с хорошей девочкой можно все

Хорошая девочка: удобно всем, духовно опасно

Син­дром хоро­шей девочки – ост­рая боле­вая точка жен­ской пси­хо­ло­гии и опас­ная «ловушка» в духов­ной жизни. Быть хоро­шей девоч­кой удобно для окру­жа­ю­щих. Больно и раз­ру­ши­тельно для своей жизни. И непо­лезно для спа­се­ния с точки зре­ния христианства.

Вечное дитя

…Сидят две доб­ро­по­ря­доч­ные бабушки на лавочке, одной 80, дру­гой 60. Одна гово­рит дру­гой: “Пойду на танцы”. Дру­гая: «Нет, не пой­дешь, там мат, блуд, дур­ные ком­па­нии, нечего тебе там делать”. Пер­вая бабушка, разо­ча­ро­ванно: «Ну, ма-а-а-а‑м…»

с хорошей девочкой можно все

Но это только в анек­доте смешно. А в жизни – весьма печально и зако­но­мерно наблю­дать насто­я­щий бум, и вовсе не на детей с деви­ант­ным пове­де­нием (их на самом деле не так много), а именно на послуш­ных дево­чек и маль­чи­ков, веч­ных под­рост­ков от 10–16 и до 40, а то и 60 лет…

Пожи­лые мамы уми­ля­ются на соро­ка­лет­них чад, на любое их чуда­че­ство резонно заме­чая: «Но ведь он (она) – совсем у нас дитя!» Похоже, им невдо­мёк, откуда «веч­ные дети» взя­лись в таком коли­че­стве, и почему число их рас­тет в гео­мет­ри­че­ской про­грес­сии? Почему душев­ный инфан­ти­лизм пере­хо­дит в духов­ный, пара­ли­зуя внут­рен­ний рост столь­ких заме­ча­тель­ных людей, целых поколений?

Навер­ное, вино­ваты мы сами, с пеле­нок убе­ди­тельно дока­зы­ва­ю­щие детям, что без нас они ни на что не спо­собны, и что во всех жиз­нен­ных смыс­лах (интел­лек­ту­аль­ном, физи­че­ском, про­фес­си­о­наль­ном, лич­ност­ном) им еще расти и расти.

Мы, беру­щие на себя всю ответ­ствен­ность плюс еще немного, ограж­да­ю­щие детей от быто­вых труд­но­стей и житей­ских про­блем. От слож­ных отно­ше­ний и ост­рых духов­ных вопро­сов. Сло­вом, сами покорно везу­щие на себе воз, а потом откро­венно не пони­ма­ю­щие, отчего лишены мы помощи, сочув­ствия и под­держки своих детей.

Кроме этой попу­сти­тель­ской уста­новки, есть и дру­гая – вред­ная, опас­ная и во всем ей про­ти­во­по­лож­ная. Дру­гая край­ность также известна нам на соб­ствен­ном печаль­ном при­мере, и ее глав­ный девиз – ничто хоро­шее в жизни не дается про­сто так.

С мало­лет­ства мы твер­дим своим чадам, что, для того, чтобы про­изо­шло что-то жела­е­мое, нужно быть при­леж­ным, ста­раться пра­вильно себя вести в садике, хорошо учиться в школе и вузе, «пахать», «вка­лы­вать», «напря­гаться», и вот тогда, возможно…

Так мы вну­шаем детям лож­ные пред­став­ле­ния, что сим­па­тии и при­зна­ния окру­жа­ю­щих необ­хо­димо доби­ваться, авто­ри­тет – зара­ба­ты­вать, любовь – и та не бывает даром, любят за ум, кра­соту, успеш­ность и дру­гой объ­ем­ный набор иде­аль­ных для семья­нина достой­ных качеств, оди­на­ко­вых, как под копирку.

Обы­ва­тель­ская пси­хо­ло­гия фор­ми­рует сте­рео­тип: хочешь не быть выбро­шен­ным за борт пре­крас­ной совре­мен­но­сти, барах­тайся изо всех сил. Уго­ждай началь­ству. Нравься сослу­жив­цам и кли­ен­там. И ни слова о том, чтобы быть угод­ным и при­ят­ным Богу – не из страха кары и воз­мез­дия, а про­сто так, по дет­ской к Нему любви, поскольку Гос­подь – Тот, Кто любит тебя про­сто так, бес­ко­рыстно и безусловно.

Вот в отно­ше­ниях с Кем нам дей­стви­тельно сто­ило бы оста­ваться инфан­тиль­ными в луч­шем смысле этого слова – довер­чи­выми и при­вя­зан­ными, про­сто­душ­ными и без­за­бот­ными, быть как дети, чтобы одна­жды войти в Цар­ствие Небес­ное. Но нет, мы увя­заем в инфан­ти­лизме среди себе подоб­ных, сильно тор­мозя свой духов­ный рост.

На поиски любви

Вот и так назы­ва­е­мый син­дром хоро­шей девочки – осо­бая сто­рона медали лич­ност­ного инфантилизма.

Рожает себе мама эда­кую Дюй­мо­вочку на пестике цветка, уку­ты­вает в розо­вое оде­яльце на оре­хо­вой скор­лупке, до поры до вре­мени играет в люби­мую сказку.

Холит и лелеет – для себя же рожала. А потом наиг­ра­ется и начи­нает охла­де­вать, пере­клю­ча­ется на свою жизнь и проблемы.

с хорошей девочкой можно всеА девочка-то, и правда, хоро­шая. Ска­зоч­ная, с тон­кой и вос­при­им­чи­вой душой. При­выкла жить в сказке, а ска­зоч­ное так быстро закончилось…

Муча­ется от нелюбви и невни­ма­ния. А как их запо­лу­чить? Как мама учила, ста­ра­ни­ями и еще раз ста­ра­ни­ями. И что бы тут такое предпринять?

А тут и под­со­зна­ние под­клю­ча­ется, а в нем – бесов­ские помыслы под видом доб­рень­ких розо­вых фей:

«Загляни в дру­гую исто­рию, про Золушку – начи­най получше нати­рать котлы, почище пере­би­рать чече­вицу, может, заме­тят, какая ты достой­ная, заме­ча­тель­ная, похва­лят, что скром­ная и тру­до­лю­би­вая. И мы с тобой заодно порадуемся».

И начи­нает она ста­но­виться новым суще­ством – эда­ким гибри­дом «Дюй­мо­вочка-Золушка»: и в школе хорошо учится, и золо­тую медаль с деся­тью потами и голов­ными болями добы­вает, и в вуз, куда мама ска­жет, на бюд­жет – кровь из носу, но поступит.

Потом рабо­тает в пра­виль­ном банке от рас­света до заката, при­нося домой объ­ем­ную зар­плату, а вме­сте с ней – бес­сон­ницу, депрес­сию, сум­бур­ные и глу­пые советы срочно полю­бить себя от доро­гого и мало­эф­фек­тив­ного пси­хо­лога. А глав­ное – непре­одо­ли­мое нерв­ное пере­на­пря­же­ние, кото­рое никто из близ­ких не заме­чает и кото­рому никто не сочувствует…

Крах Дюймовочки

А что, ведь у них, у близ­ких, все идет отлично – всем хорошо и очень даже удобно.

Девочка тихая, ста­ра­тель­ная, при­леж­ная, поло­жи­тель­ная, зара­ба­ты­вает всем на подарки и даже себе на отдых (только вот отдох­нуть и снять стресс отчего-то никак не может). Нико­гда не гово­рит «нет» и во всем, во всем послушна родителям.

Ска­зали ей бро­сить люби­мый инсти­тут, увле­че­ние музы­кой, рисо­ва­ние? Зна­чит, сле­зами зальется, локти обку­сает до крови, но послушно бро­сит малень­кое сокро­вище своей души ради всех вас, любимых.

Ника­ких про­блем не создает. Иде­аль­ный такой, ком­форт­ный вари­ант для роди­те­лей, педа­го­гов, руко­во­ди­те­лей, кол­лег по работе и всех окружающих.

Чело­век, на кото­рого все­цело можно поло­житься и все дове­рить… И все мало­при­ят­ное на него сва­лить: отчеты, лиш­ние часы, пере­ра­ботки по вече­рам и особо труд­ные и рутин­ные задания.

Маме бы вовремя услы­шать здра­вый голос сове­сти, кото­рый ино­гда да про­ры­ва­ется сквозь житей­скую успо­ко­ен­ность: стоп, пора сде­лать паузу, пере­гру­зили дочку.

Но, как пра­вило, тре­вож­ная сиг­на­ли­за­ция вовремя не сра­ба­ты­вает. А итог душев­ной глу­хоты может быть раз­ным, от дра­ма­тич­ного до трагического.

Натя­ну­тая струнка одна­жды лопа­ется, и хоро­шая девочка либо забо­ле­вает от пере­на­пря­же­ния своих душев­ных сил, – пере­жи­вает нерв­ный срыв, ухо­дит в глу­бо­кую депрес­сию, ста­но­вится веч­ным гостем пси­хи­ат­ри­че­ской кли­ники. Либо пус­ка­ется во все тяж­кие, пере­чис­лять кото­рые вряд ли стоит. Бывают и страш­ные сце­на­рии, когда, не выдер­жав напря­же­ния, чело­век сво­дит счеты с жизнью.

Или струнка рас­тя­ги­ва­ется, так что ника­кой музыки больше не полу­ча­ется: Дюй­мо­вочка и Золушка пре­вра­ща­ется в погас­шую оди­но­кую жен­щину сред­него воз­раста, как пра­вило, без семьи или пси­хо­ло­ги­че­ски соза­ви­си­мую – с мужем нар­ко­ма­ном-алко­го­ли­ком-туне­яд­цем, регу­лярно прак­ти­ку­ю­щим руко­при­клад­ство. Без люби­мого дела и увле­че­ний, по вре­ме­нам гово­ря­щую вслух с самой собой, с кош­кой и телевизором.

«И жизнь ее похожа на фрук­то­вый кефир, видал я и такое не раз…», – поет Мака­ре­вич о такой печаль­ной житей­ской кар­тинке, увы, очень часто рису­е­мой жиз­нью в наци­о­наль­ной куль­туре. В заучен­ной роли хоро­шей девочки, да еще и жертвы невоз­можно постро­ить нор­маль­ные отно­ше­ния с миром и нор­маль­ную семью.

Вот тогда-то у пожи­лой мамы, нако­нец, про­яс­ня­ется созна­ние и воз­ни­кают два исконно рус­ских, но явно запоз­да­лых вопроса: кто вино­ват и что делать?

Увязая в деталях

Все эти нема­ло­важ­ные лич­ност­ные и соци­аль­ные про­блемы мель­чают перед про­бле­мой духов­ного мас­штаба – воз­мож­но­стью спа­се­ния, о кото­рой так или иначе всю жизнь раз­мыш­ляет хри­сти­а­нин. А как стре­миться к веч­ной жизни, если уже в этой, вре­мен­ной, все опо­сты­лело, а про­дол­же­ние такой невы­но­си­мой тяго­сти в веч­ной пер­спек­тиве не пред­став­ля­ется рай­ским и спасительным?

с хорошей девочкой можно все

Про­блемы хоро­шей девочки – не только пси­хо­ло­ги­че­ские, то есть душев­ные, но и в пря­мом смысле духов­ные, они исхо­дят из ее глу­бо­кой сер­деч­ной раны, но так или иначе заме­шаны на страстях.

Дюй­мо­вочка-Золушка посто­янно ощу­щает себя жерт­вой и бес­ко­нечно жалеет (что, в общем-то, объ­яс­нимо – больше ведь пожа­леть некому).

Ее «зара­ба­ты­ва­ние» любви окру­жа­ю­щих и соби­ра­ние ее по кро­хам ведет к болез­нен­ной само­лю­би­вой (а не хри­сти­ан­ской) жерт­вен­но­сти, иска­жен­ным пред­став­ле­ниям об отно­ше­ниях между людьми и отно­ше­ниях чело­века с Богом.

Поэтому и в храме у нее сра­ба­ты­вают подоб­ные устав­новки. Она и за цер­ков­ной огра­дой стре­мится быть очень хоро­шей девоч­кой и все делать пра­вильно, чтобы заслу­жить у Спа­си­теля хоть немножко ответ­ного чув­ства (конечно, не желая ощу­щать при этом того потока Его любви, кото­рый бес­ко­рыстно изли­ва­ется на нее каж­дую секунду);

а для этого – мак­си­мально испол­нить мате­ри­ально-прак­ти­че­скую состав­ля­ю­щую сво­его испо­ве­да­ния веры: отбить необ­хо­ди­мые поклон­чики, дос­ко­нально вычи­тать пра­вило, отсто­ять, зака­зать, поста­вить свечи всем свя­тым, вопреки гастриту с пан­кре­а­ти­том и пери­о­ди­че­ским вызо­вам «неот­ложки» с острой болью в животе про­по­ститься строго по мона­стыр­скому уставу с пер­вого до послед­него часа каж­дого поста.

Истин­ная пра­во­слав­ная хри­сти­анка, ска­жете вы? Но Если Гос­подь Есть Любовь, можно ли при­бли­зиться к Нему, строя свое стрем­ле­ние не на дове­рии, а только лишь на вза­и­мо­вы­год­ных (в корне язы­че­ских) ком­мер­че­ских отно­ше­ниях: я тебе, а ты мне?

По мере при­об­ре­те­ния опыта жизни в Церкви хоро­шая девочка, ско­рее всего, так и не вый­дет за рамки усво­ен­ного в цер­ков­ной среде обще­ственно одоб­ря­е­мого пове­де­ния. Будет носить длин­ные юбки с плат­ками в пир и в мир, до изне­мо­же­ния, скру­пу­лезно выпол­нять все уста­нов­ле­ния Церкви – увяз­нет в мело­чах и дета­лях народ­ного и цер­ков­ного бла­го­че­стия, пройдя мимо чего-то важного.

Кому угождаем?

Как по-насто­я­щему, а не мнимо уго­дить Богу, чтобы быть истин­ным хри­сти­а­ни­ном? Об этом давно ска­зано в Еван­ге­лии. И ответу на этот непро­стой вопрос посвя­щен весь после­ду­ю­щий духов­ный опыт Церкви.

Увы, про­дол­жая быть хоро­шими девоч­ками, вме­сто того, чтобы уго­дить Богу, мы бес­ко­нечно уго­ждаем сво­ему само­лю­бию и окру­жа­ю­щим людям, тратя на это все свои жиз­нен­ные ресурсы.

Ста­ра­ясь быть хоро­шей, люби­мой, одоб­ря­е­мой и при­ни­ма­е­мой любой ценой, мы под­пи­ты­ваем свою скры­тую гор­дыню. А ее непо­мер­ные аппе­титы со вре­ме­нем только рас­тут – сколько ни дай, про­гло­тит и потре­бует еще.

Именно потому нас так радуют любые дости­же­ния и так выби­вают из сил самые малень­кие неудачи и сви­де­тель­ства нелюбви или рав­но­ду­шия к нам окру­жа­ю­щих. Уво­лили с работы? Исклю­чили из инсти­тута? Отка­зали в хоро­шем месте? Шеф вызвал на ковер и вылил все пре­тен­зии и раздражение.

Любая из подоб­ных про­блем ста­но­вится не про­сто бедой – кра­хом миро­вого мас­штаба, перед кото­рым мерк­нет все осталь­ное – пре­крас­ное, доб­рое, вечное.

Сло­вом, наби­рает силу «кру­го­вая порука» греха.

Отказ верить в искрен­ние доб­рые чув­ства по отно­ше­нию к нам ведет к осуж­де­нию ближних.

Сильно зани­жен­ная, а не здра­вая кри­тич­ная само­оценка – к само­уни­чи­же­нию, что, как известно, паче гор­до­сти. Ведь мы – Божьи дети, и ума­ле­ние своей чести и досто­ин­ства не укла­ды­ва­ются в поня­тие Его оте­че­ской любви.

А не хва­тает в нас досто­ин­ства люби­мого чада Божия – тут и лже­сми­ре­ние на под­ходе, заме­шан­ное на неволь­ном само­лю­бо­ва­нии: а что делать, если дру­зья и зна­ко­мые мыс­ленно и вслух делают «пра­во­слав­ные ком­пли­менты» вашему скром­ному и сми­рен­ному ими­джу прихожанки?

Сло­вом, жела­ние поста­раться для дру­гих ради похвалы, да еще и в ущерб своим внут­рен­ним потреб­но­стям нано­сит вред душе. А лечить ее неви­ди­мые глазу уве­чья не так про­сто. «Ибо какая польза чело­веку, если он при­об­ре­тет весь мир, а душе своей повре­дит?» ( Марк.8:36 ).

В плену у одобрения

Пре­бы­вая в само­успо­ко­е­нии, в при­выч­ном состо­я­нии хоро­шей девочки, можно залю­бо­ваться своим розо­вым отра­же­нием прин­цессы и забыть, что на самом деле чело­ве­ко­уго­дие – грех. Уго­ждая ближ­ним, мы согре­шаем про­тив пер­вой запо­веди о почи­та­нии Гос­пода Бога.

Согре­шая про­тив нее, мы рас­став­ляем заново свои жиз­нен­ные акценты и изоб­ре­таем себе бож­ков: ска­жем, мужа перед теле­ви­зо­ром или сына перед ком­пью­те­ром, кото­рым подо­бо­страстно ста­ра­емся услу­жить, вме­сто того чтобы предо­ста­вить им право самим сер­ви­ро­вать стол и в это время почи­тать Еван­ге­лие или молит­вен­ное правило.

Не идем в храм, чтобы поехать на рыбалку с люби­мыми, нена­ро­ком их не рас­строив отка­зом. Не гото­вимся к испо­веди и при­ча­стию, потому что при­шли гости и ради них мы нару­шили пост (а могли бы, не при­вле­кая общего вни­ма­ния, и кар­то­шечки за сто­лом поесть).

Апо­стол Павел кате­го­рично гово­рит об этом: «Если бы я и поныне уго­ждал людям, то не был бы рабом Хри­сто­вым» ( Гал.1:10 ).

А вот взгляд на про­блему схи­ар­хи­манд­рита Авра­ама, духов­ника Ново-Тих­вин­ского мона­стыря в Ека­те­рин­бурге: «Давайте заду­ма­емся, что такое человекоугодие?

Это болез­нен­ная зави­си­мость от чело­ве­че­ского мне­ния, боязнь лишиться чело­ве­че­ского одоб­ре­ния и под­верг­нуться пори­ца­нию. Мно­гие, навер­ное, ска­жут, что это не такой уж страш­ный грех. Но на самом деле мы часто недо­оце­ни­ваем опас­ность стра­стей, кото­рые на пер­вый взгляд кажутся невинными.

Если чело­век думает не об уго­жде­нии Богу, а об уго­жде­нии людям, если для него глав­ное – чело­ве­че­ское одоб­ре­ние, то он, по сути, пере­стает быть христианином.

Если он нахо­дится в обще­стве, где ценят хри­сти­ан­ские доб­ро­де­тели, он будет испол­нять запо­веди по видимости.

А если он ока­жется в дру­гом обще­стве, будет ста­раться уго­дить окру­жа­ю­щим дру­гим обра­зом, пока­зать, что он энер­гич­ный, умный, прак­тич­ный, одним сло­вом, «кру­той».

В гла­зах людей, кото­рые эти каче­ства ценят, ему хочется выгля­деть таким же, как они: мол, и я не лыком шит. А в гла­зах людей крот­ких ему нужно пока­заться кротким.

Как ему было бы трудно, если бы и те и дру­гие ока­за­лись вме­сте! Но мне кажется, что есть люди, кото­рые умуд­ря­ются уго­дить всем: тут же пока­зы­вать и «кру­тизну» и кро­тость, тут же и мило­сер­дие и то, что им палец в рот не клади…

Такое душев­ное рас­по­ло­же­ние может при­ве­сти про­сто к ката­стро­фи­че­ским послед­ствиям, к поги­бели. Ска­жем, зав­тра мы ока­жемся среди без­бож­ни­ков и из чело­ве­ко­уго­дия отре­чемся от Хри­ста, ради того чтобы никто не ска­зал, что мы дураки и что мы про­тив совре­мен­ной науки…

Если мы желаем созер­цать Хри­ста, насла­ждаться обще­нием с Ним, то должны, подобно Зак­хею, не рабо­леп­ство­вать перед чело­ве­че­ским мнением».

Архи­манд­рит Лазарь (Аба­шидзе) во вто­рой главе книги «Грех и пока­я­ние послед­них вре­мен» пишет: «…Любовь чело­ве­ко­угод­ни­че­ская имеет в основе своей какую-нибудь страсть: или это при­ят­ность плот­ская, или род­ствен­ная, или сим­па­тия… При чело­ве­ко­уго­дии мы постав­ляем ближ­него впе­реди Бога и слу­жим ему ради своей соб­ствен­ной выгоды…Но хуже всего, что мы сами в то время думаем и дру­гим даем понять, что мы это делаем по запо­веди, по хри­сти­ан­скому милосердию».

«Суще­ствуют есте­ствен­ные пси­хо­ло­ги­че­ские каче­ства – робость, застен­чи­вость, стес­ни­тель­ность, неуве­рен­ность, кото­рые не имеют ничего общего со сверхъ­есте­ствен­ным бла­го­дат­ным миром, нис­хо­дя­щим в чело­ве­че­скую душу.

Эти каче­ства осно­ваны на ува­же­нии к чело­ве­че­скому мне­нию, на иска­нии чело­ве­че­ского рас­по­ло­же­ния, на почи­та­нии зако­нов обще­ства, в конеч­ном счете, на страхе перед людьми, но не на любви к Богу. Стрем­ле­ние выдать эти каче­ства за хри­сти­ан­скую доб­ро­де­тель сми­ре­ния ведет к обману себя и ближ­них», – раз­мыш­ляют авторы сайта «Азбука веры».

Игу­мен Нек­та­рий (Моро­зов) счи­тает: «Печаль по Богу, на самом деле, нико­гда не при­во­дит чело­века в состо­я­ние рас­слаб­ле­ния, а делает его силь­нее, рев­ност­нее, дает ему реши­мость бороться с гре­хом. Осталь­ное – печаль чело­века о том, что он не настолько хорош, насколько хотел бы».

Где живет Дюймовочка

Кто она, хоро­шая девочка, меч­та­ю­щая нра­виться людям? У нее нет адреса и воз­раста, наци­о­наль­но­сти, осо­бого соци­аль­ного ста­туса и осо­бых лич­ных примет.

Ее можно встре­тить и в ком­па­нии юных вос­пи­тан­ниц вос­крес­ной школы, и среди биз­нес-леди, пар­ку­ю­щих шикар­ное авто на паперти храма, и в кругу бла­го­че­сти­вых цер­ков­ных бабу­шек. Да в своем соб­ствен­ном сердце, если глу­боко и откро­венно с самой собой осмот­реться в нем.

Но есть один важ­ный отли­чи­тель­ный при­знак – она, вопреки взгляду со сто­роны, совсем не любит себя. Не про­сто не любит, а активно, агрес­сивно, настой­чиво и обид­чиво. Нена­ви­дит свое отра­же­ние в зер­кале. Не счи­тает доста­точ­ными свое обра­зо­ва­ние, поло­же­ние, зарплату.

Она недо­вольна собой во всех отно­ше­ниях, потому что никак не может заслу­жить своей соб­ствен­ной любви. Она воз­во­дит в сте­пень свое недо­воль­ство собой и миром, а через это недо­воль­ство забы­вает о радо­сти бытия и о бла­го­дар­но­сти Богу за дни и секунды своей жизни.

Хоро­шая девочка – это состо­я­ние души. И, только осо­знав его как духов­ную про­блему, можно начи­нать активно ей противостоять.

Но вот с чего начать? Оче­видно, с искрен­него пока­я­ния и осо­зна­ния своих внут­рен­них неправд. А затем поста­раться иско­ре­нить в себе стой­кое заблуж­де­ние, что любовь нужно заслу­жи­вать, ведь отри­ца­ние бес­ко­рыст­ной состав­ля­ю­щей в любви Бога и людей к нам закры­вает наше сердце для бла­го­дат­ного при­ня­тия этого дара.

с хорошей девочкой можно всеСмена линии пове­де­ния – это совсем не про­сто. Без пере­мены созна­ния, пожа­луй, что и невоз­можно. Но ведь чело­век не спа­сает себя сам – спа­сает его Гос­подь. А он и наме­ре­ние целует. Давайте про­сить, и Он про­тя­нет руку помощи. А будет нужно, и поне­сет, как овцу, на своих плечах.

А что такое быть хоро­шей девочкой…для Бога?

Может быть, это зна­чит при­нять и понять бла­го­дат­ную и рас­то­чи­тель­ную щед­рость Его любви и попро­бо­вать, под­ра­жая Ему, иметь хоть немного насто­я­щей нели­це­мер­ной любви по отно­ше­нию к себе, а затем и ко всем, кто нас окру­жает, испол­нив запо­ведь – воз­лю­бив ближ­него как себя.

Видимо, про­стого и доступ­ного поша­го­вого рецепта пре­вра­ще­ния из хоро­шей девочки в НАСТОЯЩУЮ не суще­ствует. Но можно попро­бо­вать то, что под­ска­зы­вает «пота­ен­ный сердца человек».

Напри­мер, отвлечься от себя и напря­жен­ного стрем­ле­ния и ста­ра­ния быть луч­шей девоч­кой на свете и пере­клю­чить фокус сво­его вни­ма­ния на окружающих.

Уви­деть их про­блемы и боли и поста­раться поне­сти их тяготы. При­не­сти себя Богу такой, какая есть на самом деле – прямо ска­зать, не такой хоро­шей, зато насто­я­щей, искрен­ней и откры­той к пере­мене сво­его сердца.

…В сказке у Андер­сена Дюй­мо­вочка сумела высоко под­няться над своим эго­и­стич­ным мик­ро­ми­ром. Может, и нас вооду­ше­вит ее полет на ласточке?

Источник

Попрощайтесь с синдромом «хорошей девочки»

с хорошей девочкой можно все

Сколько раз нам твердили быть «хорошей девочкой» или «хорошим мальчиком»? С самого раннего детства мы только и слышали, что надо быть послушными, придерживаться правил, быть тихими и думать о других больше, чем о себе.

Несомненно, «синдром хорошей девочки» чаще встречается среди женщин, но нередко и среди мужчин попадаются те, кому ярлык «хорошего парня» портит жизнь.

А вы страдаете от синдрома хорошей девочки/ хорошего парня?

Разве быть хорошим плохо?

Конечно, было бы здорово сделать всех вокруг счастливыми. Но все немного сложнее. Вот что написано в «Пособии для перфекциониста» в главе о людях, которые хотят всем угодить:

«Многих из нас учат быть приятными и милосердными, заботиться о чувствах других людей и помогать им в трудную минуту. Это замечательные качества. Проблема в том, что, когда наша самооценка зависит от того, как мы делаем людей счастливыми, мы постоянно идем на компромисс с нашими собственными потребностями, чтобы угодить другим, и часто больше заботимся о мнениях и ценностях других людей, чем о своих собственных.»

Постоянно ставить потребности других людей выше своих собственных не является сильной позицией. Мы должны позаботиться о себе – и это требует легитимизации наших собственных потребностей, иногда говорить “нет”. По существу, если вы будете давать, давать и давать, у вас ничего не останется для себя, и вы закончите больными, истощенными и обиженными.

Роль хорошей девочки заставляет нас уступать и быть удобными

Еще одна проблема в том, что эта роль накладывает жесткие ограничения. Она не позволяет нам быть в полной мере самими собой.

А в роли хорошей девочки или хорошего парня мы чувствуем себя в безопасности. Нам кажется, что она ограждает нас от критики, отвержения, конфликтов и неудач. И это правда: когда мы ведем себя, как «маленькие» и делаем то, чего от нас хотят другие, у нас меньше шансов получить в свой адрес критику, быть отвергнутыми или потерпеть неудачу. Но мы катастрофически себя ограничиваем.

Мы сами не позволяем себе пробовать что-то новое (особенно то, в чем мы можем потерпеть неудачу или то, что не понравится другим).

Мы молчим, когда с нами плохо обращаются или наше мнение отличается от остальных.

В конечном итоге мы делаем много вещей из чувства долга, чтобы оправдать ожидания или потому что это якобы совпадает с нашими целями.

Мы оказываем на себя огромное давление, чтобы быть совершенными и все время хорошими. И когда мы терпим неудачу (что неизбежно, потому что наши ожидания нереалистичны), мы безжалостно критикуем себя.

Роль хорошей девочки заставляет нас приспосабливаться и отказываться от важных частей самих себя (идей, убеждений, целей, интересов, ценностей).

Мы живем в страхе осуждения – страхе быть недостаточно хорошими, страхе быть неправыми, страхе быть отвергнутыми.

Как освободиться от синдрома хорошей девочки?

Многое из того, что мы делаем и думаем, основано на бессознательных убеждениях и укоренившихся моделях поведения. Вот почему осознание так важно в процессе перемен. Если вы хотите что-то в себе изменить, необходимо осознавать, что вы делаете и почему вы это делаете — не для самобичевания, но чтобы исследовать различные способы мышления и действий.

Когда вы заметите, что играете «хорошую девочку» или «хорошего парня», задайте себе некоторые из этих вопросов, чтобы узнать, можете ли вы найти альтернативы и сделать выбор, который вам позволит больше быть собой:

Если вы начнете больше рисковать, устанавливать больше границ и расставлять приоритеты, это не превратит вас из хорошей девочки в эгоистичного, невнимательного бунтаря. С осознанием, практикой и намерением узнать себя лучше, быть более сострадательными к себе, вы постепенно перейдете от этой предопределенной, жесткой роли хорошей девочки к более живой, подлинной и эмоционально здоровой версии СЕБЯ.

Оригинальная статья: Sharon Martin— Say Good Riddance to “Good Girl Syndrome”, March 2019

Перевод: Остренко Анна Александровна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: foter.com

Ключевые слова: психотерапия, семейная психология, саморазвитие, самоограничивающие убеждения, осознанность, модели поведения

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *