самые лучшие игры на улице

ИГРЫ НА УЛИЦЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Ваш ребёнок любит играть?
Пусть его игры будут полезны для здоровья!

Игры для мальчиков

Игры для девочек

Игры с мячом

Игры для младших школьников. Часть 1

Игры для младших школьников. Часть 2

Игры для школьников средних классов

Игры на местности

Аттракционы

Игровые поединки

Игры на воде для неумеющих плавать

Игры на воде для умелых пловцов

Зимние игры

Игры на лыжах

Игры на катке

Эстафетные игры

Старинные народные игры

Зарубежные спортивные игры

Зарубежные подвижные игры

Романтические игры для подростков

Общие и командные игры для мальчиков и девочек

Множество девчонок и мальчишек выходит во двор или на спортивную площадку, чтобы поиграть в различные игры, принять участие в разного рода эстафетах. Соревнуются школы, дворовые команды, спортивные семьи.

Почему же игры являются одним из самых любимых занятий людей — не только детей, но и многих взрослых? Прежде всего потому, что даже самые простые подвижные игры воспитывают у ребят чувство локтя, развивают силу, выносливость, сообразительность, смекалку, ловкость, вырабатывают волю к победе.

В процессе игры происходит формирование эмоционального мира человека, поэтому она представляет большую ценность в воспитательной работе с детьми и молодежью.

Подвижными играми можно заниматься не только на больших спортивных площадках, но и во дворике, на любой ровной площадке, в небольшом помещении. Они не требуют много места, дорогостоящего инвентаря, специальной технической подготовки и имеют несложные правила.

Благодаря большому разнообразию игр игроки могут регулировать нагрузку в соответствии со своими возможностями. И несмотря на то, что многие игры придуманы сотни и даже тысячи лет назад, они остаются такими же увлекательными, интересными и веселыми.

Игровая деятельность очень и очень многообразна: детские игры с игрушками, настольные игры, хороводные игры, игры спортивные, игры подвижные. Спортивные игры — это высшая степень игр подвижных. Они имеют точно установленные правила и требуют специального оборудования и площадок. В некоторых спортивных играх правила могут немного изменяться в зависимости от возраста или пола участников (девушки или юноши, школьники или взрослые). Спортивные игры считаются видами спорта. По ним проводятся соревнования различного ранга, по итогам которых лучшим игрокам присуждаются спортивные разряды.

На сайте собраны наиболее популярные игры, народные забавы, развлечения, которыми можно заниматься в самых разных условиях: во дворе, в школе, дома, в детском клубе, в походах, спортивных секциях.

По количественному составу участников подвижные игры делятся на индивидуальные и коллективные.

В коллективных играх могут одновременно участвовать как достаточно многочисленные (целые школьные классы), так и малочисленные группы участников. Коллективные подвижные игры подразделяются на два основных типа: игры без разделения на команды и игры с разделением на команды. В индивидуальных подвижных играх каждый играющий устанавливает наиболее интересные для себя условия и правила и изменяет их по своему желанию.

Мы хотим сохранить игры, в которые сами играли в детстве! И надеемся, что эти игры будут интересны и полезны нашим детям!

Источник

«Призраки», прятки в темноте и городское сафари. 60 детских игр на свежем воздухе

самые лучшие игры на улице

Перед вами 60 игр, в которые можно поиграть вместе на свежем воздухе или научить им ребенка, чтобы он отлично провел время с друзьями или братьями и сестрами, пока вы заняты домашними делами.

Игры для малышей

1. «Песик, песик, где твоя кость»

В этой игре ребенок, который изображает собачку, отворачивается, пока кто-то крадет его «кость». Костью может быть любой предмет, но с маленькими детьми лучше использовать игрушечную кость для лучшей визуализации.

Когда «собачка» оборачивается, все дети стараются выглядеть виноватыми, а собачка пытается отгадать, кто же из них на самом деле украл кость. Маленькие дети пусть гадают, пока не угадают, детей постарше можно ограничить в количестве попыток.

Мама стоит спиной к детям, задающим вопросы по очереди, и разрешает или не разрешает им сделать шаг вперед. Кто раньше дойдет до мамы, тот выиграл.

В эту игру лучше играть с детьми, которые еще слишком малы, чтобы осознать ее несправедливость. Хотя мама и стоит спиной, она прекрасно узнает всех по голосу. Поэтому, в общем-то, именно она решает, кто победит. Это хорошая игра, чтобы попрактиковаться в счете.

3. Асфальтовый Пикассо

Возьмите мелки для асфальта и выпустите на волю своего внутреннего художника. Начните рисовать сами, и скоро вокруг соберется куча детей, а вы сможете улизнуть и заняться домашними делами.

Вы можете найти инструкцию по изготовлению самодельного мела в интернете, но я сомневаюсь, что это обойдется сильно дешевле, чем покупка мела в магазине.

4. Раскопки в поисках динозавров

Закопайте игрушечные кости динозавра (или любую другую игрушку), и пусть ваши дети выкопают их. Мои дети однажды проделали это с маленькими машинками.

Игра заключается в том, что участники должны за определенное время найти и собрать предметы из заранее составленного списка. Вы можете найти готовые списки в интернете, но создание собственного имеет несколько преимуществ.

Во-первых, вы можете подстроить список под свой двор. В-вторых, привлечь к созданию списка старших детей. В-третьих, вы учите детей самим создавать игры.

Воспользуйтесь дешевой пластиковой ванной. Пусть играют на улице и поберегут вашу ванную комнату!

Можно купить специальный садовый набор, но на самом деле все, что нужно детям — пакетик семян, клочок земли или горшок с землей.

Удивительно, но моя 2-летняя дочь любит хулахуп, и у нее неплохо получается. Игра с хулахупом растет вместе с вашими детьми. И моей младшей, и моей старшей одинаково интересно.

Что тут сказать, все уже сказано — пузыри! Покупайте пузыри, делайте пузыри сами, пускайте пузыри!

Наверняка вы сами когда-то увлекались этим. Достаньте старый карандаш, затем возьмите лист бумаги, положите его на поверхность с интересной текстурой и заштрихуйте бумагу. Используя различные цвета и формы, дети могут создать собственный уникальный дизайн.

самые лучшие игры на улице

Подвижные игры для детской компании

В игре участвуют осьминог и рыбки. Рыбка должна добраться из одного конца двора в другой так, чтобы ее не осалили. Если же ее осалят, рыбка должна оставаться на месте и пытаться осалить других, пробегающих мимо.

Лучше играть, когда детей много. Игра подходит и маленьким детям, и детям постарше.

Саймон говорит другим игрокам, что нужно сделать, используя фразу «Саймон сказал». Если он не использует эту фразу, а игрок сделал то, что он сказал, игрок вылетает. Последний оставшийся из игроков — следующий Саймон.

В эту игру можно играть в любом возрасте, увеличивая скорость и сложность команд, но это отличная игра для дошкольников, чтобы научить их выполнять команды.

Эта классическая игра на свежем воздухе лучше всего подходит для большой группы детей. Дети делятся на две команды и пытаются захватить флаг другой команды, не будучи при этом пойманными на чужой территории.

14. Призраки на кладбище

В этой игре множество вариантов правил. Призрак прячется, пока остальные дети считают до 12. Затем дети берутся за руки и ходят по дому, скандируя: «Свет звезды, яркий свет, призрак, выходи на свет», — пока призрак не выскочит. С этого момента начинается игра в салки. Призрак должен попытаться осалить кого-нибудь, прежде чем дети вернутся в безопасное место. Первый или последний осаленный — следующий призрак.

15. Спрятаться и искать в темноте

Больше всего эта игра подходит для школьников. Впрочем, как-то в колледже мы играли в эту игру каждые выходные, так что она подойдет для любого возраста.

Тот, кто водит, считает, другие прячутся. Тот, кого нашли последним, водит следующим. Фонарики — отличное дополнение, если вы играете в темноте.

16. Пни консервную банку

Водящий должен охранять банку и искать спрятавшихся. А те, кто спрятался, должны попытаться выбежать и пнуть банку раньше водящего. Если водящий пнет банку первым, тот, кто прятался, садится в тюрьму. Последний игрок, попавший в тюрьму, следующий водящий.

Микеланджело берет каждого игрока за руки, крутится с ним, а затем отпускает. Игроки должны замереть в той позе, в которой приземлились. Дети могут «падать» и замирать в любой позе, в которой им хочется, это не влияет на исход игры. После того, как все статуи установлены, Микеланджело идет по своему дому, пытаясь заставить игроков смеяться, не прикасаясь к ним. Первый, кто засмеется (или последний) — следующий Микеланджело.

Эта игра немного похожа на игру «Мама, можно мне». Но здесь не игроки спрашивают разрешения сделать шаг, а мама говорит что-то вроде: «Мама говорит, что каждый ребенок, одетый в красное, может сделать два шага в мою сторону». Или: «Мама говорит, что каждый ребенок с каштановыми волосами может сделать два шага назад».

19. Бег наперегонки

Бегать от одной стороны двора до другой можно сотней разных способов: на одной ноге, на трех ногах, задом наперед, крабьей походкой, самой быстрой походкой, самой медленной, самой средней. Пусть дети по очереди называют стиль бега.

20. Красный свет, зеленый свет

В этой игре дети могут двигаться только тогда, когда водящий повернулся к ним спиной. Если водящий оборачивается, дети должны замереть. Если он поймает кого-то в движении, тот должен вернуться к началу пути. Первый человек, который прикоснется к водящему, выигрывает и сам становится водой.

самые лучшие игры на улице

Игры, в которые можно играть одному

21. Задний двор ниндзя

Обустройте на заднем дворе детскую площадку с настоящей полосой препятствий.

22. Дрессировка собаки

Наверное, не всякий ребенок захочет этим заниматься, и, возможно, тут нужен небольшой надзор, но вы лучше знаете своих детей и своего пса.

23. Чтение на природе

Чтение вне дома — одно из самых простых и уединенных удовольствий. Лето — прекрасное время, чтобы начать новую серию книг или принять участие в летней программе чтения.

24. Наблюдение за птицами, или городское сафари

Здорово, если у вас есть бинокль, но наблюдательный ребенок справится и без него. Лежите на лужайке и наблюдайте за птицами и белками.

25. Спортивные упражнения

Здесь все зависит от интересов вашего ребенка. Мы нашли видео с бейсбольными тренировками. Упражнения — прекрасный способ улучшить спортивные навыки.

26. Научный эксперимент

После нескольких «экспериментов» из случайных ингредиентов моего буфета и большой уборки, я решила обратиться к книге «52 эксперимента». Первым экспериментом, привлекшим внимание моих детей, был опыт с «ментос» и кока-колой. Прекрасная игра на свежем воздухе!

27. Учимся жонглировать

Ребенок может научиться основам, а потом практиковаться все лето. Найдите обучающие видео на YouTube и используйте старые теннисные мячи или купите специальный комплект для жонглирования.

На теннисных кортах нашего парка есть тренировочная стена. Гаражная дверь тоже сойдет. В любом случае можно играть в одиночку у стены. Мы покупаем подержанные ракетки и теннисные мячи в комиссионном магазине.

В эту игру можно играть как с кем-то из друзей, так и в одиночку. Не нужно будет ждать своей очереди, можно практиковаться сколь угодно долго.

Я знаю, это не игра, но это выход, когда ребенок говорит вам, что ему скучно. Работа по дому совсем не обязательно должна быть тяжелой. Организуйте конкурс по чистке картофеля или пообещайте поездку в зоопарк, если дети помогут вам доделать все домашние дела из списка. Если у вас получится, пожалуйста, поделитесь опытом.

самые лучшие игры на улице

Фото: Ольга Бакланова / vsyasol.ru

Подвижные игры для детей со скакалкой

31. Рифмованные игры со скакалкой

Вы можете найти эти игры онлайн, а также купить или одолжить книгу, например «Anna Banana: 101 Jump Rope Rhymes». Игры со скакалкой могут понравиться и взрослым. Потратьте полдня, чтобы научить детей играть, и, возможно, они увлекутся надолго.

32. «Укус змеи», или «Вертолет»

Мой 7-летний сын называет эту игру «Укус змеи», а моя 11-летняя дочь — «Вертолет». Один человек стоит в центре и раскручивает скакалку по земле. Игроки должны прыгать через нее. Если скакалка заденет прыгающего, он выходит из игры.

Эта игра немного похожа на предыдущую, но тут водящий крутит скакалку, а игроки прыгают пять раз с чашкой воды. Тот, у кого в чашке останется больше воды после пяти прыжков, выигрывает.

34. Китайская скакалка

Еще одна игра, которой можно научиться на YouTube. С более сложными прыжками. Возможно, вы захотите приобрести специальную китайскую скакалку. Она лучше растягивается.

35. Сделайте полиспаст

36. Перетягивание каната

Для перетягивания каната вам понадобятся двое или больше детей. Команды стоят на равном расстоянии от центральной линии и пытаются перетянуть другую команду через линию. Эта игра может быть опасной, играйте под наблюдением взрослых.

Если игроков трое, можно играть с натянутой скакалкой или шваброй — двое держат, один пролезает под линией. С каждым раундом скакалка опускается немного ниже, пока игрок не падает, пытаясь пролезть. Вариант для детей постарше — играть на коньках.

38. Гонки со скакалкой

Если у вас много свободного места, прыгуны могут выстраиваться и мчаться одновременно. Если нет, используйте секундомер.

39. Двойной голландский

Двойной голландский — это разновидность прыжков через скакалку, когда один или два человека одновременно прыгают через две вращающиеся скакалки. Если играть правильно, то это командный вид спорта, так как все должны работать вместе для достижения успеха. Обучение может занять все лето.

В эту игру играют четверо детей. Мышь начинает игру, впрыгивая в крутящуюся скакалку и делая определенное количество прыжков. Кошка должна следовать за ней, делая такое же количество прыжков, в то время как мышь обегает игроков, вращающих скакалку, чтобы снова впрыгнуть обратно. Кошка гоняется за мышью. Кошка может осалить мышь, когда мышь не прыгает или если мышь сделает ошибку в прыжках.

самые лучшие игры на улице

Подвижные игры с мячом

Мне никогда не нравилась эта игра в детстве, но я люблю играть в нее со своими детьми. Цель состоит в том, чтобы кинуть мяч в своих противников, уклоняясь при этом от удара с их стороны. Если вы поймаете мяч, брошенный в вас, тот, кто кинул мяч, выбывает.

Детский вариант бейсбола — кикбол. Вместо того, чтобы бить по мячу битой, игрок пинает его. В остальном правила очень похожи на бейсбол.

Это баскетбольная игра, в которой игроки по очереди бросают мяч в кольцо из разных мест. Если кто-то попадает, все остальные должны попытаться бросить мяч в кольцо с того же места. Кто промахнулся, тот добавляет букву к слову «лошадь». Кто первый сложит слово, выходит из игры.

44. Четыре квадрата

Нужно четыре ребенка и квадрат, состоящий из четырех маленьких квадратов. Однако, если игроков двое, можно играть в «два квадрата» на половине корта.

45. Поросенок посередке

Игроки перебрасывают мяч друг другу, пока игрок в середине пытается поймать его. Как только он поймает мяч, бросающий игрок оказывается в середине. С маленькими детьми вы можете кидать по очереди.

Мы узнали про эту игру в лагере. Она похожа на игру «Вышибалы», но мяч катается по земле.

Хотя наборы для боулинга довольно дешевы, можно играть с обычным мячом и 10 пластиковыми бутылками. Садовая дорожка заменит дорожку для боулинга, а трава – желоб.

В футбол или его уменьшенную версию можно играть с детским мячом. Отработать удары по воротам, обводку и захват.

Мои дети (и, я уверена, бесчисленное множество других детей) создали эту игру на основе компьютерной игры. Они строят башню из камней и прячут в ней игрушечного поросенка. Другой ребенок должен попытаться сбить башню с помощью мяча. Не забудьте уйти с дороги, когда построите башню, особенно если она построена из камней.

Помните тот эпизод в сериале «Друзья», когда они часами удерживали мяч в воздухе? Разве не было бы здорово, если бы ваши дети играли в нее часами? Стоит попробовать.

самые лучшие игры на улице

Кадр из сериала «Друзья»

Подвижные игры на свежем воздухе

51. Ищите светлячков

Кто не любит гоняться за светлячками? Я знаю, что это сложно организовать в городе, но можно дождаться наступления темноты и выйти в парк.

52. Бег через разбрызгиватель

Возможно, это одна из самых веселых игр. Какой ребенок не любит бегать через разбрызгиватель в летний день? У вас нет разбрызгивателя? Сделайте его сами, приклеив бутылку с отверстиями к шлангу.

53. Изучите экосистему под камнями

Все очень просто. Переверните камень, бревно или какой-то предмет, который пролежал на одном месте достаточно долго, и посмотрите, кто живет под ним. Мы нашли сороконожек, многоножек, червей, слизней, мокрицу и пауков.

54. Выращивайте бабочек из гусениц

После ужасного опыта с личинками паразитов, я бы рекомендовала купить специальный набор или собирать яйца вместо гусениц.

55. Превращайте головастиков в лягушек или жаб

Однажды мы собрали головастиков в пруду моей сестры и вырастили из них древесных лягушек. Все они сбежали в наш подвал, и больше мы их не видели. Я рекомендую заниматься этим на улице.

56. Лазание по деревьям

В детстве я считала это занятие совершенно обыденным. У нас во дворе росло большое дерево, и дети со всей округи лазали по нему. Мои дети находятся в постоянном поиске хороших деревьев, пригодных для лазанья. Каждому ребенку необходимо иногда залезть на дерево.

57. Наблюдение за облаками

Это должно быть в списке летних игр на свежем воздухе у каждого ребенка и у каждого взрослого. Добавьте немного науки, ведя журнал облачных пятен.

58. Колбаской с горки

Скатитесь с холма, почувствуйте головокружение, бегите обратно и сделайте это снова. Если вам станет скучно, скатите вниз что-нибудь другое, например мяч.

59. Плескание в лужах

Я прекрасно помню, как мои дети выходили на улицу и играли в грязи после ливня. Они становились похожи на болотных чудовищ, моя кухня и ванна превращались в хлев, но это было прекрасное время.

60. Блинчики на воде

Если вы находитесь рядом с озером или рекой (и никто не ловит рыбу поблизости), просто необходимо пускать блинчики по воде. Или посоревнуйтесь, кто сделает больший всплеск, бросив камень. Если камней мало или вы хотите включить в игру собаку, можно купить многоразовые прыгающие камни.

Перевод Марии Строгановой

Читайте также:

Источник

100 игр на свежем воздухе

Песок, вода, грязь и подвиж­ные игры

Игры с песком

Песок можно исполь­зо­вать по-раз­ному, как про­дукты / моро­же­ное, молоко, крупа, сахар, пирожки/. Учить детей делать моро­же­ное, пирожки.

Учит детей с помо­щью веде­рок делать конусы и пира­мидки и укра­шать их узо­рами с помо­щью фор­мо­чек, на кото­рых нане­сены раз­ные изоб­ра­же­ния, флажками.

Мате­риал: лопатки, ведерки, флажки, фор­мочки с узорами.

Можно научить детей с общего вала нагре­бать малень­кие песоч­ные валы, при­хлопы­вать их лопат­кой и делать грядки.

Мате­риал: лопатки, забор­чики, гра­бельки, листья, шишки.

Можно научить огре­бать лопат­кой песок в кучу, при­хлопы­вать песок и акку­ратно сре­зы­вать стенки лопат­кой, встав­лять в песоч­ную по стройку окна, двери.

Зна­ком­ство детей с пла­ни­ров­кой. Учит пра­вильно рас­по­ла­гать дома, дорогу, деревья.

Мате­риал: доски, лопатки, фанерки, фигурки людей, авто­бусы, машины, дере­вья, домики, флажки.

6.Зоопарк для зверей.

Можно научить из влаж­ного песка делать неболь­шие пере­го­родки / клетки для зверей/, обне­сти весь зоо­парк забо­ром, сде­лать вход­ные ворота.

Мате­риал: лопатки, дере­вья, живот­ные, посуда для корм­ле­ния живот­ных, забор­чики, флажки.

В этой игре можно научить делать тон­нель из песка с помо­щью лопатки, игрушки, машины, поезда.

Делаем насыпь, про­ка­пы­ваем углуб­ле­ния до полу­че­ния отверстия.

Мате­риал: лопатки, камешки, дере­вья, паровоз.

Делаем из песка делать пред­меты для игры, вспо­ми­наем сказку. Исполь­зуем лопаты, фанеры, при­род­ный мате­риал, дере­вья, фигурки животных.

Эта игра имеет целью уточ­нить зна­ния о жизни кол­хоз­ни­ков, их работе на ферме, раз­ви­вать само­сто­я­тель­ность, ини­ци­а­тиву у детей. Учит созда­вать по пла­ни­ровке постройки.

Мате­риал: ведерки, лопатки, фанерки, фигурки живот­ных и кукол.

Учим детей стро­ить желез­ную дорогу и станцию.

Мате­риал: лопатки, совки, дощечки, машины паро­воз, фор­мен­ные фуражки.

Игры с водой

Напол­ните воз­душ­ные шарики водой и у вас полу­чатся заме­ча­тель­ные водяные

Можно сде­лать для детей лет­ний душ из ПВХ-труб, под­клю­чив его к шлангу

с лет­ним водопроводом.

Кстати, улич­ный душ-брыз­галку можно сде­лать и из обыч­ной пла­сти­ко­вой бутылки.

Обо­ру­до­ва­ние и мате­ри­алы: стол-ванна без воды (исполь­зу­ется одна емкость), пласт­мас­со­вая игрушка-мель­ница, кув­шин объ­е­мом 0,5 л, ведро с водой, пласт­мас­со­вые палочки, цифры из мяг­кого поли­мера, полотенце.

19.Маленький рыбак
Мел­кие пред­меты бро­сают в бас­сейн или тазик. Это будут рыбки. Малышу выда­ется «удочка» – полов­ник с длин­ной руч­кой, кото­рой он будет вылав­ли­вать рыбок. Можно также поло­вить рыбок «сач­ком» – для этого подой­дет дур­шлаг или сито.

20.С места на место
Поме­щаем мел­кие пласт­мас­со­вые шарики в воду. Задача малыша – выло­вить ситеч­ком с длин­ной руч­кой все шарики и пере­ло­жить их в пустую пласт­мас­со­вую миску, кото­рая пла­вает рядом.

Игры с грязью

Все, что вам необ­хо­димо, — садо­вый шланг или поли­валка для ого­рода. Малень­кие дети любят бегать и тан­це­вать под стру­ями воды.

Можно менять высоту и направ­ле­ние струи.

Достаньте садо­вый шланг, аква­рель­ные краски, кисточки, и пусть ребе­нок займется

рисо­ва­нием. Поз­вольте ему рас­кра­сить себя так, как ему взду­ма­ется; затем пусть

смоет краску и нач­нет все сначала.

Дайте ребенку ведерко с водой, боль­шую кисть, и он часами будет “кра­сить”. Пусть

он покра­сит цемент­ный пол рядом с бас­сей­ном, ска­мейки, игрушки — все, что не боится влаги. Он при­дет в изум­ле­ние, наблю­дая за тем, как быстро под лучами солнца исче­зает вода

Подвижные игры

Игра­ю­щие цеп­ля­ются друг за друга как паро­во­зик. По команде веду­щего голова дра­кона – пер­вый чело­век – пыта­ется пой­мать хвост – послед­него чело­века. Тот в свою оче­редь дол­жен увер­нуться. Когда послед­ний пой­ман, он пере­хо­дит в начало цепочки.

Участ­ники встают в круг. Веду­щий встает в центр с «удоч­кой» — ска­кал­кой или верев­кой, на конце кото­рой при­вя­зан мешо­чек с пес­ком. Веду­щий кру­тит удочку по кругу, а участ­ники должны под­пры­ги­вать, ста­ра­ясь ее не задеть.

Из участ­ни­ков обра­зу­ются пла­неты (по 3–4 чело­века), кото­рые, взяв­шись за руки, ста­но­вятся в круг. Осталь­ные обра­зуют змейку, где каж­дый дер­жится за талию дру­гого. Под музыку или участники-«планеты» все вме­сте гово­рят: «Золо­тые ворота про­пус­кают не все­гда. Пер­вый раз про­ща­ется, вто­рой раз запре­ща­ется, а на тре­тий раз не про­пу­стим вас!» (в это время опус­ка­ются руки «пла­нет»), змейка про­бе­гает под руками «пла­нет». При оста­новке музыки «пла­неты» захва­ты­вают тех, кто не успел про­бе­жать под руками. «Пла­неты» рас­тут, и так до послед­него участ­ника – самого шустрого.

Игроки ста­но­вятся в круг. Веду­щий коман­дует: «Кос­ни­тесь жел­того, раз, два, три!». Игроки как можно быст­рее ста­ра­ются взяться за вещь (пред­мет, одежду, часть тела) осталь­ных участ­ни­ков в круге. Кто не успел – выбы­вает из игры. Веду­щий снова повто­ряет команду, но уже с новым цве­том. Побеж­дает остав­шийся последним.

Игра для 4 и более участ­ни­ков. Про­во­дится на улице – там, где есть пред­меты, на кото­рые участ­ники могут взо­браться, чтобы не сто­ять на земле. Дети млад­шего воз­раста могут играть в поме­ще­нии, пры­гая на раз­бро­сан­ные по полу подушки или покры­вала. Подой­дет любая тер­ри­то­рия с доста­точ­ным коли­че­ством «облом­ков корабля» — без­опас­ных мест укры­тия. Осталь­ное про­стран­ство счи­та­ется морем. Один из участ­ни­ков играет роль пирата, кото­рый пре­сле­дует дру­гих. Их повсюду окру­жает море, и спа­стись можно только на облом­ках корабля. Оса­лен­ный игрок, у кото­рого хотя бы одна нога оста­лась в море, сам ста­но­вится пира­том. Пирату не раз­ре­шено долго бегать за одним игро­ком, т. к. никто не дол­жен долго оста­ваться на месте. На без­опас­ных участ­ках можно нахо­диться не дольше 10 сек. Два игрока не могут одно­вре­менно зани­мать одно и то же место. Побе­ди­тель не опре­де­ля­ется – игра про­дол­жа­ется до тех пор, пока участ­ники не устанут.

Игра для любого коли­че­ства участ­ни­ков. Про­во­дится на откры­том воз­духе при сол­неч­ной погоде. В основе лежит игра в пят­нашки, но в дан­ном слу­чае цель водя­щего – оса­лить не самого игрока, а его тень рукой или ногой. Оса­лен­ный игрок ста­но­вится водя­щим. Един­ствен­ный спо­соб спа­се­ния – спря­таться в тень. В про­тив­ном слу­чае игрок дол­жен посто­янно нахо­диться в дви­же­нии. Пока два игрока бегают, осталь­ные оста­ются на месте.

Чер­тится линия, кото­рая делит поле на две части: берег и реку. Водя­щий наугад назы­вает: «берег» или «река». Игроки в это время должны пры­гать или на берег, или в реку. Если по команде «река» игрок и так стоит в «реке», то он про­сто под­пры­ги­вает на месте.

Выби­ра­ется часо­вой. Вокруг него рас­став­ля­ются флажки (5–7 штук) на рас­сто­я­нии 15–25 шагов. Все осталь­ные – раз­вед­чики. Они уда­ля­ются на такое рас­сто­я­ние, чтобы часо­вой их не видел. Задача раз­вед­чи­ков – выкрасть флаг. Часо­вой может пере­дви­гаться только по пери­метру, огра­ни­чен­ному флаж­ками. Если часо­вой, заме­тив раз­вед­чика, назо­вет его по имени, раз­вед­чик выбы­вает из игры. Если часо­вой уви­дел раз­вед­чика, убе­га­ю­щего с фла­гом, и успел назвать его по имени, флаг воз­вра­ща­ется на место, а раз­вед­чик снова пря­чется. Игра закан­чи­ва­ется либо когда оста­нется 1 флаг, либо 1 разведчик.

Раз­вед­чики могут не выбы­вать из игры, а попа­дать в плен, т.е. вста­вать в огра­ни­чен­ное про­стран­ство часо­вого. При этом его могут осво­бо­дить дру­гие раз­вед­чики, дотро­нув­шись до него. Если часо­вой не успеет назвать имя осво­бо­ди­теля, пле­нен­ный сво­бо­ден. При таком вари­анте игра может длиться бес­ко­нечно долго.

Игра­ю­щие делятся на две команды: охрана и шпи­оны. Чер­тится круг, по пери­метру кото­рого ста­но­вится охрана с завя­зан­ными гла­зами. В цен­тре – залож­ник. Его должны осво­бо­дить шпи­оны, неза­метно про­ник­нув между охра­ной и выве­сти его из круга. Охрана стоит при­мерно на рас­сто­я­нии вытя­ну­той руки друг от друга. Если до шпи­она дотро­нется охрана, он ста­но­вится еще одним залож­ни­ком. По про­ше­ствии опре­де­лен­ного про­ме­жутка вре­мени охрана и шпи­оны меня­ются местами.

Играют 7 и более чело­век. Инвен­тарь: свисток.

Каж­дый игрок строит себе депо, очер­чи­вает неболь­шой круг. В сере­дине пло­щадки стоит водя­щий — паро­воз. У него нет сво­его депо. Водя­щий идет от одного вагона к дру­гому. К кому он под­хо­дит, тот сле­дует за ним. Так соби­ра­ются все вагоны. Паро­воз неожи­данно сви­стит, и все бегут к депо, паро­воз тоже. Игрок, остав­шийся без места, ста­но­вится водя­щим — паровозом.

В цен­тре поляны — полоса. Две команды по раз­ные сто­роны полосы пыта­ются пере­тя­нуть друг друга на свою сто­рону. Засту­пив­ший за линию пере­хо­дит на дру­гую сто­рону и сра­жа­ется уже за про­ти­во­по­лож­ную команду.

Дети встают в круг, берутся за руки. В цен­тре нахо­дится веду­щий. Игра­ю­щие ходят по кругу и гово­рят нарас­пев слова:

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!

При послед­них сло­вах все начи­нают повто­рять его жесты. Тот, кто повто­рил дви­же­ния лучше всех, ста­но­вится веду­щим. При повто­ре­нии игры дети, сто­я­щие в кругу, идут в про­ти­во­по­лож­ную сторону.

Раз­бив­шись на две команды, игроки обра­зуют два круга. Каж­дый игрок, сто­я­щий во внут­рен­нем круге, запо­ми­нает сто­я­щего впе­реди его игрока из дру­гой команды. Затем по сиг­налу веду­щего игроки, сто­я­щие в кру­гах, начи­нают дви­гаться при­став­ными шагами в про­ти­во­по­лож­ные сто­роны. По вто­рому сиг­налу игроки внеш­него круга раз­бе­га­ются, а игроки внут­рен­него круга их пре­сле­дуют. Пре­сле­до­вать надо только того игрока, кото­рый стоял напро­тив. Веду­щий счи­тает до трид­цати, потом гово­рит: «Стой!» — и под­счи­ты­вает оса­лен­ных. Затем команды меня­ются ролями.

Игра­ю­щие делятся на две команды и стро­ятся в колонны по два, взяв­шись за руки, одна колонна парал­лельно дру­гой. По сиг­налу веду­щего дети, сто­я­щие в колон­нах послед­ними, бегут впе­ред под под­ня­тыми руками игра­ю­щих и встают впе­реди своей колонны, под­няв руки вверх. Послед­нее явля­ется сиг­на­лом для ока­зав­шихся сзади, они выпол­няют то же, что и преды­ду­щая пара. Выиг­ры­вает команда, игроки кото­рой пер­выми закон­чат пробежку.

Двое или трое игра­ю­щих берутся за руки, обра­зуя «невод». Их задача — пой­мать как можно больше «пла­ва­ю­щих рыб». Если «рыбку» пой­мали, то она при­со­еди­ня­ется к водя­щим и ста­но­вится частью «невода».

Выби­ра­ются два водя­щих – заяц и волк. Дети встают в несколько шеренг на рас­сто­я­нии вытя­ну­той руки. Игроки, сто­я­щие по бокам шеренги, руки не под­ни­мают. Заяц бегает по лаби­ринту, не про­бе­гая под руками. По команде вос­пи­та­теля «направо» дети пово­ра­чи­ва­ются, и заяц уже бегает по дру­гому лаби­ринту. Волк дого­няет зайца, если дого­нит — меняются.

Игроки выстра­и­ва­ются в шеренгу. Вытя­ну­тые руки с рас­кры­тыми ладо­нями дер­жат за спи­ной. Один из игро­ков стоит за их спи­нами. У него в руке мячик или каме­шек. Идя вдоль шеренги, он делает вид, будто хочет опу­стить шарик в чью-нибудь ладонь. Игроки не должны огля­ды­ваться. Нако­нец он опус­кает шарик в чью-то руку. Игрок, полу­чив­ший шарик, неожи­данно выры­ва­ется из шеренги. Соседи справа и слева должны схва­тить его (или оса­лить) прежде, чем он дви­нется с места. Но при этом они не имеют права схо­дить с линии. Если им не удастся его схва­тить, он может вер­нуться на место, и игра про­дол­жа­ется. Если его схва­тят, он меня­ется местами с ведущим.

Выби­ра­ется веду­щий и участ­ни­кам гово­рит сле­ду­ю­щие слова: «Море вол­ну­ется раз, море вол­ну­ется два, море вол­ну­ется три, мор­ская фигура, замри». Участ­ники должны изоб­ра­зить любую по жела­нию фигуру, а веду­щий дол­жен уга­дать фигуры и ска­зать, какая ему больше понра­ви­лась. Тот чело­век, чья фигура понра­ви­лась, ста­но­вится ведущим.

Две рав­ные команды ста­но­вятся друг про­тив друга на рас­сто­я­нии 4 метра, берутся крепко за руки. По оче­реди участ­ники каж­дой команды гово­рят сле­ду­ю­щие слова: «Кан­далы» — пер­вая команда, «Зако­ваны» — вто­рая, «Рас­куйте нас» — пер­вая, «Кем из нас?» — вто­рая. Затем пер­вая команда выби­рает с про­ти­во­по­лож­ной любого чело­века, и он дол­жен раз­бить их цепь, если он не раз­би­вает, то вхо­дит в состав пер­вой команды. Затем команды меня­ются, т.е. слова про­из­но­сятся игро­ками вто­рой команды. Игра длится до тех пор, пока в одной из них не ока­жется ни одного человека.

Каж­дому пред­ло­га­ется назваться какой-либо пти­цей (живот­ным), при усло­вии, что двух оди­на­ко­вых птиц в игре быть не должно. Игра­ю­щие раз­ме­ща­ются в ком­нате по кругу, остав­ляя ее сере­дину свободной.

Один из участ­ни­ков игры — водя­щий. Его место — в сере­дине круга. Водя­щему завя­зы­вают глаза. Он жмурка. Хорошо, если кто-нибудь еще раз напом­нит водя­щему, какие птицы пред­став­лены сего­дня в игре. Время от вре­мени они(птицы) сами, как умеют, будут давать знать о себе, пере­кли­ка­ясь пти­чьими голо­сами — чири­ка­ньем, кар­ка­ньем, кря­ка­ньем. Жмурка вызы­вает двух каких-либо птиц, кото­рые, по его пред­по­ло­же­ниям, нахо­дятся в про­ти­во­по­лож­ных кон­цах ком­наты. Вызван­ные должны поме­няться местами. Совер­шая пере­лет, то есть пере­дви­га­ясь, они могут при­бе­гать к раз­лич­ным улов­кам и уверт­кам: при­се­дать, пол­зать, отвле­кать жмурку лож­ными манев­рами, тем самым помо­гая друг другу.

Если пере­лет совер­шен ими бла­го­по­лучно, они изве­щают об этом жмурку, хло­пая в ладоши, и тот вызы­вает двух дру­гих птиц. Так про­дол­жа­ется до тех пор, пока жмурка не пой­мает кого-нибудь. В этом слу­чае пой­ман­ный ста­но­вится жмур­кой, а преж­ний водя­щий зани­мает осво­бо­див­ше­еся место в кругу, тут же объ­яв­ляя себя какой-либо птицей.

Все участ­ники этой весе­лой игры уса­жи­ва­ются в кру­жок. Водя­щий ста­но­вится в цен­тре круга. Обра­ща­ясь то к одному, то к дру­гому из игра­ю­щих, водя­щий каж­дому задает какой-нибудь вопрос или же про­сит испол­нить какое-либо дви­же­ние: встать и повер­нуться на месте или три раза хлоп­нуть в ладоши и т. п. Но отве­тить на задан­ный вопрос или выпол­нить тре­бу­е­мое дви­же­ние дол­жен не тот, к кому водя­щий обра­ща­ется, а его сосед справа, на кото­рого водя­щий даже и не смот­рит. Полу­чив ответ, водя­щий тот­час же обра­ща­ется к дру­гому, к тре­тьему и так далее, пока кто-нибудь из игра­ю­щих не ошибется.

Зада­ется вопрос (или дается зада­ние) быстро и вне­запно. Так же быстро нужно дать и ответ (или выпол­нить тре­бу­е­мое дви­же­ние). Если задан вопрос, на кото­рый трудно сразу отве­тить, то можно ска­зать: «Не знаю», что уже явля­ется отве­том, но только не молчать.

Каза­лось бы, пра­вила эти очень про­сты и запом­нить их легко, однако в игре они часто нару­ша­ются из-за вне­зап­но­сти, с кото­рой водя­щий обра­ща­ется к участ­ни­кам игры. Либо тот, к кому обра­щен вопрос, сам на него отве­чает, либо сосед справа от неожи­дан­но­сти рас­те­ря­ется и не сразу сооб­ра­зит, что ему-то как раз и пола­га­ется отве­тить. Кто нару­шил пра­вило, тому при­дется усту­пить водя­щему свое место в кругу и дать фант.

Игро­вое поле дли­ной 8–10 мет­ров очер­чено с двух сто­рон лини­ями, за кото­рыми стоят выши­балы (водя­щие), их задача — выбить мячом игро­ков с поля, мяч пода­ется пооче­редно от одного выши­балы к другому.

Суще­ствует несколько вари­ан­тов игры:

а) выши­ба­лой ста­но­вится «выби­тый» или вновь при­быв­ший игрок;

б) игра­ю­щие делятся на команды и выби­тые игроки ухо­дят с поля, пока не будут выбиты все игроки команды, при этом из рук выши­балы может быть пой­мана «свечка», что озна­чает либо воз­мож­ность остаться в круге, либо воз­врат одного из выби­тых игро­ков на поле;

в) игро­ков должно быть доста­точно много, не менее 4–5 в каж­дой команде. В каж­дой команде один выши­бала (В), и осталь­ные игроки (И) на поле раз­ме­ща­ются сле­ду­ю­щим образом:

Каж­дая из команд пооче­редно вла­деет мячом и выши­бает игро­ков про­тив­ника (И1 — И2), выби­тые игроки из кате­го­рии игро­ков пере­хо­дят в кате­го­рию выши­бал, то есть выхо­дят за гра­ницы поля в сек­тор (В1 — В2 соот­вет­ственно), завла­деть чужим мячом может только игрок, пой­мав­ший «свечку» (мяч, пой­ман­ный с земли «свеч­кой», не счи­та­ется, игрок, пой­мав­ший такой мяч, пере­хо­дит к выши­ба­лам). Побеж­дает та команда, в кото­рой еще оста­лись игроки, они же и начи­нают сле­ду­ю­щий кон.

Чер­тится круг диа­мет­ром 1,5–2 метра, в кото­рый поме­ща­ются все участ­ники, водя­щий под­бра­сы­вает мяч как можно выше и бежит дальше от круга, тот из игро­ков, кому уда­лось пой­мать мяч, кри­чит «стоп» и назна­чает коли­че­ство шагов до водя­щего (шаги могут быть самые раз­но­об­раз­ные и в раз­ном коли­че­стве, напри­мер 2 «гиганта» и 5 «лили­пу­тов»), если ему после выпол­не­ния назна­чен­ных шагов уда­ется дотро­нуться до водя­щего, он сам ста­но­вится водя­щим. Шаги помню только неко­то­рые, но вы можете пофан­та­зи­ро­вать сами: «Гигант­ские» — боль­шие шаги в прыжке, «лили­путы» — шаг на пол­ступни, «ниточка» — от мыска к мыску, «утята» — впри­сядку, «зон­тики» — пры­жок с пере­во­ро­том, «зай­чик» — пры­жок — ноги вместе).

Круг делится на сек­тора-страны, пока водя­щий про­из­но­сит игро­вую фразу (опять таки уте­ряна, при­дется изоб­ре­тать) игроки раз­бе­га­ются. Зву­чит команда «Стоп!», игроки зами­рают, далее вода выби­рает жертву (как пра­вило, бли­жай­шего к нему чело­века) и назна­чает шаги, если уга­дал, то отре­зает от страны про­иг­рав­шего кусок себе, нет – сам отдает часть своей тер­ри­то­рии (резать можно, только стоя ногой (ногами) на своей тер­ри­то­рии. Круг дол­жен быть доста­точно большой.

Мяч дол­жен быть лег­ким, лучше неболь­шой надув­ной. Игроки, встав в круг, пере­ки­ды­вают мяч друг другу (ловят или отби­вают, как в игре «волей­бол»), тот, кто про­пус­кает или роняет мяч, ста­но­вится «кар­тош­кой» — садится на кор­точки в круг и по нему могут про­из­во­диться удары мячом. Если мяч после удара по «кар­тошке» падает на землю, то он не счи­та­ется про­пу­щен­ным и игра воз­об­нов­ля­ется, если «кар­тошке» уда­ется пой­мать мяч (напо­до­бие «свечи»), то «кар­тош­кой» ста­но­вится поте­ряв­ший мяч, а осталь­ные игроки выхо­дят из круга. Послед­ний из двух остав­шихся игро­ков, уро­нив­ший мяч на землю, ста­но­вится пер­вой «жерт­вой» нового кона.

К стол­бику при­вя­жите веревку дли­ной 3—4 метра. Вокруг стол­бика очер­тите круг того же ради­уса. Внутри круга раз­бро­сайте два-три десятка камеш­ков (шишек, пало­чек и т. п.). Это богат­ство будет сто­ро­жить один из вас, тот, кого вы выбе­рете по жре­бию. А все осталь­ные, рас­по­ло­жив­шись сна­чала за кру­гом, пыта­ются завла­деть камеш­ками, выне­сти их из круга как можно больше. Сто­рож одной рукой дол­жен дер­жаться за веревку, а вот дру­гая у него сво­бодна для того, чтобы пят­нать неосто­рож­ных добыт­чи­ков. Тот, кого запят­нали, из игры выбы­вает. Через услов­лен­ное время (напри­мер три минуты) смена у сто­рожа кон­ча­ется. Можно счи­тать, сколько камеш­ков у него ута­щили, а сколько он сберег.

Теперь повто­рите все с дру­гим сто­ро­жем. Когда все попро­буют себя в этой роли, нетрудно будет опре­де­лить, кому она больше удалась.

Игро­вое поле рас­чер­чи­ва­ется в линейку, где каж­дая линейка отде­ля­ется от дру­гой на один шаг (можно играть на широ­кой лесенке), игроки встают за послед­нюю черту и водя­щий бро­сает им пооче­редно мяч, назы­вая раз­лич­ные пред­меты. Если зву­чит «съе­доб­ное» слово, игрок дол­жен пой­мать мяч, «несъе­доб­ное» — про­пу­стить или отбро­сить, при соот­вет­ствии дей­ствий игрока назван­ному слову игрок пере­хо­дит к сле­ду­ю­щей черте (на след, сту­пеньку). Выиг­ры­вает и ста­но­вится водя­щим тот, кто пер­вый пере­се­чет послед­нюю черту.

По земле чека­нят мячом (ладо­нью), при каж­дом ударе про­из­нося оче­ред­ное слово: «Я знаю пять имен дево­чек (маль­чи­ков, назва­ний цве­тов, птиц и так до бес­ко­неч­но­сти): Маша — раз, Таня — два, Катя — три, Соня — четыре, Ира — пять», «Я знаю 5…» Если игрок оши­ба­ется или делает дол­гую паузу, мяч пере­хо­дит к дру­гому игроку; когда мяч сде­лает круг и воз­вра­ща­ется к игроку, игра для дан­ного игрока воз­об­нов­ля­ется с того места, где он пре­рвался (как это дела­ется в «клас­си­ках»), при этом зара­нее лучше дого­во­риться, в каком порядке будут назы­ваться пред­меты. Эта игра полезна и без мяча.

Один из вари­ан­тов «мор­ских фигур», водя­щий ста­но­вится на одной сто­роне игро­вого поля, игроки в дру­гом его конце, вода отво­ра­чи­ва­ется и про­из­но­сит: «Тише едешь — дальше будешь, раз, два, три, стоп» и обо­ра­чи­ва­ется, игроки, кото­рые в этот момент бегут к водя­щему, должны заме­реть, тот, кто не успел вовремя оста­но­виться, воз­вра­ща­ется к стар­то­вой черте. Побе­ди­тель, пер­вый достиг­ший воды, сам ста­но­вится водой. Весь инте­рес заклю­ча­ется в том, что фраза может быть как угодно обре­зана (вно­сится эле­мент неожи­дан­но­сти), но послед­ним сло­вом все равно должно оста­ваться «стоп», только после него вода может обернуться.

На поле рису­ются кружки-домики, ровно на один меньше коли­че­ства игро­ков, вода обхо­дит домики, соби­рая игро­ков в цепочку, и уво­дит их подальше, при этом рас­ска­зы­вая, куда их ведет, после команды «по домам» все бро­са­ются обратно, и тот игрок, кому не доста­лось домика, ста­но­вится водя­щим. Вари­ант начала при­сказки: «Пошли погу­лять гно­мики, оста­вили свои домики: гно­мик Миша (напри­мер), гно­мик Саша (и т. д., пере­чис­ляя всех игро­ков), пошли они в лес, да заблу­ди­лись, долго-долго ходили…». Затем сле­дует неожи­дан­ная команда «по домам» в любом месте рас­сказа. Эта игра раз­ви­вает вни­ма­ние и реакцию.

Игроки сидят на лавочке и дер­жат ладони сло­жен­ными лодоч­кой перед собой, вода зажи­мает колечко (можно монетку) в своей «лодочке» и пооче­редно про­хо­дит через всех игро­ков (можно несколько раз), вкла­ды­вая свои ладони в ладони игро­ков, неза­метно пере­кла­ды­вая одному из них «колечко», затем про­из­но­сит: «Колечко-колечко, выйди на кры­лечко», задача игрока, полу­чив­шего колечко, встать и выйти, став при этом водя­щим, задача осталь­ных — удер­жать его, если они, конечно, успеют сооб­ра­зить — кому это колечко досталось.

После того как будет выбран водя­щий, все встают по одну сто­рону от него на рас­сто­я­нии пяти шагов. Водя­щий отво­ра­чи­ва­ется от игро­ков и назы­вает любой цвет. Участ­ники должны найти в своей одежде этот цвет, и дер­жась за него, могут сво­бодно перейти на дру­гую сто­рону. У того, кого нет этого цвета, дол­жен пере­бе­жать на про­ти­во­по­лож­ную сто­рону, чтобы его не пой­мали. Кого пой­мают, ста­но­вится водящим.

Игроки делятся на две команды, «стрел­кам» дают время скрыться и затем начи­на­ется погоня, поиск ведется по сле­дам-стрел­кам, рас­став­лен­ным игроками-«стрелками» на пово­ро­тах, а может и чаще. Как только послед­няя «стрелка» най­дена и пой­мана, команды меня­ются ролями.

Пере­пры­ги­ва­ние друг через друга по цепочке.

Игроки по счету раз­бе­га­ются и при­стра­и­ва­ются так, чтобы ступ­нями не касаться земли (садятся, вис­нут на дере­вьях и т.д.). Задача водя­щего оса­лить того, кто не удер­жался и кос­нулся земли, инте­рес заклю­ча­ется еще в том, что игроки на боль­шом рас­сто­я­нии могут изме­нять свое месторасположение.

1‑ый вари­ант сало­чек (пят­на­шек): оса­лен­ный при­цеп­ля­ется к водя­щему и вме­сте они салят сле­ду­ю­щего. Послед­ний оса­лен­ный игрок ста­но­вится водящим.

2‑ой вари­ант: оса­лен­ные зами­рают на месте, рас­крыв руки, они могут быть заново рас­кол­до­ваны, если водя­щий допу­стит к ним дру­гих игро­ков. Водя­щим ста­но­вится послед­ний осаленный.

Игроки встают в круг по двое (один за дру­гим). Водя­щий бежит за одним из сво­бод­ных игро­ков по внеш­нему кругу, не пере­се­кая его, игрок может встать перед одной из пар, и тогда убе­гать при­дется тому, кто ока­зы­ва­ется тре­тьим и стоит спи­ной к гра­нице круга. Оса­лен­ный ста­но­вится водящим.

Водя­щий кру­тится на месте и вокруг себя у земли вра­щает пры­гал­ками (если длин­ные, лучше сло­жить попо­лам), при­го­ва­ри­вая (на каж­дый обо­рот по слову): «На золо­том крыльце сидели царь, царица, король, коро­лица, повар, порт­ной… Игроки вокруг должны пры­гать через ска­калку. Кто не успеет – тот водит и до сле­ду­ю­щей ошибки име­ну­ется сло­вом, на кото­ром он запу­тался в скакалке.

Играют две команды: «слоны» встают цепоч­кой, дер­жась друг за друга в согну­том состо­я­нии, наезд­ники запры­ги­вают на них и «слон» пыта­ется идти с этой ношей.

В эту игру обычно играют девочки. Клю­че­вое слово – «Белка» (можно при­ду­мать любую дру­гую). По оче­реди, уда­ряя мячом о стену, дети пере­пры­ги­вают через отско­чив­ший на землю мяч, если пры­жок не уда­ется, игроку при­сва­и­вают имя по оче­ред­ному клю­че­вому слову. Как только фраза закан­чи­ва­ется, игрок выбы­вает из игры.

Игроки встают в круг, водят вокруг водя­щего («короля») хоро­вод со сло­вами: «Шел король по лесу, по лесу, по лесу. Нашел себе прин­цессу, прин­цессу, прин­цессу (король из хоро­вода выби­рает прин­цессу). Давай с тобой попры­гаем, попры­гаем, попры­гаем (всеми выпол­ня­ются ука­зан­ные дей­ствия). И нож­ками подры­гаем, подры­гаем, подры­гаем. И нож­ками пото­паем, пото­паем, пото­паем. И руч­ками похло­паем, похло­паем, похло­паем, голов­кой пока­чаем, и снова начи­наем…» (выби­рать прин­цессу лучше с закры­тыми глазами).

Это игра на сопро­тив­ле­ние. Она спо­соб­ствует раз­ви­тию силы, лов­ко­сти, быст­роты реак­ции. Коли­че­ство игра­ю­щих — 20–40 чело­век. Пред­ва­ри­тельно нужно рас­пре­де­лить ребят по парам в соот­вет­ствии с их воз­мож­но­стями. В каж­дой паре игра­ю­щие встают друг про­тив друга, одна нога согнута, руки за спи­ной. По сиг­налу игра­ю­щие стре­мятся толч­ками плеча выве­сти про­тив­ника из рав­но­ве­сия, заста­вив его встать на обе ноги. Нельзя тол­кать руками и менять ногу без команды.

В игре участ­вуют команды по 4–5 чело­век. Дети встают в шеренги напро­тив друг друга и учатся пле­сти пле­тень. Для этого скре­щи­вают руки перед собой и соеди­няют пра­вую руку с левой рукой соседа слева, а левую — с пра­вой рукой соседа справа. Обе шеренги, опу­стив руки, идут навстречу друг другу со словами:

Раз, два, три, четыре,

Выпол­нять должны приказ.

Нет, конечно, в целом мире

Дружбы лучше, чем у нас!

После этого дети рас­хо­дятся или раз­бе­га­ются по веранде. По сиг­налу взрос­лого они должны встать в шеренги и обра­зо­вать пле­тень. Выиг­ры­вает шеренга, выпол­нив­шая дей­ствие первой.

Игра­ю­щие и руко­во­ди­тель стоят по кругу. Взрос­лый про­из­но­сит, напри­мер, такие слова: «Скво­рец летит!» — и под­ни­мает руки вверх, дети делают то же самое. После несколь­ких повто­ре­ний снова неожи­данно гово­рит: «Мед­ведь летит!». Если кто-то из игра­ю­щих при этом под­нял руки, он про­иг­рал, делает шаг из круга.

Дети стоят по кругу, взрос­лый в цен­тре. Он пере­бра­сы­вает мяч и ловит обратно, говоря: «Лови, бро­сай, упасть не давай». Текст необ­хо­димо про­из­но­сить не спеша, чтобы успеть пой­мать и бро­сить мяч. Рас­сто­я­ние между взрос­лым и детьми посте­пенно уве­ли­чи­ва­ется до 2 м и более. Детям стар­шей группы с хоро­шим навы­ком ловли можно пред­ло­жить назвать слова про­ти­во­по­лож­ного зна­че­ния. Напри­мер, один ребе­нок, бро­сая мяч, гово­рит «узкий», пой­мав­ший, пере­бра­сы­вая мяч дру­гому, назы­вает слово про­ти­во­по­лож­ного зна­че­ния – «широ­кий» и т. д.

Участ­ники игры должны быть очень вни­ма­тель­ными. Когда веду­щий гово­рит «зеле­ный цвет», ребята должны топать ногами; когда «жел­тый цвет» — хло­пать в ладоши. При крас­ном цвете — тишина.

Дети бегают, пры­гают по всей пло­щадке, а один ребе­нок (судья) — стоит в сто­роне. По сиг­налу вожа­того «Раз, два, три!» все дети оста­нав­ли­ва­ются и делают «фигуру». Судья осмат­ри­вает все «фигуры», выби­рает ту, кото­рая ему нра­вится, и этот ребе­нок ста­но­вится судьей. Игра­ю­щие оста­нав­ли­ва­ются по сиг­налу и каж­дый раз изоб­ра­жают новую «фигуру». Судья, выби­рая «фигуру», дол­жен оце­ни­вать кра­сиво и точно выпол­нен­ное движение.

Игра­ю­щие обра­зуют круг. Водя­щий ходит внутри круга и, оста­но­вив­шись перед кем-нибудь, гово­рит громко: «Руки!». Тот, к кому он обра­тился, дол­жен сто­ять спо­койно, а его соседи должны под­нять руки: сосед справа — левую, сосед слева — пра­вую. Кто оши­бется, под­ни­мает не ту руку или зазе­ва­ется, тот сме­няет ведущего.

Играют 5–6 ребят. Они ста­но­вятся в одну шеренгу у черты. У каж­дого из них должна быть палка дли­ной 60–70 см. По сиг­налу веду­щего игроки один за дру­гим начи­нают бро­сать свои палки, ста­ра­ясь, чтобы они зале­тели как можно дальше (но в одном направ­ле­нии). Тот, чья палка упа­дет ближе всех, дол­жен побе­жать впе­ред, собрать все бро­шен­ные палки и при­не­сти их обратно, но при этом он дол­жен непре­рывно повто­рять: «Чут-гут», «Чут-гут» (до тех пор, пока все палки не будут воз­вра­щены их хозя­е­вам). Затем игра повто­ря­ется. Тот, кто 3 раза под­ряд ока­жется самым нелов­ким, и чья палка ока­жется ближе всех, выбы­вает из игры.

В эту игру лучше играть боль­шим мячом. Игроки ста­но­вятся в круг и пере­бра­сы­вают мяч друг другу. Кто не пой­мал мяч, полу­чает нака­за­ние: ему при­дется про­дол­жать игру стоя на одной ноге. Если в такой позе ему удастся пой­мать мяч, то нака­за­ние сни­ма­ется. Если же он опять про­пу­стит мяч, то ему при­дется встать на одно колено и попы­таться пой­мать мяч в таком поло­же­нии. При тре­тьей ошибке неудач­ли­вый игрок опус­ка­ется на оба колена. Если сумеет пой­мать мяч — про­ща­ется все. При чет­вер­той ошибке игрок выхо­дит из игры.

Это очень подвиж­ная игра. Она раз­ви­вает у ребенка быст­рую реак­цию и гла­зо­мер. Кроме того, игра имеет позна­ва­тель­ное зна­че­ние. Дети тре­ни­ру­ются в счете, раз­ви­вают память, запо­ми­нают назва­ния городов.

На земле чер­тят боль­шой круг. Все встают в круг. Каж­дый выби­рает себе назва­ние города.

Веду­щий под­ки­ды­вает мячик кверху и назы­вает какой-нибудь город. Игрок, чей город он назвал, дол­жен пой­мать мячик. Если он пой­мал его, то, в свою оче­редь, тоже может под­ки­нуть мячик вверх и назвать любой город. А если он не пой­мал, то все игроки раз­бе­га­ются в раз­ные сто­роны, пока он дого­няет мяч. Когда игрок схва­тит мяч, он кри­чит: «Стоп!» И тут все «города» зами­рают на месте.

Игрок с мячом выби­рает любой «город» и опре­де­ляет на глаз, сколько до него кило­мет­ров. Каж­дый кило­метр — это шаг.

Идет до него и счи­тает шаги. Если после назван­ного коли­че­ства шагов он может достать до игрока рукой, он ста­но­вится «горо­дом», а игрок веду­щим. Игра снова начи­на­ется из круга.

Вы убе­га­ете от веду­щего, а он дол­жен оса­лить вас. Кого он пой­мал, тот дол­жен взять веду­щего за руки, ловить осталь­ных. Так — про­дол­жа­ется, пока всех не поймают.

Попе­рек пло­щадки или зала, посе­ре­дине, про­во­дятся две парал­лель­ные линии на рас­сто­я­нии 1–1,5 м одна от дру­гой. По обе сто­роны от них в 10–15 м парал­лельно им про­во­дятся линии «домов», «дня» «ночи».

Все жела­ю­щие играть делятся на две команды: одна из них — «ночь», дру­гая — «день». Обе команды выстра­и­ва­ются у своих сред­них линий. При­чем игроки той и дру­гой пово­ра­чи­ва­ются лицом к своим «домам», т. е. спи­ной друг к другу. В самом цен­тре пло­щадки стоит руко­во­ди­тель. Он вне­запно гово­рит: «День!». После этого сиг­нала игроки команды «ночь» убе­гают в свой «дом», а игроки команды «день» ста­ра­ются их догнать и оса­лить. Оса­лен­ные пере­хо­дят в команду «день». Руко­во­ди­тель снова подает сиг­нал: «День!» или «Ночь!», ста­ра­ясь чере­до­вать назва­ния команд, чтобы они были неожи­дан­ными для игро­ков. Для того чтобы отвлечь вни­ма­ние игра­ю­щих и как-то раз­но­об­ра­зить игру, руко­во­ди­тель перед сиг­на­лом может пред­ло­жить им встать на носки, под­нять руки вверх или вытя­нуть впе­ред, при­сесть и т. д. Затем неожи­данно про­из­не­сти: «Ночь!» или «День!». Побеж­дает команда, где больше оса­лен­ных игро­ков. Запре­ща­ется бежать в свой дом раньше, чем руко­во­ди­тель подаст сигнал.

Игра­ю­щие берутся за руки и обра­зуют длин­ную «цепь», или «змейку». Во главе «цепи» ста­но­вится самый силь­ный игрок, кото­рый, бегая, тянет за собой осталь­ных. Он бегает в раз­ных направ­ле­ниях, опи­сы­вая раз­лич­ные фигуры, про­хо­дит под руками това­ри­щей, состав­ля­ю­щих «цепь», и запле­тает всех. Ино­гда оста­нав­ли­ва­ется и кру­жится на месте, обви­вая вокруг себя всю «цепь». Пере­кру­чен­ную и зави­тую «цепь» он дол­жен суметь рас­пу­тать, иначе поте­ряет право на даль­ней­шее руководство.

Про­де­лав несколько упраж­не­ний с «цепью», вожак ста­ра­ется быст­рыми и неожи­дан­ными пово­ро­тами разо­рвать ее. Сна­чала тянет «цепь» в пря­мом направ­ле­нии, потом вдруг круто пово­ра­чи­вает в сто­рону назад, от чего послед­ние в «цепи» при­об­ре­тают настолько стре­ми­тель­ное дви­же­ние, что не удер­жи­ва­ются и отрываются.

Игрок, по чьей вине разо­рва­лась «цепь», выхо­дит из игры, «цепь» снова соеди­ня­ется. Игра про­дол­жа­ется до тех пор, пока в «цепи» оста­нутся только силь­ные игроки, кото­рых вожак не в состо­я­нии рас­те­рять, какие бы быст­рые и неожи­дан­ные дви­же­ния он не делал.

Вдоль про­ти­во­по­лож­ных стен зала стоят сту­лья. Дети садятся на сту­лья около одной стены. Читают стишок:

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на друга все глядеть.

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться?

Как только сти­шок про­чи­тан, все дети бегут к про­ти­во­по­лож­ной стене и ста­ра­ются занять сво­бод­ные сту­лья, кото­рых на один меньше, чем участ­ни­ков игры. Тот, кто оста­ется без стула, – выбы­вает. Потом уби­рают два стула. Все повто­ря­ется до тех пор, пока побе­ди­тель не зай­мет послед­ний остав­шийся стул.

Один игрок — это здо­ро­вая кошка, кото­рая ста­ра­ется пой­мать всех осталь­ных. Каж­дый игрок, кото­рого запят­нали, дол­жен поло­жить руку точно на то место, где его запят­нали. Он ста­но­вится тоже кош­кой, но боль­ной, и помо­гает здо­ро­вой кошке при ловле. Боль­ная кошка может пят­нать только здо­ро­вой рукой. Игрок, кото­рого не запят­нали – побеж­дает. Он ста­но­вится здо­ро­вой кош­кой на сле­ду­ю­щий круг.

Два чело­века на ринге с завя­зан­ными гла­зами сра­жа­ются меш­ками, наби­тыми мяг­кими тряп­ками. Воз­можны раз­лич­ные вари­анты: можно одному дать коло­коль­чик, а дру­гому мешок — он бьет на звук, чело­век с коло­коль­чи­ком укло­ня­ется, можно дать мешки обоим и вве­сти двух посред­ни­ков — они направ­ляют своих игро­ков корот­кими командами.

Группа выстра­и­ва­ется в несколько колонн. Перед каж­дой стоит ряд кег­лей. Пер­вый чело­век закры­вает глаза и пыта­ется, пет­ляя, их обойти, а группа под­ска­зы­вает ему направ­ле­ние дви­же­ния. Слож­ность состоит в том, что когда все колонны начи­нают кри­чать одно­вре­менно, выде­лить из общего шума команды своей колонны крайне проблематичн

Два чело­века в кругу берут бревно. Нужно вытолк­нуть брев­ном сопер­ника из круга.

Группа стоит, взяв­шись за руки, вокруг нари­со­ван­ного на земле кольца. Внутри этого боль­шого кольца нахо­дится малень­кое кольцо. Чело­век может нахо­диться только либо вне боль­шого кольца, либо внутри малого. Задача каж­дого — заста­вить дру­гих насту­пить на запрет­ную тер­ри­то­рию и при этом удер­жаться самому.

Нужно про­бе­жать рас­сто­я­ние со свя­зан­ными ногами. Можно в парах или даже в связке из несколь­ких человек.

Все раз­би­ва­ются на чет­верки — трое обра­зуют тре­уголь­ник, остав­шийся — водя­щий. Его задача — оса­лить одного из тре­уголь­ника. Задача осталь­ных двоих в тре­уголь­нике — защи­тить сво­его това­рища. Салить, про­тя­ги­вая руку через круг, нельзя, можно лишь обе­гать тре­уголь­ник вокруг. Когда водя­щему уда­ется оса­лить, оса­лен­ный ста­но­вится водя­щим, потом все меня­ются ролями.

Играют 10 и более чело­век. Участ­ники игры делятся на две рав­ные группы. Игроки каж­дой группы дер­жатся друг за друга и обра­зуют одну цепь при помощи согну­тых в лок­тях рук. Впе­реди цепи ста­но­вятся более силь­ные и лов­кие участ­ники — «завод­ные». Став друг про­тив друга, «завод­ные» также берут друг друга за согну­тые в лок­тях руки и тянут каж­дый в свою сто­рону, ста­ра­ясь или разо­рвать цепь про­тив­ника, или пере­тя­нуть ее за наме­чен­ную линию. Тянуть начи­нают точно по сигналу.

Коли­че­ство участ­ни­ков — нечет­ное. Дети ста­но­вятся в ряд парами, берутся за руки и под­ни­мают руки над голо­вой. Полу­ча­ется «кори­дор». Остав­шийся участ­ник, хва­тая за руку любого чело­века, сто­я­щего в паре, про­бе­гает с ним по «кори­дору», и они вме­сте ста­но­вятся в начале. Участ­ник, остав­шийся без пары, в свою оче­редь про­де­лы­вает то же самое. В тече­ние игры у каж­дого участ­ника дол­жен поме­няться партнер.

Веду­щий объ­яв­ляет танцы. Это могут быть любые танцы: мед­лен­ные или быст­рые. Тан­це­вать можно парами или в оди­ночку. Все пус­ка­ются в пляс. У веду­щего шляпа. Он наде­вает ее на пер­вого попав­ше­гося участ­ника. Самое важ­ное — не остаться со шля­пой в руках или на голове в момент, когда оста­но­вится музыка. Поэтому надо как можно ско­рее изба­виться от шляпы — надеть на кого-то дру­гого. Если тан­цует пара, можно надеть шляпу одному из тан­цу­ю­щих и забрать парт­нера. Остав­шийся в шляпе ста­но­вится ведущим.

Выби­ра­ются двое водя­щих: «кор­шун» и «клуша». Осталь­ные игра­ю­щие ста­но­вятся цып­ля­тами. Они выстра­и­ва­ются в колонну по одному за «клу­шей» и крепко дер­жатся друг за друга. «Кор­шуну» нужно ута­щить «цып­ленка», а «клуша», раз­ведя руки в сто­роны, защи­щает свое потом­ство. Тот, кого кор­шун пой­мает, ста­но­вится голящим.

Игра­ю­щие делятся на две рав­ные команды. В каж­дой команде выби­рают капи­тана. Пло­щадка для игры огра­ни­чи­ва­ется лини­ями. При­мер­ные раз­меры пло­щадки — 18 x 36 метров.

Капи­таны команд выхо­дят на сере­дину пло­щадки и ста­но­вятся друг напро­тив друга. Все осталь­ные игроки, раз­ме­ща­ясь по пло­щадке, ста­но­вятся парами: один игрок — из одной команды, вто­рой — из дру­гой. Веду­щий под­бра­сы­вает мяч между капи­та­нами, кото­рые ста­ра­ются его пой­мать или пере­дать кому-нибудь из своих игро­ков. Пой­мав мяч, игрок стре­мится пере­дать его кому-нибудь дру­гому из своей команды. Участ­ники дру­гой команды отби­вают, пере­хва­ты­вают мяч у сопер­ни­ков и пере­дают его своим игро­кам. Задача всех участ­ни­ков — сде­лать десять пере­дач под­ряд между сво­ими игро­ками. Команда, кото­рой это уда­ется, зара­ба­ты­вает очко, и игра уже про­дол­жа­ется с сере­дины пло­щадки. Если мяч пере­хва­тил сопер­ник, счет пере­дач начи­на­ется снова.

Играют в тече­ние уста­нов­лен­ного вре­мени: 10—15 минут (или до обо­зна­чен­ного коли­че­ства очков — 10–20). Выиг­ры­вает команда, набрав­шая боль­шее коли­че­ство очков или раньше набрав­шая обо­зна­чен­ное коли­че­ство очков. Выры­вать мяч нельзя, можно только пере­хва­ты­вать его на лету или выби­вать из рук, не тол­кая сопер­ника. Если мяч пере­се­чет поле, то команда сопер­ни­ков бро­сает мяч с того места, где он пере­ле­тел гра­ницу. Если мяча кос­нутся одно­вре­менно два игрока, то игра оста­нав­ли­ва­ется, и судья дол­жен бро­сить между ними спор­ный мяч. С мячом нельзя про­бе­гать больше трех шагов, но можно вести его, уда­ряя об пол, как в бас­кет­боле. Если во время пере­дач игрок допу­стил гру­бость (вырвал мяч, умыш­ленно толк­нул сопер­ника), игра оста­нав­ли­ва­ется и мяч отда­ется команде, пере­да­вав­шей мяч.

Участ­ники игры выби­рают веду­щего. Задача веду­щего — «запят­нать» всех игро­ков. Для этого все участ­ники раз­бе­га­ются в раз­ные сто­роны, а веду­щий, дого­няя, лег­ким при­кос­но­ве­нием каса­ется плеч игро­ков. Тот, кого «запят­нали», зами­рает на месте, раз­во­дит руки в сто­роны и кри­чит: «Рас­кол­дуйте меня, воро­ного коня!». «Рас­пят­нать» своих дру­зей можно только горя­чим объ­я­тием. Итак, задача веду­щего — «запят­нать» всех игро­ков, задача игро­ков — выру­чать друг друга.

Играют 10 и более человек.

Сту­лья по числу игро­ков уста­нав­ли­ва­ются по кругу, спин­ками внутрь. Игра­ю­щие (пожар­ные) про­ха­жи­ва­ются вокруг этих сту­льев под звуки музыки (удары бубна, бара­бана). Как только музыка замол­кает, игроки должны поло­жить на стул, около кото­рого оста­но­ви­лись, пред­мет одежды. Игра про­дол­жа­ется. Когда каж­дый участ­ник сни­мет 3 пред­мета (они ока­зы­ва­ются на раз­ных сту­льях), зву­чит сиг­нал тре­воги: «Пожар!». Игроки должны быстро отыс­кать свои вещи и надеть их. Кто быст­рее всех оде­нется, ста­но­вится победителем.

Играют 5 и более человек.

Игроки ста­но­вятся в круг и пере­бра­сы­вают боль­шой лег­кий мяч друг другу, пока кто-то не оши­бется и не уро­нит его. Этот игрок выхо­дит в круг и ста­но­вится посе­ре­дине. Игроки про­дол­жают пере­бра­сы­вать мяч, но ста­ра­ются, чтобы его не схва­тил сто­я­щий в цен­тре, а мяч попал в него. Если все же цен­траль­ному игроку уда­ется пой­мать мяч, то он может бро­сить его в любого. В кого попа­дет, тот зани­мает его место. Игра ста­но­вится инте­рес­нее, если идет в хоро­шем темпе и быст­рой пере­да­чей уда­ется заста­вить хоро­шенько повер­теться и попры­гать сто­я­щего в центре.

Участ­вуют две команды. Тер­ри­то­рия лагеря условно делится на две рав­ные поло­вины (можно про­ве­сти черту или обо­зна­чить ори­ен­тиры). Каж­дая команда вешает свой флаг на доступ­ном, вид­ном месте. Задача обеих команд — захва­тить флаг про­тив­ника и про­не­сти его на свою тер­ри­то­рию, не будучи оса­лен­ным. В слу­чае захвата флага несколь­кими игро­ками флаг раз­ре­ша­ется передавать.

Флаг могут охра­нять не более трех чело­век, но не в непо­сред­ствен­ной бли­зо­сти от него, а на рас­сто­я­нии (4–5 мет­ров от флага), т. е. в окруж­но­сти ради­у­сом 4–5 метра у охра­ня­ю­щих нет права воз­дей­ство­вать (салить) на про­тив­ника, если тот нахо­дится уже внутри этой окруж­но­сти. Охра­ня­ю­щие могут только лишь не выпус­кать захват­чи­ков обратно, когда те пыта­ются поки­нуть спа­си­тель­ную зону. У каж­дой команды есть тюрьма на своей тер­ри­то­рии, куда отво­дятся пой­ман­ные (оса­лен­ные) игроки команды про­тив­ни­ков. Салить можно только на своей тер­ри­то­рии. В тюрьме заклю­чен­ного бди­тельно охра­няют, однако он может осво­бо­диться, если игрок из его команды неза­метно про­бе­рется к тюрьме и кос­нется его. В этом слу­чае они бес­пре­пят­ственно воз­вра­ща­ются на свою тер­ри­то­рию, и никто не может их салить.

Игра­ю­щие обра­зуют два круга. Внут­рен­ний круг, взяв­шись за руки, дви­жется в одну сто­рону, внеш­ний в дру­гую. По сиг­налу руко­во­ди­теля оба круга оста­нав­ли­ва­ются, сто­я­щие во внут­рен­нем круге под­ни­мают руки, обра­зуя ворота. Осталь­ные то вбе­гают в круг, про­ходя под воро­тами, то выбе­гают из него. Неожи­данно руко­во­ди­тель подает сле­ду­ю­щую команду, и игроки внут­рен­него круга резко опус­кают руки вниз. Те, кто ока­за­лись внутри круга, счи­та­ются попав­шими в западню. Они при­со­еди­ня­ются к сто­я­щим во внут­рен­нем круге и берутся за руки. Игра повто­ря­ется и про­дол­жа­ется до тех пор, пока во внеш­нем круге не оста­нутся три игрока, кото­рые и будут победителями.

Все игра­ю­щие ста­но­вятся в круг на рас­сто­я­нии не менее 2 м друг от друга, один из игра­ю­щих полу­чает мяч и пере­дает его дру­гому, тот тре­тьему и т. д. по кругу. Посте­пенно ско­рость пере­дачи воз­рас­тает. Каж­дый игрок ста­ра­ется пой­мать мяч. Игрок, кото­рый упу­стил мяч или бро­сил его непра­вильно, выбы­вает из игры. Побеж­дает тот, кто оста­ется последним.

Перед нача­лом игры дети выби­рают для себя назва­ния тех птиц, голосу кото­рых они смо­гут под­ра­жать. Напри­мер, голубь, ворона, галка, воро­бей, синица, гусь, журавль и др. Игра­ю­щие выби­рают филина. Он ухо­дит в свое гнездо, а игра­ю­щие тихо, чтобы не услы­шал филин, при­ду­мы­вают, какими пти­цами они будут в игре. Птицы летают, кри­чат, оста­нав­ли­ва­ются и при­се­дают. Каж­дый игрок под­ра­жает крику и дви­же­ниям той птицы, кото­рую он выбрал. На сиг­нал «Филин!» все птицы ста­ра­ются быст­рее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то пой­мать, то он дол­жен уга­дать, что это за птица. Только верно назван­ная птица ста­но­вится фили­ном. Дома птиц и дом филина нужно рас­по­ла­гать на воз­вы­ше­нии. Птицы уле­тают в гнездо по сиг­налу или как только филин пой­мает одну из них.

Игра­ю­щие (не более пяти пар) встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, обра­зуя неболь­шой про­ход — нору. В одном ряду стоят коты, в дру­гом — мыши. Игру начи­нает пер­вая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг игра­ю­щих. В опас­ный момент мышь может спря­таться в кори­доре, обра­зо­ван­ном сцеп­лен­ными руками игра­ю­щих. Как только кот пой­мал мышь, игра­ю­щие встают в ряд. Начи­нает игру вто­рая пара. Игра про­дол­жа­ется пока коты не пере­ло­вят всех мышей. Коту нельзя забе­гать в нору. Кот и мыши не должны убе­гать далеко от норы.

Игра­ю­щие выби­рают водя­щего — пят­нашку. Все раз­бе­га­ются по пло­щадке, а пят­нашка их ловит. Тот, кого пят­нашка кос­нется рукой, ста­но­вится пятнашкой.

Участ­ники игры встают в круг, водя­щий идет в сере­дину круга и бро­сает мяч со всей силы вверх, назы­вая при этом имя одного из игро­ков. Игра­ю­щие вме­сте с водя­щим раз­бе­га­ются в раз­ные сто­роны. Игрок, имя кото­рого было названо, как только пой­мает бро­шен­ный мяч, дол­жен крик­нуть «Стоп!». По этому сиг­налу игра­ю­щие должны оста­но­вится. А новый водя­щий дол­жен попасть мячом в одного из игро­ков, сде­лав три боль­ших шага с того места, откуда был кинут мяч. Если он попа­дает, то водя­щим ста­но­вится оса­лен­ный игрок, если же кет, то он водит заново.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *