с помощью чего можно моделировать отдельные условия и характер будущего профессионального ппфп

С помощью чего можно моделировать отдельные условия и характер будущего профессионального ппфп

2.7. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов

2.7.1. ППФП в системе физического воспитания студентов

В условиях научно-технического прогресса проблема соотношения средств физической культуры и учебной деятельности студентов приобретает важное экономическое значение, заключающееся в использовании физического воспитания для подготовки к конкретному профессиональному труду и повышении его производительности. В этой связи особое значение в системе физического воспитания студентов приобретает профессионально-прикладная физическая подготовка.

Профессионально-прикладная физическая подготовка – это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры для подготовки к определенной профессиональной деятельности. Цель ППФП – психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности.

Конкретные задачи ППФП студентов определяются особенностями их будущей профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы:

— формировать необходимые прикладные знания;

— осваивать прикладные умения и навыки;

— воспитывать прикладные физические качества.

Прикладные знания имеют непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью, которые студенты получают на лекционных занятиях по курсу «Физическая культура». Знания о закономерностях достижения и поддержании высокой профессиональной работоспособности в трудовой деятельности имеют важное прикладное значение.

Прикладные умения и навыки обеспечивают быстрое овладение необходимыми трудовыми операциями, безопасность в быту и при выполнении определенных видов работ.

Прикладные физические качества – это перечень необходимых для каждой профессиональной группы физических качеств, которые можно формировать при занятиях различными видами спорта.

Формировать специальные качества можно в процессе ППФП не только с помощью специально подобранных упражнений, но и при регулярных занятиях соответствующими в каждом случае (прикладными) видами спорта. Следует иметь в виду и особенности так называемой неспецифической адаптации человека. Установлено, что хорошо физически развитый и тренированный человек быстрее акклиматизируется в новой местности, легче переносит действие низкой и высокой температуры, более устойчив к различного рода инфекциям, проникающей радиации и т.д.

При решении конкретных задач профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов следует обращать внимание на то, что такая подготовка осуществляется в тесной связи с общей физической подготовкой, которая является основой практического раздела учебной дисциплины «Физическая культура» в вузе. В тоже время, только общая физическая подготовка не может полностью решить задачи специальной подготовки к определенной профессии.

Профессионально-прикладная физическая подготовка должна опираться на хорошую общефизическую подготовленность студентов. Соотношение общей и профессионально-прикладной подготовки может изменяться в зависимости от профессии. Для представителей гуманитарных профессий хорошей общей физической подготовленности вполне достаточно для психофизической готовности к будущей профессии. В других случаях (юридические, технические специальности и др.) общая физическая подготовка не может обеспечить необходимого уровня готовности к профессиональному труду. Здесь обязательно требуется специальная и объемная профессионально-прикладная физическая подготовка по всем параметрам, которая нередко нуждается в самостоятельном дополнительном курсе ППФП сверх отведенных часов на дисциплину «Физическая культура».

В ходе учебного процесса уровень подготовленности студентов по разделу профессионально-прикладная физическая подготовка контролируется специальными нормативами, что особо оговорено в учебной программе. Обычно эти нормативы отличаются у студентов различных факультетов и имеют отличия в зависимости от семестра и курса обучения. Уровень подготовленности по ППФП оценивается отдельно и входит в комплексную оценку по учебной дисциплине «Физическая культура» наряду с оценками за теоретические знания, общую физическую подготовленность, методические и двигательные умения и навыки.

Организация ППФП студентов в вузах предполагает использование специализированной подготовки в учебное и внеучебное время. Для этого в основном учебном отделении могут быть организованы специализированные учебные группы по ППФП, а в спортивном – учебные группы по прикладным видам спорта. Студенты, занимающиеся в специальном отделении, осваивают те элементы ППФП, которые доступны им по состоянию здоровья.

ППФП студентов на учебных занятиях проводится в форме теоретических и практических занятий.

ППФП во внеучебное время необходима студентам, имеющим недостаточную общую и специальную психофизическую подготовленность.

Формы ППФП во внеучебное время следующие:

— секционные занятия в вузе по прикладным видам спорта вне вуза;

— самодеятельные занятия по прикладным видам спорта вне вуза;

— соревнования по прикладным видам спорта.

Одна из форм ППФП – массовые физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия.

2.7.2. Факторы, определяющие ППФП студентов

Двигательную деятельность человека, его трудового активность определяют такие компоненты, как мышечная сила, выносливость, быстрота, координация движений, способность к концентрированному и устойчивому вниманию, реакция выбора и другие психофизические качества. Общепризнано, что все эти составляющие так же, как и профессиональные свойства личности, в определенных условиях и пределах тренируемы. Психофизиологическое понятие «трудовая деятельность» по психофизическим компонентам аналогично понятию «спорт». Так же сходны и принципиальные требования и условия их совершенствования.

Итак, конкретное содержание ППФП опирается на психофизиологическое тождество процесса и физической культуры и спорта. Благодаря именно этому тождеству на занятиях физической культурой и спортом можно моделировать отдельные элементы трудовых процессов.

Основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП:

— формы (виды) труда специалистов данного профиля;

— условия и характер труда;

— режим труда и отдыха;

— особенности динамики работоспособности специалистов в процессе труда и специфика их профессионального утомления и заболеваемости.

Формы (виды) труда. Основные формы труда – физический и умственный. Разделение труда на «физический» и «умственный» носит условный характер. Однако такое разделение необходимо, ибо с его помощью легче изучать динамику работоспособности специалистов в течение рабочего дня, а также подобрать средства физической культуры и спорта в целях подготовки к предстоящей работе по профессии.

Условия труда (продолжительность рабочего времени, комфортность производственной сферы) влияют на подбор средств физической культуры и спорта для достижения высокой работоспособности и трудовой активности человека, а следовательно, определяют конкретное содержание ППФП специалистов в определенной профессии.

Характер труда также определяет ППФП, ибо для того, чтобы правильно подобрать и применить средства физической культуры и спорта, важно знать, с какой физической и эмоциональной нагрузкой работает специалист, как велика зона его передвижения и т.д. Следует учитывать, что характер труда специалистов одного и того же профиля может быть разным даже при работе в одних и тех же условиях, если они выполняют неодинаковые виды профессиональных работ и служебных функций. В таких случаях у специалистов совершенно разные психофизические нагрузки, поэтому нужны разные прикладные знания, умения и навыки, разнонаправленные рекомендации по применению средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха.

Режим труда и отдыхавлияет на выбор средств физической культуры, чтобы поддерживать и повышать необходимый уровень жизнедеятельности и работоспособности. Рациональным режимом труда и отдыха на любом предприятии считается такой режим, который оптимально сочетает эффективность труда, индивидуальную производительность, работоспособность и здоровье трудящихся.

При разработке соответствующих разделов ППФП необходимо знать и учитывать организационную структуру и особенности производственного процесса, а также проводить совместный анализ рабочего и внерабочего времени, поскольку между основным трудом и деятельностью человека в свободное время существует объективная связь.

Динамика работоспособности специалистов в процессе труда – интегральный фактор, определяющий конкретное содержание ППФП студентов. Чтобы смоделировать отдельные элементы процесса труда путем подбора физических упражнений, необходимо знать особенности динамики работоспособности специалистов при выполнении различных видов профессиональных работ. Для этого нужно построить «кривую» работоспособности на основе фиксированных показателей: через определенные отрезки времени замеряют те или иные показатели исполнителя: величину выработки, время, затраченное на операцию, и т.п., а также психофизиологический показатели пульса, кровяного давления, мышечной силы, тремора, частоты дыхания, показатели внимания, скорости, зрительно-слухомоторные и психические реакции и др. «Кривая» работоспособности определяется и для одной рабочей смены, и для рабочей недели (месяца), и для годичного периода работы. Она может служить началом в разработке рекомендаций по направленному применению средств физической культуры как в процессе ППФП, так и в режиме труда и отдыха.

2.7.3. Средства ППФП студентов

Подбор средств ППФП осуществляется с учетом особенностей учебного процесса на каждом факультете и специфики будущей профессиональной деятельности студентов.

Средства ППФП студентов классифицируются следующим образом:

— прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта;

— прикладные виды спорта;

— оздоровительные силы природы и гигиенические факторы;

— вспомогательные средства, обеспечивающие качества учебного процесса по разделу ППФП.

Основным средством ППФП студентов является физическое упражнение. При их подборе следует учитывать, чтобы их психофизиологическое воздействие соответствовало формируемым физическим качествам.

Напряженная умственная деятельность студентов в процессе обучения в сочетании с недостаточной двигательной активностью приводит к снижению общей и умственной работоспособности и состояния здоровья.

Уровень умственной работоспособности, безусловно, зависит от состояния здоровья и общей работоспособности, а способность человека длительно выполнять умственную или физическую работу определяется выносливостью, обуславливаемой, прежде всего, функциями сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Важным фактором, определяющим совершенствование сердечно-сосудистой и дыхательной систем молодого организма студентов, является оптимальное сочетание умственных нагрузок и разнообразных средств физической культуры.

Из многочисленных физических упражнений наиболее целесообразными и доступными в применении следует считать циклические упражнения, такие как бег, ходьба, туризм, плавание. Эффективны подвижные и спортивные игры, которые характеризуются множеством циклических и ациклических движений и высокой эмоциональностью.

Умелое сочетание циклических упражнений со спортивными играми дает положительные сдвиги не только в развитии выносливости, но и других физических качеств (быстрота, ловкость, сила, гибкость).

При акцентированном воспитании физических качеств в содержании учебных занятий обычно увеличивается объем специальных упражнений, развивающих одно или несколько качеств, и устанавливаются соответствующие учебные нормативы. Такой подбор упражнений и элементов из отдельных видов спорта производится опытным путем по принципу соответствия их особенностям профессиональных качеств и двигательных навыков. Для этого сначала составляется так называемая профессиограмма, и затем на ее основе – спортограммма (комплекс упражнений и набор видов спорта, соответствующих конкретной профессии).

Каждый вид спорта способствует совершенствованию определенных физических и психических качеств. И если эти качества, умения и навыки, осваиваемые в ходе спортивного совершенствования, совпадают с профессиональными, то такие виды спорта считают профессионально-прикладными.

Элементы состязательности, сопряженные с повышенными физическими и психическими нагрузками, позволяют широко использовать спорта в процессе профессионально-прикладной физической подготовки студентов. Однако занятия прикладными видами спорта не единственный способ решения всего комплекса вопросов ППФП студентов из-за недостаточной избирательности и неполного охвата задач этой подготовки будущего специалиста к любой конкретной профессии.

Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы – обязательные средства ППФП студентов, особенно для воспитания специальных прикладных качеств, обеспечивающих продуктивную работу в различных географо-климатических условиях. С помощью специально-организованных занятий можно достичь повышенной устойчивости организма к холоду, жаре, солнечной радиации, резким колебаниям температуры воздуха. Содержание таких занятий связано с обучением приемам закаливания организма и выполнения гигиенических мероприятий, а также мероприятия по ускорению восстановительных процессов в организме (специальные водные процедуры, различные бани и др.).

Вспомогательные средства ППФП, обеспечивающие ее эффективность, это различные тренажеры, специальные технические устройства и приспособления, с помощью которых можно моделировать отдельные условия и характер будущего профессионального труда.

Следует различать тренажеры, применяемые на занятиях по учебной дисциплине «Физическая культура», и профессиональные тренажеры. Принципиальное назначение первых в том, что с их помощью закладываются функциональные основы, расширяется диапазон двигательных умений, способствующих быстрому освоению профессиональных действий, умений и навыков. В профессиональных же тренажерах обрабатываются именно профессиональные действия и умения в облегченных или усложненных условиях, а это является уже задачей не кафедры физического воспитания, а выпускающих кафедр университета.

Источник

Статья:» Профессионально-прикладная физическая подготовка»

с помощью чего можно моделировать отдельные условия и характер будущего профессионального ппфп

ППФП (Профессионально – прикладная физическая культура)

Профессионально – прикладная физическая подготовка (ППФП) – одно из основополагающих направлений физического воспитания, формирующие прикладные знания, физические и социальные качества, умение и навыки, способствующие достижению объективной готовности человека к условиям и воздействиям профессиональной деятельности. (Евсеев Ю.И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия». Издание третье. Ростов – н/Д: Феникс, 2004. – 290 – 319)

к ускорению профессионального обучения;

к достижению высокопроизводительного труда в избранной профессии;

к предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечения профессионального долголетия;

к использованию средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее и свободное время;

к выполнению служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональный коллектив;

ППФП призвана адаптировать, готовить человека не вообще к труду, а к избранному виду трудовой деятельности при одновременном общем укреплении организма и здоровья человека, повышении уровня его всестороннего физического развития. Конкретные задачи профессионально-прикладной физической подготовки студентов определяются особенностями их будущей профессиональной деятельности. Они состоят в том, чтобы формировать необходимые прикладные знания, осваивать прикладные умения и навыки, воспитывать прикладные психофизические качества и специальные прикладные качества.

Прикладные знания имеют непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью и приобретаются во время учебных занятий, а также путем самостоятельного изучения литературы. Важен тот факт, что знания о закономерностях повышения спортивной работоспособности имеют единую психофизиологическую основу с знаниями о достижении и поддержании высокой профессиональной работоспособности человека в сфере труда.

Прикладные умения и навыки обеспечивают безопасность в быту и при выполнении определенных профессиональных видов работ, способствуют быстрому и экономичному передвижению при решении производственных задач. Естественно, что этими умениями и навыками лучше владеет человек, занимавшийся прикладны ми видами спорта.

Прикладные физические качества – это быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость. Они необходимы во многих видах профессиональной деятельности, где специалистам для качественного выполнения работы необходимы или повышенная общая выносливость, или быстрота, или сила отдельных групп мышц, или ловкость. Заблаговременное акцентированное формирование этих прикладных качеств в процессе физического воспитания до профессионально требуемого уровня и является одной из задач ППФП.

Прикладные специальные качества – это способность организма противостоять специфическим воздействиям внешней с реды. Такие способности можно развивать путем закаливания, дозированной тепловой тренировки, специальными упражнениями, воздействующими на вестибулярный аппарат, укреплением мышц брюшного пресса, упражнениями на выносливость.

Задачи и содержание любого вида профессионально-прикладной физической подготовки могут быть определены, если известны объективные и субъективные требования профессии к человеку. Поэтому научно-теоретическое обоснование ППФП, прежде всего, связано с изучением факторов профессиональной деятельности и ее условий, то есть требований профессии к определенным двигательным и психическим качествам, функциональной устойчивости организма к внешним воздействиям, овладению прикладными умениями, навыками и связанными с ними знаниями.

К таким факторам относятся следующие:

1) формы (виды) труда специалистов конкретного профиля;

2) условия и характер труда;

3) режим труда и отдыха;

4) особенности динамики работоспособности специалиста в процессе труда и специфика профессионального утомления и заболеваемости.

Дополнительными факторами, определяющим содержание профессионально-прикладной физической подготовки, являются индивидуальные особенности будущих специалистов, а также климатические условия региона, где предстоит работать и жить. Изучение факторов, влияющих на жизнедеятельность специалистов в сфере труда, психофизических процессов, сопровождающих различные виды профессиональной деятельности, позволяют выявить тот самый объем и перечень необходимых прикладных знаний, умений и навыков, физических и специальных качеств, которые обеспечивают надежность и успешность профессиональной деятельности.

Профессионально-прикладная физическая подготовка должна строиться на основе и в единстве с общей физической подготовкой. Подбор средств ППФП должен производиться с учетом особенностей учебного процесса на конкретном факультете и специфики будущей профессиональной деятельности студентов. В числе таковых могут быть: прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта; прикладные виды спорта; оздоровительные силы природы и гигиенические факторы; вспомогательные средства, обеспечивающие качество учебного процесса по разделу ППФП.

Подбирая физические упражнения, необходимо учитывать, чтобы их психофизическое воздействие соответствовало формируемым физическим и специальным качествам. При целенаправленном воспитании физических качеств в содержании учебных занятий можно увеличивать объем специальных упражнений, развивающих одно или несколько физических качеств и соответственно устанавливать учебные нормативы. Такой подбор упражнений и элементов из отдельных видов спорта чаще производится опытным путем по принципу соответствия их особенностям профессиональных качеств и умений.

Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы – обязательные средства профессионально-прикладной физической подготовки студентов, особенно для воспитания специальных прикладных качеств, обеспечивающих продуктивную работу в различных географо-климатических условиях. С помощью специально организованных занятий можно достичь повышенной устойчивости организма к холоду, жаре, солнечной радиации, резким колебаниям температур воздуха. В содержание занятий со студентами должно входить обучение приемам закаливания организма и выполнению гигиенических мероприятий, а также применению средств ускорения восстановительных процессов в организме.

Вспомогательными средствами ППФП, обеспечивающими ее эффективность, служат упражнения на профессиональных тренажерах и других специальных технических приспособлениях. В профессиональных тренажерах отрабатываются именно профессиональные действия и умения в облегченных или усложненных условиях. ( Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний. М., 2003. – 123 – 130)

Источник

Реферат на тему «Профессиональная прикладная физическая подготовка»

с помощью чего можно моделировать отдельные условия и характер будущего профессионального ппфп

ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж»

по дисциплине: « Физическая культура »

на тему: « Профессиональная прикладная физическая подготовка »

Студент гр. КСК 14-1

Дальнейшее совершенствование производства, возрастание объема и интенсивности труда предъявляют повышенные требования к качеству подготовки специалистов.

Важную роль в связи с этим имеет обеспечение необходимого уровня профессиональной готовности будущих специалистов, включающие физическую подготовленность, тренированность, работоспособность, развитие профессионально важных качеств (ПВК) и психомоторных способностей.

По данным ученых точно установлено, что общая физическая подготовка не находит непосредственного применения в процессе труда, а лишь создает предпосылки для успешной профессиональной деятельности, опосредованно проявляясь в ней через такие факторы, как состояние здоровья, степень физической тренированности, адаптации к условиям труда.

Не вызывает сомнений, что каждая профессия имеет свою двигательную специфику, отличающуюся условиями труда, психофизиологическими характеристиками и предъявляющая различные требования к уровню развития физических качеств, психофизиологических функций и психических свойств и качеств личности.

Сущность ППФП состоит в оптимальном использовании средств, методов и форм физического воспитания с целью достижения и поддержания на базе ОФП преимущественного развития психических и физических качеств, к которым предъявляют повышенные требования в процессе обучения и освоении профессии.

Средства профессионально-прикладной физической подготовки студентов

Было бы ошибкой считать, что адекватными средствами ППФП могут служить только упражнения, аналогичные по форме профессиональным трудовым действиям. Современная ΠΠΦП опирается на использование упражнений, позволяющих направленно мобилизовать именно те профессионально важные функциональные свойства организма, двигательные и сопряженные с ними способности, от которых существенно зависит результативность профессиональной деятельности.

Средства ППФП студента специфичны и достаточно разнообразны. К ним следует отнести:

— прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта;

— прикладные виды спорта (их целостное применение);

— оздоровительные силы природы и гигиенические факторы;

При подготовке к ряду профессий довольно широко применяются естественные движения (ходьба, бег, прыжки, метания, лазание, передвижения на лыжах и т.д.). Это обусловлено тем, что в некоторых видах трудовой деятельности (геолог, монтажник, моряк и др.) совершенные навыки в естественных движениях имеют непосредственно прикладное значение. Углубленное овладение ими является непременным условием эффективной профессиональной деятельности.

Каждый вид спорта способствует совершенствованию определенных физических и психических качеств. И если эти качества, умения и навыки, осваиваемые в ходе спортивного совершенствования, совпадают с профессиональными, то такие виды спорта считаются профессионально-прикладными.

Немаловажен и опосредованный прикладной опыт занятий отдельными видами спорта. Применение средств физической культуры и спорта в профессиональной деятельности основывается на явлении «переноса» тренированности. И хотя упражнения, используемые ППФП, не копируют профессиональные движения, однако создают необходимую почву для успешного овладения профессиональными навыками. Так, например, некоторые категории инженерно-технических специальностей (инженер-строитель, инженер-механик) сталкиваются в своей профессиональной деятельности с подъемом и перемещением различных видов грузов. Знание основ техники поднятия тяжестей, приобретенных в процессе занятий силовыми видами спорта, в профессиональной деятельности будут иметь прикладную направленность и способствовать соблюдению правил безопасности. Инженер-строитель, ранее занимавшийся тяжелой атлетикой, никогда не станет тянуть вес вверх путем разгибания спины, что часто наблюдается в быту, так как при этом создается колоссальная нагрузка на межпозвоночные диски. Правильный подъем веса всегда начинают с активного разгибания ног, путем напряжения крупной передней группы мышц бедра.

Элементы состязательности, сопряженные с повышенными физическими и психическими нагрузками, позволяют широко использовать спорт в процессе совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки студентов. Однако занятия прикладными видами спорта не единственный метод решения всего комплекса вопросов ППФП студентов из-за недостаточной избирательности и неполного охвата задач подготовки будущего специалиста к любой конкретной профессии.

Организация и формы профессионально-прикладной физической подготовки в вузе

Организация ППФП студентов в высших учебных заведениях предполагает использование специализированной подготовки в учебное и свободное время.

Студенты, занимающиеся в специальном учебном отделении, осваивают те элементы, которые доступны им по состоянию здоровья.

ППФП студентов на учебных занятиях проводится в форме теоретических и практических занятий.

ППФП во внеучебное время необходима студентам, имеющим недостаточную общую и специальную физическую подготовленность. Формы ППФП в свободное время:

— секционные занятия в вузе по прикладным видам спорта под руководством преподавателя-тренера;

— самостоятельные занятия прикладными видами спорта в различных спортивных группах вне вуза (в туристических клубах и т.д.);

— самостоятельное выполнение студентами заданий преподавателей кафедры физического воспитания.

Профилактические, реабилитационные и восстановительные мероприятия в процессе занятий физическими упражнениями

При занятиях физическими упражнениями, особенно спортом, возможны различные травмы: ушибы, раны, вывихи суставов переломы костей, обморожения. Главным средством предупреждения травм является строгое выполнение установленных норм и правил (гигиенических, санитарных, методических, организационных).

Гигиенические (санитарные) требования к спортивным залам, бассейнам, площадкам выполняются работниками этих сооружений, преподавателями и тренерами. Эти требования касаются температуры воды воздуха, освещённости, уборки, вентиляции.

Гигиенические требования к одежде и обуви, к чистоте тела должны выполняться занимающимися. Они вытекают из особенностей жизнедеятельности организма при усиленной мышечной деятельности и особенностей вида физических упражнений. Одежда должна быть лёгкой, удобной, не стесняющей движений, хорошо впитывающей пот, хорошо пропускающей воздух (вентилируемой). Для занятий гимнастикой пригодны трусы и майка (футболка, тенниска). При этом майка не должна вылезать из под резинки трусов. В противном случае она может стать помехой при выполнении упражнений, а иногда и причиной травмы. Поэтому недопустимы трусы с поясом (без резинки), ремнём и пр. Недопустимы на всех видах занятий ожерелья, кулоны, браслеты и др. украшения.

При низкой температуре одежда должна защищать от переохлаждения. Прилегающая к телу одежда (нижняя) должна быть из хлопка. Именно хлопчатобумажная ткань хорошо впитывает пот, не раздражает кожу. Усиленное потоотделение при мышечной деятельности требует особого внимания к чистоте нижней одежды. Её следует стирать не реже одного раза в неделю, а при сильном потоотделении – после каждого занятия. Пропитанная потом одежда неприятно пахнет, служит питательной средой для грибковых бактерий, раздражает кожу. Совсем недопустимо, когда после занятий физической культурой студенты, не сменив трусов, майки и носков идут на другие занятия.

При занятиях на открытом воздухе, в ветреную холодную погоду необходимо поверх тренировочного костюма одевать ветрозащитную одежду (куртку, брюки, комбинезон).

Обувь должна отвечать специфике вида спорта. Для гимнастики это лёгкие кожаные туфли (чешки), можно и в носках. Для лёгкой атлетики – кожаные туфли с металлическими шипами (для занятий на уроках физической культуры кроссовки, кеды), для спортивных игр – кроссовки. Для студентов универсальной обувью стали кроссовки. Описать всё многообразие спортивной обуви нет смысла, но общие требования к ней нужно знать. Обувь должна хорошо облегать ногу, но не пережимать, не затруднять кровообращение. Подошва обуви не должна скользить по поверхности спортивной площадки. В зимних видах спорта обувь должна защищать ноги от переохлаждения. Поэтому подбирают её на размер больше, с тем расчётом, чтобы на обычные носки можно было одеть ещё и шерстяные. Лучшей обувью для большинства видов спорта является кожаная.

В настоящее время появилось множество разнообразных кроссовок отечественных и зарубежных производителей. Большинство кроссовок сделано из синтетических материалов, которые плохо пропускают воздух, нога в них буквально “варится” через 15-20 минут интенсивных занятий.

Методические правила предупреждения травм.

Приступать к выполнению основных упражнений урока (тренировки) требующих проявления значительных усилий, собранности, внимания следует после хорошей разминки – до пота. Разминка улучшает функциональное состояние ЦНС, улучшает проводимость нервных импульсов, разогревает мышцы и суставы, готовит сердечно-сосудистую систему (ССС) к работе повышенной интенсивности, к работе, вовлекающей резервы человеческого организма (О резервах см. главу 3).

Изучать новые более сложные движения следует строго выполняя правило – от простого к сложному, от известного к неизвестному. В гимнастике обязательна страховка, дополнительные маты. Желание как можно быстрее продемонстрировать самостоятельное выполнение сложных движений нередко приводит к печальным последствиям. Особенно “везёт” таким элементам, как сальто вперёд и назад. Как часто можно наблюдать стремление юношей, оставленных одних в зале, выполнить эти элементы самостоятельно. И, к сожалению, бывают случаи приземления на шею, что приводит к серьёзным травмам позвоночника.

Организационные правила предупреждения травм.

Соблюдение дисциплины на уроке, выполнение упражнений в порядке, определённом преподавателем, без “самодеятельности”.Несоблюдение дисциплины при выполнении упражнений приводит к столкновениям, падениям. Это происходит в спортивных играх, плавании акробатике. При выполнении упражнений поточным способом (один за другим) нельзя выполнять упражнение навстречу, задерживаться.

В начале урока необходимо проверить состояние снарядов, оборудования, площадки, подтянуть и укрепить ослабленные крепления, убрать с площадки посторонние предметы, мусор.

При травмах также происходит снижение двигательной активности. Но реабилитация происходит по другому. Как правило, снимают нагрузку с травмированной руки (ноги), сустава. В остальном продолжают активно тренироваться, проводят целенаправленные занятия по ликвидации слабых мест.. Например, при недостаточной гибкости, уделяют особое внимание её развитию. При травме ноги усиленно развивают силу рук. Как только состояние позволяет безболезненно выполнять движение травмированной ногой (рукой), начинают постепенно нагружать её.. В сочетании с лечебными процедурами, массажем и самомассажем это ускоряет процесс заживления. Лечебная практика показывает положительное влияние такого режима и при переломах костей.

Кроме того, снижается неблагоприятные последствия длительной неподвижности сустава. Длительное обездвижение сустава уменьшает амплитуду движения в нём. На её восстановление затрачивается время и усилия после заживления перелома.

Не только болезни и травмы наносят вред здоровью. Человеку приходится испытывать психические напряжения при деятельности в трудных условиях, при ситуациях с угрозой жизни. Это состояние называется стрессом (от английского stress – давление, напряжение, нажим).Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на на здоровье человека. Главное не стресс, а способ выхода из него. При напряжённом состоянии в работе, особенно при возникновении угрозы жизни, организм мобилизует ресурсы, для того, чтобы справиться с опасностью.

Главным механизмом мобилизации ресурсов является увеличение количества адреналина, выделяемого в кровь (гармон надпочечников). Адреналин обладает сосудосуживающим действие на кровеносные сосуды кожи, селезёнки, органов пищеварительного тракта и сосудорасширяющим действием на кровеносные сосуды мозга и мышц. Под его влиянием ускоряется и усиливается работа сердца, повышается его возбудимость и скорость проведения импульсов по сердечной мышце. Важное значение имеет сокращение мышц стенок сосудов в органах, являющимися депо для крови, а также расслаблении гладки мышц бронхов, что уменьшает сопротивление движению воздуха при дыхании.

Таким образом, под влиянием адреналина усиливается транспорт крови к тканям, в частности к мышцам. Адреналин усиливает распад гликогена печени, в результате чего увеличивается поступление глюкозы в кровь. Быстро расходуемые резервы в усиленной мышечной работе быстро и восстанавливаются. При этих условиях действие стресса положительное – тренируются механизмы мобилизации резервов.

Отрицательное влияние стрессов проявляется в том случае, когда человек не может расходовать резервы в мышечной работе. Такая ситуация возникает при неблагоприятной обстановке в коллективе (группе, бригаде), при обиде на начальника и пр. человек “кипит” от гнева, он готов ответить обидчику действием. Но это делать нельзя. Часто повторяющаяся ситуация приводит к тому, что изменения в ССС становятся стабильными, хроническими. Подобные явления наблюдаются при длительном подавленном состоянии. Развивается гипертония (повышенное кровяное давление), появляются неврозы.

Профилактикой отрицательного влияния стрессов на здоровье служит умеренная мышечная работа (быстрая ходьба, бег и т. п.). Экзаменационная сессия создаёт повышенную нервную нагрузку, истощающую нервную систему, нередко приводящую к срывам. Научные исследования показывают, что умеренная физическая нагрузка во время экзаменационной сессии предупреждает перенапряжение ЦНС, её заболевания.

Очень важно научиться управлять своим эмоциональным состоянием, уходить от ситуации, приводящей к стрессу. Такие приёмы следует подробно рассматривать на методических занятиях, здесь лишь укажем основные способы.

1. Отключение-переключение. Заключается в удержании сознания в русле, далёком от стрессовой ситуации, т. е. мысленное представление другой, благоприятной ситуации.

2. Регуляция тонуса мышц мимических и скелетных, темпа движений и речи. Удержание их в состоянии, характерном для покоя.

3. Самовнушения, позволяющие контролировать содержание и направленность сознания, изменять навязчивый образ на другой.

4. изменение цели. Часто нереальная цел создаёт дополнительные переживания, постоянное напряжение. Снижение “планки” цели снимает такие переживания.

Большинство исследователей указывают, что высокой эффективности при воспитании профессионально-прикладных физических качеств можно достичь с помощью весьма разнообразных средств физической культуры и спорта. При этом применяемые в процессе ППФП специальные прикладные упражнения — это те же обычные физические упражнения, но подобранные и организованные в полном соответствии с ее задачами.

В настоящее время еще не существует специальной классификации физических упражнений, ориентированной на задачи ППФП специалистов различных профессиональных групп, поэтому в каждом отдельном случае этот вопрос должен решаться самостоятельно.

Однако при подборе средств физического воспитания в целях ППФП имеет смысл провести более дифференцированную их группировку, что позволит более направлено и избирательно использовать эти средства в процессе физического воспитания студентов.

Такими группами средств ППФП студентов можно считать: прикладные физические упражнения и отдельные элементы из различных видов спорта; прикладные виды спорта; оздоровительные силы природы и гигиенические факторы; вспомогательные средства, обеспечивающие рационализацию учебного процесса по разделу ППФП.

Прикладные физические упражнения, и отдельные элементы из различных видов спорта могут в сочетании с другими упражнениями обеспечить воспитание необходимых прикладных физических и специальных качеств, а также освоение прикладных умений и навыков.

Список использованной литературы:

1. В. И. Попов, М. И. Попов, В. В. Жеванов Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов-экономистов ДОННАСА.

2. Раевский Р. Т. Профессионально-прикладная подготовка студентов технических вузов: Учебн. пособие. — М.: Высш. шк., 1985. — 136 с.

3. Иванов Г. Д. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Алма-Ата, 1998.

4. Баранов В.В. Физическая культура: учебник, Оренбург 2009 – 289с.

5. Кабачков В. А., Полиевский С. А. Профессионально-приклад­ная физическая подготовка учащихся в средних ПТУ. М., Высшая школа, 1982. 2. Раевский Р. Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов. М., Высшая школа, 1985.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *