самая лучшая часть меня
Почему Far Cry Primal — лучшая часть серии
Far Cry 6 — это, конечно, хорошо, но за предыдущие 5 частей стало понятно, что в восприятии игр серии самую важную роль играет не геймплей (он одинаковый!) и не сюжет, а нечто иное. Что-то неуловимое в сеттинге: кто-то готов простить все что угодно за тибетские пагоды и песнопения буддийских монахов, кто-то — за реднековскую удаль или тропические приключения. Говорить о лучшей части можно только субъективно, и конкретно для меня это Far Cry Primal — самая трансовая, неспешная и фэнтезийная.
Ниже вас ждет тьма спойлеров, поэтому если не играли, читайте на свой страх и риск.
Едва ли не главное: музыка
Музыку для Far Cry Primal написал Джейсон Грейвс — автор саундтрека к Dead Space, Tomb Raider, Until Dawn и F.E.A.R. 3 и Might & Magic Heroes VI. И здесь она просто невероятная. Она вводит в нужное трансовое состояние, бодрит, настраивает на безумие битвы и заставляет прочувствовать атмосферу необъяснимой тайны. В общем, делает все, чтобы ощутить себя древним и неудержимым охотником и воителем. Во многом благодаря ней я позже угорел по ритуал-эмбиенту, вроде Paleowolf и даже более «научным» попыткам возродить палеолитическую музыку (Art of Primitive Sound).
Величие «Окончательной смерти»
Дополнительный параметр «Окончательная смерть» (особенно, если включить его вместе с режимом хардкора) — лучшее, что можно было придумать для подобной игры. Этот параметр, насколько я знаю, появился не сразу, так что многие умудрились его пропустить. Но, уверяю, это просто нечто. Осознание того, что можешь где-нибудь в середине игры умереть, просто на секунду потеряв бдительность и напоровшись на лося (так я умер в первый раз), превращает всю игру в нескончаемую боевую медитацию. Ты всегда настороже, ты одновременно дьявольски спокоен и готов к взрывному импульсу. Это обостряет все эмоции и делает краски ярче. Рутина никогда не захватит тебя надолго, потому что стоит поддаться ей — и ты труп.
Однажды я залез в узкую нору, в конце которой меня ждал пещерный лев (а у меня последнее копье!). Победа над ним была самым ярким игровым переживанием за всю жизнь. Я не курю, поэтому после нее пришлось пойти на кухню попить воды — бутылку минералки залпом. Режим хардкора, который заключается в том, что тебе нужно есть, ресурсы ограничены, раны затягиваются не мгновенно, а охота превращается в испытание — тоже важная часть игры. Кто не играл в хардкор с одной жизнью — считай, не играл в Primal.
Прирученные животные — гораздо круче, чем может показаться
Понимаю, многим изначально претит идея приручения животных в Primal. Дескать, это нереалистично, слишком предсказуемо и вообще, бегать по лесу с пушистой кисой — не по-мужски. Но если вы играете с одной жизнью, вы охренеть как захотите иметь на своей стороне саблезубого тигра. Тот самый пещерный лев, который заставил меня вспотеть, стал моим лучшим другом в этой игре. После такого совместного испытания мы были не разлей вода и я испытывал к нему почти родственные чувства.
К тому же, призванные животные (и их разные умения) дают игре неожиданную стратегическую глубину. Твое животное становится своего рода тотемом — олицетворением тех качеств, на которые ты делаешь ставку в своем прохождении. И, опять же эта магия работает гораздо лучше со включенной окончательной смертью.
Игра в «историческую достоверность» — создатели действительно заморочились с фактами
Само собой, Far Cry Primal — это своего рода фэнтези на псевдоисторическую тему, никто и не ждал от игры достоверности. Однако создатели не стали плыть по течению и использовать сплошные клише. Меня даже поразило, насколько много здесь вкраплений исторических фактов, хотя они и используются как основа для выдумки. Например, у многих игроков был натуральный «баттхерт» из-за того, что племя главного героя выглядит мультирасово: у них темная, почти как у мулатов, кожа, но при этом светлые глаза. Помню множество комментариев о том, что это — очередная дань sjw-повестке. Однако, судя по данным палеоантропологов и генетиков, многие населявшие доисторическую Европу племена именно так и выглядели. Даже на Британских островах мезолитические охотники запросто могли быть темнокожими и светлоглазыми.
То же с местными неандертальцами: их образ стереотипен, но обогащен необычными фактами, которые оказались взяты из реальности (правда — всегда изощреннее выдумки). К примеру, их болезнь, которую они называют «внутренний огонь» — отсылка к реальному положению дел. Неандертальцы страдали из-за близкородственных скрещиваний и наследственных болезней. Довольно многие были больны раком, а также могли нести печать уродства. Лечение болезни, заключающееся в пробитии черепа (вас об этом просит Даа) — тоже имеет параллели с реальностью. Древние люди действительно практиковали трепанацию, и, судя по последующему заживлению кости, многие после нее выживали. Помогало ли это от болезней головы — другой вопрос.
Еще один пример — однорукий мастер Вуга — отсылка к данным археологии, согласно которым даже тяжело травмированные и потерявшие конечности кроманьонцы (и более ранние гоминиды!) нередко выживали благодаря опеке племени. И так можно продолжать долго. Каирны, мегалиты, геноцид коренного охотничьего населения пришлым сельскохозяйственным — все это изображено с долей фантастики. Но ведь изображено! Ubisoft вообще могли не запариваться со всем этим (и игра бы потеряла не так много), но все же запарились. И эти отсылки считывать крайне приятно.
Тактическая глубина, которую многие предпочли проигнорировать
Иногда, в миссиях с освобождением соплеменников из рабства я даже позволял себе не спасать всех — дать умереть кому-то, чтобы получить тактическое преимущество и гарантированно выжить самому. Да, аморально, но «лучше сначала вы, а потом я». Все это позволило мне по-настоящему прочувствовать беспощадность выбранного сеттинга.
Только здесь крафт и «выживач» по-настоящему имеют смысл
Я не фанат крафта и «выживачей», но и не противник. Однако в других частях создание вещей и охота меня больше утомляли, чем радовали. Здесь же это органично вплетено в игру. Ты — буквально охотник и собиратель, так, черт возьми, охоться и собирай!
Действительно любопытные моральные и философские вопросы
Far Cry Primal можно ругать за простоватый сюжет и некоторую наивность повествования. Но ведь и времена-то примитивные. Однако мелочи, если рассмотреть их внимательно, открывают большой простор для размышлений. К примеру, нам дают некую явную наживку для основного конфликта: наше племя — люди, а наши враги — неандертальцы, и было бы хорошо их истребить (или нет? — чем ближе к концовке, тем человечнее они выглядят).
Но все еще интереснее: на самом деле, «настоящие люди» здесь — это вражеское племя изила. По иронии именно они — люди современного антропологического типа. А как же наше племя? Они — архаичные кроманьонцы, в десятом тысячелетии до нашей эры (время действия игры) — почти такой же реликт, как и неандертальцы. Итого перед нами даже не три разных племени, а почти три разных вида. Но где начинается «настоящий человек», а где кончается? Возможно ли, что все три племени — люди и братья, несмотря на сильные генетические различия, или лучше удариться в «готтентотскую мораль» и считать истинными лишь представителей своего племени (даже если их осталось 20 особей во всем мире)?
Еще одна проблема, которая подается в лоб, но содержит удивительные нюансы — это столкновение цивилизаций. Понятно, что все тут доведено до крайности, неандертальцы вообще должны были вымереть за десятки тысяч лет до событий игры, а вторжение вестников неолитической революции (племя изила) не было таким стремительным. Но мне нравится, как создатели игры играют с нашими представлениями о времени, с нашими ожиданиями.
Мы проводим первую половину игры в мире архаики и дикарства, первобытной мощи с чарующей ноткой дерьма мамонта. А потом, вдруг, оказывается, что в мире уже существуют аграрные цивилизации, религии, рабство и даже протогорода. Да что там говорить, библейский город Иерихон, стоящий до сих пор, был построен примерно в это время (в крайнем случае, на тысячу лет позже). Лично на меня первые каирны и первые деревушки изила оказали ошеломляющее действие. Именно благодаря тому, что я не знал об их существовании, я почувствовал себя озадаченным дикарем и даже захотел разломать это все, потому что мне это чуждо и непонятно.
Язык, на котором говорят персонажи (протоиндоевропейский!)
Как и любое хорошее фэнтези, Far Cry Primal имеет собственные выдуманные языки, которые отлично помогают погружению в атмосферу. И здесь создатели действительно заморочились. Они пригласили профессиональных лингвистов, которые создали примитивный, но рабочий и самобытный язык на основе праиндоевропейского. Точнее, тех знаний и догадок, которые современная наука имеет на его счет. Наверняка вас так же как и меня смешило, как соплеменники главного героя кричат «Тигри, тигри!» — но в теории именно так могли вопить далекие предки современных европейцев.
Язык племени изила также сделан на основе праиндоевропейского (хотя по лору игры они, судя по всему — выходцы из Месопотамии), но звучит иначе. Получается любопытный эффект: винджа и изила по задумке понимают друг друга достаточно хорошо, чтобы общаться, но при этом настолько плохо, чтобы почувствовать различия и испытывать ксенофобию.
К сожалению, пройти Far Cry Primal в режиме «одной жизни» мне не удалось. Погиб, провалившись в текстуры. Отправился прямиком в Нижний мир, как и подобает воину.
Рейтинг всех фильмов о Джеймсе Бонде: от худшего к лучшему
В апреле должна была состояться премьера юбилейного, 25-го фильма бесконечной саги о похождениях Джеймса Бонда. Несмотря на то что теперь «Не время умирать» выйдет лишь в ноябре, мы решили вспомнить все 24 части «бондианы» и выбрать лучшую и худшую из них.
24 МЕСТО
Кадр из фильма «Умри, но не сейчас»
Самая нелюбимая и зрителями, и критиками часть «бондианы» — и, пожалуй, действительно худшая. К моменту выхода «Умри, но не сейчас» люди уже подустали от нелепых экшенов, но франшиза даже не собиралась меняться — все клише, которые уже успел высмеять «Остин Пауэрс», здесь вновь эксплуатировали без толики иронии. И всё это к тому же довольно паршиво снято — несовершенный CGI, использование которого в начале нулевых наверняка казалось хорошей идеей, устарел куда хуже эффектов из «бондианы» предыдущих лет.
23 МЕСТО
Кадр из фильма «И целого мира мало»
22 МЕСТО
Кадр из фильма «Осьминожка»
21 МЕСТО
Кадр из фильма «Квант милосердия»
После успеха первой части обновленной «бондианы» с Дэниелом Крейгом продюсеры моментально запустили в производство вторую часть, «Квант милосердия». Проблемы фильма начались сразу — например, из-за забастовки сценаристов режиссеру Марку Форстеру и самому Крейгу пришлось дописывать сценарий в самолете, за несколько дней до начала съемок. Они и превратили Бонда в ранимого и депрессивного шпиона, который переживает гибель возлюбленной в лучших традициях саги — в объятиях новой девушки. Кроме того, злую шутку с фильмом сыграл успех «Ультиматума Борна», который стал эталоном шпионского триллера. Создатели «Кванта» попытались вторить ему долгими экшен-сценами и погонями, но их переизбыток, наоборот, только утомлял зрителя.
20 МЕСТО
Кадр из фильма «Лунный гонщик»
19 МЕСТО
Кадр из фильма «Живи и дай умереть»
Первая часть «бондианы» с Роджером Муром в главной роли в основном запомнилась великой заглавной песней — Live and Let Die от группы сэра Пола Маккартни Wings. Сама картина не так примечательна: Агент 007 здесь связывается с афроамериканским криминальным миром со всеми присущими стереотипами в виде странноватого слэнга и магии вуду. «Живи и дай умереть» вдохновлён популярностью жанра blaxploitation, но обращается с этим сеттингом не так интересно, как мог бы. Зато Роджер Мур в качестве Агента 007 — абсолютно точное попадание.
18 МЕСТО
Кадр из фильма «Только для твоих глаз»
«Кто-то снова завладел ракетами и готов нанести удар» — как-то так звучит сюжет этого фильма в кратком пересказе. В отличие от хороших картин о Бонде, где вся история тоже с лихвой вмещалась в хай-концепт, здесь завязка — предвестник ещё более посредственных решений. Злодеи, экшен, девушка агента да и сам Бонд в этой части невзрачные. Даже не плохие, а просто незаметные, быстро вылетающие из головы. Пожалуй, можно было бы комедийно обыграть многие глупости, но потенциально весёлые погони на снегу поставлены авторами безо всякой самоиронии. Безобидное зрелище, которое может скрасить вечер, но в числе заметных фильмов о Бонде быть, разумеется, не заслуживает.
17 МЕСТО
Кадр из фильма «007: СПЕКТР»
После блистательного «Скайфолла» Сэм Мендес взялся за продолжение, но, кажется, всё пошло не по плану. «СПЕКТР», разумеется, фильм эффектный и порой очень изобретательный (эпизод драки на падающем вертолете — эталонный), но ему не хватает глубины прошлых картин с Крэйгом. Это безобидное вторичное кино, которое здорово повторяет все наработки серии, но обходится почти без новшеств. Скорее обидно за обманутые ожидания: когда за картину берётся режиссёр прошлой успешной части, а на роль антагониста берут одного из самых харизматичных актёров современности (Кристоф Вальц), хочется как минимум развития тенденций предыдущих эпизодов.
16 МЕСТО
Промокадр к фильму «Лицензия на убийство»
15 МЕСТО
Кадр из фильма «Завтра не умрет никогда»
Ещё один непримечательный эпизод об Агенте 007 с парочкой интересных решений. Пирс Броснан здесь в привычном (причём не только в шпионской вселенной) амплуа мачо, которому, впрочем, не хватает какой-то индивидуальности. Зато у антагониста её предостаточно: медиамагнат в исполнении харизматичного Джонатана Прайса, вынашивающий безумный план, — своего рода экранная версия предпринимателя Руперта Мёрдока. Ну и если в фильме о Бонде образы побочных персонажей оказываются интереснее самого агента, это уже что-то говорит о картине. Хотя, как и «Только для твоих глаз», «Завтра не умрёт никогда» можно пересмотреть ради нескольких экшен-сцен. Всё-таки не так уж он и плох.
14 МЕСТО
Кадр из фильма «Живешь только дважды»
Одна из самых культовых частей «бондианы», которая не так хорошо сохранилась, как многие другие, — сюжет о том, как Агент 007 едет в Японию, чтобы предотвратить третью мировую, и для этого маскируется под японского крестьянина (Шон Коннери! японский крестьянин!) читается как минимум расистски. При этом все эти переодевания мало что добавляют сюжету, но зато здесь есть уморительные сцены, где Бонд тренируется быть ниндзя, а декорации художника Кена Адама и сейчас смотрятся великолепно.
13 МЕСТО
Кадр из фильма «Бриллианты навсегда»
Последний фильм с Шоном Коннери в роли Джеймса Бонда — актер не скрывал, что вернулся во франшизу только ради денег. Его можно понять: «Бриллианты навсегда» — это большая реклама компании De Beers, которая занимается добычей и обработкой алмазов, а красивое название — всего лишь один из их рекламных слоганов. Собственно, и сюжет выстроен вокруг дорогих камней, с помощью которых глава СПЕКТРа планирует усилить мощность космического лазера. Выглядит это так же глупо, как и звучит, впрочем, посмотреть на Шона Коннери в последний раз в роли Бонда — особое наслаждение, которое затмевает нелепый сюжет.
12 МЕСТО
Кадр из фильма «Вид на убийство»
Последний фильм про Бонда с Роджером Муром в главной роли часто ругают как раз из-за актёра — мол, в 57 лет он был слишком стар, чтобы играть шпиона-Казанову и спасителя Вселенной. Но суть в том, что «бондиана» тех времён вообще мало общего имела с реальностью и странно было предъявлять ей подобные претензии: как и предыдущие части, «Вид на убийство» — дурашливое приключенческое кино, и Мур здесь явно на своём месте. Как и Кристофер Уокен в роли злодея Зорина: каждое его появление на экране — маленькое чудо.
11 МЕСТО
Кадр из фильма «Шаровая молния»
10 МЕСТО
Кадр из фильма «Шпион, который меня любил»
Юбилейный десятый фильм про Джеймса Бонда ни за что не мог провалиться — более того, он стал лучшим в эпоху Роджера Мура. «Шпион, который меня любил» — олицетворение «бондианы» 1970-х, полной юмора, невероятных гаджетов, карикатурных злодеев и абсурдных диалогов. Агенту 007 предстояло решить загадку о двух — британской и советской — атомных подлодках, спасти мир от нового витка холодной войны и противостоять злодею по имени Челюсти, громиле со стальными зубами. На втором плане не менее великие персонажи саги — советский генерал Гоголь и египетский бизнесмен, мечтающий о затоплении всего мира и воссоздании Атлантиды. Глупый по меркам Бонда сюжет искупает образцовый на тот момент экшен, который закрепил за фильмом статус одного из главных блокбастеров 1970-х.
9 МЕСТО
Кадр из фильма «Человек с золотым пистолетом»
Тот случай (на самом деле не такой уж и редкий), когда в фильме о Джеймсе Бонде всё внимание обращено на злодея. В «Человеке с золотым пистолетом» им становится Франциско Скараманга в исполнении Кристофера Ли. Эдакий злой двойник агента, таинственный киллер, который необычно избавляется от своих жертв. В таком случае даже не хочется отмечать недостатки кино: центральный конфликт двух этих образов разворачивается настолько остро и становится таким напряжённым, что сам не замечаешь, как пролетает время. Лучшим фильмом серии назвать едва ли выйдет, а вот награду за одного из самых внушительных антагонистов (причём не только в рамках «бондианы»), пожалуй, дать можно.
8 МЕСТО
Кадр из фильма «На секретной службе Ее Величества»
На этот раз Бонду суждено сразиться с Блюфельдом, который изобрёл смертоносный вирус и к тому же похитил его новую возлюбленную. Войти в колею Шона Коннери новому исполнителю роли Джорджу Лэзенби удалось с трудом. Как минимум потому, что зрители, полюбившие прошлого Агента 007, замену приняли довольно неоднозначно. Впрочем, «На секретной службе Её Величества» эти индустриальные проблемы хуже не делают. И Лэзенби здесь идеально вжился в роль, и дух серии со зрелищными погонями и перестрелками сохранён. Самое интересное, однако, — мотив уходящего времени, выражающийся и в заглавной песне, и в образах тикающих часов, который задаёт фильму особые динамику и драматизм.
7 МЕСТО
Кадр из фильма «Золотой глаз»
Первая (и лучшая) часть «бондианы» с Пирсом Броснаном в роли Агента 007. После ухода франшизы в более мрачное русло в «Лицензии на убийство» тут она более- менее возвращается к ненавязчивой адвенчурности муровского периода. «Золотой глаз» встречает зрителя сразу несколькими крутыми трюками и до конца так и не отпускает — это заряженный адреналином шпионский экшен, который и сейчас смотрится так же хорошо, как в 95-м. Сам Броснан тоже хорош, как и Шон Бин в роли его достойного соперника.
6 МЕСТО
Кадр из фильма «Доктор Ноу»
Первый фильм франшизы неспроста называют лучшим: это идеальное первое знакомство с персонажем, обаятельным шпионом Джеймсом Бондом, который еще не стал супергероем, обыденно спасающим мир. В «Докторе Ноу» у Бонда не было гаджетов, поэтому, садясь за один стол со злодеем, он использует только свои лучшие качества, развитый интеллект и острый язык. Несмотря на скромность происходящего, первый фильм саги стал успешным из-за суммы маленьких удачных моментов: обаятельный Шон Коннери в главной роли, мгновенно ставшая классикой заглавная тема и одна из лучших девушек Бонда в исполнении Урсулы Андресс.
5 МЕСТО
Кадр из фильма «Искры из глаз»
Один из самых недооцененных Бондов — агент в исполнении Тимоти Далтона. Актёр, который совместил в своём новом образе надменность и выдержку джентльмена, но, думается, был обречён на забвение из-за старых ироничных 007. Запутанный сюжет со шпионами и кагэбэшниками, наркобаронами и, само собой, ещё одной девушкой, ранившей Бонда в самое сердце. Комедийных эпизодов здесь куда меньше, чем в предыдущих частях, но при всём этом и экшен поставлен талантливее, и интрига разворачивается куда интереснее, чем в других фильмах-предшественниках. Хотите открыть для себя забытого исполнителя культовой роли — включайте «Искры из глаз» и следите за Тимоти Далтоном. Но учтите: здесь Бонд действительно серьёзный!
4 МЕСТО
Кадр из фильма «Casino Royale»
Первое появление Дэниела Крэйга в образе Бонда определённо задалось. Фильм Мартина Кэмпбелла — новый взгляд на историю, но без радикальных изменений. В этой картине есть попытки рассказать о становлении Агента 007 и, что интереснее, показать его живым человеком, которого могут избивать до смерти и пытать. Персонаж Крэйга — не супергерой, а уязвимая личность, которая в определённый момент должна взять волю в кулак и дать отпор негодяю. Хотя, конечно, главный аргумент за просмотр этого кино — экшен (вспомнить хотя бы сцену на Мадагаскаре), который лихо встраивается в повествование и делает из «Казино „Рояль“» один из самых зрелищных фильмов о британском агенте.
3 МЕСТО
Кадр из фильма «007: Координаты Скайфолл»
После неудачи «Кванта милосердия» обновлённому Бонду срочно нужно было возвращаться в строй, а для этого ему необходим был правильный человек. И такой нашёлся — им стал Сэм Мендес, автор приземленных драм, вдруг решивший ударяться в столь же приземленный шпионский экшен. «Скайфолл», однозначно, — самая вдумчивая часть франшизы, в которой перед бессмертным Агентом 007 вдруг встают сложные философские размышления о взрослении и смерти. И, пожалуй, это ещё и самый красивый фильм в серии — за это спасибо Роджеру Дикинсу.
2 МЕСТО
Кадр из фильма «Из России с любовью»
Если «Доктор Ноу» был этакой проверкой концепта, то «Из России с любовью» дал «бондиане» тот самый вид, который — с тональными изменениями, конечно, — дошёл до наших дней. Здесь Агент 007 наконец получает в своё распоряжение многочисленные гаджеты и начинает затяжную борьбу с главным злодеем всей франшизы, Эрнестом Блофельдом. Но и без исторической важности для серии «Из России с любовью» — стильный шпионский фильм, ловко эксплуатирующий сеттинг холодной войны и с Шоном Коннери в его лучшей форме.
1 МЕСТО
Кадр из фильма «Голдфингер»
Если вы не знакомы с франшизой об Агенте 007 и хотите в кратчайшие сроки это исправить, включайте «Голдфингера». Именно этот фильм является источником лучших идей серии: от странных злодеев и их помощников до очаровательных дурацких гаджетов. Но что важнее — самоирония, осознанное использование китча, которым славился оригинал. Это причудливое и до сих пор зрелищное кино с Шоном Коннери в главной роли задало планку качества, стало ориентиром для других художников, желающих по-новому взглянуть на классический образ агента-плейбоя. Забавно, что по сей день «Голдфингер» считается лучшим фильмом о Бонде, и с 1964 года ни одного настоящего конкурента у него так и не появилось.
Надеемся, вам понравилась наша подборка, а теперь вы можете отметить фильмы, которые смотрели, и рассказать об этом друзьям!