систему ранней психолого медико педагогической помощи можно отнести к системе

«Развитие системы ранней помощи в РФ»

систему ранней психолого медико педагогической помощи можно отнести к системе

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области

«Екатеринбургская школа № 4, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

ГКОУ СО «Екатеринбургская школа № 4»

«Развитие системы ранней помощи в РФ»

Учитель-логопед «Екатеринбургской школы № 4»

Развитие системы ранней помощи в Российской Федерации

Постановлением Правительства России от 1 декабря 2015 года № 1297 утверждена Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года. Концепция будет реализована в рамках государственной программы «Доступная среда» на 2011–2020 годы.

В России, как и во всем мире, побудительными причинами для создания ранней помощи детям и семьям стали следующие факторы:

— рост числа детей, имеющих нарушения развития уже при рождении;

— рост числа социально неблагополучных семей;

— увеличение количества социальных сирот из числа детей с проблемами здоровья и нарушения развития.

Инновационный подход к формированию новой модели комплексной поддержки ребенка с отклонениями в развитии в условиях семьи предполагает активное взаимодействие в абилитационном процессе всех его участников (специалистов, членов семьи, самого ребенка).

Одной из важнейших задач на современном этапе развития общества является достраивание начальной ступени в образовании – системы раннего выявления и ранней комплексной помощи детям от рождения до 3-х лет, имеющим нарушения в развитии или риски возникновения нарушений, а также их семьям.

Создание системы ранней помощи в Российской Федерации соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка.

Цель и задачи Службы ранней помощи.

Цель – минимизация отклонений в состоянии здоровья детей самого раннего возраста на основе комплексной межведомственной и квалифицированной помощи ребенку и его семье.

1. Максимально раннее выявление детей с проблемами развития на территории муниципального образования.

2. Междисциплинарная комплексная оценка состояния здоровья и развития ребенка, психолого-педагогических способностей и возможностей родителей, других членов семьи.

3. Определение потребностей ребенка и семьи на основе выявленных диагностических показателей, разработка индивидуальной программы их коррекции.

4. Организация процесса оказания ранней помощи ребенку и всесторонней поддержки членов семьи.

5. Обеспечение преемственности между СРП и учреждениями здравоохранения и образования.

Актуальность создания системы ранней помощи обусловлена:

1. расширением инклюзивных тенденций в дошкольном образовании и неготовностью детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью к интеграции в дошкольные образовательные организации;

2. наличием существенных региональных различий в положении детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и их семей и отсутствием вариативных моделей организации и функционирования ранней помощи, учитывающей разнообразие региональных возможностей;

3.потребностями детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в комплексном сопровождении их развития и недостаточной эффективностью использования методик раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей;

4. значительными потенциальными возможностями ранней помощи для всестороннего развития детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, и отсутствием целостной модели их комплексного сопровождения.

Правильно организованная и своевременная ранняя комплексная помощь детям раннего возраста с нарушениями в развитии способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию потенциала развития ребенка, обеспечить возможность включения в общий образовательный поток на раннем этапе возрастного развития.

Целями создания системы ранней помощи (СРП) являются:

— раннее выявление риска развития нарушений здоровья и нарушений здоровья у детей от 0 до 3-х лет;

— создание единой системы медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, основанных на внутри- и межведомственном взаимодействии, обеспечивающих возможно более полную компенсацию нарушений здоровья;

— обеспечение услугами по развитию таких детей во избежание возникновения нарушения развития здоровья или коррекции для уменьшения уже возникших нарушений;

— формирование и развитие способностей таких детей для их оптимальной адаптации и интеграции в общество;

— предоставление помощи родителям в создании оптимальных условий для развития и обучения ребенка в условиях семьи, повышения уровня компетентности родителей и других членов семьи для расширения их возможностей по созданию условий для выстраивания маршрута роста и развития такого ребенка, планирования жизни ребенка в будущем;

— содействие социальной интеграции семьи и ребенка;

— развитие системы мероприятий по профилактике инвалидности и нарушений здоровья у детей;

-обеспечение подготовки, перехода ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью в дошкольную образовательную организацию.

В России применяются несколько методик для изучения психофизического развития детей раннего возраста: шкала развития Гезела, Денверовская скрининговая методика (DDST), Мюнхенская функциональная диагностика, программа «Маленькие ступеньки» и методические разработки отечественных ученых (Л.Т.Журбы, Е.М.Мастюковой, Г.В.Пантюхиной и др.), представляющих систему ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. Разработки служат основой для практического применения в психолого-медико социальных (ПМС) центрах, психолого-медико-педагогических (ПМП) консультациях и службах. Работы Л.С.Выготского являются теоретической базой для данных программ и положены в основу методического обеспечения работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

Важнейшим направлением НИИ РАН является поиск оптимальных путей реформирования системы специального образования, ее реструктуризации за счет достраивания отсутствующего ныне структурного элемента — системы раннего выявления и ранней комплексной помощи. Институтом коррекционной педагогики РАО разработана программа создания единой государственной системы раннего выявления и ранней помощи детям с отклонениями в развитии. Программа включает в себя несколько этапов.

Этап 1 — анализ состояния проблемы раннего выявления и ранней специальной помощи детям с отклонениями в развитии.

Этап 2 — разработка научно-методологических основ построения общей модели единой системы раннего выявления и специальной помощи детям с различными отклонениями в развитии.

Этап 3 — проектирование общей базовой модели единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с различными отклонениями в развитии.

Этап 4 — научно-методическое и технологическое обеспечение спроектированных моделей единой системы.

Этап 5 — экспериментальная апробация разработанных моделей единой системы раннего выявления и помощи детям с отклонениями в развитии.

Этап 6 — совершенствование моделей единой системы на основе результатов экспериментальной апробации.

Апробация различных моделей ранней помощи осуществляется через систему медико-психолого-педагогического патронажа в психолого- медико-социальных центрах, психолого-медико-педагогических консультациях, в некоторых учреждениях дошкольного образования (группы кратковременного пребывания, консультативные пункты), в дошкольных образовательных учреждениях системы здравоохранения и в негосударственных организациях и службах.

Базисные структуры моделей ранней помощи представлены следующими блоками:

1. Организация ранней диагностики и ранней медико-психолого-педагогической помощи на базе действующих дошкольных учреждений.

2. Создание условий для пребывания детей-инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях.

В основе моделей ранней помощи лежат междисциплинарный межведомственный подход к организации практической деятельности специалистов, поэтапность реализации процесса сопровождения семьи и системность формирования развивающей среды в условиях как образовательного учреждения, так и семьи.

Организация ранней помощи ребенку младенческого и раннего возраста в рамках семейно-центрированного подхода базируется на комплексе мероприятий, направленных на абилитацию ребенка с момента его рождения и поддержку семьи и ближайшего окружения. Комплексное пролонгированное обследование ребенка является первоначальным этапом работы. В его процессе мы выявляем наличие факторов медицинского, генетического и социального риска, происходит функциональная идентификация, определяется фактический уровень психофизического развития ребенка.

Систематизированное диагностическое обследование с упорядоченной фиксацией результатов служит базисом для организации командной работы специалистов. Координация работы специалистов различных профилей происходит с учетом индивидуальных специфических нарушений у ребенка, дает возможность системно прогнозировать дальнейший план действий, становится основой для определения содержания, форм и методов раннего обучения.

Разведение в структуре дефекта симптомов болезни и проявлений дизонтогенеза имеет большое значение для дифференциации методов медикаментозной коррекции и психолого-педагогических мероприятий, направленных на профилактику вторичного дефекта, «социального вывиха» (Л.С.Выготский), возникающего вследствие взаимодействия ребенка с неадекватной средой. Поэтому важнейшее значение в ранней комплексной диагностике приобретает социальный блок, а также медицинский блок. В процессе медицинской диагностики выявляются структура ведущего нарушения и осложняющих его расстройств, специфика течения патологического процесса, устанавливается клинический диагноз с учетом этиологии, патогенеза, преимущественной локализации поражения или задержки созревания центральной нервной системы. Определяются психоневрологический, соматический статусы ребенка, прогнозируются сроки и методы медицинской коррекции. Психолого – педагогический блок, составляющий компетенцию специалистов из области специальной педагогики и психологии, представляет собой диагностику актуального уровня развития ребенка по основным функциональным областям.

Анализ результатов комплексного диагностического обследования позволяет определить основные принципы работы СРП.

Основные принципы работы службы ранней помощи (СРП):

принимают ребенка как полноправную личность с индивидуальными особенностями развития и потребностями; уважая личность родителей или заменяющих их лиц, сотрудники СРП принимают их мнение о ребенке, их личный опыт, ожидания и решения.

Главные условия эффективного функционирования СРП:

максимальное приближение СРП к месту жительства ребенка раннего возраста с ОВЗ, ребенка-инвалида, ребенка группы риска;

функционирование на основе междисциплинарного взаимодействия специалистов;

семейно-центрированный характер деятельности.

Источник

Тест с ключами «Основы специальной педагогики»

систему ранней психолого медико педагогической помощи можно отнести к системе

необходимо выбрать один или несколько вариантов ответа

Одной из задач специальной психологии выявление общих и специфических закономерностей _______________развития аномального ребёнка

Утверждение о том, что все психические явления необходимо рассматривать в динамическом плане, то есть в процессе развития и становления, соответствует такому принципу как …

генетический или принцип развития

принцип единства психики и деятельности

Объектом специальной педагогики является специальное образование лиц…

с психическими нарушениями

с особыми образовательными потребностями

с хроническими соматическими заболеваниями

Одной из задач специальной педагогики является реализация_____________________ программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья…

Тифлопедагогика-наука о ____________и ______________ лиц с нарушениями зрения

К биологическим факторам риска не относятся…

патология родовой деятельности

пребывание ребёнка в семье группы социально риска

инфекционные и вирусные заболевания матери

Утверждение о том, что необучаемых детей нет, соответствует принципу…

ранней педагогической помощи

Первая в России специальная школа была создана благодаря участию:

Императора Александра I

Императрицы Марии Фёдоровны

Московской Городской Думы

Первичные дефекты возникают в результате…

органического поражения или недоразвития какой-либо биологической системы

нарушений социального поведения

Дактильная и жестовая речь используется в обучении лиц, имеющих нарушения…

Ведущие тенденции в предупреждении и преодолении аномального детства выявил:

Сурдопедагогика составная часть специальной педагогики, представляющая собой систему научных знаний об образовании лиц с нарушениями…

Для детей с задержкой психического развития характерны…

задержка речевого развития и нарушение коммуникативной функции речи

предельное « экстремальное » одиночество и стереотипность в поведении

незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности

Для детей с задержкой психического развития создаётся специальное (коррекционное) образовательное учреждение:

К основным формам организации учебного процесса в специальных школах относятся…

В том случае если возникает несоответствие возможностей данного человека общепринятым социальным ожиданиям, можно использовать термин…

лицо с психическими отклонениями

лицо пожилого возраста

лицо с ограниченными возможностями

Интенсивность и распространённость патологического процесса обуславливает…

время и длительность воздействия повреждающих объектов

степень нарушений функциональных связей

характер сенсорных или интеллектуальных нарушений

К основным задачам психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) относят:

лечение заболеваний ребёнка

реабилитацию детей с отклонениями в поведении

Восстановление психофизических возможностей детей раннего возраста называется:

Объектом специальной педагогики является:

специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями

воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс

личность ребёнка, имеющего незначительные отклонения в развитии и поведении

К компонентам личностной реабилитации НЕ относится:

формирование адекватных форм социального поведения

преодоление чувства малоценности, маргинальности

лечение недостатков, последствий дефекта

воспитание чувства собственного достоинства

Система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития определяется как…

Наиболее яркие проявления аутизма в раннем возрасте характеризуются…

отсутствием фиксации взгляда на другом человеке

выраженными потребностями в контакте с другими людьми

индифферентным отношением к окружающим

К причинам, вызывающим нарушения слуха не относятся…

вредности, действующие на плод во время беременности матери

Специальные дошкольные образовательные учреждения комплектуются по…

типу высшей нервной деятельности

Аутизм определяется как снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и _____________ развитию

Неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем мире у детей с детским церебральным параличом обусловлен…

вынужденной изоляцией ребёнка в связи с затруднениями в передвижении

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

систему ранней психолого медико педагогической помощи можно отнести к системе

Курс повышения квалификации

Охрана труда

систему ранней психолого медико педагогической помощи можно отнести к системе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

систему ранней психолого медико педагогической помощи можно отнести к системе

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Шәжәрә байрамы » Быуындар сылбыры өҙөлмәһен»

Проект «Для современной молодежи нет преград. »

Сценарий»Торээн дылым-чоргааралым!» (для родителей)

1 сыйныфта «Тәмле сүзләр» темасын өйрәнү буенча презентация

1 нче сыйныфта «Мин бүләк бирәм» темасы буенча презентация

3 нче сыйныфта «Дусларны каршылыйм» темасын өйрәнү буенча презентация

3 сыйныфта «Безнең авыл» текстын өйрәнү буенча презентация

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5315877 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

систему ранней психолого медико педагогической помощи можно отнести к системе

систему ранней психолого медико педагогической помощи можно отнести к системе

Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам

Время чтения: 2 минуты

систему ранней психолого медико педагогической помощи можно отнести к системе

Минобрнауки учредит именные стипендии для студентов из малочисленных народов

Время чтения: 1 минута

систему ранней психолого медико педагогической помощи можно отнести к системе

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

систему ранней психолого медико педагогической помощи можно отнести к системе

Минпросвещения работает над единым подходом к профилактике девиантного поведения детей

Время чтения: 1 минута

систему ранней психолого медико педагогической помощи можно отнести к системе

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

систему ранней психолого медико педагогической помощи можно отнести к системе

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Тест по предмету «Специальная педагогика» с ответами

Нет времени или сил пройти тест онлайн? Поможем сдать тест дистанционно для любого учебного заведения: подробности.

Вопросы и ответы онлайн

Вопрос 1. Одной из задач специальной психологии выявление общих и специфических закономерностей _______________развития аномального ребёнка

Вопрос 2. Утверждение о том, что все психические явления необходимо рассматривать в динамическом плане, то есть в процессе развития и становления, соответствует такому принципу как …

Вопрос 3. Объектом специальной педагогики является специальное образование лиц…

Вопрос 4. Одной из задач специальной педагогики является реализация_____________________ программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья…

Вопрос 5. Тифлопедагогика-наука о ____________и ______________ лиц с нарушениями зрения

Вопрос 6. К биологическим факторам риска не относятся…

Вопрос 7. Утверждение о том, что необучаемых детей нет, соответствует принципу…

Вопрос 8. Первая в России специальная школа была создана благодаря участию:

Вопрос 9. Первичные дефекты возникают в результате…

Вопрос 10. Дактильная и жестовая речь используется в обучении лиц, имеющих нарушения…

Вопрос 11. Ведущие тенденции в предупреждении и преодолении аномального детства выявил:

Вопрос 12. Сурдопедагогика составная часть специальной педагогики, представляющая собой систему научных знаний об образовании лиц с нарушениями…

Вопрос 13. Для детей с задержкой психического развития характерны…

Вопрос 14. Для детей с задержкой психического развития создаётся специальное (коррекционное) образовательное учреждение:

Вопрос 15. К основным формам организации учебного процесса в специальных школах относятся…

Вопрос 16. В том случае если возникает несоответствие возможностей данного человека общепринятым социальным ожиданиям, можно использовать термин…

Вопрос 17. Интенсивность и распространённость патологического процесса обуславливает…

Вопрос 18. К основным задачам психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) относят:

Вопрос 19. Восстановление психофизических возможностей детей раннего возраста называется:

Вопрос 20. Объектом специальной педагогики является:

Вопрос 21. К компонентам личностной реабилитации НЕ относится:

Вопрос 22. Система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития определяется как…

Вопрос 23. Наиболее яркие проявления аутизма в раннем возрасте характеризуются…

Вопрос 24. К причинам, вызывающим нарушения слуха не относятся…

Вопрос 25. Специальные дошкольные образовательные учреждения комплектуются по…

Вопрос 26. Аутизм определяется как снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и _____________ развитию

Вопрос 27. Неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем мире у детей с детским церебральным параличом обусловлен…

Источник

Систему ранней психолого медико педагогической помощи можно отнести к системе

систему ранней психолого медико педагогической помощи можно отнести к системеОбзор документа

Письмо Министерства образования и науки РФ от 13 января 2016 г. № ВК-15/07 “О направлении Методических рекомендаций”

Для раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей во всех субъектах Российской Федерации должны быть созданы службы ранней помощи, которые могут функционировать как самостоятельные организации или структурные подразделения на базе дошкольных образовательных организаций, отдельных образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Минобрнауки России в рамках реализации Межведомственного комплексного плана по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на 2015 год, утвержденного заместителем председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 22 апреля 2015 г. за № 2466п-П8, направляет Методические рекомендации по реализации моделей раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей, подготовленные федеральным государственным бюджетным учреждением высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова» в рамках государственного контракта на выполнение работ для государственных нужд от 26 марта 2014 г. № 07.028.11.0002.

Вместе с тем сообщаем, что в настоящее время завершается разработка государственной концепции ранней помощи детям группы риска и с инвалидностью, детям с генетическими нарушениями и сопровождения семей, имеющих таких детей, на период до 2020 года, а также плана ее реализации.

Заместитель министраВ.Ш. Каганов

Рекомендации
Министерства образования и науки Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по реализации моделей раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей

Пояснительная записка

Своевременное прогнозирование возможных последствий экономического и социального неблагополучия общества определяет необходимость реформирования системы специального образования для осуществления ее перехода на принципиально иной этап его развития, который предполагает:

— максимально раннее выявление и диагностику особых образовательных потребностей ребенка и его семьи;

— сокращение разрыва между временем определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционной помощи;

— снижение временных границ начала образовательного процесса (до первых месяцев жизни ребенка);

— построение индивидуальных комплексных программ сопровождения на основе выявления потенциала развития ребенка;

— обязательное включение родителей в коррекционно-развивающий процесс на основе выявления специальных потребностей и возможностей семьи.

Создание системы ранней помощи в Российской Федерации соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка в части создания комфортной и доброжелательной для жизни среды, обеспечения доступности и качества дошкольного образования для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих статуса ребенка-инвалида, детей из групп риска, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся в социально опасном положении.

Актуальность создания системы ранней помощи обусловлена:

— расширением инклюзивных тенденций в дошкольном образовании и неготовностью детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью к интеграции в дошкольные образовательные организации;

— наличием существенных региональных различий в положении детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и их семей и отсутствием вариативных моделей организации и функционирования ранней помощи, учитывающей разнообразие региональных возможностей;

— потребностями детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в комплексном сопровождении их развития и недостаточной эффективностью использования методик раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей;

— значительными потенциальными возможностями ранней помощи для всестороннего развития детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и отсутствием целостной модели их комплексного сопровождения.

Существующий отечественный и зарубежный опыт показывает, что правильно организованная и своевременная ранняя комплексная помощь детям раннего возраста с нарушениями в развитии способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию потенциала развития ребенка, а для значительной части детей обеспечить возможность включения в общий образовательный поток на раннем этапе возрастного развития.

Таким образом, создание системы ранней помощи позволит сократить долю детей, которые по достижении школьного возраста будут нуждаться в специальных условиях и поддержке для получения образования, социальной адаптации, сократить число детей в специализированных учреждениях. Своевременная помощь и коррекция дают исключительную возможность «сгладить» имеющиеся недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка. Важным условием успешной коррекционной работы с детьми раннего возраста становится разработка педагогических и организационных условий включения родителей в реализацию индивидуальных комплексных программ сопровождения, которые реализуются в рамках Службы ранней помощи.

Причинами, актуализирующими необходимость развития вариативных форм психолого-медико-педагогической помощи детям раннего возраста и их семьям, стали следующие факторы:

— низкое качество репродуктивного здоровья родителей;

— снижение уровня здоровья детской популяции в возрастном диапазоне от рождения до младшего школьного возраста;

— дефицит учреждений для детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями;

— накопленный в образовательной практике опыт сопровождения детей раннего возраста;

— высокая эффективность комплексной помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и детям группы риска.

Анализ информации, полученной в 2015 году из 76 субъектов Российской Федерации, о существующем в регионах опыте оказания ранней помощи детям с инвалидностью и детям группы риска показал, что данная практика в регионах неоднородна. В субъектах Российской Федерации сложились различные подходы к организации системы ранней помощи детям раннего возраста с нарушениями развития, что обусловлено особенностями социально-демографической ситуации, имеющейся ресурсной базой, потребностями семей и детей и другими факторами. Ключевую роль играет организация межведомственного взаимодействия, а также определение координирующего ведомства. В результате проведенного изучения действующих региональных подходов можно выделить три основных типа организации системы ранней помощи, обладающих следующими характеристиками:

1. Создание сети типовых служб ранней помощи, как правило, на базе учреждений одного ведомства, обеспечивающих максимальный охват муниципальных образований, определение единого информационно-методического центра (например, Тюменская область, Алтайский край, Новосибирская область, Тамбовская область, Республика Татарстан и др.). Эффективность межведомственного взаимодействия при этом обеспечивает специально разработанный регламент взаимодействия органов исполнительной власти, учреждений разной ведомственной принадлежности.

2. Система ранней помощи, в которой центральное место занимает одно крупное учреждение (областное, краевое), выполняющее не только координирующую функцию, но и обеспечивающее максимальный объем практической и методической деятельности. При этом другие организации-участники наделены гораздо меньшим функционалом и осуществляют отработку отдельных технологий и организуют работу новых структур (Курская, Вологодская, Астраханская, Калужская области, Красноярский край).

3. Организация ранней помощи, при которой открытие служб ранней помощи и внедрение новых технологий сосредоточено на базе нескольких профильных учреждений системы здравоохранения, образования и социального обслуживания населения (Курганская область, Забайкальский, Камчатский края, Еврейская автономная область).

Общая характеристика системы ранней помощи

Под ранней помощью понимается комплекс междисциплинарных услуг на межведомственной основе, направленный на раннее выявление детей от рождения до трех лет с ограничениями жизнедеятельности, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также детей групп риска; содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья и благополучия, включение их в среду сверстников и жизнь сообщества; сопровождение и поддержку семьи, повышение компетентности родителей (законных представителей).

Целями создания системы ранней помощи являются:

— раннее выявление риска развития нарушений здоровья и нарушений здоровья у детей от 0 до 3 лет;

— создание единой системы медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, основанных на внутри- и межведомственном взаимодействии, обеспечивающих возможно более полную компенсацию нарушений здоровья;

— обеспечение услугами по развитию таких детей во избежание возникновения нарушения развития здоровья или коррекции для уменьшения уже возникших нарушений;

— формирование и развитие способностей таких детей для их оптимальной адаптации и интеграции в общество;

— предоставление помощи родителям в создании оптимальных условий для развития и обучения ребенка в условиях семьи, повышения уровня компетентности родителей и других членов семьи для расширения их возможностей по созданию условий для выстраивания маршрута роста и развития такого ребенка, планирования жизни ребенка в будущем;

— содействие социальной интеграции семьи и ребенка;

— развитие системы мероприятий по профилактике инвалидности и нарушений здоровья у детей;

— обеспечение подготовки и перехода ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью в дошкольную образовательную организацию.

На психическое здоровье ребенка в раннем возрасте влияют социально-культурные, отраслевые, региональные, биологические и иные факторы.

Факторы окружающей среды создают физическую и социальную обстановку, среду отношений и установок, где люди живут и проводят свое время.

Факторы окружающей среды нужно рассматривать с двух сторон: как барьеры, которые затрудняют деятельность ребенка, и как обстоятельства, которые значительно облегчают и улучшают его возможности справляться с повседневными жизненными задачами.

Среди факторов, позитивно влияющих на развитие ребенка с нарушениями жизнедеятельности, важную роль играют различные технические средства, облегчающие коммуникацию, самообслуживание, передвижение, обучение.

К таким вспомогательным изделиям для личного повседневного пользования относятся: адаптированное или специально разработанное специализированное оборудование, изделия и технологии, повседневно помогающие людям, например протезные и ортопедические устройства, нейростимуляторы (жизненно важные функциональные стимуляторы, контролирующие функции кишечника, мочевого пузыря, дыхания, сердечный ритм); средства контроля окружающей среды, предназначенные для облегчения индивидуального контроля над внутренним пространством в доме (сканеры, системы дистанционного управления, голосовое управление системами, таймеры), изделия и технологии для персонального передвижения и перевозки. Важную роль играют оборудование, изделия и технологии, используемые людьми для движения и перемещения внутри и снаружи строений; адаптированное и специально разработанное оборудование, например устройства для ходьбы, специальные автомобили и фургоны, адаптированный транспорт, кресла-каталки, самокаты, перемещающие устройства. Большое значение имеют оборудование, изделия и технологии, используемые людьми для обмена и получения информации, например: слуховые и зрительные устройства, звукозаписывающие устройства и приемники, телевидение и видеооборудование, устройства телефонной связи, системы передачи звука и изображения.

Важнейшая роль принадлежит вспомогательным средствам и технологиям коммуникации, помогающим людям обмениваться и получать информацию, среди них: специализированные видеоустройства, электрооптические устройства, специализированные печатающие устройства, приспособления для рисования или письма, сигнальные системы и специализированное программное и аппаратное компьютерное обеспечение, кохлеарные имплантаты, слуховые аппараты, FM-аудио-тренер, голосовые протезы, очки и контактные линзы.

Среди социальных факторов особую роль играют оборудование, изделия, методы и технологии, используемые для приобретения знаний, специальности или навыков любого уровня, например: книги, руководства, обучающие игрушки, аппаратные средства компьютера, программное обеспечение.

Мощным фактором, влияющим на развитие ребенка раннего возраста, является его взаимодействие с родителями. Поэтому важной задачей системы ранней помощи является вовлечение родителей в процесс развития и воспитания своего ребенка, для чего необходима целостная система сопровождения семьи специалистами.

Главные условия эффективного функционирования Службы ранней помощи:

— максимальное приближение Службы ранней помощи к месту жительства ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, ребенка-инвалида, ребенка группы риска;

— функционирование на основе междисциплинарного взаимодействия специалистов;

— семейно-центрированный характер деятельности.

Успешное функционирование Службы ранней помощи зависит от профессиональной готовности специалистов к раннему выявлению отклонений в развитии ребенка, организации коррекционно-развивающей работы с ним, продуктивного взаимодействия с семьей и участие в деятельности междисциплинарной команды. Специалист должен обладать особыми компетенциями в области диагностики, коррекции нарушений развития и сопровождения семьи ребенка (требования к профессиональным компетенциям специалиста представлены в приложении).

Многообразие вариантов Службы ранней помощи может строиться на разных основаниях: а) по ведомственной принадлежности (в системах здравоохранения, социальной защиты, образования); б) по типу нарушений (для детей с сенсорными нарушениями, с генетическими заболеваниями, с расстройствами двигательной сферы и др.); в) по типу функционирования (стационарные, мобильные, дистанционные, домашнее визитирование и др.); Возможны различные комбинации вариантов.

Создание и развитие системы ранней помощи должно осуществляться на основе следующих принципов:

— межведомственное взаимодействие по компетенции органов управления и учреждений различных ведомств, от деятельности которых зависят полнота и развитие системы ранней помощи, исключающие дублирование функций, в том числе взаимодействие с общественными организациями, профессиональными сообществами, неправительственными организациями;

— управление системой ранней помощи, обеспечивающее ее устойчивость, развитие, высокое качество, методологическую и организационную целостность;

— доступность ранней помощи (территориальную, финансовую, по времени обслуживания);

— открытость и прозрачность ранней помощи для потребителей и общества в целом;

— непрерывность и длительность ранней помощи с предоставлением необходимых услуг в режиме сопровождения ребенка и семьи до их завершения;

— обеспечение преемственности в сопровождении ребенка и семьи. Целевые группы населения, в отношении которых осуществляется деятельность

Службы ранней помощи:

— дети с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста, в том числе дети-инвалиды раннего возраста;

— дети группы риска возникновения отклонений в развитии.

Основные критерии отнесения ребенка к категории нуждающихся в ранней помощи:

— возраст ребенка в диапазоне значений от рождения до 3 лет; наличие интеллектуальных, сенсорных, эмоциональных, двигательных, речевых недостатков развития, их сочетаний или риска их возникновения; наличие потребности в специальном комплексном сопровождении;

— семьи, осуществляющие воспитание и уход за детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми группы риска раннего возраста.

Наиболее распространенными в современной психолого-педагогической и медико-социальной литературе являются понятия «дети с особенностями развития» и «дети с ограниченными возможностями здоровья». Их преимущественное употребление вызвано тем, что эти понятия отражают состояние детей как исходное положение, определяющее круг проблем независимо от состояния общества и среды, которое может только расширить этот круг. Понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста.

Понятие ограничения в данном случае рассматривается с разных точек зрения, раскрывающих проблемы оказания помощи лицам с нарушенным развитием: в медицине, социологии, сфере социального права, педагогике, психологии. В классификации, основой которой является характер нарушения, недостатка, различают следующие категории детей с ограниченными возможностями здоровья:

— дети с нарушениями функций слухового анализатора, в том числе дети после кохлеарной имплантации;

— дети с нарушениями функций зрительного анализатора;

— дети с нарушениями двигательного развития;

— дети с расстройствами аутистического спектра;

— дети с нарушением интеллектуального развития;

— дети с нарушениями предречевого и раннего речевого развития;

— дети со сложными (множественными) недостатками развития;

— дети с хроническими соматическими заболеваниями;

— дети, воспитывающиеся в неблагоприятной социальной среде, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Направления работы службы ранней помощи:

1. Диагностическое направление, в рамках которого осуществляется деятельность по обследованию ребенка, выявлению его особенностей развития и потребностей в ранней помощи, а также изучение потребностей и ресурсов семьи.

2. Коррекционно-развивающее направление обеспечивает: помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута на базе межведомственного взаимодействия; разработку и реализацию коррекционно-развивающих программ в работе с детьми раннего возраста.

3. Консультативное направление предполагает реализацию специальных программ обучения родителей и включение их в коррекционно-педагогический процесс.

4. Информационно-просветительское направление обеспечивает поддержку общественных инициатив, направленных на совершенствование гарантий свободного развития ребенка в соответствии с его возможностями.

В системе ранней помощи на этапах функционирования системы ранней помощи оказываются следующие услуги:

1. На этапе выявления ребенка, нуждающегося в ранней помощи, и направления в службу ранней помощи: выявление детей целевых групп; направление в Службу ранней помощи.

2. На этапе вхождения ребенка из семьи в целевую группу получателей ранней помощи: координация получения услуг ранней помощи, информирование о программах ранней помощи в регионе; оценка развития ребенка и среды для разработки комплексной индивидуальной программы сопровождения ребенка и семьи; разработка индивидуальной программы сопровождения ребенка и семьи.

3. На этапе реализации индивидуальной программы сопровождения ребенка и семьи: сопровождение реализации индивидуальной программы сопровождения ребенка и семьи; консультирование и обучение членов семьи; социально-психологические услуги; психологическая помощь ребенку и семье; формирование и развитие социально-бытовых навыков ребенка; формирование и развитие речи, навыков общения; развитие двигательной активности; использование вспомогательных технологий и оборудования, а также поддержка развития детей с нарушениями слуха, с нарушениями зрения. Предполагаются также медицинские, транспортные, патронажные и иные услуги.

Модели выявления отклонений в развитии детей раннего возраста

Проблема выявления отклонений в развитии ребенка заключается не только в установлении нарушений структуры и функции организма, фиксации задержки появления ожидаемого по возрасту ребенка поведения, но и выяснении природы препятствий на уровне организма и в окружающей среде, затрудняющих развитие ребенка. В одних случаях у детей с отставанием развития имеются непреодолимые барьеры (например-при синдроме Ретта или спинальной амиотрофии Верднига-Гофмана). В других случаях при помощи медицинских воздействий биологические ограничения могут быть ослаблены или даже полностью компенсированы (например, при оперативном лечении врожденных аномалий сердца, нёба, при заместительной терапии врожденного гипотиреоза или сахарного диабета, при кохлеарной имплантации у многих детей с глухотой). По сравнению с нарушениями структур и функций организма ребенка влияние неблагоприятных социальных факторов, таких как сиротство и жестокое обращение, имеет меньшее значение в отношении ограничений жизнедеятельности. Тем не менее, исследования показывают, что дети, воспитывающиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отстают от сверстников, воспитывающихся в семье, как в физическом, так и в психоречевом развитии. Еще в большей степени страдает эмоционально-личностное развитие таких детей, что является серьезной угрозой для их дальнейшей индивидуализации и социальной адаптации.

Решение задачи по совершенствованию механизмов выявления детей, нуждающихся в ранней помощи, предполагает.

— внедрение новых методов неонатального и избирательного скрининга, направленного на выявление расширенного спектра наследственных болезней обмена веществ, для которых разработано специфическое лечение;

— совершенствование выявления детей с легкими и умеренными нарушениями слуха среди детей второго года жизни;

— внедрение методик раннего выявления детей с расстройствами акустического спектра;

— внедрение методик раннего выявления детей с эмоциональными и поведенческими расстройствами, с нарушениями функций зрения, речи, с задержкой развития взаимодействия и общения, подвижности, игры, самообслуживания и других аспектов функционирования;

— развитие консультационных услуг семьям в организациях, предоставляющих психолого-педагогические услуги ранней помощи;

— распространение среди населения информации о ранних признаках отставания ребенка в развитии, об организациях, в которые можно обратиться для выяснения состояния развития ребенка;

Выявление отклонений в развитии детей является мультидисциплинарной задачей, для решения которой необходимо объединение усилий медицинских работников, специалистов психологического и педагогического профилей, работников социальной сферы и родителей.

Многоэтапная модель диагностики в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья

1-й этап
Медицинское обследование

При выявленных нарушениях или риске их возникновения медицинская организация направляет семью с ребенком в Службу ранней помощи.

2-й этап
(при отсутствии медицинского обследования может являться первым этапом)
Комплексное обследование ребенка в ПМПК с целью выявления структуры нарушения, определения соотношения нарушенных и сохранных функций (потенциальных возможностей), подготовка рекомендаций, направление в Службу ранней помощи

В целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и(или) психическом развитии и(или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования, подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания субъекты Российской Федерации создают на своей территории сеть постоянных межведомственных ПМПК (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).

3-й этап
Диагностическое сопровождение ребенка в Службе ранней помощи

Диагностическое сопровождение ребенка в Службе ранней помощи включает:

углубленное психолого-педагогическое обследование, разработку комплексной индивидуальной программы сопровождения ребенка и семьи, включающей коррекционно-развивающие мероприятия;

обследование ребенка для оценки динамических изменений, внесение корректив в комплексную индивидуальную программу сопровождения ребенка и семьи;

итоговое обследование, для оценки эффективности пребывания в Службе ранней помощи.

Система диагностического сопровождения позволяет осуществлять обоснованное проектирование коррекционно-развивающей работы с ребенком и его семьей, своевременно оценивать происходящие изменения в психическом и физическом состоянии ребенка, его социальной ситуации развития с целью внесения изменений, дополнений или корректировки содержания, методов и педагогических условий реализации комплексной индивидуальной программы сопровождения ребенка и семьи, а также оценки эффективности оказанной ранней помощи.

4-й этап
Комплексное обследование ребенка в ПМПК с целью оценки динамики в развитии ребенка и определения дальнейшего образовательного маршрута

Для обоснованного определения дальнейшего образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, оптимально соответствующего его специальным потребностям, и принятия решения о его интеграции в ту или иную образовательную среду, определения потребности в дальнейшем комплексном сопровождении осуществляется его комплексное обследование в ПМПК после завершения пребывания в Службе ранней помощи. Важно обеспечить преемственность комплексной индивидуальной программы сопровождения ребенка и семьи и непрерывности обучения ребенка при переходе в образовательную организацию, в том числе: помощь в выборе образовательной организации, прохождении ПМПК, участие в разработке индивидуального образовательного маршрута по основной или адаптированной образовательной программе, рекомендации по созданию специальных образовательных условий, помощь в адаптации и включению ребенка в образовательный процесс на начальном этапе и далее.

Таким образом, диагностика в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, раннее выявление отклонений и особенностей в развитии ребенка первых трех лет жизни являются комплексом мер, включающим следующие этапы:

— медицинский скрининг, осуществляемый специалистами медицинского профиля в родильных домах, перинатальных центрах, отделениях новорожденных, поликлиниках, медицинских диагностических центрах;

— комплексное изучение ребенка на ПМПК, результатом которого является направление ребенка в Службы ранней помощи;

— углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка в Службе ранней помощи с целью разработки комплексной индивидуальной программы сопровождения ребенка и семьи;

— этапные диагностические обследования для оценки эффективности работы и корректировки (при необходимости) комплексной индивидуальной программы сопровождения ребенка и семьи, реализуемой Службой ранней помощи;

— итоговое обследование ребенка на ПМПК при выпуске из Службы ранней помощи для определения дальнейшего оптимального образовательного маршрута.

Методы, которые могут быть использованы в деятельности Службы ранней помощи, разнообразны.

Медицинское обследование

Наибольшее количество детей с выраженными нарушениями структуры и функций организма выявляются в процессе медицинских осмотров новорожденных, младенцев неонатологом, педиатром, другими специалистами (хирургом, неврологом, офтальмологом, отоларингологом с привлечением, в необходимых случаях, эндокринолога, генетика и др.) с применением стандартных лабораторных и инструментальных методов диагностики. По такой схеме в первые два месяца после рождения выявляются практически все дети с синдромом Дауна. В то же время существует проблема своевременного выявления детей с менее выраженной или скрытой патологией, не приводящей в ранние сроки к тяжелым нарушениям жизненно важных функций и основных категорий жизнедеятельности. Для уменьшения количества случаев поздно диагностированных заболеваний разрабатываются скрининговые методики.

подготовленного персонала и стандартный подход к выявлению изучаемого признака и оценке полученных результатов. Применяемые методы должны быть достаточно просты, надежны и воспроизводимы. В системе здравоохранения Российской Федерации внедрен скрининг, обязательный для всех новорожденных, направленный на выявление пяти генетических заболеваний: фенилкетонурии (ФКУ), муковисцидоза, галактоземии, адреногенитального синдрома и врожденного гипотиреоза. Их раннее выявление способствует снижению инвалидизации и смертности среди детей.

На первом этапе обследованию подлежат все новорожденные в учреждениях родовспоможения; дети, родившиеся вне учреждений родовспоможения, а также дети, не прошедшие скрининг (положительный результат, т.е. ОАЭ не регистрируется) в учреждениях родовспоможения, первый этап скрининга проходят в детской поликлинике. Исследование проводят: врач-неонатолог, врач-педиатр, врач-оториноларинголог, медицинская сестра.

Второй этап скрининга проводят в центрах реабилитации слуха (сурдологических центрах, кабинетах) детям, не прошедшим первый этап (в т.ч. повторное тестирование в детской поликлинике), а также детям из группы риска. Исследование проводит врач сурдолог-оториноларинголог.

Наряду с выявлением структурных, биохимических, сенсорных нарушений организма, скрининговые методики начали применяться для раннего выявления вариантов аномального развития ребенка, не имеющих установленных биологических маркеров.

Примером такой методики является скринговый тест-опросник М-СНАТ, используемый в практике ранней помощи, в том числе в России, для выявления расстройств аутистического спектра. Последние годы характеризуются появлением новых разработок в области создания и апробации методик медицинского скрининга новорожденных и детей раннего возраста.

Психолого-педагогическое обследование

Общим принципом построения психометрических методик является сопоставление получаемых результатов с нормативными данными, полученными на репрезентативных выборках. Методики должны быть валидными и надежными. Экспериментальные батареи тестов удобны для исследовательских целей, но слишком громоздки для применения в Службе ранней помощи, так как занимают много времени и должны проводиться в стандартных условиях специально подготовленными специалистами.

В России в Службе ранней помощи нашли распространение опросные методики KID(R) и RCDI и др., в которых респондентами являются родители ребенка.

Психометрические методы отвечают на вопрос о наличии или отсутствии у ребенка отставания в основных сферах развития, но не направлены, в отличие от скрининговых методов, на выявление болезни или синдрома, а также не дают детальной информации, необходимой для составления индивидуальной коррекционной программы.

Мониторинг развития. Для мониторинга развития детей, воспитывающихся дома, в образовательных организациях, в домах ребенка в России предлагались различные инструменты, состоящие из перечней пунктов, описывающих поведение ребенка, в соотнесении с примерными возрастами ожидаемого наличия соответствующего поведения у большинства сверстников. Среди этих инструментов есть те, которые рассчитаны на использование родителями и воспитателями, воспитателями, родителями и медицинскими сестрами детских поликлиник.

Все эти методики рассчитаны на регулярное сопоставление взрослым достижений ребенка с ожидаемым по возрасту поведением для первичного установления возможных проблем развития.

Углубленное комплексное обследование ребенка в программах ранней помощи

В XX веке в сфере ранней помощи было разработано несколько универсальных образовательных программ, получивших широкую известность, некоторые переведены на русский язык и используются в практике ранней помощи. Каждая из них имеет в своем составе диагностический блок, состоящий из нескольких разделов, соответствующих выделяемым областям развития. Разделы содержат перечень пунктов, описывающих конкретное поведение и признаки нарушений в развитии ребенка.

Обзор документа

Составлены методические рекомендации по реализации моделей раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей.

Так, планируется создать службы ранней помощи. Они могут функционировать как самостоятельные организации или структурные подразделения на базе детских садов, отдельных образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Обозначены цели создания системы ранней помощи. Это, например, выявление риска развития нарушений здоровья и нарушений здоровья у детей от 0 до 3 лет; содействие социальной интеграции семьи и ребенка; развитие системы мероприятий по профилактике инвалидности и нарушений здоровья у детей.

Приведена многоэтапная модель диагностики в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *