с какого возраста можно давать поильник ребенку

Напитки для детей от 6 месяцев до 4 лет

Сколько жидкости ребенок должен выпивать в день, как напоить малыша, какие напитки подходят детям?

Почему питьевой режим важен для ребенка?

Поддержание правильного баланса жидкостей в организме малыша — задача ничуть не менее важная и ответственная, чем соблюдение режима сна и питания. Ведь от того, сколько мы пьем, напрямую зависит работа пищеварительной системы, кроветворение, теплообмен и прочие жизненно важные процессы. Однако есть существенный нюанс: ребенок до полугода, находящийся на грудном вскармливании, не нуждается ни в каких дополнительных напитках. Более того, если начать допаивать кроху раньше времени, это может привести к проблемам с набором веса у малыша и ухудшением выработки молока у мамы.Таким образом, ребенка до полугода достаточно кормить грудью по требованию, но малышам постарше дополнительная жидкость необходима. Вот почему правильный питьевой режим так важен для маленьких детей:

Сколько жидкости нужно ребенку в день (рекомендации ВОЗ)

До 6 месяцев: 80 – 130 мл на каждый килограмм массы тела

От 6 до 12 месяцев: 130 – 150 мл/кг

От 1 года до 3 лет: 100 мл/кг

После 3 лет: 80 мл/кг

Как поить ребенка?

Первые напитки должны появиться в жизни малыша одновременно с началом прикорма. Есть несколько способов напоить кроху: для самых маленьких идеально подойдет ложечка, а когда ребенок чуть подрастет, ему можно предложить специальную детскую кружку-непроливайку. А вот к питью из бутылочки педиатры относятся настороженно: у грудного ребенка это может спровоцировать отказ от маминой груди, также впоследствии таких детей сложнее приучать пить из чашки. Подросшему малышу (примерно после 2 лет) можно купить красивую «спортивную» бутылочку для питья.

Когда вашему малышу необходима дополнительная жидкость

*Температура выше 38 °С

*Сухая и жаркая погода

Что можно пить детям?

Иммунитет у малышей формируется постепенно — в первые месяцы жизни его крошечный организм особенно уязвим для микробов и вредных веществ. Именно поэтому знакомство ребенка с напитками лучше всего начинать с чистой воды комнатной температуры.

Проще всего использовать покупную воду — но учтите, что малышу не подойдет та же вода, которую пьете вы. Ищите бутылочки с пометкой «детская»: это значит, что вода прошла все необходимые степени очистки и имеет низкий уровень минерализации (обилие минералов вредит нежным почкам крохи). В крайнем случае можно использовать и кипяченую воду из-под крана, но только фильтрованную: хлорка и соли тяжелых металлов вашему малышу точно не нужны.

Детские чаи

Детские чаи малышам, находящимся на искусственном вскармливании, рекомендуют давать начиная с 4 – 5 месяцев, а грудничкам — не раньше полугода. Они продаются в магазинах и аптеках и представляют собой специальные травяные и фруктово-ягодные сборы. Такие чаи не только богаты всеми возможными витаминами, но и способны решить массу проблем, от вздутия животика до плохого сна. Главное — внимательно читать этикетки, следовать инструкции по завариванию, не добавлять в напиток сахар и не злоупотреблять ароматными отварами.

Слабо заваренные и разбавленные молоком «взрослые» чаи ребенку можно давать только после 2 лет. Дело в том, что в чайном листе содержатся вещества, которые нагружают сердце и нервную систему.

Несмотря на то, что соки считаются богатейшим источником витаминов, вводить в меню ребенка их следует с большой осторожностью и не раньше 8 месяцев. Все дело в том, что они содержат множество аллергенов, и нежный организм малыша должен знакомиться с новыми напитками постепенно.

Начинать нужно с осветленных соков, а с 10 – 11 месяцев ребенку можно предлагать соки с мякотью. Как и при введении прикорма, поначалу следует отдавать предпочтение однокомпонентным напиткам (то есть из одного фрукта): делается это для того, чтобы при аллергической реакции исключить конкретный продукт из меню малыша.

Первая порция сока должна быть совсем небольшой — всего несколько капель. Затем, каждый день увеличивая дозу на половину чайной ложки, через неделю нужно довести ее до 30 мл (6 чайных ложек). А к концу первого года жизни кроха может смело выпивать в день 100 – 120 мл напитка. При этом для детей младше 3 лет лучше разбавлять сок водой в пропорции 1:1.

Существует и оптимальная последовательность фруктов для малыша: начинать стоит с зеленого яблока (в нем меньше всего аллергенов, зато много железа), затем можно последовательно давать крохе пробовать грушевый, персиковый, абрикосовый и сливовый соки. А вот знакомство с экзотическими фруктами, клубникой, виноградом и цитрусовыми лучше отложить до тех пор, пока ребенку не исполнится 1,5 года.

Питьевой йогурт и кефир

Несмотря на то, что педиатры не советуют давать цельное молоко детям до года, это правило не распространяется на кисломолочные продукты. Всемирная организация здравоохранения разрешает включить в меню малышей, которым исполнилось 8 месяцев, питьевой йогурт и кефир. Суточная порция этих продуктов для малыша первого года жизни не должна превышать 200 мл.

При выборе детского питьевого йогурта крайне важно обращать внимание на его состав: под запретом сухое молоко, консерванты, красители и ароматизаторы. Что же касается кефира, то он не должен содержать даже фруктовых добавок (они нейтрализуют полезные бактерии), и, вопреки распространенному мнению, его не следует подогревать — кефир для ребенка должен быть комнатной температуры.

Компоты, морсы, кисель

По мере того как растет ваш малыш, становится более разнообразным и его рацион. После того как кроха отметит свой первый день рождения, его можно баловать компотами, морсами и киселями. Как и в случае с соками, начинать стоит с маленьких порций (до 10 мл) монокомпонентных напитков — то есть приготовленных из какого-то одного фрукта. И если знакомство проходит успешно, можно переходить к более сложным напиткам.

Лучше всего начать с компотов из гипоаллергенных яблок, груши, сливы и сухофруктов. Если малышу придется по вкусу новое лакомство, спустя некоторое время можно предложить ему ягодные морсы и кисели. Отдавайте предпочтение напиткам от проверенных производителей детских продуктов питания, а промышленные морсы и кисели, которые пьете сами, держите от детей подальше хотя бы до 4 – 5 лет.

Молоко и молочные коктейли

Молоко считается чуть ли не самым главным детским продуктом, однако вводить его в рацион крохи педиатры рекомендуют с осторожностью и не раньше года. Все дело в том, что витамины и микроэлементы, содержащиеся в цельном молоке, плохо усваиваются малышами, а лактоза часто вызывает аллергические реакции.

Одно из любимых детских лакомств — молочные коктейли с разнообразными вкусами — следует предлагать стандартным образом: выбирайте только продукты от производителей детского питания и увеличивайте количество постепенно. Такие напитки подходят детям после года-полутора.

«Недетские» напитки

Существуют напитки, без которых дети вполне могут обойтись, но рано или поздно знакомство с ними все-таки происходит. И ответственному родителю нужно быть к этому готовым.

Как уже упоминалось выше, чай может появиться в меню ребенка не раньше 2 лет, и то при условии, что он будет слабой заварки и разбавлен молоком. Какао, которое обожают все дети, разрешается с 3 лет. И как бы ни хотелось баловать малыша, помните: этот напиток нельзя давать чаще трех раз в неделю.

Под абсолютным запретом находится кофе: попробовать его ребенку можно будет только в подростковом возрасте. Что касается сладкой газировки, то нужно помнить: она содержит ударную дозу сахара и красителей, поэтому знакомство с «волшебными пузырьками» малышу вовсе не нужно.

Домашние или покупные?

Многие мамы убеждены, что для малыша нет ничего лучше напитков, сделанных дома, а готовые соки и молочные продукты покупают лишь лентяйки, но это не так. Невозможно быть уверенным в том, что фрукты и ягоды для компота не содержат нитратов и пестицидов, а вода из-под крана лишена вредных примесей. Продукты детского питания от надежных и успевших зарекомендовать себя марок — таких как «Агуша» — прежде, чем попасть на полку магазина, проходят множество проверок, поэтому в их качестве можно не сомневаться.

Важен и технологический аспект: домашние соки недостаточно очищены от мякоти и очень концентрированы и поэтому могут вызвать у малыша повышенное газообразование. А осветленные соки промышленного производства гарантируют отсутствие таких проблем.

Много или мало?

Понять, что ваш ребенок пьет слишком мало, легко: недостаток жидкости выражается в вялости, сонливости, сухости слизистых и снижении количества мочеиспусканий (меньше 6 раз в сутки). Однако стоит опасаться не только обезвоживания, но и чересчур обильного питья: оно может привести к нарушению водно-солевого баланса в организме и вымыванию полезных веществ. Поэтому внимательно следите за самочувствием вашего малыша и старайтесь, чтобы не только его питание, но и питьевой режим был регулярным и разнообразным.

Список использованной литературы:

Источник

Ребенок и уход за ним

Авторы: Спок Б.

* Готовность ребенка к этому переходу *

202. Начинайте понемногу приучать ребенка к чашке с 5 месяцев.

В этом возрасте он еще не очень упрямый и воспримет чашку как должное. Он просто привыкнет к тому, что молоко можно пить не только из соски, но и из чашки. Если вы впервые предложите ребенку молоко из чашки в возрасте 9-10 месяцев, то он скорее всего заупрямится и не станет пить.
Для начала налейте в чашку 10-20 г молока. Ребенок сделает один-два глотка и, наверное, этот способ еды ему понравится. Ребенка, находящегося на грудном вскармливании, поите из чашки пастеризованным молоком, которое можно не кипятить. Но врач может посоветовать вам все-таки кипятить и пастеризованное молоко.

203. Даже, если ваш ребенок уже пьет сок из чашки.

Это не значит, что он без колебаний будет пить и молоко из чашки. Он уже знает, что сок бывает в чашке, но он еще не привык к мысли, что в чашке бывает и молоко.

204. Как помочь ребенку полюбить чашку.

У шестимесячного ребенка есть потребность хватать предметы и совать их в рот. Дайте ему маленькую чашку с прямыми стенками, которую ему удобно держать в руках; он будет играть с ней и делать вид, что пьет из нее, как большой. Когда ребенок научится крепко держать чашку, налейте в нее немного молока. Чем лучше у него получается, тем больше можно наливать молока. Ему, вероятно, понравится самому пить из чашки, но если в течение нескольких дней он будет отказываться, переборите искушение предложить ему попить из чашки, так как он только больше заупрямится. Кроме того, помните, что в первые месяцы обучения ребенок не сможет делать несколько глотков подряд. Этому он научится не раньше чем в 1-1,5 года.
Бывает, что ребенок отказывается пить из своей обычной чашки, но может быть в восторге от новой чашки другой формы или цвета. Бывает, что он отказывается пить теплое молоко, но зато с удовольствием пьет холодное. Иногда помогает, если добавить в молоко что-нибудь, изменить его запах или цвет. Посоветуйтесь об этом с врачом.

Некоторые дети уже в 7-8 месяцев проявляют готовность к переходу от соски к чашке. Например, ребенок может неохотно и недолго сосать грудь (или соску) и оживляться при виде чашки. В этом случае ребенка явно нужно постепенно отнимать от груди (или соски).
Но нередко бывают и другие дети, которым процесс сосания доставляет огромное удовольствие (такие дети обычно сосут и пальцы). Они всегда до капли выпивают молоко из бутылочки и подозрительно относятся к чашке, отказываясь даже пробовать пить из нее.

* Переход к чашке должен быть постепенным *

206. Относитесь к этому спокойно и не подгоняйте ребенка.

207. Если ребенок отказывается пить из чашки.

Вы поили его из чашки с 5 месяцев каждый день. Он делал 1-2 глотка, но вот в 9-10 месяцев вместо того, чтобы совсем переходить к чашке, он, наоборот, категорически отказывается пить из нее. Он отталкивает чашку, а если мать сама ее держит, он пьет так, что все молоко течет мимо рта. При этом у него абсолютно невинный вид. Ребенок может отказаться даже дотронуться до чашки. Но пусть вас это не огорчает. Ставьте перед ним чашку с молоком (около 20-30 г) каждый день и ждите, что произойдет. Если он сделает только один глоток из чашки, не настаивайте, чтобы он сделал и второй. Ведите себя так, как будто это вам совершенно безразлично. В 12 месяцев ребенок может сменить гнев на милость, но, вероятнее всего, его недружелюбное отношение к чашке сохранится до 15 месяцев или даже дольше. Если вы будете волноваться из-за этого, то вы измучаетесь и все равно ничего не добьетесь. Не воспринимайте это отставание так серьезно. Забудьте о том, что соседский ребенок уже пьет из чашки. Войдите в положение ребенка. Представьте, что вы находитесь во власти неумолимого гиганта, который не понимает вашего языка и отнимает у вас так любимый вами кофе, заставляя вас пить теплую воду. Чем больше вы будете настаивать, тем больше ребенок будет сопротивляться и в конце концов начнет пить из чашки гораздо позже, чем мог бы, если бы вы с самого начала оставили его в покое. В исключительных случаях ребенок годами отказывается пить молоко из чашки, так велико его отвращение.
Иногда затруднения с переходом от соски к чашке приводят к нарушению аппетита у ребенка. Проявите максимум терпения, переводя ребенка от соски к чашке. Даже, когда он начнет понемногу пить из чашки, пройдет несколько месяцев, прежде чем он окончательно перестанет пить из соски. Особенно ему необходимо молоко из соски перед сном или в ужин. В это время дня почти всем детям хочется вернуть свои прежние привилегии. Дети, которые очень любят сосать, требуют свою бутылочку с молоком перед сном даже до 2 лет. В этом нет вреда.

208. Иногда бывает виновата мама.

Я предостерегал вас против насильственного перехода от соски к чашке, советовал вам не лишать ребенка молока из соски, если это ему необходимо, не заставлять его пить из чашки, если это его только сердит. Но бывает, что ребенок по настоянию матери продолжает пить из соски дольше, чем ему на самом деле требуется, так как мать тревожится, что ребенок выпивает меньше молока из чашки, чем он выпивал из соски. Предположим, в 9 месяцев он выпивает за завтраком 160-180 г молока, столько же за обедом и около 120 г за ужином. Если в дополнение к каждому кормлению ему предложить бутылочку с молоком, то он выпьет еще 100 г. Я считаю, что ребенок после 8 месяцев, выпивающий в общей сложности 500 г молока в день и не проявляющий особо интереса к сосанию, может пить только из чашки.

Источник

Как выбрать поильник для ребенка, и нужен ли он ему?

Приходит время, когда ребенку пить из бутылочки уже не солидно, а пить из чашки еще не совсем получается. Решить эту дилемму нам помогут поильники.

с какого возраста можно давать поильник ребенку

Нужен ли поильник ребенку?

Учитывая любовь современных родителей к использованию различных «гаджетов», незаменимых при уходе и воспитании ребенка, – конечно же, нужен. С медицинской точки зрения, поильники не являются вещью первой необходимости. Ведь наши родители воспитывали нас, когда не то что поильников и радионянь не было, а даже подгузников. Сейчас мы с ужасом думаем об этом. Причем на развитие детей такой факт негативным образом не повлиял. С целью облегчения жизни родителей, как и большинство приспособлений такого рода, поильник – вещь весьма полезная. Он позволит вашему ребенку научиться пить самостоятельно, а вас оградит от уборки пролитых компотов и соков. Если ребенок в первое время не захочет пить из поильника, то играть с ним наверняка станет. Очень удобен поильник не столько для домашнего пользования, сколько во время прогулок и дальних поездок.

На заметку: Раньше 6 месяцев пользоваться поильником не стоит, потому что ВОЗ рекомендует ребенка до 6 месяцев поить исключительно грудным молоком.

с какого возраста можно давать поильник ребенку

Как выбрать и какие бывают поильники?

Поильник, или непроливайка – это специальная чашка, герметически закрывающаяся крышкой со специальным носиком. Служит для перехода от бутылочки к обычной чашке. Поильники разделяются по нескольким принципам, главным является разграничение по возрасту. Есть поильники, разрешенные для использования детьми с 6-месячного возраста, это обучающая кружка-непроливайка; для детей старше 8 месяцев предлагаются поильники с соломинкой. В зависимости от предназначения поильники бывают:

с какого возраста можно давать поильник ребенку

Дизайн поильников заслуживает отдельного внимания: цвета яркие, насыщенные, формы самые замысловатые и интересные – многие поильники больше напоминают игрушки, а не детскую посуду. Есть поильники с одной ручкой, двумя, а могут быть и в виде стаканчиков, некоторые фирмы производят непроливайки с анатомическим изгибом ручек для более уверенного пользования крохи, моторика которого еще не совсем развита. На некоторых есть гигиенические колпачки для носика, а некоторые имеют складывающийся носик.

Есть поильники, оснащенные клапаном «два потока», способным регулировать поток жидкости от медленного к быстрому: жидкость поступает в носик лишь при сосательных движениях, что предотвращает протекание. Фирма Chicco представила интересную и практичную чашку-неваляшку, дно которой устроено таким образом, что чашка всегда остается в вертикальном положении независимо от наклонов. Также есть поильники с присосками на дне или их дно имеет форму четырехлистника для лучшей устойчивости.

На заметку: Первый поильник-непроливайку придумала англичанка Мэнди Хаберман в 2000 году. К этому изобретению ее подтолкнула болезнь дочери – синдром Стиклера (поражение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата).

с какого возраста можно давать поильник ребенку

При выборе поильника обязательно стоит обратить внимание на следующее:

Источник

Пьем и не проливаем — как научить ребенка пить из поильника

с какого возраста можно давать поильник ребенку

В первое полугодие своей жизни малыш получает все необходимое для роста и развития с молоком мамы – при естественном вскармливании, или употребляя смесь и воду из бутылочки с соской – при искусственном.

Но уже к году педиатры советуют научить ребенка уверенно держать чашку и пить из нее.

Чтобы процесс перехода от бутылочки был гладким и спокойным, хорошо использовать специальные детские поильники.

Разновидности

Современный рынок непроливашек для детей огромен и разнообразен. Особенности конструкции зависят от назначения модели и от возраста малыша, для которого она создана.

Первый поильник лучше купить обучающий: его комплектация предусматривает наличие нескольких насадок, прежде всего соски и мягкого носика. Использовать такую модель можно еще до полугодовалого возраста. Поильники для маленьких деток обычно легко держать, они имеют удобные рукоятки или ручки.

В конструкции непроливайки предусмотрен клапан, который открывается только во время питья. Размещается он либо в носике, либо в круглом вкладыше, благодаря которому малыш может употреблять жидкость с любого края.

Поильник с соломинкой рекомендуется предложить крохе, который отказывается от классических моделей. Детям бывает интересно втягивать воду или сок через трубочку, вставленную в крышку. Важно регулярно менять соломинку, так как бывает затруднительно отмыть ее. Оставшийся на стенках трубочки напиток способствует появлению и распространению болезнетворных бактерий.

Классический поильник подойдет деткам постарше, когда они уже уверенно держат его и не переворачивают. Данная модель удобна для использования в домашних условиях: ребенок способен аккуратно пить, не проливая напиток на себя. Для прогулок такой вариант не особенно хорош, так при сильном наклоне жидкость вытечет.

с какого возраста можно давать поильник ребенку

Прозрачный поильник — наиболее предпочтительный вариант

Термопоильники выполнены из двух емкостей, вмонтированных друг в друга, что позволяет этой модели сохранять температуру напитка несколько часов. Эта особенность дает возможность родителям брать на прогулку в холодное время водичку или сок для ребенка.

Интересны изделия с двумя носиками: малыш может пить из мягкого и грызть более твердый, когда у него режутся зубки.

с какого возраста можно давать поильник ребенку

Выбирая поильник, надо обязательно обращать внимание на следующие моменты:

Когда можно начинать приучать малыша?

с какого возраста можно давать поильник ребенкуЕсть мнение, что не важно, когда ребенок начнет пить из поильника или кружки.

Некоторые мамы предлагают малышу 2-3 лет бутылочку с соской и считают, что это нормально.

Ортодонты не рекомендуют затягивать с переходом к чашке, чтобы прикус у крохи формировался правильно.

Научиться уверенно держать кружку-непроливайку и пить из нее требует от грудничка определенной координации движений и сообразительности. Осознание, что он умеет употреблять жидкость так же, как мама и папа, формирует у крохи уверенность в своих силах, чувство общности со старшими членами семьи.

Некоторые дети осваивают непроливайку уже в 5-6 месяцев, когда начинают сидеть. Для малышей этого возраста лучше подобрать поильник с силиконовой насадкой, напоминающей по форме соску.

К 10-12 месяцам для ребенка вполне можно купить универсальный поильник, в котором при желании снимается насадка, превращая его в настоящую кружку.

Предлагая своему чаду непроливайку в первый раз, маме необходимо быть внимательной к желаниям малыша и его умениям. Только самый близкий для ребенка человек поймет, пора ли ему заменить бутылочку более взрослой посудой. Мнения соседей и подруг не должны иметь первостепенного значения в этом вопросе.

Как приучить?

с какого возраста можно давать поильник ребенкуЕсть дети, которые быстро понимают, что надо делать с поильником, и сразу начинают правильно им пользоваться.

Большинству же малышей требуется время на овладение этим навыком, поэтому родителям важно запастись терпением и поддерживать свое чадо.

Не стоит резко отказываться от бутылочки, приобретя поильник.

Если малыш употребляет смесь, кружку-непроливайку удобно использовать для допаивания.

Чтобы обучение новому навыку прошло гладко, следует соблюдать определенные рекомендации:

с какого возраста можно давать поильник ребенку

Ребенок пьет самостоятельно

Следуя простому алгоритму, нетрудно научить ребенка пользоваться непроливайкой:

Что делать, если ребенок не хочет пить из поильника?

Иногда малышу не удается освоить кружку-непроливайку или он просто не желает ей пользоваться. Что предпринять маме в этом случае?

Заключение

Научившись пить с помощью поильника, кроха легче откажется от бутылочки и быстрее освоит чашку. Мамина поддержка и терпение в этом процессе необходимы. Но не стоит переживать, если малыш настойчиво отворачивается от поильника. Некоторые дети спокойно переходят после бутылочки сразу к чашке.

Видео на тему

Источник

Интервью с неврологом

с какого возраста можно давать поильник ребенку

с какого возраста можно давать поильник ребенку

Невролог – один из основных специалистов для детей с рождения. Впервые ваш малыш встречается с детским неврологом еще в роддоме, потом плановые осмотры этого врача проводятся в месяц, в три, в полгода, в 9 месяцев (при наличии показаний), в год. Мы поговорили с детским неврологом «ЕвроМед клиники» Натальей Петровной Исаенко о том, зачем ребенка так часто показывают специалисту, какие самые распространенные заболевания неврологического профиля встречаются у малышей и что нужно делать для того, чтобы ваш ребенок рос здоровым и спокойным.

— Наталья Петровна, на что обращает внимание врач-невролог при плановых осмотрах малышей?

— В первую очередь, невролог выявляет грубые врожденные аномалии. Далее смотрим, как идет предречевое, моторное, эмоциональное развитие ребенка.

В каждом возрастном периоде у ребенка должны быть определенные навыки. Родители, в отличие от врача-невролога, чаще всего, не могут объективно оценить, насколько развитие их ребенка укладывается в возрастные нормы.

— Но ведь все дети разные, и их развитие может не соответствовать таблицам и установленным рамкам?

— Да, такое бывает. Здесь надо подходить очень индивидуально. Действительно, несмотря на то, что мы ориентируемся на существующие нормы, у нас есть определенные таблицы, расписанные схемы, что ребенок должен делать в каком возрасте, существует возможность отклонений от них, и это не страшно. Какой-то ребенок может чуть раньше начать выполнять определенные действия, какой-то — чуть позже. Многое зависит и от того, в каких условиях живет ребенок, что делают родители по отношению к ребенку и пр.

Но именно поэтому и важна консультация врача-невролога, чтобы профессионально оценить, развивается ребенок нормально или есть пугающие моменты, которые могут говорить об определенных проблемах со здоровьем.

— Нормально ли, когда маленький ребенок часто плачет?

— В последнее время считается, что здоровый ребенок, когда он сыт, которому хватает дневного и ночного сна, плакать не должен. Если ребенок часто и беспричинно плачет, значит, есть проблема. Это могут быть головные боли, проблемы с шеей (подвывихи, ущемление), неврологические проблемы. В первые месяцы жизни – проблемы с желудочно-кишечным трактом: колики, повышенное газообразование и пр. В связи с этим же может быть плач вовремя еды, отказ от груди, от бутылочки. Во время еды усиливается перистальтика кишечника, в связи с чем ребенок испытывает дискомфорт.

Маленькие дети обычно очень метеозависимы и реагируют на погоду – это тоже может быть причиной плача.

Мне кажется, многие дети плачут потому, что им скучно, они так требуют родительского внимания. Сейчас наблюдается у детей психологическая акселерация и, соответственно, им требуется больше внимания. Это обычно хорошо видно. Многие родители сами провоцируют это закрепление: ребенок заплакал, мама взяла его на ручки, покачала, приложила к груди. Конечно, малышу у мамы на ручках и, тем более, у груди – хорошо, и он будет повторять плакать, требуя повторения. Не надо каждый раз, когда ребенок заплакал, прикладывать его к груди. Лучше попытаться переключить: отвлечь, погреметь погремушкой, погладить…

Еще одна причина плача — переутомление. Родители зачастую не верят, что грудничок может переутомляться, не понимают, с чего. У малышей незрелая нервная система, плюс они ежедневно получают огромную массу новой информации и впечатлений – для них же всё в мире ново и незнакомо! Поэтому так важен полноценный сон, когда ребенок может отдохнуть от впечатлений.

Если ребенок кричит перед сном, спит мало, нервно, часто просыпается, надо двигать режим, налаживать сон, отслеживать качество сна.

— Когда мы говорим о полноценном сне, что имеется ввиду, как должен спать ребенок?

— Для совсем маленьких деток норма – спать минимум по часу–полтора на дневном сне, шесть часов подряд – ночью. В период адаптации, в первые месяцы жизни, малыш может просыпаться ночью чаще, но все равно – промежутки должны быть не менее 3 часов. Сны по 30–40 минут – это мало, ребенку не хватает этого времени для того, чтобы отдохнуть. Тут важен такой момент: фаза сна у ребенка как раз эти 30-40 минут. Но ребенок должен уметь переходить от фазы к фазе самостоятельно. А что происходит на практике? Ребенок завозился, открыл глаза, мама сразу берет его на руки, начинает кормить. Он привыкает и уже не засыпает самостоятельно. Поэтому важно учить ребенка переходить из фазы в фазу, не просыпаясь: не трогать его, если он просыпается, не беспокоить; если заплакал, закапризничал — подкачать его, погладить, но стараться, чтобы ребенок продолжил спать без перерыва на еду.

У детей постарше, которые спят один раз в день, продолжительность дневного сна должна составлять 2–3 часа. Если спит больше – это хорошо.

Чтобы наладить сон, важен режим. Я рекомендую прям записывать в тетрадочку (или в приложение на смартфоне), сколько ребенок спит, время, когда заснул и проснулся, когда кричит перед сном, какое у него настроение после сна… Так мы можем отследить количество и качество сна. Смотрите – в какие дни ребенок спал хорошо, засыпал легко – и ориентируетесь на распорядок этого дня.

— Один из распространенных диагнозов, который многим детям ставят в роддоме, — «нейрогенная кривошея». Насколько это серьезная проблема?

— Нейрогенная кривошея – асимметрия мышечного тонуса. Ребенок нередко рождается с асимметрией мышечного тонуса. У маленького ребенка еще нет произвольных движений, они хаотичны. И в момент расслабления, сна ребенка тянет туда, где повышен тонус. То есть ребенок лежит с определенным поворотом головы. Если не заниматься этой проблемой, не корректировать, идет деформация шеи и черепа. Ребенок постоянно смотрит в одну сторону, лежит на одном боку, в результате уплощается голова, меняется ее форма.

С этим можно работать, главное – заниматься. Что делают для того, чтобы скорректировать кривошею и последствия от нее? Меняем положение, перекладываем ребенка, чтобы он лежал на разных боках попеременно, а не на одном, на спине. На живот выкладываем. Также для коррекции кривошеи рекомендованы лечебная гимнастика, массаж, бассейн.

Кривошея приходит в норму в период от 3 до 6 месяцев жизни ребенка. В этот период ребенок становится более активным, крутит головой, руками, начинает переворачиваться, пытается ползти, садиться.

Важно не путать нейрогенную кривошею, которой занимаются неврологи, с врожденной мышечной кривошеей — грубой патологией, которую лечат врачи-ортопеды.

— Головные боли у детей – это повод для обращения к неврологу?

Да, безусловно. У детей до 5-6 лет головных болей быть не должно – они еще не созрели для этого. У маленьких детей головные боли могут быть вызваны соматическими причинами: паразитозом, анемией, аллергией, какими-то проблемами со стороны ЖКТ…

У детей постарше головные боли могут провоцироваться проблемами со стороны позвоночника шеи. В пубертатном периоде нередко встречаются различные вегетативные дисфункции. Это распространенная проблема у подростков.

В любом случае, надо обязательно обследоваться. Велик шанс, что мы ничего не найдем, а головные боли со временем пройдут сами. Но это может быть симптом и некоторых серьезных заболеваний, которые нельзя пускать на самотек.

— Часто ли встречается ночной энурез (недержание мочи)? Когда мы говорим об этом диагнозе?

— Да, это тоже распространенное заболевание. Как диагноз энурез выставляется после 3-4 лет.

Если говорить о нормах в развитии, к полутора годам ребенок должен научиться не мочиться ночью. Современный ребенок какой-то промежуток времени находиться в одноразовых подгузниках. Потом их снимают. Первое время ночи будут «мокрые». Но к двум годам уже должны сформироваться «сухие ночи».

После этого проходит какое-то время – и ребенок начинает опять мочиться ночью, скажем, в 4 года. Это вторичный энурез.

Если же подгузник сняли, а ребенок как мочился ночью, так и продолжает, – это первичный энурез.

Причин энуреза существует немало: это и инфекционные заболевания, и пороки развития, и нарушения функции мочеполовой системы, и незрелость нервной системы, стрессы, неврозы и пр. В любом случае, нельзя игнорировать эту проблему, а нужно как можно раньше обратиться к неврологу для коррекции этого заболевания.

— У маленьких детей бывают судороги при повышении температуры. Насколько это опасно?

Фебрильные судороги (то есть судороги при повышении температуры тела) – это парадоксальная реакция нервной системы, коры головного мозга на такой раздражитель, как высокая температура. На этом фоне идет выплеск. Фебрильные судороги могут случиться всего раз, а могут повторяться при каждом эпизоде повышения температуры. Чаще всего, они бывают у эмоциональных и активных детей. Специального лечения не требуется, главное — не допускать повышения температуры тела выше 37,5 °С, сбивать ее сразу жаропонижающими препаратами, чтобы не повторялись эпизоды судорог. При необходимости — невролог порекомендует седативные препараты. Такие дети наблюдаются у невролога, рекомендуется показываться врачу раз в полгода.

— А не могут фебрильные судороги быть признаком начинающейся эпилепсии?

Выхода в эпилепсию, как правило, фебрильные судороги не имеют. Бывают единичные случаи, когда судороги могут действительно оказаться дебютом эпилепсии. Поэтому в любом случае необходимо показать ребенка неврологу, чтобы врач посмотрел, в каком направлении это развивается.

— Эпилепсия вообще часто встречается?

— Да, эпилепсия — это распространенное заболевание. У нас, в Новосибирске, даже есть специальный центр, где работают специалисты-эпилептологи — это очень узкая специализация в неврологии. Когда мы подтверждаем эпилепсию у ребенка, я обычно направляю пациента наблюдаться в специализированный центр. Так там смогут максимально качественно помочь малышу, грамотно подобрать препараты и назначить корректное лечение.

— На какие симптомы важно обращать внимание родителям, чтобы не пропустить начало эпилепсии у ребенка?

— Как правило, когда случается приступ, это хорошо видно. У ребенка наблюдаются конвульсивные подергивания, дергается угол рта, может тянуть мышцы, течет слюна, может пойти пена изо рта, он может обмочиться. Но бывает, что ребенок при приступе просто замирает, и, например, потирает руки или совершает жующие движения в течение какого-то времени. А потом все проходит. После приступа могут наблюдаться головная боль, тошнота, нарушение координации и речи.

Иногда первые признаки эпилепсии появляются еще до приступа. Например, ребенок подергивается во сне. Или просто меняет свое обычное поведение, становится навязчивым, плаксивым, задает по кругу одни и те же вопросы и т.п. Это обусловлено неврологическими изменениями, которые происходят при эпилепсии.

Таким образом, если вы заметили изменения в поведении ребенка, он ведет себя необычно, странно, обязательно покажите ребенка неврологу!

Если есть возможность – рекомендую снять приступ на видео – так врачу намного проще будет понять, что происходит с ребенком.

— Существуют ли успокоительные препараты, которые можно давать детям?

— Практически нет. Имеющиеся лекарственные препараты могут назначить и дать только в стационарах. В амбулаторном лечении в неврологической педиатрии это не практикуется.

При повышенной возбудимости и эмоциональности ребенка я обычно предлагаю начинать издалека – налаживать режим дня, дать ребенку возможность активно двигаться и полноценно отдыхать, гулять на свежем воздухе и пр.

Все лекарственные препараты (сосудистые, ноотропы и пр.) назначаются строго по показаниям и принимать их без рекомендации врача нельзя. Последствиями неконтролируемого приема лекарств могут быть неврологические и поведенческие проблемы в дальнейшем: гиперактивность, расторможенность, неусидчивость, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

— Насколько часто встречается у детей синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?

— Сейчас этот диагноз ставят очень часто. Хотя, мне кажется, нередко мы списывает на СДВГ то, что им не является: особенности темперамента и характера ребенка, его активность или даже педагогическую запущенность…

Патологической гиперактивности много, но больше все же историй с проблемами в семье и в взаимодействии родителей с ребенком.

— Еще одно распространенное заболевание — нервные тики. Как их лечат?

— Да, тики встречаются очень часто. Лечим и медикаментозно, и – самое главное – нормализацией режима. Для «тикающего» ребенка очень важен полноценный сон, отдых, минимизирование телевизора, телефона, компьютера. Очень полезно таких детей отдавать в спортивные секции. Как правило дети, страдающие от нервного тика, очень эмоциональные, темпераментные, много читают и сидят за компьютером. У них идет эмоциональная и информационная перегрузка. И нервная система сбрасывает напряжение, проявляясь тиками.

— Кстати о информационных перегрузках, как вы относитесь к так популярному сейчас раннему развитию?

— Плохо. Любой невролог, я думаю, со мной согласится. Если ребенку давать неадекватную его возрасту и развитию нагрузку, это мот вылиться в достаточно серьезные проблемы в будущем, вплоть до психиатрических расстройств. Не надо ребенку всего этого раннего чтения с двух лет, английского языка с трех и математики с пяти. Ребенок должен в спокойном режиме познавать мир, важно стимулировать его познавательную активность, но не надо пичкать его огромным количеством знаний не по возрасту.

— Какие существуют обследования для диагностики неврологических заболеваний?

— Электроэнцефалограмма (ЭЭГ). Придумана и создана чтобы записать эпи-активность — подтвердить или исключить эпилепсию, это основное направление этого обследования.

Также я направляю на ЭЭГ детей с речевыми и с психическими нарушениями, чтобы посмотреть насколько сформированы все корковые ритмы – по возрасту или нет. Это корректируется возрастом, со временем. Также помогают занятия с нейропсихологами, дефектологами, метод «Томатис» (программа для нейро-сенсорной стимуляции).

Магнитно-резонансная томография (МРТ). Это одно из наиболее информативных обследований.

Обязательно направляем на МРТ, чтобы понять причину головных болей, особенно, если ребенок жалуется на головную боль при движении, когда он начинает прыгать, бегать, активно двигаться.

Также МРТ информативен при эпилепсии, приступы которой не поддаются лечению. Тогда мы смотрит на МРТ, нет ли сосудистой мальформации (отклонении от нормального развития) или другого сосудистого дефекта. Это может быть причиной приступов, и проблема решается хирургическим путем. Как правило, после операции приступы у ребенка прекращаются.

МРТ позволяет увидеть структуру мозга и сосудов, оценить состояние структуры, наличие кист и пр.

Компьютерная томография (КТ). Как правило, КТ назначается после травмы, для того, чтобы посмотреть наличие крови в поврежденной области.

УЗИ сосудов шеи. Головные боли, расторможенность, дефицит внимания, речевые задержки могут быть вызваны нарушением кровотока по сосудам. УЗИ позволяет это диагностировать, а также увидеть анатомические дефекты (С-образный, S-образный ход сосудов), анатомически неправильно сформированные сосуды, неправильное отхождениесосудов в позвоночный столб, сужение сосудов.

Нейросонография (НСГ) – УЗИ мозга. В обязательном порядке рекомендовано как скрининг (профилактическое обследование) всем новорожденным. НСГ показывает структуры головного мозга, как сформированы все сферы, полостную систему, желудочки, борозды, наличие жидкости. Параллельно с НСГ выполняется допплерометрия – смотрим кровоток сосудов.

НСГ выполняют в роддоме детям после осложненных родов, в месяц НСГ назначается абсолютно всем. НСГ может показать грубые нарушения, которые необходимо начать корректировать как можно раньше, чтобы минимизировать их влияние на развитие малыша. В первые месяцы жизни многие аномалии развития не проявляются, примерно до 3-4 месяцев они хорошо компенсируются, а потом ребенок начинает отставать в моторном и психическом развитии. Именно поэтому НСГ надо выполнять в обязательном порядке, даже если внешне ребенок выглядит абсолютно нормально.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *