с точки зрения общей теории систем можно выделить классы задач ответ

Тест: Ответы для тестирования по общей теории систем

с точки зрения общей теории систем можно выделить классы задач ответ

Тема: Ответы для тестирования по общей теории систем

Тип: Тест | Размер: 9.98K | Скачано: 211 | Добавлен 11.03.13 в 17:38 | Рейтинг: +3 | Еще Тесты

1. Виды анализов, используемых в системном анализе:

2. Цель системы-это.

-некоторое (возможно, воображаемое) положение дел, к осуществлению которого стремятся.

3. Элементы системы или подсистемы считаются взаимосвязанными, если

-по изменению происходящему в одном из элементов можно судить об изменениях, происходящих в связанных с ним элементах;

-если между ними происходит обмен веществом, энергией или информацией, важный с точки зрения функционирования системы.

4. При системном подходе анализ проводится

-от целого к составным частям, от системы к элементам, от сложного к простому.

5. Параметрический анализ — это

-установления качественных пределов развития объекта — физических, экономических, экологических и др.

-предел членения системы с точки зрения аспекта рассмотрения, решения конкретной задачи, поставленной цели.

7. Качественные методы описания систем используют

-методы типа сценариев, методы экспертных оценок;

8. Системы бывают

9. Устойчивость системы — это

-способность системы возвращаться в состояние равновесия после того, как она была из этого состояния выведена под влиянием внешних возмущающих действий.

10. Связь в системе — это

-это ограничение степеней свободы элементов;

-любые взаимодействия, обеспечивающие функционирование системы, превышающие по своей силе взаимодействия с внешней средой;

-то, что обеспечивает возникновение и сохранение целостных свойств.

11. Открытая система

-способная обмениваться с окружающей средой массой, энергией, информацией.

12. Системные методы исследования наиболее востребованы при решении

-слабо структурированные задачи, имеющие только качественные оценки.

13. Укажите правильные высказывания относительно управления

-для управления нужна обратная связь, которая отражает влияние управляющих воздействий;

-для управления необходимо знать какие параметры мы можем изменять и в каких пределах;

-целенаправленное вмешательство в процесс в системе называется управлением.

14. Техническая система — это

-конечная совокупность элементов некоторого регулирующего устройства, которое устанавливает связи между элементами, управляет этими связями, создавая неделимую единицу функционирования.

15. Самоорганизующиеся системы под действием внешней среды

-изменяют структуру и алгоритм управления;

-имеют в своем составе адаптор.

16. Взаимодействие саморазвивающейся системы с внешней средой

-полезные внешние сигналы поглощаются и используются, вредные отражаются.

17. Развивающаяся система обладает следующими признаками:

-принципиальная неравновесность системы и поддержание своего состояния в неравновесном виде;

-возможность изменить свою структуру, сохранив целостность;

-уменьшающийся уровень энтропии, характеризующий повышение упорядоченности в системе.

18. Закрытая система

-не обменивается с внешней средой массой, энергией, информацией или имеет неизменный обмен, который может не учитываться при моделировании.

19. Связи в системе обладают следующими признаками

20. Компонентный анализ-это

-рассмотрение объекта, включающего в себя составные элементы и входящие, в свою очередь, в систему более высокого ранга.

21. Строго иерархической называется система

-в которой у подчиненного может быть только один начальник.

22. Развивающаяся система обладает следующими признаками

-непредсказуемость поведения в результате наличия элементов со «свободной воли»;

-нестационарностью (изменчивостью, нестабильностью).

23. Отметьте справедливые высказывания:

-элементы любой системы выступают как системы более низкого порядка;

-системы образуют особое единство со средой;

-любая исследуемая система представляет элемент системы более высокого порядка.

24. Энтропия характеризует

-меру беспорядка системы, состоящей из многих элементов, чем больше энтропия, тем больше неупорядоченность в системе.

25. Подсистема системы — это

-относительно независимая часть системы с точки зрения рассмотрения, решения конкретной задачи, поставленной цели.

26. Синергетическое взаимодействие означает

27. Состояние системы-это

-совокупность значений существенных свойств системы в определенный момент времени; множество последовательно упорядоченных во времени параметров системы.

28. Систему, в которой автоматизированны все процессы называют

29. Что не относится к основным методам системного анализа?

30. Исследованиями начала и прекращения операции и явлениями, возникающими в начале и конце неустановившегося процесса занимается

-теория переключающихся устройств.

31. Цель когнитивной структуризации состоит в том, чтобы выявить

-структурные схемы причинно-следственных связей, их качественной оценки.

32. Понятие «проблема» можно сформулировать следующим образом

-несоответствие между необходимым и фактическим положением дел;

-как противоречие между существующими теориями и фактами.

33. Кибернетическая модель черного ящика предполагает, что

-входные сигналы есть функция от вх. И самого элемента;

-известны только входные и выходные значения сигналов, действующих на систему.

34. Что явилось причинами интенсивного развития системного анализа?

-огромный объем накопленных знаний в различных областях знаний;

-необходимость разработки исследования плохо структурированных задач;

-большая специализация и дифференциация наук, приводящая к затруднению понимания и сложности обсуждения и решения проблем, лежащих на стыке наук.

35. Равновесие системы — это

-способность системы в отсутствие внешних возмущений (или при постоянных воздействиях) сохранять свое состояние сколь угодно долго.

36. Генетический анализ-это

-изучение истории развития исследуемого объекта.

37. Замену труда человека в рабочих организациях называют

38. Функциональный анализ

-рассмотрение объекта как комплекса выполняемых им полезных и вредных функций.

39. Критерии развития системы-это

-снижение энтропии системы;

40. Исследование операций, связанных с контролем значений параметров автоматизированных процессов занимается

-теория автоматического контроля.

41. Сложность системы определяется как

-структурная и функциональная.

42. Если управляющие воздействия не обеспечивают достижения цели, то

-если возможно переместить в область достижимости цели;

-следует расширить диапазон параметров управления.

43. Структурный анализ-это

-определение взаимодействия между компонентами объекта.

44. В процессе управления системы важную роль играют следующие типы связи, обеспечивающие противодействие тенденциям, происходящих изменений

45. Структура системы-это

-это устойчивая упорядоченность в пространстве и во времени ее элементов и связей между ними, определяющая компоновку системы и ее взаимодействие с внешней средой;

-это то, что остается неизменным в системе при изменении, ее состояния при реализации различных форм поведения, при совершении системной операции;

-это множество всех возможных отношений между подсистемами и элементами внутри системы.

46. Системы классифицируются по степени определенности функционирования

47. Компонентный анализ-это

-рассмотрение объекта, включающего в себя составляющие элементы входящего в свою очередь, в систему более высокого ранга.

48. Самонастраивающиеся системы под действием внешней среды

-имеют в своем составе адаптор;

-изменяют свои параметры функционирования.

49. Какое определение системы подходит только для искусственно созданных систем?

-взаимосвязанные элементы, объединенные единством цели (или назначения) и функциональной целостностью. Система — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство.

50. Основными предположениями о характере функционирования системы при построениии модели

-выходной сигнал в данный момент времени определяется состоянием системы и входными сигналами, относящимися к данному и предшествующим моментам времени;

-состояние системы в данный момент времени определяется предыдущими состояниями и входными сигналами, поступившими ранее и в данный момент времени.

51. Самоорганизующиеся системы под действием внешней среды

-изменяют структуру и алгоритм управления;

-имеют в своем составе адаптор.

52. Количественные методы описания систем используют

-численные методы расчета;

-аналитические математические модели.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Источник

Общая теория систем и решаемые задачи.

Определение системы. Основные понятия, характеризующие строение и функционирование системы.

Система – это совокупность эл-ов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некторое целостное единство.

с точки зрения общей теории систем можно выделить классы задач ответ

Элемент – это неделимая часть системы. Система состоит из подсистем и компонент. Связь обеспеч. возникн. и сохранение целостных свойств системы. Элементы системы образуют структуру, которая отражает определенные взаимосвязи, взаимоотношения составных частей и устр-во системы.

Различают основные виды структур:

— иерархическая (система управления предприятием)

— смешанные иерархические структуры

Понятия:

Элемент – это простейшая неделимая часть системы.

Подсистема – это часть системы с некоторыми связями и отношениями.

Структура – отражает наиболее существенные взаимоотношения между элементами и их группами, которые мало меняются при изменениях в системе и обеспечивают существование системы и ее основных свойств.

Связь – обеспечивает возникновение и сохранение структуры и целостных свойств системы. Связь характеризуется направлением, силой и характером.

Входы и выходы – это материальные или информационные потоки, входящие и выходящие из системы.

Состояние – это мгновенный срез системы. Срез определяют либо через входные воздействия и выходные сигналы, либо через макропараметры, макросвойства системы.

Поведение – это способность системы переходить из одного состояния в другое.

Внешняя среда – это множество элементов, кот.не входят в систему, но изменение их состояния вызывает изменение поведения системы.

Модель – это описание системы, отображающее определенную группу ее свойств

Равновесие – способность системы в отсутствие внешних возмущающих воздействий сохранять свое поведение скол угодно долго

Устойчивость – способность системы возвращаться в состояние равновесия после того как она была выведена из этого состояния по влиянием внешних возмущающих воздействий.

Развитие – это увеличение сложности какой-либо системы

Классификация систем.

Цель любой классификации – ограничить выбор подходов к отображению системы, сопоставить выделенным классам приемы и методы системного анализа и дать рекомендации по выбору методов для соответствующего класса систем.

1.Открытые и закрытые системы. Отличие открытых систем – способность системы обмениваться со средой массой, энергией и информацией. Закрытые системы предполагаются полностью лишенными этой способности, т.е. изолированными от среды. Закрытые системы оперируют понятием «цель», как внешним, по отношению к системе. Цели не задаются «из вне», а формируются внутри системы на основе закономерностей целеобразования. Информационные системы относятся к открытым.

2.Классификация по сложности. Английский кибернетик Бир подразделяет системы на 3 группы(это связанно с поведением системы): простые, сложные и очень сложные. От способа описания системы делятся на детерминированные и стохастические. Детерминированные – однозначное описание отношений между элементами. Стохастические – связи между элементами носят вероятностный характер.

Характеристики сложности (применительно к информационным системам):

системыпростыесложныеочень сложные
ДетерминированныеОконная задвижка, проект машинных мастерскихЭВМ, автоматизация процессов
СтохастическиеПодбрасывание монетыХранение товаровЭкономика в целом
Движение медузУсловные рефлексыМозг
Статистический контроль качестваПрибыль предприятияРабота холдинга

1) Многомерность системы

2) Многообразие возможных форм(разнообразие структуры)

4) Многообразие природы элементов

5) Многократное изменение структуры и состава системы

3. Классификация систем по степени организованности и её роль в выборе методов моделирования системы.

· Плохо организованные системы (диффузные). При представлении объекта в виде плохо организованной системы не ставится задача определить все учитываемы компоненты и их связи с целями системы. Система характеризуется набором макропараметров и закономерностями, которые выявляются на основе исследования не всего объекта, а путем изучения определенной выборки компонентов, характеризующих исследуемый объект. На основе такого выборочного исследования получают характеристики, которые распространяют на поведение всей системы в целом. Такие системы применяются при определении пропускной способности систем, при исследовании документальных потоков информации и т.д.

· Хорошо организованные системы. Представление объекта или процесса принятия решения в виде хорошо организованной системы возможно в тех случаях, когда удается определить все элементы системы и их взаимосвязи между собой и с целями системы в виде детерминированных зависимостей. Для отображения сложного объекта в виде хорошо организованной системы приходится выделять существенные и не учитывать относительно несущественные для конкретной цели компоненты.

· Самоорганизующаяся система – класс систем, обладающих способностью увеличивать свой порядок или изменять свою организацию. Данный класс систем обладает признаками плохо организованных систем (стохастичность поведения, нестабильность отдельных параметров системы), а так же специфическими признаками (непредсказуемость поведения, способность адаптироваться к изменениям условий среды, формировать возможные варианты поведения и выбирать из них лучший и т.д.).

Общая теория систем и решаемые задачи.

Общая теория систем – научное направление, связанное с разработкой совокупности философских, методологических, конкретно научных и прикладных проблем: анализа и синтеза сложных систем произвольной природы. Месарович основные требования, которым должна удовлетворять эта теория:

1. Должна быть настолько общей, чтобы могла охватить многие существующие теории, касающиеся теории систем.

2. Должна иметь строго научный характер, термины и определения должны быть математически однозначны.

3. Научные основания должны быть столько фундаментальными, чтобы выводы имели практическую ценность при изучении конкретных систем.

Основные задачи общей теории систем:

1. Исследование изоморфизмов понятий, законов и моделей в различных областях науки с тем, чтобы переносить из одной дисциплины в другую.

2. Способствовать построению адекватных теоретических моделей для тех областей науки, в которых нет моделей.

3. Минимизировать модулирование теоретических исследований в различных научных областях.

Содержание системного анализа. Задачи и принципы системного анализа

Системный анализ – методология решения проблем, основанная на структуризации систем и количественном сравнении альтернатив. Применение системного анализа при построении ИС дает возможность выделить перечень и указать целесообразную последовательность выполнения взаимосвязанных задач, позволяющих не упустить из рассмотрения важные стороны и связи изучаемого объекта автоматизации.

Задачи системного анализа:

1. Декомпозиция. Означает представление системы в виде подсистем, состоящих из более мелких элементов.

2. Анализ. Состоит в нахождении различного рода свойств системы или среды. Целью анализа может быть определение закона преобразования информации задающего поведение системы.

3. Синтез. Необходимо по описанию закона преобразования построить систему, фактически выполняющую это преобразование по определенному алгоритму, при этом должен быть предварительно определен класс элементов, из которых строится искомая система реализующая алгоритм функционирования.

Источник

С точки зрения общей теории систем можно выделить классы задач ответ

Термины теория систем и системный анализ, несмотря на период более 25 лет их использования, все еще не нашли общепринятого, стандартного истолкования.

Причина этого факта заключается в динамичности процессов в области человеческой деятельности и в принципиальной возможности использовать системный подход практически в любой решаемой человеком задаче.

Общая теория систем (ОТС) — научная дисциплина, изучающая самые фундаментальные понятия и аспекты систем. Она изучает различные явления, отвлекаясь от их конкретной природы и основываясь лишь на формальных взаимосвязях между различными составляющими их факторами и на характере их изменения под влиянием внешних условий, при этом результаты всех наблюдений объясняются лишь взаимодействием их компонентов, например характером их организации и функционирования, а не с помощью непосредственного обращения к природе вовлечённых в явления механизмов (будь они физическими, биологическими, экологическими, социологическими, или концептуальными)

Для ОТС объектом исследования является не «физическая реальность», а «система», т.е. абстрактная формальная взаимосвязь между основными признаками и свойствами.

При системном подходе объект исследования представляется как система. Само понятие система может быть относимо к одному из методологических понятий, поскольку рассмотрение объекта исследуется как система или отказ от такого рассмотрения зависит от задачи исследования и самого исследователя.

Существует много определений системы.

Термины «отношение» и «взаимодействие» используются в самом широком смысле, включая весь набор родственных понятий таких как ограничение, структура, организационная связь, соединение, зависимость и т.д.

Таким образом, система S представляет собой упорядоченную пару S=(A, R), где A — множество элементов; R — множество отношений между A.

Система — это полный, целостный набор элементов (компонентов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой так, чтобы могла реализоваться функция системы.

Исследование объекта как системы предполагает использование ряда систем представлений (категорий) среди которых основными являются:

Рассмотрим определения других понятий, тесно связанных с системой и ее характеристиками.

Объектом познания является часть реального мира, которая выделяется и воспринимается как единое целое в течение длительного времени. Объект может быть материальным и абстрактным, естественным и искусственным. Реально объект обладает бесконечным набором свойств различной природы. Практически в процессе познания взаимодействие осуществляется с ограниченным множеством свойств, лежащих в приделах возможности их восприятия и необходимости для цели познания. Поэтому система как образ объекта задаётся на конечном множестве отобранных для наблюдения свойств.

Понятие «система» возникает там и тогда, где и когда мы материально или умозрительно проводим замкнутую границу между неограниченным или некоторым ограниченным множеством элементов. Те элементы с их соответствующей взаимной обусловленностью, которые попадают внутрь, — образуют систему.

Те элементы, которые остались за пределами границы, образуют множество, называемое в теории систем «системным окружением» или просто «окружением», или «внешней средой».

Из этих рассуждений вытекает, что немыслимо рассматривать систему без ее внешней среды. Система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия с окружением, являясь при этом ведущим компонентом этого воздействия.

В зависимости от воздействия на окружение и характер взаимодействия с другими системами функции систем можно расположить по возрастающему рангу следующим образом:

Всякая система может рассматриваться, с одной стороны, как подсистема более высокого порядка (надсистемы), а с другой, как надсистема системы более низкого порядка (подсистема). Например, система «производственный цех» входит как подсистема в систему более высокого ранга — «фирма». В свою очередь, надсистема «фирма» может являться подсистемой «корпорации».

Обычно в качестве подсистем фигурирует более или менее самостоятельные части систем, выделяемые по определённым признакам, обладающие относительной самостоятельностью, определённой степенью свободы.

Компонент — любая часть системы, вступающая в определённые отношения с другими частями (подсистемами, элементами).

Элементом системы является часть системы с однозначно определёнными свойствами, выполняющие определённые функции и не подлежащие дальнейшему разбиению в рамках решаемой задачи (с точки зрения исследователя).

Понятие элемент, подсистема, система взаимопреобразуемы, система может рассматриваться как элемент системы более высокого порядка (метасистема), а элемент при углубленном анализе, как система. То обстоятельство, что любая подсистема является одновременно и относительно самостоятельной системой приводит к 2 аспектам изучения систем: на макро- и микро- уровнях.

При изучение на макроуровне основное внимание уделяется взаимодействию системы с внешней средой. Причём системы более высокого уровня можно рассматривать как часть внешней среды. При таком подходе главными факторами являются целевая функция системы (цель), условия её функционирования. При этом элементы системы изучаются с точки зрения организации их в единое целое, влияние на функции системы в целом.

На микроуровне основными становятся внутренние характеристики системы, характер взаимодействия элементов между собой, их свойства и условия функционирования.

Для изучения системы сочетаются оба компонента.

Под структурой системы понимается устойчивое множество отношений, которое сохраняется длительное время неизменным, по крайней мере в течение интервала наблюдения. Структура системы опережает определенный уровень сложности по составу отношений на множестве элементов системы или что эквивалентно, уровень разнообразий проявлений объекта.

Связи — это элементы, осуществляющие непосредственное взаимодействие между элементами (или подсистемами) системы, а также с элементами и подсистемами окружения.

Связь — одно из фундаментальных понятий в системном подходе. Система как единое целое существует именно благодаря наличию связей между ее элементами, т.е., иными словами, связи выражают законы функционирования системы. Связи различают по характеру взаимосвязи как прямые и обратные, а по виду проявления (описания) как детерминированные и вероятностные.

Прямые связи предназначены для заданной функциональной передачи вещества, энергии, информации или их комбинаций — от одного элемента к другому в направлении основного процесса.

Обратные связи, в основном, выполняют осведомляющие функции, отражая изменение состояния системы в результате управляющего воздействия на нее. Открытие принципа обратной связи явилось выдающимся событием в развитии техники и имело исключительно важные последствия. Процессы управления, адаптации, саморегулирования, самоорганизации, развития невозможны без использования обратных связей.

с точки зрения общей теории систем можно выделить классы задач ответ

Рис. — Пример обратной связи

С помощью обратной связи сигнал (информация) с выхода системы (объекта управления) передается в орган управления. Здесь этот сигнал, содержащий информации о работе, выполненной объектом управления, сравнивается с сигналом, задающим содержание и объем работы (например, план). В случае возникновения рассогласования между фактическим и плановым состоянием работы принимаются меры по его устранению.

Основными функциями обратной связи являются:

Нарушение обратных связей в социально-экономических системах по различным причинам ведет к тяжелым последствиям. Отдельные локальные системы утрачивают способность к эволюции и тонкому восприятию намечающихся новых тенденций, перспективному развитию и научно обоснованному прогнозированию своей деятельности на длительный период времени, эффективному приспособлению к постоянно меняющимся условиям внешней среды.

Особенностью социально-экономических систем является то обстоятельство, что не всегда удается четко выразить обратные связи, которые в них, как правило, длинные, проходят через целый ряд промежуточных звеньев, и четкий их просмотр затруднен. Сами управляемые величины нередко не поддаются ясному определению, и трудно установить множество ограничений, накладываемых на параметры управляемых величин. Не всегда известны также действительные причины выхода управляемых переменных за установленные пределы.

Детерминированная (жесткая) связь, как правило, однозначно определяет причину и следствие, дает четко обусловленную формулу взаимодействия элементов. Вероятностная (гибкая) связь определяет неявную, косвенную зависимость между элементами системы. Теория вероятности предлагает математический аппарат для исследования этих связей, называемый «корреляционными зависимостями».

Критерии — признаки, по которым производится оценка соответствия функционирования системы желаемому результату (цели) при заданных ограничениях.

Эффективность системы — соотношение между заданным (целевым) показателем результата функционирования системы и фактически реализованным.

Функционирование любой произвольно выбранной системы состоит в переработке входных (известных) параметров и известных параметров воздействия окружающей среды в значения выходных (неизвестных) параметров с учетом факторов обратной связи.

с точки зрения общей теории систем можно выделить классы задач ответ

Рис. — Функционирование системы

Вход — все, что изменяется при протекании процесса (функционирования) системы.

Выход — результат конечного состояния процесса.

Процессор — перевод входа в выход.

Система осуществляет свою связь со средой следующим образом.

Вход данной системы является в то же время выходом предшествующей, а выход данной системы — входом последующей. Таким образом, вход и выход располагаются на границе системы и выполняют одновременно функции входа и выхода предшествующих и последующих систем.

Управление системой связано с понятиями прямой и обратной связи, ограничениями.

Обратная связь — предназначена для выполнения следующих операций:

Ограничение — обеспечивает соответствие между выходом системы и требованием к нему, как к входу в последующую систему — потребитель. Если заданное требование не выполняется, ограничение не пропускает его через себя. Ограничение, таким образом, играет роль согласования функционирования данной системы с целями (потребностями) потребителя.

Определение функционирования системы связано с понятием «проблемной ситуации», которая возникает, если имеется различие между необходимым (желаемым) выходом и существующим (реальным) входом.

Проблема — это разница между существующей и желаемой системами. Если этой разницы нет, то нет и проблемы.

Решить проблему — значит скорректировать старую систему или сконструировать новую, желаемую.

Состоянием системы называется совокупность существенных свойств, которыми система обладает в каждый момент времени.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *