таким образом, на уровне высших судов точка в вопросе о возможности разведения домашнего скота и домашних птиц на землях, предназначенных для ведения огородничества и садоводства, еще не поставлена. Пока очевидно только то, что при рассмотрении подобных дел имеет значение тот факт, использовался ли земельный участок по прямому целевому назначению или нет, и являлось ли разведение животных и птиц допустимым в рамках дополнительного вида разрешенного использования земельного участка. Кроме того, суды должны брать в расчет конституционно-правовой смысл норм, касающихся использования земельных участков по целевому назначению.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *