сколько детей до 7 лет можно провозить бесплатно в общественном транспорте

Права пассажиров автобусов, троллейбусов и трамваев

Из всех видов общественного транспорта автобусами пользуется больше всего людей: 88%.

Но основные права пассажиров не менялись: можно бесплатно возить с собой маленьких детей и коляски, брать в автобус домашних животных, а в междугородных поездках бесплатно пользоваться туалетами на автостанциях. В случае ДТП и при нарушении прав пассажира можно получить компенсацию, включая моральный ущерб.

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Переслать через вотсап

Основные права пассажиров — в таблице со ссылками на законы. Для автобусов, трамваев и троллейбусов правила одинаковые. Можно изучать, пока ждете свою остановку.

Здесь не все права: например, нет ничего про безналичную оплату и проблемы с терминалами. Дело в том, что в сфере автобусных перевозок многое регулируют не федеральные законы, а региональные и муниципальные акты. Эти правила вы можете уточнить в муниципальном управлении транспорта.

Получить билет и багажную квитанцию

Как это работает. При поездках в автобусе водитель обязан выдать билет. Он подтверждает факт поездки и ее оплату. Требовать билет нужно не ради торжества бюрократии, а чтобы защитить свои права. Например, если вы оплатили проезд, а билета нет, вас могут оштрафовать. А иногда нужно подтвердить факт оплаты из средств работодателя.

Багажная квитанция подтверждает провоз багажа в автобусе. Это актуально в основном для междугородных поездок. Квитанция подтвердит, что вы сдали багаж, и поможет получить его обратно.

Билет и багажная квитанция пригодятся при подаче жалобы на перевозчика, оформлении компенсации за вред, причиненный во время поездки, и для подтверждения расходов во время командировки. Если водитель не выдал билет, хотя должен, не стесняйтесь его об этом попросить.

Использовать льготы на проезд

Как это работает. Есть федеральные, региональные и муниципальные льготы. Для разных категорий пассажиров установлен бесплатный проезд или скидка на его оплату.

На федеральном уровне право на бесплатный проезд установлено для детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот, которые учатся в федеральных вузах на бюджете. Они имеют право бесплатно ездить:

Другие федеральные льготы — это часть набора социальных услуг. Набор включает бесплатные лекарства, санатории и проезд в некоторых видах транспорта. Его имеют право получать участники Великой Отечественной войны и инвалиды. Полный перечень — в ст. 6.1 закона о социальной помощи. Льготники имеют право на бесплатный проезд:

Поездки в городском автобусе в набор социальных услуг не входят. Но для инвалидов, пенсионеров и других категорий такую льготу могут устанавливать субъекты РФ. Обычно льготы есть у пенсионеров и предпенсионеров, школьников и студентов, ветеранов труда. Узнать полный перечень можно в соцзащите.

Льготник должен подтвердить свое право на бесплатный проезд. По требованию кондуктора или контролера он обязан предъявить:

Не совсем понятно, чем в данном случае поможет свидетельство о рождении: оно подтверждает личность детей младше 14 лет, но фотографии ребенка там нет. Хотя ребенка в любом случае из автобуса за безбилетный проезд не высадят. Даже если свидетельства у него с собой не будет.

Как победить выгорание

Не выходить до своей остановки, если нет 16 лет и проезд не оплачен

Штрафовать за безбилетный проезд детей до 16 лет тоже нельзя. Даже если такой штраф в регионе в принципе установлен. Административная ответственность возможна только с 16 лет.

Если контролер обнаружит, что проезд не оплатил взрослый или ребенок старше 16 лет, он вправе потребовать:

Кто имеет право проверять факт оплаты проезда, нужно уточнять в региональных актах.

Бесплатно возить маленьких детей на коленях

Как это работает. Закон разрешает возить с собой в автобусе маленьких детей и не платить за их проезд. Или платить меньше, чем за взрослых:

Согласно п. 5.1 ПДД пассажиры должны быть пристегнутыми, если транспортное средство оборудовано ремнями безопасности. Обычно междугородные автобусы ими оборудованы. То есть ребенка без отдельного билета могут не пустить на рейс.

Однако согласно п. 22.9 ПДД детей младше 7 лет нужно перевозить в автокреслах. Детей младше 12 лет это тоже касается, если ремни безопасности не подходят им по росту. Кто должен выдавать детям кресла на автобусных рейсах, в правилах не уточнено. Но так как перевозчик обязан обеспечить безопасность пассажиров, автокресла тоже должен предоставить он.

Бесплатно провозить ручную кладь, лыжи, санки, коляску

Как это работает. На федеральном уровне перечислены вещи, которые можно бесплатно возить с собой в автобусе. Это гарантированный минимум, который действует в каждом регионе и для каждого перевозчика:

Перевозчик может расширить этот перечень. Например, разрешить провозить велосипед или ручную кладь большего размера.

Ручная кладь не должна загораживать двери автобуса, плохо пахнуть или пачкать других пассажиров, представлять для них опасность. Иначе кондуктор или водитель вправе отказать пассажиру в провозе ручной клади — независимо от ее размера.

сколько детей до 7 лет можно провозить бесплатно в общественном транспорте

Возить с собой животных и птиц в клетках с глухим дном

Как это работает. Возить в автобусе можно не только детей и их коляски, но и небольших домашних питомцев:

Других собак федеральные правила разрешают возить только в такси — в намордниках, с поводком и подстилкой. Но у перевозчиков могут быть свои, более лояльные требования.

Уехать на автобусе, если есть свободные места

Как это работает. Водитель автобуса обязан пустить пассажира и довезти его до нужной остановки. Единственное основание для отказа — это отсутствие свободных мест. Неважно, нравится пассажир водителю или нет. Поездка — это публичный договор, пассажира обязаны обслужить.

Свободные места в автобусе могут быть сидячими и стоячими. Определяется это техническими характеристиками автобуса. Сколько мест указано в техпаспорте, столько пассажиров и может ехать в автобусе.

Если у водителя нет сдачи с крупной купюры, отказать пассажиру в поездке он тоже не может. Обеспечить водителя разменными деньгами — задача перевозчика. Не пускать пассажира в автобус или высаживать его раньше при оплаченном проезде водитель и кондуктор не вправе.

Выйти на своей остановке без дополнительной просьбы

Как это работает. Водителя не нужно просить с задних рядов маршрутки об остановке в нужном месте. Он обязан останавливаться на каждой остановке. Неважно, сказал об этом кто-то из пассажиров или нет. Исключение — остановки по требованию, которые так и указаны в маршруте. О них стоит предупредить водителя или кондуктора заранее. Но если на такой остановке стоят люди, водитель все равно должен остановиться. Независимо от того, помахали ему рукой или нет.

Любое отклонение от маршрута — основания для выплаты компенсации пассажиру и штрафа для водителя.

Если пассажир проедет свою остановку из-за того, что водитель не остановился на ней или не выпустил пассажира, это нарушение прав. Можно требовать компенсацию. Даже если пассажир требовал выпустить его через дверь для входа.

Бесплатно пользоваться залами ожидания и туалетами на автовокзалах

Как это работает. Если у вас есть билет на автобус, вы можете бесплатно пользоваться туалетом и залом ожидания на автовокзалах и автостанциях. Это правило в основном для тех, кто ездит междугородными или межрайонными рейсами.

Чтобы воспользоваться правом, предъявите оригинал бумажного билета, распечатку электронного или сам электронный билет на телефоне.

Люди, которые знают об этом праве, получают компенсации:

Сдать билет и вернуть 95% стоимости

Как это работает. Можно сдать автобусный билет в кассу и вернуть часть стоимости проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади:

Полную стоимость проезда можно вернуть только в следующих случаях:

Если предлагают место, билет на которое стоит меньше, чем заплатил пассажир, он не обязан отказываться от поездки и возвращать билет. Это его право. Можно согласиться и забрать разницу в стоимости. Если же билет на новое место дороже, чем изначальный, можно спокойно ехать и ничего не доплачивать.

При опоздании взять билет на другой рейс с доплатой 25%

Как это работает. Если опоздать на свой рейс, билет не сгорает автоматически. Его еще можно использовать: обменять с доплатой или частично вернуть деньги.

Такая возможность возникает в двух случаях:

В этих случаях пассажир имеет право:

Вернуть часть цены билета при форс-мажоре

Как это работает. Если автобус не может довезти пассажира до нужного тому пункта, стоимость билета можно уменьшить. По общему правилу перевозчик в этом случае должен предоставить новый автобус. Но этому могут помешать природные катаклизмы или другие события, которые не зависят от перевозчика. Например, если дороги занесло снегом или город закрыли на карантин, автобус не сможет завершить рейс.

В этом случае возвращается только часть денег — пропорционально расстоянию, которое осталось проехать. Полную стоимость билета вернуть не получится, так как перевозчик нарушил договор не по своей вине. Поломка автобуса сюда не относится: перевозчик отвечает за его техническое состояние и безопасность. При поломке или аварии можно вернуть все деньги за билет, если перевозчик не сможет доставить в нужное место.

Бесплатно пересесть в другой автобус, если первый сломался

Как это работает. Если автобус сломался или попал в аварию, пассажир может дождаться следующего и поехать на нем, не оплачивая проезд заново. Для этого на руках должен быть билет и багажная квитанция, если есть багаж. Предоставление нового транспортного средства должен обеспечить перевозчик. Пересадку организуют водитель и кондуктор.

Это правило действует для всего городского наземного транспорта — в том числе для небольших автобусов и маршруток. Что делать, если автобус сломался, а в следующих за ним по маршруту нет мест, правила, к сожалению, не говорят. Но перевозчик должен как-то разрешить и эту ситуацию.

Если перевозчик не может предоставить место в новом автобусе в разумный срок или не собирается этого делать, стоимость поездки можно вернуть целиком. Если это причинило убытки, например человек опоздал на самолет или ему пришлось потратить деньги на такси, компенсацию тоже можно потребовать у перевозчика. Какой срок считать разумным, определяется по обстоятельствам. Окончательное решение примет суд.

Получить компенсацию за утерю багажа и опоздание автобуса

Как это работает. На междугородных рейсах перевозчик должен обеспечить, чтобы автобусы уходили и приходили вовремя, а багаж не терялся. Иначе перевозчик компенсирует убытки и платит штраф.

Потеря багажа. Багаж обычно перевозят в том же автобусе, что и пассажира. Хотя могут загрузить и в другой. Если багаж везли на другом автобусе, он должен быть доставлен в пункт назначения и выдан пассажиру в тот же день, когда туда прибыл пассажир.

Если багаж не приехал в течение 10 дней, он считается утраченным. Перевозчик обязан возместить стоимость утраченного багажа полностью и вернуть за него провозную плату.

За просрочку при выдаче багажа перевозчик платит штраф — 3% провозной платы за каждые сутки просрочки. Максимум — полный размер провозной платы. Чтобы взыскать с перевозчика штраф, нужно потребовать от него составить акт о просрочке. Штраф должен быть выплачен в течение 10 дней со дня составления акта.

Опоздание автобуса. Если автобус не уехал вовремя или опоздал, перевозчик тоже платит штраф. Учитывается только задержка или опоздание больше чем на час. Штраф — 3% от стоимости проезда за каждый час задержки. Максимум — полная стоимость проезда. Штраф должен быть выплачен в течение 10 дней со дня, когда пассажир потребует его уплатить.

Если опоздание автобуса стало причиной дополнительных расходов, например пришлось потратиться на жилье, их тоже можно возместить за счет перевозчика.

Получить компенсацию в случае ДТП

Как это работает. Перевозчик отвечает за безопасность пассажиров и сохранность их вещей. В случае ДТП пассажиры имеют право на компенсацию причиненного ущерба. Чтобы это право не зависело от добросовестности перевозчика, ввели обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика. Как ОСАГО, только ОСГОП.

Все перевозчики обязаны страховать свою гражданскую ответственность перед пассажирами. Это обеспечивает безусловную выплату компенсаций в случае аварий. Даже если у перевозчика плохо с финансами и нет денег на счетах.

При ДТП на общественном транспорте вред возмещает:

Подать претензию перевозчику или обратиться в суд при нарушении прав

Как это работает. Если при перевозке права пассажира были нарушены, он может отправить перевозчику претензию или сразу обратиться в суд.

Может показаться, что этап с претензией лишний: если его пропустить, не придется тратить время и деньги на составление претензии, ждать ответа. Если перевозчик претензию не удовлетворит, все равно придется идти в суд.

Но если претензию все-таки подать, в суде получится увеличить возможные выплаты от перевозчика на 50% — за счет штрафа, который выплачивается по закону о защите прав потребителей: эта сумма компенсирует дискомфорт из-за того, что требования не удовлетворены добровольно. К тому же перевозчик может сразу все удовлетворить, чтобы не платить потом этот штраф и не возмещать судебные пошлины. Выбор за пассажиром.

Претензию перевозчику нужно составлять в двух экземплярах и подавать в письменном виде. Можно написать ее своими словами, какой-то строгой формы нет. Нужно описать обстоятельства, из-за которых она подается, указать сумму требований, приложить подтверждающие документы — как минимум билет.

Ответить на претензию перевозчик должен в течение 30 дней. Если ответа нет или он не устраивает, можно идти в суд.

Исковое заявление нужно подавать в районный суд, можно выбрать тот, что удобнее:

Подать претензию или иск можно в течение года с момента, когда были нарушены права пассажира.

Взыскать штраф с перевозчика, если он не ответил на претензию

Как это работает. Перевозчик заплатит штраф, если не ответит на претензию или не удовлетворит требования пассажира, а суд посчитает, что стоило это сделать. Штраф перевозчик заплатит не в бюджет, а пассажиру.

Размер штрафа — 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя. Сумма рассчитывается с учетом имущественного и морального ущерба. Чем больше сумма претензии, тем существеннее штраф.

Если пассажир не напишет про штраф в исковом заявлении, суд назначит его сам — в пользу истца.

Суд обязал перевозчика выплатить 300 Р госпошлины, 3000 Р в счет компенсации морального вреда и 1500 Р как штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке.

Забрать свои забытые вещи в конечном пункте маршрута

Как это работает. Забытые в автобусе, троллейбусе или трамвае вещи можно получить обратно. Искать их нужно в первую очередь на автостанции, где находится конечная точка маршрута, или в депо. Пассажиры передают найденные вещи водителю или кондуктору, а те — в комнату хранения, когда завершат маршрут. Хранением потерянных вещей могут заниматься уполномоченные должностные лица автостанции или автовокзала, а также самого перевозчика.

Если забыли вещи в междугородном автобусе, обратитесь к дежурному любого автовокзала или автостанции, в которых осуществляется остановка этого транспортного средства. Нужно не просто задать вопрос, а подать письменное заявление. Опишите в нем забытые вещи, место в автобусе, где они лежали, и попросите переслать их в удобное вам место. Дежурный передаст информацию на ближайший автовокзал или автостанцию, куда приедет автобус. Пересылку придется оплачивать вам, но так больше шансов вернуть свои вещи.

Пожаловаться на водителя при нарушении правил перевозки

Как это работает. Если водитель хамит, громко включает радио, не выдает билеты, ведет автобус неаккуратно, а вам это не нравится — на него можно пожаловаться. Денег вы не получите, но поможете восстановить справедливость.

Получив сообщение о нарушении, уполномоченное ведомство сможет провести проверку и привлечь водителя к ответственности. Возможно, в следующий раз он не захочет платить штраф — и нарушений станет меньше.

Название и контакты органа по контролю за автобусными перевозками должны быть указаны на каждой автобусной остановке. Если не хочется заниматься поисками нужного органа, можно отправить жалобу на госуслугах. Там можно описать проблему, на этом основании подберут нужное ведомство.

Источник

Правила пользования наземным городским транспортом

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ НАЗЕМНЫМ ГОРОДСКИМ ТРАНСПОРТОМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ (ТРАМВАЯМИ, ТРОЛЛЕЙБУСАМИ, АВТОБУСАМИ) В ГОРОДЕ МОСКВЕ

Утверждены постановлением Правительства Москвы от 02.09.2008 № 797-ПП (в ред. постановлений Правительства Москвы от 20.11.2012 № 663-ПП, от 18.02.2014 № 55-ПП, от 27.08.2014 № 483-ПП, от 15.12.2015 № 880-ПП, от 01.03.2016 № 62-ПП, от 30.08.2017 № 596-ПП, от 17.12.2020 № 2276-ПП)

1. Общие положения

(п. 1.1 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

1.2. Настоящие Правила определяют порядок пользования наземным городским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами), оборудованным устройствами автоматизированной системы контроля проезда и осуществляющим перевозки пассажиров по проездным билетам и тарифам, установленным Правительством Москвы.

(в ред. постановления Правительства Москвы от 01.03.2016 N 62-ПП)

1.4. Настоящие Правила должны находиться в салонах подвижного состава наземного городского транспорта общего пользования (трамваев, троллейбусов, автобусов).

1.5. Режим работы наземного городского транспорта общего пользования города Москвы устанавливается Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. Информация о режиме работы маршрутов наземного городского транспорта общего пользования размещается на остановочных пунктах, расположенных по трассе следования маршрутов, и на официальном сайте Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.

(п. 1.5 в ред. постановления Правительства Москвы от 18.02.2014 N 55-ПП)

2. Предприятия пассажирского транспорта (перевозчики) обязаны:

2.1. Обеспечивать перевозку пассажиров всех категорий, в том числе лиц с ограничениями жизнедеятельности, в пункт назначения согласно установленному маршруту движения.

2.2. Обеспечить наличие на остановочных пунктах трафаретов с информацией о названии остановок, номерах и режиме работы проходящих маршрутов с указанием конечных остановок этих маршрутов, обеспечив доступ к информации для лиц с нарушениями зрения и слуха.

(в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

2.3. Соблюдать установленные графики интервалов движения на маршрутах наземного городского транспорта общего пользования (трамваев, троллейбусов, автобусов).

2.4. В случае планового изменения или закрытия маршрутов оповещать население через средства массовой информации или путем размещения объявлений на остановочных пунктах.

2.5. При оперативном изменении маршрута оповещать население путем размещения объявлений на остановочных пунктах и с помощью оборудования подвижного состава информационными указателями.

2.6. Обеспечить перед выездом на линию надлежащее техническое и санитарное состояние салонов, экипировку, внутреннее и внешнее оформление подвижного состава в соответствии с установленными требованиями.

(п. 2.6 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

2.7. Обеспечить безопасность перевозки пассажиров. За ненадлежащее выполнение установленных соответствующими нормативными и правовыми актами Российской Федерации и города Москвы условий перевозки ответственность перевозчика наступает в соответствии с действующим законодательством.

3. Обязанности водителя наземного городского транспорта общего пользования (трамвая, троллейбуса, автобуса)

3.1. Водитель обязан:

3.1.1. При обнаружении или получении от пассажиров информации о наличии в салоне подвижного состава предметов, которые могут представлять опасность для жизни и здоровья, а также запаха гари, дыма, огня, воздействия электрического тока действовать согласно инструкциям.

3.1.2. Неукоснительно соблюдать требования Правил дорожного движения.

3.1.3. Обеспечивать перевозку пассажиров в строгом соответствии с требованиями эксплуатации подвижного состава, безопасности дорожного движения и пассажирских перевозок.

3.1.4. Отправлять трамвай, троллейбус, автобус от остановочного пункта только при закрытых дверях после завершения посадки и высадки пассажиров.

3.1.5. Информировать пассажиров, в том числе с нарушениями зрения и слуха, о названии каждого остановочного пункта и следующего за ним, передавать другую необходимую информацию с помощью диктофона и специальных средств.

3.1.6. В случае неисправности приборов оповещения, их отсутствия, а также при оперативном изменении маршрута объявлять информацию по микрофону на всем протяжении маршрута до устранения неисправности приборов или установки приборов оповещения и до восстановления трассы следования маршрута.

3.1.9. Ограничивать посадку пассажиров в зависимости от заполнения салона трамвая, троллейбуса или автобуса после оповещения пассажиров об окончании посадки.

3.1.11. Соблюдать трассу следования установленного маршрута и заданный график движения наземного городского пассажирского транспорта общего пользования.

3.1.12. Осуществлять посадку и высадку пассажиров на оборудованных остановочных пунктах, предусмотренных схемой маршрута, за исключением нештатных ситуаций.

3.1.13. При движении по установленному маршруту наземного городского транспорта общего пользования обеспечивать наличие на транспортном средстве информационных указателей о номере маршрута, а также о наименовании начального, конечного и основных промежуточных остановочных пунктов.

(п. 3.1.13 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

3.1.14. Обеспечивать безопасную посадку и высадку, в том числе через вторую дверь, а также комфортные условия проезда инвалидов-колясочников, инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата и лиц с нарушениями зрения и слуха.

3.2. Другие обязанности водителя определяются его должностной инструкцией.

4. Порядок входа и выхода

4.1. Вход и выход пассажиров разрешаются только на остановочных пунктах после полной остановки трамвая, троллейбуса, автобуса.

4.2. Пассажиры обязаны соблюдать очередность при входе в трамвай, троллейбус, автобус и при выходе из них.

(в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

4.3. Вход в трамвай, троллейбус, автобус, оборудованные турникетами, производится через переднюю дверь. При бестурникетной системе проезда вход пассажиров осуществляется через все двери транспортного средства с оплатой проезда посредством устройств контроля и погашения билетов, расположенных у соответствующих дверей.

(п. 4.3 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

4.4. Выход из трамвая, троллейбуса, автобуса, оборудованных турникетами, производится через все двери, кроме передней. При бестурникетной системе проезда выход из трамвая, троллейбуса, автобуса производится через все двери. Для выхода пассажирам необходимо заранее подать сигнал водителю нажатием кнопки звонка.

(п. 4.4 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

4.5. Вход пассажиров с детской коляской, инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, инвалидов по зрению с собакой-поводырем или имеющих белую трость, в трамвай, троллейбус, автобус, оборудованные турникетами, разрешается через вторую дверь после выхода пассажиров.

(п. 4.5 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

4.6. Вход в специально оборудованный для инвалидов трамвай, троллейбус, автобус разрешается инвалидам-колясочникам через вторую дверь после выхода пассажиров.

4.7. При входе, выходе из трамвая, троллейбуса, автобуса пассажир во избежание получения травм обязан держаться за поручни.

4.8. Вход пассажиров с велосипедом в трамвай, троллейбус, автобус разрешается при возможности размещения велосипеда на накопительной площадке салона трамвая, троллейбуса, автобуса. Вход пассажиров с велосипедом в трамвай, троллейбус, автобус, оборудованные турникетами, разрешается через вторую дверь после выхода пассажиров.

(п. 4.8 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

5. Порядок оплаты проезда и провоза ручной клади

(п. 5.1 в ред. постановления Правительства Москвы от 30.08.2017 N 596-ПП)

5.1(1). Для оплаты проезда (регистрации поездки) бесконтактный проездной билет, СКМ, СКМО необходимо поднести параллельно мишени устройства контроля и погашения билетов, приложить к ней и удерживать в этом положении не менее 2 секунд.

(п. 5.1(1) введен постановлением Правительства Москвы от 30.08.2017 N 596-ПП)

5.1(2). Оплата проезда (регистрация поездки) подтверждается зеленой индикацией световых элементов, расположенных на корпусах турникета и (или) устройства контроля и погашения билетов, и (или) соответствующим сообщением в информационной строке на дисплее устройства контроля и погашения билетов.

(п. 5.1(2) введен постановлением Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

5.2. Оплата провоза ручной клади (размер которой в сумме измерений по длине, ширине, высоте превышает 120 см) производится путем погашения билета на провоз ручной клади, не дающего права на проезд пассажира.При провозе оплачиваемой ручной клади пассажир должен сначала погасить через устройство контроля и погашения билетов билет на провоз ручной клади, а затем проездной билет для оплаты своего проезда.Проездные документы для категорий граждан, имеющих право на бесплатный проезд или проезд с неполной оплатой проезда, не дают право на бесплатный провоз ручной клади.

5.3. Проездные билеты для оплаты проезда в трамваях, троллейбусах, автобусах приобретаются в специализированных пунктах по реализации проездных билетов для проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования, кондукторов, распространителей, а также в торговых объектах организаций, имеющих договоры на реализацию проездных билетов.

(п. 5.3 в ред. постановления Правительства Москвы от 17.12.2020 N 2276-ПП)

5.4. Действительными билетами являются только проездные билеты, предназначенные для проезда в наземном городском транспорте общего пользования в городе Москве.

5.5. Недействительными проездными билетами являются:

5.5.1. Билеты с истекшим сроком действия.

5.5.2. Билеты на ограниченное число поездок с исчерпанным лимитом поездок.

5.5.3. Неправомерно используемые СКМ, СКМО, льготный билет для учащихся и студентов на наземном городском пассажирском транспорте общего пользования, в пригородном автобусе без лимита поездок (льготный билет для учащихся).

(п. 5.5.3 в ред. постановления Правительства Москвы от 30.08.2017 N 596-ПП)

(п. 5.5.4 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

5.6. Обмен неисправных проездных билетов производится в специализированных пунктах по реализации проездных билетов для проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования в соответствии с действующей инструкцией по обмену проездных билетов, утверждаемой транспортным предприятием.Обмену не подлежат проездные билеты, имеющие внешние повреждения, в том числе механические, термические, химические или иные. Проездной билет без лимита поездок, а также проездной билет «Кошелек», предоставляющий право на совершение поездок в пределах уплаченной суммы, имеющие механические, термические, химические или другие внешние повреждения, восстанавливаются транспортным предприятием после оплаты стоимости их изготовления (с восстановлением оплаченного срока действия) после сдачи их пассажиром в специализированный пункт по реализации проездных билетов для проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования.

(в ред. постановления Правительства Москвы от 15.12.2015 N 880-ПП)

Утраченные проездные билеты (в том числе на бесконтактных носителях) восстановлению и блокировке не подлежат.

(п. 5.6 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

5.7. В случае несрабатывания в трамвае, троллейбусе, автобусе, оборудованных турникетами, СКМ или других документов, на основании которых предоставляется право бесплатного проезда или проезда с неполной оплатой, и не занесенных в стоп-лист, водитель обязан пропустить пассажира в салон транспортного средства через вторую дверь.

(п. 5.7 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

6. Порядок проезда

6.1. Перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатный проезд или неполную оплату проезда в наземном городском транспорте общего пользования (трамваях, троллейбусах, автобусах), определяется в соответствии с законами Российской Федерации и города Москвы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

6.2. Пассажир обязан:

6.2.1. Оплатить проезд (зарегистрировать поездку) в порядке, установленном в пункте 5.1 настоящих Правил.Одно погашение проездного билета дает право пассажиру только на один проход для поездки в одном направлении.

(п. 6.2.1 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

6.2.1(1). При бестурникетной системе проезда убедиться в прохождении оплаты проезда (регистрации поездки) через устройство контроля и погашения билетов согласно пункту 5.1(2) настоящих Правил.

(п. 6.2.1(1) введен постановлением Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

6.2.2. Сохранять до конца поездки проездные билеты, погашенные в устройстве контроля и погашения билетов.

6.2.3. Иметь при проезде документы, подтверждающие право пассажира на бесплатный проезд или на неполную оплату проезда.

6.2.4. Предъявлять для проверки (передавать в руки) контролерам наземного городского транспорта общего пользования и кондукторам все виды проездных билетов, а также документы на право бесплатного проезда или на неполную оплату проезда. Контролерами наземного городского транспорта общего пользования в городе Москве являются должностные лица, уполномоченные перевозчиком (контролеры перевозчика), а также должностные лица ГКУ «Организатор перевозок» (контролеры ГКУ «Организатор перевозок»).

(п. 6.2.4 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

6.2.5. При выявлении контролерами перевозчика факта проезда без оплаты, провоза без оплаты оплачиваемой в соответствии с пунктом 5.2 настоящих Правил ручной клади, а также факта предъявления недействительных проездных билетов для подтверждения оплаты проезда, провоза оплачиваемой ручной клади пассажир обязан оплатить проезд, провоз оплачиваемой ручной клади путем приобретения проездного билета, реализуемого контролерами перевозчика по установленной цене, и погасить проездной билет через устройство контроля погашения билетов.В случае отказа предъявить контролеру перевозчика для проверки в установленном пунктом 6.2.4 настоящих Правил порядке проездной документ (билет), оплатить проезд и (или) провоз оплачиваемой ручной клади пассажир обязан покинуть салон трамвая, троллейбуса или автобуса на ближайшем остановочном пункте.

(п. 6.2.5 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

6.2.6. Во избежание получения травм во время движения трамвая, троллейбуса, автобуса держаться за поручни.

6.2.7. Передние места в салоне, обозначенные специальными надписями или символами, предназначаются для инвалидов, лиц престарелого возраста, пассажиров с детьми и беременных женщин. Другие пассажиры, занимающие эти места, обязаны освободить их для указанных лиц.

6.2.8. Соблюдать в наземном городском транспорте общего пользования общественный порядок.

6.2.9. По прибытии на конечную остановку маршрута освободить салон трамвая, троллейбуса, автобуса.

6.2.10. Пункт дополнительно включен постановлением Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП; утратил силу с 02.01.2021 – постановление Правительства Москвы от 17.12.2020 N 2276-ПП.

6.3. Пассажир имеет право:

6.3.1. Бесплатно провозить с собой:

6.3.1.1. Детей в возрасте до 7 лет.

6.3.1.2. Детскую коляску.

6.3.1.3. Детские санки.

6.3.1.4. Одно место ручной клади, не превышающее по сумме трех измерений (высота, длина, ширина) 120 см.

6.3.1.5. Одну пару лыж в чехле или другой спортивный инвентарь в чехле или в сумке.

6.3.1.6. Животных и птиц в клетках с глухим дном (корзинах, коробках, контейнерах и др.), если размеры указанных клеток (корзин, коробок, контейнеров и др.) не превышают размеры ручной клади, установленные в пункте 6.3.1.4 настоящих Правил.

(п. 6.3.1.6 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

6.3.1.7. Музыкальный инструмент в футляре или чехле.

6.3.1.8. Один велосипед на накопительной площадке салона трамвая, троллейбуса, автобуса при соблюдении условий, исключающих неудобства для проезда пассажиров (велосипед должен удерживаться пассажиром во время движения, исключая его самопроизвольное передвижение по салону при соблюдении требований пункта 6.2.6 настоящих Правил).

(п. 6.3.1.8 введен постановлением Правительства Москвы от 18.02.2014 N 55-ПП)

6.3.2. Проезжать без дополнительной оплаты проезда в следующем за сошедшим с линии по неисправности трамвае, троллейбусе, автобусе при наличии проездного билета, погашенного в неисправном трамвае, троллейбусе, автобусе.

6.3.3. При выявлении неисправности проездного билета обратиться для его обмена в специализированный пункт по реализации проездных билетов для проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования.

(в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

6.3.4. Провозить домашних животных, в том числе собак-поводырей инвалидов по зрению, при соблюдении условий, исключающих беспокойство пассажиров (собаки должны быть в наморднике и на коротком поводке).

(п. 6.3.4 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

6.4. Пассажирам запрещается:

6.4.1. Проезжать в трамвае, троллейбусе, автобусе без оплаты проезда.

(п. 6.4.2 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

6.4.3. Курить в салоне.

6.4.5. Повреждать подвижной состав и оборудование, находящееся в салоне.

6.4.6. Самовольно приводить в действие механизмы для открытия дверей, средства пожаротушения, рычаги аварийных люков, кольца аварийных выходов и другое оборудование, а также препятствовать закрытию и открытию дверей, если это не требуется для предотвращения несчастных случаев, связанных с угрозой жизни и здоровью пассажиров.

6.4.7. Высовываться из окон, помещать ручную кладь на сиденья и загрязнять сиденья.

6.4.8. Отвлекать водителя и разговаривать с ним во время движения.

6.4.9. Проезжать по недействительным проездным билетам.

6.4.10. Проезжать по льготному проездному документу или билету, выданному другому лицу.

6.4.11. Провозить ручную кладь, сумма измерений которой по длине, ширине и высоте превышает 180 сантиметров, а также длинномерные предметы свыше 190 сантиметров (кроме лыж в чехле).

(п. 6.4.11 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

6.4.12. Проезжать на подножках и других элементах кузова подвижного состава наземного городского транспорта общего пользования (трамвая, троллейбуса, автобуса), не предназначенных для проезда.

6.4.14. Брать в руки забытые или оставленные неустановленными лицами предметы и вещи. При обнаружении в наземном городском транспорте общего пользования (трамвае, троллейбусе, автобусе) забытых (оставленных) предметов, вещей, документов или каких либо ценностей, а также почувствовав воздействие электрического тока, запаха гари, дыма или огня, пассажир обязан незамедлительно сообщить об этом водителю.

6.4.15. Производить профессиональную фото-, видеосъемку в салонах подвижного состава наземного городского транспорта общего пользования (трамвая, троллейбуса, автобуса) без разрешения администрации транспортных предприятий.

6.4.16. Нарушать порядок провоза домашних животных, изложенный в пунктах 6.3.1.6 и 6.3.4 настоящих Правил.

6.5. Запрещается наносить надписи, изображения, размещать информационные и рекламные материалы на внешние и внутренние поверхности наземного городского транспорта общего пользования (трамвая, троллейбуса, автобуса), а также на объектах инфраструктуры городского транспорта общего пользования, кроме относящихся к порядку их эксплуатации и (или) наносимых (размещаемых) в рамках исполнения государственного контракта или иного договора, заключенного с уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, государственным унитарным предприятием города Москвы или государственным учреждением города Москвы.

(в ред. постановления Правительства Москвы от 01.03.2016 N 62-ПП)

7. Осуществление контроля за соблюдением настоящих Правил пассажирами, за оплатой проезда, провозом ручной клади и ответственность пассажиров

7.1. Контроль за соблюдением пассажирами настоящих Правил, а также за наличием у пассажиров трамвая, троллейбуса, автобуса билетов, прошедших погашение в этих транспортных средствах, в течение всего времени работы наземного городского транспорта общего пользования осуществляется контролерами наземного городского транспорта общего пользования.

(п. 7.1 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

7.2. Безбилетным является проезд лица:

7.2.1. Обнаруженного при проверке в транспортном средстве без проездного билета, за исключением лиц, сопровождающих инвалидов первой группы и детей-инвалидов.

7.2.2. Предъявившего проездной билет без отметки о погашении.

7.2.3. Предъявившего поддельный проездной билет.

7.2.4. Предъявившего проездной билет, срок действия которого истек.

7.2.5. Предъявившего СКМ, СКМО или льготный билет для учащихся, которые не принадлежат этому лицу или срок действия которых истек.

(п. 7.2.5 в ред. постановления Правительства Москвы от 30.08.2017 N 596-ПП)

7.2.6. Предъявившего ранее использованный проездной билет.

7.2.7. Предъявившего проездной билет, предназначенный для лица, которому предоставлено преимущество по оплате проезда, не имеющего при себе документа, подтверждающего право на предоставление указанного преимущества.

7.2.8. Отказавшегося предъявить проездной документ (билет), подтверждающий факт оплаты проезда.

(п. 7.2 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

7.3. Проверка оплаты проезда и провоза ручной клади осуществляется в салоне подвижного состава наземного городского транспорта общего пользования (трамвая, троллейбуса, автобуса).

7.3(1). При предъявлении пассажиром контролеру наземного городского транспорта общего пользования для подтверждения факта оплаты проезда проездного билета, указанного в пунктах 7.2.3, 7.2.4, 7.2.6, 7.2.7 настоящих Правил, а также СКМ или СКМО или льготного билета для учащихся, которые не принадлежат этому лицу или срок действия которых истек, данные документы подлежат изъятию в установленном порядке.Изъятие проездного билета (документа) оформляется актом в двух экземплярах, первый экземпляр выдается пассажиру, предъявившему указанный проездной билет (документ), а второй экземпляр остается у контролера.

(п. 7.3(1) введен постановлением Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

7.4. За повреждение подвижного состава наземного городского транспорта общего пользования (трамвая, троллейбуса, автобуса), а также их оборудования и дорожно-эксплуатационного хозяйства (трамвайные пути, контактные линии и т.п.) ответственность наступает в соответствии с законодательством. С виновных также может быть произведено взыскание ущерба в установленном законом порядке.

7.5. Нарушение настоящих Правил влечет привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы. Оплата стоимости проезда, провоза оплачиваемой ручной клади в порядке, предусмотренном пунктом 6.2.5 настоящих Правил, либо отказ от оплаты не освобождает пассажира от уплаты штрафов за безбилетный проезд и провоз неоплаченного багажа в наземном городском транспорте общего пользования, установленных законодательством города Москвы об административных правонарушениях.(абзац введен постановлением Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

Полномочия по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 10.1, 10.5 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях», возложены на контролеров ГКУ «Организатор перевозок». (абзац введен постановлением Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

8. Обязанности и права контролера наземного городского транспорта общего пользования

8.1. При работе на линии контролер наземного городского транспорта общего пользования обязан иметь служебное удостоверение и предъявлять его по первому требованию пассажира, называть свою фамилию.

(п. 8.1 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

8.2. При работе на линии контролер наземного городского транспорта общего пользования имеет право и обязан:

8.2.1. Осуществлять контроль за соблюдением пассажирами настоящих Правил, в том числе правильностью оплаты проезда и провоза ручной клади.

8.2.2. В случае установления фактов нарушения пассажирами требований настоящих Правил принимать в пределах своих полномочий в отношении лиц, допустивших нарушения, меры, предусмотренные законодательством и пунктами 6.2.5, 7.3(1) и 7.5 настоящих Правил.

(п. 8.2 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)

8.3. Другие права и обязанности контролера определяются его должностной инструкцией.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *