самозанятость хорошо или плохо

Самозанятость как налоговый режим: плюсы, минусы и банковские отношения

самозанятость хорошо или плохо

По данным на 31 марта 2021 года, в качестве самозанятых зарегистрировались 2 млн россиян, ежедневный прирост — 5 тыс. человек. Власти полны оптимизма и к 2024 году ожидают увеличения этой цифры до 2,5 млн. По всей видимости, проект, запущенный массово в 2019 году в формате эксперимента, оказался успешным. О том, в чем отличие этой формы занятости от ИП, какие ограничения здесь есть и так ли она хороша на самом деле, рассказывает сооснователь и CPO сервиса выплат физлицам Jump.Finance Михаил Кириченко.

Самозанятые vs ИП: отличия

Эти правовые формы разнятся настолько, что между ними практически нет пересечений. ИП (индивидуальный предприниматель) — это организационно-правовая форма бизнеса, которая регистрируется в налоговой. При этом, если документы отправляются в бумажном виде, а не в электронном, придется платить пошлину в размере 800 рублей. Статус ИП позволяет предпринимателю нанимать сотрудников по договору, правда, их количество зависит от налогового режима: если он упрощенный, действуют ограничения — до 15 человек при ПСН (патентная система), до 100 человек при УСН (упрощенный режим), ЕНВД (единый налог на вмененный доход).

Эти же спецрежимы определяют ограничения по видам деятельности, лимиты по доходам. Если ИП находится на общей системе, ограничений нет. Но НДФЛ в этом случае стандартный — 13%, плюс надо заплатить НДС в размере 20%. На патентной системе ИП не платит НДФЛ, НДС и налог на имущество. А в случае с УСН, доступным при годовом доходе до 200 млн рублей, не надо платить НДФЛ, но с доходов придется отчислять 6% раз в квартал или полугодие. Кроме того, статус ИП подразумевает высокие страховые взносы, ведение бухгалтерии со сдачей отчетности. Последнее отчасти автоматизировано различными сервисами, однако это тоже не бесплатно. Кроме того, с 1 июля 2019 года все предприниматели должны применять ККТ (контрольно-кассовую технику) — это еще одна статья расходов.

Благодаря новой форме появилась категория людей, которые не обязаны, например, платить страховые и пенсионные взносы, приобретать ККТ для расчета с клиентами (заказчиками). Налоговая ставка для них тоже снижена, причем на первое время (срок не ограничен, только сумма) государство предоставляет налоговый вычет. Отчетность сдавать тоже не требуется. Поэтому с позиции простоты и выгоды режим самозанятости качественно сделан для предпринимателей с небольшим доходом.

Как работает самозанятость

В отличие от получения статуса ИП, стать самозанятым почти так же просто, как зарегистрироваться в любой социальной сети, — достаточно скачать приложение «Мой налог» на смартфон, сфотографироваться (фото после можно поменять) и заполнить информацию о себе. Для регистрации можно использовать скан паспорта, ИНН и пароль от личного кабинета на nalog.ru или учетную запись портала «Госуслуги». После этого на телефон приходит сообщение, что человек встал на учет в налоговой. Дальше остается выбрать вид деятельности из обширного списка. Если человек передумал быть самозанятым или из-за увеличения дохода перестал попадать под эти критерии, в том же приложении или в его веб-версии достаточно нажать на соответствующие кнопки — произойдет снятие с учета.

Подавать налоговые декларации в ФНС самозанятому не нужно, все действия он производит в приложении. После каждого поступления денег необходимо сформировать чек, указав сумму, вид работ и тип заказчика: физическое или юридическое лицо. В зависимости от того, с кем работает самозанятый, высчитывается налог на доход — 4% или 6%. Сумма налога формируется автоматически, квитанция по истечении календарного месяца тоже. Оплата также может производиться через приложение — через привязанную карту или Apple Pay / Google Pay. Помимо этого, есть функция автоплатежа (через прикрепленную банковскую карту). И, что еще более приятно, у приложения есть программный интерфейс для банков и электронных площадок, что открывает IT-компаниям страны возможность получить доступ к API и реализовать свой продукт для самозанятых, делающий их жизнь проще.

Сумма налога для самозанятых в первые месяцы (а для кого-то и годы) получается меньше 4% или 6%. Государство при первой регистрации в системе дает налоговый вычет в размере 10 тыс. рублей, чтобы уменьшать ставку ежемесячно на 1% при работе с физлицами и на 2% при работе с юрлицами. То есть из своих денег самозанятый заплатит или 3% (с дохода от физлиц), или 4% (с дохода от юрлиц). Например, если он получил в этом месяце 20 тыс. рублей, исходная сумма налога составит 800 рублей или 1 200 рублей. Но заплатить надо будет только 600 или 800 рублей. Остальные 200 или 400 рублей берутся автоматически из налогового вычета. Действует он бессрочно, поэтому как долго он будет уменьшать ставку, зависит от суммы дохода.

Банковские отношения самозанятых

В то же время именно самозанятым, при наличии желания получить кредит или оформить ипотеку, проще всего сымитировать бурную деятельность и «нарисовать» любые доходы. Для этого требуется лишь базовое владение компьютером или смартфоном, что впоследствии может принести проблемы банку. Возможное решение — плотное взаимодействие банков с сервисами автоматизации деятельности самозанятых, чтобы последние предоставляли достоверный скоринг, прогнозируемый на будущие периоды.

Ограничение самозанятых в налоговом режиме

Главное ограничение касается уровня дохода. Статус самозанятого может иметь только человек, который в год получает менее 2,4 млн рублей. Если сумма превышает этот порог, придется регистрироваться уже как ИП и терять на налогах значительно больше денег. Правда, для ИП существует упрощенный режим и патентная система, однако расходы все равно получаются выше, чем при статусе самозанятого. В случае если предприниматель хочет нанять сотрудников по договору, ему тоже придется оформлять ИП.

Косвенные ограничения касаются пенсионного стажа. Его не формируют обычные 4% или 6%, которые самозанятый отчисляет с дохода. Если человек хочет копить пенсионные баллы и влиять на свою страховую пенсию, ему придется дополнительно отчислять деньги в Пенсионный фонд РФ. В 2020 году разовый взнос составлял 32 448 рублей, в 2021 году он остается аналогичным. Пособие по временной нетрудоспособности самозанятый также получить не может, и добровольное страхование для него не предусмотрено.

В целом новый налоговый режим получился хоть и неидеальным, с учетом банковских трудностей, но достаточно лояльным к самозанятым в вопросах отчислений в бюджет. Что касается перспектив развития — если государство внезапно не начнет ничего менять, то еще как минимум пару лет продолжится достаточно активный рост количества самозанятых в стране, как и прогнозируют власти. Как руководитель сервиса Jump.Finance, который уже сейчас автоматизирует огромное количество процессов в работе бизнеса и самозанятых, я участвую в формировании продуктового бэклога (плана для разработки). Могу поделиться нашими инсайдами — тренд по диджитализации бизнес-процессов и автоматизации любого ручного труда достигнет своего апогея. Меня это, безусловно, радует, потому что так мы все делаем жизнь людей проще, удобнее и эффективнее.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Источник

Самозанятость: реальный опыт применения нового спецрежима

самозанятость хорошо или плохо

Мы попросили нескольких экспертов и официальных самозанятых рассказать о плюсах и минусах нового налогового режима, который сейчас активно тестируется в 23 регионах страны.

Если рассматривать налоговый режим для самозанятых (или, как его официально называют, налог на профессиональный доход) в общих чертах, то важно отметить несколько основных условий для его применения.

Большинство людей, которые зарегистрировались в качестве самозанятых, прежде всего привлекли невысокие налоговые ставки: в отношении доходов, полученных от реализации товаров или услуг физлицам, самозанятые уплачивают всего 4 %, а если товары они продаются ИП (для использования при ведении предпринимательской деятельности) и юрлицам, то 6 %.

При этом существует ограничение по доходам — не более 2,4 млн руб. в год. Так, если вы в месяц зарабатываете 200 000 руб. и реализуете товар или услугу ИП и компаниям, то максимальный объем выплат составит 12 000 руб. Плюсом является то, что применение налога на профессиональный доход не подразумевает подачи налоговых деклараций и позволяет получить единоразовый налоговый вычет в 10 000 руб.

Компаниям выгодно привлекать к сотрудничеству плательщиков налога на профессиональный доход: не нужно платить НДФЛ и страховые взносы и можно учитывать выплаты самозанятым в составе расходов. Но в таком сотрудничестве есть определенные риски, о которых мы писали в статье «Как компаниям работать с самозанятыми».

При всех преимуществах нового налогового режима на практике самозанятые сталкиваются с рядом проблем — от невозможности подтвердить свой официальный доход для получения кредита на расширение бизнеса или ипотеки до сложностей в заключении сделок с организациями и получении социальных выплат. К сожалению, некоторые вопросы нечетко регулируются законодательством или пока плохо отработаны в реальной жизни.

Почти все те, кто столкнулся на практике с новым налоговым режимом, указывают на необходимость публичного разъяснения юридическим лицам и банкам правового статуса самозанятых и особенностей работы с ними.

Роман Огнев, певец и телеведущий: банки не работают с самозанятыми, взять ипотеку нельзя

Когда правительство предложило стать специалистам вроде меня самозанятыми, я решил, что это очень удобно, потому что не нужно открывать ИП или ООО и сдавать отчетность в налоговую. Справка о доходах могла бы помочь мне взять ипотеку или кредит так же, как и наемному сотруднику или предпринимателю.

Сложности с правовым статусом

По факту правительство увеличило доходы в бюджет, а у нас по-прежнему нет четкого правового статуса, хотя мы и платим столько же, сколько платит малый бизнес. У человека без статуса самозанятого и со статусом самозанятого только одно отличие — второй платит государству.

Я не сталкивался с блокировкой счетов, но пробовал взять кредит. Ни один банк не работает с самозанятыми, нельзя взять ипотеку. Справку о доходах из налоговой с печатью банки не принимают в качестве подтверждения доходов. Сбербанк регистрирует самозанятых, официально всё работает, но фактически получить кредит невозможно.

Я выполняю те же функции, что и ИП: продаю услуги, выдаю чеки, плачу налоги, но не могу взять кредит на развитие бизнеса и завести трудовую книжку. Все банки просят трудовую и справку 2-НДФЛ или по форме банка, справку о доходах самозанятого из налоговой не принимают. Официально об этом не говорят, но операторы всегда отвечают, что такой практики нет и они не знают, что с нами делать.

Справку о доходах выдает налоговая, ее можно получить и в приложении «Мой налог», но веса для банка она не имеет.

Одна из возможных причин, почему это происходит, — консультанты в приложении мне сказали, что в течение шести месяцев я могу рисовать себе любой доход, который невозможно проверить.

Проблемы при работе с юрлицами

Это противоречит тому условию, что самозанятые не могут превышать определенный годовой лимит доходов, иначе они должны будут заплатить не 4 %, а 13 %. В таком случае ИП и ООО тоже могут выдать чеков на большие суммы, чтобы повысить оборот компании и доходность на бумаге и взять большой кредит, но банки на это идут.

Возникают сложности во время работы с юрлицами — непонятно, на кого нужно переводить, например, НДФЛ. Я не могу выставить счет или взять его оплату на себя, я итак плачу 6 % за переводы юрлицам.

Многие организации предпочитают не работать с самозанятыми, потому что не понимают, как оформлять их в бухгалтерском учете, и чаще всего просят предоставить компанию для расчетов, а не счет самозанятого.

Вопросы с социальными выплатами и пенсией

Если семья числится как самозанятые, то официально для государства они подтверждают свой доход и платят налоги, но в социальных и пенсионных службах не знают, как с нами работать.

Считать нас безработными или трудоустроенными, и если трудоустроенными, то у кого — у самого себя? В этом случае могу ли я оформить декрет, выплатить часть доходов на родовые и уменьшить налог?

Я надеюсь, что эти вопросы решатся указаниями для банков и юридическим информированием о сути работы с самозанятыми для юридических лиц. Пока мы полгода платим налоги, но по сути ничего не изменилось, только из бюджета уходит 10 000 — 12 000 руб. Я бы хотел, чтобы у меня копился стаж вдобавок к моему официальному стажу 16 лет по трудовой книжке.

Я бы советовал присмотреться к этому налоговому режиму на перспективу, но не рассчитывать на новые возможности для выплаты ипотеки или расширения бизнеса.

Альберт Халеян, юрист: компании и банки пока только привыкают к работе с самозанятыми

В целом ряде регионов России продолжается тестирование нового налогового режима, предусматривающего регистрацию самозанятых работников и уплаты ими налога на профессиональный доход. Самозанятыми могут стать люди самых разных профессий: водители такси, няни и репетиторы, мастера клининга, копирайтеры, веб-дизайнеры, программисты, юристы и бухгалтеры, работающие на аутсорсинге и удаленно. Самозанятость не препятствует дистанционной работе, включая и переезды в разные точки России.

Для многих юридических лиц работа с самозанятыми уже становится предпочтительнее, чем работа с физическими лицами, ведь все вопросы с уплатой налогов и взносов самозанятый работник решает самостоятельно.

Конечно, еще не все компании привыкли взаимодействовать с самозанятыми сотрудниками, но постепенно к ним привыкают и сотрудничество становится все более активным.

Самозанятые работники решают вопросы со страховым стажем и пенсией самостоятельно, по собственному усмотрению. Часть самозанятых, имеющая и официальную работу, уплачивает страховые взносы по основному месту работы, а те самозанятые, у которых самозанятость — единственная деятельность, могут выбирать: или не уплачивать взносы и выходить на пенсию в 65-70 лет, получая социальный минимум, или уплачивать взносы и приобретать все права трудящихся граждан. Каждый из самозанятых в данном случае решает этот вопрос для себя самостоятельно.

Самозанятость и перспективы получения кредитов

Один из наиболее распространенных вопросов связан с перспективой получения кредитов самозанятыми. Многие самозанятые работники регистрируются в этом качестве и начинают платить налоги именно с расчетом, что они получат возможность подтверждения своего дохода для кредитных организаций.

Сейчас российские банковские структуры постепенно привыкают к новой категории трудящихся — самозанятым гражданам, которые могут подтвердить свой доход, также представив сведения из налогового органа. Учитывая, что эксперимент в большинстве охваченных им регионов длится только с 2020 года, говорить о том, что банки препятствуют получению кредитов самозанятыми или, наоборот, не строят препятствий, пока преждевременно.

Размер налога и снижение риска блокировки счета

Еще один важный вопрос — обременительность суммы налога. Самозанятые, сотрудничающие с физическими лицами, платят 4 % от дохода, а с юридическими лицами и ИП — 6 % от дохода. Это не столь большая сумма для того, чтобы испытывать существенные финансовые проблемы от ее уплаты.

Например, с дохода 50 000 руб. в месяц уплата налога в размере 4 % составляет всего 2 000 руб. – это не является большой проблемой, зато позволяет чувствовать себя спокойно и не иметь проблем с налоговыми органами, а в случае блокирования банком счетов или возникновения вопросов о происхождении денег позволяет представить документальное подтверждение своего статуса самозанятого работника.

Если доход самозанятого работника превышает 200 000 руб. в месяц, ему необходимо оперативно перейти в статус ИП, выбрав для себя другой режим налогообложения, например УСН. В противном случае ему придется платить в течение всего года налог в размере 13 % от дохода и 20 % НДС.

Что будет с самозанятыми дальше?

Конечно, проект с легализацией самозанятости пока выглядит довольно привлекательно, но не исключено, что самозанятым в будущем могут значительно повысить размер налога, обязать платить страховые взносы, и тогда их положение в целом не будет отличаться от положения ИП, разве что они будут сдавать меньше отчетности.

Охватить государственным контролем всех самозанятых невозможно.

Если с работающими на удаленке программистами и копирайтерами можно решить вопрос, отслеживая их поступления на электронные карты и кошельки и онлайн-рекламу, то трудовую деятельность частных таксистов, строителей, нянь и сиделок отследить намного сложнее. Непонятно, как образом государство планирует поставить самозанятость под контроль.

Владислав Варшавский, управляющий партнер «Варшавский и партнеры»: контрагенты с опаской относятся к самозанятым

Специальный налоговый режим «налог на профессиональный доход» проводится в качестве эксперимента, поэтому у граждан есть право стать самозанятыми, но их невозможно привлечь к ответственности за то, что они стали самозанятыми или не стали, поэтому говорить о привлечении к ответственности в виде штрафов преждевременно и на сегодняшний день необоснованно.

У самозанятости есть несколько преимуществ: например, можно часто переезжать внутри России или выезжать за рубеж, достаточно лишь выбрать субъект РФ, на территории которого ведется профессиональная деятельность, приносящая доход.

Налоговый вычет самозанятые получают автоматически, для этого не нужны документы — это один из государственных стимулов. Но предоставляется он только один раз, невозможно заявлять налоговый вычет в размере 10 000 руб. ежегодно.

Тем не менее, пока часть потенциальных контрагентов с опаской смотрит на возможность работы с самозанятыми. Причин может быть несколько:

Налог самозанятых существует благодаря тому, что затраты самозанятого не уменьшают налогооблагаемую базу, дает возможность функционированию такого упрощенного специального режима. Налог уплачивается со всей полученной суммы, без необходимости проведения математических расчетов, без размышлений над тем, относятся ли расходы к уменьшающим налогооблагаемую базу или нет, без подачи налоговой декларации.

Разумные налоговые ставки, но сложности с подтверждением доходов

О каких-то значительных проблемах с банками при проведении расчетов или снятии денежных средств со счета мне не известно. Ставки налога в целом разумны, но удобнее было бы, если бы ставка была единой на уровне 4 % для всех безотносительно того, от физического лица, ИП или юридического лица получен доход.

Основная проблема, связанная с самозанятостью, — сложности с подтверждением доходов. Банки предпочитают работать со справками о доходах от работодателей, а не распечатками из приложения. Вопрос исчисления трудового стажа самозанятого и получения пособий из ФСС также вызывает много вопросов.

Больше публичности в разъяснении юридическим лицам, банкам правового статуса и особенностей работы с самозанятыми будет очень полезно для самого эксперимента, проводимого государством, большая польза будет и для потенциальных контрагентов самозанятых.

Подробные разъяснения по налогу для самозанятых читайте в статье «На что могут рассчитывать самозанятые: новые возможности в 2020 году».

Все самое интересное о бизнесе — на нашем канале в Telegram. Присоединяйтесь!

Источник

Личный опыт: как я стала самозанятой, а теперь жалею об этом

Год назад в Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях был запущен эксперимент по налогу для самозанятых. Теперь его распространили ещё на 19 регионов. Журналист Евгения Корытина рассказала, как зарегистрировалась в качестве самозанятой, завербовала в это людей и почему теперь жалеет о содеянном.

самозанятость хорошо или плохо

Эксперимент удался: налог на профессиональный доход принёс в бюджет за 2019 год больше миллиарда рублей, самозанятыми зарегистрировались 330 тысяч человек. Я — одна из них.

Почему я стала самозанятой

Я стала самозанятой, потому что люблю платить налоги. Да, у каждого свои странности. Я вовремя оплачиваю счета и штрафы, гашу кредиты (вру, я их просто не беру), делаю взносы в пенсионный и благотворительный фонд и вообще внимательно отношусь к счетам. Отчасти — это воспитание, в чём-то — мистическое сознание (долги портят карму, ребята!), и во многом — гражданская позиция: я плачу налоги и могу легально возмущаться, что их не туда потратили.

Поэтому мне всегда было некомфортно получать деньги за свою работу в конверте. Надо признать, такое бывало крайне редко — давала пару-тройку медиаконсультаций в год, а весь остальной фриланс был на серьёзные организации — с договором, всеми налогами и отчислениями.

И вот весной 2019 года мне предложили возглавить интересный проект — новое медиа, интересная тема, амбициозная задача. Но никаких трудовых договоров, только ГПХ (гражданско-правовой характер). Заказчик — что-то окологосударственное (я знаю, что, но обещала не говорить лишнего), подрядчик — ИП без наёмных сотрудников, а я, получается, субподрядчик. «Хочешь в проект, тогда оформляй ИП или самозанятость», — сказали мне. И я оформила самозанятость.

Как это делается

Между ИП и самозанятостью я выбрала второе. Это примерно как выбрать между «оформите заявление по форме Р21001 » и «скачайте приложение». Надо признать, стать самозанятым оказалось действительно просто. Настолько просто, что я сделала это двумя способами. Для обоих потребуется вспомнить свой ИНН и паспортные данные.

самозанятость хорошо или плохо

Оба приложения похожи, интуитивно понятны, разобраться в них просто, самое трудное — выбрать сферу деятельности. Это не то что код ОКВЭД, как у настоящих предпринимателей, если ошибётесь — ничего за это вам не будет, в основном это нужно для статистики.

В итоге я пользовалась приложением «Мой налог». В «Сбере» я не сразу разобралась, как формируются и где хранятся чеки.

самозанятость хорошо или плохо

Нюансы

Так как моему опыту самозанятости уже полгода, возможно, он уже устарел, как кнопочный телефон. Пока я писала эту заметку, нашла в сети множество историй, публикаций и видеоинструкций с ответами на возникшие тогда вопросы. А вопросы были вот такие:

1. Когда выдавать чек — до или после платежа? С одной стороны, логично делать это после получения денег, как в магазине. Но с другой — некоторые просят выставить счёт. Чек — это счёт? Нет, чек — это чек. Утром деньги — вечером чек. Налог придётся платить с суммы, указанной в чеке. Если деньги не придут, то заплатите из своих, как некоторые.

2. Что делать, если выдал чек, а клиент не заплатил? Правильный ответ — аннулировать чек. Во всех приложениях есть такая кнопка. Но сделать это нужно быстро, а не ждать, вдруг всё-таки клиент опомнится. Опомнится — дадите новый чек, ошиблись — сразу отмените. А не как некоторые.

Стандартная ставка налога на самозанятость — 4% с доходов от физлиц, 6% с доходов от юрлиц и ИП. Первое время, пока действует налоговый вычет, вы фактически платите вместо 4% — 3%, а ставка 6% уменьшается до 4%.

Вот что меня сбило с толку: налог нужно заплатить до 25 числа следующего месяца. Первая «продажа» у меня была 25 июня, и я рассчитывала тут же заплатить налог. Этого не произошло, но я подумала, что дело не в дате, а в волшебном налоговом вычете. Потом была ещё одна продажа, и в июле мне начислили налог на обе сделки разом. Я была неприятно удивлена. При этом сумма никак не билась, логике не поддавалась, интернет молчал. А посчитали мне тогда (А+Б)*4% вместо (А+Б)*6%, это я только сейчас понимаю.

самозанятость хорошо или плохо

4. Что будет, если не выдать чек? Это сейчас на сайте Налоговой написано про санкцию в 20% от суммы, но тогда я этого не знала, и в договоре с клиентом у меня указана неустойка в 30%. Мотивирует!

В итоге сошлись на моей цене, хотя каждый остался при своём мнении. В этот момент я кое-что поняла про предпринимательство: если ты не учил математику, не знаешь правил пропорции и не умеешь считать проценты — просто закладывай нормальную маржу в тело контракта. Хочешь получить 10 000 ₽ — выставляй цену в 15 000, а лучше 20 000, и тогда уже неважно, кто и по какой формуле считает.

6. Как [потратить] использовать деньги? Здесь оказалось всё просто, в отличие от ИП, самозанятые считаются по-прежнему физическими лицами, а значит, могут распоряжаться своими деньгами как угодно, без комиссий и переплат: можно легко переводить деньги с карты на карту или расплачиваться карточкой, привязанной к счёту самозанятого.

Кстати, то, что самозанятый — физлицо и его счёт значится в банках в соответствующей категории, стало для моих контрагентов неприятным сюрпризом. Один мой приятель-ИП решил сэкономить на налогах и комиссиях, заключил договор с самозанятым и разорился (по крайней мере так он мне объясняет, почему не возвращает долг). Действительно, в Сбербанке, Альфа-Банке и ВТБ мне подтвердили, что за перевод со счёта ИП на счёт самозанятого взымается такая же комиссия, как при переводе на счёт физлица. Между юрлицами и ИП никаких комиссий нет.

Эмоции

Моё восприятие самозанятости замутнено тем, что мне не заплатили, я досрочно вышла из проекта и уже больше трёх месяцев пытаюсь добиться исполнения договора со стороны заказчика. Видимо, придётся идти в суд. Возможно, самозанятость тут ни при чём, но осадочек остался.

Самозанятость не позволила мне чётко осознать свою роль в проекте: вот я работаю как главный редактор, собираю команду, руковожу долгосрочным проектом, но при этом я не сотрудник, а сама по себе. Или, может быть, я предприниматель, малюсенький, но настоящий? Тогда почему мне кто-то диктует, во сколько я должна быть в офисе и сколько дней отпуска могу себе позволить?

Людей, которых я собирала в команду, тоже нужно было убедить регистрироваться самозанятыми или ИП — с разовыми авторами было довольно просто, но тех, кто работал с 9 до 19 (на самом деле — до 22 и более), оформиться по такой схеме пришлось уговаривать. Я рада, что приняла решение не сдёргивать с насиженных мест тех, кто работал по трудовому договору. Мне было бы сейчас ужасно стыдно, если бы они, как и я, оформляли иск в суд в попытках получить обещанное. Самозанятость — не тот журавль, ради которого в данном случае надо было отпускать синицу.

Ожидания vs. реальность

Самозанятость — возможность выйти из тени для фрилансеров — и мне это было приятно. Конверты и серые схемы — это не моё.

Самозанятость — возможность уйти в тень для опытных предпринимателей. Говорят — это и есть бизнес, детка. Налоговая оптимизация, нужно уметь вертеться. Наверное, суммы моих налогов были не такими большими, чтобы я завертелась, поэтому я многого не осознала. Но я точно почувствовала себя частью схемы налоговой оптимизации, и это было очень некомфортно.

Налоговый эксперимент организован просто отлично: приложение удобное, сервис развивается, банки подхватили тему и стали развивать собственные пакеты услуг для самозанятых. Думаю, это большой шаг в сторону развития предпринимательства как такового, простой и удобный способ попробовать начать своё дело, оказаться в шкуре бизнесмена. Те, кому понравится — пойдут дальше. Мне также кажется, что самозанятость — хорошая возможность для микропредпринимателей сделать шаг назад: вот был ты ИП, старался, вертелся, но зарабатывал мало, а деклараций и отчётов сдавал много. Устал. Но вместо того чтобы плюнуть на всё, перерегистрировался самозанятым, и стало легче, можно отдышаться и набраться сил для рывка.

Самозанятость я использую сейчас в случае, когда работаю с надёжными проверенными клиентами на коротких проектах, особенно если они связаны с социалкой и благотворительностью — в таком случае мне совершенно не жалко облегчить их налоговое бремя.

Главное, я поняла, что люблю платить налоги, но ещё больше я люблю, когда за меня их платит работодатель.

С 1 января 2020 года налог на профессиональный доход можно будет платить на территории 23 регионов России (а было всего 4). Вот их список:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *