самая лучшая христианская литература
10 душеполезных книг, которых хватит на всё лето
Издательство Псково-Печерского монастыря «Вольный Странник» предлагает вашему вниманию подборку ярких летних книг – новых и уже знакомых, смешных и грустных, с острым сюжетом и тех, что заставляют заглянуть в себя.
Итак, книг, за чтением которых стоит провести это лето:
Православная антиутопия. Необычная книга – читается как остросюжетная повесть, а влияние оказывает как книга духовная.
Двенадцатилетняя американская школьница Ефросинья Мэфьюз, православная по вероисповеданию, становится свидетелем и участником страшных событий, когда христианство истребляется в прямом смысле «огнем и мечом». И официальный предлог, оправдывающий эти деяния, «нетолерантность» Церкви.
Как много каждый читатель найдет в образе этой девочки своих собственных черт! Ведь кто из нас не сомневался, не боялся, не боролся со своими грехами? Но самым важным в результате остается в жизни только один вопрос: кого мы выберем, с кем останемся – с Богом или с князем мира сего?
Наверное, уже читали? Предлагаем перечитать этим летом любимую книгу, и вновь отправиться в путешествие по страницам удивительных рассказов вместе с митрополитом Тихоном. И вновь пережить те незабываемые эмоции.
А если вы вдруг не успели прочитать, то прямо сейчас заказывайте «Несвятые святые». И это будет одно из самых ярких впечатлений этого лета.
Остроумная, полемическая, задевающая за живое – всё это о книге протоиерея Сергия Адодина.
Статьи автора вот уже несколько лет выходят на портале Православие.ru и неизменно привлекают внимание читателей – оригинальным юмором и актуальными темами.
Здесь есть над чем посмеяться от души, а есть над чем подумать со всей серьезностью. Автор находит примеры из жизни и, отталкиваясь от них, разматывает клубок современных проблем. Он заставляет нас посмотреть на себя чуть-чуть со стороны. Чаще – трагикомическими парадоксами.
Настоящая летняя книга, после которой так тепло и хорошо на душе. Простая, с непридуманными историями обычных деревенских жителей.
После прочтения сборника хочется жить, верить и надеяться. Рассказы дают человеку надежду и веру в то, что не все еще потеряно. Когда веришь, жить легче. Вот эту-то веру — веру в Бога и внушает проза отца Алексия Лисняка.
Это сборник необычных текстов. В те годы, когда достать духовные книги в России было почти невозможно, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) раздавал эти машинописные листочки своим духовным детям в утешение и ободрение.
Таких листочков самого разного содержания было много. В этой книге собраны именно те советы, которые помогают жить без уныния и печали.
«Многим знакомо, как непросто найти в жизни человека, которому захочется открыть свою душу. » Именно с этой строки начинается книга о старце Гаврииле Ургебадзе. ⠀⠀
Эта книга станет созвучной духовной потребности каждого из нас найти опытного наставника, способного оживить для нас смысл Христовых заповедей. Проповеди и наставления архимандрита Гавриила актуальны сейчас как никогда.
Слова его любящего сердца способны прикоснуться к душе каждого человека.
Преподобный Симеон (Желнин) — один из самых почитаемых Псково-Печерских старцев ХХ века. Истинный подвижник, он по благодати Божией стяжал дар чудотворения и рассуждения. Бесценные советы старца, удивительные истории из его жизни, воспоминания современников, получивших помощь по молитвам святого, собраны теперь вместе в новой книге, посвященной преподобному Симеону.
Наставления Псково-Печерских старцев, удивительные воспоминания их духовных чад, истинные чудеса нашего времени и сокрытые от людского взора духовные битвы — об этом Вы прочитаете в книге «У пещер «Богом зданных».
Жизнеописания как уже прославленных Церковью святых, так и менее известных подвижников благочестия—есть живая школа православной мудрости и веры. И в наше время святые являют нам яркие, живые образы «Божиих людей», которые и теперь ходатайствуют за нас пред престолом Божиим, «ибо у Него все живы».
Книга наполнена изречениями старца Эмилиана на самые важные темы:
Живое и выразительное слово старца укрепляет и дает вдохновение для продолжения духовного пути. Следуя его советам, каждый сможет испытать истинную радость жизни в присутствии Бога.
Приобретая продукцию «Вольного Странника», вы вносите свой вклад в столь необходимую сегодня реставрацию Псково-Печерского монастыря, и ремонт древних храмов Псковской епархии.
Самая лучшая христианская литература
Бог вынуждает зло к самоубийству… Даже самые вопиющие грехи в людской истории Бог неизменно обращает на добро, заставляя их служить вселенской славе Иисуса Христа.
Эта книга о том, как Бог использует зло в достижении победы над злом; как Библия неоспоримо показывает нам, что грех, болезни и страдания никогда не оставались в стороне от благого владычества безгранично мудрого Бога, но всегда являлись частью Его совершенного плана и благой воли. Приоткрывая Божью логику устройства нашего мира и роли зла в нем, она дает ясное представление о Боге, Который не подведет нас даже в худшие из времен, и позволяет видеть и прославлять Его посреди испытаний и скорби.
«. и вы не свои, ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших». Я написал эту книгу, чтобы помочь вам распознать подлинную сладость этих слов, а не думать, что они полны горечи или скуки. Жизнь проходит напрасно, если мы не принимаем славы креста, не считаем её сокровищем, которым она является, не льнём к ней, как к высшей степени всякого блаженства и глубочайшего утешения в любой скорби.
Все мы женщины, похожи на Еву. Нам знакомы поражения и неудачи, неприятности и потери. Все мы страдаем от эгоизма, вспыльчивости, злости, зависти и обид. Но все мы стремимся жить в гармонии.
Автор этой книги исследует наиболее распространенные среди женщин заблуждения (о Боге, грехе, браке, детях и т.д.) и старается помочь тем, кто поверил лжи лукавого, обрести истину и стать по-настоящему свободными. Книга полезна всем (включая мужчин) и может быть использована для проведения семинаров по вопросам семьи и брака.
А вы с супругом нашли общий язык?
Любовь можно проявлять по-разному. Доктор Гэри Чепмен утверждает, что существует пять языков любви: Слова поощрения, Время, Подарки, Помощь, Прикосновения.
Вы стараетесь показать супругу, что любите его, а он как будто ничего не замечает. Может быть, вы просто говорите на разных языках? Возможно, ваш муж хочет, чтобы вы ему посочувствовали, а вы вместо этого готовите вкусный ужин. Возможно, вашей жене хочется проводить с вами побольше времени, а роскошные букеты, которые вы преподносите каждый вечер, ей не нужны.
В конце книги вы найдете руководство по обсуждению, которое поможет вам лучше разобраться в прочитанном. Вы и заметить не успеете, как научитесь понимать язык другого, выражать ему свою любовь, и вскоре почувствуете, что и вас любят.
Эта книга, откровенная и бескомпромиссная, написана для мужчин. Это возврат к временам «разговора мужчины с мужчиной», к мужскому достоинству, рыцарству, вырастающему из осознания ответственности быть взрослым мужчиной. Это книга, дающая нам возможность обнаружить максимальный потенциал в наших жизнях — жить как достигшие максимума мужчины. Это давно назрело.
Откровенная и правдивая, эта книга бросает вызов сегодняшним мужчинам. Некоторые из них могут так разозлиться, когда поймут, о чем эта книга, что тут же захлопнут ее. Других постигнет искушение настрочить горячее письмо, чтобы «привести в порядок Эда Коула».
Иные мужчины, прочитав ее, согласятся с некоторыми наставлениями и принципами, изложенными в ней, но не пожелают пойти на жертву. Без твердого желания измениться ничего и не произойдет. Другие, хотя и согласятся в душе с идеями этой книги, но, напуганные суровой сегодняшней действительностью, поймут, что многое в ней направлено против современных популярных течений. В результате они отвергнут истину в этой книге.
Однако обязательно найдутся мужчины, которые прочитают книгу, согласятся с ней и применят ее динамичные принципы на практике. Это преобразит их семьи, их жен и их собственные жизни. А ведь это первый шаг к преображению нации.
Библия говорит: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его; мужнину и женщину сотворил их. И сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте. И стало так».
Принадлежность к мужскому полу определяется при рождении; принадлежность к категории мужчин определяется по выбору.
Самые читаемые книги. Топ-100
Клосс Борис Михайлович
святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский
Лихачев Виктор Васильевич
Гладков Борис Ильич
Шмелёв Иван Сергеевич
Лихачев Виктор Васильевич
святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский, исповедник
схиигумен Иоанн (Алексеев)
протоиерей Серафим Слободской
Леонид Евгеньевич Нечаев
Льюис Клайв Стейплз
схиархимандрит Авраам (Рейдман)
Гиппенрейтер Юлия Борисовна
протоиерей Александр Мень
протоиерей Михаил Шполянский
святитель Андрей, архиепископ Критский
преподобный Иоанн Лествичник
иеромонах Серафим (Роуз)
епископ Александр (Семенов-Тян-Шанский)
Андерсен Ганс Христиан
святитель Димитрий, митрополит Ростовский
Лихачев Виктор Васильевич
преподобный авва Дорофей
святой праведный Иоанн Кронштадтский
Протоиерей Александр Торик
архиепископ Аверкий (Таушев)
Чарская Лидия Андреевна
святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский
протоиерей Георгий Флоровский
священник Павел Гумеров
преподобный Никодим Святогорец
схиигумен Савва (Остапенко)
святитель Филарет, митрополит Московский
святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский и Жичский
Драгунский Виктор Юзефович
блаженный Августин, епископ Иппонийский
Шмелёв Иван Сергеевич
Гиппенрейтер Юлия Борисовна
святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский, исповедник
митрополит Антоний (Блум)
инок Всеволод (Филипьев)
Ширяев Борис Николаевич
игумен Никон (Воробьев)
святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский
Живое Предание
12 зарубежных христианских романов
Редактор медиатеки «Предание.Ру»
На сей раз наша подборка посвящена литературе; будет что почитать этой дождливой осенью.
«Дневник сельского священника» — величайший роман Бернаноса. Молодой священник пытается преобразить жизнь своего прихода в истинно христианском духе, но сталкивается с мощным сопротивлением. Главная тема Бернаноса — борьба святости и пошлости — исполнена в этом романе поистине гениально. Ко всему прочему, «Дневник сельского священника» — прекрасная иллюстрация слов апостола Павла о том, что «мы сделались посмешищем миру»: святость для мира — нечто крайне позорное. Как позорен в глазах мира Крест. Это главная тема Бернаноса, гениально воплощенная в «Дневнике сельского священника»: священник где-то в провинции, «в старом христианском приходе» пытается просто помочь людям жить по-евангельски: и, кажется, ничего кроме смеха, жестокости и подлости это живое присутствие святости не вызывает…
«Женщины у берега Рейна» — последний роман Генриха Бёлля, опубликованный уже после его смерти, во многом итоговый для всего его творчества. Во-первых, такие формальные вещи как репортажный стиль, переплетение многих сюжетных линий в нескольких, скорее «символических» точках, смещение разных временных слоев, представлены здесь как некий эталон. Во-вторых, все основные проблемы, волновавшие писателя, доведены здесь до предела. Весь роман — «роман в диалогах и монологах», тяготеет к двум событиям: самоубийству матери главного героя, ее «уходу в Рейн», как символа полного отчаяния, невозможности более терпеть действительность и «мессы в честь безопасности», как символа предательства христианства. Главная тема Бёлля — лицемерие чиновников, аристократии и «денежной знати» до, во время и после Второй мировой войны; лицемерии вообще Европы, христианского мира, прикрытого, что самое возмутительное, самим же христианством. Несколько цитат:
«Вы полагаете, я должна взывать к Христу? (Качает головой.) Нет, не могу. У меня был Христос в детстве, когда я была маленькой девочкой. И в Гульсбольценхайме тоже, где Блаукремер стал моим мучителем, — но меня лишили Христа, изгнали его из меня, и я позволила его изгнать. Когда по утрам — после пьянок, оргий и всякого свинства — они преклоняли в церкви колена и, полные раскаяния, молитвенно воздевали руки, в этот миг все они были кроткими, искренне благочестивыми».
«Сила и слава» — гениальный роман Грэма Грина, пример подлинно христианской литературы. Священник в эпоху гонений. Священник — блудник, алкоголик, трус… Зачем он остался в этой стране? Его презирают (как и он сам себя, впрочем), преследуют как зверя, наконец убивают. Искренняя, даже жесткая история о грехе, служении Христу, святости. О том, что святость в каком-то смысле неприглядна. О том, что есть единственное горе — не быть святым. И главное: то, что мир считает поражением, для Неба — величайшая победа.
Аверинцев справедливо говорил о романе «Сила и слава» Грэма Грина как об одном из самых аутентичных свидетельств христианства XX века — христианства, оставившего себе только Крест. Вот гениальное место из романа Грэма Грина «Сила и слава», в каком-то смысле передающее самую суть христианства: « — Каюсь, Господи, прости мне все мои прегрешения… Я распинал тебя… заслужил твою страшную кару. — Он путал слова, думая о другом. Не о такой смерти возносим мы молитвы. Он увидел свою тень на стене — какую-то недоумевающую и до смешного ничтожную. Как глупо было думать, что у него хватит мужества остаться, когда все другие бежали. Какой я нелепый человек, подумал он, нелепый и никому не нужный. Я ничего не сделал для других. Мог бы и вовсе не появляться на свет. Его родители умерли — скоро о нем даже памяти не останется. Может быть, он и адских мук не стоит. Слезы лились у него по щекам; в эту минуту не проклятие было страшно ему, даже страх перед болью отступил куда-то. Осталось только чувство безмерной тоски, ибо он предстанет перед Богом с пустыми руками, так ничего и не свершив. В эту минуту ему казалось, что стать святым было легче легкого. Для этого требовалось только немного воли и мужества. Он словно упустил свое счастье, опоздав на секунду к условленному месту встречи. Теперь он знал, что в конечном счете важно только одно — быть святым».
«Письма Никодима» Яна Добрачинского — очень неплохой роман на евангельские темы. Фарисей Никодим (тот самый, который упоминается в Евангелии от Иоанна) пишет письма своему другу. Главная тема «Писем Никодима» — некий галилейский проповедник Иисус… «Письма Никодима» очень удачно пересказывают Евангелия, но как бы извне, отстранено — Никодим до самого конца не решается пойти за Галилеянином. Это создает очень удачный эффект объективного описания, не сползающего ни в кощунство, ни в благочестивую писанину.
Добрачинский «сам пережил личное горе — у него умер сын. Он пишет от лица Никодима. Никодим, член верховного совета старейшин в Израиле, был тайным учеником Иисуса. О нем мы знаем очень мало из Евангелия от Иоанна. Романист приводит письма, которые Никодим после всех евангельских событий отправляет в Рим своему другу. В них описываются все перипетии евангельской истории, в которых он участвовал. Там есть все: и пейзаж, и исторические подробности, и попытка все это увидеть. Насколько она привлекательна, показывает то, что этот роман был переведен на все европейские языки и до сих пор переиздается, до сих пор пользуется популярностью, хотя его автор не первоклассный мастер. У Никодима больна Рут (Рут — это женское имя, по-русски Руфь). Кто она ему: дочь, жена, сестра, читатель так до конца и не узнает, и это неважно. Он все время думает о том, как привести ее к Иисусу, чтобы Он исцелил ее, но она умирает. И вот это его страдание превращает книгу во что-то очень личное, волнующее. Я делал такие опыты: некоторым людям, которые плохо воспринимали Евангелие, я давал переведенные кусочки из этой книги, и на них это производило впечатление», — пишет о. Александр Мень о «Письмах Никодима» Добрачинского в книге «Библия и литература XX века».
«Ключи Царства» — главный роман Арчибальда Кронина, образец подлинно христианской литературы. История священника Френсиса Чизхолма: несчастная любовь, учеба, первый приход, проповедь в Китае и старость на родине. Кронин сумел показать, что истинная кротость и смирение не отрицают, а предполагают смелость, свободу и дерзание. Вечная борьба кротости и фарисейства, смирения и жестокости, святости и мира. «Ключи Царства» — редкий пример увлекательной, осознанно христианской литературы, вышедшей действительно «легкой» (по чтению, содержание «Ключей Царства» в общем трагическое), а главное — искренней, честной, без нравоучений (может быть, правда, несколько сентиментальной).
Роман «Варавва» — открывающий «новозаветный цикл» Лагерквиста, послужил решающим аргументом в пользу присуждения ему Нобелевской премии. Лагерквист пытается представить, что было бы с Вараввой после описанных в Евангелии событий. Образ Распятого вместо него Незнакомца не может оставить Варавву в покое, исподволь меняя его. В конце он все-таки будет готов взойти на крест.
«Томас Уингфолд, священник» (др. название «Пробуждение викария») религиозно-философский роман, написанный в реалистической манере, великого христианского писателя и мыслителя Дж. Макдональда, предшественника К. С. Льюиса. Провинциальный священник (надо помнить, что Макдональд сам был священником), ставший служителем Божьим из-за «карьерных» соображений долгим трудным путем обретает Бога. Этот роман сравнивают с «Братьями Карамазовыми».
«Иосиф и его братья» Томаса Манна — грандиозная попытка литературного переложения библейской истории об Иосифе Прекрасном. К четырем томам эпопеи добавляем также примыкающею к ней новеллу «Закон», посвященную Моисею.
Отец Александр Мень в «Библии и литературе» писал:
«Кто из писателей задумывался над начальными страницами Библии, над Книгой Бытия? Многие. Большинству из вас известна книга, многотомный толстый роман Томаса Манна “Иосиф и его братья”. В этом романе очень интересно соприкоснулись Писание и литература.
История Иосифа не могла не привлекать поэтов, художников, писателей. В XX веке, в период очень трудный и кризисный, во время войны, Томас Манн пишет большой роман “Иосиф и его братья”. В целом он придерживается библейского сюжета. Но священный библейский писатель, который составлял Книгу Бытия, привел этот драматический, приключенческий, можно сказать, рассказ, чтобы показать, какими удивительными путями, какими, казалось бы, сложными, иногда парадоксальными, путями, где сталкиваются случайности, неожиданности, ведет Бог своих избранников, как Он всё равно сохраняет то, что задумал, и как человек, попавший в совершенно чуждую ему ситуацию, может сохранять в сердце свои устои, духовные и нравственные заветы.
Томас Манн пишет медленно, подробно, как вообще свойственно ему. Это медитации, размышления на тему обо всем: и об Иакове, отце Иосифа, и о его предках. В романе намешано очень много материала из исторических исследований, но вы разочаруетесь, если будете искать там действительную историю. Машинистка Томаса Манна, когда он закончил роман, говорила: теперь я знаю, как на самом деле все было, — но едва ли все было так. Томас Манн захотел сделать эту историю поводом для размышления над духом человеческим, над его стремлением к вечности, поисками тайны Бога — человечество бесконечно ищет Бога. В библейском рассказе об Иосифе этого нет, но в том–то как раз особенность и парадокс, что Томас Манн, отталкиваясь от библейского сюжета, идет в сферу религиозных исканий.
Для многих эта книга явилась откровением, многие люди говорили мне, что они смогли понимать Библию, только прочтя книгу “Иосиф и его братья”. Однако там слишком много построено на человеке. Получается так, как будто человек придумал эти божественные тайны, он как будто родил их из себя, что Иосиф представлен чуть ли не как некий религиозный мыслитель, и что его нравственные, религиозные поиски создавали некий образ Бога и взаимоотношений человека с Богом. Это не так. Поверьте мне: эти простые пастухи ничего не могли придумать. Если уж живущие рядом с ними, образованнейшие для того времени жрецы Вавилона и Египта не смогли додуматься до истины единобожия, то где уж было вот этим людям, неграмотным, не имевшим своей письменности, которые кочевали со стадами, где им было додуматься до чего–то. Поэтому конструкция Томаса Манна отрывается от реальной библейской истории — она есть лишь размышление на эту тему».
«Клубок змей» — один из самых удачных романов Мориака. Клубок змей — метафора для семьи. «Клубок змей» написан от лица больного старика, окруженного близкими. «Близкие» ждут его смерти в ожидании наследства. Роман о семье и власти денег. Только любовь в силах победить алчность.
В своей неподражаемой остроумной притчевой манере Честертон в «Наполеоне Ноттингхилльском» рисует единственно релевантную современности антиутопию — антиутопию, где на самом деле все нормально, все вроде бы даже хорошо, «явного зла» во всяком случае не видно, но однако все понимают, что «ничего не изменишь», что «так будет всегда». Это — если я не ошибаюсь — господствующее ощущение современности. Как из него вырваться? — в два этапа — в иронии, а от иронии — в вере.
Честертон помимо прочего здесь показывает с неожиданной стороны современную иронию, манеру все воспринимать не всерьез. Герой ничего не хочет и ничего даже не думает менять, он всего навсего пошутил: альтернатива данному положению вещей появляется как фантазия, шутка. Но вот находится один человек, который «шутки не понял» (невосприимчив к постмодернистской иронии, к постмодернистским играм, к обращению с культурой всего навсего как культурой и т. д.) — воспринял шутку всерьез, поверил. Единственный способ абстрагироваться от «Системы, которую нельзя изменить» — абстрагироваться от неё в иронии: «я не здесь», «я отдельно»— это и самый «легкий», «достойный» способ сохранить лицо, подчиняясь Системе (поэтому современность столь богата стебом — так сохраняется иллюзия свободы от Системы при полном ей подчинении). И вот у Честертона один человек, всерьез уверовавший в то, что Систему можно снести, — сносит её (замечательно, что сам Честертон — христианский юморист). Короче, роман о Революции в постмодернистскую эпоху (Честертон писал, так сказать, на вырост).
«Скандал» — роман, стоящий в творчестве Эндо особняком. Стареющий японский писатель — христианин в зените своей славы. Казалось бы, он уже сказал всё, что хотел, семейная жизнь идеальна, можно отдохнуть. Но до него начинают доходить слухи, что он посещает бордели и другие подобные заведения. Что это может означать? Кто этот самозванец? Великий философский роман о зле, о темных глубинах человеческой души. Кого-то может смутить натуралистическое описание сцен жестокости и половых извращений в «Скандале». Действительно Эндо достигает большой глубины в исследовании и описании зла: но чему здесь смущаться? Зло именно такое, какое его показал японский писатель: отвратительное, мерзкое и очень близкое.
«Мост короля Людовика Святого» — лучший (по крайней мере, самый известный) роман Уайлдера. История пяти путников, которые погибли из-за обвала моста в Перу XVIII в. В судьбах этих пяти Уайлдер пытается увидеть руку Промысла. Пять увлекательных и глубоких историй, сплетенные воедино. Жанр романа «Мост короля Людовика Святого» можно определить как приключенческий философский роман.
Поделиться в соцсетях
Подписаться на свежие материалы Предания