самая лучшая часть дня победы игра
10 крутых игр про войну, в которых можно отпраздновать 9 мая
Многие разработчики делают проекты на историческую тематику. Одним из самых лакомых кусочков в этом направлении стала Вторая мировая война. Про нее выпустили множество проектов разного качества и, скорее всего, в будущем выйдет не меньше.
Мы решили в преддверии 9 мая составить список крутых игр, где Вторая мировая война на первом плане, и можно ответить, как говорится, за дедов! По крайней мере виртуальных болванчиков наказать точно получится.
Call of Duty 2 (2005)
В начале 2000-х эта игра без сомнений была одним из самых лучших шутеров на историческую тематику. Разработчикам удалось воссоздать Вторую мировую войну во всей красе и подарить геймерам десятки часов потрясающего геймплея. Игра предложила 4 разные кампании, в которых приходилось сражаться на стороне советских, американских и британских войск. Также в Call of Duty 2 впервые была представлена североафриканская кампания, в которой боевые действия происходили в пустыне.
Именно в этой части впервые появилась система восстановления здоровья, которая в итоге начала появляться практически в каждом следующем шутере. Каждый напарник в вашем отряде стал личностью, у него было свое имя и мнение. От однообразных, пиксельных болванчиков отказались в пользу максимально правдоподобных солдат, и именно за счет этого в Call of Duty 2 потрясающая атмосфера. Даже сегодня ее можно заслуженно называть даже не одной из лучших игр по Второй мировой войне, а одним их лучших шутеров на ПК среди всех когда-либо выходивших.
World of Tanks (2010)
World of Tanks, пожалуй, не нуждается в представлении, потому что это до сих пор один из самых популярных многопользовательских проектов, который тесно связан со Второй мировой войной. Только здесь вы можете взять под управление военную технику разных времен и столкнуться дулом к дулу с командой противников на масштабных картах.
Пускай геймплей здесь все же больше похож на аркаду, нежели на полноценный симулятор, но разработчики постарались сделать передвижение техники и стрельбу из нее максимально удобными. К тому же, многим понравится заниматься кастомизацией своего железного «бойца» и фармить на более крутые модели. Пожалуй, единственный минус World of Tanks – это то, что нужно чуть ли не кредит в банке брать для доната, чтобы быстро разблокировать топовую технику, иначе придется месяцами сражаться на поле боя для получения драгоценного опыта. Если второй вариант вас не смущает и хочется как можно дольше находиться в сражениях, то обязательно попробуйте WoT. Ну и тем, кому не жалко денег на донат, она тоже идеально подходит.
К тому же, с 8 по 10 мая игроков ждут разнообразные акции приуроченные к 75 летию великой победы. Множители на опыт, скидки на различные товары и танки по эксклюзивным ценам можно будет получать только в эти выходные. Это отличная возможность начать играть в World of Tanks и сходу ухватить жирные плюшки, которые помогут значительно быстрее получить танк покруче. Не пропустите!
War Thunder (2012)
War Thunder, в отличие от World of Tanks, больше приближена к симулятору, но при этом не заставляет перед очередной игровой сессией садиться за чтение справочника по управлению танком или самолетом. Изначально разработчики планировали сделать игру про Вторую мировую войну, в которой геймеры могли бы сражаться друг с другом исключительно в воздухе. На старте в War Thunder были только военные самолеты разных стран, но на волне успеха создатели решили расширить игру и добавить новые боевые единицы.
Сегодня War Thunder дает возможность окунутся в атмосферу Второй мировой войны, управляя любым видом военной техники. Можно сражаться на суше, сидя в танке; можно устроить незабываемые гонки в воздухе, управляя истребителем; или вообще погрузиться в тактические маневры, стоя за штурвалом военного корабля. Среди многопользовательских игр на военную тематику – это однозначно один из лучших вариантов.
К 9 мая в этом году разработчики создадут виртуальный парад победы с нуля, для которого они создали множество моделей техники тех времен. Посмотреть видео парада по версии War Thunder можно будет 9 мая в 01:01 по МСК на официальном YouTube канале игры.
Company of Heroes 2 (2012)
Играть в продолжение Company of Heroes рекомендуем с дополнением Ardennes Assault Relic, которое расширяет сюжетную кампанию и делает ее интереснее базовой. Разработчики добавили в аддоне Арденнский регион, на котором вам придется вытеснять немецкие войска, играя за американских солдат.
Company of Heroes 2 привлекает внимание случайной генерацией событий на карте. Каждое прохождение кампании приносит в геймплей что-то новое, и в любой момент все может перевернуться с ног на голову. К тому же, эта игра не сколько про кровавые сражения, сколько про умение выстраивать тактические маневры и побеждать грамотно. Нужно постоянно следить за состоянием отряда и стараться не терять солдат на поле боя. В Company of Heroes 2 можно полноценно ощутить всю сложность настоящей войны и понять, что только благодаря слаженной командой работе можно одолеть противника.
Battlefield 1942 (2002)
Сложно обойти тему Второй мировой войны без Battlefield 1942, которая по праву заслуживает звания одной из лучших игр в этом сеттинге. Именно здесь появилось взаимодействие разных типов войск друг с другом во время игровой сессии. Например, один игрок мог атаковать береговую линию с корабля, другой в это время сбрасывать на головы бедных противников бомбы, сидя в бомбардировщике.
С Battlefield 1942 многопользовательские шутеры кардинально изменились. Если раньше геймплей базировался на действиях одного игрока и про поддержку можно было забыть, то после выхода этой игры в мультиплеере на первое место вышла именно командная работа. Официальные сервера Battlefield 1942 отключили в 2014 году, но даже сегодня вполне реально найти общественные сервера и поиграть в этот шедевр.
Brothers in Arms: Hell’s Highway (2008)
Шутер от третьего лица, который позаимствовал многие геймплейные элементы у Rainbow Six: Vegas, особенно те, что связаны с управлением отряда. Подобно классическим играм в этом жанре, здесь также необходимо прятаться за укрытиями, заходить на вражескую территорию с фланга и постоянно менять свое местоположение.
Brothers in Arms позволяет почувствовать себя в самом центре военных событий и принять в них участие. При этом проект показывает Вторую мировую войну с самой мерзкой ее стороны. Это мрачная игра, в которой солдаты в один миг превращаются в кровавый салют после взрыва, кто-то лишается конечностей прямо на ваших глазах, а экран непрерывно заливает кровавый дождь. Разработчики смогли отлично передать атмосферу Второй мировой войны со всеми ее тяготами, и поэтому Brothers in Arms стоит вашего внимания.
В тылу врага: Штурм 2 (2014)
Перед вами отменная стратегия про Вторую мировую войну, в которой предстоит управлять отрядами солдат, но, если понадобится, игрок может легко переключиться на конкретного вояку. Для прохождения кампании можно выбрать одну из 5 фракций и почувствовать себя настоящим главнокомандующим, потому что управлять придется сотнями единиц пехоты и десятками единиц техники на одной карте.
«В тылу врага: Штурм 2» привлекает внимание реалистичными боями и качественно проработанными картами. При этом управлять отрядами и отдельными юнитами очень интересно, и на каждом уровне есть масса способов одолеть врага. Если вы хотите придумать собственную тактику ведения боя и испытать ее в декорациях Второй мировой войны, то эта игра отличный выбор.
Hearts of Iron IV (2016)
Стратегия, которая предлагает более масштабное управление военными силами и дает возможность захватить целый континент. В Hearts of Iron IV под вашим управлением окажется целая армия страны. То есть можно управлять огромным количеством отрядов наземной, воздушной и морской техники.
Помимо регулярных сражений, Hearts of Iron IV вынудит вас еще и вести политические игры и дипломатические переговоры. Взять под свое управление можно любую страну из тех, что участвовали во Второй мировой войне, и привести ее к победе. Если вам всегда было интересно, что в этой войне делали правители различных государств и как они командовали своей армией, то именно HoI IV откроет перед вами все карты.
Panzer Corps 2 (2020)
Самый свежий представитель из нашей подборки, который продолжает нести бремя серьезных тактических пошаговых стратегий на тему Второй мировой войны. Здесь вам предстоит управлять целыми батальонами на огромных картах. Есть несколько фракций на выбор, чтобы ощутить на себе атмосферу войны с разных сторон.
В Panzer Corps 2 необходимо побеждать за счет грамотных тактических маневров. После завершения каждого задания вы будете получать драгоценные очки опыта, чтобы прокачивать боевые единицы. Соответственно, каждым батальоном придется дорожить как собственным ребенком и идти на пролом в каждой стычке не получится. Несмотря на то, что Panzer Corps 2 пошаговая стратегия, динамика тут все-таки на довольно высоком уровне. Игра точно понравится тем, кто решил поиграть во что-то на тему Второй мировой войны.
ИЛ-2 Штурмовик 1946 (2017)
Пускай в наше время для того, чтобы окунуться в воздушные бои времен Второй мировой войны, есть War Thunder и World of Warplanes, вам все равно стоит попробовать старушку «ИЛ-2 Штурмовик», но именно издание с приставкой 1946 год.
Дело в том, что игра «ИЛ-2 Штурмовик 1946» объединяет в себе все проекты франшизы, которые выпускали до 2007 года. Вас ждет 9 дополнительных кампаний и десятки разнообразных видов воздушной техники. Тут найдутся как истребители Германии, так и реактивные самолеты СССР. Несмотря на то, что игре уже много лет, она до сих пор считается одним из лучших авиасимуляторов на тему Второй мировой войны. Окунуться в этот шикарный проект хотя бы на несколько часов стоит каждому.
На этом наша подборка игр на тему Второй мировой войны, которые заслуживают вашего внимания, подходит к концу. Если вы хотите предложить какие-то свои проекты, то пишите их в комментариях.
Hearts of Iron 3
Перед началом игры мы можем выбрать один из временных промежутков и любую страну. Рекомендации компьютера можете игнорировать.
Если вы до этого никогда не переписывали историю и не сталкивались с подобными играми, то начать стоит с небольшого ликбеза.
«День победы 3» – это глобальная историческая стратегия, действие которой проходит в середине XX века аккурат перед Второй мировой войной и немногим после. Игрок может взять под руководство абсолютно любое государство из существовавших в то время. От выбора страны зависит и весь дальнейший путь. Так Германией вам придется завоевывать весь мир и делать Ось самым сильным и влиятельным союзом. У Югославии и Румынии задачи попроще – им надо лишь выжить и примкнуть к мощному альянсу. При этом вам необязательно возглавлять европейскую державу. Если захотите, сядете в кресло бразильского лидера и постараетесь, например, полностью подчинить всю Южную Америку.
Однако «День победы» состоит не только из войны. В игре представлены практически все аспекты жизни государства. Вы занимаетесь внешней и внутренней политикой, подписываете торговые соглашения, заключаете союзы и пакты о ненападении. Увеличиваете промышленный потенциал страны, растите армию, делаете людей счастливыми, издаете различные законы, выбираете лучших министров, занимаетесь пропагандой, шпионите за противниками и устраиваете чистки госаппарата.
Вот примерно об этом все глобальные стратегии «парадоксовского» типа. И сегодня мы подробно поговорим о третьей части, ее особенностях, новшествах и отличиях.
Нам вернули «треугольник». С ним очень легко понять, какая страна к какому альянсу тяготеет.
Предыдущие игры серии славились тем, что мы сами писали историю. Германия могла напасть на Францию и не трогать Польшу, СССР без труда первым объявлял войну Германии и при поддержке Румынии брал Берлин, пока Англия и Франция лишь тряслись от страха и боялись даже пискнуть в ответ.
Ну, или другой пример. Вы всячески оказываете давление на Германию, ее бойкотирует вся Европа, Франция возмужала и может так ударить, что Гитлер застрелится еще задолго до 1945 года. Но наступает 22 июня, 4 утра и – война! Плевать, что фашистам она невыгодна.
Все войны, пакты и союзы свершались, разумеется, не из-за каких-то дат. Сталин не ходил к гадалке, чтобы узнать, какого числа ему напасть на финнов. Просто он выбрал наиболее удачное время – и повел войска на север. И если игрок делает все, чтобы Германии было невыгодно атаковать 22 июня, то какого рожна компьютер все равно лез в бой?
От высоты камеры зависит то, что мы видим. Сейчас солдаты обозначены прямоугольниками, а если приблизимся, то они окажутся обычными трехмерными фигурками.
Это недоразумение и исправили в третьей части. Исторические события остались, но их стало гораздо меньше, многие появляются далеко не в каждой игре и их разрешено игнорировать. Теперь если вы выберете Германию, то сможете затащить в союзники даже США или Китай. И необязательно будет устраивать аншлюс Австрии и говорить, что-де Польша и Чехословакия раскинулись на исконно немецких территориях. Вы сможете сделать из немцев классических добряков и обаяшек. И все подумают, что вы очень миролюбивый и крайне красноречивый немножко диктатор со смешными усиками и глуповатой привычкой вскидывать руку вверх…
Правда, до сих пор неясно, почему в игре появляются те или иные исторические события. Виной тому Великий Рэндом, или же «День победы» правда рассчитывает вероятность появления того или иного акта?
В новой системе, однако, есть свои недостатки. Так почти все страны ведут себя жутко неестественно. Допустим, вы играете за СССР и всецело повторяете то, что делал Сталин. Просто развиваетесь, немного общаетесь с Западом, продаете Германии сталь. Исторически все достоверно. Но при этом Канада может перейти на сторону к фашистам, Япония окажется в лагере Союзников… Тут уже не вы переписываете историю, а она сама веселится вдоволь. Устала, бедная, из года в год рассказывать одно и то же. Решила побезобразничать…
Другая проблема – очень уж законсервированная политическая система в тоталитарных государствах. Чтобы вы ни делали, Сталин не покинет своего поста. Гитлеру тоже не грозит смена. Да и правящие партии никогда не окажутся аутсайдерами. Вы можете хоть каждому гражданину в морду плевать и неприлично выражаться о его матери – все равно коммунисты останутся на коне. Да, не спасают абсолютно никакие действия, включая смену всех министров, повышения недовольства и уменьшение авторитета правящей партии. Когда начнется полная задница, и в провинциях вспыхнут восстания, страну просто захватит первый попавшийся сосед. Люди сами перейдут на его сторону. Но демократии в СССР не бывать.
И пускай это частично правдиво, но в такой игре могли бы быть и механизмы по смене правления. Да, в Великобритании это возможно. Но там есть выборы, а где их нет – о смене курса забудьте. Остается ждать модов.
Одно из исторических событий, которое невозможно проигнорировать. Но оно происходит внутри страны и вполне гармонично смотрится. Если уж есть в Германии коммунистические партии – то их надо либо запретить, либо разрешить.
Внутренняя политика – это лишь малая часть всего того, что есть в «Дне победы». Вам, безусловно, придется ей заниматься, но, пожалуй, меньше всего. Вы можете издавать законы, но написать их самому – невозможно. Есть несколько направлений и шаблоны. Так, например, в законах о призыве вы можете выбрать, сколько лет служат в армии: добровольно, 1 год, 2 года, 3 года и по требованию. Причем чем суровее вы к своим гражданам, тем выше отдача для государства. Это даже немного странно. Все самые вкусные указы можно издать лишь во время войны. Экономика увеличится до небес, мирные граждане перестанут требовать хлеба и зрелищ, заводы так запыхтят, что только успевай танки с конвейера забирать. А штрафы? Да никаких практически. Государству просто выгодно постоянно быть в войне.
Это, кстати, один из важных недостатков «Дня победы». Допустим, командуя европейской державой, вы гарантируете независимость какой-нибудь азиатской стране. Или даже любой. Как только там вспыхивает война, вы автоматически присоединяетесь к ней. Пользуясь этим, меняете законы и начинаете активно развиваться. При этом ни одной битвы вы так и не увидите. Плевать, что происходит на другом конце земного шара, главное, что сейчас вы сильно вырветесь вперед.
Другой важный аспект жизни государства – это исследования. Они сильно изменились со времен второй части. Раньше у всех ключевых государств было свое древо технологий. Немцы разрабатывали «Пантер», русские шли к Т-34. Причем сохранялась историческая достоверность. У Великобритании все основные технологии крутились вокруг флота, а Германия делала ставку на танки.
Нападать на противника надо не только из-за желания захватить мир. На территории неприятеля могут быть очень важные ресурсы. Не просто так ведь Гитлер лез на юг СССР – нефти хотелось. Здесь немцам ее, кстати, всегда не хватает.
В третьей части разработчики отказались от заранее расписанных развитий. Теперь все страны… равны. Да, практически полностью пропал народный, так сказать, колорит. Технологии одинаковые, только названия у них различаются. То есть, русские совершенствуют винтовку Мосина, а немцы «Маузер», но итог один: +5% к атаке.
Такой подход позволяет игроку самому определить развитие государства. Вот решит он в 1936 году, что СССР должен стать самой сильной «воздушной» державой – есть все шансы на успех.
Но переход к такому типу исследований все-таки неоднозначен. Теперь не чувствуется та историчность, что была раньше. А как было приятно поручить тому самому заводу разрабатывать тот самый Т-34…
Если вы начинаете игру с 1941 года, то все исторические события до этого мгновения соблюдены. То есть, за СССР придется сразу же бороться с фашистами. Это далеко не всегда интересно.
Голова кругом идет. Новичок обязательно потеряется во всем этом многообразии. Я, признаться, чуть ли не впервые вижу настолько всеобъемлющее древо технологий. А ведь чтобы начать что-то исследовать, надо выделить на это очки лидерства, а они нужны еще для шпионажа, дипломатии, набора офицеров… Настоящее испытание для стратегов!
Рассказать обо всех аспектах игры очень сложно. Мы затронули внутреннюю политику и исследования. А ведь вам предстоит постоянно заниматься и дипломатией. Если управляете Германией, то придется переманить на сторону Оси те державы, которые вам помогут в будущем. Например, коль решили нападать на СССР, то неплохо бы подружиться с финнами, турками и Китаем. Тогда во время наступления по Советскому Союзу ударят с нескольких сторон. И Сталин не сможет биться на четыре фронта.
И ведь вы не один такой. Сильные государства интересуют и Союзников, и Коминтерн. Они тоже постоянно занимаются дипломатией и заключают альянсы. Каждый день что-то происходит, кто-то с кем-то мирится, враждует, торгует. И нельзя все это упускать из виду.
Вот оно – древо технологий. Здесь показана лишь одна из его двенадцати веток…
И что в итоге? «День победы 3» – это действительно очень сложная, но столь же и увлекательная для стратегов игра. Сейчас у нее еще масса недостатков. Из-за огромного обилия провинций (их больше 10000!) устраивать мировые войны невероятно утомительно. Разработчики справились с проблемой элегантно: разрешили вам лишь намечать план наступления, всю рутинную работу сваливая на компьютер… но это не работает. Баги, дурной AI и прочее. И таких недоработок – три конвоя. Игра тормозит, отчего-то лагает, бьет сохраненки… Но, все-таки, она гениальна. Paradox просто запихнула в рот такой кусок, который еще не может переживать. Постепенно будут выходить патчи, вскоре появятся великолепные моды, и тогда проект полностью раскроется и зацветет. Ну а пока надо либо ждать, либо мириться со всеми недостатками. StopGame.ru выбрал второй вариант. Ни разу не жалеем.
Плюсы: стратегия старой школы, в которой надо часами ломать голову.
Минусы: немалое количество недоработок.
Вашингтонский обком. Обзор Hearts of Iron IV
Близкие по духу
«Граф Цепеллин» не взорвался в клочья, век дирижаблей продолжается. Лейба Давидович Троцкий забил ледорубом убийцу из НКВД. На выборах в США победил «Серебряный легион Америки», и в стране разразилась гражданская война. Пиво «Фронтовое» в пабах Лондона и Бирмингема всего по 15 копеек за кружку (членам Коммунистической партии Великобритании — 10 копеек).
Вы из тех, кто хотел бы сделать резервное сохранение и посмотреть, «что было бы, если»? Тогда Hearts of Iron IV вас приятно удивит. Но если вы видите игру впервые, она будет к вам почти так же жестока, как и предыдущие три части.
Недоступная война
Долгие годы чудесные симуляторы государства от Paradox разъедает один и тот же недостаток: посторонний человек бьется головой о порог вхождения и падает ниц в ужасе перед монументальной механикой, напоминающей структуру сложного полимера. Шведы давно мечтали поменять местами слова в известной пословице (hard to learn, easy to master), ведь на остальных фронтах их серия и раньше достигала всех возможных высот.
Эта серия ближе широкому кругу игроков, чем остальные проекты Paradox (Stellaris мы не считаем, она столь же приветлива и ясна, как Civilization V). Почему? Потому что Hearts of Iron — или «День Победы» в нашей локализации — призывает к привычным для рядового стратега вещам. Выбери страну поближе к своим идеалам, будь то Советский Союз, Великобритания или — свят-свят! — Третий Рейх, да хоть Уругвай, никто не ставит ограничений. Построй заводы, обучи отряды, отправь в атаку. Звучит просто.
Но Paradox не умеют делать просто.
В основном потому, что война в HoI — это не «А + ЛКМ». Нужно выбрать удачные направления для дивизий, подготовить будущие «котлы», свериться с картой местности (чтобы танки не продирались сквозь чащу) и с метеосводками (чтобы штурмовики не попали в грозу). Не атаковать, черт возьми, через реку самый мощный форт в Восточной Европе. Прикрыть своих солдат авиацией и не профукать ее, потому что в регион влетают две тысячи истребителей врага.
А еще эту ораву надо вооружить, вовремя перевооружить, снабдить и поставить во главе нужного человека.
В Hearts of Iron IV обещали все эти процессы сделать понятнее и удобнее, а то в третьей части можно было сойти с ума от одной только иерархии войск. В сравнении с безумно сложной Hearts of Iron III вышло отлично, без сравнения — привычная для Paradox картина: оригинальная всеобъемлющая механика, которую тяжело постичь.
Польша уже сдалась
Идея о том, что управлять каждой дивизией вручную — это не так уж удобно и прогрессивно, дошла до Paradox не сразу. Первые две части никак не облегчали эту задачу, и партии в них состояли преимущественно из напряженных стратегических пауз. Hearts of Iron III достигла кое-какого прогресса: группы армий можно было поручить компьютеру, и если вы добились значительного численного и технологического преимущества, то он даже побеждал.
Hearts of Iron IV доводит идею до логического конца. Выбрали армию, ткнули в линию границы, чтобы обозначить фронт, провели стрелку-другую, нарисовав план наступления. А войсковая иерархия из третьей части отправилась в костер: хоть она и была правдоподобной, но в том виде лишь обеспечивала мигрень. Теперь даже вооруженные силы чудовищных размеров управляются на раз-два. Значит ли это, что стало проще воевать?
Едва ли. Хотя бы благодаря обновленной логистике для авиации и флота. Ваши ребята отважно прут вперед в регионе, где вы содержите полтора десятка картонных истребителей? Значит, их порежут на открытки, а ваши войска крепко застрянут. Решили пересечь залив и коварно захватить чужое побережье? Тогда будьте добры отправить в те края солидный флот, иначе вторжение захлебнется. При этом системы управления самолетами и кораблями устроены куда удобнее и нагляднее, чем прежде: направили эскадрилью или флотилию, выбрали задание, и все, теперь приглядываем, чтобы вашим капитанам не оторвали головы.
План выполняется на отлично только при заметном превосходстве над врагом. Стоит нескольким дивизиям пострадать, утратить организацию и понести потери, как весь фронт встает и ждет то ли пополнения запасов снаряжения, то ли восстановления личного состава. Если выделить их вручную и отправить в атаку — успех все равно будет на вашей стороне.
Почему так происходит? Не очень понятно. Видимо, компьютерный полководец не находит свои дивизии готовыми к наступлению, и это мешает наполеоновским планам: приходится снисходить до уровня отдельных дивизий и направлять их собственноручно. Игре не помешал бы комплект настроек для операций: предельный уровень готовности, снабжения и всего остального.
Куем победу
Потребность армий в снаряжении и машинах меняется постоянно, и постоянно же за ней приходится следить. И здесь, что печально, — никакой автоматизации или делегирования полномочий ИИ. Несомненно, такая схема производства куда правдоподобнее старой, где дивизии клепались на станках, и в ней кроется приятный элемент микроменеджмента. Но и внимание она требует повышенного.
К счастью, модификация подразделений идет с помощью общих шаблонов, никто не заставляет бегать за каждой пехотной дивизией с двумя бригадами САУ. Подберите состав, а игра сама подсчитает, сколько новых машин придется заказать.
Что это все значит? Если вы, начав партию, слепо выберете группу армий и отправите ее воевать — быть беде. Если удосужитесь разобраться во всех вопросах, связанных с промышленностью, логистикой и поддержкой с воздуха и моря, — тогда быть победе, а сквозь усталость вы ощутите сладость триумфа. И сам триумф, и процесс его достижения больше не требуют бухгалтерской возни со штабами и штурма безумного технологического древа, как в Hearts of Iron III. А командование войсками — если опустить детали — действительно сводит на нет часть тоскливой рутины.
Hearts of Iron IV не боится глобальных перемен, и почти все они — к лучшему. Жаль, что случайный патриот, соблазнившийся названием «День Победы», не оценит весь масштаб замысла. если, конечно, не запасется терпением и вниманием.
Керенского — в генсеки
История не знает сослагательного наклонения, зато мы знаем и любим. Потому Hearts of Iron всегда привлекала людей, неравнодушных к музе Клио. Много ли на свете игр, позволяющих вывернуть мир наизнанку?
В Hearts of Iron IV эту жажду «перемен задним числом» наконец оформили юридически. Помните национальные идеи из Europa Universalis IV? Paradox перенесли их с рельс долгосрочной политики в русло политики конкретной и сиюминутной, выдав каждой стране кучу вариантов развития. Выбор фокуса — это выбор долгосрочной стратегии развития, как в техническом, так и в политическом плане. Выглядит и работает как древо технологий, только каждый из национальных фокусов дает мощные модификаторы или к отраслям науки, или к внешней политике — будь то повод для войны, взрывной рост поддержки нужной партии или нечто особое. Больше всех повезло, конечно, «мажорам» — великим нациям.
Германии, например, досталось несколько взаимоисключающих ветвей — как и остальным странам. Вместо вторжения в Скандинавию она может выбрать развитие морского флота и принудить северные страны к дружбе. Вместо требования польского города Данциг себе немцы могут предложить его обмен на Словакию (если прежде вы ее приговорили, а не предложили союз). Одна из ветвей вообще распускает ось Берлин-Рим-Токио, заменяя ее на ось Берлин-Москва. Кошмар, а? Все ваши сумасшедшие идеи непременно найдут здесь воплощение, и никаких препон игра не чинит.
А отступление от реальной истории теперь не карается отсутствием политических событий и удивленными взглядами со всего мира. Мало того, уберите перед началом партии галочку с пункта об историческом подыгрывании со стороны ИИ, и мир с удовольствием вкатится на страницы книг в жанре фантастики. Будет и польский альянс Междуморье, и восстание троцкистов в СССР (не очень понятно, влияет ли на него выживание самого Троцкого в ходе скриптового события), и англо-американская война.
ЭТО ВАЖНО: кое-какой регулятор агрессии все же остался. Уровень мировой напряженности — это примерный процент готовности человечества к новой глобальной войне. Агрессивные действия повышают ее, а миролюбивые страны не могут принять весомых мер, пока напряженность не достигнет пугающих величин. Занятная обоюдоострая штука: чем активнее вы развязываете войну, тем скорее апологеты демократии приплывут вам мстить. Прежде тут играл роль параметр угрозы для каждой отдельной страны.
«Минорам» же такую роскошь не подарили: все страны за пределами «Большой семерки» делят один-единственный набор национальных фокусов. Хоть он и дает определенную политическую гибкость (выбор идеологии, альянса, тактики войны), но специфических идей в нем нет. Почему Ирландии не разрешают, скажем, взять реванш в противостоянии Великобритании? Понятно, что на проработку всех стран в игре ушло бы нерационально много усилий, но цена экономии — не столь глубокая игра за малые державы. Хотя какие уж малые! Испания, Канада, Турция — весьма могучие страны при правильном развитии.
Безусловно, Paradox достигла новой вершины в отношении дружелюбности своих игр: Hearts of Iron IV значительно приятнее, сочнее и ярче, нежели прошлая часть. А процесс ведения войны наконец-то стал близок к тому, каким его обычно представляют. Просто чертим линии на карте, ждем, когда генерал соберет всех в кучу, и жмем кнопку «Начать выполнение плана».
Но Hearts of Iron IV опять требует недюжинного внимания к деталям и концентрации. В ней обновлена система производства, обучения, воздушных и морских операций — серия не стоит на месте. Однако к людям за пределами аудитории Paradox она все так же беспощадна. Крепитесь.