сколько авто можно обгонять за раз
Разрешён ли двойной обгон и обгон «паровозиком»?
Под двойным обгоном понимается обгон сразу двух или более автомобилей по встречной полосе (без возвращения на свою полосу после обгона первого авто) либо обгон уже обгоняющего автомобиля, а под обгоном «паровозиком» или «гуськом» — когда Вы выезжаете на обгон за уже обгоняющим автомобилем (автомобилями), то есть на встречной полосе сразу две и более обгоняющих машины.
Двойной обгон
Двойной обгон уже обгоняющего
Обгон паровозиком
Разрешены ли двойной обгон и обгон паровозиком на 2021 год, выяснить совсем не сложно, хотя однозначного ответа в ПДД нет. Но мы расставим все точки в этом вопросе!
Какие правила обгона регламентируют правильный манёвр?
Вообще, за правила обгона отвечает целый раздел ПДД. Там указывается обязательное условие безопасности обгона, его запрет при определённых условиях, а также правила поведения обгоняемого авто.
Правила обгона вполне самодостаточны, но наказание предусмотрено всё же не за обгон как таковой, а за выезд в нарушение ПДД на встречную полосу. То есть в принципе обгон обязательно включает в себя выезд на встречку, но вот выезд на встречку не обязательно должен быть обгоном, так как при последнем совершается опережение по встречной полосе других транспортных средств.
Двойной обгон: разрешён или запрещён?
Правила обгона содержат запреты и предписания совершения такого манёвра. Это значит, что если что-то не запрещено, то это разрешено. В частности, в ПДД 2021 года нет никакого запрета на выполнение двойного обгона — сразу нескольких автомобилей, будь их хоть два, хоть три, хоть 20 автомобилей.
Главное условие — водитель обязан убедиться, что такой манёвр будет безопасен для него и для других участников движения. Факт того, убедился он или не убедился, прецедентен, то есть если во время двойного обгона не случилось ДТП, то безопасен, если случилось — опасен, и водитель подлежит лишению прав или штрафу.
Если быть точнее, то по правилам обгона водитель обязан убедиться сразу в нескольких обстоятельствах:
Это исчерпывающий список запретов обгона, в том числе двойного.
Разрешён или запрещён обгон паровозиком?
Как мы уже говорили выше, обгон паровозиком — это когда Вы и ещё один или более автомобилей одновременно друг за другом обгоняете другие машины. Но ещё есть понимание двойного обгона не как обгон сразу нескольких автомобилей без возвращения на свою полосу, но и обгон уже обгоняющего автомобиля, когда первый обгоняющий уже на встречной, а второй обгоняющий обгоняет первого, двигаясь далее на полосу дальше.
И вот такой манёвр уже запрещён. Но для кого запрещён обгон паровозиком «гуськом»? Как Вы уже наверняка догадались, для того, кто вторым или последующим выехал на обгон — то есть для того, кто такой обгон паровозиком и создал. Впрочем, если Вы выехали на обгон первым, а уже кто-то другой создал «паровозик» из обгоняющих, то доказать правоту Вам будет легко только при наличии видеорегистратора.
Конкретно обгон паровозиком запрещается пунктом 11.2 ПДД:
11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:
Видите, даже если инспектор ГИБДД видел, что Вы двигались при обгоне впереди, это ещё не значит, что он видел, что не Вы выехали на встречную полосу, когда кто-то другой уже производил обгон.
Есть в этом пункте и ещё один момент. Если быть точнее, то это недоработанность. Кроется она во фрагменте «. транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия. «. А теперь представьте себе дорогу в степи, где видимость впереди десяток-другой километров. По трактовке этого пункта правил обгона Вы не имеете право обгонять, если кто-то впереди даже в 10 километрах от Вас уже обгоняет какое-либо другое транспортное средство. Даже если встречного транспорта нет по всей зоны видимости впереди. Понятно, что данный пункт задумывался для того, чтобы запретить обгонять один и тот же автомобиль паровозиком, но тут и речи не идёт о двойном обгоне.
И поэтому инспектор ДПС, увидевший такую ситуацию, может спокойно подвести Вас под лишение. И, как показывает практика, суды при назачении наказания не учитывают тот факт, что ну всем понятно, что данный пункт задумывался для другого.
Итак, главные ответы на вопросы статьи: в 2021 году двойной обгон разрешён, а обгон паровозиком запрещён сразу двумя трактовками ПДД.
Какое наказание за нарушения правил обгона?
Помните, выше мы писали, что нет наказания за обгон, будь то запрещённый двойной обгон или обгон паровозиком, как таковой? Факт заключается в том, что практически при любом обгоне вменяют часть 4 статьи 12.15 КоАП, которая предусматривает штраф или лишение за выезд в нарушение правил обгона на встречную полосу. Есть также следующая часть этой статьи, предусматривающая ещё более строгое наказание за повторность такого нарушения.
Почему нельзя обгонять по три-четыре автомобиля за раз
По имеющимся нормативам хорошо просматриваемые участки дорог предназначены, в том числе, для пешеходных переходов. Поэтому часто бывает так, что водитель решается на обгон на таком участке, разметка неожиданно меняется на сплошную, и он вынужден быстро возвращаться в свою полосу.
Многие не успевают закончить маневр и продолжают ехать по встречке, игнорируя наличие пешеходного перехода. Во время дачного сезона даже на кажущихся безлюдными дорогах могут появляться пешеходы. Поэтому зачастую такой обгон заканчивается плачевно.
Другая опасность двойных и тройных обгонов кроется в наличии скрытых выездов с прилегающих территорий. Например, местных грунтовых дорог, использующихся тракторами и прочей техникой. Поэтому решившийся на обгон водитель в большинстве случаев не подозревает, что прямо перед ним может неожиданно материализоваться мотоблок или велосипедист. А там и до аварии недалеко.
Бывает так, что из потока обгоняемых машин кто-то внезапно решит повернуть налево. Обзор ему бывает затруднен, поэтому не исключено столкновение. Такая авария произошла с губернатором Алтайского края Михаилом Евдокимовым. В ДТП погибли и шофер, и сам глава региона. При обгоне нужно быть готовым к тому, что из потока машин внезапно кто-то вынырнет.
Аварии при двойных обгонах случаются еще и потому, что водитель неправильно рассчитывает мощность двигателя своего автомобиля. Он выезжает на встречку и застревает на ней: мотор просто не может вытянуть то, что от него требуется. При этом дорожная ситуация меняется моментально, и такой «тихоход» не может оперативно завершить маневр, когда видит неожиданное препятствие на встречке.
Даже самым опытным водителям нелишним будет напомнить о том, как должны совершаться обгоны в соответствии с ПДД. В пункте 1.2. говорится, что этот маневр запрещен в том случае, если движущийся впереди автомобиль начал обгон или подал сигнал для поворота налево.
Запрещен обгон и тогда, когда обгон начало транспортное средство, движущееся позади. Если водитель не может завершить маневр, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому автомобилю, то на встречную полосу лучше также не выезжать. Нарушителям грозит штраф в размере 5 тысяч рублей или лишение прав на срок до полугода. Это предусмотрено статьей 12.15.4 КоАП РФ.
Двойной обгон в ПДД: когда за него не наказывают
Двойной обгон, при котором водитель обгоняет автомобиль, уже вышедший на обгон, запрещен правилами. В пункте 11.2 ПДД говорится, что обгон запрещен в случае, когда впереди идущий автомобиль производит обгон или объезд препятствия или когда автомобиль, движущийся впереди по той же полосе, подал сигнал поворота налево.
Порой совершить такой опасный двойной обгон водителя подталкивают обстоятельства. Например, автомобилист выполняет обгон, руководствуясь ПДД, а перед ним внезапно начинает обгон другой водитель.
Когда же можно законно и безопасно осуществить двойной обгон? Для этого водитель должен подать сигнал поворота налево, затем переместиться на встречную полосу, обогнать по ней впередиидущие машины, а потом занять свою полосу движения. Осуществлять такой маневр водитель должен только после того, как убедился, что на дороге никаких препятствий, которые могут помещать выполнить обгон без риска безопасности для участников движения.
При этом важно убедиться в том, что и встречная полоса свободна на достаточном для выполнения маневра расстоянии, а также в том, что на дороге нет знаков «Обгон запрещен» или других условий, запрещающий выполнение такого обгона. Также необходимо правильно завершать двойной обгон, то ест не только не создавать помех для встречных машин, но не мешать машинам, движущимся в попутном потоке, а кроме того, правильно и безопасно «встраиваться» обратно в колону автомобилей в своей полосе.
Обгон почти не виден
Итак, некий Антон Боздникин еще в марте 2018 года в Астраханской области пошел на обгон. Он не подозревал, чем ему этот маневр обойдется. Нет, никакой аварии он не совершил. Но почти два года ему пришлось доказывать в судах различных инстанций, что он не совершал никаких правонарушений и вообще стал жертвой своевольного толкования Правил дорожного движения неким инспектором ДПС.
Ситуация была примерно следующая: впереди выстроилась очередь за медленно едущей машиной. Как только появилась возможность, то есть сплошная полоса стала прерывистой, Антон пошел на обгон. Причем он был не первым. Впереди него на такой обгон пошли еще несколько машин. Но они были довольно далеко. В общем, завершил свой маневр он в зоне действия разрешения обгона. Однако по непонятной причине сотрудникам ДПС, притаившимся на обочине, его обгон показался не соответствующим Правилам дорожного движения. Они не постеснялись и вменили ему сначала двойной обгон, то есть якобы он обгонял автомобиль, уже совершающий обгон другой машины. Сей трюк даже нарисован на схеме происшествия. Однако при этом в рапорте сотрудника ДПС обстоятельства нарушений вообще не изложены. Просто указывается пункт правил, которые водитель якобы нарушил. Речь идет о статье 11.2 ПДД. В ней говорится, что водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если: транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия, транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево, следующее за ним транспортное средство начало обгон. Ну и в крайнем случае: «по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу».
Однако все эти условия были выполнены, если судить по записи видеорегистратора пострадавшего. А вот на видеорегистраторе сотрудника ДПС вообще не видно, как водитель обгонял. Видно лишь, что он перестроился обратно в свою полосу еще там, где было разрешено совершать обгон.
Таким образом, и рапорт сотрудника ДПС, и составленная им схема правонарушения категорически противоречат записи видеорегистратора якобы нарушителя.
Однако Верховный суд своим глазам поверил. И оценил главное: автомобили, которые также совершали обгон, никаким образом не закрывали обзор. Двойного обгона не было вообще. То есть все автомобили выезжали на довольно большом удалении от якобы виновника нарушения.
Но машины, которые совершают обгон, не всегда закрывают обзор. По непонятной причине суды нижних инстанций не рассматривали ни аргументы, ни доказательства пострадавшего, которые противоречили показаниям инспектора. И именно эту несправедливость устранил Верховный суд.
Теперь осталось дождаться, чтобы другие инспекторы также не злоупотребляли правом и не вменяли водителям нарушения, которых они не совершали.
Стоит напомнить, что эксперты Объединенного народного фронта предложили внести в Кодекс об административных правонарушениях штраф 20 тысяч рублей для чиновников, которые вынесли решение о несправедливом наказании. А также компенсацию для пострадавшего в размере тех же 20 тысяч.
Сколько машин, согласно ПДД, можно обгонять за один раз
Для начала напомним, что в соответствии с ПДД термин «обгон» обозначает маневр, при котором автомобиль выезжает на встречную полосу. А если машине не требуется пересекать разделительную линию, чтобы «обогнуть» впереди идущее авто, и дело ограничивается правой половиной дороги, то это считается «опережением». При этом теме обгона транспортного средства в Правилах дорожного движения уделяется куда больше внимания, чем опережению.
Но количество автомобилей, которые можно объехать за один присест, там не указано. А следовательно, водитель может легко преодолеть по свободной встречной полосе даже то расстояние, которое необходимо для обгона всей колонны. Условие при этом только одно — он не должен превышать скорость и нарушать оостальные ПДД.
Кстати, если в такой ситуации водители окружающих машин окажутся законопослушными, то при условии пустой «встречки» шанс сразу миновать длинный хвост достаточно велик. А все потому, что ПДД запрещают обгонять любое транспортное средство, которое в свою очередь уже начало совершать этот маневр. Иными словами, если вам удалось по всем правилам перестроиться на встречную полосу, то водители обгоняемых авто уже не имеют право совершать аналогичные действия и выезжать ни впереди вас, ни сзади. Главное, чтобы ваша машина была в зоне их визуальной досягаемости.
Не стоит забывать, что п. 11 ПДД обязывают водителя при обгоне убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для этого маневра расстоянии и не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.
Даже если вы сделали все по правилам, в ползущей справа колонне запросто могут найтись злые завистники, которые в случае появления встречной машины, будут специально ускоряться и всячески препятствовать вашим попыткам вернуться обратно в попутную полосу. Имейте в виду, что такие действия с их стороны запрещает пункт 11.3 ПДД. Но, увы, за столь опасное поведение на проезжей части штраф предусмотрен минимальный — всего 500 рублей в соответствии с частью 3 статьи 12.14 КоАП.