с чем можно сравнить облака

«Учимся словами рисовать, сравнивать… облака», развитие речи, 2-й класс

Класс: 2

Смена слайдов, чтение текстов на слайде, просмотр рисунков и фотографий осуществляется нажатием мышки – щелчком. (Приложение 1)

Тема: “Учимся словами рисовать, сравнивать…облака”

Цель: Составление загадок и стихов об облаках. Развитие речи учащихся, активного творческого мышления.

Воспитание положительных качеств в процессе работы в парах и группах, повышение речевой культуры.

I. Вхождение в тему

У. Что вы представляете, когда слышите слово “мастерская”?

Ученик. Я представляю мастерскую художника. В ней находятся картины, мольберт, краски. В мастерской художник пишет картины.

У. А наш класс сегодня превращается в “мастерскую слова”. Как вы думаете, что мы будем делать?

Дети. Мы будем учиться создавать тексты.

У. Чтобы определить, о чём мы будем сегодня говорить, вы должны отгадать загадку.

Уч. Какие слова помогли тебе догадаться, что речь идёт не о лебедях – птицах, а об облаках?

Дети. Нам помогли слова: “в небе живут” и “по небу плавно плыву”..

Уч. Почему же облака названы лебедями?

Дети. Автор сравнивает облака с белыми лебедями. Лебеди плывут по воде, а облака плывут в небе. Как называется в литературе приём, когда один предмет по сходству и подобию сравнивается с другим?

Дети. Этот приём называется сравнением.

II. Сообщение темы урока.

У. Догадались ли вы, о чем пойдет речь на нашем уроке?

У. Какая же тема нашего урока?

Дети. – мы будем учиться словами рисовать облака.

У. Приходилось ли вам наблюдать за облаками?

— Мне очень нравятся облака.

— Я люблю смотреть на них и фантазировать.

Есть люди, которые смотрят, но не видят, слушают, но не слышат. Сегодня мы будем учиться смотреть и слушать, будем учиться открывать красоту. Мы будем наблюдать за облаками. Познакомимся с произведениями художников и поэтов, которые тоже наблюдали и описывали облака в своих произведениях. На уроке прозвучат музыкальные произведения, которые помогут нам понять и прочувствовать состояние природы.

А кто из вас, ребята, не отгадывал загадок? Или не загадывал их сам?

На протяжении веков создавал их народ. И не только взрослые создавали, но и дети внесли свою дань.

Сегодня и вы, ребята, попробуете составить свои загадки об облаках или написать стихи

III. Работа с загадками.

Сильнее солнца,
Слабее ветра.
Ног нет, а идёт,
Глаз нет, а плачет

Уч. Почему о туче сказано, что она “плачет”? Как вы думаете, из чего состоят облака и тучи? (ответы детей)

Из научной статьи энциклопедии

“Облако состоит из совсем крохотных капелек воды и кристаликов льда. Когда капли и кристалики сливаются и становятся побольше размером, облако темнеет, его называют тучей, из тучи идёт дождь или град”

По небесам, оравою
Бредут мешки дырявые,
И бывает иногда:
Из мешка течёт вода

Уч. Автор этой загадки, как и мы тоже включил сой “мысленный экран”. Какие предметы появились в его воображении?

Дети. Дырявые мешки, из которых течёт вода.

В них возникают молнии.

Уч. – Описывая грозовое небо, художники тоже включают своё воображение. А для этого они используют краски.

IV. Работа с картиной К. Маковского “Дети, бегущие от грозы”

— посмотрите на небо.

— в какие цвета окрашено грозовое небо?

— с чем можно сравнить грозовые тучи?.

У. А сейчас послушайте музыкальное произведение А.Вивальди “Лето. Гроза”

(учитель включает музыкальное произведение А.Вивальди “Лето. Гроза”)

— Что вы представляете, слушая эту музыку?

— Какими звуками изображает композитор грозу?

— Какие чувства возникают у вас, глядя на эту картину?

5. Работа с картинами Ал. Адамова “Перед грозой” и “После грозы”

Уч. Посмотрите, как облака пишут современные художники

— Сравните небо перед грозой, и после грозы.

(подготовленный ученик читает стихотворение А. Кочергиной “Тучки по небу плывут”)

Тучки по небу плывут,
дождик летний нам несут.
Тучки в тучу собрались,
Ливнем сильным пролились.
Прогремел июльский гром –
Стало всё свежо кругом,
Чистый лес и чистый луг –
Как красиво всё вокруг!
(А. Кочергина)

Уч. Какие действия представились вам и автору?

Дети. Тучки плыли, мы представляем небо как море, а тучки как корабли. Плавное, медленное движение. А затем они собираются в огромную чёрную тучу, похожую на мешок, этот мешок разрывается и из него проливается вода.

Уч. А что произошло после дождя? Что вы представили, глядя на небо?

Дети. Тучки опять разбрелись по небу. Их можно сравнить с белыми лошадками.

Дождик песенку поет:
Кап-кап (постукивание пальчиками).
Только кто ее поймет?
Кап-кап (постукивание пальчиками).
Не пойму ни я, не ты,
Кап-кап (постукивание пальчиками).
Но зато поймут цветы!

7. Наблюдение за облаками в разное время года и суток.

На слайдах представлены фотографии облаков, за которыми наблюдали дети в разное время суток.

Читаю стихотворение В. Шефнера “Миг”

Не привыкайте к чудесам,
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам.
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье,
Всё будет так или не так
Через одно мгновенье.

Когда с последними лучами уходит день и приближается ночь, природа преображается. Этот неповторимый миг отобразили в своём творчестве многие художники – пейзажисты.

Перед вами картина И. Левитана “Вечерний звон”

Какие краски взял художник, чтобы написать небо, облака? Какие чувства возникают у вас, глядя на картину?

Опишите осеннее небо.

Облакатучи
Белыечёрные
Пушистыетяжёлые
Воздушныегрозные
Розовые
Багровые
Лёгкие

Уч. – Смотрите, какие разные мы подобрали слова, чтобы описать облака и тучу. Эти слова помогут нам составить свои загадки или стихи об облаках

8. Работа с толковым словарём.

Уч. – по толковому словарю узнайте другое значение слова “облако”

Словарная статья из словаря С.И. Ожегова

Сплошная масса мелких летучих частиц чего-нибудь (дыма, пыли) – переносное значение.

Работа с фразеологизмами

— С облаков упасть или свалиться.

О неожиданном появлении кого-нибудь. Используется в разговорной речи.

У. Посмотрите в словаре, какое ещё значение может иметь слово “туча”

Множество. Густая, движущаяся масса – переносное значение

Тучи собрались, нависли над кем-нибудь

(перен., о грозящей беде, неприятности)

Орфографический и графический анализ слов и прописывание об,обл, облака.

Разделите слово “облака” на слоги.

Назовите ударный гласный звук – [а].

Какими буквами можно обозначать безударный гласный [а]

с чем можно сравнить облака

— Какое слово можно считать проверочным?

Дети. Слово, в котором безударная гласная становится ударной. Облако.

9. Чтение учителем стихотворения В. Маяковского.

Уч. Что вы представили? Что вам легче было вообразить?

Д. Мы представили разные тучки. Каждая что-то изображает. Три тучки были похожи на человечков, а четвёртая на верблюдика.

Уч. Чем пользуются художники, чтобы написать картину?

Уч. Чтобы создать художественный образ, писатели и поэты пользуются изобразительными средствами. Описывая облака, вы тоже использовали одно из этих средств. Как вы думаете, какое?

Дети. Когда мы описывали облака, мы сравнивали их с разными предметами: пушистые как вата – сравнили с ватой. Мы видели, как по небу плывут белые лебеди, или скачу белогривые лошадки.

Уч.В литературе этот приём так и называется – сравнение. Для чего автор пользуется этим приёмом? (ответы детей)

У. А теперь попробуйте создать свои небольшие произведения на тему «Облака». Получите задания.

Учитель раздает каждой группе учащихся карточки со стихотворными строчками. «На что похожи облака? Они похожи на. «; «Облака, облака, кучерявые бока. «; “Плывут высоко облака…”.

Дети работают по группам.

Продолжают строку стихотворения или сочиняют загадки.

Звучит песня “Облака” В. Шаинский, С. Козлов.

Источник

Шесть типов облаков, которые нужно знать – и что они рассказывают о погоде

Сочинение на тему: «Облака»

Художественное описание облаков Вы можете написать просмотрев эти варианты сочинений.

Сочинение на тему: «На что похожи облака?»

Наверное, каждому из нас нравится наблюдать, как течет вода, горит огонь и … плывут в небе облака. Эти воздушные комки каждый раз заставляют отвлечься хоть на минуту и ​​поднять голову вверх.

Подует легкий ветерок и на голубом фоне появляются они — легкие, белоснежные, смешные. Плывут себе облака, словно волны. Когда я была маленькой, то думала, что это сладкая вата, которая играет со мной, образуя различные образы животных. А на что похожи облака?

Кажется, обычная тучка, некие элементы из водяного пара. Но если хорошо присмотреться, то можно увидеть и дракона, и африканского слоника, и корабль с воздушными парусами, которые несут его в неизведанные миры. Они как кусочки чего-то большого, таинственного. И не могут они соединиться, встретиться. А мы так и не узнаем, что это было с самого начала.

Облака всегда вестники хорошей погоде. Ведь, как известно, что после пасмурной погоды обязательно выглянет яркое солнышко. А когда наступит зима, то облака подарят нам снег. Покроет белый ковер крыши домов, леса, поля. Поэтому облака имеют очень важную роль — они основа влаги в природе. Летом защищают от палящего солнца, а зимой — от переохлаждения.

Поэтому, если вам станет грустно или одиноко, просто отвлекитесь от проблем, поднимите голову, рассмотрите облака, небо и помечтайте. Представьте вокруг себя сказку с рыцарями и принцессами. Не стесняйтесь, ведь все мы дети в душе.

Как можно описать облака?

Я люблю смотреть в небо и на облака, которые так похожи на большие воздушные замки. В этих замках живут необычные сказочные существа. Например, единороги, драконы, эльфы и пегасы. А ещё можно увидеть разных животных: крокодилов, баранов, лошадок, маленьких тигрят и львят. Можно подумать, что на небе целый, воздушный замок-зоопарк.

Мне нравиться наблюдать за облаками — это ведь так интересно.

Описание неба сочинение

Красивое описание облаков Вы можете написать сами в форме комментариев, чтобы поделится своим мнением с другими.

с чем можно сравнить облака

Шесть типов облаков, которые нужно знать – и что они рассказывают о погоде

В книге «Занимательное облаковедение. Учебник любителя облаков.» кучево-дождевое облако (№2 в статье, «наковальня») называется «Царем облаков». Летом 1959 года подполковник Уильям Рэнкин, пилот воздушных сил США, после катапультирования в результате аварии попал в самый центр такого облака… Далее цитата из вышеуказанной книги (она довольно любопытна, свидетельство очевидца, так сказать):

«Кучево-дождевые облака представляют серьезную опасность для самолетов. Огромные градины вполне способны повредить фюзеляж, а молнии — вывести из строя электронные приборы. Сильно охлажденные капли, которые формируются в верхних слоях облаков, могут стать причиной наледи на крыльях самолета, тем самым изменяя его аэродинамические характеристики, а турбулентным потокам в центре огромного облака ничего не стоит подбросить самолет как блин на сковороде.

Неудивительно, что пилоты стараются ни в коем случае не приближаться к этим грозовым облакам. Если же облететь их не удается, а технические данные самолета позволяют поднять его на большую высоту, пилоты ведут машину над вершинами облаков. Летом 1959 года подполковник Уильям Рэнкин, пилот воздушных сил США, именно так и действовал, однако двигатель его реактивного самолета-истребителя заглох, и пилоту пришлось катапультироваться. Подполковник Рэнкин оказался единственным, кто пролетел через самое сердце Царя облаков и выжил, рассказав потом об этом ужасном происшествии.

Пилот совершал обычный перелет с авиационной базы ВМС в Саут-Уэймут, штат Массачусетс, к штабу эскадрильи в Бофорте, штат Северная Каролина; полет должен был длиться один час десять минут.

Перед вылетом Рэнкин связался с метеорологом на авиабазе, и тот предупредил пилота, что на пути его следования ожидаются отдельные грозы. А грозовые тучи могут достигать высоты от 30 000 до 40 000 футов. Для Рэнкина, ветерана, имеющего награды за участие во Второй мировой и Корейской войнах, подобные метеоусловия были обычным делом. Он знал, что его самолет может легко подняться на высоту до 50 000 футов, и потому не сомневался, что облетит любые грозовые тучи без всяких проблем. Так бы и случилось, если бы двигатель не заглох как раз над одной из туч.

Через сорок минут полета, вблизи Норфолка, штат Вирджиния, Рэнкин разглядел перед собой отчетливые очертания кучево-дождевого облака. В городке, над которым нависла туча, бушевала гроза; туча приняла вид высоченной башни из пушистых холмиков поверх конвекционных потоков, быстро разрастаясь в своей верхней части широким, клочковатым навесом. Верхушка достигла высоты около 45 000 футов — выше, чем сообщил пилоту метеоролог, — так что Рэнкин начал подъем на высоту 48 000 футов, уверенный, что там его ждет чистое небо.

Такая внезапная, ничем не объяснимая остановка двигателя была редчайшим случаем — один на миллион; пилот знал, что в подобных чрезвычайных обстоятельствах ему придется действовать быстро. Без двигателя самолет стал неуправляемым; Рэнкин машинально потянулся к рычагу, который приводил в действие аварийный источник энергопитания. Однако, дернув за рычаг, Рэнкин с ужасом почувствовал, что тот остался у него в руке. Сцена, достойная великого комика Бастера Китона. Но Рэнкину было не до смеха.

Готовясь к полету, он надел летний костюм. На такой высоте еще никто не катапультировался, даже при благоприятных погодных условиях. И совершать прыжок с парашютом без пневмокостюма было бы чистым самоубийством.

Однако времени на раздумья об опасностях не оставалось. Рэнкин сразу сообразил, что выбора у него нет — надо дотянуться до рычагов катапультируемого кресла, находящихся за головой, и дернуть их со всей силы. Был вечер, часы показывали без малого шесть, когда пилот катапультировался из кабины самолета и начал спуск навстречу поджидавшей его туче..

«Поначалу падения я не почувствовал — только быстрое прохождение сквозь воздух», — рассказывал Уильям Рэнкин об ощущениях сразу после катапультирования. Через несколько мгновений он, находясь на высоте 47 000 футов, начал испытывать на себе влияние неприветливой окружающей среды.

«Я как будто стал куском мяса, который швырнули в камеру глубокой заморозки, — вспоминал Рэнкин. — Почти сразу кожу на открытых частях тела — лице, шее, запястьях, кистях рук и лодыжках — защипало от холода». Еще более неприятные ощущения во время свободного падения, до автоматического раскрытия парашюта возникли из-за низкого давления в верхнем слое атмосферы. У Рэнкина пошла кровь из глаз, ушей, носа и рта — его внутренности расширились, и тело раздулось. «В какой-то момент я заметил собственный живот огромных размеров — как будто у меня уже порядочный срок беременности. Никогда еще я не испытывал таких диких болей». Единственным преимуществом чрезвычайно низкой температуры стало окоченение — Рэнкин потерял всякую чувствительность.

Несмотря на то, что во время падения Рэнкина крутило и трясло, он все же сумел надеть кислородную маску. Чтобы выжить во время такого спуска, необходимо было оставаться в сознании. В момент входа в верхние слои грозового облака Рэнкину удалось посмотреть на часы — со времени катапультирования прошло пять минут. Значит, он должен был снизиться уже до высоты 10 000 футов, при которой барометрический датчик запускает механизм автоматического раскрытия парашюта. Несчастный Рэнкин к тому времени чего только не пережил: остановку двигателя самолета на высоте 47 000 футов, поломку рычага аварийного источника энергопитания, оставшегося у него в руке, катапультирование прямо над огромной грозовой тучей. Теперь ему стало казаться, что он болтается в воздухе с неисправным парашютом за спиной.

Когда Рэнкин достиг верхней части кучево-дождевого облака, его захлестнуло частичками льда. Было темно, видимость на нуле, он потерял всякую ориентацию в пространстве и даже не предполагал, на какой высоте находится. Понимал Рэнкин только одно — без парашюта он в любой момент может разбиться о землю. И испытал огромное облегчение, когда почувствовал, как его что было силы тряхнуло — парашют наконец раскрылся.

Натяжение строп было достаточно сильным, чтобы понять — парашют раскрылся полностью. Обрадовало Рэнкина и то, что, хотя запас кислорода закончился, воздух стал уже не таким разряженным, и можно было дышать без маски. Несмотря на то, что в огромной туче, через которую он проходил, царила тьма, Рэнкину стало веселей: «Я безумно радовался тому, что еще жив, что спускаюсь с раскрытым парашютом, что не потерял сознания. Даже усиливавшаяся турбулентность меня не пугала. Я думал, что все уже закончилось, что тяжелые испытания позади». Однако турбулентность и ледяные градины, забарабанившие по пилоту, свидетельствовали о том, что Рэнкин только-только подбирался к центру тучи.

Прошло уже десять минут после катапультирования — к этому моменту Рэнкин должен был бы достичь земли, однако жесточайшие порывы ветра, пронизывавшие центральную часть тучи, замедляли спуск. Вскоре турбулентность ощутимо возросла. Посреди сумрачной толщи Рэнкину не за что было зацепиться взглядом, однако он чувствовал, что не падает, а стремительно поднимается вверх вместе с мощными порывами ветра, следовавшими один за другим и все набиравшими силу. Тогда-то он и испытал на себе невероятную мощь грозовой тучи.

«Все случилось совершенно неожиданно. Меня, как приливом, захлестнуло яростным потоком воздуха, по мне ударило со всей силы, в меня как будто пальнули из пушки… я несся все выше и выше, казалось, стремительный поток воздуха никогда не иссякнет». Но Рэнкин был не единственным, кого мотало вверх-вниз. В темноте вокруг него сотни тысяч градин страдали от той же участи. Вот они падают вниз, утягивая за собой воздух, а в другую минуту их уже несет вверх, сквозь тучу, мощными конвекционными потоками.

Молнии походили на огромные синие лезвия толщиной в несколько футов; Рэнкину казалось, что они разрезают его надвое. Гулкие раскаты грома, вызываемые взрывным расширением воздуха под воздействием проходящего через него электрического разряда невероятной мощности, слышались так близко, что воспринимались скорее как физически ощутимое воздействие, нежели как шум. «Я не слышал гром, — рассказывал Рэнкин, — я его чувствовал кожей». Время от времени Рэнкину приходилось задерживать дыхание, чтобы не захлебнуться в плотных потоках ледяного дождя. Однажды он посмотрел вверх, и как раз в это самое время молния сверкнула прямо над парашютом. Освещенный купол показался измученному пилоту белым сводом громадного кафедрального собора. Видение все не исчезало, и у Рэнкина мелькнула мысль: я уже на том свете.

Наконец Рэнкин вышел из нижней части тучи.

Несмотря на тяжелые испытания, пилот умудрился удачно приземлиться в районе соснового бора.

Убедившись, что руки-ноги у него целы, он смог подняться и, шатаясь, побрел искать дорогу, чтобы попросить о помощи.

Когда позднее, в больнице Ахоски, штат Северная Каролина, врачи осмотрели его, в заключении они написали о том, что тело пилота под воздействием холода обесцветилось, а от ударов градин покрылось синяками и рубцами. На коже обнаружились отпечатки швов летного костюма, который натянулся, когда внутренности пилота расширились от мощной декомпрессии. Врачи не меньше самого Рэнкина удивлялись тому, что он остался жив.

После приземления в лесу Рэнкин среди густой тьмы бури видел лишь светящиеся стрелки наручных часов. При обычных условиях парашют, спускающийся с высоты в 47 000 футов, должен был оказаться на земле через десять минут. Рэнкин катапультировался из самолета ровно в 18.00; увидев время на часах при приземлении, он поразился — 18.40. Яростные потоки воздуха в кучево-дождевом облаке мотали его туда-сюда целых сорок минут — прямо как какую-то градину, попавшую в самое средоточие ледяного сердца Царя облаков».

Источник

Интегрированный урок (окружающий мир, русский язык УМК «Гармония») «Эти вечные странники — волшебные облака»

Цели:

Оборудование: иллюстрации облаков, модели облачности, ветра, карточки со стихотворением.

Ход урока

1. Организационный момент.

Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы отлично учимся!
Все у нас получится!

2. Актуализация знаний.

Сколько света, сколько солнца
И синеют небеса.
Это в гости к нам приходит
Долгожданная … (весна).
А. Кочергина

Наступает весна, потому так хочется больше находиться на улице и наблюдать за ручейками, зеленой травкой, первыми цветами. А ещё интересно наблюдать …

Отгадайте загадки, и вы узнаете, за чем мы сегодня будем наблюдать.

В синеве высоко разлилось молоко.
Расползалось ватой бело-синеватой. (Облако)

Без крыльев летят,
Без ног бегут, без паруса плывут. (Облако)

– Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? О чем пойдет речь на уроке?

– Днём и ночью путешествуют в небесном просторе облака. Над лесами и полями, над морями и океанами плывут, подчиняясь ветру, эти вечные странники.

– Что такое облака? Что вы знаете про облака?

Облака
Облака, облака, пышные, белые,
Расскажите облака, из чего вас делали?
Может, вас, облака, делали из молока?
Может быть из мела? Может быть из ваты?
Может быть, из белой из бумаги мятой?

«Никогда! Никогда! – отвечали облака, –
Никогда не делали нас из молока,
Никогда из мела, никогда из ваты.
Никогда из белой из бумаги мятой.

Мы – дождевые, мы – снеговые.
Если летом мы плывем,
Мы с собой грозу несем,
Если мы плывем зимою,
Мы пургу несем с собой,
Вот мы какие!» (И. Мазнин)

– Облака – важный природообразующий фактор. Они влияют и на режим осадков, и на температурный режим на Земле.

– Откроем дневник наблюдений в рабочей тетради по окружающему миру и отметим, какая сегодня погода: облачность, осадки, сила ветра, температура. На модели покажите облачность:

с чем можно сравнить облака

Какая ошибка допущена в изображении облачности? (Во втором изображении половинка должна быть черной)

3. Словарная работа.

Откуда произошло слово облако?

с чем можно сравнить облака

Слово образовано от «обвлако» (то, что обволакивает).

Слово «облако» словарное, необходимо запомнить его написание. Образуйте однокоренные слова и выделите корень.

Облако, облачко, облачный, облачность, заоблачный, безоблачный, подоблачный.

Слова–помощники для запоминания.

ЛАсковое облАко звериком пушистым
плавает, играет в небе золотистом.

– Как вы понимаете выражение витать в облаках?

Витать в облаках – предаваться мечтам, фантазиям, не замечая окружающего.

4. Повторение изученного материала на уроках окружающего мира.

Какие бывают облака? (Облака бывают разные.)

– Какого цвета бывают облака на восходе и на закате? (Облака бывают черные и белые, сизые и голубые, розовые и алые, желтые или золотые, фиолетовые или лиловые, а иногда и бледно-зелёные). Показ фотографий.

– От чего зависит цвет облаков? (Цвет облаков зависит от плотности облаков и их освещенности Солнцем.)

– Почему их называют небесными странниками? (Облака по воле ветров могут плавать по небу то в одну, то в другую сторону, пока не выпадут на землю дождём или снегом).

Облака не похожи друг на друга и называются по-разному. Вспомните, как? (Перистые, слоистые, кучевые). (Рисунки облаков)

Ученик 1. Перистые облака самые высокие и тонкие. Они плывут очень высоко над землей, где всегда холодно. Капельки пара в них превратились в кристаллики льда. Это красивые холодные облака. Сквозь них просвечивает голубое небо. Они имеют самые различные формы: в виде тонких полупрозрачных полос, завитков, узловатых точек, языков пламени, похожи на длинные перья сказочных птиц. Поэтому их называют перистыми. Располагаются они на высоте 6-10 километров.

Иногда вершины облаков достигают высоты 20-125 километров над Землёй. На большой высоте формируются перламутровые и серебристые облака, состоящие только из кристалликов льда.

Ученик 2. Слоистые облака – сплошные, бледно-серые. Они застилают небо однообразным серым покрывалом. Такие облака приносят ненастье: снег, моросящий дождь на несколько дней. Располагаются на высоте от 50 до 2000м.

Ученик 3. Дождевые кучевые облака – большие и тёмные. Они мчатся друг за другом, словно наперегонки. Иногда ветер несет их так низко, что, кажется – облака задевают крыши.

Ученик 4. Редкие кучевые облака – самые красивые. Эти облака располагаются на высоте 3-5км. Они напоминают крутые горы с ослепительно белыми вершинами, освещенными солнцем. За ними интересно наблюдать: бегут по небу веселые кучевые облака, постоянно изменяются. Они похожи на зверей, на людей на каких-то сказочных существ – на все, что подскажет твоя фантазия.

Если внимательно наблюдать за облаками, можно научиться предсказывать погоду. Какие вы знаете приметы про облака?

Приметы.

– Ответьте на вопрос.

– Облако не может быть, каким? Предлагаются варианты ответов. а) кучевым; б) слоистым; в) кустистым; г) перистым.

5. Формирование новых знаний.

Обратите внимание на небо, вспомните, каким оно бывает в разное время суток, в разное время года. Пофантазируй!

– Наблюдали ли вы когда-нибудь за облаками? С чем можно сравнить облака или тучки, плывущие по небу.

– Посмотрите, как художники представляют облака.

– Какие облака изобразили художники? (Кучевые)

– Быстро ли изменяется форма облаков? (Чем сильнее дует ветер, тем быстрее изменяют свою форму облака.)

На что похожи облака …

с чем можно сравнить облакас чем можно сравнить облакас чем можно сравнить облака

Как ты думаешь, о каком типе облаков говорится в загадке:

Невидимый пастушок белых барашков гоняет.

С чем ещё можно сравнить облака?

Послушайте, как поэты изображают облака. С чем сравнивают?

***
Облака поставили паруса свои,
В зыбь небес свой бег направили белые ладьи.
Тихо, плавно, без усилия
В даль, без берегов
Вышла дружная флотилия
Сказочных пловцов. (В. Брюсов)

– К какой иллюстрации подходит это стихотворение?

***
Надо мною проплывают
Друг за другом облака.
Ну и ну! Как их тут много!
Наплывают, как волна.
Это – вроде носорога,
Это – вроде кабана,
Пять овечек я считаю,

К какой иллюстрации подходит это стихотворение?

Прочитайте стихотворение Якова Акима. Подумайте, какой образ подобрал поэт к небесному чуду. Попробуйте подобрать слова, являющиеся рифмами для последних слов. Почувствуйте себя поэтами, творцами прекрасного.

Облако за облаком по небу гналось –
За облаком-лодкой облако – __________ (лось).

Лось шагает ходко, не хочет отстать,
Но рогами лодку не может __________ (достать).

А ветер гонит, гонит, торопит облака,
То с налета тронет, то шевельнет __________ (слегка).

Стала меньше лодочка, вытянулся лось…
И от лося облачко вдруг __________ (оторвалось).

Где же лось прыгучий? Позабудь о нем!
Обернулась туча скачущим __________ (конем).

А ветер пуще, пуще поднялся,
И выросли у лодки __________ (паруса).

Я лежу у речки, я гляжу из-под руки,
И бегут надо мной в небе __________ (облака) (Я. Аким)

– Почему автору белоснежные облака показались то одним, то другим предметом. Почему, по вашему мнению, у поэта возникли такие ощущения?

– Прочитайте стихотворение И. Коневского, подчеркните слова, которыми пользуется поэт, чтобы изобразить облака.

Вот, поморьями, морями, островами
Небо, словно мир весь, надо мной
По раздолиям его, над деревами
Носится табун шальной.
Белоснежные развеялись гривы,
Мчатся вплавь по синим озёрам.
Гонит ветер их, погонщик их ретивый,
К отдалённым облачным горам.
А с земли ковыль широкий шум доносит,
Сосен устремляются стволы –
И все в тот же край табун лихой уносит,
В край, где реют белые валы. (И. Коневский)

***
Бегут по небу разные зверушки:
Медведи, волки, зайцы, лисы, хрюшки.
Плывут по небу снежные утесы
И даже корабли, на них – матросы.
А если вы фантазией богаты,
Там свой портрет отыщите, ребята. (Н. Гугняр)

– К какой иллюстрации подходит это стихотворение?

Чтение отрывков из упражнения 535. Представьте несколько картинок, нарисованных писателями.

Они медленно плывут по весеннему небу, как стая белоснежных птиц.

Весенние облака – как корабли под белыми парусами. Надует их ветер, и поплывут они… (По Г. Скребицкому)

Облака, облака –
кучерявые бока,
облака кудрявые,
целые, дырявые,
легкие, воздушные,
ветерку послушные.
По С. Михалкову

Плыли по небу тучки.
Тучек четыре штучки:
От первой до третьей –
люди,
Четвертая – верблюдик.
По В. Маяковскому

– С кем, с чем сравнивают облака авторы? Найдите слова-сравнения. Решите орфографические задачи.

– Спишите тот отрывок, который больше всего понравился.

6. Физкультминутка.

Звучит песня «Облака» (выполняются танцевальные движения под музыку)

Мимо белого яблока луны,
Мимо красного яблока заката
Облака из неведомой страны
К нам спешат и опять бегут куда-то.

Припев:
Облака, белогривые лошадки,
Облака, что ж вы мчитесь без оглядки?
Не смотрите, вы, пожалуйста, свысока,
А по небу прокатите нас, облака!

Мы помчимся в заоблачную даль
Мимо гаснущих звёзд на небосклоне.
К нам неслышно опустится звезда
И ромашкой останется в ладони.

7. Самостоятельная работа. Сочинение этюда.

Этюд – небольшое сочинение о природе, его чувствах; зарисовка, которая построена на выделении какого-либо интересного, необычного признака описываемого предмета или явления. Важная особенность этюда: незавершенность; он может быть частью другого произведения.

– А сейчас сядьте поудобнее, включите свою фантазию, представьте, что в теплый весенний день вы пришли на берег реки или озера. Дует легкий ветерок, над вами проплывают легкие, игривые фантастические облака.

Попробуйте описать все возникшие картины. Кому трудно, воспользуйтесь подсказками, данными в упражнении 536.

После написания дать возможность прочитать работы самостоятельно (для себя), потом предложить поработать в парах. Каждый ученик-автор читает другому ученику-слушателю сочинение. Ребята вместе обсуждают достоинства и недостатки каждой работы.

Следующим этапом может быть этап чтения этюдов учеников в классе (по желанию детей, выступающих в роли авторов сочинений). Каждая работа оценивается учениками в соответствии с заданными особенностями жанра. Кроме того, обязательно выносятся критерии для оценивания творческой работы:

Примеры детских работ.

Вот по небу плывут белые, пушистые облака. Среди них есть огненно-красная Жар-птица, белый кролик, золотая рыбка и белогривая лошадка и еще много разных сказочных животных. Вот это да!
Ксения К.

Эти облака похожи на огромные белые корабли. Они плывут по голубому небу неизвестно куда. А куда же они плывут? А плывут эти белые облака-корабли в сказочную страну.
Здесь они могут превращаться в кого угодно. То они похожи на пушистые подушки, то вдруг превращаются в белого медведя. Но вдруг подул сильный ветер, и они превратились в белого коня.
И эти облака-корабли плывут и плывут в бесконечную даль.
Миша Д.

Эти облака похожи на неведомых существ, летящих куда-то. Но вот они исчезли, но чуть-чуть, минуту спустя опять появились. Что за чудо? Облака – не просто спустившиеся пары воды! Это чудесные обитатели воздуха. Мы смотрим на них, и сердце радуется и душа рвется вслед…
Алина Н.

Я люблю смотреть на облака. Они похожи на львов, слонов и других животных, а иногда они напоминают стаи птиц.
Алексей Д.

Эти облака похожи на пушистого маленького белого котенка, увлеченно играющего в мячик. Но вот подул ветерок, и теперь котенок превратился в щенка-пуделя, а мячик – в косточку. Другое облако похоже на сказочно красивую лошадку, а третье напоминает букет веселых душистых ромашек.
Илья Д.

8. Домашнее задание.

По пути домой посмотреть на небо, понаблюдать за облаками и создать свои рисунки красками и словами.

9. Рефлексия.

Что больше всего понравилось и запомнилось?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *