самооценку можно выделить такой формулой

Самооценка и уверенность в себе

Самооценка – это набор представлений о себе, что возможно для меня, а что нет, какое я место занимаю среди других людей, как отношусь к своим успехам и неудачам.

Самооценка оказывает очень сильное влияние на то, как живется человеку. Если самооценка адекватная, а цели разумные, то человек живет легко и спокойно, он доброжелателен и открыт, уважает себя и окружающих.

Самооценка – ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам.

Зачем нам нужна самооценка?

Виды самооценки

В современной психологии есть три вида самооценки:

От того, к какому виду можно отнести самооценку той или иной личности, напрямую зависит её поведение в человеческом сообществе.

Существует распространённое заблуждение, которое заключается в том, что якобы завышенная самооценка продуктивна. Однако, это не совсем так. Любое отклонение от адекватного восприятия себя, своих способностей и своего положения влечёт за собой многочисленные проблемы в психологическом состоянии, взаимоотношению с людьми и личностного развития.

Низкая самооценка влечёт за собой нерешительность и скованность в своих поступках. Она делает человека неуверенным, робким и склонным к влиянию со стороны других людей. Часто подобные люди бояться высказать свою точку зрения и испытывают чувство вины. Они нередко становятся завистливыми и мстительными, выискивая любые возможности для самоутверждения. Низкая самооценка часто формируется ещё в раннем возрасте. Однако, бывают случаи, когда она происходит и у взрослых людей.

Завышенная самооценка вводит человека в состояние иллюзии относительно своих реальных возможностей и своего потенциала. Слишком высокая оценка собственных качеств часто входит в диссонанс относительно реальных достижений человека и, соответственно, мнению окружающего сообщества. Это может привести к конфликтам: человек, склонный к завышенной самооценке, будет считать, что его недооценивают. Такие люди уверены, что превосходят других людей и постоянно стремятся это доказать. Подобный подход часто приводит к тому, что окружающие начинают избегать их общества.

Формула самооценки

Американский психолог У. Джеймс (1842 — 1910) предложил формулу для самооценки:

Самооценка = Успех / Уровень притязаний

Уровень притязаний — уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий.

Стремление повысить самооценку проявляется в двух тенденциях:

1) стремлении повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех («играть чтобы выиграть»);

2) снизить притязания, чтобы избежать неудачи («играть чтобы не проиграть»).

Уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку.

Избавиться от тягостных мыслей о своем несовершенстве можно и с помощью несложного упражнения. Например, если думаешь, что ты глупый, задай себе четыре простых вопроса:

Сформулируй утверждение, противоположное по смыслу: «Я умный!» Найди три примера из своей жизни, которые подтверждают эту мысль. Например, ты великолепно написал сочинение в школе, прочел умную книжку и понял ее, или ты знаешь наизусть названия всех столиц мира… В конце этого упражнения ты заметишь поразительную вещь: тяготившая тебя мысль просто… исчезла!

Источник

Тест с ответами на тему: “Самопознание”

1. Что из представленного ниже, относится к наиболее распространённому способу самопознания:
а) самонаблюдение +
б) самоудивление
в) самолечение

2. Что из представленного ниже, относится к наиболее распространённому способу самопознания:
а) самоизучение
б) самоанализ +
в) самовывод

3. Что из представленного ниже, относится к наиболее распространённому способу самопознания:
а) сравнение себя с родителями
б) самовывод
в) сравнение себя с некоторой «меркой» +

4. Что по вашему мнению относится к наиболее распространённому способу самопознания:
а) самоизучение
б) моделирование собственной личности +
в) самоотвод

5. Что по вашему мнению относится к наиболее распространённому способу самопознания:
а) самоудивление
б) самоизучение
в) осознание противоположностей в том или ином качестве или поведенческой характеристике +

6. Какое познание считается наиболее широким и доступным способом самопознания:
а) природы
б) других людей +
в) мира

7. Что из представленного, относится к средствам самопознания:
а) самоотчёт +
б) уроки в школе
в) самоотвод

8. Самопознание тесно связано с … личности:
а) идентификацией
б) самооценкой +
в) изучением

9. В психологии называются столько мотивов для обращения человека к самооценке:
а) 4
б) 2
в) 3 +

10. Как называется поиск точных знаний о себе:
а) самопроверка
б) понимание себя +
в) повышение собственной значимости

11. Как называется поиск благоприятных знаний о себе:
а) самопроверка
б) понимание себя
в) повышение собственной значимости +

12. Какое название носит соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей значимости окружающими:
а) повышение собственной значимости
б) самопроверка +
в) понимание себя

13. Какой формулой можно выделить самооценку:
а) самооценка = успех / притязание +
б) самооценка = притязание / успех
в) самооценка = успех / признание

14. Самопознание, в соответствии с концепцией представителя гуманистической психологии Роджерса, даёт человеку способность к такому росту:
а) духовному
б) физическому
в) личностному +

15. Что из представленного ниже, характеризуется способностью овладевать знаниями, умениями, правилами поведения:
а) социальный индивид +
б) организм
в) личность

16. Что, по вашему мнению, характеризуется способностью совершать выбор, строить свой жизненный путь, координировать своё поведение в системе отношений с окружающими людьми:
а) социальный индивид
б) личность +
в) организм

17. Какое название носит изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя:
а) самопознание +
б) самоизучение
в) самореализация

18.«Я мыслю, следовательно, я существую».
Кому принадлежат эти слова:
а) Аристотель
б) Декарт +
в) Локк

19. Рефлексия – это:
а) то же, что и медитация
б) преодоление
в) осмысление +

20. Что придал Кант пониманию «Я»:
а) ценностно-личностное измерение +
б) 4 измерение
в) культурно-идеальное измерение

21. Через что личность проявляет себя:
а) самоузнаваемость
б) самоизучение
в) самопознание +

22. Через что проявляет себя личность:
а) самовыставление
б) самореализацию +
в) самовлюбленность

23. «Человек — это знание, которое познает самое себя».
Кто автор данного высказывания:
а) Пушкин
б) Гришковец
в) Евтушенко +

24. Дети не узнают себя в зеркале:
а) до 2 лет +
б) до 5 месяцев
в) до года

25. Если разделить фото лица человека на 2 части и составить «лицо» из правых половин, оно будет выглядеть:
а) младше
б) так же, как и обычно
в) старше +

26. Как успех разделенный на что, можно выделить самооценку:
а) мотивацию
б) притязание +
в) красоту

27. Для каких подростков характерна диффузная идентичность:
а) которые не думают о своем предназначении и будущем в целом +
б) которые откладывают принятие судьбоносных решений на потом
в) которые принимают важные решения своей жизни под влиянием других

28. С точки зрения религий Древнего Востока именно с помощью самопознания и саморазвития возможно и реально постижение этой сущности человека:
а) реальной
б) истинной +
в) основной

29. К сферам самопознания относят выделяемые психологами столько уровней организации человека:
а) 3 +
б) 2
в) 4

30. Организм:
а) высший уровень организации человека
б) средний уровень организации человека
в) низший уровень организации человека +

Источник

Тест с ответами: “Самопознание”

1. Изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя:
а) самопознание +
б) самоизучение
в) самореализация

2. Кто автор выражения «Я мыслю, следовательно, я существую»:
а) Аристотель
б) Декарт +
в) Локк

3. Что такое рефлексия:
а) то же, что и медитация
б) преодоление
в) осмысление +

4. Кант придал понимаю «Я»:
а) ценностно-личностное измерение +
б) 4 измерение
в) культурно-идеальное измерение

5. Личность проявляет себя через:
а) самоузнаваемость
б) самоизучение
в) самопознание +

6. Личность проявляет себя через:
а) самовыставление
б) самореализацию +
в) самовлюбленность

7. Кто автор высказывания «Человек — это знание, которое познает самое себя»:
а) Пушкин
б) Гришковец
в) Евтушенко +

8. До какого возраста дети не узнают себя в зеркале:
а) до 2 лет +
б) до 5 месяцев
в) до года

9. Если разделить фото лица человека на 2 части и составить «лицо» из правых половин, оно будет выглядеть:
а) младше
б) так же, как и обычно
в) старше +

10. Самооценку можно выразить как успех, разделенный на:
а) мотивацию
б) притязание +
в) красоту

11. Диффузная идентичность характерна для подростков, которые:
а) не думают о своем предназначении и будущем в целом +
б) откладывают принятие судьбоносных решений на потом
в) принимают важные решения своей жизни под влиянием других

12. С точки зрения религий Древнего Востока именно с помощью самопознания и саморазвития возможно и реально постижение … сущности человека:
а) реальной
б) истинной +
в) основной

13. К сферам самопознания относят выделяемые психологами … уровня организации человека:
а) 3 +
б) 2
в) 4

14. Организм (биологический индивид):
а) высший уровень организации человека
б) средний уровень организации человека
в) низший уровень организации человека +

15. К наиболее распространённому способу самопознания относится:
а) самонаблюдение +
б) самоудивление
в) самолечение

16. К наиболее распространённому способу самопознания относится:
а) самоизучение
б) самоанализ +
в) самовывод

17. К наиболее распространённому способу самопознания относится:
а) сравнение себя с родителями
б) самовывод
в) сравнение себя с некоторой «меркой» +

18. К наиболее распространённому способу самопознания относится:
а) самоизучение
б) моделирование собственной личности +
в) самоотвод

19. К наиболее распространённому способу самопознания относится:
а) самоудивление
б) самоизучение
в) осознание противоположностей в том или ином качестве или поведенческой характеристике +

20. Наиболее широким и доступным способом самопознания считается познание:
а) природы
б) других людей +
в) мира

21. К средствам самопознания относится:
а) самоотчёт +
б) уроки в школе
в) самоотвод

22. Самопознание связано с … личности:
а) идентификацией
б) самооценкой +
в) изучением

23. В психологии называются … мотива для обращения человека к самооценке:
а) 4
б) 2
в) 3 +

24. Поиск точных знаний о себе:
а) самопроверка
б) понимание себя +
в) повышение собственной значимости

25. Поиск благоприятных знаний о себе:
а) самопроверка
б) понимание себя
в) повышение собственной значимости +

26. Соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей значимости окружающими:
а) повышение собственной значимости
б) самопроверка +
в) понимание себя

27. Самооценку можно выделить такой формулой:
а) самооценка = успех / притязание +
б) самооценка = притязание / успех
в) самооценка = успех / признание

28. В соответствии с концепцией представителя гуманистической психологии Роджерса, самопознание даёт человеку способность к такому росту:
а) духовному
б) физическому
в) личностному +

29. Характеризуется способностью овладевать знаниями, умениями, правилами поведения:
а) социальный индивид +
б) организм
в) личность

30. Характеризуется способностью совершать выбор, строить свой жизненный путь, координировать своё поведение в системе отношений с окружающими людьми:
а) социальный индивид
б) личность +
в) организм

Источник

Самопознание

Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.

Содержание

Сферы и области самопознания

К сферам самопознания относят выделяемые психологами три уровня организации человека: низший — организм (биологический индивид), далее — социальный индивид (характеризуется способностью овладевать знаниями, умениями, правилами поведения) и личность (характеризуется способностью совершать выбор, строить свой жизненный путь, координировать своё поведение в системе отношений с окружающими людьми). [1]

К областям самопознания относят сознание и бессознательное. [1]

Я-концепция

Я-концепция (или образ Я) представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Эта концепция — результат познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими.

Я-концепция характеризуется, помимо прочего, адекватностью или неадекватностью: человек может создать такой образ самого себя (и поверить в него), который не соответствует реальности и приводит к конфликтам с ней; напротив, адекватная Я-концепция способствует более успешному приспособлению к миру и другим людям. [2]

Способы и средства самопознания

Самопознание как процесс может быть представлено в виде последовательности следующих действий: обнаружение в себе какой-либо личностной черты или поведенческой характеристики, её фиксация в сознании, анализ, оценка и принятие. Целесообразно учесть, что при высоком уровне эмоциональности и непринятия себя самопознание может превращаться в «самокопание», порождающее не объективное знание о себе, а разного рода комплексы, поэтому в самопознании, как и в других делах, важна мера. [3]

Согласно психологу Ю. М. Орлову, эффективное в плане познания себя и саморазвития самонаблюдение невозможно без знания основ психологии чувств и психологии личности. «. Для того чтобы думать о том, как устроена моя обида, мое тщеславие, мой стыд и мой страх, надо прежде всего знать, как вообще «устроены» эти психологические реальности. Поэтому обучение интроспекции (самонаблюдению) предусматривает знание психологических механизмов объектов размышления. Тот, кто знает, как устроена его обида, может сделать ее объектом интроспекции. Тот, кто не знает этого, тот потерпит неудачу, так как он будет воспроизводить в своем воображении лишь образы, вызывающие опять же переживание обиды. » [4]

К наиболее распространённым способам самопознания относятся:

Наиболее широким и доступным способом самопознания считается познание других людей. Давая им характеристики, разбираясь в мотивах их поведения, мы сравниваем себя с другими, а это даёт возможность понять своё отличие от других и то, в чём конкретно оно заключается. [5]

К средствам самопознания относятся:

К специальным средствам познания себя относятся различные современные формы работы психолога:

Самопознание и самооценка

Самопознание связано с самооценкой личности. В психологии называются три мотива для обращения человека к самооценке:

Уровень самооценки связан с удовлетворённостью или неудовлетворённостью человека самим собой, своей деятельностью. При этом адекватная самооценка соответствует реальным возможностям человека; в завышенной или заниженной — они искажаются.

Самооценку можно выделить такой формулой:

Источник

Как воспитать в себе адекватную самооценку и где это может пригодиться

самооценку можно выделить такой формулой

Что такое самооценка

Самооценка (англ. self-esteem) — это значимость, которой человек наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Существует общая самооценка, которая отражает уровень самоуважения, принятие или непринятие себя в целом. И частная самооценка, характеризующая отношение человека к различным сторонам своей личности, поступкам, успешности в отдельных видах деятельности. Например, человек считает себя психологически здоровой личностью — это общая самооценка; но при этом считает, что он плохо готовит или ему тяжело даются физические нагрузки — это частная самооценка.

Первым теорию самооценки представил американский психолог Уильям Джеймс в 1890 году. Он использовал простую формулу для определения самооценки, утверждая, что самооценка равна успеху, разделенному на наши цели, ценности и то, что мы думаем о своем потенциале. То есть, если наши фактические достижения невелики, а наш предполагаемый потенциал и цели высоки, мы считаем себя неудачниками. И наоборот, если наш успех превосходит ожидания, мы чувствуем себя прекрасно, и наша самооценка повышается.

В психологии самооценку характеризуют по уровню — высокая, средняя и низкая; реалистичности — адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная); и устойчивости — стабильная и нестабильная.

Как формируется самооценка

Как говорят опрошенные РБК Трендами психологи, основы самооценки закладываются в детстве. По словам заведующего кафедрой психологии личности и дифференциальной психологии Московского института психоанализа Владимира Шляпникова, основа базового отношения к себе — принимаю ли я себя таким, какой я есть, или нет — формируется в результате общения с родителями в детстве.

«Важную роль в формировании самооценки играет и школа. В отличие от родителей учителя выставляют нам первую социальную оценку. Она носит более дифференцированный характер и относится к конкретным видам деятельности и предметам», — говорит он.

самооценку можно выделить такой формулой

Во взрослом возрасте на самооценку в большей степени влияют:

Обычно именно наш опыт формирует основу для общей самооценки. Например, те, кто постоянно получают чрезмерно критические оценки от семьи и друзей, скорее всего, будут иметь низкую самооценку. Те, кто испытывают то, что американский психолог Карл Роджерс называл «безусловным позитивным отношением», с большей вероятностью будут иметь здоровую, адекватную самооценку. Под адекватной или здоровой самооценкой психологи понимают соответствие восприятия человеком самого себя реальному положению дел.

Как самооценка влияет на человека

Много факторов влияет на самооценку и, вместе с этим, много на что влияет сама самооценка. Она воздействует на процесс принятия решения, наши отношения с окружающими, эмоциональное здоровье. Рассмотрим подробнее, как самооценка может влиять на личность в целом, на обучение и на построение карьеры.

На личность

Для человека самооценка выполняет регуляторную и защитную функцию.

Как объясняет Владимир Шляпников, при здоровой самооценке человек адекватно оценивает свои возможности и ставит реальные цели. Например, если человек не является профессиональным спортсменом, но захочет принять участие в марафоне, он поймет, что ему для подготовки к забегу понадобится гораздо больше времени на подготовку, чем опытным атлетам; исходя из этого знания он примет решение, стоит ли ставить такую цель и как ее достигать. При этом, отмечает Шляпников, это не значит, что люди с адекватной самооценкой не могут ставить перед собой сложные цели — они должны это делать, и, как правило, люди с адекватной самооценкой достигают своих целей. «Такой человек добивается успеха и действует при этом на пределе своих возможностей, что позволяет ему развиваться как личности и профессионалу. При неадекватно завышенной самооценке человек неизбежно будет сталкиваться с неудачами. Ставя заведомо нерешаемую цель, человек вряд ли ее достигнет, как бы не старался. А сам процесс достижения цели может нести угрозу жизни и здоровью», — говорит он.

По словам эксперта, неадекватно заниженная самооценка плоха тем, что человек тоже не развивается. Он избегает риска, сложных задач, идет по пути наименьшего сопротивления, боится раскрыться в полной мере.

самооценку можно выделить такой формулой

На обучение

В подростковом возрасте самооценка ученика оказывает значительное влияние почти на все, что он делает в школе — как справляется с трудностями, как взаимодействует с другими людьми. И в детстве, и во взрослом возрасте низкая самооценка может снизить желание человека учиться, его способность сосредоточиться на процессе обучения. При этом из-за завышенной самооценки и внутренней позиции «я все знаю», у человека в принципе может пропасть желание учиться новому, а значит — развиваться.

На профессиональную сферу

О том, что самооценка может серьезно повлиять на профессиональную сферу человека, говорят опрошенные РБК Трендами эксперты. По словам гештальт-терапевта и консультанта онлайн-сервиса психологической помощи YouTalk Валентина Оськина, заниженная самооценка мешает человеку работать, развиваться и иметь высокий доход.

«Человек с заниженной самооценкой в реальности может быть хорошим профессионалом, может и не лучшим, но хорошим. Такой взгляд на себя нередко заставляет человека не только верить в то, что его деятельность не хороша, но и что исправить это он тоже не в силах — ведь нужно быть более умным, волевым, осознанным, терпеливым и так далее», — говорит эксперт.

самооценку можно выделить такой формулой

Рассмотрим, как проявляется завышенная и заниженная самооценка и с какой самооценкой человек более эффективен — в личных целях и в работе.

Завышенная самооценка

У многих завышенная самооценка — на самом деле попытка компенсировать заниженную самооценку и низкую самоценность, говорит Валентин Оськин. То есть, объясняет он, человек внутри себя чувствует, что он «не очень», уверен в том, что у него ничего не получается и все валится из рук, но другим преподносит себя ровно наоборот — прекрасным и восхитительным, мастером и талантом. При этом он часто получает от людей восхищение и похвалу.

«Это восхищение и похвала не дает человеку падать обратно в свой личный ад, но действие этих внешних эмоций очень скоротечно, и вскоре человек снова будет ощущать себя никчемным и ни к чему не способным, даже если это не так», — говорит Оськин.

Другой вариант завышенной самооценки — когда человек в детстве получал только похвалу и никогда не получал адекватную критику, даже тогда, когда это было объективно необходимо, объясняет эксперт. При такой ситуации человек часто не может адекватно сравнить свои навыки с реальным положением дел. Обычно в этом случае человек чувствуют внутри себя большую уверенность и восхищение собой, воспринимая то, что он делает, как нечто очень хорошее, прекрасное и важное, хотя на деле же его результаты довольно посредственны, если не плохи.

Признаки

Человек с завышенной самооценкой может:

Низкая самооценка

Низкая самооценка может привести к различным расстройствам психического здоровья, включая тревожные и депрессивные расстройства. Более того, она увеличивает риск возникновения суицидальных мыслей.

Признаки

Человек с заниженной самооценкой может:

самооценку можно выделить такой формулой

Какой должна быть самооценка

Психологи утверждают, что для личности эффективным является достаточно высокая общая самооценка и адекватные частные самооценки разного уровня. То есть, человек в целом может считать себя хорошим человеком, но понимать свои слабые стороны. При этом Владимир Шляпников утверждает, что неадекватная самооценка — это не проблема, а симптом. Поэтому нужно корректировать не саму самооценку, а решать проблемы, которые на нее влияют. Говоря об общих способах повысить самооценку, психологи советуют минимизировать общение с людьми, которые принижают достижения человека; заботиться о себе, делать вещи, которые приносят радость; установить личные границы и следить за их соблюдением; чаще хвалить себя за даже небольшие достижения.

«Часто спрашивают, что лучше — заниженная или завышенная самооценка. Ответ простой — лучше всего адекватная, поскольку в предыдущих случаях она не соответствует реальности», — говорит Валентин Оськин. Эксперт дает пять советов, как воспитать адекватную самооценку:

Эксперты говорят, что стремиться к завышенной самооценке не стоит еще по одной причине. Дело в том, что достигнутый реальный успех человека с завышенной самооценкой будет выглядеть для него неполным. Вокруг нас есть примеры людей с деньгами, властью и впечатляющей карьерой, которые при этом не получают удовольствия от достигнутого.

Кроме того, в Сети есть множество тестов и методик на выявления уровня самооценки. Один из них — шкала самооценки Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина, которая считается классическим методом оценки уровня своей тревожности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *