с какого возраста можно поднимать ребенка за руки вверх

Почему нельзя тянуть ребенка за руку. Отвечает педиатр Сергей Бутрий

с какого возраста можно поднимать ребенка за руки вверх

В предплечье человека есть две параллельные кости: лучевая и локтевая. В плече кость одна: плечевая. Локтевой сустав обеспечивает правильное соединение этих трех костей. Чтобы удерживать кости вместе, между ними существуют связки. Связки ребенка по эластичности напоминают резинки для волос, они довольно рыхлые и могут легко соскользнуть по кости. С возрастом связки укрепляются, и риск подвывиха локтевого сустава проходит.

Подвывих локтевого сустава — это устоявшееся бытовое название, а на строгом медицинском языке эта травма называется смещением кольцевой связки (annular ligament displacement). Эта связка представляет из себя эластичную ленту, которая удерживает две кости предплечья (лучевую и локтевую кость) вместе в локтевом суставе. При внезапном сильном вытягивании руки кольцевая связка соскальзывает с лучевой кости и попадает в ловушку между костью и суставом. Важно понимать, что ни связка, ни кость не получают при этом серьезных повреждений; они просто смещаются из надлежащего положения.

Симптомы

Травма имеет очень характерную историю: она возникает в тот момент, когда ребенка по какой-либо причине, резко и сильно тянули за руку. В момент травмы вы можете услышать или почувствовать «щелчок» сустава. Ребенок может коротко вскрикнуть, или сказать о резкой боли, но эта боль обычно проходит довольно быстро. Основным длительным симптомом является утрата способности сгибать руку в локте. Дети с такой травмой обычно держат свою руку почти полностью разогнутой, на коленях или прижав к животу, и отказываются использовать ее (см видео).

Лечение

Ребенка следует показать врачу в ближайшие часы после травмы. Обычно врачу достаточно просто вылечить ребенка от этой травмы: специальным маневром он возвращает связку на ее законное место; это вызывает кратковременную боль у ребенка, но настолько незначительную, что ребенка не требуется обезболивать перед вправлением подвывиха. Маневр обычно занимает всего несколько секунд, однако не всегда удается вправить связку с первой попытки, и тогда доктору придется повторить маневр несколько раз, прежде чем ребенок снова сможет использовать руку. Как правило, после вправления доктор назначит парацетамол на ближайшие дни, для облегчения дискомфорта в суставе.

Поскольку при подвывихе кости не ломаются — рентгенограммы обычно не нужны, но если у врача будут сомнения в отсутствии перелома (слишком сильная боль, отек; слишком нехарактерное описание обстоятельств травмы) — он назначит рентгенограммы перед тем как вправлять сустав. После вправления ребенок начинает пользоваться рукой буквально через пару минут.

Профилактика

— Старайтесь не тянуть ребенка за руку с силой и внезапно.
— Избегайте травматичных игр: не стоит размахивать или раскручивать ребенка, держа за запястья.
— Если ребенок тянет вас в одном направлении, не тяните его обратно к себе резким движением (например, в гневе).
— Всегда поднимайте ребенка только держа за подмышки, а не за запястья (и не за плечи, к слову — но это речь уже о другой травме: травме плечевых суставов).

У некоторых детей суставы очень нежные, и «локоть няньки» может быть вызван даже совсем небольшим потягиванием. Если эта травма повторяется у ребенка несколько раз, врач может научить вас вправлению подвывиха сустава самостоятельно, чтобы вы могли быстро помогать ребенку, пока он не «перерастет» склонность к подвывихам.

Красные флаги (опасные и нетипичные симптомы)

Подвывих локтя обычно не вызывает интенсивную или продолжительную боль. В момент травмы ребенок испытывает кратковременную боль, но к моменту посещения кабинета врача болеть в покое уже не должно, ребенок щадит руку, испытывает резкий дискомфорт при попытке двигать ей, но когда не двигает — не испытывает особых неудобств или страданий.

Сильная боль, отек, деформация конечности или любая травма кожи — могут быть признаком перелома кости, и требуют проведения рентгеновского снимка. Кроме того, неоднократные попытки вправления, не приводящие к желаемому результату, тоже являются дурным знаком, и требуют проведения рентгенограмм сустава, а также, возможно, наложения шины на сустав.

Источник

Двигательное развитие ребенка от 0 до 6 месяцев

Особенности двигательного развития ребенка от 0 до 6 месяцев, а также полезные советы родителям

с какого возраста можно поднимать ребенка за руки вверх

В первый месяц жизни ребенок двигательно малоактивен, он лежит большую часть времени в той позе, в которую его положили, у него отмечается физиологическое повышение мышечного тонуса сгибателей рук и ног, он не может удерживать голову, когда взрослый берет его на руки.

В возрасте до 1-2 месяцев движения рук и ног ребенка носят хаотичный характер. Лишь к 1-1,5 месяцам малыш начинает удерживать голову. К 2-3 месяцам ребенок уже способен удержать голову по средней линии, лежа на спине, может сложить ручки к средней линии туловища и поднести их ко рту, сжимает руку, когда на ладошку положат игрушку. В этом же возрасте ребенок раскрывает кулачок, если к нему прикасаются игрушкой, уже способен в течение некоторого времени удержать в ручке вложенную в нее игрушку, рассматривает свои ручки, может самостоятельно повернуться со спины на бочок, лежа на животе – хорошо удерживать равновесие (не падает на спинку и живот).

К 3 месяцам малыш тянется к увиденному предмету, захватывает и удерживает игрушку, удобную для захвата одной ручкой, тянет предмет, находящийся в ручке, в рот. В 3 месяца ребенок, лежа на животе, поднимает голову на 45-90 градусов (грудь приподнята, опирается на предплечья, локти – на уровне или впереди плеч).

С 4 до 6 месяцев у ребенка начинают появляться первые целенаправленные движения, перемещения тела в пространстве, такие как перевороты со спины на живот и с живота на спину.

Кроме того, ребенок уже лучше контролирует положение головы, туловища и конечностей в пространстве, что позволяет ему более длительно удерживать принятую позу, а также более свободно манипулировать предметами или игрушками. Обычно, ребенок сначала учится переворачиваться со спины на живот, это происходит в возрасте 4–6 месяцев. Некоторые дети к 6 месяцам уже могут переворачиваться и с живота на спину, но большинство детей начинает это делать после 7 месяцев.

После 3 месяцев малыш «раскрывает» кисть, тянется к увиденному предмету, захватывает его как одной, так и двумя руками, тянет его в рот. Изучает игрушку, водя по ней пальчиками, перекладывает ее из руки в руку. К 5–6 месяцам ребенок захватывает предметы с противопоставлением большого пальца всем остальным.

В 4,5–6 месяцев ребенок может, лежа на животе, опираться на вытянутые ручки (кисти раскрыты, грудь приподнята, подбородок опущен); опираясь на предплечье одной руки, тянуться к предмету другой рукой. Часть детей к 5,5–6 месяцам, лежа на животе, поворачивается по кругу, а некоторые уже могут проползти небольшое расстояние на животе. Он может подтягивать к животу ножки, поднимать их, трогать свои колени руками (в 4–5,5месяцев), а когда взрослый тянет за ручки, пытается присесть. Многие дети могут в течение нескольких секунд удерживать положение сидя, если их посадить.

Родителям и медицинским работникам следует обращать особое внимание на слуховые реакции ребенка, если имеется хотя бы один из факторов риска по патологии слуха, или если у ребенка отсутствуют следующие реакции:

Источник

С какого возраста можно поднимать ребенка за руки вверх

с какого возраста можно поднимать ребенка за руки вверх

Аннотация: Можно ли кружить детей и как помочь младенцу крепко встать на ножки, рассказали детский физиотепевт Анна Терзи и врач общей практики Виктория Прикуле.

Статья:

Можно ли кружить детей и как помочь младенцу крепко встать на ножки, рассказали детский физиотепевт Анна Терзи и врач общей практики Виктория Прикуле.

Активность с рождения

«Особенность детей в том, что для них почти невозможно передозировать нагрузку. Дети себя не перегружают — когда они чувствуют усталость, они останавливаются и отдыхают. Если не дать им возможность отдохнуть, они капризничают или начинают плакать. Так они регулируют нагрузку», — говорит врач.

С рождения лучшая физическая нагрузка для малыша — это правильный уход за ним. Очень важно брать его на руки, держать в позах, которые развивают, одевать так, чтобы не провоцировать повышенный тонус мышц. Это называется хэндлинг: таким образом ребёнок с первых дней жизни учится осознавать своё тело и начинает развиваться правильно.

«Один из главных принципов хэндлинга — симметрия.

Необходимо равно стимулировать 2 стороны тела, чтобы младенец одинаково хорошо чувствовал правую и левую половины.

Нужно брать ребёнка на руки через правый и левый бок, держать на правой и левой руке — это и есть защита от асимметрии», — рассказывает Анна Терзи.

Не стоит торопиться, когда вы берёте грудничка на руки и одеваете. Так ребёнок лучше осознает происходящее, своё тело, хорошо развиваются его двигательные навыки и весь организм.

Как и всем людям, младенцам полезна общая физическая нагрузка. Организовать простую физкультминутку родители могут сами, ознакомившись с советами педиатров. Мягкими гладящими движениями можно «согреть» тело ребёнка, избегая области шеи и позвоночника. Младенцам постарше можно пальцами массировать ступни и кисти рук, а также совершать легкие похлопывающие движения по стопам.

Детям полезно проводить максимум времени в положении «ковбоя» — ножки врозь. Поэтому современные специалисты предпочитают свободное пеленание классическому «столбиком».

Кроме того, ребёнку важен физический контакт: благодаря теплу и прикосновениям родителей младенец учится распознавать сигналы и потребности своего тела.

Свобода передвижения

Уже с 2 месяцев можно, а с 3-4 крайне желательно помещать младенца на пол.

Пол — это единственное безопасное место для активных движений.

«Большую часть времени бодрствования младенец должен проводить лежа на животе, — рассказывает Виктория. — Это укрепляет мышцы шеи и спины, а давление на животик улучшает пищеварение и избавляет от колик».

Часто родители растят «созерцателя», в то время как младенцам свойственен интерес в действии. Поэтому в коляске (стульчике, шезлонге и т.д.) ребенку желательно проводить не более получаса подряд. «Если вы пользуетесь манежем, время, проведённое в нём, должно быть не больше чем длительность „свободного выгула“», — советует доктор Прикуле.

Первые достижения

Поднятие головы и перевороты на бок, а затем на живот — это своеобразные маркеры нормального развития младенца. Поэтому стимулировать их появление специалисты не советуют. Если же вас смущает, например, что ребёнок плохо держит голову, стоит обсудить это с врачом.

Следует время от времени менять положение младенца относительно источников света и звука — это важно для профилактики кривошеи. Маленький человек легко фиксирует внимание на постоянном сильном раздражителе и с трудом переключается без стимулятора извне. Менять положение шеи и головы, когда ребенок держит голову, полезно еще и для того, чтобы тело младенца развивалось симметрично.

Живой интерес у младенцев вызывают мобили и развивающие коврики. «Однако, — отмечает Анна, — они не станут помощниками в стимуляции к физическому развитию напрямую. Ребёнок будет стремиться дотянуться до игрушек, то есть совершить движение вверх, тогда как следующим шагом после поднятия головы должны стать повороты на бок. Необязательно заполнять ближайшее пространство младенца.

Если хотите стимулировать двигательные навыки, эффективно положить игрушки с двух сторон от ребёнка.

Тогда он захочет перевернуться, чтобы взять их.

Когда ребенок начинает ползать на четвереньках

«Ключевой для развития навык в первый год — ползание на четвереньках. Укрепляется всё тело малыша: руки и ноги, мышцы живота — всё для того, чтобы побороть силу гравитации и вскоре оторвать себя от пола. Особенно хорошо укрепляется спина», — рассказывает Анна.

Ползание для ребенка — это самая лучшая ранняя естественная тренировка вестибулярного аппарата. Вне зависимости от того, во сколько ребенок начинает ползать, чем дольше он это делает, тем лучше готовится к первым шагам.

Кроме того, таким образом развивается зрение ребенка. Сперва младенец выбирает маршрут и смотрит далеко вперёд. Затем начинает ползти и часто смотрит на свои ладошки, то есть близко к глазам. Это помогает чередовать дальность фокусировки и тренирует глазные мышцы. Чем дольше ребёнок ползает, тем лучшую базу он закладывает для своего дальнейшего развития.

Ползательная мотивация

Главный мотиватор — свобода движения и привычка к самостоятельности. Если ребенок начал ползать, стоит постепенно «предоставлять» всё новые территории. Разрешать участвовать (и, конечно, мешать и вносить сумбур) в бытовых делах — стирке, готовке, мытье пола. Вы удивитесь, как многое интересно даже 6-7 месячному малышу и как шустро он начинает двигаться, чтобы добраться к заветной цели. Родителям остается следить за безопасностью и не ругать за инициативу, а также полезно пересмотреть системы хранения в доме и собственное отношение к порядку и чистоте. Кстати, о чистоте — ползание по полу (обычному, а не «выстиранному» до стерильности) помогает выработать хороший иммунитет ребенку.

Чтобы стимулировать малыша, уже вставшего на ножки, продолжать ползать, можно добавить игры в дневную «программу активности» догонялки, лазы и тоннели, палатки для детей.

Ребёнок начал ходить

Каждый родитель ждёт, когда его младенец встанет на ноги и сделает первые шаги. Безусловно, стоит давать ребенку такую возможность и хвалить, при этом торопить совершенно незачем. Чем позже ребёнок обретает привычную вертикальность, тем крепче будут его ноги и спина. Поэтому, если ребёнок не ходит в год или в 10 месяцев, это не повод начинать волноваться.

Если мы начинаем раньше времени ставить ребёнка на ноги или водим его за руки, пока он ещё не пошёл сам, мы мешаем развитию.

При ранней вертикализации перегружается позвоночник и межпозвоночные диски, а еще мы не даём сформироваться чувству равновесия. Ребёнок начнёт ходить тогда, когда созреет его вестибулярный аппарат, а мышцы достаточно укрепятся».

Самая главная мотивация прямохождения — естественная тяга к развитию. «Не стоит сажать ребёнка в ходунки — они, кстати, запрещены в ряде скандинавских стран. А еще, — дополняет Анна, — имеют ряд побочных эффектов: так, если младенец не сел, то он буквально висит в них, что совсем не полезно. Ходунки тормозят и перенаправляют развитие, цель которого — прямохождение. Они становятся привычной подпоркой для ребёнка и мешают тренировать равновесие. Если вы очень хотите помочь младенцу, можно предложить ему „толкалки“, но такие, которые не будут развивать высокую скорость».

«Вожжи и крепкая хватка за капюшон — тоже не самые лучшие средства. Когда малыш достаточно „доползал“ — говорит Анна, — обычно он сразу идёт, четко и уверено. Родители видят это и не стараются его ограничивать. Так что если вы хотите помочь ребёнку крепче держаться на ногах, продолжаем стимулировать ползание». Если всё равно переживаете, лучше сделать безопасной среду и всё время быть рядом.

Чего делать не стоит

«Все эти моменты могут принести больше вреда для здоровья, чем пользы, — подытоживает Анна. — Иногда родителям хочется таким образом проявить свои чувства, но лучше перенаправить энергию и позволить ребенку развиваться согласно возрасту, без дополнительных стрессов для организма».

Источник

С какого возраста можно поднимать ребенка за руки вверх

с какого возраста можно поднимать ребенка за руки вверх

Второй и третий годы жизни- пожалуй, самые интересные и динамичные в развитии ребёнка. Ваш малыш из беспомощного новорождённого превратился в самостоятельную разумную личность

МАССАЖ И ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЗДОРОВОГО РЕБЁНКА ОТ ГОДА ДО ТРЁХ ЛЕТ

ПЕРВЫЕ ШАГИ: ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ВТОРОГО И ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

От зачатия и до момента рождения мозг растёт с поразительной скоростью, эта скорость остаётся гигантской и в возрасте от рождения и до тридцати месяцев, после чего, вплоть до шестилетнего возраста, продолжает быть достаточно большой и лишь потом резко замедляется. Отсюда легко понять, что от рождения и до шести лет, в течение каждого последующего месяца, мозг прирастает медленнее, чем в течение предыдущего. Стоит ли говорить о том, что самые ранние моменты жизни являются в этом отношении и самыми ценными. Крепко встав на собственные ножки, научившись ходить, проказник всё время находится в движении, любопытству его нет предела. Это, с одной стороны, доставляет много радости самому малышу и его родителям, с другой стороны- вызывает немало волнений и хлопот. Важно, чтобы ребёнок был, по возможности, свободен в своих исследовательских экспедициях. Разумнее убрать повыше все опасные или ценные предметы, чем постоянно одёргивать сынишку или дочь. Умение двигаться не передаётся по наследству, а формируется в зависимости от условий, в которых растёт ребёнок. Почему одни дети не умеют ползать и сразу начинают ходить, другие- малоподвижны и предпочитают сидеть, третьи- начинают плавать ещё в младенческом возрасте? Очень и очень многое зависит от сознательного отношения родителей к процессу воспитания. Взрослые должны всеми доступными путями способствовать развитию и совершенствованию тех движений ребёнка, которые будут ему необходимы при самостоятельных играх дома или на прогулке. Как правило, родители не доверяют (иногда ввиду нехватки времени) своим детям самостоятельно справляться с разными физическими затруднениями. Когда на пути ребёнка встречается какое-то препятствие, взрослый просто берёт его на руки и переносит. Типичная сцена- мама идёт по улице с малышом, держа его за руку. Вот они переходят на другую сторону улицы и уже готовы вступить на барьер тротуара. Но в тот момент, когда ребёнок поднимает ногу, чтобы сделать это самостоятельно, мать поднимает его вверх и плавно опускает на землю, так, что препятствие оказывается позади. Так ребёнок лишается возможности одолеть свой первый подъём. Они идут дальше, а ребёнок с сожалением оглядывается на так и непреодолённый им барьер. «может быть, завтра»- думает он. Позвольте же ребёнку самому справляться с подобными трудностями.

ОСНОВНЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ДО ТРЁХ ЛЕТ (ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ОДНОГО-ТРЁХ ЛЕТ ПОМЕСЯЧНО)

Двигательные навыки- ходьба без поддержки, устойчивая ходьба при перемене направления, перешагивание через палку, ходьба с переменным ритмом, ходьба по лестнице приставным шагом с опорой (высота ступеньки 15-20 сантиметров), ходьба и спуск по лестнице переменным шагом без опоры, подпрыгивание на месте при поддержке за обе руки, ходьба по наклонной доске без помощи взрослого, ходьба по гимнастической скамейке с помощью взрослого, перепрыгивание через палку, подпрыгивание на одной ножке, залезание на предмет и слезание с него (высота 15-20 сантиметров), залезание на горку, подлезание под предмет, ходьба с переменным ритмом, перепрыгивание через палку, перелезание через гимнастическую скамейку, лазанье по стремянке (высота полтора метра) приставным шагом, лазанье по вертикальной лесенке приставным шагом, быстрая ходьба, бег без полёта, с полётом, ходьба по ограниченной плоскости (ширина 15-20 сантиметров) с помощью взрослого, ходьба по наклонной доске (ширина 25 сантиметров, длина 2 метра, высота 15-20 сантиметров) с помощью взрослого, ходьба по гимнастической скамейке без помощи взрослого, ходьба по гимнастической скамейке с предметом в руках, лазанье по вертикальной лесенке переменным шагом, бросание мяча (диаметр 15-20 сантиметров) двумя руками произвольно, ходьба по гимнастической скамейке без помощи взрослого, ходьба с переменным ритмом, бросание мяча двумя руками в горизонтальную цель, находящуюся на расстоянии 30-40 сантиметров (диаметр цели 60 сантиметров), бросание предмета двумя руками в вертикальную цель (диаметр цели 60, расстояние 50-75, высота 100 сантиметров), то же попеременно правой и левой рукой, то же (расстояние до цели 100-120, высота 100-130 сантиметров), ловля мяча (диаметр 10-20 сантиметров) двумя руками (расстояние 80-100 сантиметров). Как и когда научить всему этому малыша? Конечно, мало кто может разместить у себя дома гимнастическую скамейку, лесенку или наклонную доску. Эту проблему помогут разрешить специальные малогабаритные комплексы простейших гимнастических снарядов, которые легко установить даже в небольшой квартире. Большим преимуществом этих спорткомплексов является то, что на них может заниматься как годовалый младенец, так и его отец. Маленькие дети любят подражать, стремятся посоревноваться с мамой, папой, братом или сестрой. Такие занятия нравятся всем, создают хороший контакт между родителями и детьми, одновременно развивая силу, ловкость, гибкость, координацию движений. Если же оборудовать спортивный уголок нет возможности, то подойдите к занятиям физкультурой творчески: используйте в качестве спортивных снарядов рисунок ковра, кресло, низкий журнальный столик, оборудование детской площадки. Очень хорошо совершенствовать движения ребёнка на свежем воздухе во время прогулки. Неровности почвы, спуски, подъёмы в горку (пологие и крутые), камни на дороге, корни деревьев, канавки- всё это помогает развить у малыша чувство равновесия, координацию движений. Гуляя с детьми, надо учить их перелезать через поваленные деревья, перепрыгивать через канавки, бросать камешки в ручеёк и так далее. Дети любят подниматься и опускаться по лестницам, простым и верёвочным, и канатам с узлами. Что уж говорить о лазании по деревьям. Взбирание на различные объекты, перелезание через них, спуск вниз, великолепно развивают ловкость, мышечную силу и чувство равновесия. Старайтесь не ограничивать естественную в этом возрасте подвижность ребёнка. Поверьте, малышу очень трудно сидеть на одном месте, долго ходить с мамой за ручку по магазинам, спокойно ждать транспорт на остановке. Ребёнок быстро устаёт от однообразных действий и легко возбуждается, если бездействует. Мобильность и интеллект связаны самым непосредственным образом, и особенно важна эта связь в раннем детстве. У человеческих существ потребность двигаться стоит на втором месте после потребности дышать, движение- это фундамент для всех других человеческих способностей.

МАССАЖ И ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ОТ ОДНОГО ГОДА ДО ТРЁХ ЛЕТ

Физические упражнения и игры для ребёнка второго и третьего года жизни необходимо подбирать с учётом его двигательных навыков, особенностей физического и психического развития. Основу двигательной активности малыша должны составлять ходьба, лазанье, преодоление препятствий, различные игры с мячом, обручем, гимнастической палочкой и другими игрушками. Вы уже поняли, что самая эффективная форма занятий с двух-трёхлетним ребёнком- игра. Для начала это могут быть простые и интересные задания: подойди и посмотри, что спрятано у меня в руке, за спиной, за диванной подушкой, за креслом, малыш, отыскивая любимую игрушку, будет стараться преодолевать препятствия, расположенные у него на пути, например, перелезет через подушку, подползёт под низкий столик и так далее. Постепенно игры становятся богаче по содержанию, сложнее, но они не должны заменять гимнастику, так как Правильность и точность движений вырабатывается упражнениями. Поскольку дети в этом возрасте очень восприимчивы и склонны к подражанию, показывайте упражнения сами, сравнивайте их с движениями животных, персонажей из сказок и мультфильмов. При проведении занятий на улице используйте оборудование детской площадки, рельеф местности, скамейки, брёвна, камешки и тому подобное. Усложнять задания надо постепенно, только после того, как малыш овладеет более простыми движениями. И ещё, если ребёнок устал и не хочет выполнять какое-либо упражнение, не настаивайте, пусть он отдохнёт, дети младшего возраста отличаются повышенной утомляемостью и наряду с этим способностью быстро восстанавливать свои силы, поэтому занятия гимнастикой должны быть не слишком долгими (5-6 упражнений) и включать паузы отдыха. В занятиях с детьми до года активные упражнения чередовались с пассивными и массажем, который и являлся хорошим отдыхом, если ваш ребёнок привык к этому, то желательно по-прежнему сочетать массаж и гимнастику, причём массаж какой-либо области (например, спины) предшествует упражнениям для данной группы мышц (например, прогибание спины). Однако родители часто сталкиваются с определёнными трудностями: малыш, прежде такой спокойный, научившись быстро передвигаться, убегает и не даёт делать массаж, постарайтесь убедить проказника полежать некоторое время, предложив ему особенно интересную игрушку, ласково разговаривая с ним, но ни в коем случае нельзя давать ему еду, хотя некоторые мамы пытаются отвлечь малыша сушкой или конфетой, ребёнок может подавиться. Что делать, когда совмещать массаж и гимнастику не удаётся, в этом случае лучше перенести упражнения на утреннее время, превратив их в весёлую зарядку. Массаж можно делать во второй половине дня, когда малыш уже набегался, наигрался и особенно нуждается в материнской ласке, ребёнок быстро привыкнет к распорядку и будет сам просить вас позаниматься с ним.

ОСОБЕННОСТИ МАССАЖА

При массаже ребёнка от одного года до трёх лет особенное внимание уделяется тем частям тела, тем мышцам, которые несут большую нагрузку, связанную с прямохождением. Укрепляются мышцы спины, живота и ног, массаж наилучшим образом подготавливает несовершенный мышечно-связочный аппарат к новым нагрузкам и способствует профилактике нарушения осанки, искривлений ног, плоскостопия. Для улучшения деятельности органов дыхания следует массировать грудную клетку сзади и спереди, желательно делать массаж кистей, каждого пальчика в отдельности, так как Существует тесная связь между развитием тонких движений пальцев и умственным развитием, особенно речью. Массировать ручки можно несколько раз в день, ребёнку полезно играть с мелкими предметами (под контролем взрослых), считать на счётах, играть на пианино и тому подобное, в массаже применяются все приёмы: поглаживание, растирание, разминание, лёгкие ударные приёмы. Рекомендуется следующий план: исходное положение Лёжа на животе, под голеностопными суставами- валик-
1. Массаж спины (особенно тщательно- поясничной области)- поглаживание по всей поверхности 2-3 раза, растирание подушечками пальцев (тыльной поверхностью согнутых пальцев, пиление по всей поверхности спины 2-3 раза, отдельно- граблеобразное растирание по межрёберным промежуткам 1-2 раза), разминание (преимущественно накатывание и сдвигание) 1-2 раза, ударные приёмы (пунктирование или лёгкие похлопывания) по боковым поверхностям грудной клетки, поглаживание.
2. Ягодичная область- поглаживание (круговое или X-образное) 2-3 раза, растирание (поочерёдно каждую ягодицу, другая рука удерживает массируемую область) 2-3 раза каждую, разминание (двумя руками) 2-3 раза, ударные приёмы (лёгкое рубление, похлопывание, пощипывание), поглаживание.
3. Массаж ног проводится поочерёдно: сначала задняя поверхность одной ноги, затем- другой, после этого- передняя поверхность ног- поглаживание всей ноги 1-2 раза, бедро (задне-наружная поверхность)- поглаживание, 1-2 раза, растирание подушечками пальцев, тыльной поверхностью согнутых пальцев, пиление 2-3 раза, разминание (одной или двумя руками) 2-3 раза, поглаживание 1-2 раза, голень- поглаживание 1-2 раза, растирание подушечками пальцев или кольцевое 1-2 раза, разминание (одной или двумя руками) 2-3 раза, поглаживание 1-2 раза. Для укрепления коленного сустава проводится поглаживание и растирание (круговое) мыщелков бедра (костных выступов по краям подколенной складки), отдельно поглаживается и растирается ахиллово (пяточное) сухожилие. Внутреннюю и наружную лодыжки следует поглаживать и растирать круговыми движениями, подошва поглаживается и растирается гребнеобразным приёмом, разминается наружный и внутренний край стопы. Передняя поверхность ног- исходное положение Лёжа на спине, под коленями- валик- поглаживание всей ноги 1-2 раза, бедро (передненаружная поверхность)- поглаживание 1-2 раза, растирание подушечками пальцев и другие 2-3 раза, разминание (одной или двумя руками), ударные приёмы (лёгкое похлопывание, пунктирование), поглаживание, голень (передненаружная поверхность)- поглаживание 1-2 раза, растирание подушечками пальцев 1-2 раза, разминание (одной рукой, щипцеобразное) 1-2 раза, поглаживание 1-2 раза, стопа- поглаживание 1-2 раза, растирание 2-3 раза (граблеобразное, поперечное), если есть время и желание- хорошо промассировать каждый пальчик. Затем следует ещё раз погладить и растереть внутреннюю и наружную лодыжки, заканчивайте массаж ноги общим поглаживанием, для профилактики плоскостопия можно сразу после массажа стоп дать ребёнку задание удерживать стопами мячик или какую-нибудь округлую игрушку.
4. Массаж живота- поглаживание (круговое, встречное, по косым мышцам) 2-3 раза каждый приём, растирание подушечками пальцев (по ходу часовой стрелки), стимулирующий точечный массаж или пощипывание вокруг пупка, поглаживание (все приёмы).
5. Массаж передней поверхности грудной клетки- поглаживание 2-3 раза, растирание по межрёберным промежуткам (граблеобразно в направлении от грудины в стороны), поглаживание.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ОТ ОДНОГО ГОДА ДО ТРЁХ ЛЕТ

Прочтите внимательно описания упражнений, рекомендованных детям до трёх лет, естественно, нет необходимости выполнять их все. В зависимости от возраста ребёнка, его физического развития, домашних условий подбирается комплекс из пяти-шести упражнений, важно, чтобы упражнения были доступны малышу, включите в комплекс знакомые и уже освоенные движения. В каждом занятии должны быть движения для всех мышечных групп (рук и плечевого пояса, ног и стоп, брюшного пресса и всей передней мускулатуры тела, спины и всей задней мускулатуры), причём их следует чередовать. После овладения ребёнком ходьбой без опоры, часть упражнений проводится из исходного положения стоя, но некоторые лучше делать лёжа для разгрузки позвоночника и стоп. Упражнения для мышц туловища выполняются медленнее, чем движения для рук и ног, следите за правильным дыханием: малыш должен дышать через нос и не задерживать дыхание, избегайте однообразия, включите в комплекс 2-3 упражнения имитационного характера, объединив их в сюжетную игру. Если у ребёнка есть любимое упражнение, то хорошо начинать занятие с него, чтобы сразу привлечь внимание и заканчивать им, чтобы оставить приятное воспоминание, периодически, по мере усвоения, примерно каждые одну-две недели меняйте упражнения. Физическая нагрузка не должна быть как лёгкой, так и чрезмерной, проконтролировать это можно по пульсу: разница в его частоте между началом и концом занятия должна быть в пределах десяти ударов. Не следует заниматься гимнастикой натощак или сразу после еды, занятия лучше проводить ежедневно или через день, продолжительность одного занятия 10-15 минут (отдых не учитывается), каждое упражнение повторяется 3-5 раз. Не забывайте о занятиях на свежем воздухе и о закаливании, обязательным элементом гимнастики должна быть ходьба, причём ходьба правильная. При правильной ходьбе стопы расставлены нешироко и двигаются параллельно, в этом случае линия опоры проходит через пятку и второй палец, внутренний край стопы приподнят, такую ходьбу очень важно воспитать, так как Неправильная установка стоп часто приводит к появлению плоскостопия и к усилению деформаций ног (например иксобразное искривление), к таким же нарушениям может привести преждевременное обучение ходьбе или большой вес ребёнка. Малышам до трёх лет нельзя разрешать спрыгивать даже с небольшой высоты, так как это является чрезмерной нагрузкой на неокрепшую стопу, допускается только подпрыгивание.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ХОДЬБЫ

УПРАЖНЕНИЯ В РАВНОВЕСИИ

детям младшего возраста ещё нелегко удерживать равновесие в вертикальном положении, поэтому все вышеперечисленные упражнения, направленные на развитие навыка правильной ходьбы, служат одновременно хорошей тренировкой вестибулярного аппарата, кроме этого полезны: ходьба по наклонной скамейке- укрепите гимнастическую скамейку или длинную доску, приподняв один её конец на высоту 20-25 сантиметров, предложите ребёнку пройти по скамейке вверх, повернуться и спуститься вниз, вначале помогайте малышу, поддерживая его за руку. Скольжение- поставьте один конец скамейки на подоконник или специальную подставку, предложите ребёнку съехать по скамейке вниз, обычно дети с радостью выполняют эти задания, но если ваш малыш почему-то отказывается, предложите ему поиграть. Игра «погладь мишку»- посадите на вершине горки мишку или любого другого игрушечного зверька, предложите ребёнку подняться наверх и, наклонившись, погладить игрушку. Игра «собери кубики»- на вершине горки закрепите корзину для кубиков, попросите малыша собрать разбросанные на полу кубики и по одному перенести их в корзину. Игра «мяч с горки»- малыш поднимается по горке и поворачивается, затем скатывает мяч вниз и бежит, догоняя его. Научите ребёнка всходить на невысокую (10-20 сантиметров) скамеечку или ящик и сходить вниз, сохраняя равновесие, на прогулках поощряйте стремление ребёнка подняться по склону холма, взобраться на горку, покачаться на качелях, покружиться на каруселях.

УПРАЖНЕНИЯ В ЛАЗАНИИ

Ваш малыш уже, наверное, с лёгкостью влезает на диваны и кресла, если нет- предложите игру «найди мишку»- спрячьте знакомую игрушку за спинкой кресла или дивана так, чтобы она была немного видна, «где мишка?» и ребёнок, обнаружив игрушку, с радостью залезает на кресло, потом, спустившись вниз, приносит мишку вам, эта игра никогда не надоест. Если есть возможность, установите дома небольшую шведскую стенку или лесенку, побуждайте малыша забираться на неё хотя бы на несколько ступенек и спускаться вниз, обычно маленькие дети влезают на лесенку приставным шагом, обращайте внимание на положение рук: надо учить ребёнка захватывать рейку, противопоставляя большой палец. Игра «пролезь в окошко»- поставьте лесенку вертикально и удерживайте её руками, предложите ребёнку пролезть между второй и третьей ступенькой (петушок, петушок, золотой гребешок, выгляни в окошко, дам тебе горошка), затем поставьте лесенку на боковую перекладину и предложите малышу пролезть между перекладинами. Полезно научить ребёнка влезать по наклонной лесенке, для этого закрепите один конец лестницы на сиденье стула или специальной подставке, поддерживая малыша за туловище, помогите ему пройти вверх на четвереньках, и, наконец, обязательно покажите ребёнку, как правильно перелезать через препятствия, для этого удобно использовать гимнастическую скамейку или невысокую лавочку, пусть малыш встанет боком к скамейке и, опираясь руками, перелезет через неё, повторите упражнение несколько раз в обе стороны, можно предложить ребёнку вскочить на скамейку двумя ногами в положении на четвереньках и соскочить с другой стороны, при этом малыш продолжает опираться руками.

УПРАЖНЕНИЯ В ПОЛЗАНИИ

Если ваш малыш не ползал на четвереньках в младенчестве, ещё не поздно научить его этому, ползанье замечательно укрепляет все мышцы туловища, рук и ног, развивает координацию движений. Собачка- ребёнок ходит на четвереньках по комнате, подражая собаке. Бычок- малыш ходит на четвереньках, поворачивая голову направо и налево, при ходьбе протяжно произносит звук му-му, подражая бодающемуся бычку. Козлик- передвигаться по полу на четвереньках мелкими прыжками, подражая козлёнку и произнося бэ-бэ. Ходьба на четвереньках по скамейке- ходить на четвереньках по гимнастической скамейке, сохраняя равновесие. Поскачи, как зайчик- ребёнок встаёт на четвереньки на скамейку, переставляет одновременно руки вперёд и подтягивает ноги прыжком. Пройди между ступеньками- положите лесенку на пол и предложите малышу пройти на четвереньках внутри её, перешагивая через ступеньки. Пройди по ступенькам- предложите ребёнку пройти по лежащей на полу лесенке, опираясь ногами и руками о ступеньки. Игра «поздоровайся с зайкой»- поставьте посередине комнаты стул (табурет, невысокий журнальный столик), на расстоянии полтора-два метра- другой стул, на который посадите игрушечного зайца (мишку, куклу), предложите малышу пролезть на четвереньках под стулом, затем выпрямиться и поздороваться с зайкой, пожав ему лапку. Игра «мяч в ворота»- воротами может служить стул, табурет и тому подобное, ребёнок берёт мячик, катит его в ворота и бежит за ним, пройдя в ворота на четвереньках, выпрямляется и догоняет мяч.

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РУК И ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА

бокс- ребёнок стоит, ноги на ширине плеч, сгибает руки на уровне груди и затем делает поочерёдно движения руками вперёд и к середине, как бы боксируя. Бабочка- ребёнок стоит, руки опущены вдоль тела, поднимает руки в стороны и слегка помахивает кистями (бабочка машет крылышками), сгибает руки на уровне плеч и прикасается пальцами к плечам (бабочка сложила крылышки), ходит по комнате, помахивая кистями прямых рук, поднятых в стороны (бабочка полетела). “Покажи ладошки»- малыш стоит прямо, слегка расставив ноги, ступни параллельно, руки опущены, попросите его вытянуть обе руки вперёд ладонями вверх (покажи ладошки), затем спрятать за спину (спрячь ладошки). Часики- ребёнок стоит, ноги слегка расставлены, руки опущены, размахивает обеими руками вперёд (тик), назад (так). “Выше-выше»- встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить, качать расслабленными руками вперёд-назад, с каждым разом поднимая руки всё выше. «Намотай нитку»- встать прямо, ноги врозь, руки согнуты перед грудью, сжав пальцы в кулаки, делать круговые движения кистями, как бы наматывая нитку на клубок. «Забей гвоздь»- встать прямо, слегка расставив ноги, руки согнуть перед грудью, сжав пальцы в кулаки, постукивать правым кулаком по левому (затем левым по правому), как бы забивая гвозди. «Погреемся»- ребёнок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены, разводит руки широко в стороны, затем обхватывает себя за плечи, как бы замёрзнув. «Лови комара»- встать прямо, ноги врозь, руки опустить, хлопать в ладоши перед собой на уровне груди, лица, над головой. «Похлопай в ладоши»- встать прямо, ноги врозь, руки опустить, хлопать в ладоши впереди себя и сзади. «Похлопай руками, как петух- крыльями»- встать прямо, ноги врозь, руки опустить, поднимать руки в стороны, а затем похлопать ими 2-3 раза по бёдрам. «Растяни резинку»- встать прямо, ноги врозь, руки согнуты перед грудью, пальцы сжаты в кулаки медленно разводить руки в стороны, как бы растягивая резинку. «Вырасти большим»- ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, тянется вверх, поднимая руки. «Сорви яблоко»- исходное положение прежнее, ребёнок поочерёдно поднимает руки вверх, поднимаясь на носки, как бы срывая с дерева высоко висящие яблоки. Колесо- встать прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены, делать круговые движения прямыми руками вперёд-вверх-назад. Самолёт- ребёнок стоит, ноги на ширине плеч, поднимает руки в стороны и, наклоняя туловище то вправо, то влево, делает большие махи руками. «Полетим, как птичка»- малыш ходит по комнате, подняв руки в стороны и размахивая ими, как птица, машет крыльями. «Бей в барабан»- ребёнок ходит по комнате, делая согнутыми руками движения, имитирующие игру на барабане. «Подмети пол»- ребёнок ходит, слегка наклонившись вперёд, и делает руками движения, имитирующие подметание пола. Паровоз- малыш ходит по комнате, делая попеременные движения согнутыми руками вперёд-назад и приговаривая чух-чух-чух. Игра «напилим дров»- встаньте с малышом лицом друг к другу и возьмитесь за руки, ноги слегка расставлены, одна рука впереди, попеременно сгибайте и разгибайте руки, произнося жжик-жжик, движения должны быть ритмичные, плавные, можно держаться за кольца. Игра «зайка серый умывается»- для начала все движения выполните вместе с ребёнком, зайка ходит в гости к людям, мы с ним вместе мыться будем, зайка вымыл рот и уши, он хороший, он послушный, он помоет также лапки, оботрёт их чистой тряпкой, одевается- скок, скок- в гости мчится со всех ног. Игра «пальчик о пальчик»- малыш сидит на стульчике и повторяет за вами движения: «пальчик о пальчик тук да тук»- стучит указательными пальцами друг о друга, «хлопай, хлопай, хлопай»- хлопает в ладоши, «ножками топай, топай»- топает ногами, «спрятались, спрятались»- закрывает лицо руками, «пальчик о пальчик тук да тук»- всё сначала.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НОГ

«Стал маленьким»- ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, ступни параллельны, руки опущены, низко приседает- «стал маленьким», затем встаёт- «стал большим», можно помочь малышу выполнить это упражнение, поддерживая его за палочку. Прятки- ребёнок приседает (прячется) и выпрямляется, держась за спинку маленького стульчика. «Не пущу»- ребёнок стоит, слегка расставив ноги, руки опущены, приседает, затем выпрямляется с широко разведёнными руками. «Птицы клюют»- встать прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, присесть, постукивая пальцами о колени, затем выпрямиться. «Ёлочка растёт»- исходное положение то же, ребёнок приседает- «ёлочка маленькая», выпрямляется с поднятыми вверх руками- «ёлочка выросла». «Срывай цветочки»- малыш ходит по комнате и приседает, как бы срывая цветочки. Зайчик- встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить, приседать, сгибая руки к плечам ладонями вперёд, как зайчик, становящийся на задние лапки. «Покачай ногой»- ребёнок стоит, держась одной рукой за спинку стула, покачивает ногой (дальней от стула) вперёд- назад, поворачивается и покачивает другой ногой. «Птичка прыгает»- малыш передвигается по комнате мелкими прыжками, размахивая руками. Воробушек- встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить, низко присесть, поднять руки в стороны, помахивая ими, как крыльями, затем выпрямиться. Короткие и длинные ноги- ребёнок сидит на полу, вытянув ноги вперёд и опираясь руками сзади, сгибает ноги, подтягивая колени к груди (короткие ножки), затем разгибает (длинные ножки). Жучок- малыш лежит на спине и делает движения руками и ногами, подражая жуку, перевёрнутому на спинку. «Беги, а я догоню»- малыш бегает по комнате, а вы делаете вид, что ловите его. Ванька-встанька- ребёнок стоит, слегка расставив ноги, руки опущены, медленно садится и затем встаёт, помогая себе руками. «Сядь по-турецки»- малыш стоит прямо, ноги скрещены, помогите ему сесть по-турецки, а затем встать со скрещёнными ногами, при вставании опора должна быть на наружные края стоп. Лошадка- ребёнок вприпрыжку бегает по комнате, изображая лошадку. Игра «кач-кач»- ребёнок сидит или лежит на спине, по вашей команде раскачивает ступни ног в стороны (вправо и влево), сгибает их и разгибает. Вариант игры: одновременно с движением ступней малыш открывает рот, высовывает язык в ту сторону, куда наклоняются ступни. Игра «кто как передвигается»- ребёнок ходит по комнате, подражая различным животным: кошка- ходит тихо, на носочках, мишка косолапый- ходит на наружных краях стоп, зайка- прыгает на двух ногах, прижав согнутые руки к плечам ладонями вперёд, цапля- ходит, высоко поднимая колени, лошадка- бегает вприпрыжку, лягушка- подпрыгивает на корточках, животный мир богат и разнообразен, помогите своему малышу с ним получше познакомиться, наблюдая и подражая движениям известных ему зверей, птиц и насекомых. Игра «лягушки»- отметьте посредине комнаты большой круг, внутри круга- болото, ребёнок подпрыгивает на корточках, изображая лягушку, вот лягушка по дорожке скачет, вытянувши ножки, ква-ква, ква-ква-ква, скачет, вытянувши ножки, по окончании стишка хлопните в ладоши- напугайте лягушку, малыш прыгает в болото и сидит на корточках, в конце игры обязательно попросите ребёнка потянуться, подняв руки вверх. Игра «подпрыгни до ладошки»- предложите малышу подпрыгнуть и достать головой до ладони, которую вы держите на небольшом расстоянии его головы. Варианты игры: подпрыгнуть и достать рукой (сначала одной, потом другой) колокольчик, ленточку, яркую игрушку. Игра «птички»- расскажите малышу о жизни птичек: «днём птички летают и клюют корм», ребёнок прыгает по комнате, взмахивая руками, как крыльями, приседает и стучит пальцами по полу (клюёт), «ночью птички спят в гнёздышках», малыш бежит и садится в круг, начерченный на полу мелом, или на стульчик. Игра «дом маленький, дом большой»- предложите ребёнку потянуться, встав на носочки, поднять руки вверх и посмотреть на них, затем присесть, опустив голову и обхватив её руками, у медведя дом большой, а у зайки- маленький, мишка наш пошёл домой да и крошка заинька, при последних словах малыш идёт сначала, как мишка косолапый (на наружных краях стоп), потом прыгает на двух ногах, прижав согнутые руки к плечам ладонями вперёд. Игра «лохматый пёс»- роль пса для начала возьмите на себя, пёс сидит на корточках, ребёнок в это время ходит вокруг, вот сидит лохматый пёс, в лапки свой уткнувши нос, тихо, мирно он сидит, не то дремлет, не то спит, подойдём к нему, разбудим и посмотрим, что же будет, малыш хлопает в ладоши, пёс вскакивает и ловит его, затем поменяйтесь ролями. Игра «идёт коза по лесу»- ребёнок, подпрыгивая, ходит по комнате, идёт коза по лесу, по лесу, по лесу, нашла коза принцессу, принцессу, принцессу, коза, взяв за руки принцессу, делает вместе с ней движения: давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем (прыгают на двух ногах) и ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем (подскоком выставляют ноги поочерёдно вперёд) и ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем (хлопают в ладоши) и ножками потопаем, потопаем, потопаем. Игра «тапочки»- ребёнок изображает все движения, о которых говорится в стишках: по дорожке маша шла, маша тапочки нашла, маша тапки примеряла, лишь надела- захромала, маме тапки отдала, с мамой танцевать пошла. Игра «зайчик и лиса»- (малыш, изображая зайчика, сидит на корточках) зайчик в норке сидит, крепко, крепко он спит, (затем прыгает по комнате, прижав согнутые руки к плечам ладошками вперёд) зайчик прыг, зайчик прыг, прыг, прыг, (Выбегает лиса и ловит зайчика) вот лисичка бежит, зайку съесть норовит, зайчик в лес, под кусток, от лисы наутёк.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТУЛОВИЩА

УПРАЖНЕНИЯ С ФЛАЖКАМИ

Маленькие дети с удовольствием выполняют упражнения с флажками. «Покажи и спрячь флажки»- ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки с флажками опущены, вытягивает руки вперёд при словах: «покажи флажки», прячет их за спину: «спрячь флажки». «Флажки- вперёд»- встать прямо, ноги врозь, руки с флажками опустить, поднять прямые руки вперёд, затем опустить. «Флажки- в стороны»- исходное положение то же, поднять прямые руки в стороны, затем опустить. «Флажки- назад»- исходное положение то же, отвести прямые руки возможно дальше назад и опустить. «Флажки- вверх»- исходное положение прежнее, поднять прямые руки вперёд-вверх и опустить. «Помахай флажками»- встать прямо, ноги слегка расставить, руки с флажками опустить, попеременно взмахивать одной рукой вверх, другой- назад. «Флажки- к плечам»- исходное положение то же, согнуть руки к плечам, держа флажки вертикально, затем опустить. «Скрещивание флажков внизу»- ребёнок стоит прямо, руки с флажками отведены в стороны, опускает прямые руки вниз, скрещивая их перед собой, затем поднимает в стороны. «Скрещивание флажков над головой»- ребёнок стоит прямо, ноги врозь, руки с флажками внизу, поднимает руки через стороны вверх и скрещивает их над головой, затем опускает. «Ходьба с флажками»- малыш ходит по комнате, поднимая флажки по вашему указанию: вперёд, в стороны, вверх. «Постучи флажками»- ребёнок стоит прямо, ноги врозь, руки с флажками опущены, низко приседает и несколько раз стучит флажками об пол, затем выпрямляется, поднимая руки вверх. «Прыгни через флажок»- встать прямо, держа в руке свёрнутый флажок, наклониться, положить флажок на пол у носков ног, выпрямиться, перепрыгнуть через флажок, затем повернуться и вновь перепрыгнуть. «Переложи флажок под коленки»- сесть на пол, в руках держать флажок, согнуть ноги и под коленями переложить флажок из одной руки в другую. «Удержи флажок»- сесть на пол, согнув ноги и опираясь руками сзади, флажок положить на пол перед ногами, захватить пальцами обеих ног, поднять над полом и стараться удержать его в этом положении. «Повороты с флажками»- встать прямо, ноги врозь, руки с флажками опустить, поворачиваться в стороны, поднимая руки с флажками вперёд. «Положи флажок назад»- сесть на пол, ноги скрестить по-турецки, в руке держать флажок, повернуться и положить флажок сзади, сесть прямо, потом повернуться и взять флажок, повторить в другую сторону. «Спрячь флажок под стул»- ребёнок сидит на стуле, держа в одной руке флажок, наклоняется вперёд и кладёт флажок под стул, затем выпрямляется, руки прячет за спину, снова наклоняется, берёт флажок и, сев прямо, машет им над головой. «Достань флажками пол»- встать прямо, ноги врозь, руки с флажками поднять вперёд, наклониться вперёд и достать флажками пол (ноги не сгибать). «Покачайся с флажками»- встать прямо, ноги врозь, руки с флажками отвести в стороны, покачиваться вправо и влево, не опуская рук.

УПРАЖНЕНИЯ С МЯЧОМ

«посмотри на мяч»- ребёнок стоит прямо, ноги врозь, в опущенных руках держит перед собой мяч, поднимает мяч над головой и смотрит на него. Приседание с мячом- встать прямо, ступни ног поставить параллельно, в опущенных руках держать мяч, присесть, коснуться мячом пола, затем выпрямиться. Наклоны к мячу- сесть на пол, ноги врозь, в руках держать мяч, наклониться вперёд, положить мяч между ступнями и выпрямиться, затем наклониться, взять мяч и снова выпрямиться. Перекладывание мяча- сесть на пол, ноги врозь, в руках держать мяч, положить мяч с одной, затем с другой стороны. Катание мяча (первый вариант)- ребёнок сидит на полу, широко разведя ноги или по-турецки, старается прокатить мяч вперёд, подальше от себя. (Второй вариант)- ребёнок сидит на корточках и катает мяч вокруг себя. Перекатывание мяча- малыш ходит по комнате и, наклоняясь вперёд, перекатывает большой мяч по полу, толкая его руками. Мяч вокруг ног- встать прямо, ноги на ширине плеч, руки с мячом опустить, наклониться и, придерживая мяч руками, прокатить его вокруг одной и другой ноги, взять мяч и выпрямиться. Прокатывание мяча- ребёнок стоит, наклонившись, старается прокатить мяч между ножками стула и табурета. «Оттолкни мяч руками»- малыш стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, встаньте напротив и, держа мяч на одной руке, предложите ребёнку столкнуть его. «Оттолкни мяч ногами»- ребёнок сидит на полу, согнув ноги и опираясь руками сзади, подкатите большой мяч и предложите малышу оттолкнуть его от себя обеими ногами. Дети двух лет и старше начинают овладевать бросанием, вначале они лишь отталкивают мяч кистью руки, затем постепенно у них возникает правильный навык замаха с поворотом туловища в сторону бросающей руки, развивается толчок определённой силы, напрягаются соответствующие группы мышц, научите своего малыша занимать правильную позу: при броске правой рукой правую ногу отставляют назад и на неё переносят тяжесть тела, при броске левой,’ наоборот, тяжесть тела- на левой ноге. Играйте с ребёнком в мячик и дома, и на улице, учите его бросать и ловить мячи различного размера (маленькие- одной рукой, большие- обеими). Игра «всё дальше и выше»- если малыш уже неплохо ловит и бросает мяч, можно понемногу увеличивать расстояние, приговаривая при бросках: «бросим дальше, бросим выше». Игра «какой мяч больше»- разложите несколько мячей разного размера, предложите ребёнку выбрать и принести большой мяч, если он ошибся, то объясните разницу, давая подержать большой и маленький мяч и обводя его ручкой по их окружностям, затем попросите принести маленький мячик. Игра «прокати мяч с горки»- эта игра хороша тем, что учит совсем маленьких детей ловить мяч, малыш катит мяч с горки, а вы ловите его внизу, затем- поменяйтесь местами. Игра «футбол»- предложите ребёнку поиграть в футбол, то есть при ходьбе катать мяч толчками ног. Игра «баскетбол»- повесьте дома или во дворе маленькую баскетбольную корзину так, чтобы малыш мог бы до неё дотянуться, предложите ему бросать мяч в корзину.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

эти упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, выздоравливающим после воспаления лёгких, детям, страдающим бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма. «Надуй шарик»- ребёнок сидит или стоит, «надуй шарик»- широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух- ффф, «шарик лопнул»- хлопнет в ладоши, «из шарика выходит воздух»- малыш произносит: «шшш», делая губы хоботком и опуская руки. Курочка- ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья- вдох, наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям- выдох. Жук- малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди, разводит руки в стороны, поднимает голову- вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову- выдох, жу-у- сказал крылатый жук, посижу и пожужжу. Трубач- ребёнок стоит или сидит, руки согнуты, кисти сжаты, как бы удерживая трубу, произносит: тру-ру-ру, бу-бу-бу, подудим в свою трубу. «Подуем на плечо»- ребёнок стоит, ноги слегка расставлены, руки опущены, поворачивает голову направо и, сделав губу трубочкой, дует на плечо, голова прямо- вдох носом, голову влево- выдох, голова прямо- вдох (подуем на плечо, подуем на другое, на солнце горячо пекло дневной порой), Опускает голову, подбородком касаясь груди, снова делает спокойный выдох, голова прямо- вдох носом, поднимает лицо кверху- выдох через губы, сложенные трубочкой (подуем на живот, как трубка, станет рот, ну а теперь- на облака и остановимся пока). «Подуй на одуванчик»- малыш стоит или сидит, делает глубокий вдох носом, затем- длинный выдох, как будто хочет сдуть с одуванчика пух (подуй на одуванчик, как дует этот мальчик, подуй, подуй сильнее и станешь здоровее). Косарь- ребёнок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены, машет обеими руками вправо и слегка назад: «зз-уу», возвращается в исходное положение- вдох, машет руками влево и слегка назад: «зз-уу» (косарь идёт косить жнивьё: зу-зу, зу-зу, зу-зу, идёт со мной косить вдвоём: зу-зу, зу-зу, зу-зу, замах направо, а потом налево мы махнём, и так мы справимся с жнивьём, зу-зу, зу-зу вдвоём). Хомячок- предложите малышу пройти несколько шагов (10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам- выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом. Ворона- ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки, разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук р. Упражнение с флажками- исходное положение прежнее, в опущенных руках- флажки, ребёнок поднимает руки вверх через стороны- вдох, опускает через стороны- выдох через сложенные трубочкой губы. Игра «булькание»- малыш сидит, перед ним- стакан (или бутылочка) с водой, в котором- соломинка для коктейля, научите ребёнка, как нужно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое булькание, вдох- носом, выдох- в трубочку: «буль-буль-буль». Игра «мыльные пузыри»- эта забава известна всем, научите малыша пускать мыльные пузыри: вдох- носом, а выдох через сложенные в трубочку губы, длинный и мягкий, тогда пузырь получится большой и красивый. Игра «филин»- день- ребёнок стоит и медленно поворачивает голову вправо и влево, ночь- смотрит вперёд и взмахивает руками- крыльями, опуская их вниз, произносит «у ффф». Игра «кто дальше загонит шарик»- сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика, дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола. Игра «пушок»- привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко, предложите ребёнку дуть на него, следите за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох через сложенные трубочкой губы. Игры с воздушным шаром, вертушкой- воздушный шар или вертушку держите на уровне лица ребёнка, предложите малышу сильно подуть на шар, так, чтобы он взлетел, на вертушку, чтобы она вертелась. Игры с дудочками, рожками, свистками, пищалками- подберите дудочку или свисток с мелодичным звуком и позвольте ребёнку дудеть или свистеть столько, сколько он захочет, это очень полезное занятие.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

(рекомендации составлены по руководству Красиковой И.С.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *