самые лучшие картины в третьяковской галерее
Арт-попса: выбираем самые-самые известные картины из Третьяковки
Современное искусство нынче в моде, однако залы постоянных коллекций пустуют, в то время как там хранятся настоящие шедевры. Вместо того, чтобы стоять в #очерединасерова, можно сходить и посмотреть картины великих мастеров в любой день. Кроме понедельника, когда музеи и галереи не работают.
Иван Шишкина «Утро в сосновом лесу»
«Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина
Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке
Даже те, кто не любит сладкое, знают конфеты с мишками на фантике. Эта картина Шишкина стала известнее своего автора. Но надо признать, что ее популярность – не феномен современного массмаркета. Еще коллекционер Павел Третьяков, купивший ее у художника, называл ее полнейшим отображением художественного замысла Шишкина. «Утро в сосновом бору», по его словам, «говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину». И это несмотря на то, что мишек рисовал не Шишкин, а его друг Константин Савицкий. А Шишкин животных рисовать не умел.
«Всадница» Карла Брюллова
Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке
Еще одна картина, которую все видели на конфетах – «Всадница» Карла Брюллова. За этой картиной стоит большая история любви художника к Юлии Самойловой: они жили в Италии, она была замужем, он был женат, но он рисовал ее до бесконечности, а она поддерживала его в финансовом плане.
Карл Брюллов «Всадница (портрет воспитанниц графини Ю.П. Самойловой – Джованнины и Амацилии)»
«Черный Квадрат» Казимира Малевича
Более известное произведение в русском искусстве сложно себе представить. В 2015 году, когда картина отмечала 100-летие, специалисты Третьяковской галереи провели большое исследование, результатом которого стало сенсация: под оригинальным черным квадратом нашли еще два изображения, сделанных в разные периоды творчества. О том, что под черной краской что-то есть, знали давно: в кракелюрах видна зеленая, розовая, голубая и желтая краски. В 2015 году при помощи метода флуоресцентного анализа удалось выявить очертания абстрактных цветных форм и определить, что именно там изображено. Тогда же удалось выяснить, что в углу холста сохранилась авторская надпись «Битва негров ночью», отсылающая к работе Альфонса Алле «Бой негров ночью в темной пещере» 1882 года. Надпись была сделана карандашом поверх слоя белил и сохранилась достаточно плохо, или же была намеренно стерта. Тем не менее, благодаря этому сотрудники музея поняли, что картина все эти годы весела вверх ногами.
«Девочка с персиками» Валентина Серова
Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке
Картина, известность которой среди произведений русского искусства можно сравнить разве что с «Черным квадратом», является портретом Веры Мамонтовой, старшей дочери великого русского коллекционера и мецената Саввы Ивановича Мамонтова. Эта работа стала ярким примером русского импрессионизма – термина искусственного, но вполне понятного каждому. Дело в том, что импрессионизм – целиком и полностью французское явление, но русские художники быстро научились приемам иностранных живописцев и органично использовали их у себя на родине. Эта картина была написана дробными мазками теплых и холодных оттенков, положенных на холст рядом друг с другом.
Валентин Серов «Девочка с персиками. Портрет В.С.Мамонтовой»
«Над городом» Марка Шагала
Картина «Над городом» стала одним из самых узнаваемых произведений Шагала. На ней художник изобразил себя вместе со своей супругой Беллой Розенфельд, пролетающими над Витебском, и при этом подчеркнул метафоричность возвышенных чувств и краткости бытия. Со временем этот сюрреалистично-экспрессионистский мотив в его живописи становился все более декоративным и свободным, но вид маленького провинциального родного города всегда оставался неизменным.
Марк Шагал «Над городом»
«Демон (сидящий)» Михаила Врубеля
Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке
Михаил Врубель «Демон (сидящий)»
«Аленушка» Виктор Васнецов
Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке
Самый «сказочный» из русских художников Виктор Васнецов создал целую галерею образов, вдохновленных фольклором. Изначально картина называлась «Дурочка Аленушка», но ничего оскорбительного художник в это название не вкладывал. «Дурочка» означало «юродивая». Однако в итоге Васнецов поменял название работы.
Виктор Васнецов «Аленушка»
«Комозиция VII» Василия Кандинского
Кандинский стал самым известным русским художником в Европе: свое время в Германии он основал группу «Синий всадник», а сегодня даже в парижском Центре Помпиду есть целая коллекция его работ. Его работы стали настоящей революцией в беспредметном искусстве, при том в искусстве мирового масштаба.
Василий Кандинский, Комозиция VII, 1913
«Неизвестная», Ивана Крамского
Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке
Не зря Крамской назвал свою модель «Неизвестной»: даже современников волновал этот образ шикарной женщины с чувственными губами и томным взглядом. Ее личность, а также то, кем она была для Крамского, до сих пор остается загадкой художника. Ни в письмах, ни в дневниках он не оставил упоминаний о личности неизвестной.
Иван Крамской «Неизвестная»
«Боярыня Морозова» Василия Сурикова
Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке
Одно из главных произведений Василия Сурикова «Боярыня Морозова» было написано в 1887 году. «Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства. Она же дала мне и дух, и силу, и здоровье,» – говорил художник. Сурикова считают лучшим мастером снега в русской живописи: у него много произведений с заснеженным фоном. Это не только «Боярыня Морозова», но и «Взятие снежного городка», и «Переход Суворова через Альпы» из Русского музея, и множество зимних пейзажей с московскими двориками и улицами.
Илья Репин писал о нем так: «Самое ценное в Сурикове – глубокая правда мистической поэзии. Несмотря на грубость формы, картины Сурикова – магические сны. Такого дара сновидца я не знаю ни в ком из наших художников». Сюжетом картины стал эпизод мученической жизни боярыни Феодосии Морозовой, сподвижницы неистового протопопа Аввакума и противницы церковных реформ патриарха Никона; по царскому указу ее везут московскими улицами в ссылку. Для «Боярыни Морозовой» Суриков сделал бесчисленное множество эскизов и портретных зарисовок (кстати, их также можно увидеть в Третьяковке). Каждого персонажа он разрабатывал в отдельности, тщательно продумывая костюмы и позы. Эти эскизы прекрасны и самоценны, их можно разглядывать до бесконечности, изучая, как художник лепит форму из отдельных импрессионистических разноцветных мазков. Долгое время он не мог найти типажа для боярыни. Прототипом Морозовой стала тетка Сурикова – Авдотья Васильевна Торгошина.