сколько детям можно сидеть в интернете

Дети и смартфоны: сколько времени детям можно «сидеть» в телефоне?

Специалисты из Университета Мёрдока провели исследование, в результате которого выяснилось, что продолжительный просмотр телевизора в возрасте 8-9 лет оказывает влияние на развитие навыков чтения, что может стать причиной отставания в обучении в четыре месяца к 10-11 годам. Выводы экспертов прокомментировала детский и семейный психолог Олеся Покусаева.

сколько детям можно сидеть в интернете

«В последнее время становится всё больше детей с диагнозами гиперактивности и тревожности. Они не могут сосредоточиться, не могут читать, не могут долго находиться в школе. Мы связываем это в том числе и с увлечением гаджетами.

Телевизор уже отходит на второй план, на первый план выходят гаджеты, компьютеры, планшеты, приставки и так далее.

Родителям становится гораздо проще занимать детей и происходит это уже с очень раннего возраста. Я вижу, например, что ребёнку ещё и года нет, а у него уже в руках планшет или смартфон родителей. Понятно, что он не читает и в игрушки ещё не играет, но пальчиками кнопочки нажимает. Если мы говорим о детях 2-3 лет, то они совершенно спокойно находят себе ролики в YouTube.

Как это отражается на развитии ребёнка?

Всё это действительно сказывается на развитии. Гаджеты могут развивать. Вопрос в количестве времени, которое ребёнок проводит за ними.

За визуальную обработку (картинки, звук, переключение кадров) отвечает почти половина головного мозга. Если у нас половина мозга занята обработкой мультфильма, то, естественно, мы не можем нормально питаться или заниматься чем-то ещё.

Сколько времени в день дети могут проводить с гаджетами?

10-15-лет назад были нормы, согласно которым, дети до 5-6 лет могут проводить за компьютером не более 1-1,5 часов в день. Это именно нагрузка на визуальный ряд, на психику ребёнка.

Если мы говорим о школьниках с 7 до 9 лет, то им также можно проводить за гаджетами не более 1,5 часов, причём не каждый день, так как они уже ходят в школу, у них есть масса другой информации, социальные контакты. В принципе, 30-40 минут в день вполне достаточно. Это время можно увеличить максимум до 1,5 часов, но с перерывом.

Просмотр фильмов и мультфильмов должен быть закончен за 2 часа до сна, иначе мозг начинает во сне обрабатывать полученную информацию. Естественно, ребёнок в таком случае ночью не отдыхает.

Поэтому последствий достаточно много. Они ещё далеко не все изучены.

Сейчас, когда начался учебный год, ребёнку нужно как можно меньше сидеть в телефоне. В настоящее время идёт период адаптации после летних каникул. Обычно он занимает 1,5 месяца.

Учитывая, что с марта у детей не было полноценного обучения, адаптация будет длиться ещё дольше, поэтому гаджеты желательно давать только в выходные на 1-2 часа, чтобы потом не было проблем в обучении», — заключила эксперт.

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

Компьютерной зависимости у ребенка не будет, если… 5 шагов

Как отобрать у ребенка планшет? Начать с себя

В течение учебного года родителям обычно удается контролировать время, проведенное ребенком за компьютером или планшетом: школьные будни плотно заполнены тренировками, репетиторами, уроками. Летом большим спросом пользуются детские лагеря «без гаджетов». Если же ребенок предоставлен сам себе, без умения самостоятельно контролировать компьютерное время никак не обойтись. Как действовать родителям с самого детства, чтобы избежать компьютерной зависимости у подростка? Рассказывает Жанна Засыпкина, перинатальный и семейный психолог, зам. главного врача клиники Маршака по реабилитационной работе.

сколько детям можно сидеть в интернете

Стоит понимать, что мира без «цифры» уже не будет. Он изменился навсегда и сделал это очень быстро. Мы же не можем измениться в одночасье. Так же, как не можем не признать тот факт, что гаджеты прочно вошли в нашу жизнь — и странно в отношении детей накладывать на них мораторий. С другой стороны, интернет, телефон и скайп отняли у нас и наших детей возможность живого общения. Отсюда — огромное количество нервных расстройств, депрессий среди подростков и молодых людей. Увы, многие из них не просто одиноки — они не научились коммуникации.

Поэтому что бы ни говорили про наступление эпохи гаджетов, про то, что «дети теперь другие», стоит все же понимать: здорового общения с семьей, обретения реальных друзей и социальных связей, познания мира через визуальное и сенсорное восприятие никто не отменял. Итак, что важно помнить, занимая малыша игрой на планшете или покупая ребенку смартфон?

Ограничивать компьютерное время для ребенка — ваша обязанность

У детей нет чувства опасности, они не способны понять, почему в их возрасте проводить много времени за планшетом — вредно для здоровья. Вы и только вы, будучи взрослым зрелым человеком, можете взять на себя ответственность и регламентировать «общение» с гаджетами. Не ругать, не запрещать, а объяснять и устанавливать четкое время для игр.

Чтобы избежать компьютерной зависимости, начните с себя

Вы злитесь, что ребенок весь вечер играет в «Майнкрафт», но обратите внимание, чем в это время занимаетесь вы. Наверняка то в фейсбук заглянете, то в инстаграм фото запостите, то почту проверите. Плюс, я уверена, продолжаете еще и деловую переписку (а когда ж еще, если надо срочно). Или даже работаете до 12 ночи, и для вас это нормальный график.

Это все очень понятно — тех же детей нужно кормить, одевать, обучать, то есть без работы никуда. Но я все же предлагаю воспитывать в себе и собственной семье культуру общения и культуру взаимодействия с гаджетами. А именно: не тащить домой работу. Не сидеть вечерами, уткнувшись в компьютер или мессенджер. Проводить досуг с семьей — рассказывать друг другу, как прошел день, печь хлеб или просто ничего не делать.

Попробуйте один вечер вообще не брать в руки телефон. Сначала будет сложно, но вскоре вы поймете, как много всего упускаете, отвлекаясь на сообщения. Если вас беспокоят по работе, вспомните про личные границы. Их важно отстаивать. Вас не имеют права беспокоить во внерабочее время. Это время для себя, семьи, хобби.

Сколько можно играть на компьютере и планшете детям?

Итак, вы регламентировали свое время общения с гаджетами дома. Теперь можно приступать к детям. Они, кстати, уже настроены на правильную волну — видят, что вы открыты для общения. Что проводить досуг можно, не только сидя в телефоне.

До трех лет детям вообще нельзя давать гаджеты. В этом возрасте малыш должен познавать мир, исходя из практического опыта: из того, что он видит, слышит, ощущает, осязает. И первое впечатление от мира должно быть реальным, а не виртуальным. Компьютер, как вы понимаете, стирает эти границы.

сколько детям можно сидеть в интернете

С трех лет (хотя есть и такие специалисты, которые категорически запрещают давать ребенку планшет до семи лет), так уж и быть, но опять же дозированно. Я думаю, запрет — неверная мера. Нужно понимать, в какое время мы живем. Невозможно запретить то, что уже вокруг и внутри нас. Вот попробуйте запретить себе мобильный телефон со всеми его приложениями и соцсетями.

С детьми до 7 лет я бы посоветовала следующее:

С 7 до 12 лет присутствие гаджета в жизни ребенка вполне можно увеличить до полутора часов в день. Важно, не давать детям играть перед сном — лучше обсудить, как прошел день, поделиться своими новостями, почитать, пообниматься.

Один день в неделю стоит сделать gadjet free. Посвятите его общению с семьей и друзьями. Помните о том, что вы сами в этот день также не должны «уходить» в телефон.

К 12-13 годам, когда начнется переходный возраст, у ребенка должна быть сформирована культура использования планшета, телефона, компьютера — не в ущерб остальным своим делам. Он должен сам следить за использованием компьютерного времени. Если это останется по-прежнему зоной родительского контроля, проблем с подростком не избежать.

Игры на компьютере или личное время?

Угроза зависимости, даже если в семье удалось воспитать культуру общения с гаджетами, может случиться, когда ребенок пойдет в школу (или перейдет в 5-6-й класс). У всех в школе есть гаджеты, и будет странно, если вы в качестве превентивной меры не купите ему смартфон. Потому что ребенку важно находиться в одном культурном поле с ровесниками. Как он будет его использовать без вашего контроля — большой вопрос.

Когда можно говорить о компьютерной зависимости? Если ребенок любого возраста:

Родители-радикалы в таких случаях могут и совсем отобрать заветную игрушку. Я бы советовала начать с четких ограничений. Вы — взрослый. И можете исправить ситуацию. Утвердите правила: играем не более часа в день. Всегда следуйте этому правилу. Дайте ребёнку немного времени на закрепление привычки (истерик не избежать, но надо стоять на своем), и вы увидите положительный результат.

Многие родители настолько боятся гаджетов, что готовы набить каждый день ребенка кружками, секциями и развлечениями — а значит, не оставляют времени не только для игр, но и для себя. А ведь личное время, которым дети могут распоряжаться так, как их захочется, необходимо для формирования счастливого человека, который знает, чего хочет, и способен найти занятие по душе. Поэтому в войне со смартфонами давайте без перегибов.

Компьютерная зависимость. у мамы

Гораздо сложнее бороться с игровой зависимостью «подросшего» ребенка. Когда к нам обращается мама двадцатилетнего геймера, который «целыми днями сидит за компьютером и ничего в этой жизни не хочет», я всегда рекомендую начать лечение зависимости с анализа собственного поведения. Дело в том, что именно так проявляются созависимые отношения.

Как правило, история развивается следующим образом. В 12-13 лет ребенок начинает увлекаться компьютерными играми или зависать в соцетях (а это, кстати, форма ухода от жизни), но мама вполне довольна: ребенок дома, под присмотром, по улицам не шатается, не курит, что еще нужно? Дай-ка я еще и орешков ему в комнату принесу. Пусть играет.

Проходит еще пять лет, сын продолжает играть на компьютере, не хочет учиться и работать. Мама вроде и пытается на него влиять, мол, займись чем-нибудь полезным — но в глубине души ей ой как не хочется отпускать этого мальчика из дома. Ей страшно от того, что он уйдет, она не знает, что делать со своей жизнью. Поэтому работу с такой компьютерной зависимостью взрослым надо начинать с себя.

Источник

Стало известно, сколько времени подросткам можно сидеть в интернете без потерь для учёбы

Оказалось, что не больше часа в будни. Если лимит превысить, это может негативно отразиться на успеваемости и мотивации.

сколько детям можно сидеть в интернете

сколько детям можно сидеть в интернете

Исследование провели специалисты из Университета Рутгерса (США). Работа опубликована в журнале Computers.

Эксперты проанализировали ранее проведённое Национальное исследование образовательных потребностей детей в Китае, участниками которого стали почти 10 тысяч школьников (средний возраст — 13,5 лет).

Оказалось, что 40% китайских подростков сидят в интернете и играют в видеоигры в будни, а 62% делают это в выходные. Около 60% детей сообщили, что не заходят на посторонние ресурсы в учебные дни, причём 38% из них используют только образовательные сервисы и на выходных.

Если говорить о ребятах, которые всё же находят время на развлекательный контент в будни, то разбивка по времени выглядит так:

В выходные соотношение меняется:

Учёные оценили связь между проведённым за играми временем и тремя показателями, которые включают в себя:

Авторы работы выяснили, что желательный лимит по времени составляет час в будни и четыре часа в выходные. Выяснилось, что у детей, превышающих его, снижается мотивация и ухудшается успеваемость: именно у этой группы в течение учебного года ухудшились оценки по китайскому и английскому языкам, математике и другим основным предметам. Помимо этого, они в четыре раза чаще прогуливали уроки. К тому же им было сложнее, чем остальным, сконцентрироваться на учебном материале.

При этом эксперты пришли к выводу, что если соблюдать лимит, то онлайн-развлечения будут вполне полезны. Они помогают расширять кругозор и не терять желание узнавать новое. Так что вердикт однозначный: развлечения не стоит исключать совсем — достаточно сократить время, затрачиваемое на них.

Ранее мы писали о том, что если слишком много сидеть за гаджетами, то это может негативно отразиться на развитии памяти, внимания и мышления школьников. Кстати, только 16% российских школьников используют гаджеты в первую очередь для учёбы. 51% респондентов предпочитают проводить за ними время ради развлечения, причём 29% детей тратят на это по 4–6 часов в день. Кроме того, учёные выяснили, что заставляет учащихся так долго сидеть в соцсетях. Оказалось, что всему виной следование своеобразному подростковому этикету.

Обложка: ESB Professional / Shutterstock

сколько детям можно сидеть в интернете

Редактор новостей об образовании в Skillbox Media. Магистр в области международных отношений. Интересуется сферой образования, изучением иностранных языков и с удовольствием путешествует.

Источник

Учёные назвали оптимальное время нахождения детей в Интернете

По мнению специалистов, Сеть действительно может помочь развитию ребёнка, но слишком долгое её использование может вызвать обратный процесс.

Фото © ТАСС / Ведомости / Злата Милявская

Российские учёные подсчитали, сколько времени могут проводить в Интернете несовершеннолетние без вреда для здоровья и умственного развития. Результаты исследования были озвучены на международной конференции Edcrunch, посвящённой инновациям в образовании.

— Для детей от 5 до 6 лет время использования Интернета — до одного часа в день, для школьников 7–11 лет — от одного до трёх часов в день, для младших подростков (12–13 лет) — от трёх до пяти часов, — приводит цитату авторов исследования газета «Коммерсант».

Дети, которых родители держат в этих рамках, имеют «более высокие показатели развития некоторых когнитивных функций». А слишком долгое использование Интернета ребёнком приводит к падению его продуктивности, «особенно в функциях серийной организации движений и действий, в слухоречевой памяти и в составлении рассказа».

— У детей, пользующихся Сетью, выше успеваемость по сравнению с детьми, которые ею не пользуются совсем или пользуются совсем ограниченно, — поясняют исследователи.

Отмечается, что в исследовании принимали участие 200 детей, которых поделили на четыре группы в зависимости от возраста и частоты использования Интернета и различных гаджетов.

Как сообщал Лайф, в начале октября из-за собственных мобильных гаджетов в Таиланде погиб во сне 25-летний молодой человек.

Источник

«Сколько разрешать — час, два, четыре?» Что делать, если ребенок вечно в телефоне

сколько детям можно сидеть в интернете

Подростки живут в двух мирах

— Добрый вечер, дорогие друзья! Меня зовут Анна Данилова, я главный редактор «Правмира». Сегодня мы начинаем серию прямых эфиров, посвященную проблеме компьютерной зависимости у детей.

Дети и гаджеты. Как найти правильный баланс? Разрешать? Отбирать? Контролировать? Мы долго собирали вопросы. Понимаем, что это огромная точка родительской боли. «Правмир» получает каждый день много писем и сообщений как от родителей маленьких детей, так и подростков. Многие люди пишут, что с ужасом видят, как дети пропадают в этих гаджетах. Есть ли вообще золотая середина?

У нас в гостях замечательный психотерапевт Мария Триерс, с которой мы будем искать ответ на все эти вопросы. Мария, добрый вечер!

— С каким вопросом о гаджетах к вам чаще всего приходят родители? Какова самая типичная ситуация, с которой в этой области обращаются к психотерапевту?

— Обычно среднестатистический запрос, связанный с тревогой родителей по поводу гаджетов, звучит так: ребенок засел в гаджетах, пропадает там часами, иногда ночами. Что делать? Как правило, запрос связан с родительской тревогой о том, что происходит что-то, что они не могут контролировать и не понимают, насколько это норма или уже нет.

В большинстве случаев речь не идет именно о зависимости — о гаджетозависимости, игровой или компьютерной. Чаще всего это такой же симптом в семейной системе, как плохое поведение ребенка или отказ учиться. Но бывает небольшой процент, когда стоит обратиться за помощью даже не к психологу, а к психиатру. Тогда речь идет о том, что страдает физиологическая норма.

Когда мы начинаем беседу с родителями, я стараюсь выяснить, как ребенок ест, спит, продолжает ли он учиться, чем-то еще интересоваться, гулять, общаться со сверстниками. Насколько соблюдается физиологическая норма, насколько в адеквате когнитивные функции. Если все, в принципе, происходит как было, тогда мы начинаем смотреть дальше — что же происходит с отношениями в семье, между ребенком и родителями, между супругами и так далее.

сколько детям можно сидеть в интернете

Есть настоящая зависимость, когда страдают сон, еда и вообще все. В таком случае нужна помощь психиатра. А есть проблемы в отношениях — съехавшие границы нормы, нарушенные связи. И это решается тогда, скорее, с психологом. Правильно я понимаю?

— Не всегда требуется помощь психиатра. Иногда действительно психотерапия с самим подростком и семьей помогает справиться с некоторыми формами зависимости. Но если это действительно что-то очень запущенное, то я рекомендую обратиться за консультацией к психиатру.

Классическая ситуация, которую я вижу в знакомых семьях. Ребенок приходит из школы, и что бы он ни делал — уроки, общение в семье, что-то еще — это ему не так интересно, как то, что происходит «ВКонтакте», в Facebook, в Instagram, в играх. Там для него настоящая жизнь, а все остальное — уныло, скучно. «Отвалите от меня все. Еще математику тут делать. Вообще достали!» Виден перекос. Что делать в такой ситуации с подростком?

— Это правда, что современные подростки существуют в смешанной реальности онлайн и офлайн. Так происходит сейчас и уже никуда не денется. Если мы возвращаемся к вопросу, что с этим делать, то потихонечку подтягиваться и становиться цифровыми соседями своим детям.

Не нужно понимать все тонкости какой-то игры, которой увлекается подросток, тщательно мониторить, на кого подписан или какой контент он выкладывает. Но стоит немножко разбираться в этом, знать какие-то тенденции того, что происходит, что современной молодежи интересно — это первые шаги.

Не стремитесь сделать из гаджета какой-то запретный плод. Не отмахивайтесь, что это, мол, баловство какое-то. Надо относиться к нему как к инструменту того цифрового общества, которое сейчас существует вокруг нас.

— Но ведь есть разница. Книга, безусловно, обогащает нас. Понятно, если подросток занимается каким-то образованием в интернете — проходит курсы, учится программировать, осваивает, например, Adobe Photoshop и выясняет, как сделать что-то самому, на форумах — это здорово. Но если посмотреть на общение «ВКонтакте»: «Ты чо?» — «Ничо». — «Ну, и чо?» С одной стороны, что делать, если заброшены абсолютно все остальные дела — работа, спорт, уроки и так далее. А с другой — если ты видишь, что это просто какая-то странная и довольно вредная штука с пугающими картинками (они могут быть деструктивными), с не очень понятными играми?

— Здесь вы правильно отметили, что уроки в 2020-м и частично в 2021-м ушли в дистанционное обучение посредством тех же самых гаджетов. Это то, что происходит с нашими детьми в процессе обучения.

сколько детям можно сидеть в интернете

Соглашусь с вами, что важен даже не сам факт того, сколько подросток проводит времени в соцсетях или вообще общается, взаимодействует с гаджетом, а понимание того, что за контент он потребляет. Даже то самое общение, на взгляд родителей подростков, не содержательное во «ВКонтакте», в Instagram, других соцсетях, чатах в WhatsApp — так или иначе, это часть цифровой социализации подростков, того поколения, которое сейчас подрастает. Это поколение Z, которое сейчас наиболее активно.

Поколение Y — это те, которые уже повзрослее. Поколение Z — это те самые подростки, которые вызывают сейчас много вопросов и споров по поводу того, что они делают в соцсетях с помощью своих гаджетов.

— Это примерно как мы в свое время болтали часами по телефону. Я тоже помню, приходишь из школы и: «Ты что сейчас делаешь?» — «Я ничего». Три часа сидишь и…

— Да, я думаю, такую параллель можно провести. Понятно, что родители, возможно, не видят какого-то смысла в этом. Но для их детей это часть какого-то социума, который происходит не в офлайне, а в онлайне посредством каких-то гаджетов.

Вся семья в гаджетах: родители работают, а ребенок играет

— Как правильно дозировать время, которое дети проводят в гаджетах, в интернете?

— Существуют рекомендации Всемирной организации здравоохранения — детям от 0 до года не рекомендуется пользоваться гаджетами. В идеале — от 0 до 3 лет ограничивать полностью, по мнению экспертов. Никакое экранное время в этом возрасте ребенку не нужно. В данном случае оно не несет ни смысловой нагрузки, ни пользы.

Для детей от 3 до 5 лет есть нормы — час в день, но при этом экранное время должно быть дробным. Если 15 минут мультики, потом 15 минут — развивающие занятия, если это происходит под присмотром родителей. Максимум час в день.

Дальше идет младший и средний школьный возраст — примерно 2 часа в будни и 4 часа в выходной. Но отмечу, что с учетом дистанционного обучения эти нормы уже не вписываются в рекомендации ВОЗ.

Для подростков с 12 до 17 лет нет норм как таковых. Родители спрашивают: «Что делать, сколько разрешать — час, два, три, четыре?» Основная рекомендация в этом возрасте — договариваться про то, какие правила существуют в семье, вырабатывать семейный цифровой кодекс. Но при этом быть готовыми самим его по возможности соблюдать, поддерживая и помогая, в том числе, подросткам следовать вашему примеру.

— Но родители очень много работают. Телефон для родителей — это рабочий инструмент чаще всего.

— Мне кажется, ребенку сложно понять, что мы не играем в гаджетах. Я — мама, которая работает удаленно — читаю тексты, правлю их. Поэтому я все время с телефоном в руках.

— Да, это правда, сейчас большая часть родителей работает дистанционно. Но в любом случае вы оговариваете некие правила с подростками и вместе их соблюдаете. Мы говорим про подрощенных детей, которые, скорее всего, понимают, что мама с папой работают. Например, за обедом, за ужином — это то время, которое вы можете провести без телефона. И требовать того же от ребенка.

Для подростков в гаджете есть развлечения, некое общение. Но и для них это обучение, какие-то дополнительные курсы и прочее. Так они входят во взрослую жизнь, в которой, возможно, им предстоит работать дистанционно.

Ребенка надо научить взаимодействовать с гаджетом. Так же, как мы в какой-то момент обучаем держать ложку, переходить дорогу на зеленый свет.

Рассказывать, что гаджет — это некий инструмент, и существуют правила его использования, безопасности и так далее. Объяснять их стоит не в подростковом возрасте, а чуть пораньше, начиная с младшего школьного возраста. Тогда к подростковому возрасту это войдет в норму.

— Мне кажется, что часть нашего страха связана с собственным опытом. Я знаю, как переходить дорогу на зеленый свет, как пользоваться ножом и вилкой. Но с телефоном сложнее. У меня стоит счетчик экранного времени, каждую неделю его открываю: «В смысле, сколько-сколько я была в Instagram?!» Когда это происходит? Вспоминаешь, что на вопросы по делу отвечал, работал… Но для нас самих сюрприз, как это соотносится с жизнью.

Мне очень важно то, что вы сказали про правила — есть время, когда гаджет убирают, телефон не включают. Мы с мужем порой ловим себя на том, что оба за едой сидим в телефонах и дети вокруг скучающие. Я говорю: «Слушай, через пять лет мы будем спрашивать ребенка: “Ну, как у тебя дела? Что у тебя произошло?” — “Мама, все нормально”, — и глаза в телефон. Поэтому важно сейчас закладывать, что во время еды мы не достаем телефон. И у нас есть время совместное, когда у всех телефоны убраны. А не так, что мы играем с ребенком, а при этом смотрим в гаджет.

сколько детям можно сидеть в интернете

— Да, по поводу совместного времени — очень правильная мысль. Родители тревожатся: «Его от телефона не оторвать». Я говорю: «Хорошо. Какую альтернативу вы ему можете предложить? Что есть такого, что и вам, и ребенку интересно делать вместе?»

Предложить такую альтернативу — это ваша задача, как взрослого, даже если ребенку 12–13 лет. И это совместное занятие должно быть действительно ребенку интересно, а не «потому что мама сказала». Лучше вас вашего ребенка никто не знает.

Это не значит, что нужно сидеть рядом с подростком безотрывно, это не младший школьник. Но какие-то семейные ценности, совместные занятия нужны. Выделите место и время, где все будут чем-то заняты вместе как семья, без телефонов.

Нам звонят и пишут круглые сутки. Это плохо?

— Меня поразил пост отца Константина Островского. Он сказал: «Есть время, когда я не отвечу вам на комментарии, когда мне можно не звонить и не писать в вотсап, и меня не разыскивать — я играю с детьми». Иногда мы можем быть недоступны. Когда мы находимся дома, нам без конца звонят, пишут, дергают, мы на связи 24 часа. Я, например, просыпаюсь с чувством вины, смотрю, что я не успела ответить тем, кто мне написал. Но надо в какой-то момент дать самому себе разрешение быть временно недоступным.

— Да. То, о чем вы говорите — это так называемая гиперподключенность, которую сейчас исследуют. Мы 24/7 находимся на связи, и одновременно в нашей жизни офлайн что-то делаем, и там, в онлайне — какие-то чаты, рабочие и родительские, другие проекты. Такая гиперподключенность есть не только у подростков, но и почти у каждого взрослого человека.

— Раньше были правила, — после 21:00 и до 9:00 не звонить. Сейчас тебя могут настигнуть с любой ерундой в час ночи, и ты должен быть на связи. По крайней мере, в 21, 22, 23 часа написать вообще не проблема.

Мария, удавалось ли вам разрешить какую-то сложную ситуацию с гаджетами в семьях? Мне со стороны кажется, что очень сложно здесь что-то сделать. Есть ли у вас какие-то примеры из вашей практики?

— Есть опыт с дошкольниками. Ребенок лишался очередной дозы мультиков, и начиналась истерика. Это переросло во что-то неконтролируемое. Родители, столкнувшись с таким поведением, ощущали какую-то беспомощность.

В какой-то момент полезно напомнить родителям про властную заботу, про некую авторитарность, которую для детей дошкольного возраста никто не отменял.

Когда ребенку пять лет и он требует мультики сверх оговоренного лимита — это то, что вы берете достаточно твердо и жестко под свой контроль. Если это «нет», то вы отстаиваете решение без объяснения причины, без «почему», без попытки договориться.

Деятельность, которую вы предлагаете ребенку в младшем дошкольном или школьном возрасте — это то, что является вашей родительской обязанностью. Это моменты потери родительского контроля, когда мама и папа вроде бы расписываются в своей несостоятельности: «Что делать, ребенок же расстраивается, он плачет, истерит, что мы лишаем его гаджетов». Вернуть позицию родителя поможет работа с нейтральным наблюдателем, иногда — с психологом.

— У нас хорошо работал такой метод. Чувствую, что ребенок получил передоз мультиков и начинает: «Дайте мне еще и еще». Мы тогда говорим, что у нас сломался телефон или ноутбук. «Ничего сейчас нет, извини, пожалуйста». Дальше он неделю сломан, и потом мы понемногу дозируем мультики. Каждый раз я думаю, правильно ли, вообще, так говорить? Получается, врем ребенку…

— Если ребенок маленький и этот контраргумент срабатывает на некоторое время — почему бы нет. Когда он старше, сам знает, как ноутбук включается, и видит, что он работает — нужен возврат во взрослую родительскую позицию: «Нет, хватит». Это без объяснения. Почему? Потому что такие правила. «Тебе было положено 2–3 мультика, они кончились. Следующая доза мультиков будет завтра или послезавтра».

Это те правила, которые вы как родители устанавливаете и следите за их выполнением, как со своей стороны, так и со стороны ребенка, особенно пока он маленький. В какой-то момент слукавить и сказать малышу, что всё, телевизор выключен и больше сегодня не включается. Почему нет? Но можно не бояться говорить ребенку правду — вы берете на себя эту ответственность: «Нет, потому что я так решила. Я взрослая, я устанавливаю правила».

В каком возрасте покупать ребенку смартфон

— С какого возраста ребенку можно давать смартфон? С одной стороны, хочется дать кнопочный, а с другой — у всего класса айфоны, и он себя чувствует белой вороной.

— Я не готова сказать, что есть какие-то правила. Если они и существуют где-то, то не узаконены. Возможны только рекомендации. По моим наблюдениям, смартфон появляется у детей в 8–9 лет, это самый ранний возраст.

Если вы принимаете такое решение — предоставить ребенку смартфон, то помните: в 8–9 лет это не его собственность, а ваш подарок.

Перед тем, как вручить этот телефон ребенку, нужно подключить родительский контроль и другие программы. Это сейчас несложно сделать. Большинство программ бесплатны, вы скачиваете их и устанавливаете.

Вы должны понимать, что имеете доступ к телефону ребенка, к его аккаунтам. Вы можете ограничивать либо контролировать контент, который он может увидеть. Уместно ограничивать с помощью различных программ то время, которое дети проводят в соцсетях, играх — это сейчас возможно, и не так сложно, как кажется.

Это важная часть родительской ответственности. Да, вы предоставляете ребенку смартфон, но вы полностью понимаете, что там происходит, и имеете к нему доступ с установленным родительским контролем.

— Что делать, если мы видим через родительский контроль — ребенок явно злоупотребляет своим смартфоном? Например, мы разрешили ему 15 минут в день что-нибудь смотреть. Наутро приходит статистика — вчера он провел с гаджетом 5 часов тайно от нас под одеялом. Как наказывать? Отобрать телефон?

— Здесь все зависит от возраста ребенка, во-первых.

15 минут в день — это хорошо. Чем меньше времени ребенок контактирует с экраном, тем лучше, несмотря на рекомендации ВОЗ. Но все мы понимаем, что 15 минут в день — это нереальная цифра даже для 8-летнего ребенка. Поэтому нужно оговорить правила, чтобы он знал, сколько ему действительно можно пользоваться гаджетом — час, полтора, два часа. Это время, которое он проводит в телефоне на свое усмотрение. И важно, что это не связано с обучением. И вы имеете к этому какой-то доступ и контроль.

сколько детям можно сидеть в интернете

Если ребенок не выполняет или бойкотирует правила, возвращаемся в свою родительскую роль. И пробуем договориться, если это подросток. Ведем диалог примерно так: «Я тебе доверяю, и хочу и дальше тебе доверять, но я беспокоюсь…» Далее озвучиваете то, о чем вы беспокоитесь: «Ты проводишь много времени в смартфоне и не спишь. Меня тревожит информация, которую ты потребляешь». Понятно, что сейчас этот диалог у меня немножко искусственно звучит.

Просто взять и отобрать — это возможно как радикальная мера с младшими детьми, когда все выходит из-под контроля и речь идет о безопасности жизни. Но если мы говорим про подростков, отобрать телефон — эта мера не сработает, а наоборот, поспособствует тому, что ребенок найдет другую возможность пользоваться гаджетом. Поэтому пробуйте договариваться, призывать к диалогу, пытаться доверять и объяснять, почему важно соблюдать правила.

Если речь про младших детей, вам же удается с ними договориться — например, по поводу уроков или домашних дел. Действуйте примерно по той же схеме, но только здесь речь идет про гаджет и время, проводимое в нем.

Можно ли наиграться в компьютер так, чтобы надоело

— Встречалось ли вам успешное решение, когда родители вообще не контролируют экранное время подростка? Установка ограничений на экранное время вроде бы решает эту проблему. Но при этом тебя ограничили, и это запретный плод, он сладок. Чем больше тебя ограничивают, тем больше тебе хочется.

Тутта Ларсен проводила эксперимент со своим старшим сыном — во время самоизоляции не ограничивала его экранное время. Надеялась, что в какой-то момент он наиграется и это перестанет быть интересным для него. Но осенью к ограничениям пришлось вернуться.

Может быть, все-таки стоит попробовать? Мол, играй, сколько влезет. По принципу, если два дня есть шоколад, то на третий день ты на него не сможешь смотреть. С гаджетами так не срабатывает?

— Я придерживаюсь позиции, что ограничения нужны. Если мы говорим про младший возраст, то экранное время нельзя не контролировать.

Со старшими детьми слово «ограничение» я бы заменила на «правила». Можно в какой-то момент обсуждать постепенную автономию. Ваш ребенок растет, и завтра-послезавтра он станет самостоятельной совершеннолетней личностью. Постепенная автономия, начиная лет с 14-15, нужна. Но это происходит плавно. Не так, что подарили на день рождения смартфон, и «ок, делай с ним, что хочешь».

Поэкспериментировать в какой-то момент можно с подростками, обсудив заранее какие-то правила: «Я тебе доверяю. Столько-то часов в день и в неделю ты можешь пользоваться смартфоном, я не контролирую твое экранное время. Но если мне покажется, что ты не справляешься, если у меня возникает тревога, я в любом случае подключусь к этому».

— Читатель пишет: «Устанавливать безлимитный интернет по тарифу 5 Гб на месяц, а ребенок пусть сам распределяет время».

— Да, вполне. Гигабайты заканчиваются, на следующий месяц опять какая-то норма. Это одно из правил, которые можно использовать в общении с цифровым поколением.

— Важно, чтобы ребенок не начал искать источники трафика у других людей. Наш старший ребенок сразу пишет слезно в вотсап: «Бабушка, положи денег на телефон. Дедушка, положи денег на телефон». Оказывается, что это тоже не контролируется.

Вот что пугает. Мы пытаемся договариваться в отношении гаджетов, смартфонов и компьютерных игр. Мы такие классные, мирные родители с белым флагом. Но против нас работает огромная индустрия. В компьютерные игры и социальные сети вкладываются огромные деньги, это один из самых прибыльных мировых бизнесов, в котором сосредоточено столько ресурсов, сколько ни в одной другой области. На одной стороне — маленький ребенок и его демократичные родители, которые пробуют договариваться. А на другой — кит, который жаждет нас поглотить, которому нужно как можно больше людей. Это не равные условия.

— Да, это правда, и это относится не только к детям. Если мы возьмем чуть шире, мы все — добыча того самого монстра, который находится по ту сторону экрана. Действительно, это крупные бизнесы, которые заинтересованы в том, чтобы не только дети, но и взрослые проводили как можно больше времени со смартфонами. Экранное время увеличивается, чтобы продать как можно больше каких-то услуг, товаров. Безусловно, здесь вы правы — это то, как сейчас работает реальность.

Нужно понимать — да, есть монстр по ту сторону экрана. Но есть вы и ваш ребенок.

Направьте ваше внимание в ту доступную зону, которую вы можете контролировать. Отрубить интернет, отобрать телефон — это очень краткосрочная мера. Поэтому надо договариваться. Правила и ограничения.

Контролировать то, что вам под силу — это способ адаптироваться к новой реальности, которую никто не в силах изменить. Вы не сможете полностью отключить от этого мира своего ребенка. Здесь его будущее. Это образование, которое возможно в дистанционном формате, какие-то профессии, удаленная работа. Все то, с чем нужно научить ребенка обходиться. Важно объяснить ему правила его безопасности у экрана, по ту сторону которого находится тот самый монстр.

Почему с подростками запреты не работают

— Несколько моих знакомых программистов категорически запретили своим детям любые компьютерные игры. Они сказали: «Нам неважно, что у других они есть. У них есть сигареты за школой в 13 лет, а у нас — нет. Другим можно выпить пива в 12 лет, у нас, извини, нет. Пиво, наркотики, алкоголь и компьютерные игры у нас под запретом. 18 лет тебе будет — делай, что захочешь, а пока извини». В этих семьях доступны все технологии онлайн-образования, любые курсы, репетиторы и так далее. Но компьютерные игры запрещены.

Мне очень импонирует как родителю эта технология. Там дети уже взрослые, они мне напоминают тех моих ровесников, которые выросли в семьях без телевизора. Есть ли в этом опасность — в пути полного ограничения? Что надо понимать родителям, которые на такой путь становятся? Или вам кажется, что это совсем рискованный шаг?

сколько детям можно сидеть в интернете

— Если это то, что предусмотрено правилами вашей семьи, вы так решили, то я с большим уважением отношусь к этому. И вообще к родителям, которые способны выработать свои правила, придерживаться их и стараться объяснять детям, а где-то — контролировать и ограничивать их.

Но компьютерные игры — это песчинка в цифровом море. Если в целом подросток имеет доступ к интернету, к соцсетям, если у него есть возможность общаться в каких-то чатах со своими сверстниками, но при этом у вас правило, что в компьютерные игры он не играет, и это такая договоренность, ваше требование — почему бы нет. Вполне рабочий метод, если это то, что поддерживают родители.

— Только мы тут не можем говорить про слово «договоренность», потому что ребенка обязали выполнять правило.

— Если ребенку очень хочется, а ему запрещают, он все равно найдет способ добиться своего — это же как запретный плод. Поиграет в компьютерную игру, пусть не со своего телефона или ноутбука. Есть друзья, есть еще кто-то.

Поэтому если родители хотят ограничить определенные игры, соцсети, контент — это то, что нужно доносить как правила. А не как лишение ребенка сладкого — «отобрали эту конфетку». Безусловно, многие компьютерные игры — это правда риск зависимости. Это такая технология. Кто-то на нее подсаживается, кто-то нет, это правда.

— Один ребенок вырастет и станет крутым программистом тех же самых игр, будет получать огромную зарплату и иметь интересную жизнь, а второй будет бесконечно играть и отходить от ноутбука только поесть и в туалет. У нас очень много писем от родителей: «Ему 20 лет, он лежит на диване и ничего не делает. Уходит в свою комнату, чтобы играть в стрелялки». Это, конечно, очень пугает.

Как быть, если у родителей отношений с подростком нет? Он ушел в школу в 7:30, а мы — на работу. Потом все вернулись, и дальше общение: «Как там уроки?» — «Нормально все». — «Почему по алгебре два получил?» — «Не знаю, что-то учитель не в настроении была». Дальше он в своем гаджете, мы — в своем. Все общение либо формальное, либо конфликтное, когда мы выясняем, какие у него оценки. Ему говоришь: «Давай посидим, поговорим, что-нибудь с тобой обсудим». А он: «Ну, мам, что мы с тобой будем обсуждать? Всё, поговорила со мной, иди. У меня все хорошо, мама». Отвали.

— Да, очень жизненно. Важно понимать, что подростковый возраст — это этап развития личности, который очень часто проходит по тому сценарию, который вы рассказали. Начинать резко налаживать отношения и устанавливать духовную близость с подростком родителям, правда, смысла нет. Это честно. Потому что в этот период его жизни родительский авторитет задвигается, и на передний план выходит социум. Он пробует отделить себя от родителей и понять: какой я отдельный без вас, мама с папой.

Договариваться и устанавливать общение важно до того, как наступил этот подростковый период. Родителям подростков стоит интересоваться эмоциональной сферой, но не устраивать из этого допрос. Если вы видите, что с вашим ребенком что-то не так, попробуйте задать простые вопросы. Как ты? Как настроение? Как дела?

Дети помладше сильно нуждаются в вас. И пока ваш родительский авторитет почти на максимуме, эти отношения и близость нужно устанавливать. Тогда даже в подростковом возрасте, даже когда ребенок скажет: «Мама, закрой дверь с той стороны», — у вас будет контакт. Да, это подросток, он сейчас так себя ведет, но у вас есть контакт и некое спокойствие, что если ему понадобится помощь или будет какой-то трудный для него вопрос, он обратится к вам. И у вас будет понимание, что вы его слышите, видите, чувствуете. Сейчас он не готов с вами обниматься и сидеть рядом на диване, потому что это нормально, он подросток и ему важно пройти этот этап.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *