с чем можно сравнить радугу метафора
Пьем по утрам остаток черной ночи.
Или два приема составления метафор
Красиво говорить не запретишь — тому, кто умеет.
Многие считают, что данное умение зависит только от врожденных способностей. А можно ли научиться (и научить!) говорить красиво? Мы утверждаем, что можно!
Итак, детский сад, а может быть рекламное бюро, не все ли равно. Учиться-то надо всем! Давайте попробуем украсить свою речь метафорами. Для этого научимся их изобретать!
Вот вам и первый прием составления метафор!
Но что же с нашим дождем? А он уже не просто дождь, а «слезы неба», или «водопад туч», или «капель небосклона».
Возьмем близлежащие (стоящие, висящие) предметы и вместо унылых слов типа «. а не пора ли включить свет?» скажем: «Зажжем-ка потолочное солнце!» (люстра светит, как солнце; люстра где находится? — под потолком; результат: люстра — это «потолочное солнце»).
Или вместо обычной фразы: «Достань-ка из холодильника мороженое!» скажем: «Пусть отдаст домашний айсберг частицу своего вкусного холода. » (холодильник — ледяной, как айсберг; холодильник где находится? — в доме; метафоры: холодильник — «домашний айсберг», мороженое — «вкусный холод»).
Благодаря этому приему можно получить и «луговое солнце» (одуванчик), и «тротуарное зеркало» (лужа) — так составляют метафоры дети 6—7 лет.
А вот фразы, прозвучавшие на тренинге начинающих осваивать этот прием педагогов.
«После дождя появилось небесное семицветие» (радуга).
«Путников окутала сметанность воздуха» (туман).
«Приятно вечером освежать лицо прохладой утреннего тумана» (крем).
«С частокола крыш медленно капали слезы» (сосульки).
Понравилось? Тогда продолжим и отработаем второй прием составления метафор. Теперь объектом будет «кофе».
Получаем: кофе — «чернота ночи». А если метафору вставить в текст, получится: «По утрам я пью черноту ночи».
«В ушах у Золушки — блеск инея или сияние звезд» (сережки — блестят — блеск, как у чего еще? — как у инея; метафора: сережки — «блеск инея»).
«Папа держит в руках новости дня» (газета — новая — новость, бывает днем; метафора: газета — «новость дня»).
«Мама повесила на окно пестроту полянки» (занавеска — пестрая — пестрота, как у поляны; метафора: занавеска — это «пестрота полянки»).
Второй прием позволяет детям сказать: глаза — «звезды лица», тюль — «облако окна» или «кружева зимы». А как заманчиво звучит фраза: «Пить желтизну солнца (апельсиновый сок) и закусывать мягкостью поля (хлебом)»!
Объединение этих двух приемов позволяет шестилеткам создавать такие фразы:
«Темнота неба осыпала детей колючестью зимы».
«Веточки окутывала пушистость мороза» (вместо «шел снег» и «деревья в инее» в описании картины «Зимние забавы» Катей К.).
«Пушистые комочки раскатились по небесному зеркалу» (Максим Т., картина «Золотая осень»).
«Девочка боялась сверкания небесных глаз во время дождя» (Наташа К., картина «Гроза»).
Эти и другие метафоры придумали дети 5—7 лет и их воспитатели из научно-методического центра развивающего обучения г. Ульяновска.
Изобразительно-выразительные средства языка. Метафора
Цель:
Технология: развитие критического мышления, использование ИКТ.
Ход урока
I. Вызов
– Ребята, сегодня на уроке мы с вами раскроем смысл такого изобразительного средства языка как метафора, будем учиться быть чуткими, внимательными читателями, проникнем в тайну слова одного из стихотворений известнейшего поэта начала 20 века. Ведь слово – одна из великих загадок поэзии! Попадая в художественный контекст, оно часто приобретает переносный смысл, не одно, а несколько значений. Чтобы понимать поэзию, человек должен обладать богатым воображением, умением сопереживать и, конечно, определенной суммой знаний.
II. Осмысление содержания
– Найдите общее между словами. Придумайте связывающие их ассоциации, причем, чем больше, тем лучше.
Варианты ответов:
– Что же мы с вами обнаружили? Между далекими, на первый взгляд, словами можно найти что-то общее, сравнив, сопоставив их. Вот на этом явлении, сравнении, основана метафора.
– А чем же метафора отличается от сравнения? Сопоставьте два предложения, сделайте вывод:
Во 2-ом предложении нет слов «как», «словно», «точно», «будто». Сравнение спряталось. Но мы догадались, ведь листья кленов очень похожи на сердечки. Такой прием в литературе называется метафорой. Таким образом, метафора – слово, словосочетание, развернутое высказывание, в котором содержится скрытое сравнение на основе сходства.
– Одним из видов метафоры является олицетворение. Что это такое? Приведите примеры.
– Чтобы лучше видеть метафоры в тексте, нам надо понять механизм их составления. Сейчас мы с вами попробуем сами их составлять. У вас на партах лежит алгоритм составления метафоры, внимательно прочитайте его.
Алгоритм составления метафоры.
Задание. Составление метафор.
Обсуждение.
Метафора про дождь. Дождь капает, как слёзы. (сравнение с объектом)
Дождь идёт из туч (место расположения объекта)
Слова для метафорической фразы: «слёзы туч»
Предложения:
Осенью тучи часто льют свои слёзы.
Слёзы туч были очень грустными и холодными.
Про закат.
Закат пылает, как костёр (сравнение с объектом)
Закат находится на вечернем небе (место расположения объекта)
Словосочетание: «костёр вечернего неба»
Предложение:
За лесом пылал костёр вечернего неба.
– А теперь посмотрим, какова роль метафоры в поэтическом тексте. Послушаем стихотворение К. Бальмонта «Золотая рыбка» (на фоне музыки И. Штрауса)
Задание группам:
– найти яркую метафору, сделать необходимые пояснения, подумать, какова роль метафоры.
(«Пруд качал в себе звезду…» Как понять это выражение? Дул лёгкий ветерок, и на пруду появились волны. Звёздочка то поднималась на волне, то ныряла. Отблеск ночной звёздочки на воде напоминает золотую рыбку. «Золотая рыбка» – метафора.) (Приложение 1)
– Какова роль метафоры? (Придаёт красоту и музыкальность стихотворению, творит волшебство, преображает обыкновенное, привычное в чудо, создаёт сказку в поэзии!)
– Понравилось вам стихотворение? Давайте ещё раз прочитаем это замечательное стихотворение. Что будем стараться выразить интонацией? (чудесное настроение, чувство счастья, радости, любви)
III. Рефлексия.
– Продолжите, пожалуйста, каждое предложение:
Метафора. Примеры и отличия от других тропов
Мы с вами уже изучили такие художественные элементы как гипербола, аллегория, олицетворение, антитеза. Благодаря им текст становится экспрессивным, выразительным и ярким. И поняли, что знание основных правил в русском языке — это хороший жест владения как языком, так и культурой России.
В сегодняшнем уроке я вас ознакомлю с метафорой. Разберёмся с терминологией, ролью в литературе, рекламе и в речи. Проведем параллели между другими художественными тропами. И рассмотрим много интересных примеров с пояснениями.
Определение термина
Метафора — это литературный приём, который переносит свойства с одного предмета на другой. Что такое метафора простыми словами? Это всегда переносный смысл, скрытое сравнение.
Разница между метафорой, эпитетом и олицетворением
Вспомним основные понятия и разберемся с главными отличительными чертами.
Олицетворение — это литературный жест, который основан на том, что неодушевленному предмету присваиваются человеческие качества, особенности поведения и прочие черты.
Летний вечер тих и ясен;
Посмотри, как дремлют ивы;
Запад неба бледно-красен,
И реки блестят извивы.
каменное лицо => лицо, как камень;
золотые руки => руки, как золото;
смеется небо => ребенок смеется;
непогода злится => человек злится;
Эпитет — это образное определение, отличающееся художественной выразительностью, которое характеризует предмет, красочно указывая на какую-то его существенную черту. Наша русская литература полна эпитетов, с помощью которых создается “портретность”, например: “Повеселись, мой верный меч!”
Пчела из кельи восковой
Летит за данью полевой!
Грустно-сиротеющая земля (Ф. И. Тютчев),
Седой туман, лимонный свет, немой покой (И. А. Бунин).
Как найти метафору в тексте
Найти её можно несколькими способами. Рассмотрим подробнее на примере следующего алгоритма:
Например: Пригоршнями водяных горошин плещет черноморская Волна
Мы видим, “пригоршнями водяных горошин” — это метафора, и в тексте она приводится для сравнения с брызгами, которые не упоминаются.
Разновидности метафор на примерах
В русском языке следует выделять подобные разновидности:
Мы с вами перечислили самые простые метафоры, но есть еще одна — развернутая метафора. Это когда несколько раз, упоминается один образ. Зачастую, она применяется в поэзии, для более глубокого смысла и выразительности, например:
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Примеры литературных метафор
Как мы уже выяснили, в основном метафора встречается в поэзии и в художественных произведениях. Зачем? Чтобы скрасить и сделать живым текст, передать важные ноты смысла, дать вам взгляд на обратные вещи в произведениях. Чтобы понять, где и как она выглядит, давайте ознакомимся с некоторыми примерами метафор в литературе.
“Черемуха душистая, развесившись, стоит,
А зелень золотистая на солнышке горит”. ( С. Есенин)
“Скрипи, мое перо, мой коготок, мой посох”. (И. Бродский)
«Обожаю настольные лампы, угловатые, прошлых времен. Как они свои круглые лапы умещают средь книг и тетрадей». (Б. Окуджава)
“Луна будет улыбаться весь вечер”. (А. Чехов)
“И женский смех вокруг, веселый и игристый”. ( Щеглов)
Метафоры в киноиндустрии
Каждый, кто занимается громкими профессиями, любит о себе заявлять красиво. С помощью чего? Да всё теми же художественными тропами. А так как мы сегодня говорим о метафоре, то и разберемся, как она выглядит в этой сфере.
Как правило, она используется в заголовках, или в коронных фразах героев и персонажей фильма.
Метафоры в рекламной индустрии
Чтобы у нас сложился первый и запоминающийся образ, с положительными отзывами, рекламодатели используют художественные элементы. Краткие, но яркие слоганы — залог качественной рекламы.
Вот некоторые примеры метафоры в рекламе:
“Революция цвета для губ” (компания Ревлон)
“На своей волне удовольствия” (Coca — Cola)
Фрагмент НОД для детей 4–5 лет «Инновационная технология. Составление метафор»
Ираида Султанахметова
Фрагмент НОД для детей 4–5 лет «Инновационная технология. Составление метафор»
Мыслительные операции, которые позволяют составить метафору, вполне усваиваются умственно одаренными детьми уже 4-5 лет.
Основная цель педагога: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафоры.
Сначала целесообразно использовать наиболее простой алгоритм составления метафоры.
Составим метафору относительно радуги.
— Здравствуйте! Сегодня к нам в гости пришла Королева Красивой Речи. Она будет слушать, как красиво вы умеете разговаривать и умеете играть.
Сейчас я вам загадаю загадку:
— Молодцы! (Вывешиваю рисунок)
— Правильно! Она разноцветная.
— Загадаю вам следующую загадку
— Молодцы! А теперь поиграем в игру. Для этого превратимся в жуков. (Надеваю маски)
Полетели на цветочную поляну, на солнышко греться. (Летят)
Полетели домой. Дождь собирается.
(Обратно, в свои домишки)
— Куда полетели жуки на солнышко греться?
— На цветочную поляну? (Вывешиваю)
— Какая цветочная поляна?
— Где, и когда выходит радуга?
— В небе, после дождя. (Вывешиваю)
— Рассмотрим два рисунка.
— Давайте слово небо превратим в слово признак, которое будет отвечать на вопрос какая.
— Молодцы! А теперь, давайте соединим эти два рисунка.
Цветочная, небесная поляна.
— Кто сможет составить красивое предложение с этими красивыми словами?
— Цветочная, небесная поляна ярко засияла после дождя.
Пескография как инновационная технология в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста «Пескография как инновационная технология в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Автор: Михалева Серафима.
Фрагмент занятия по ознакомлению детей с окружающим миром «Знакомимся с лягушкой» Как здорово и увлекательно работать с детьми! Мне повезло – я очень люблю свою профессию воспитателя. И каждый раз, готовясь к занятию,.
Инновационная деятельность в ДОУ. Проект «Экогимнастика» Цель: вызвать у детей желание общаться с природой, посредством осознанного выполнения физических упражнений. Задачи: 1. Развивать у детей.
Инновационная форма родительского собрания Родина – это родные вам люди, родной дом, семья, дружба, любовь и добро. Родина начинается с семьи! В семье должно быть взаимопонимание,.
Фрагмент НОД по развитию звуковысотного и ритмического восприятия у детей младшего дошкольного возраста Фрагмент НОД по развитию звуковысотного и ритмического восприятия у детей младшего дошкольного возраста Музыкальный руководитель (М. Р.).
Консультация для педагогов «Что такое педагогическая технология», «Что такое здоровьесберегающая технология» Педагогической технологией – называют направление педагогики, цель которого – повышение эффективности образовательного процесса, гарантированное.
Логопедический массаж-как инновационная технология в логопедической практике В основном, на логопедических занятиях для улучшения звукопроизношения деткам предлагают выполнять дыхательную и артикуляционную гимнастику.
Метод проектов-инновационная педагогическая технология В своей работе я использую одну из новых наиболее эффективных инновационных технологий в системе современного дошкольного образования.
Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология Дошкольное образование в России претерпевает коренные изменения. Переоценка его концептуальных основ, переосмысление целей, задач, содержания.
Статья «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология» В настоящее время традиционное образование заменяется продуктивным обучением, нацеленным не только на развитие креативных способностей дошкольников,.
Класс: 5
Перед уроком раздаём буклеты (Приложение 2), в которых ребята будут вести записи.
Ребята, вы любите праздники? А день рождения это праздник? Давайте мы с вами тоже устроим праздник. А называться он будет «Рождение метафоры». Для начала давайте украсим наш класс. (Выпускаются шары, которые дети заберут по окончании урока).
Ребята, кто умеет пользоваться Интернетом? Найди, пожалуйста, загадки про ромашку. Ну а мы с вами займёмся не менее интересным делом. Любите отгадывать загадки?
В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке.
Только жёлтые лучи
У него не горячи.
(Подсолнечник)
Среди двора стоит копна,
спереди вилы, сзади метла
(Корова)
Стоит лепёшка
На одной ножке,
Кто мимо не пройдёт,
Всяк поклон отдаёт.
(Гриб)
Ребята, а как создаются загадки?
Человек наблюдает окружающий его мир, внимательно присматривается к отдельным предметам и замечает сходство между ними. На основе этого сходства строится сравнение. А что такое сравнение?
Сравнение — сопоставление двух предметов на основе общего признака.
Ребята, а с чем можно сравнить ромашку? (солнышко, яйцо, колесо:)
Вы помните загадки про ромашку? Давайте посмотрим, что у нас есть в Интернете.
Скажите, а в какой-нибудь загадке сказано, что ромашка похожа на солнышко или колесо? Но здесь ведь явно есть сравнение, но оно скрытое. Скрытое сравнение в литературоведении называется метафорой.
В результате сравнения рождается метафора.
Метафора — перенос признаков, свойств одного предмета на другой по принципу сходства (скрытое сравнение).
Чем же отличается метафора от сравнения?
Самое простое отличие продемонстрировано на этом примере:
Лес точно терем расписной.
Но чаще всего метафора рождается так:
В основе метафоры лежит сравнение. Значит, чтобы создать метафору, необходимо сначала сравнить объект с чем-то.
Что значит сравнить?
Часто поэты используют для создания образа явления природы. Мы все помним первый дождь, который вызывает у нас массу чувств. Давайте попробуем свои силы в создании образов, используя это явление.
Природное явление дождь. С чем его можно сравнить, на что он похож?
Например, дождь у меня ассоциируется с нитями. А у вас? (Горошины, слёзы, ходули, мокрая грива, дробь:)
:дождь, точно горошины,:
:дождь, как будто нити,:
:дождь, как барабанная дробь,:
Теперь попробуйте составить метафору или загадку, используя ассоциации.
Самостоятельная работа под звук дождя.
Зачитать. Лучшие записать.
Кто закончит раньше, выполняет тест на ноутбуке (или слабый ученик). (Смотри Презентацию 2)
А сейчас послушайте, каким увидели дождь художники слова.
1.Сыплет дождик большие горошины (Н.Заболоцкий)
2. И над всем блистающим Парижем дождь метался, гриву распустив. (В. Луговской)
3. Робкий дождик лапками сырыми пробует опавшие листы. (В. Луговской)
4. Шагал на огромных ходулях дождь, высок и в ниточку тощ. (С. Кирсанов)
Ребята, а где живёт метафора? Где мы её можем встретить?
В художественной речи. И даже в обычной, повседневной речи: идёт дождь, ножка стола.
Д/З: используя метафору, придумать загадку про дождь.
Гимнастика для глаз.
Записать наиболее понравившуюся метафору.
Надеюсь, вы теперь безошибочно будете находить метафоры, использовать их в своей речи.
Вот и подошёл наш урок к концу. Получился праздник? Но какой же праздник без угощения?! (Раздать конфеты)