салафиты это хорошо или плохо

Агентство по делам религии РК: кто такие салафиты и как с ними бороться?

салафиты это хорошо или плохо

Казахстанские аналитики отмечают в стране рост активности религиозных течений, наиболее серьезным идеологическим вызовом духовному единству мусульман Казахстана стало распространение салафизма, сообщает ИА Zakon.kz

Современный салафизм, по ее словам, состоит из ряда течений, наиболее распространенные это такфиризм и мадхализм, которые имеют различную «генеалогию», т.е. не единые регионы происхождения, социальную природу и идейно-методологические основы. История зарождения и активного развития мадхализма связана с шейхом Рабиъ аль-Мадхали, профессором Мединского исламского университета, заявившим о необходимости подчинения королю при любых обстоятельствах. Мадхализм несмотря на свою политическую «умеренность», отказ от насилия и приверженность принципу повиновения правителю, несет угрозу казахской национальной идентичности, так как активно отрицает исторический путь и опыт мусульманства казахского народа. Для преодоления влияния мадхализма необходим ряд мер правового, идейно-пропагандистского и административно-политического характера.

Распространение идей салафизма в Казахстане беспокоит не только многих ученых, политических деятелей, но и общество в целом. Особо актуальным является социальная и психологическая составляющие данного течения, его воздействие на сознание человека. Для осуществления своих целей они призывают на учебу в зарубежные исламские учебные центры молодых людей, занимаются распространением соответствующей литературы на казахском и русском языке, готовят кадры под руководством арабских миссионеров и проповедников из-за границы. Свою деятельность салафиты развернули во всех областях государства, особенно в отдаленных местностях.

Известно, что нетрадиционные религии предлагают совершенно новую идентичность. Это связано с тем, что можно быть кем угодно и где угодно, в любом случае новая идентичность даст чувство принадлежности, нравственное превосходство, «чистоту веры». Популярность среди казахстанской молодежи, в частности, салафизма во многом объясняется этим. В отличие от других нетрадиционных конфессий, салафитский такфиризм предлагает радикальную идеологию, которая привлекает именно по социальным и политическим причинам, прежде всего неблагополучную часть нашей молодежи.

Источник

салафиты это хорошо или плохо

Религиозная организация «Салафия» находится под пристальным вниманием властей и в Центральной Азии, и в Европе. Какие идеи защищают салафиты и насколько опасны они для государства?

Отказ от ханифитского ислама и нефтедоллары

По сути, салафизм в такой интерпретации мало чем отличается от ваххабизма, ставшего на Западе и на территории Центральной Азии символом воинствующего ислама. Как отмечает немецкий обозреватель Юлия Герлах (Julia Gerlach), такой подход весьма приблизителен и огрублен, однако без воззрений Мухаммеда Абдель Ваххаба и его последователей, а также без тех нефтедолларов, которые получают из Саудовской Аравии различные салафитские группировки, сегодня салафизм выглядел бы иначе.

Впрочем, эти деньги оказывают влияние не только на салафитов, но и на современных талибов, на «Аль-Каиду» и так далее.

Теракты в Касабланке и в Мадриде

Основной вопрос, который задается как в Центральной Азии, так и в Европе в отношении «Салафии», заключается в том, насколько эта организация склонна к антиконституционным действиям, простирающимся от разжигания национальной розни до терроризма. В таблице, имеющейся на немецком сайте Military-info.de, куда занесены теракты, произведенные в мире, и организации, их осуществившие, салафиты встречаются не раз.

Однако сами эти организации постоянно меняют свои контуры, названия и перетекают одна в другую, а их имена, в основном звучащие на арабском, лишь условно можно напрямую связывать с духовными и религиозными течениями, чьи названия образованы от тех же слов. Пресловутая «Аль-Каида», впрочем, также представляет собой не организацию в обычном смысле, считают эксперты, а скорее гибкую сеть ячеек.

От Ближнего Востока до Европы

Обозреватель Юлия Герлах отмечает, что салафитские военизированные группировки на Ближнем Востоке состояли в основном из бедуинов и оснований считать их частью «Аль-Каиды» недостаточно.

Салафитские группы в Алжире и Марокко раскололись. Одни заключили мир с властями, другие, напротив, продолжают войну под лозунгом «освобождения исламской земли от Иерусалима до Андалузии» и называют себя не салафитами, а «Аль-Каидой» Магриба.

Что касается Европы, то тут Юлия Герлах отмечает другую тенденцию: среди мусульманской молодежи усиливается мода на салафизм как на мирный путь углубления набожности, причем именно жесткость «Салафии» в отказе от «наносного», соглашательского в исламе, от тех компромиссов, на которые, по мнению салафитов, шло старшее поколение, привлекает молодых неофитов или тех, кто возвращается к исламу.

Нетерпимость Таджикистана

В Европе, в частности в Германии, к этой моде относятся терпимо. В Центральной Азии прослеживается иная тенденция. Пример дает Таджикистан, где «Салафия» с 2009 года внесена в список запрещенных террористических и экстремистских движений (В этом списке также «Аль-Каида», «Исламское движение Туркестана», «Талибан», «Братья мусульмане», «Джамаати Таблиг», «Созмони Таблигот», «Точикистони озод» и другие. Список был утвержден по предложению Генеральной прокуратуры).

Душанбе исходит при этом из логики, которую в интервью Deutsche Welle сформулировал представитель одной из силовых структур, попросивший не называть его имени: «Это сейчас они не представляют угрозу, а пройдет какое-то время, их позиции в обществе усилятся, тогда они запросто могут трансформироваться в более радикальную структуру. Вот этого и боятся власти».

Новые судебные процессы

Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции Trend

Источник

Салафиты и ваххабиты

С течением времени оба течения испытали дальнейшее дробление.
Шиизм в меньшей степени
Суннизм в большей степени.
Отавим шиизм в стороне и рассмотрим суннизм.

Однако, существует группа мусульман пытающихся исповедовать ИСТИННЫЙ суннизм, не затронутый местной спецификой.
Именно эту группу и называют САЛАФИТАМИ.

Салафиты из одной части планеты мгновенно найдут общий язык с салафитами, живущими в других местах.
Ибо их религиозные воззрение освобождены от местных толкований мусульманских догматов.

Основная масса салафитов вполне мирные люди, но есть в среде салафитов группа довольно «пассионарных» личностей. Именно эту группу и называют ваххабитами.

Вот такую же параллель можно провести, говоря о взаимосвязи салафитов и ваххабитов.

Салафиты (и ваххабиты в их числе) призывают строить свой жизненный уклад, ориентируясь на так называемых «праведных предков».

Не на собственных предков (отцов, дедов и прадедов), а на ПРАВЕДНЫХ.

На тех, которые жили в ранних мусульманских общинах.
Сюда обычно относят первые три поколения мусульман, в том числе и сподвижников самого Магомета.

Именно непонимание ЭТОГО момента широкими слоями чеченского населения и явилось тем роковым фактором, который привел к трагическим событиям в Чечне.

И одним из первых кто осознал этот момент был Ахмат Кадыров. Отец Рамзана.
Он хоть немного УЧИЛСЯ в религиозных учреждениях, в частности в Бухарском медресе.

«. я и тогда чувствовал: неспроста он поднимает разговоры про вред ваххабитов. Я тогда его обругал и предупредил. «

Для правильного понимания процессов в Чечне достаточно уловить СУТЬ САЛАФИЗМА, которую насаждают наиболее воинственные салафиты (ваххабиты).

Рано или поздно в Чечне осознали абсолютную непригодность этой концепции для условий Кавказа.

================
я подал материал в предельно упрощенной форме, но я гарантирую, что если помнить ДВА главных положения этой статьи, то вы никогда не запутаетесь в причинах тех грустных событий, которые имели место в Чечне.

1. Салафиты предлагают отказаться от своих исторических корней. И жить по заветам «древних мусульман»

Даже «совсем не мусульманину» становится понятно что ЭТИ условия для Кавказа НЕПРИЕМЛЕМЫ.

Весь Кавказ чтит «память отцов и дедов».
Вайнахи в этом смысле не исключение

Источник

«Салафиты» ли четыре имама мазхаба?

Использование определения «салафизм» в качестве названия мазхаба – бида (нововведение)

салафиты это хорошо или плохоМы заявляем: главные признаки исламской общины, которая по милости и щедрости Аллаха спасётся в День Предстояния, а именно то, что эта община состоит из сторонников Сунны и согласия и описывается как «подавляющее большинство» (ассавадуль-азам) мирового сообщества мусульман, их сект и группировок, – взяты из пророческой Сунны, а также обосновываются присвоенными ей характеристиками, выраженными единодушным согласием имамов мусульман и лучшей частью праведных предков.

Поэтому, если мусульманин, представляя себя людям, скажет, что он является «одним из сторонников Сунны и согласия», он не придумает себе необоснованного Писанием и Сунной религиозного описания. Напротив, он соотнесёт себя именно с тем сообществом, быть в рядах которого Посланник Аллаха (мир ему и благословение) приказал мусульманам после его ухода из этого мира.

Объединяющей осью для данного сообщества служит Писание Аллаха и последовательное соблюдение спасительного руководства Посланника Аллаха (мир ему и благословение). А примером для подражания является «то, на чём был Посланник Аллаха (мир ему и благословение), его сподвижники и его последователи после него».

Но если мусульманин, представляя себя обществу, скажет, что он является «сторонником мазхаба, который сегодня стал величаться салафитским», то, несомненно, этот мусульманин – один из новаторов. Ведь даже если допустить, что значение прилагательного «салафитский» идентично названию «сторонники Сунны и согласия», то всё равно он как бы присовокупил к названию сообщества мусульман произвольное имя, отличное от закреплённого за ним устами родоначальников. Это новоизмышлённое название ужасно и преступно уже тем, что оно способствует нагнетанию напряжённости и расколу в рядах мусульман. Поэтому во внедрении нового понятия «салафитский мазхаб» в сознание мусульман нет ни малейшей нужды, а вред этого – очевиден.

Если окажется, что слово «салафизм» не соответствует названию «сторонники Сунны и согласия» – а оно, действительно, резко и очевидно отличается от него, – это будет означать, что за внедрением незаконного названия скрывается факт перекройки религии Аллаха. В свою очередь, это означает, что общее значение данного названия – ложь, поднимаемая сегодня как знамя и подменяющая истину, в декларации которой были единодушны родоначальники, избрав для этого название «сторонники Сунны и согласия».

Тем самым доказано соответствие слова «салафитский» придуманному человеком модификаторскому термину, который используется для идентификации новой исламской группы, вырезавшей для себя из плоти мирового исламского сообщества замкнутый ареал.

Салафитом сегодня является всякий, кто придерживается списка определённых богословских взглядов и защищает их, одновременно понося всех несогласных с ним и причисляя их к «исказителям религии». В этот список в равной степени входят как вероубежденческие постулаты, так и предписания правового и практического характера.

Мы часто и подробно говорили об этих взглядах, а также со всей окончательной ясностью изложили суждение о том, как религия Ислама смотрит на мусульманина, не придерживающегося упомянутых взглядов, но принимающего сторону других толковательных позиций при условии, если все они опираются на согласованную методологию в толковании Священных текстов. Если уж сама методология способна вместить в себя более чем одно мнение, следовательно, каждый будет награждён и отблагодарён Всевышним, а существующие расхождения по второстепенным вопросам не могут никого вывести из круга единого исламского собрания.

Итак, всякий, кто претендует на абсолютную непогрешимость собственного мнения и причисляет лиц, имеющих другое мнение, к числу «исказителей веры» или «уклонившихся с прямого пути» – вопреки тому, что, как уже было сказано ранее, оба мнения произрастают на поле согласованной методологии, – такой человек поистине сам является модификатором религии, раскалывающим единое сообщество мусульман, нагнетающим в среде исламских обществ напряжённость и взаимную ненависть, не имея тому ни малейшего резона и оправдания! Именно он – тот, кто откололся от мирового сообщества мусульман, потому что горделиво отверг исходящую от прочих сторонников Сунны и согласия правящую стезю, в соответствии с которой они формируют свои идеи и которая служит им практическим ориентиром при ведении иджтихада. Данная методология объединила две группы лучших представителей праведных родоначальников после кратковременного расхождения их на две дороги, одна из которых называлась «люди мнения», а другая – «люди хадиса».

Да был ли среди праведных предков хоть один, кто позволил бы себе столь шокирующее поведение и расколол бы единство мусульман, обесчестив их взгляды, будучи движим столь ярым фанатизмом?!

Сколько же раз в наш адрес и в адрес других мусульман, сторонников Сунны и согласия, бросались обвинения в новшествах и отступлении – только потому, что мы вслед за предками считаем, что нет ничего предосудительного и греховного в том, чтобы человек специально посетил могилу и мечеть Пророка (мир ему и благословение)! Вывод о правомерности такого посещения вслед за ханбалитами поддержало большинство имамов. Однако некоторые классифицируют это действие как батыль (беззаконие), которого необходимо избегать. Но почему?! Да просто потому, что мнение салафитского сообщества против этого! Им нет никакого дела до того, что против такой оценки высказывается всё мировое сообщество мусульман. Как и до того, что фундаментом для соответствующей фетвы Ибн Таймии послужила слабая (даыф) и, более того, бессильная (вахи) с позиции языка и Закона аргументация. Несмотря на все кричащие против салафизма доводы, их мнение остаётся «истинным», а все противостоящие ему – «ложными», просто потому, что салафизм уже вынес по данному вопросу окончательное решение, пересмотру не подлежащее. По их мнению, умышленное, выделенное намерением посещение могилы Посланника Аллаха (мир ему и благословение) – это бида.

Вот так разногласие и по данному вопросу, как кинжал, распороло единство исламских рядов, выделив из них салафитов, кроме которых никто якобы не познал истину и не следует ей, и модификаторов, якобы отвергших истину и скитающихся во тьме заблуждений. Всматриваешься в эпоху родоначальников и недоумеваешь – но ведь никто из них не прибегал к такому оружию, чтобы расколоть духовное и братское единство мусульман!

«Салафиты» ли четыре имама мазхаба?

Мы знаем, что люди Сунны и согласия, как и имамы – основатели мазхабов, единодушны в том, что речь Превозвышенного Аллаха не сотворена и не акцидентальна. Единственной причиной мук имама Ахмада была его совесть, не позволившая ему разбить каноническую фразу, толкуя её части по отдельности: он опасался, что если придать постулату о несотворённости Корана какие-либо оговорки, то это может привести к возникновению неверного представления и заблуждения, за которое именно ему придётся нести наказание в День Предстояния. Даже сподвижники Посланника Аллаха e, не говоря уже о последователях и всех остальных поколениях мусульман, различались между собой по степени набожности и предосторожности. Нельзя допустить, чтобы эта их «разноуровневость» послужила критерием для разделения на партии, сообщества и течения.

Итак, со всей очевидностью Вам, уважаемый читатель, было показано, что «салафия» – это новый мазхаб, изобретённый и привнесённый в религию Аллаха. Его отличия созданы из набора авторских суждений и иджтихадов в доктринальных и практических вопросах, которые были отобраны из всей совокупности различных мнений и иджтихадов, некогда разработанных многими учёными из числа предшественников и лучшими представителями сторонников Сунны и согласия. Однако данный мазхаб был сконструирован отдельными людьми под влиянием их личных склонностей и предубеждённости во взглядах, после чего они заявили, что здание, воздвигнутое ими из кирпичиков, избранных ими по собственным склонностям взглядов, является единственным зданием, вбирающим под свою крышу спасшееся исламское общество, двигающееся под наставничеством Писания и Сунны. И если некто склонится в пользу других вердиктов по спорным вопросам, то этого человека необходимо причислить к пропащим новаторам религии.

Да что же это такое, если не самый откровенный произвол, которому нет обоснования ни в Писании, ни в Сунне, прецедента которого не случалось ни в одном из веков салафа и халафа! Позорнейшее явление перекраивания исконного вероустава Аллаха! Боже, если всё это не является искажением, привнесённым в религию, – тогда что же считать бида? В чём же ещё, как не в этом, проявляется самое прямое незаконное нововведение в вероустав Аллаха?!

Мы ещё не приняли во внимание пагубные последствия, вызванные этим бида в организме мирового исламского сообщества.

Источник

Кто такие салафиты? Рассказывает российский эксперт Ахмет Ярлыкапов

салафиты это хорошо или плохо

В Чехии 205 казахстанским беженцам-салафитам и их детям грозит депортация на родину. Сотрудник Института этнологии и антропологии Российской академии наук Ахмет Ярлыкапов рассказывает о течении салафизма и его последователях.

Фундаментализм может быть разным, он может быть агрессивным или же наоборот. Он может быть каким угодно. Допустим, салафитами называют и ваххабитов, которые более-менее уживаются в Саудовской Аравии с людьми, относящими себя к другим ветвям ислама, а на Северном Кавказе салафиты достаточно агрессивные.

Также салафитом называли имама Шафия, который является основателем одного из четырех мазхабов, толков суннитского ислама. Сами термины «салафиты» и «салафизм» очень широки и расплывчаты. Очень трудно, назвав кого-то салафитами, дать этой группе мусульман исчерпывающую оценку. Вот в чем заключается моя основная мысль.

— Господин Ярлыкапов, скажите, пожалуйста, были ли случаи, когда на Северном Кавказе последователи салафизма вовлекались в какие-либо террористические акты?

— Конечно, этих случаев очень много, но не все из тех, кого называют салафитами, участвуют в террористической деятельности. Однако большинство из тех, кто участвует в террористической деятельности, являются салафитами. Это явно установленный факт, именно поэтому можно сказать, что очень часто салафиты являются чрезмерно агрессивными, но не все. Есть огромная масса людей, которые являются салафитами, но не поддерживают террористическую деятельность.

Сетевая структура характерна для такой мощнейшей исламской партии, как «Хизбут-Тахрир», также она характерна для «Аль-Каиды». Сетевая структура широко используется самыми разными группами, и не только салафитами. Однако единой глобальной исламской сети не имеется. Есть сети, которые созданы разными исламскими группами, то есть суфийские сети, сети, созданные той же «Аль-Каидой», сеть «Хизбут-Тахрир».

Допустим, на Западе есть люди, которые создают панику и говорят, что мусульмане создали сеть и они быстро возьмут власть в свои руки. Но они ошибаются: такого исхода никогда не будет. Потому что среди данных исламских групп нет единства. Также нет единой сети, созданной салафитами.

Имеющиеся сети всегда конкурирует друг с другом. Допустим, та же «Аль-Каида» просто ненавидит членов партии «Хизбут-Тахрир». Надо понимать, что единой исламской сети нет. Есть несколько сетей, созданных разными, конкурирующими, иногда даже открыто борющимися друг с другом группами мусульман.

— Господин Ярлыкапов, также у некоторых наблюдателей есть мнение о том, что краеугольным камнем этого течения является абсолютное неприятие государства, государственного аппарата, которое может вылиться в одномоментное, вооруженное сопротивление против государственного аппарата.

— Государственный аппарат этими людьми не принимается, так как, по их мнению, все государства основаны на человеческих законах, а не божественных. Для салафитов же очень важно, чтобы на земле восторжествовали законы Бога. Именно поэтому они выступают против Конституции и против светских законов.

— Господин Ярлыкапов, насколько сообщество салафитов получило распространение в странах Центральной Азии? Можно ли в этом случае провести какую-либо параллель с системой «Хизбут-Тахрир», которая вызывает негативную реакцию со стороны властей стран Центральной Азии?

— Господин Ярлыкапов, хотелось бы сузить нашу тему до салафитов, то есть до салафитов в Центральной Азии. Известно, что недавно в Таджикистане запретили это течение, а в Казахстане салафиты не входят в список, так сказать, террористических организаций.

— Очень трудно понять, кого же подразумевают под салафитами. Почему в России не запретили ваххабитов? Например, был опыт запрещения салафитов в Дагестане, но по всей России их деятельность не запретили. Потому что в юридических терминах очень трудно объяснить, кого же запрещать.

А салафитов очень трудно запретить. Кто такие салафиты? Это мусульмане, которые говорят, что они следуют опыту предков времен пророка Мухаммеда. Но это слишком широкое определение. Практически все мусульмане говорят, что не отрицают опыт тех времен. Они на нем и основываются. В этом и заключается трудность запрета.

В Таджикистане салафитские группы даже входят в парламент, чуть ли не участвуют в политической жизни республики, это люди, которые имеют салафитские убеждения. Поэтому трудно запретить нечто, называемое салафизмом. Оно очень трудно определимое понятие.

— Господин Ярлыкапов, вам известно, как обычно они сами себя называют? Например, беженцы из Казахстана говорят, что они не салафиты, а последователи чистой веры.

— Как они вам говорят, так они себя и называют везде: «чистые», «настоящие мусульмане». Иногда могут называть себя «молящиеся мусульмане». В основном на постсоветском пространстве салафиты называют себя молящимися или практикующими мусульманами, тем самым противопоставляя себя так называемым этническим мусульманам.

По мнению салафитов, этнические мусульмане родились среди мусульманского народа, но не являются мусульманами, потому что не исполняют основных обязанностей мусульман. Салафиты же могут по-разному себя называть. Какого-то единого самоназвания у них нет. Это также является дополнительной трудностью для определения. Если государство хочет запретить салафитов, то кого же оно будет запрещать?

— Абсолютно характерно. Они противопоставляют себя тому, к чему сегодня пришли остальные мусульмане. Именно в этом пафос их призыва к временам пророка Мухаммеда. Они считают, что ислам изменился за это время, точнее не ислам сам по себе как религия, а мусульмане изменились. По мнению салафитов, люди, считающие себя мусульманами, отошли от истинной веры и им необходимо вернуться к истинной вере. В этом и заключается фундаментализм салафитов. Это мы называем фундаментализмом. Они часто противопоставляют себя так называемому традиционному исламу.

— Причины могут быть самыми разными. Нет какой-то универсальной причины, которая приводит их к салафизму. Часто элементарный протест против существующих реалий может послужить причиной. Для вас не секрет, что в странах Центральной Азии это такие проблемы, как коррупция, часто встречающееся клановое засилье.

Молодому человеку невозможно пробиться вверх. Ему для карьеры необходимо копить определенные средства, чтобы дать взятку и затем пробиться в люди и так далее. Все это вызывает протест у молодежи, после чего она находит некий иллюзорный выход из этой ситуации в религии и в возврате к тем золотым временам, золотой эпохе, когда жил пророк Мухаммед.

Это некая эмоциональная замена, когда они понимают, что сейчас у них этого нет, но когда-то это было. Что они принадлежат к той религии, которая эту справедливость устанавливала в мире. Поэтому они пытаются апеллировать к тем временам и говорить, что надо вернуться к тому времени, когда была возможность каждому проявиться в чем-то.

Часто это может произойти из-за протеста против элементарного государственного или нередко встречающегося силового насилия. Вам известно, что на постсоветском пространстве силовые структуры часто действует очень неосмотрительно, тем более сталкиваясь с таким новым для себя явлением, как практический ислам.

Есть соблазн запретить все, и силовики действуют понятным для себя методом. Например, избивая людей. Это вызывает протест людей против государственно-силового нажима. Таким образом, существует масса причин, по которым молодежь становится на путь салафизма.

— Спасибо вам за беседу, господин Ярлыкапов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *