самая плохая память в мире
Животный, которые могут поспорить или даже превзойти человеческую память.
Мы склонны думать о себе как о самых умных животных на земле. В конце концов, мы построили такие технологические чудеса, как Интернет, двигатель внутреннего сгорания, беспроводную связь и пукать после того как нас дернут за палец. Но, несмотря на наши большие, сочные лобные доли, многие из нас до сих пор забывают, забрать детей после тренировки! Сегодня мы расскажем именно о памяти братьев наших меньших. Так что готовьтесь прочесть о существах, которые пользуются своей памятью куда более существенно, чем любой из нас.
Смотрите на изображение ниже в течение двух секунд. Не жульничайте. Затем закройте. И разместите все цифры в точности, причем в том же порядке.
В исследовании Университета Киото (Kyoto University), кучу шимпанзе научили считать от одного до девяти, что уже впечатляет большинство из вас! Затем, каждому из подопытных, были показаны беспорядочно разбросанные цифры, на экране компьютера. Дальше, цифры убрали и субъект должен был определить положение каждого номера в определенном порядке. В порядке убывания и порядке возрастания чисел. Просто, посмотрите это видео, немного «АХТЫЖМАТЬТВОЮ» вам гарантировано:
Ученые из Университета Калифорнии в Санта-Крус экспериментировали на морской львице по имени Рио концепцию «одинаковости». Они показывали Рио символ, а затем показывали ей одну карту с таким же символом и одну с противоположным. Если она правильно определяла тот же символ, она была вознаграждена рыбой, которую она будет есть со слезами стыда. Ведь она лишилась своего последнего достоинства. Этот уровень функционирования передовых когнитивных способностей впечатляет сам по себе, но самый большой подвиг Рио придет через десять лет.
После 10 лет, Рио был дан аналогичный тест, только на этот раз они использовали цифры и буквы, а не символы. Она была в состоянии идентифицировать цифры и буквы, которые были такими же, несмотря на то, что она не выполняла трюк на протяжении последнего десятилетия. Хотя, наши животные факты всегда умели поражать. Так вот, это самый длинный срок хранения памяти для любых видов животных. Наш развлекательный портал с удовольствием бы посмотрел, как хорошо Вы помните то, о чем узнали в 30, когда вам будет 70.
Слоны могут отслеживать местонахождение до 30 членов семьи, независимо от их расстояния или направления в котором они движутся. Они выполняют эту невероятную задачу путем создания ментальной карты, что находит позицию каждого члена семьи, даже если некоторые из них отделены от остальной части герметической упаковкой, а упаковка находится черти где. Как они это делают? Благодаря своей поразительной способности отслеживать и сортировать мочу слона.
Чтобы проверить это, ученые собрали образцы мочи от других слонов и предоставили их своим родственникам. Нет, не родственникам ученых, а просто другим слонам. Хотя, так было бы даже веселее! Когда давали образцы от слонов, которые были далеко, или еще не прошли по площади видимости, слоны реагируют с удивлением.
5. Кратковременная память кота в 20 раз лучше, чем ваша. Вы заходили, в комнату и понимали, что не можете вспомнить о том, что собирались там делать? Клали ключи на стол и мгновенно забывали, где они? Отвлекались от беседы на секунду и напрочь забывали, о чем шла речь? Такого рода вещи никогда не случаются с кошками, благодаря почти сверхъестественной способности к кратковременной памяти.
Ученые обнаружили это, когда провели несколько простых тестов, в которых они давали кошке задание и решение, а затем быстро отвлекали ее, вероятно, болтали ключами от машины перед ее лицом. Они записали количество времени, которое требовалось для полного отвлечения кошки от первичной задачи. Они выяснили, удивительно, но котенок сохранил свою кратковременную память на от 10 до 20 раз дольше, чем большинство других животных.
Щелкунчик Кларк не забывает об этом. С именем, похожим на щипцы для орехов Кларк, знает, по крайней мере, две вещи точно – месторасположение орехов и количество. Всех, которые, когда либо, попадались птице на глаза. В то время, как другие животные могут заставить вас выглядеть глупым, помня о девяти цифрах или всех 30 членов семьи, эта скромная маленькая птичка может вспомнить точное местоположение до 30.000 кедровых орехов.
Птица проводит обзор месторасположения кедровых орехов по всех контролируемой территории. Позже, зимой, когда все покрыто толстым слоем снега, она выкапывает их снова, чтобы питаться долгие месяцы.
Щелкунчик Кларк способен пережить эту зиму и жиреть за счет использования сложной пространственной памяти, что позволяет птице вспомнить ориентиры, такие как деревья, чтобы точно определить расположение нескольких тысяч кедров в 15-мильной зоне.
Бурление образов в остановившемся времени. 9 историй о сверхпамяти и беспамятстве
Соломон Шерешевский запоминал всё, но ничего ни с чем не соотносил и поэтому был вынужден избегать любых лишних образов. Каждый из них мог отправить его в бесконечное путешествие по волнам прошлого! А пациенты психиатрических клиник с поврежденным гиппокампом порой теряют способность запоминать события, но могут, например, научиться танцевать и помнят все необходимые движения. Никита Отставнов — о мнемонических феноменах и о том, в каких случаях очень хорошая память может оказаться не даром, а бременем.
Изучение работы памяти занимает умы выдающихся когнитивистов на протяжении нескольких десятилетий. Многочисленные исследования позволили проникнуть в тайны формирования памяти на уровне нейронов и даже генов и заложили основы для профилактики и лечения целого ряда заболеваний.
Однако, пожалуй, наибольший вклад в понимание того, как работает эта когнитивная функция, внесли исследования с участием людей, имеющих выраженные особенности памяти. Науке известны десятки случаев, когда человек обладал феноменальной памятью, которой могли бы позавидовать компьютеры. В то же время уточнить нейроанатомию памяти помогло изучение ряда пациентов с амнезией. Сравнить особенности таких противоположных случаев — интереснейшая задача, позволяющая понять, насколько тонко устроен наш мозг и по каким принципам он организует память.
ПРЕДЫДУЩИЕ ТЕКСТЫ СЕРИИ:
Люди с безграничной памятью
Соломон Вениаминович Шерешевский: безграничность образов
Соломон Шерешевский — советский репортер, удивлявший коллег тем, что никогда ничего не записывал. Редактор газеты сперва самостоятельно попробовал разобраться в особенностях Шерешевского, но вскоре отправил того в психологическую лабораторию для исследования его фантастической памяти.
В лаборатории на тот момент работал Александр Романович Лурия, который потом на протяжении десятков лет исследовал Шерешевского и написал про него знаменитую «Маленькую книгу о большой памяти».
С этого момента жизнь Шерешевского изменилась. Он стал профессиональным мнемонистом и начал демонстрировать свой гений по всей стране. А Лурия, в свою очередь, проводил исследования его феноменальной памяти. Он предлагал мнемонисту запомнить таблицы наподобие той, что показана ниже. А затем просил воспроизвести ее элементы: все либо один определенный, находящийся в конкретном месте. Предлагал сделать это сразу, через некоторое время и даже через несколько лет.
Источник: А. Р. Лурия, «Маленькая книжка о большой памяти»
Ученый выяснил, что запоминание у Шерешевского идет не совсем так, как у большинства людей. Он меньше использует логическое запоминание и больше опирается на эйдетическое, сенсорное.
К примеру, однажды исследователи предложили запомнить Шерешевскому таблицу, состоящую из последовательно организованных букв. Мнемонист с напряжением заучивал ее визуально, даже не заметив, что по большому счету можно было ничего не учить.
«Если бы мне даже дали просто алфавит, я бы не заметил этого и стал бы честно заучивать», − так прокомментировал это сам Шерешевский.
Вскоре обнаружилось, что при запоминании Шерешевский каждый тип информации переводит в сенсорный образ. Он мог слышать буквы, видеть звуки, каждая единица информации для него была целой сценой из стабильных ощущений. Голоса людей могли быть для него колючими, а звуки — представляться в образе разноцветных клубов пара. Такое явление называется синестезией — это феномен, при котором один тип сенсорного опыта активирует и другие. Подобным талантом обладали многие известные личности: Набоков, Кандинский, Римский-Корсаков.
В отличие от настоящих мнемонистов Шерешевский не учился искусственным приемам логического запоминания, но опирался именно на силу образа. Благодаря экспериментам, которые проводили с ним А. Лурия, Л. Выготский и А. Леонтьев, ученые убедились в том, что, по сути, перед ними пример человека с чрезвычайно развитой, но тем не менее примитивной формой памяти. Их исследования помогли понять, какой путь проходит память во время развития ребенка: этап механической памяти, эйдетической, логической (с большим влиянием речи), метапамяти.
В то же время гений Шерешевского создавал ему целый ряд проблем. В частности, у мнемониста были большие трудности с забыванием. Ему приходилось изобретать не мнемотехники, а летатехники: например, представлять всё, что он запомнил, на меловой доске и ментально стирать это тряпкой. К тому же сознание Шерешевского было перегружено ощущениями. Из-за этого ему приходилось уменьшать количество внешних стимулов, которые на него влияли. Например, он оборачивал ложку тканью, чтобы она не производила лишнего звука, из-за которого у него могли возникнуть тысячи образов. Помимо этого, у мнемониста были проблемы с запоминанием динамически меняющихся объектов, таких как человеческое лицо.
Наконец, как описывает А. Лурия, у Шерешевского была, по сути, стерта грань между миром его воображения и реальностью.
Мнемонист описывал такие случаи, когда просыпался утром и пытался понять, «почему „он“ не идет в школу». Он видел, как начинал идти в школу, а затем в его комнату заходил отец, спрашивая: «Так поздно, а ты еще не ушел в школу?!»
Пример Шерешевского демонстрирует, какие стадии проходит память в процессе развития. Он также показывает, насколько важным для запоминания является чувственный опыт. Сейчас принцип «интеграции ощущений» закладывается в любые занятия по мнемотехнике. Согласно ему, если вы хотите запомнить больше, включайте все органы чувств.
Великие счетчики
Грек Перикл Диаманди — еще один эйдетик. Однако, в отличие от Шерешевского, предпочитаемый способ запоминания у него был визуальный. Если бы вы попросили его запомнить цифры, то он бы их «видел перед собой». С одного взгляда он мог без напряжения повторить 40 цифр. Диаманди представлял запоминаемый материал прямо перед собой на уровне лба, словно стимулы были написаны на невидимом экране. Они могли оставаться там сколько угодно времени до тех пор, пока усилием воли знаменитый ментальный счетчик не убирал их.
Диаманди мог выполнить в уме любую математическую операцию, которая обычным людям была недоступна без вычислительных приборов. Такие таланты привлекли внимание ученых, в частности известного французского психолога Альфреда Бине.
Ученого потрясла не просто способность Диаманди помнить, но скорость, с которой тот производил вычисления: удерживая в памяти 50 цифр, он мог произвести необходимые вычисления в течение всего семи минут, а четырех минут ему было достаточно, чтобы перемножить пятизначные цифры. Но, чтобы такое исполнить, Диаманди необходимо было увидеть цифры. Если же ему их называли, он запоминал значительно дольше: сперва он мысленно пытался перевести звуки в образы и лишь после этого начинал их запоминать.
Большие наборы цифр Диаманди организовывал таким образом, чтобы они помещались в фокус мысленного взора. Помимо самих чисел он прекрасно запоминал их визуальные характеристики (цвет, положение и т. д.) — и мог легко назвать цифру на пересечении определенных столбца и строки в таблице.
Яков (Жак) Иноди — второй известный счетчик, которого изучал А. Бине. В отличие от Диаманди он опирался на аудиальное восприятие. В течение двух минут он мог перемножить шестизначные цифры, складывал числа с 20 цифрами, мог возводить четырехзначные цифры в квадрат, извлекать квадратные и кубические корни. И все эти операции он проделывал в голове. Много ли вы знаете людей, которые способны на такое?
Бине и его наставник Жан-Мартин Шарко описывали, что Иноди, воспроизводя цифры про себя, постоянно повторял их собственным голосом. Получалась своеобразная программируемая руминация, навязчивая мысль в голове, которая никак не хочет из нее уходить. Однако Иноди мог ей управлять.
У Иноди, как и у Диаманди, была собственная система подсчета, не похожая на общепринятую. К примеру, чтобы перемножить два числа, он разделял их на простейшие элементы и выполнял умножение между ними. Затем складывал результат и получал итоговый ответ. К примеру, для умножения 869 на 427 он складывал результаты умножения 800 на 400, 800 на 20 и 800 на 7, 60 на 400, 60 на 20 и 60 на 7, 9 на 400, 9 на 20 и 9 на 7. Судя по всему, такой способ подсчета был более эффективным, чем у Диаманди, так как в среднем Иноди вычислял в три-четыре раза быстрее. Очень жаль, что подобные приемы не часто упоминают в школьных программах — они способствуют развитию гибкого отношения к строгой математической науке. Как и в случае с Диаманди, если ученые показывали написанный математический пример, Иноди сперва переводил его в аудиальный образ — произносил. Лишь после этого он начинал вычислять. Забавно, что без учета аудиального запоминания его память была ниже среднего.
В одном исследовании ученые решили сравнить таланты Иноди и Диаманди и предложили им запомнить квадрат из 25 цифр (удобным для каждого из счетчиков способом). Иноди запомнил таблицу значительно быстрее, чем Диаманди. В то же время, как предсказывал А. Бине, он мог воспроизвести числа только в определенном порядке. В его голове числа хранились как одна аудиозапись на компьютере. Чтобы вспомнить определенное число (например, пятое от начала), необходимо было сперва мысленно воспроизвести эту запись и «промотать» воспоминание к нужному моменту. Диаманди, в свою очередь, видел перед глазами мысленную фотографию. Поэтому он значительно быстрее мог произнести цифры в обратном порядке, по часовой стрелке или назвать те, что располагались на определенной диагонали.
Источник: The memory of two great mental calculators: Charcot and Binet’s neglected 1893 experiments — PubMed (nih.gov)
В ходе изучения феноменов Иноди и Диаманди получила подтверждение мысль Бине и Шарко о том, что память — это не единая целостная сущность. Она состоит из разных подвидов (зрительной, слуховой, тактильной и т. д.). И каждый из подвидов развивается самостоятельно. Таким образом, возможны случаи с чрезвычайно развитым одним видом памяти (назовем это гениальностью) и слаборазвитым другим.
Ученые убедились в том, что можно «переразвить» один вид памяти. Но, возможно, при гармоничном развитии всех ее типов результаты тестов на запоминание будут еще более удивительными? Позже эта мысль подтвердилась при изучении Готфрида Рюкле.
Изучение великих счетчиков имеет особую важность для школ и педагогов: такие люди показывают, что необходимо всесторонне развивать память, делать это равномерно, не забывая о разных форматах работы: лекциях (слуховая память), презентациях и компьютерных визуализациях (зрительная память). И более того, включать в урок командные и игровые типы работы (кинестетическая память).
Ким Пик — савант
Порой чрезвычайные способности памяти — это компенсация за недоразвитость. Так, синдром саванта дарит человечеству людей, которые когнитивно ограничены. Однако у них есть какая-то способность, развитая до уровня гениальности. Кто-то великолепно запоминает, кто-то виртуозно играет на пианино.
Подобные Киму Пику саванты давно привлекли внимание ученых, которые выяснили, что примерно один из 10 людей с аутизмом имеет данный синдром. В то же время ряд исследований показывает, что появление подобных симптомов возможно при определенных формах деменции, что оставляет надежду людям, подверженным этому заболеванию.
Так, в 1998 году Брюс Миллер продемонстрировал, что у некоторых пациентов c лобно-височной деменцией развивались удивительные художественные способности. Эти пациенты могли со скрупулезной точностью создавать копии мировых шедевров.
Видимо, мозг как-то понимает свою недоразвитость, чувствует, что у него нет возможности повлиять на равномерное развитие всех психических функций, и по этой причине начинает всю накопленную когнитивную энергию фокусировать на одном конкретном таланте.
Мэрилу Хеннер — эмоции и память
Мэрилу — актриса, сыгравшая в американском телесериале «Такси». Она обладает уникальной автобиографической памятью и может точно воспроизвести любое событие из своей жизни, назвав конкретный день и дату, когда оно произошло. Такой талант позволяет ей быть прекрасной актрисой: чтобы отыграть чувства своей героини, Мэрилу мысленно возвращается в эпизоды собственной жизни, когда испытывала те же эмоции.
Исследователь гиперпамяти (гипертимезии) Аврора Лепорт показала, что на самом деле такие люди тоже забывают, но значительно медленнее: через месяц они смогут воспроизвести примерно 50% информации о каком-то событии. Однако эти 50% — больше, чем помнил бы обычный человек, — будут храниться уже всю жизни.
Ученый Брендон Алли предполагает, что феноменальная автобиографическая память связана с эмоциями. Видимо, эмоциональные воспоминания лучше запечатлеваются в мозге, так как активируют дополнительные мозговые структуры, в частности миндалину. Таким образом, феномен Мэрилу свидетельствует, что для более прочного запоминания важны эмоции.
Люди, лишенные памяти
Пациент N. A.
N. A. служил в армии авиационным техником. Однажды сосед по комнате совершенно случайно ранил его шпагой. Ранение нарушило работу левой части лобной доли, из-за чего N. A. потерял сознание. В госпитале врачи обнаружили, что из-за травмы парализовало его правую сторону. Мозг общается с телом частично крест-накрест: нейроны левого полушария отчасти управляют правой половиной тела и наоборот.
Через некоторое время N. A. полностью восстановился, однако у него появились симптомы антероградной амнезии. Это такой тип амнезии, при котором человек теряет способность формировать долговременные воспоминания. Предположительно, болезнь возникла у пациента из-за того, что был задет таламус и правая передняя височная доля.
Интересно, что при этом уровень интеллекта не пострадал, сохранились языковые способности, мышление и восприятие. Сохранилась даже способность учиться новым моторным навыкам. Однако если N. A. учился танцевать (моторный навык), то был не в состоянии осознать это.
Пациент забывал, что делает, терял свои вещи, не помнил, кто посещал его в клинике, не помнил истории, которые ему рассказывают.
N. A. жил моментом — тем моментом, когда был техником в армии.
Пациент R. B.
Следствием ишемической болезни сердца для пациента R. B. явилась амнезия. Ее наличие и в этом случае никак не повлияло на уровень интеллекта и возможности рабочей памяти. Тем не менее R. B. разучился запоминать.
Исследование мозга R. B. позволило установить роль гиппокампа в процессе консолидации — перевода воспоминаний из кратковременной в долговременную память. У R. B. нейроны гиппокампа в обоих полушариях деградировали. При этом другие лимбические структуры (миндалина, таламус, базальные ядра) были в нормальном состоянии. Этот случай показывает, что для возникновения антероградной амнезии, когда теряется возможность запоминать, достаточно поражения лишь гиппокампа.
Пациент K. C.
К. С. попал в аварию на мотоцикле и в результате получил повреждения нескольких областей мозга, включая гиппокамп. Он сохранил способности читать, писать, играть в шахматы на том же уровне, что и до. Однако у него началась тяжелая амнезия: ретроградная, при которой он забыл всё, что с ним происходило раньше, и в антероградная.
К. С. помнил очень мало о самом себе, об эпизодах собственной жизни. Однако он помнил общую информацию о мире (семантическая информация): теории и факты, все концепции и правила.
Данный случай показал, что левая височная кора важна не только для формирования новых эпизодических воспоминаний, но и для того, чтобы их воспроизводить. Семантическая же информация менее зависима от этой зоны мозга. Помимо этого случай К. С. разрушил бытовавшую в то время теорию, что каждое воспоминание хранится в конкретной зоне мозга. На самом деле память разбросана по многочисленным нейронным сетям, поэтому «изъять» ее невозможно.
Пациент Г. М.
Самый известный нейрологический случай человека без памяти — это Генри Молисон. В молодости он страдал от тяжелой эпилепсии. Врач Уильям Сковилл решил облегчить страдания, удалив очаг эпилепсии: гиппокамп и прилежащие структуры. Но вы ведь уже знаете, какую роль играет гиппокамп для памяти? После операции Г. М. потерял способность формировать новые воспоминания, он всегда жил, считая, что ему 27 лет. Время словно остановилось для него.
Отсутствие гиппокампа привело к тому, что Г. М. не запоминал новых концепций и информации о себе, однако остались невредимыми кратковременная и процедурная память.
Если однажды психолог заходил к пациенту и здоровался с ним за руку, положив в ладонь острую кнопку, то в следующий раз Г. М. не пожимал руку в ответ. Хотя предыдущую встречу он не помнил.
Случай Г. М. доказал существование кратковременной и долговременной памяти, показал, что процедурная память и память на знания — разные вещи с точки зрения мозга и обрабатываются разными его отделами.
Все описанные в данной статье случаи стали громадным исследовательским материалом для ученых. Они помогли определить основы и установить принципы памяти, понять, как сделать ее сильнее, позволили найти зоны мозга, ответственные за формирование разного рода воспоминаний, а также помогли обнаружить типы памяти и их отличия друг от друга. Мы видим, что любое отклонение памяти от нормы оказывается в определенной степени патологическим. Таким образом, память — тонко настроенная психическая функция. Однако ее можно и нужно развивать.
7 удивительных фактов о человеческой памяти
Память похожа на большую библиотеку, в которой хранятся детские воспоминания, математические формулы, профессиональные знания и когда-то испытанные ощущения. Она продолжает формироваться на протяжении всей жизни, накапливая индивидуальный опыт человека и позволяя ему в любой момент оперативно извлекать нужные данные.
Исследования американских нейрофизиологов показали, что наша память способна вместить петабайт (или тысячу терабайт) данных. Это в десять раз больше, чем предполагалось ранее. И все же многие психические процессы и механизмы, связанные с запоминанием, до конца не изучены.
Резерв памяти можно увеличить
Считается, что человеческая память продолжает развиваться до 25 лет. В среднем пик ее возможностей проявляется в возрасте 19–20 лет, а первые признаки затухания — после пятидесяти. Однако с помощью регулярных тренировок этот процесс можно замедлить. Как и многие функции мозга, память поддается развитию. Для улучшения ее характеристик существуют самые разные приемы, методы и технологии, совокупность которых называют мнемоникой.
Особых успехов в развитии памяти добился Самвел Гарибян, российский предприниматель и двукратный рекордсмен Книги рекордов Гиннесса. С помощью тренировок он вывел объем усваиваемой информации на такой уровень, что мог мгновенно запоминать любые устные и печатные материалы. Один из рекордов Гарибян поставил в 1990 году. Мнемонист почти безошибочно повторил тысячу неизвестных ему иностранных слов из десяти разных языков. Спустя десять лет он запомнил и воспроизвел две тысячи не связанных смыслом русских слов.
Механизм дежавю — ошибка
Этим понятием принято обозначать состояние, при котором человеку кажется, будто он уже был в подобной ситуации. Мы начинаем узнавать незнакомые интерьеры, голоса и лица новых людей, смутно предвидим дальнейшее развитие событий. Эффект дежавю напоминает повторный просмотр фильма, когда-то увиденного и давно забытого. При этом длится он всего несколько секунд и не может быть вызван искусственно.
Ученые до сих пор не пришли к единому мнению по поводу его природы. Одни говорят, что это явление может быть связано с генетической памятью. Другие уверены, что все дело в нарушении работы гиппокампа. Из-за сбоев в глубинных слоях височной доли головного мозга мы воспринимаем новую ситуацию как хорошо знакомую. Третьи считают дежавю следствием реинкарнации. А Зигмунд Фрейд связывал его с сюжетами забытых снов.
Первые воспоминания появляются еще до рождения
Еще в прошлом веке ученые верили, что младенцы появляются на свет с совершенно чистой памятью. Однако современные исследования позволили выяснить, что эмбрион начинает запоминать некоторые события уже в утробе матери. В ряде экспериментов ученые с помощью специальной аппаратуры посылали младенцам определенный звуковой сигнал. После пятого прослушивания ребенок переставал реагировать на один и тот же звук и в дальнейшем быстро его узнавал.
Подобное явление наблюдается уже на девятнадцатой неделе беременности. Интересно, что так называемую пренатальную музыку младенцы помнят даже после появления на свет. Это дает возможность говорить о существовании у плода не только краткосрочной, но и долгосрочной памяти.
На способности человека к запоминанию влияют индивидуальные факторы. По этой причине у одних преобладает зрительный вид памяти, у других — слуховой. Третьи лучше всего запоминают мышечные комбинации, движения и их схемы. Кроме того, объем кратковременной памяти у всех разный, также как прочность и скорость запоминания новой информации.
К числу определяющих факторов относятся возраст, состояние здоровья, гормональный фон, особенности нервной системы, уровень воспитания, характер работы и даже рацион. Например, скудное питание при диете и злоупотребление алкоголем оказывают на память негативное воздействие. Образная память сильнее всего развита у артистов, а вкусовая и обонятельная — у дегустаторов.
Бывают и ложные воспоминания
Человеческая память — не самое надежное устройство для записи данных. Воспоминания, которые мы храним у себя в голове, со временем меняются и поддаются искажениям. Они не только тускнеют, но и дополняются новыми подробностями, которых не существовало в реальности. Кроме того, ложные сведения можно намеренно внедрить в чье-то сознание. Речь идет не только об отдельных вымышленных деталях, но и о событиях, которых никогда не было.
К таким выводам пришли ученые. Например, американский психолог Элизабет Лофтус убеждал своих испытуемых в том, что в детстве они подвергались нападению животных, надолго терялись в зоомагазине и даже целовали лягушек. Для этого она использовала поддельные видеоролики, в которых соединялись выдуманные и реальные детали. Родители участников подтвердили Лофтус, что ничего подобного с их детьми не происходило. Однако около 30% опрошенных присваивали себе ложные воспоминания и даже начинали давать подробные описания этих событий.
Память необходимо включать
Память и внимание тесно взаимосвязаны. Чтобы начать усваивать новую информацию, необходимо сконцентрироваться и настроить себя на процесс запоминания. В противном случае нужные сведения не будут усвоены и не дойдут до хранилища памяти. Пассивно воспринятая информация не откладывается в голове и быстро забывается. Именно поэтому в процессе обучения так важно исключить отвлекающие факторы. Например, смартфоны и интернет.
Если озвучить какие-либо сведения без предупреждения о том, что их потребуется повторить, — вероятнее всего, человек их не запомнит. Чтобы активизировать память, нужно заинтересоваться материалом, сосредоточиться на нем.
Плохие воспоминания стираются быстрее
Забывание — одна из основных функций памяти. Оно помогает стереть неактуальную информацию и уберечь нервную систему от перенапряжения. При этом мозг быстрее вытесняет негативные впечатления, оставляя в памяти наиболее приятные и желанные моменты. Если бы плохие воспоминания со временем не стирались, то накопленные отрицательные эмоции продолжали бы оказывать деструктивное воздействие на психику. Сегодня существуют специальные тренинги, направленные на блокировку ненужной информации.
В психотерапевтической практике встречается такое явление, как гипертимезия. Люди с этим редким синдромом, например американская писательница Джилл Прайс, помнят всю свою жизнь в мельчайших подробностях. Защитный механизм, который вытесняет из памяти негативные эмоции и воспоминания, в их случае просто не работает.