с помощью диагностического блока комплекса психологической коррекции можно определить уровень

Спиваковская А. С

ПРИНЦИПЫ, ЗАДАЧИ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ КАК ОСОБОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА[15]

5. Общая характеристика психокоррекционного комплекса

Психокоррекционный комплекс, представляющий собой системное воздействие, состоит из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый из блоков реализует различные задачи и состоит из специфически организованных методов и приемов. Рассмотрим общую характеристику каждого из блоков психокоррекционного комплекса.

Блок 1 — диагностический.

– диагностика психологических факторов риска;

– формулирование психологических факторов риска для каждой семьи;

– формулирование общей программы психологической коррекции.

– психологический анализ биографической информации;

– патопсихологическое обследование детей в присутствии родителей;

– психологический анализ игровой деятельности ребенка;

– психологический анализ игры ребенка с родителями;

– диагностика самооценки ребенка и осознания детьми своего внутрисемейного положения и отношений со взрослыми (специальные эксперименты, проективные методы);

– психологический анализ мотивов воспитания по биографическим данным;

– диагностика супружеских коммуникаций — специальная экспериментальная процедура по исследованию коммуникаций;

– изучение психологического климата семьи (специальный опросник и циклограмма психологического климата).

Блок 2 — установочный.

Включение установочного блока психокоррекции в общий комплекс связано с необходимостью создания активной установки на психокоррекционную работу, формирования мотивов самопознания и самосовершенствования.

– снятие тревожности в связи с переживанием острого внутрисемейного кризиса;

– достижение облегчающего и расслабляющего эффекта;

– повышение уверенности родителей в возможности достижения позитивных изменений в поведении ребенка и в отношениях в семье;

– переформулировка запроса, целей психологической коррекции;

– создание активной установки на психокоррекционную работу.

– специальная методика «Родительское собрание»;

– психологический анализ дневниковых записей.

Блок 3 — коррекционный.

– гармонизация процесса развития ребенка;

– достижение перехода от негативной к позитивной фазе критического периода;

– гармонизация игровой деятельности;

– достижение открытия «Я»;

– преодоление внутрисемейного кризиса;

– расширение сферы осознанности мотивов воспитания;

– снятие противоречий между конфронтирующими мотивационными тенденциями;

– изменение родительских установок и позиций, обучение родителей новым формам общения с ребенком, расширение знаний о психологии семейного воспитания.

– методика игровой групповой коррекции для детей;

– методика групповой родительской коррекции;

– методика «Родительский семинар»;

– методика совместных занятий родителей с детьми.

Блок 4 — оценка эффективности.

– оценка изменений в психологических факторах риска в процессе коррекции;

– оценка эффекта коррекции.

– специальные экспериментальные процедуры;

– оценка степени устойчивости ликвидации дезадаптированного поведения у детей.

Читайте еще:

Она хорошо знает, что ставить себя на первое место – это не значит быть эгоисткой, быть черствой, равнодушной или циничной. Просто она знает, что чрезмерное желание заниматься другими людьми скрывает страх жить своей жизнью. Настоящей Женщине интересна ЕЁ жизнь. Она никогда не теряет ощущение.

Прихрамывая, держа одну руку на животе, в кабинет вошла беременная Л.Е.Д. После предложения сесть сначала боязливо смотрит на кресло, потом осторожно устраивается в положении полулёжа, подложив руку под поясницу. Третий триместр. Главная жалоба — сильные боли в пояснице в течение недели при.

Так уж повелось: женский пол учился оперировать изменчивыми эмоциями; мужской — конкретными объектами и твердыми фактами. Естественно, «мы» и «они» не стали врагами, но и особого взаимопонимания не добились. Мы не перестаем выдумывать эмоциональную интерпретацию для ситуаций, когда мужчина.

«Дед был неутомимым работником. Усилия, которые он потратил на вызедение деликатесного гибрида, едва ли под силу одному человеку. Людям, которым случалось заниматься выведением гибрида розы или другого растения, известно, что это занятие требует упорства и существенных затрат времени. Вообразите.

3. Психологическая работа организуется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации, его заместителей и настоящим Руководством.

Перед тем, как строить планы на грядущие набеги своего «психологического Зорро», выясним, каков он из себя и что умеет. Поэтому позволь вкратце описать систему «опознания» психологического рисунка личности, которую мы используем в наших книгах: она сложилась на основе образов, возникших в.

Мы уже вспоминали о существовании азартных игр, когда говорили о карманных деньгах. Тема эта очень сложная, в первую очередь потому, что грустная и безнадежная. Игромания (лудомания) практически не лечится, а возможностей «подсесть на игру» — масса. Так как прямого и очевидного вреда, такого.

поримый авторитет. Насколько они правильны или ошибочны в своих частностях, я, естественно, не могу знать. Видимо, и другим, более осведомленным, тоже не легче. В теории Маркса мне чужды положения, согласно которым развитие общественных форм является естественно-историческим процессом или что.

Вот некоторые мои любимые компьютерные и программные инструменты для обработки и хранения компьютерных данных, которые мы с Терри рекомендуем вам

Например, приступы сексуального голода можно снимать мастурбацией, а можно завести постоянного партнера только для секса, не рассматривая его как возможный вариант для более глубоких отношений. Последнее больше подойдет Тигре или Винни-Пуху, несколько реже — Кролику и Ослику Иа-Иа. Но.

Те, кто подчеркивает свою подпись снизу (рис. 12а) – самолюбивы, интересуются мнением окружающих о себе, характеризуются большей обидчивостью.

Для установления достоверности того, что люди помнят под гипнозом, я работал с парами — матерями их взрослыми детьми. Условиями исследования были способность к гипермнезии (живой и полной памяти), дети должны были быть достаточно взрослыми для разговора о многих деталях рождения. Матери не.

Источник

Диагностический блок включает методики (коррекционно-диагностического комплекса) выявления уровня психического развития обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта. I этап – Первичная диагностика. С вновь прибывшими обучающими

с помощью диагностического блока комплекса психологической коррекции можно определить уровень

Диагностический блок включает методики (коррекционно-диагностического комплекса) выявления уровня психического развития обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

I этап – Первичная диагностика. С вновь прибывшими обучающимися (либо далее на начало учебного года) проводится собеседование с целью выявления уровня психического развития ребёнка, индивидуальных особенностей поведения. Диагностические данные каждого обучающегося фиксируются в карте индивидуального развития. После распределения детей по группам для проведения развивающих занятий составляется сводная схема анализа данных диагностического обследования обучающихся.

II этап – Мониторинг динамики развития. Динамика развития обучающихся прослеживается в течение учебного года по направлениям: (развитие психических процессов; развитие эмоционально-волевой и личностной сферы; индивидуальные особенности адаптации и пребывания в школьном социуме).

В начале и в середине года показатели динамики развития выявляются на основе диагностических данных, наблюдения за обучающимися в процессе проведения занятий педагогом-психологом и педагогами-специалистами, в конце года – в процессе проведения только индивидуального диагностического обследования.

III этап – Констатирующая диагностика. В конце года с обучающимися проводится индивидуальное психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития обучающихся.

Представление о ближайшем окружении, об окружающем мире.

Тестовая беседа на степень психосоциальной зрелости С.Л. Банкова.

Выявить уровень ориентировки в окружающей действительности, развития вербального мышления.

Эмоционально-волевая и личностно-мотивационная сферы.

Выявить уровень произвольной деятельности.

Определить отношение к оценке и результату.

Установить характер школьной мотивации.

Отметить наиболее яркие личностные особенности.

Изучить эмоциональное состояние в процессе адаптации с целью дифференцированного психологического подхода и для оценки эффективности коррекционного воздействия.

Определить особенности эмоционального состояния обучающегося: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной социальной среде.

Оценка эмоционального содержания рисунка.

Исследовать понимание связи эмоциональных состояний с мимикой и невербальными средствами общения, умение сопереживать (чувство эмпатии).

Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н. Лускановой.

Измерить степень выраженности мотивов учения.

Восприятие и воображение.

«Назови знакомые фигуры».

Выявить способность узнавать формы в сюжетном изображении.

Выявить умение воспринимать пространство (ориентироваться) на листе бумаги.

Выявить характер зрительного восприятия.

Выявить уровень развития обобщённых представлений о свойствах и качествах предметов окружающей действительности, элементов произвольного воображения.

Определить степень концентрации и устойчивости внимания.

Определить уровень продуктивности, устойчивости, концентрации, переключения и распределения внимания.

Методика Шипицыной Л.М.

Определить объем зрительного запоминания.

Изучить уровень слуховой памяти.

«Исключи лишнюю картинку».

Исследовать аналитико-синтетическую деятельность, способность актуализировать имеющиеся знания и представления; уровень обобщения, логическую обоснованность решения предложенных заданий, четкость формулировок, выводов.

Изучить словесно-логическое мышление.

«Почини коврик» (на основе прогрессивных матриц Равена).

Исследовать наглядно-образное мышление.

Выявить способность к анализу и синтезу, к установлению закономерностей пространственных соотношений.

Источник

12.Психокоррекционный комплекс и его блоки (этапы коррекции)

Целенаправленное воздействие на клиента осуществляется через психокоррекционный комплекс, состоящий из нескольких взаимосвязанных блоков.

Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов.

Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока:

4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.

Диагностический блок. Цель: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.

Установочный блок. Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.

Коррекционный блок. Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами деятельности.

Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Цель: измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.

При составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать следующие моменты:

· четко формулировать цели коррекционной работы;

· определить круг задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы;

· выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной работы;

· четко определить формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная) с клиентом;

· отобрать методики и техники коррекционной работы;

· определить общее время, необходимое для реализации всей коррекционной программы;

· определить частоту необходимых встреч (ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, 1 раз в две недели и т.д.);

· подготовить необходимые материалы и оборудование.

По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое или психолого-педагогическое заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.

13.Алгоритм составления коррекционных программ

14.Основные требования к составлению психокоррекционной программы

— четко формулировать цели коррекционной работы;

— определить круг задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы;

— определение методологии и содержания программы

— выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной работы;

— четко определить формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная) с клиентом;

— отобрать методики и техники коррекционной работы;

— определить общее время, необходимое для реализации всей коррекционной программы;

— определить частоту необходимых встреч (ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, 1 раз в две недели и т.д.);

— определить длительность каждого коррекционного занятия (от 10—15 мин в начале коррекционной программы до 1,5—2 ч на заключительном этапе);

— разработать коррекционную программу и определить содержание коррекционных занятий;

— планировать формы участия других лиц в работе (при работе с семьей подключение родственников, значимых взрослых и т.д.);

— реализовать коррекционную программу (необходимо

предусмотреть контроль динамики хода коррекционной ра­боты, возможности внесения дополнений и изменений в программу);

— подготовить необходимые материалы и оборудование.

По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое или психолого-педагогическое заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.

К основным требованиям (дополнение к первому списку):

1. выявление причин нарушений психического развития ребенка и обязательное проведение диагностического обследования с целью выбора правильного направления в дальнейшей коррекционной работе;

2.оценка личностных особенностей ребенка с целью выбора соответствующих способов мотивации на проведение коррекционной работы, чтобы вызвать желание взаимодействовать, снять тревожность, повысить уверенность в себе и т. д.;

3. планирование основных этапов, форм, методов и средств коррекционной работы;

4.подготовка необходимых материалов и оборудования, отчетной документации.

Цели и задачи любой коррекционно-развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

11. Структура психокоррекционного комплекса: диагностический, установочный, коррекционные блоки, оценки

Целенаправленное психокоррекционное воздействие на ребенка и подростка с проблемами в развитии осуществляется через психокоррекционный комплекс, который состоит из четырех взаимосвязанных блоков:

• Коррекционный; • оценочный;

В диагностический блок входят диагностика психического развития ребенка и диагностика социальной среды. Диагностика психического развития ребенка включает в себя:

• всестороннее клинико-психологическое изучение личности ребенка и его родителей, системы их отношений;

• анализ мотивационно-потребностной сферы ребенка и членов его семьи;

•определение уровня развития сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов и функций;

•диагностику социальной среды ребенка (анализ неблагоприятных факторов социальной среды, травмирующих ребенка, нарушающих его психическое развитие, формирование характера личности и социальную адаптацию).

Коррекционный блок включает в себя следующие задачи:

• коррекция неадекватных методов воспитания ребенка с целью преодоления его микросоциальной запущенности;

•помощь ребенку или подростку в разрешении психотравмирующих ситуаций;

• формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими (в семье, в классе);

• повышение социального статуса ребенка в коллективе;

• развитие у ребенка или подростка компетентности в вопросах нормативного поведения;

•формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов у детей;

• развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляцмм поведения;

• создание в детском коллективе, где обучается ребенок, атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.

В достижении этой цели на первый план выступает работа психолога не только с близким социальным окружением ребенка (семьей), но и с педагогами, которые обучают ребенка, и с его одноклассниками, друзьями, знакомыми. Это одна из важных задач, так как социальная интеграция ребенка с проблемами в развитии в обществе является важным фактором всестороннего воспитания личности.

Оценочный блок, или блок оценки эффективности психокоррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у ребенка в результате воздействий. Критерии оценки эффективности требуют учета структуры дефекта, механизмов его проявления, анализа целей и используемых методов психологического воздействия. Результаты психокоррекционной работы могут проявляться у ребенка в процессе работы с ним, к моменту завершения процесса и на протяжении длительного времени после окончания занятия.

Эффективность работы зависит как от объективных, так и субъективных факторов. К объективным факторам относятся:

• степень тяжести дефекта у ребенка;

• четкость поставленных задач;

• четкость организации процесса;

• время начала процесса;

• профессиональный и личностный опыт психолога. К субъективным факторам можно отнести:

• установки ребенка и родителей на психологическую коррекцию;

• отношение их к коррекции и к психологу.

При оценке эффективности психокоррекционных воздействий необходимо использовать разнообразные методы, в зависимости от поставленных задач. Например, при анализе эффективности эмоциональных нарушений у детей целесообразно использовать отчеты родителей о поведении детей до и после занятий. При оценки поведенческих и эмоциональных реакций ребенка целесообразно сочетатьметод наблюдения с проективными методами исследования личности. При оценке эффективности познавательных процессов у детей можно использовать функциональные пробы, направленные на анализ гностических процессов, результаты педагогических наблюдений. Оценку эффективности психологической коррекции может провести и независимая экспертная комиссия, включающая в себя не только психологов, а также врачей, педагогов и социальных работников.

Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре

4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.

Диагностический блок. Цель: диагностика особенностей

развития личности, выявление факторов риска, формиро-

вание общей программы психологической коррекции.

Установочный блок. Цель: побуждение желания взаимо-

действовать, снятие тревожности, повышение уверенности

клиента в себе, формирование желания сотрудничать с пси-

хологом и что-либо изменить в своей жизни.

Коррекционный блок. Цель: гармонизация и оптимизация

развития клиента, переход от отрицательной фазы развития

к положительной, овладение способами взаимодействия с

миром и самим собой, определенными способами деятель-

Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.

Цель: измеренение психологического содержания и дина-

мики реакций, способствование появлению позитивных по-

веденческих реакций и переживаний, стабилизация пози-

Источник

Статьи

Психотерапия — это вид лечения, при котором основным инструментом воздействия на психику больного является слово врача. Психотерапия в широком смысле охватывает всю область общения врача и больного. Врач-клиницист любого профиля, общаясь с больным, неизбежно оказывает на него психотерапевтическое воздействие.

Что такое психокоррекция? Кто занимается ПК, на кого и на что она направлена? Основные методы используемые в психокоррекционной практике с детьми и подростками. Некоторые методы ПК работы со взрослыми.

Черепно-мозговая травма (ЧМТ) является одной из наиболее актуальных проблем современной педиатрии и неврологии, поскольку количество больных с ЧМТ в мире ежегодно увеличивается на 2%, из них 1,5 млн. погибает и 2,5 млн. становится инвалидами [1,2,3]. Распространенность ЧМТ в Европе составляет 150–300 (в среднем 235) на 100 000 населения, в США 200-610 на 100 тысяч, в России – 630 на 100 000 населения

В настоящее время в РФ проживает более 166 тысяч детей-инвалидов с нарушениями психических функций (включая умственную отсталость, речевые расстройства, другие психологические расстройства), что составляет 32,8% от общего количества детей-инвалидов, определяя высокую социальную значимость данной проблемы.

Инсульт – острое нарушение мозгового кровообращения, характеризующееся внезапным (в течение минут, реже – часов) появлением очаговой неврологической симптоматики (двигательных, речевых, чувствительных, координаторных, зрительных и др. нарушений) и/или общемозговых нарушений (изменения сознания, головная боль, рвота и др.), которые сохраняются более 24 часов или приводят к смерти больного в более короткий промежуток времени вследствие причины цереброваскулярного происхождения [1,2,3]. Заболеваемость инсультом у детей составляет, в среднем, 2-3 на 100 тыс. в год, при этом 40% всех случаев приходится на возраст до года [4,5,6,7].

Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание, возникающее в результате поражения головного мозга в перинатальном периоде, или вследствие аномалии его развития, и характеризующееся нарушениями двигательных и статокинетических функций, а также психо-речевыми и сенсорными расстройствами, не прогрессирующее, отчасти поддающееся функциональной компенсации и коррекци. Распространенность ДЦП в России составляет: 1,6-6 на 1000 доношенных детей, 9-40 на 1000 недоношенных

Магнитотерапия широко применяется в медицине. Магнитное поле обладает противовоспалительным действием, уменьшает отек тканей, способствует более быстрому заживлению ран, повышает устойчивость к вредным воздействиям на организм (радиации, химиотерапии).

Первые психотропные средства были созданы в середине 20 века, в 1952 году. Тогда врачи отметили эффективность аминазина при лечении страха, возбуждения, эмоциональной напряженности. С тех пор было синтезировано и изучено большое количество его аналогов, каждый из которых имеет свои особенности и сферу применения.

Сексуальная жизнь во многом определяет качество жизни человека. Распространенность эректильной дисфункции (ЭД) среди мужчин всех возрастов составляет 15–17%, у мужчин старше 45 лет достигает 40%, прогрессируя с возрастом и охватывая 75–80% к 80 годам.

Кардинальным отличием современной методики ЭСТ является использование современной анальгезии и физиологично действующих кортокоимпульсных аппаратов (конвульсаторов). Эти характерные особенности модифицированной ЭСТ, сделав методику гораздо более безопасной и эффективной, обеспечили ей признание во всем мире как адекватного инструмента в терапевтическом арсенале психиатрии, наркологии и неврологии.

В наше время термин «депрессия» вышел далеко за рамки профессиональных кругов и пустился в свободное плавание, подменяя собой и грусть, и разочарование, и отчаяние, и боль потери, и усталость, и еще великое множество состояний, свойственных здоровому человеку.

Что должно послужить сигналом для обращения к психиатру? Как помочь близкому?

Не будем описывать все многообразные жизненные явления, вызывающие ту или иную психическую реакцию или состояние. Давайте углубимся в химию процесса. Рассмотрим, что создает наше настроение и обуславливает поведение изнутри. Что такое нейромедиаторы, и как они работают.

Несмотря на то, что средство не новое, оно остается уникальным для решения целого ряда терапевтических задач в мировой психиатрии.

Элекстростимуляция головного мозга (транскраниальная элекстростимуляция)

ТМС (транскраниальная магнитная стимуляция) существенно влияет на работу синапсов в головном мозге и улучшает функционирование нервных клеток.

Негативные кардиоваскулярные эффекты психотропных препаратов встречаются в 75 % случаев их применения, особенно опасно улинение интервала QT

Тест Равена предназначен для изучения логичности мышления. Его относят к «культрно-независимым» невербальным тестам.

Шизофрения — это не стиль жизни, не способ общения с окружающим миром, не исключительный взгляд на действительность, не особенность характера, не дурное воспитание. Шизофрения — это заболевание.

Дети 2-3 лет боятся чего-то конкретного (животных, чудища, живущего в шкафу, темноты). В 4 года страхи начинают терять свою конретность и становятся более «смысловыми» (страх воды, высоты).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *