самая лучшая экранизация стивена кинга
20 лучших экранизаций Стивена Кинга: рейтинг
Не так давно в прокате был фильм «Доктор Сон» — не столько самостоятельное произведение, сколько попытка найти компромисс между двумя концепциями ужаса — от Стивена Кинга и Стэнли Кубрика. Дело в том, что «Доктор Сон» 2013 года — литературный сиквел «Сияния», в котором повзрослевший Дэнни Торренс становится на защиту других «сияющих» детей от кровожадных вампиров, питающихся чужим даром. Но «Доктор Сон» 2019 года — экранизация, которая при всем желании не может отрицать визуальные решения и образы из «Сияния» Стэнли Кубрика. Которое Стивен Кинг до сих пор ненавидит, утверждая, что режиссер не понял семейную драму в основе его романа и упростил внутренние конфликты героев. Кубрик жаждал выпустить на экраны зло абсолютно иррациональное и потому непобедимое; Кингу же важно было оставить Джеку Торренсу шанс на искупление — шанс закрыть, заколотить и попросту сжечь свой собственный внутренний «Оверлук». В книге герой заселялся в отель, будучи сломленным, слабым и запутавшимся, но все же порядочным человеком; Джек Николсон же, по мнению Кинга, как вошел в кадр психопатом, так им и вышел.
Зато у Кубрика получилось превратить «Оверлук» в настоящее царство Аида. Со стенами, расписанными ужасами и страданиями. С обоями из человеческой кожи, наспех посаженными на эти стены кровью, чтобы поменьше пугать постояльцев. И с перепадами температур от адского пламени в котельной до вечной мерзлоты за окном. Все это звучит глупо — но только потому, что ужас, созданный Кубриком, и не объяснить словами. Дело ведь не только в геометрии кадра, низко посаженных глазах оператора, дрожащей тишине и зловещем саундтреке. Дело в чем-то еще.
Так вот: постановщик «Доктора Сна» Майк Флэнеган в этом конфликте мастеров ужаса как будто бы решил сохранить швейцарский нейтралитет: холодной непостижимости Кубрика в его фильме нет, фундаментального психологизма Кинга — тоже. Зато есть всего понемногу: картина получилась довольно страшной, очень выразительной и для 135 минут хронометража вполне динамичной. Обворожительная Ребекка Фергюсон, коренной американец Зан Маккларнон из «Фарго» и голландец Карел Стрёйкен (тот самый великан из «Твин Пикса») по‑настоящему пугают в ролях цыганствующих вампиров — древнего клана, скитающегося по Америке в поисках «пара», выходящего из растерзанных ими детей. Все сцены с детьми страшны до дрожи в коленках. Самая первая расправа напоминает о коротком рассказе Кинга про дьявола с желтыми глазами; в другой роль жертвы играет маленький гений Джейкоб Тремблей — тот самый, из «Комнаты» и «Чуда». Юэну Макгрегору работать в «Докторе Сне» непросто, потому что сценарий оставил настоящую драму Дэнни Торренса — человека, сломленного не только даром, но и долгом, — в книге. Но он все равно берет свое в финале, который радикально отличается от литературного, — и заставляет прильнуть к экранам даже тех, кто к середине фильма уже решил, что «книга лучше». «Доктор Сон» не удовлетворит ни фанатов Кинга, ни фанатов Кубрика — но кроме этих людей на свете существуют и другие зрители. И вот им здесь будет страшно и интересно.
А для поклонников писателя мы собрали еще 20 его экранизаций, взяв на себя смелость назвать их лучшими. Телеадаптации в список не вошли — их стало так много и некоторые из них настолько хороши, что им стоит посвятить отдельный рейтинг. Только дайте нам повод.
Ах да, а «Доктор Сон» в этом рейтинге пусть будет двадцать первым.
20. «1922» (вышел в 2017 году)
Фундамент почти любого романа Кинга — семья (в этом писатель по иронии судьбы похож на Уолта Диснея), и фильм Netflix «1922″ — леденящая душу иллюстрация того, как может обвалиться этот фундамент и как может прогнить отдельно взятый дом. Начало ХХ века, ранчо, мать, сын, отец, ненависть, нужда, преступление — и безумие в качестве наказания. Можно смотреть вместе с «Еленой» и «Нелюбовью».
19. «Ночной полет» (1997)
Материал, который мог бы стать идеальным эпизодом «Секретных материалов» (для которых Кинг как-то написал отличную серию про куклу-убийцу): таинственный пилот-потрошитель летает с аэродрома на аэродром, оставляя за собой трупы, а взлохмаченный журналист пытается разгадать его тайну. Журналиста, к слову, играет Мигель Феррер — агент Альберт Розенфилд из «Твин Пикса»!
18.»Игра Джеральда» (2017)
Нетфликсовский фильм, после которого Кинг и доверил режиссеру Флэнегану роман «Доктор Сон». Редкая из кинговских историй, в которых есть что-то от Хичкока: прикованная наручниками к постели красотка проводит ночь не с мужем (так получилось), а с монстрами из своего подсознания. Блестящая роль Карлы Гуджино. Кинг, кстати не любил «Сияние» Кубрика еще и за то, что в нем был упрощен характер главной героини. «Игра Джеральда» — кино, дающее представление о том, какие женщины на самом деле населяют миры Кинга. Волевые.
17. «Ловец снов» (2003)
Иногда дружные и святые мальчишки из рассказов Кинга вырастают и становятся мужчинами — со старыми обидами, неистребимой тягой к соперничеству и больными коленями. Чтобы очистить их от этой взрослой скверны, нужно вмешательство извне. Например, такое, как в «Ловце снов». И приключение как в детстве, пусть в этот раз игра в снежки и закончится для некоторых смертью.
16. «Газонокосильщик» (1992)
Редкое для Кинга заигрывание с чудесами техники, не связанными с автопромом и авиацией. Настоящий киберпанк и одно из первых предостережений массового кино о зловещих планах компьютеров и машин. Кстати, как и в «Салемовом уделе» (см. ниже), Кинг в романе переосмысливает чужой труд: история, в которой беспринципный ученый превращает в монстра своего блаженного садовника, — чистой воды «Франкенштейн» эпохи флоппи-дисков.
15. «Салемские вампиры» (1979)
Одноименный роман — остроумная эксгумация тела Дракулы с целью доставить его на американскую землю. А фильм — вполне себе предтеча «Вампиров» Джона Карпентера. Город засыпает, просыпается князь тьмы и его миньоны. У шерифа (ладно, на самом деле — писателя-неудачника) есть всего пара людей и патронов, чтобы остановить кровососов.
14. «1408» (вышел в 2007 году)
Если честно, то Клайв Баркер описывает безумие, которое может настичь оставшегося в четырех стенах человека, гораздо страшнее, чем Кинг, — но игра Джона Кьюсака и находчивость режиссера Микаэля Хофстрёма требуют, чтобы этот фильм был в нашем списке. К тому же «1408» — отличная иллюстрация к тому, что зло в историях Кинга может сделать с теми, кто отрицает его существование. Писатель-скептик заходит в проклятый номер с чувством победителя. А с чем он выходит (и выходит ли вообще) — увидите сами.
13. «Куджо» (1983)
Противостояние женщины с младенцем, запертых в машине, и собаки, взбесившейся после укуса летучей мыши, — один из самых страшных этюдов Кинга. Фильм получился под стать: в его финале есть твист, сбивающий зрителя с ног. Этот поворот сюжета интересен еще и тем, что показывает: для Кинга нет табу. Как и любой настоящий писатель, он осознает ценность слова и тот резонанс, который оно может вызвать, но все равно не боится описывать страшнейшие вещи. В его романах ужасная участь может поджидать не только взрослых, но и детей и даже младенцев — но читатель понимает, что за этим стоит не циничный расчет, а родительское отчаяние самого автора. Обычного человека с такой же семьей, как и у всех.
12. «Мертвая зона» (1983)
11. «Кладбище домашних животных» (1989)
Фильм, не транслирующий и десятой доли родительских ужасов, запечатанных в книге, но сумевший передать детское восприятие осени и смерти. Спасибо ему хотя бы за то, что сегодня у нас есть все эти «Очень странные дела». А еще по «Кладбищу домашних животных» отчетливо видно, что неторопливые и обстоятельные романы Кинга и невозможно экранизировать, не пожертвовав чем-то важным. Когда герой тащит труп кота на кладбище, в фильме проходит одна-две минуты. Когда он делает это в книге, ему открывается новое измерение — измерение тьмы, которая отныне будет слышать все его мысли.
10. «Кэрри» (1976)
Школьная пора, крылатые качели, выпускной бал, свиная кровь с потолка, подлецы за соседней партой и безумная мать дома. Роман и фильм, которые многим помогли свыкнуться с мыслью, что взрослеть страшно и неприятно — и это нормально. «Кэрри» — первый опубликованный роман Кинга, и молодой писатель (как и режиссер Брайан де Пальма, ставший пионером экранизаций Кинга), конечно, не отказал себе в удовольствии поругаться с церковью. Но потом традиционное богоборчество из его текстов в общем-то пропало. Или нет?
9. «Бегущий человек» (1987)
Нелишнее напоминание о том, что Кингу подвластны не только тюремные мелодрамы, романы воспитания и хорроры. «Бегущий человек» — самый настоящий фантастический экшен с социальной сатирой, пригодным для большой антиутопии сеттингом, богатым продакшеном и суператтракционом: Арнольдом Шварценеггером в главной роли. Фильм очень сильно отличается от книги сюжетно, но передает ее суть: реалити-шоу высасывают души. Лучше читать книги!
8. «Сердца в Атлантиде» (2001)
Драма об ученике и наставнике, разыгранная с самым лучшим в мире актером — Энтони Хопкинсом. Есть подозрение, что вся сюжетная линия «Мира Дикого Запада», в которой пожилой герой Хопкинса встречается с самим собой в детстве, выросла из этого пронзительного фильма. А еще «Сердца в Атлантиде» хороши тем, что исследуют сексуальный подтекст в творчестве Кинга — тему, за которую отчего-то не решилось взяться ни одно «Оно».
7. «Серебряная пуля» (1985)
Не то чтобы этот фильм действительно лучше предыдущих, но его хочется поощрить высоким седьмым местом — просто чтобы вы знали, что у Стивена Кинга есть не только «Салемов удел» про вампиров, но и ужастик про оборотня. На фоне современных картин, где ликантропы выглядят так, будто их снимали специалисты из National Geographic, «Серебряная пуля» выгодно отличается своими наивными спецэффектами. И эта картина просто просится, чтобы большая компания друзей посмотрела ее в одну безумную ночь с «Американским оборотнем в Париже», «Волком» с Николсоном и канадской сагой Ginger Snaps.
6. «Оно» (2017)
Решительная и безрассудная экранизация, вернувшая веру в то, что кино по Стивену Кингу может быть не только постыдным развлечением для фанатов и филлером для субботних телеэфиров, но и большой драмой, способной нарисовать коллективный портрет целого поколения. По иронии судьбы появлением этого фильма мы обязаны сериалу «Очень странные дела», который и сам всем обязан Стивену Кингу. Но лучше уж возродиться так, чем никак. Круговорот сансары.
5. «Зеленая миля» (1999)
Высокая драма об искуплении — и в то же время фильм-видеорегистратор, фиксирующий талант Кинга замечать и ласкать словами какие-то незначительные вроде бы элементы предметного мира вокруг его героев. Вроде еды. Или ручного мышонка. Но больше всего в «Зеленой миле» поражает то тихое, редко проявляющее себя в словах тепло, которое вдруг возникло в таком холодном месте, как тюрьма. Да еще и возникло между мужчинами в форме и мужчинами в робе — людьми, которым агрессия и стремление подавлять чужую волю должны быть предписаны на уровне должностных инструкций. Просто Кинг — гуманист, и подробнее об этом — ниже.
4. «Побег из Шоушенка» (1994)
В книге все герои, за исключением главного, хоть раз да произносят фразу «Я невиновен». А в основе ее, по легенде, лежит рассказ Льва Толстого «Бог правду видит, да не скоро скажет». Так это или нет, но именно «Побег из Шоушенка» доказывает, что Кинг — тот еще толстовец и величайший гуманист. Просто гуманистическая литература основана на сострадании, а страх и отчаяние — кратчайший путь его от читателя добиться.
3. «Мгла» (2007)
Просто из-за той гениальной сцены в финале (дальше абстрактный, но спойлер!), в которой герой оказывается неудачником лишь потому, что не стал бояться вместе со всеми. И из-за не менее гениальной сцены, следующей за ней и заставляющей зрителя презирать и ненавидеть героев фильма ужасов за то, что они спаслись. Мы забываем о доброте и вдруг начинаем желать смерти тем, кому только что сопереживали. Кто еще способен на такие сюжетные повороты в хоррорах? Только старые друзья Стивен Кинг и Фрэнк Дарабонт.
2. «Сияние» (1980)
Кубрик, может быть, и не понял Кинга, но обессмертил его для кинематографа. По романам писателя сделали уже полсотни фильмов, а сам он значится сценаристом 258 кинолент и телепроектов. Но не угаснет из них, кажется, только «Сияние». Есть в этой кинематографической плате Кинга за литературную славу что-то дьявольское — надеемся, он об этом еще напишет.
1. «Останься со мной» (1986)
Главная причина любить Кинга изложена в строчке из песни, ставшей названием этого хрупкого фильма о детстве: «Когда спустится тьма, я буду рядом с тобой». Кинг рядом с нами уже больше сорока лет — и всегда именно в самые темные моменты.
Подборка экранизаций по книгам Стивена Кинга
Стивен Кинг — один из самых успешных писателей нашего времени, ведь «Король ужасов» пишет не только романы-хорроры, но и драматические повести о семье, дружбе или любви. По его книгам было снято много интересных фильмов и сериалов. Поэтому, сегодня я собрал самые известные экранизации произведений Стивена Кинга.
Оно/Оно 2
1408 — американский хоррор с элементами триллера, который вышел в 2007 году. В центре сюжета — знаменитый писатель Майк Энслин, который пишет роман о мистических и странных явлениях в отелях. Он не верит в существование призраков и загробную жизнь, поэтому едет в гостиницу «Дельфин», чтобы поселится в печально известную комнату под номером 1408. Старший управляющий отелем Джеральд предостерегает писателя об опасности, рассказывая ему о суицидах или обычных смертях, которые происходили в комнате 1408. Несмотря на эти предупреждения, Майк выпрашивает ключи от номера, даже не догадываясь, что его ожидает за дверями комнаты 1408.
Способный ученик
Способный ученик — драматический триллер от Брайана Сингера, вышедший в 1998 году. В фильме рассказывается история шестнадцатилетнего парня Тодда Боудена, который был первым по успеваемости в своей школе. Однажды, учитель истории повествует об временах Холокоста, и юноша сильно увлекается этим предметом. Он находит различную информацию о концлагерях и пытках, которые там происходили. Со временем, Тодд узнает, что его сосед Артур Денкер изменил свое имя на Курт Дюссандер, потому что в юношеские годы он был нацистским военным преступником.
Теперь, школьник шантажирует деда, что все о нем расскажет, если он не поведает ему тайны и методы пыток, происходившие в концентрационных лагерях. Через несколько месяцев, успеваемость Тодда ухудшается, ведь он почти все время проводит со стариком, слушая жестокие рассказы о военных временах. Из-за этого, школьному наставнику Эдварду Фрэнчу приходится вызвать родителей Тодда, но подросток слишком умен, чтобы просто смирится со своей судьбой и дать возможность родителям узнать о его несовершенствах в учебе. Чтобы не выказать себя, юноша дает поручение своему пожилому соседу Курту пойти в школу, в качестве его дедушки. В конце фильма, зрители узнают: сможет ли парень скрыть свое участие в жизни нацистского преступника?
Тайное окно
Тайное окно — триллер с элементами детектива, в главных ролях которого снялся всем известный актер Джонни Депп. Фильм вышел на экраны в 2004 году. Сюжет рассказывает о писателе Морте Рейни, который переживает нелегкие времена: жена требует от него развода, а карьера писателя сошла на нет. Каждый день Морт либо спит, либо смотрит на экран компьютера. Однако, со временем, в его тихую, скучную жизнь врывается неизвестный мужчина в черной шляпе. Представившись Кокни Шутером, он говорит, что Морт скопировал его труды. Рейни находит все факты и узнает, что он написал этот рассказ на два года раньше Шутера. Но мужчина не верит и ждет доказательств: копию журнала, где Морт опубликовал свое писание. Пока он не найдет журнал, человек в черной шляпе будет докучать писателю и его жене.
Мизери
Мизери — хоррор с элементами драмы и триллера, вышедший в 1990 году. Действия фильма начинаются когда известный писатель Пол Шелдон едет в Лос-Анджелес. Из-за метели, его авто сносит с дороги и он попадает в аварию. Придя в себя, Пол узнает, что его нашла и привезла к себе домой медсестра Энни Уилкс. Во время разговора, она сообщает писателю, что давно является его поклонницей «номер один». Дописывая свой роман, Шелдон предлагает его своей спасительнице.
Когда медсестра прочитала конец произведения, она сильно разгневалась, ведь героиня серии романов Мизери — умирает. Энни заставляет Пола «вернуть к жизни» персонажа, и он, в конце концов, соглашается. В скорости, мужчина находит на столе вырезки из газет о своем исчезновении и об убийствах детей, в которых подозревается Энни Уилкс. После этого, она привязывает писателя к кровати и разбивает его ноги молотком. Через некоторое время, Пол просит разрешения медсестры на продолжение романа. Потом, он сжигает оконченную рукопись и убивает Энни. Через восемнадцать месяцев, Пол приезжает в ресторан, чтобы поговорить со своим агентом. К ним подходит официантка и говорит писателю: «Я ваша поклонница номер один».
Ловец снов
Побег из Шоушенка
Побег из Шоушенка — американская драма по мотивам повести «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка», которая вышла в 1994 году. Это одна из самых популярных экранизаций Стивена Кинга, достойно оцененных кинокритиками. В центре сюжета — бухгалтер по имени Энди Дюфрейн, которого обвиняют в убийстве супруги и ее любовника, после чего он попадает в тюрьму Шоушенк. Там он понимает, что все, кто попал сюда становится рабом этих стен до конца своей жизни. Поэтому, бухгалтер начинает использовать живой ум и доброе сердце, чтобы найти подход к охранникам и заключенным, добиваясь их благосклонности.
Игра Джеральда
Игра Джеральда — триллер с элементами драмы, вышедший в 2017 году. Сюжет рассказывает историю Джесси, которая должна спастись и убежать из загородного дома, что, постепенно, превращается в ужасающую камеру пыток. Муж приковал ее наручниками к кровати, чтобы попробовать новые сексуальные игры, но его сердце не выдержало и он упал замертво. Теперь, Джесси не знает, что ей делать, а страхи, которые она испытала в подростковом возрасте, преследуют ее.
Доктор Сон
Кладбище домашних животных
Кладбище домашних животных — фильм ужасов с элементами триллера и детектива, который вышел в 2019 году. По сюжету, Луис Крид со своей семьей переезжает в маленький город, чтобы работать там врачом. Однажды, Луис узнает, что его жилье находится рядом с Кладбищем домашних животных. Именно здесь, на старом индейском кладбище, доктор закапывает любимого кота своей дочери Черча, которого сбил грузовик. В скорости, Черч приходит в дом Луиса, но, похоже, он уже не является тем ласковым питомцем, которого обожала дочь семейства.
Лучшие фильмы и сериалы по книгам Стивена Кинга
Это список из 14-ти лучших экранизаций книг «Короля ужасов» Стивена Кинга. С фильма «Кэрри» 1976-го года по сериал «Чужак» 2020-го по мотивам произведений этого писателя было снято 272 проекта, включая короткометражки, сериалы и мини-сериалы. Этот топ для тех, кто уже видел такое рейтинговое кино, как «Побег из Шоушенка», «Мизери» и «Сияние», читал романы Кинга и хочет увидеть любимых героев, воплощенных известными актерами на экране, а также для тех, кто хочет насладиться качественно снятыми мистическими триллерами, психологическими драмами, детективами с примесью фантастики и гротескными хоррорами.
Доктор Сон
Рейтинг Кинопоиска: 7,2
Рейтинг IMDb: 7,4
Год: 2019
Страна: Великобритания, США, Канада
Режиссер: Майк Флэнеган («Призраки дома на холме», «Игра Джералда», «Сомния», «Окулус»)
Жанр: ужасы, триллер, драма, фэнтези
Фильм является продолжением книги Стивена Кинга «Сияние» и одноименной экранизации Кубрика. Маленький Дэнни вырос и превратился в копию своего отца с неконтролируемыми приступами агрессии и тягой к спиртному. Он заглушает алкоголем свои экстрасенсорные способности, чтобы его не преследовали призраки из отеля «Оверлук». И благодаря этому его пока еще не нашли участники общества «Тайный Узел». Они охотятся на «сияющих» детей и потребляют их «пар» (психическую сущность), который высвобождается во время пыток и убийства. Это необходимо им для вечной жизни, как вампирам — человеческая кровь.
Дэнни понимает, что упал на дно, когда он ворует деньги у матери-одиночки. Он принимает решение начать жизнь с чистого листа: переезжает в Новую Англию, проходит курс реабилитации и устраивается на работу в хоспис. С помощью своего «сияния» он успокаивает умирающих, за что его и называют «Доктор Сон». Вновь обретенные способности Дэнни выводят на него такого же «сияющего» ребенка Абру. Они общаются телепатически до тех пор, пока на девочку не выходит «Тайный Узел» во главе с вампиром Роуз.
Флэнеган постарался угодить и поклонникам романов Кинга, и почитателям фильма Кубрика. Как известно, писатель не любил «Сияние» за то, что режиссер с самого начала показал Джека Торренса как сумасшедшего и забыл про его борьбу за свое психическое здоровье. В «Докторе Сне» Флэнеган постарался не отходить от текста. Он показал и кинговские мотивы борьбы с подсознательными страхами и влиянии детства на взрослую жизнь, и опасных монстров, живущих среди нас, и символ вечной памяти и неотпускающего прошлого — мрачный отель «Оверлук». Поклон в сторону Кубрика, в свою очередь, выразился в до неприличия скопированных эпизодах, которые были пересняты с новыми актерами: призраки-близняшки, проезд маленького мальчика по коридорам, существо в ванной могут показаться сначала неумелым косплеем, а затем почтительным реверансом с нотками нахальства и попыткой достичь собственного визуального языка.
Основа для экранизации: роман Стивена Кинга «Доктор Сон» (2013), посвященный музыканту Уоррену Зивону, бестселлер за 2013-й год.
Рейтинг Кинопоиска: 7,3
Рейтинг IMDb: 7,3
Год: 2017
Страна: США, Канада
Режиссер: Андрес Мускетти («Мама», «Оно 2»)
Жанр: ужасы, фэнтези, драма, детектив
Фильм рассказывает о жизни городка Дерри, где каждые 27 лет учащаются пропажи дети. Октябрь 1988-го года открывает новый сезон исчезновений. В одно дождливое утро подросток Билл помогает младшему брату Джорджи построить бумажный кораблик, а затем отпускает его одного на улицу. Мальчик натыкается на странного клоуна, живущего в канализационной трубе, и больше не возвращается домой. Через несколько месяцев компания подростков назовет себя «Клубом неудачников», столкнется со своими кошмарами, форму которых легко может принять клоун Пеннивайз, и решится на борьбу с этим древним могущественным убийцей, пожирающим детей.
Фильм можно отнести к хоррорам с «бу-моментами». Но все они оригинальны, так как у каждого героя есть свой собственный страх: у ипохондрика Энди — заразный бомж, у Билла — мертвый брат, у подвергающейся насилию со стороны отца Беверли — кровь. Иногда эти моменты настолько же страшны, насколько комичны (например, танцующий клоун с жуткой улыбкой) и это ничуть не мешает мрачной атмосфере хоррора, а придает фильму особый шарм. И хотя история разбивается на несколько частей, исследуя причины страхов каждого персонажа, она все же неразрывно связывает их одним мотивом — взрослением подростков через сильное эмоциональное потрясение и преодоление себя.
Взрослых людей в картине не много. А те, которые есть, либо мешают главным героям достигнуть поставленной цели, либо вовсе представляют собой серьезную опасность, как, например, отец Беверли. И поэтому подростки вынуждены бороться не только против опасного клоуна, но и жестокого мира, который избивает их (старшие ребята в школе), унижает (родители дома) и просто пугает (старый аптекарь, который засматривается на малолеток).
Основа для экранизации: роман Стивена Кинга «Оно» (1986). По этой книге режиссер Томми Ли Уоллес снял одноименный фильм в 1990-м году.
Рейтинг Кинопоиска: 7,6
Рейтинг IMDb: 7,1
Год: 2007
Страна: США
Режиссер: Фрэнк Дарабонт («Зеленая миля», «Побег из Шоушенко»,»Ходячие мертвецы»)
Жанр: ужасы, триллер, фантастика
Фильм начинается с того, что художник Дэвид Дрейтон и его жена Стефани рассматривают нанесенный ураганом ущерб их дому. Они подходят к берегу озера и замечают густой белый туман, который спускается с гор. Не придавая этому особого значения, Дэвид берет сына Билли и соседа Брента и отправляется в супермаркет за покупками. Ураган лишил весь город электричества и телефонной связи. Так что, когда магазин накрывает туман, а таинственные существа, живущие в нем, убивают первого человека, пытавшегося пробраться к своей машине, посетители оказываются отрезанными от всего мира.
Они не могут позвонить близким и с ужасом ждут наступления темноты. Среди напуганных людей оказывается религиозная фанатичка, которая уверена в том, что эта «кара Божья». В любой другой ситуации кричащую старушку приняли бы за сумасшедшую, но когда в витрины стучатся чудовища — люди прислушиваются к тому, кто может дать хоть крупицу информации о страшной ситуации.
Этот фильм пугает не столько птеродактилями за окном и разорванными пополам телами, сколько тем, как же быстро человек может деградировать из цивилизованного гражданина с моральными устоями в пугливое животное, способное на жертвоприношение ребенка. Даже если эта жертва лишь дает надежду на спасение, а не выписывает билет в безопасность с гарантией. И вдруг оказывается, что самый страшный монстр сидит в самом человеке: в мужчинах, которые отказались сопроводить женщину к ее детям, и в женщинах, которые готовы бросить солдата на съедение огромному богомолу. Также стоит отметить, что в фильме изменена открытая концовка из произведения Кинга на более точную и шокирующую.
Основа для экранизации: повесть Стивена Кинга «Туман» (1980). В 2017-м году был снят одноименный сериал по этой книге.
Рейтинг Кинопоиска: 7,7
Рейтинг IMDb: 6,8
Год: 2007
Страна: США
Режиссер: Микаэль Хофстрём («Зло», «Цена измены»)
Жанр: ужасы, триллер
Сюжет фильма рассказывает о писателе Майке Энслине, который занимается составлением путеводителей по паранормальным местам, например, «10 мистических мест Нью-Йорка». Но, проходя их сам, в конце обязательно приписывает что-то вроде «сверхъестественного не обнаружено, но лимонный торт в кафешке около кладбища восхитителен». Он не верит в призраков и старается разоблачать рекламные компании заведений, которые уверяют, что у них в доме «люди ходили по потолку». Похожий буклет Майк получает от отеля «Дельфин», который просит постояльцев не заселяться в номер 1408. Он не может удержаться от такого соблазна и едет в гостиницу на одну ночь, чтобы изучить обстановку.
Оказывается, что за почти столетнюю историю существования «Дельфина» 56 постояльцев проклятого номера умерли в нем различными способами, в том числе, выпрыгнув из окна и подавившись куриным бульоном. Сначала Майк не видит в номере ничего сверхъестественного, но затем фильм вспоминает о том, что он хоррор, часы на тумбочке начинают обратный часовой отсчет и все страхи циничного писателя выползают наружу.
Фантазия автора произведения в изощренных мучениях персонажа превосходит всякие границы. Но алкоголизм главного героя фильма делает монстров в вентиляции, кровь из стен и собеседника, ожившего с изображения на бутылке «Абсолюта», больше похожими на пьяный бред или жестокую шутку разозлившихся хиппи, что-то подсыпавших ему в стакан. Он никак не может поверить в происходящее. События комнаты 1408 напоминают тот сон, где человек пытается убежать от монстра, но почему-то его ноги становятся ватными, а время вокруг замедляется и только чудовище бежит быстрее скорости света. Так и Майк пытается убежать от личного горя и мук совести, но они оборачиваются кошмаром.
Основа для экранизации: рассказ Стивена Кинга «1408» (1999), который писатель изначально задумывал как пример к своим литературоведческим мемуарам «Как писать книги» и не планировал заканчивать, но затем увлекся и дописал.
Тайное окно
Рейтинг Кинопоиска: 7,2
Рейтинг IMDb: 6,6
Год: 2004
Страна: США
Режиссер: Дэвид Кепп («Город призраков», «Срочная доставка»)
Жанр: триллер, детектив
Сюжет фильма сосредоточен на Морте Рейни (Джонни Деппа) — писателе, находящемся в творческом кризисе. Он коротает свое одиночество в доме у озера и иногда видится с женой, чтобы в очередной раз отказаться подписать документы о разводе. Целыми днями он смотрит в экран монитора и пытается выдавить из себя хоть одну строчку нового произведения. Эту атмосферу безнадежности и тоски нарушает человек в черной шляпе — Кокни Шутер. Он приходит в дом Рейни с обвинением в плагиате рассказа. Его также задевает, что писатель изменил концовку. Рейни выясняет, что написал его за два года до Шутера.
В качестве доказательства ему необходимо найти копию журнала с публикацией его произведения. А пока он это не сделал, человек в черной шляпе все больше будет проявлять свою маньяческую одержимую сущность, в припадках доходя даже до убийства живого существа.
И хотя огромное количество экранного времени фильма занимают метания и раздумья главного героя, но на это все равно интересно смотреть, во-первых, благодаря актерскому таланту Деппа, во-вторых, потому что потихоньку начинаешь осознавать, что его глубокая депрессия, иногда переходящая в манию, м как-то связывает писателя с антагонистом. И он, кажется, даже причастен ко всем этим ужасным поступкам. Но если обратить свое внимание на детали фильма (а они показы достаточно умелой операторской работой), то можно даже догадаться, в чем тут дело, до наступления развязки.
Основа для экранизации: повесть Стивена Кинга «Секретное окно, секретный сад» (1990).
Рейтинг Кинопоиска: 6,3
Рейтинг IMDb: 6,3
Год: 2017
Страна: США
Режиссер: Зак Хилдитч («Последние часы»)
Жанр: ужасы, криминал, драма
И хотя полицию удается обмануть, но наказание у Кинга далеко не всегда означает заключение за решетку. Преступников ждет кое-что пострашнее, а начинается их путь искупления с того, что Уилфреда преследует обгладавшие его жену крысы, а соседская дочка оказывается беременна. Так что фильм можно отнести не к жанру хоррора (пугающих моментов с крысами, призраком Арлетт и другими потусторонними явлениями или играми разума Уилфрида можно по пальцам одной руки пересчитать), а скорее к криминальной драме с элементами психологического триллера.
Стоит также отметить замечательную работу художника-постановщика, который со всей ответственностью подошел к деталям интерьера, костюмам, прическам и аксессуарам того времени. Огромную роль в успешности фильма сыграл и актер Томас Джейн, который смог воплотить на экране и отчаянного фермера, для которого земля — это смысл жизни, и хладнокровного убийцу, поднявшего руку на когда-то любимую жену, и высушенного грешника, который одним поступком смог загубить жизни сразу нескольких людей.
Основа для экранизации: повесть Стивена Кинга «1922» (2010).
Игра Джеральда
Рейтинг Кинопоиска: 6,5
Рейтинг IMDb: 6,6
Год: 2017
Страна: США
Режиссер: Майк Флэнеган («Доктор сон», «Призраки дома на холме», «Сомния», «Окулус»)
Жанр: триллер, драма
Фильм рассказывает о семейной паре Джеральда и Джесси, которая отправляется в загородный домик у озера, чтобы провести время вдвоем и наладить отношения. Вечером Джеральд предлагает супруге разнообразить сексуальную жизнь и заковывает ее в наручники. Женщина, которая изначально относится с недоверием к этой затее, затем и вовсе начинает сопротивляться, боясь быть изнасилованной собственным мужем. После нескольких ее ударов ногами Джеральд замертво падает с сердечным приступом, а Джесси остается прикованной к кровати с мертвым мужем на полу и воющей голодной собакой, блуждающей по пустующему поселку. Курортный сезон закончился, так что людей в округе нет, — звать на помощь бесполезно.
Ситуация кажется безвыходной. К тому же, женщина должна справиться не только с физически ощутимыми наручниками на своих запястьях, но и оковами, которые на нее еще в детстве повесил маньяк-отец, а затем окончательно замкнул муж с комплексом неполноценности, вымещающий свои проблемы на жене-домохозяйке. Джесси предстоит понять, в какой момент она сделала «поворот не туда», который привел ее к этой жизни и к этому распятию на кровати.
Фильм проникнут атмосферой беспомощности и леденящего страха, причем не только страха человека погибнуть от обезвоживания в такой смешной и одновременно ужасной ситуации, но и страха женщины, которая пала духом и уже давно слепо подчинялась другим людям. Ей придется побороть собственные страхи, выслушать голоса всех своих личностей, на которые она раскололась под воздействием сильнейшего стресса, и наконец-то повзрослеть.
Основа для экранизации: роман Стивена Кинга «Игра Джералда» (1922), бестселлер за 1992-й год. Перекликается с другой книгой писателя «Долорес Клейборн» — в полуобморочном состоянии Джесси пару раз видит Долорес как видение. Оба романа рассуждают о положении женщины в обществе и затрагивают тему насилия в семье.
Сердца в Атлантиде
Рейтинг Кинопоиска: 7,6
Рейтинг IMDb: 6,9
Год: 2001
Страна: США
Режиссер: Скотт Хикс («Блеск», Счастливчик»)
Жанр: драма, мистика
История фильма сосредоточена на Роберте Гарфилде, который едет в родной город на кладбище, где должны пройти похороны друга детства. Посещая свой заброшенный дом, мужчина предается воспоминаниям о событиях того времени, когда ему было 11 лет. Таким образом, большая часть фильма представляет собой ретроспективу. В 60-х он живет с эгоистичной матерью-одиночкой. На его день рождения она дарит ему читательский билет вместо желанного велосипеда, сославшись на нехватку денег, хотя у самой шкаф ломится от новых вещей. Также мать берет к ним в дом постояльца — пожилого мужчину Теда Бротигена (Энтони Хопкинса).
И в то время, пока женщина занимается работой и пытается построить отношения с боссом, Тед становится для Бобби отцом, наставником и просто хорошим другом. Он даже дает ему деньги, правда, взамен на то, чтобы ребенок читал ему газету и следил, не появляются ли на улицах страшные люди в серых костюмах. Совсем скоро мальчик выясняет, что старик — ясновидящий, который может усиливать дар других людей через прикосновения и видеть их души насквозь. А таинственные люди в серых плащах — «низшие», которые пытаются похитить Теда, чтобы использовать его дар для разрушения мира.
Этот фильм о беззаботном детстве и о том, как оно заканчивается с первым враньем, первым предательством и первым серьезным страданием. Он о матери, которая проявляет свою «заботу» только в том, что подозревает наставника ребенка в педофилии. А еще он о скоротечности времени и счастливых моментах, которые надо ловить за хвост и запечатывать в своей памяти, чтобы потом было легче справиться с болью, когда оставляешь свое сердце в Атлантиде.
Основа для экранизации: повесть Стивена Кинга «Низкие люди в желтых плащах» — одна из пяти в книге «Сердца в Атлантиде».
Зеленая миля
Рейтинг Кинопоиска: 9,1
Рейтинг IMDb: 8,6
Год: 1999
Страна: США
Режиссер: Фрэнк Дарабонт («Мгла», «Ходячие мертвецы», «Побег из Шоушенка»)
Жанр: фантастика, драма, криминал
Зеленая миля — это коридор блока «Е» федеральной тюрьмы «Холодная гора» штата Луизиана, по которой идут в свой последний путь приговоренные к смерти на электрическом стуле. Свое название она получила по цвету краски пола. Действие фильма происходит в 1935-м году. Одного из надзирателей блока «Е» зовут Пол Эджкомб. Он спокоен и уравновешен, относится к заключенным настолько хорошо, насколько вообще можно относится к убийцам и насильникам.
А вот другой надзиратель — Перси Уэтмор — напротив, всячески издевается над преступниками. Он племянник жены губернатора, поэтому все его садисткие выходки сходят ему с рук. Привычный распорядок тюрьмы нарушает новый заключенный — Джон Коффи (интересный факт — инициалы Джона Коффи (J.C.), как писал Стивен Кинг, соответствуют инициалам Иисуса Христа (Jesus Christ). Этого огромного афроамериканца обвинили в изнасиловании и убийстве двух детей. Но его странное, почти детское, поведение, доброта в глазах, а также сверхъестественная способность исцелять заставляет Пола Эджкомба начать сомневаться в его виновности.
Этот фильм находится на второй строчке по рейтингам Кинопоиска (после тоже кинговского «Побега из Шоушенка»). Он не лишен христианских мотивов и, по-своему, рассказывает об истинной доброте, несправедливости мироздания, сложной работе быть всепрощающим и бесконечно щедрым. И пусть не каждый, кто будет смотреть, разразится рыданием на финальных титрах или испытает катарсис, но не получить сильнейшие эмоции от этой истории просто невозможно.
Основа для экранизации: роман Стивена Кинга «Зеленая миля» (1996).
Способный ученик
Рейтинг Кинопоиска: 7,1
Рейтинг IMDb: 6,7
Год: 1997
Страна: США, Франция, Канада
Режиссер: Брайан Сингер («Люди Икс», «Люди Икс 2», «Доктор Хаус», «Операция «Валькирия», «Богемская рапсодия»)
Жанр: триллер, драма, криминал
Фильм рассказывает историю Тодда Боудена — 16-летнего отличника, который мечтает стать детективом и увлекается историей, особенно той, которой связана с нацизмом. Он читает старые газеты и в одной из них находит фотографию немецкого офицера Курта Дюссандера, который в военное время был комендантом концлагеря. Он узнает в нем своего старого соседа — Артура Денкера. Зашуганный старик соглашается рассказывать ему об кошмарах концлагерей в обмен на молчание.
Но шантаж Тодда вскоре превращается в опасную игру в «кошки-мышки», где «ученик» и «наставник» постоянно меняются местами, издеваясь друг над другом и обманывая. Дюссандер развивает в мальчике изворотливость, подпитывает его жестокость рассказами о смерти невинных людей и, в общем-то, занимается моральным разложением мягкого и податливого ума ребенка. А Тодд, в свою очередь, вытаскивает наружу то зло, которое военный-убийца бережно хранил внутри себя целых 40 лет. Критики отмечали в фильме провокационный подход к теме холокоста и неоднозначную оценку действия героев и их нацистскому настроению.
Основа для экранизации: повесть Стивена Кинга «Способный ученик» (1982) — одна из четырех в книге «Четыре сезона».
Фильм снят по поздней, расширенной версии версии книги. При этом сценарий отличается от обеих версий возрастом главного героя (в повести ему 13, в фильме 16) и концовкой (в фильме она более мягкая).
Ночной полет
Рейтинг Кинопоиска: 6,4
Рейтинг IMDb: 6,0
Год: 1997
Страна: США, Италия
Режиссер: Марк Павиа («Небольшая авария»)
Жанр: ужасы, фэнтези, детектив
Фильм рассказывает о циничном журналисте Ричарде Дизе, девиз жизни которого: «Никогда не пиши о том, во что веришь, никогда не верь в то, о чем пишешь». Когда-то он был большой шишкой в прессе, создавая сенсационные материалы о маньяках и убийцах с идеально поставленными фотографиями с места преступления. Но сейчас его время ушло. Он пишет никому не нужные статьи в журнал Inside View и уже не надеется вернуть былую славу.
Главный редактор журнала поручает ему дело о таинственном пилоте, который ночью садится на аэродромы, а, улетая, оставляет за собой обескровленные трупы. Но Диз отказывается, уверенный в том, что это лишь выдумки. Тогда редактор поручает написать об этом молодой журналистке Кэтрин Блэр. И только после того, как она подтверждает наличие окровавленных трупов и делает первые наработки материала, Диз присоединяется, чтобы выяснить, кто орудует по ночам — сверхъестественное существо или жестокий маньяк, прикрывающийся вампирским имиджем.
Фильм показывает, как далеко иногда может зайти журналист в своих стремлениях даже не докопаться до правды, а именно написать сенсационный материал. В какой-то момент он переступает черту, за которой уже не ощущает сочувствия к жертве, а ищет на кладбище правильный ракурс для съёмки, не страшится маньяка, а ждёт, пока он наконец-то убьёт следующего человека, чтобы написать об этом статью. И кажется, что вот он уже жаждет крови не меньше, чем убийца.
Основа для экранизации: рассказ Стивена Кинга «Летающий в ночи» (1988), включенный в сборник рассказов «Ночные кошмары и фантастические видения».
Долорес Клэйборн
Рейтинг Кинопоиска: 7,8
Рейтинг IMDb: 7,4
Год: 1995
Страна: США
Режиссер: Тейлор Хэкфорд («Рэй», «Адвокат дьявола», «За кровь платят кровью»)
Жанр: триллер, драма, детектив
В центре сюжета фильма — 65-летняя Долорес Клэйборн, которую подозревают в причастности к смерти своей богатой хозяйки. То, что женщина, которая давно уже на ногах не стоит, а умерла от падения с лестницы, ещё больше усиливает подозрения шерифа. Он с остервенением ведёт это дело, ведь для него посадить Долорес за решётку — это своеобразный реванш. Много лет назад ее муж погиб при странных обстоятельствах. Но тогда улик оказалось недостаточно. Есть, впрочем, в этой истории и свои плюсы. В город возвращается дочь Долорес — Селина. После своего отъезда она не общалась с матерью, так как считала ее виновной в смерти отца. Но теперь им обеим придётся ещё раз окунуться в события того дня, когда затмение помогло одной женщине обрести свободу от вора, тирана и насильника.
В этом фильме нет мистики, нет фантастики, а только семейная драма о женщине, которая изнурительным трудом пытается накопить на образование ребёнка, мужчине, который спускает эти сбережения на выпивку, и дочери, которая пытается похоронить в своем сознании страшную тайну о нескольких эпизодах из своего детства. Это кино рассказывает о тонкой грани намеренного убийства и убийства как средства самообороны, о несовершенстве системы защиты прав женщин и о силе матери, которая готова на все ради своего ребёнка.
Основа для экранизации: роман Стивена Кинга «Долорес Клэйборн» (1992), который он посвятил своей матери Нелли Рут Пиллсбери-Кинг.
Чужак
Рейтинг Кинопоиска: 7,2
Рейтинг IMDb: 8,0
Год: 2020
Страна: США
Режиссёры: Эндрю Бернштейн («Кастл Рок», «Доктор Хаус»), Джейсон Бейтман («Озарк»), Шарлотта Брандсторм («Ведьмак», «Двойник»), Джастин Диллард, Карин Кусама («Секс в другом городе», «Чикаго в огне»), Игорь Мартинович, Даина Рейд («Рассказ служанки»)
Жанр: триллер, детектив, криминал
В небольшом американском городке находят изуродованный труп маленького мальчика со следами человеческих укусов. За дело берется детектив Ральф Андерсон, у которого совсем недавно умер сын. Все улики, в том числе ДНК, показания свидетелей и записи с камер видеонаблюдения указывают на тренера Малой бейсбольной лиги Терри Мейтленда. Его театрально арестовывают прямо во время матча. Но радость полиции прерывает семейный адвокат Мейтленда. Он нанимает частного следователя, который предъявляет убедительное алиби своего клиента — Терри в момент убийства находился на научной конференции в 100 км от города. Это могут подтвердить многочисленные свидетели и записи с камер. И пока детектив пытается связать противоречивые факты, родственники убитого подумывают о суде Линча.
Мини-сериал, сначала похожий на скандинавский детективный нуар, затем превращается в мистический триллер с таинственными происшествиями на кладбище, существами из литературы эпохи романтизма и частным сыщиком со сверхъестественными способностями. А депрессивную атмосферу создают лишённые света кадры, где в темноте скрывается нечто пугающее для зрителей и персонажей, тревожная классическая музыка и острые ракурсы.
Основа для экранизации: детективный роман Стивена Кинга «Чужак» (2018)
11/22/63
Рейтинг Кинопоиска: 7,8
Рейтинг IMDb: 8,2
Год: 2016
Страна: США
Режиссеры: Джеймс Стронг («Аббатство Даунтон»), Фред Туа («Пацаны», «Мир Дикого Запада»), Кевин Макдональд («Касаясь пустоты»), Джеймс Кент («Американское преступление»), Джеймс Франко («Горе-творец», Двойка»), Джон Коулз («Мистер Мерседес», «Грешница», «Карточный домик»)
Жанр: фантастика, триллер, драма, детектив
22 ноября 1963-го года произошло убийство 35-го президента США Джона Кеннеди. Это событие повлияло на политику и экономику страны и всего мира. Есть те, кто утверждает, что произошедшее было к лучшему. Другие же уверены, что будь Кеннеди жив — страна избежала бы вьетнамского позора и вообще мир был бы лучше и трава зеленее. Ко второму типу относится учитель английского языка Джейк Эппинг. Он отправляется в опасное путешествие в прошлое, чтобы найти Ли Харви Освальда, а также остальных людей, причастных к убийству, и помешать им. Но, кажется, само время сопротивляется изменению хода истории, подбрасывая Джейку препятствия одно за другим. К тому же, мужчина умудряется влюбиться в прекрасную девушку, устроиться на работу в местную школу и привыкнуть к жизни в стильных 60-х.
Сериал, как и книга Стивена Кинга, ностальгически восхищенно относится к эпохе широкополых шляп, музыки из автоматов, глянцевых разноцветных машин, платьев с пышной летящей юбкой и двубортных пиджаков. Поэтому картинка послевоенной беспечной Америки выглядит очень красочной. Что касается эмоциональной наполненности картины, то любовная линия главного героя со всеми расставаниями, встречами, трагедиями и страстями проходит сквозь весь сериал, впрочем, не отвлекая от главной темы — своевольного изменения хода истории в попытке сделать ее «лучше». Но человеческий мозг не может до конца рассчитать все варианты развития событий. А значит, изменение истории может быть губительно для всего мира.
Основа для экранизации: научно-фантастический роман Стивена Кинга «11/22/63» (2011)
Мистер Мерседес
Рейтинг Кинопоиска: 7,4
Рейтинг IMDb: 7,9
Год: 2017-.
Страна: США
Режиссер: Джек Бендер («Игра престолов», «Остаться в живых», «Клан Сопрано»), Лора Иннес («Как избежать наказания за убийство», «Доктор Хаус»), Джон Крузо («Грешница», «Карточный домик»), Кевин Хукс («Касл-рок», «Орвилл», «Проповедник»), Питер Уэллер («Под куполом»), Майкл Леоне («Холм одного дерева»)
Жанр: фантастика, триллер, детектив
Сюжет сериала рассказывает о полицейском Билле Ходжесе, который, даже уйдя на пенсию, никак не может забыть о деле двухлетней давности. Тогда неизвестный на «мерседесе» сбил насмерть 16 человек. И может быть это не стало бы для него «делом всей жизни», но сумасшедший присылает Ходжесу саркастическое письмо, где издевается над беспомощностью детектива и рассказывает о своем намерении продолжить убивать людей. И речь тут идет не о десятках, а о сотнях невинных жизней. Тогда отставной детектив, который в последнее время только и занимается тем, что лежит на диване, да иногда ругает соседских мальчишек, вместо того, чтобы испугаться за сохранность собственной жизни и жизни своей жены, заново начинает расследование, но теперь в одиночку.
В сериале нет загадки в личности преступника, по крайне мере, для зрителя. С самого начала на экране появляется молодой парень, слушающий гаражный панк-рок и наслаждающийся всплесками крови из-под колес автомобиля. Поэтому зритель может наблюдать за параллельным развитием в линиях персонажей, их противостоянием и перетягиванием инициативы. Ходжес не проявляет чудеса дедукции, но в упорстве ему точно нельзя отказать. Мистер Мерседес представляет из себя вселенское зло, но и у него есть свои слабые стороны. Итак, есть погоня и есть достойные противники, есть кровавый натурализм и музыка со старых виниловых пластинок, есть старик с мыслями о самоубийстве и безумный маньяк — и все это в безнадежной атмосфере фильмов по Кингу и блестящей актерской игрой Брендана Глисона (Ходжес).
Основа для экранизации: роман Стивена Кинга «Мистер Мерседес» (2014) в жанре «крутого романа» (субжанр американской массовой культуры, в основе которого напряженный сюжет, грубая манера повествования в духе Эрнеста Хэмингуэя и Джона Дос Пассоса). Книга была отмечена премией «Эдгар». Про детектива Ходжеса (главного героя книги и фильма) Кинг написал еще два романа — «Кто нашел, берет себе» и «Пост сдал».