с чем можно сравнить душу
Сравнение в поэзии
В народной поэзии широко используются так называемые устойчивые сравнения, то есть сравнения, опирающиеся на традицию, применяемые в одних и тех же ситуациях. Как и постоянные эпитеты, такие сравнения не являются индивидуальными, а берутся из запаса, который есть у народного сказителя или певца. Это образная модель, легко воспроизводимая в нужной ситуации. Разумеется, и поэты, опирающиеся на фольклор, используют устойчивые сравнения, например, М.Ю.Лермонтов в «Песне про купца Калашникова»: «Вот нахмурил царь брови черные, / И навел на него очи зоркие, / СЛОВНО ЯСТРЕБ взглянул с высоты небес / НА МЛАДОГО ГОЛУБЯ сизокрылого».
Что является предметом сравнения у М. Цветаевой?
«. временем, КАК ОКЕАНОМ
Прокрасться, не встревожив вод. «
в) этапы человеческой жизни: детство, молодость, старость:
«. НАПОДОБИЕ КРОВИ
Хлынула ночь!»
А вот “час” ассоциируется у поэта часто с голосом или рассказом. Он как бы управляем человеком, согласуется с ним:
Здесь звук сравнивается с другим звуком, но все равно неожиданно: звук слова сопоставляется с шумом морской раковины. Причем признаком сравнения является не только звучание, но и смысл слова. А вот сравнение, где предмет и образ совершенно идентичны друг другу, они сравниваются на основе чисто количественных различий:
Таким количественным сравнением подчеркивается не только и не столько сила голоса, но и его важность, значительность того, о чем он повествует.
Почти во всех случаях звуки у М.Цветаевой сравниваются с чем-то конкретным, материальным:
е) выражение различных эмоций и чувств:
В эту же группу целесообразно отнести сравнения, которые сосредоточены на описании души и сердца человека. Они порой ассоциируются с различными помещениями.
Портретные сравнения у М.Цветаевой встречаются двух типов: дающие чисто портретные характеристики и описывающие через внешность внутренний мир человека. Сравним:
«Рот КАК КРОВЬ, а глаза зелены» и
«Рот КАК МЁД, в очах доверье
«И чьи глаза, КАК БРИЛИАНТЫ,
На сердце оставляли след».
«Мои глаза, подвижные, КАК ПЛАМЯ»
Сравнения Цветаевой почти совсем не опираются на внешние свойства глаз, а передают на более экспрессивном уровне их способность выражать характер человека, его настроение.
«В небе, КАК ЗАРЕВО, вешняя зорька.
Волны пасхального звона»
«. замороженный сиреневый куст, как СТОРОЖЕВОЙ ПОСТ».
Природа в изображении М.Цветаевой так же, как и весь окружающий ее мир, очень часто уподобляется человеку с его эмоциями и чувствами:
Это сравнение удивительно тем, что здесь деревья не только принимают человеческий облик, но и живут человеческой жизнью: «ходят”, «тянут руки», то есть предмет и образ в сравнении располагаются не последовательно, а как бы налагаются друг на друга, и образ полностью замещает предмет.
Воспринимая окружающий мир, лирическая героиня М.Цветаевой не только видит его зрительно, но и слышит, чувствует, ощущает. Сравнения употребляются и с целью создания настроения, усиления эмоциональности образов:
Пейзаж у М.Цветаевой всегда эмоционален и очень личностен:
9. Предмет сравнения животные или растения
Явления животного и растительного мира почти не становятся, за редким исключением, объектом ее внимания. Животные в ее лирических сравнениях чаще интересны с точки зрения их движения или цвета:
Здесь сравниваются не только тюльпан с ребенком, но и то, как его взяли, то есть действие, и в то же время отношение к нему (к тюльпану, как к ребенку).
М.Цветаева не описывает и не рассказывает, а старается как бы “перевоплотиться” в предмет, который изображает, войти в его форму. Сравнения, характеризующие душу или сердце человека, направлены прежде всего на описание внутреннего мира, чувств и переживаний лирической героини или других героев, выражая к ним отношение лирической героини.
Сравнения, дающие портретные характеристики героя, описывают его с разных сторон. Многие из них отличаются стилевой экспрессивностью и эмоционально окрашенной лексикой. Через внешность часто описывается внутренний мир героя.
Сравнения, использующиеся в пейзажных зарисовках, малочисленны, фрагментарны и с общего переносятся в субъективный, личностный план. Явления природы соотносятся с конкретными людьми. Воспринимая окружающий мир, лирическая героиня не только видит его зрительно, но и слышит, чувствует, ощущает, в результате чего в сравнениях появляется сразу несколько признаков, на основе которых сопоставляются предметы или явления: цвет, звук, запах и др.
Сравнения, предметом которых являются животные и растения, представлены в стихах М.Цветаевой реже всего, они довольно редко становятся объектом ее поэтического внимания, которому предпочтительнее мир чувств и эмоций, внутренние переживания лирической героини, а не окружающий мир.
С чем можно сравнить духовную жизнь?
Но людям невоцерковлкенным это непонятно. Ведь для того, чтобы понять этот призыв и внять ему читать и вдумываться, и расспрашивать о спасительной и живой вере православной, которой научил нас Христос. А при этом не просто поверить, но и начать жить по-христиански, то есть по заповедям Христа.
Правда человеку кажется иногда, что он в общем-то добрый, и достаточно этого ему вполне. Однако вся проблема в том заключается, что себя человек сравнивает не с тем, каким он в очах Божиих должен быть, и к чему призван он, а с крайними проявлениями греховности других людей, на фоне которых человек кажется себе добрым и хорошим во всех отношениях. В общем праведником, который хоть и не ходит в церковь, но верует «в душе».
Но Господь в Евангелии говорит ученикам о том, что если их праведность не превзойдет праведность фарисеев и книжников, то они не войдут в Небесное Царствие. (Мф.5:20). А уж как фарисеи были щепетильны в соблюдении и религиозных и общепринятых нравственных, моральных норм! Однако эта их «праведность» не помешала книжниками и фарисеям распять Христа. Вот и получается, что если утверждает кто-то, что он верует в Господа и Бог «у него в душе», то тогда он всемерно должен стремиться волю Бога узнать и стараться исполнять эту волю. А ведь это трудно, а порой и невыгодно. Потому такие «праведники верующие в душе» не имеют в себе Духа Христова. Ведь, чтобы облечься во Христа, и жить и поступать в подлинном смысле по-христиански, надо к этому сознательно и настойчиво стремиться. Надо узнавать о Христе больше, узнавать о Его учении, о начертанном в Евангелии слове Божьем. А если человек опытом и правилами церковной жизни пренебрегает, если он не старается быть сознательной частью Тела Христова – тогда никакой он и неверующий.
Мы все призваны к духовной жизни, все должны обязательно для достижения Царства Божьего потрудиться. Но ведь это вопрос и жизни и смерти, при этом жизни и смерти в их вечном измерении. Ведь Залог благодати, что дан нам при крещении, мы должны усвоить и всей своей доброй жизнью умножить.
Вот почему в повседневном потоке дел житейских человек должен вечностью дышать, жить в осознании Божьего присутствия, непрестанно свои сверять поступки и слова и мысли с Божьей правдой. И конечно же стремиться к Богу и всем сердцем и всей своей душой. То есть совершать в пользу евангельской правды, правды Нового Завета свой сознательный выбор.
Глава 1. Человек и мир в богодарованной красоте и гармонии. Человеческая природа; красота души и тела человека
Что такое красота души человека? Прочитав вопрос, наверное каждый задумается над этим. Ведь красота, это то, что мы видим, что нам нравится. А душу мы увидеть не можем. Так как же проявляется красоты души, если мы ее не можем увидеть?
Под красотой души человека, имеют в виду красоту его внутреннего мира. Есть люди, лишь посмотрев на которых, можно восхитится их внешней красотой. Однако, бывает такое, что поговорим с таким человеком, нас настигает разочарование, и мы понимаем, что красива в нем только оболочка. Есть же и такие люди, чья внешность не вызывает такого восхищения, но пообщавшись, мы не можем оторваться от этого человека. К таким людям тянет, и с ними очень приятно проводить время. Это и есть люди, красивые душой.
Итак, все же намного важнее иметь красивый внутренний мир, чем красивую оболочку. Люди с красивой душой обычно притягивают к себе людей, у них много друзей, их уважают и любят. Какими же чертами обладают такие люди? Я считаю что это доброта, искренность, всесторонняя развитость, позитивное отношение к миру. Лица таких людей зачастую украшает улыбка, а глаза сияют. Такие люди всегда искренне помогут, да и просто общение с ними заряжает неким позитивом и легкостью. Находится рядом с таким человеком всегда приятно. К сожалению, в нашем мире, полном зла, зависти и лицемерия, такие люди – самая настоящая редкость. Если в вашем окружении есть такой человек, вам очень повезло. Цените его.
А как же с людьми завистливыми, злыми, черствыми? Мы же все рождаемся с чистой душой. Наверное их просто кто-то обидел, поэтому они стали такими. Нужно с пониманием относиться к таким людям, и помнить что доброта порождает доброту.
Не стоит забывать, что любой из нас может и стать человеком, с красивой душой. Только от нас зависит каким человеком быть. Работая над собой, анализируют свои поступки и мысли можно преобразить свою душу, независимо от того, сколько вам лет. Многие люди стремятся преобразить только свою внешность, вкладывая в это огромное количество денег, времени и сил. Очень важно не забывать и о духовном развитии. С возрастом, внешняя красота тускнеет, а красота души от времени не зависима.
Что такое Душа?
Душа — это нечто нематериальное, неосязаемое и невидимое. Она дана человеку Высшими силами, как дар Господа. Часто люди описывают душу через свои чувства: порыв сердца, внутренний разум, стремления, желания.
Душа бессмертна и дана человеку как показатель любви Божьей. Душа — это то, что отличает людей от живой и неживой природы.
Душа находится в теле, но живет своей жизнью. Чем больше человек занимается своим духовным ростом, тем чаще он полон благодушия и живет гармоничной и счастливой жизнью.
Гармония духа и тела
Есть статусы про красоту души со смыслом, которые рассказывают о комбинации телесной гармонии и духовного начала.
Душа есть только у живых
Душа — это нечто реально существующее, что способно оживить тело человека.
Душа в переводе с греческого языка означает «дыхание», «дух», «дуновение». Мертвое тело не дышит, значит и души в нем уже нет.
Книга Бытия так описывает начало рождения души человеческой:
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие, 2:7).
Знания о Душе заложены во все существующие религии. Исследователи полагают, что знания о душе у людей, живущих в далеком прошлом было гораздо больше, чем у нынешнего поколения. Это связано с не религиозностью и отсутствием веры у многих людей.
Похожая статья: Расширение сознания — как увидеть новые измерения
Издавна человечество интересовалось, как существует человек. Что его отличает от животного? Что находится внутри человека и формирует чувства и эмоции. С давних пор люди пытаются выяснить и понять, где находится Душа и что с ней происходит после смерти.
Персональный сайт учителя русского языка и литературы Васюк Татьяны Андреевны
Автор сочинения: Крылова Екатерина, 8 класс, МБОУ «СОШ №15».
«Порой обманчива бывает седина: так мхом покрытая бутылка вековая хранит струю кипучего вина».
Тема, поднятая М. Ю. Лермонтовым, живёт веками. Как вы считаете, — душа остается всегда молодой или, приобретая жизненный опыт, стареет вместе с нами?
Душа не стареет, пока тянется к добру. Старость приходит, когда будущее не манит, когда нет мечты, зовущей к свершениям, к созданию нового, когда творчество умирает в человеке. А вот когда это случается — не зависит от календарного возраста. Некоторые рождаются стариками, а другие и в зрелом возрасте молоды. Думаю, не вдаваясь в детали — это врожденное. Душа не может быть либо молодой, либо старой. Ведь душа — вещь непостижимая, вечная. И мне кажется, что понятие возраста к ней не приемлемо. А вот то, что с течением времени, или, иными словами, с годами, душа как раз таки становится опытнее, мудрее. Но опять же, к сожалению, не всегда. Ни для кого не секрет, что более старший возраст зачастую не является показателем ума и мудрости. Очень многое здесь зависит от человека, от того, как он проживает свою жизнь, чем её наделяет, чему и кому посвящает. Очень часто вспоминаю следующую притчу: « — Бабушка, ты прожила такую тяжелую жизнь, а душой осталась моложе всех нас! Есть ли у тебя какой-нибудь секрет?
— Есть, милые. Все хорошее, что мне сделали, я записываю в своем сердце, а все плохое – на воде. Если бы я делала наоборот, сердце мое сейчас было бы все в страшных рубцах, а так оно – рай благоуханный. Бог дал нам две драгоценные способности: вспоминать и забывать. Когда нам делают добро, признательность требует помнить его, а когда делают зло, любовь побуждает забыть его».
Я стараюсь уже сейчас следовать совету этой незнакомой мне старушки. Очень часто задумываюсь о том, что на гибких ветвях человеческих жизней – узорчатые зеленые листочки их душ. Листья добра – их больше всего, нежные листья Любви и листья Страха – они обычно растут где-то внизу, их мало. Листья Верности, может быть не самые красивые, но наверняка самые необходимые… Есть листья души не похожие на другие, они встречаются редко, и их нужно особенно беречь. Качаются под ветром сердец живучие гибкие ветви таких разных человеческих душ, и очень важно, чтобы узор ковра, который они выстелют в сердце каждого человека, был светлым, звонким и чистым.
Собственно поэтому-то, на мой взгляд, и зависит то, что «иные в 20 лет уже старики, а другие и в 80 лет — все так же молоды». В 20 лет можем быть уставшие, бессильные…но только душой. А если попробовать жить наоборот, посвятить себя и свою жизнь служению другим людям, творить добро, иметь в себе терпение, любовь, бороться со злом, ложью, лицемерием. Именно добро дает нам силы и…молодость. Ту самую — молодость души.
Молодость проходит, говорят. Нет, неправда — красота проходит: вянут веки,
губы не горят, поясницу ломит к непогоде. Но душа… Душа всегда юна, духом вечно человек у старта. Но человек сильный, способный по — другому смотреть на наш мир, смотреть на него глазами ребенка. Видеть в безобразном- прекрасное, в непримечательном – красивое, в слабом- сильное, в злобном- доброе.
Когда вы смотритесь в зеркало, вам подмигивает оттуда ваша душа. Душа девчонки, любящей жизнь, верящей в доброту, душа бесконечной мечтательницы… А возраст… Возраст — это просто цифра…
Источники:
Душа с точки зрения философии
В философии существует два взгляда на существование души:
Аристотель дал такое объяснение:
Душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью. (…) Итак, душа неотделима от тела; ясно также, что неотделима какая-либо часть её, если душа по природе имеет части, ибо некоторые части души суть энтелехия телесных частей.
Древние философы предполагали, что душа — это физическая субстанция, которая состоит из огненных атомов.
Душа дается человеку для совершенствования и получения нового опыта. Душа имеет три способности:
Выражения о душевной красоте и уродстве
Существуют статусы про красоту души со смыслом, в которых также упоминается и антитеза духовного совершенства — а именно, порочность и уродство души.
Душа с точки зрения эзотерики
Существует много книг по эзотерике, которые пытаются объяснить существование души и раскрывают ее суть. Эзотерические знания относятся к душе человека — как к нечто мистическому и непонятному для ума.
Душа человека — это информационная структура, которая делает нас людьми. Это некое хранилище жизненной энергии.
Душа существует параллельно материальному миру в некотором тонком, астральном мире. То есть существует невидимый нематериальный мир, где обитают души умерших людей.
Похожая статья: Оберег от зависти и завистливых взглядов
Обычный человек не может увидеть ни свою, ни чужую душу, так как не способен входить в диапазон частот, где они обитают. Однако некоторые религии дают практики, при которых душу можно увидеть. Они предлагают раскрыть свои способности через медитацию и вхождению в транс, чтобы развить астральное зрение.
Доказательства в пользу существования души у человека
Люди наделяют Душу определенными характеристиками и часто можно услышать такие фразы:
Душа болит, к ней можно прикоснуться. Она может умереть и снова возродиться.
Основным доказательством в пользу наличия души у человека является мнение людей в том, что существует некая энергия, которая заставляет мыслить, чувствовать, двигаться.
Ученые химики и биологи со своей стороны изучают тайну души с помощью своих знаний. К сожалению, у них нет никаких подтверждений. Но так как они продолжают исследования в этой области, то возможно в ближайшем будущем мы станем свидетелями великого открытия.
Художественные образы
Часто внешняя привлекательность воспринимается как аналог насыщенного внутреннего мира. Но, как только обложка теряет яркие краски, проявляются эгоистичные черты, определяющие реальную сущность. Душевная красота занимает лидирующую позицию.
В литературных произведениях немало подходящих примеров:
Каждый герой художественного произведения испытывает страдания, изначально не понимая действительность красоты. В финале именно душа оказывается спасительным кругом, кардинально меняющим жизнь.
Где находится душа у человека
Восточные религии предполагают, что душа человека находится в районе четвертой сердечной чакры Анахата.
Древнегреческий философ Эпикур в своих трактатах высказывался, что душа у человека находится во всем его теле:
Представляя собой тончайшее вещество, душа распространяется по всему телу, с которым она тесно связывается. Без тела душа рассеивается, тело же без души – разрушается. (Эпикур).
Иудаизм описывает душу человека как невидимую субстанцию, управляющую телом.
Каббала определяет душе важную миссию, которая соединяется с телом при земной жизни.
Христианство описывает Душу — как Божественный дар, которая бессмертна. После смерти человека, она предстает перед судом Божьим, чтобы продолжить свое существование в раю или аду.
Фразы на все случаи жизни
Статусы про красоту души могут отображать совершенно разные аспекты человеческого бытия, в которых затрагивается вопрос о внутренней гармонии человека, уровне его духовного развития.
Сколько весит душа?
Американский медик Дункан Макдугалл в 1901 году провел интересный эксперимент. Он взвешивал умирающих людей при жизни и после смерти.
Похожая статья: В какие дни снятся вещие сны? Как узнать пророческий сон
В результате экспериментов он сделал вывод, что человек становился легче на 15-35 граммов. Так он сделал заключение о весе души, которая отделяется после смерти. Поэтому средний предполагаемый вес души составляет 21 грамм. Кстати в 2003 году был выпущен фильм «21 грамм».
С чем можно сравнить душу
1.1.3. Сравните этот монолог с монологом Печорина (ниже приведен фрагмент из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»). Что общего в изображении дворянства в этих текстах?
1.2.3. Сопоставьте стихотворение А. С. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье. ») с приведенным ниже стихотворением Ф. И. Тютчева «К. Б.». К каким выводам вас привело это сопоставление?
Прочитайте приведённые ниже фрагменты произведений и выполните задание 1.1.3.
(после некоторого молчания)
Не образумлюсь. виноват,
И слушаю, не понимаю,
Как будто все еще мне объяснить хотят.
Растерян мыслями. чего-то ожидаю.
Слепец! я в ком искал награду всех трудов!
Спешил. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко.
Пред кем я давиче так страстно и так низко
Был расточитель нежных слов!
А вы! о Боже мой! кого себе избрали?
Когда подумаю, кого вы предпочли!
Зачем меня надеждой завлекли?
Зачем мне прямо не сказали,
Что все прошедшее вы обратили в смех?!
Что память даже вам постыла
Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех,
Которые во мне ни даль не охладила,
Ни развлечения, ни перемена мест.
Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно!
Сказали бы, что вам внезапный мой приезд,
Мой вид, мои слова, поступки — все противно, —
Я с вами тотчас бы сношения пресек
И перед тем, как навсегда расстаться,
Не стал бы очень добираться,
Кто этот вам любезный человек.
Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом.
Себя крушить, и для чего!
Подумайте, всегда вы можете его
Беречь, и пеленать, и спосылать за делом.
Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей —
Высокий идеал московских всех мужей. —
Довольно. с вами я горжусь моим разрывом.
А вы, сударь отец, вы, страстные к чинам:
Желаю вам дремать в неведеньи счастливом,
Я сватаньем моим не угрожаю вам.
Другой найдется, благонравный,
Низкопоклонник и делец,
Он будущему тестю равный.
Так! отрезвился я сполна,
Мечтанья с глаз долой — и спала пелена;
Теперь не худо б было сряду
И на любовника-глупца,
И на весь мир излить всю желчь и всю досаду.
С кем был! Куда меня закинула судьба!
Все гонят! все клянут! Мучителей толпа,
В любви предателей, в вражде неутомимых,
Нескладных умников, лукавых простяков,
Старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором, —
Безумным вы меня прославили всем хором.
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок.
Карету мне, карету! (Уезжает)
А. С. Грибоедов «Горе от ума»
Вот об этом-то я и стал ему говорить. «Послушайте, Максим Максимыч, — отвечал он, — у меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение — только дело в том, что это так. В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, — но их любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто. Я стал читать, учиться — науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди — невежды, а слава — удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким. Тогда мне стало скучно. Вскоре перевели меня на Кавказ: это самое счастливое время моей жизни. Я надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями — напрасно: через месяц я так привык к их жужжанию и к близости смерти, что, право, обращал больше внимание на комаров, — и мне стало скучнее прежнего, потому что я потерял почти последнюю надежду. Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою. Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, — только мне с нею скучно. Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно средство: путешествовать. Как только будет можно, отправлюсь — только не в Европу, избави боже! — поеду в Америку, в Аравию, в Индию, — авось где-нибудь умру на дороге! По крайней мере я уверен, что это последнее утешение не скоро истощится, с помощью бурь и дурных дорог».
Так он говорил долго, и его слова врезались у меня в памяти, потому что в первый раз я слышал такие вещи от двадцатипятилетнего человека, и, бог даст, в последний. Что за диво! Скажите-ка, пожалуйста, — продолжал штабс-капитан, обращаясь ко мне. — Вы вот, кажется, бывали в столице, и недавно: неужели тамошная молодежь вся такова?
Я отвечал, что много есть людей, говорящих то же самое; что есть, вероятно, и такие, которые говорят правду; что, впрочем, разочарование, как все моды, начав с высших слоев общества, спустилось к низшим, которые его донашивают, и что нынче те, которые больше всех и в самом деле скучают, стараются скрыть это несчастье, как порок.
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните заданиe 1.2.3.
Я помню чудное мгновенье.
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Я встретил вас — и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое —
И сердцу стало так тепло.
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас, —
Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты.
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне,
— И вот — слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне.
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, —
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь.
1.1.1. Какие особенности жизни московского дворянства подвергнуты осуждению в речи Чацкого?
1.2.1. Как в стихотворении раскрыто пушкинское понимание любви?
1.1.1. Главный герой комедии — Чацкий — представитель новых идей, выделяющийся на фоне патриархальной Москвы, боящейся и не желающей никаких перемен. Именно с этой Москвой борется Чацкий. В последнем монологе Чацкий осуждает фамусовское общество за страсть к чинопочитанию («вы, страстные к чинам»), которое позволяет скрыть за чином истинное лицо человека. Чацкому ненавистна лживость, алчность, тупость толпы
В любви предателей, в вражде неутомимых,
Нескладных умников, лукавых простяков,
Старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором.
1.2.1. Любовь для поэта — это глубокое, искреннее, волшебное чувство, которое полностью захватывает его. Даже после пережитого в тяжелое время, полное жизненных испытаний, переживаний. («В глуши, во мраке заточенья …»), когда жизнь поэта словно замерла, потеряла смысл, Пушкин пробуждается, возрождается вместе с любовью. Вместе с прекрасной музой к поэту возвращается вдохновение, желание творить. Главное, что хотел донести автор этим стихотворением — светлую память о любви, радость от неожиданной, и от этого вдвое более сладостной, встречи с тем, что казалось утраченным навсегда.
Выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (5.1−5.5). В бланке ответов запишите номер выбранного вами задания, а затем дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 150 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы. При ответе на вопрос, связанный с лирикой, необходимо анализировать не менее 2 стихотворений (их число может быть увеличено по вашему усмотрению).
5.1. Почему Чацкий обречен на одиночество?
5.2. Что сближает «Слово о полку Игореве» с фольклорными произведениями и чем можно объяснить эту близость?
5.3. Согласны ли вы с высказыванием критика, утверждавшего, что в «Ревизоре» герои «сами себя высекли»? Обоснуйте свою точку зрения.
5.4. Почему именно рассказчик, а не односельчане понимает, что Матрена — праведник, без которых «не стоит земля»? (По повести А. И. Солженицына «Матрёнин двор».)
5.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)
Комментарии к сочинениям
5.1. Почему Чацкий обречен на одиночество?
Образ Чацкого — меньше всего портрет того или иного реального человека: это собирательный образ, новый социальный тип эпохи. Главная его идея — гражданское служение, служение «делу, а не лицам». Такие герои призваны вносить в общественную жизнь смысл, вести к новым целям, поэтому столкновение Чацкого и фамусовского общества неизбежно. Чацкий и это общество несовместимы, у них разные идеалы, ценности, цели, методы борьбы. Если сначала Чацкий для Фамусова только «опасный человек», который «вольность хочет проповедать», то затем «век минувший» выносит приговор: «Безумен по всему!». Чацкий-сумасшедший обществу не страшен. Он обречен на одиночество в мире Фамусовых. Ведь признать его взгляды правильными — значит, отказаться от своих убеждений, образа жизни, а это невозможно, поэтому Чацкие всегда будут одиноки в подобном обществе. Чацкий выступает как обличитель «века минувшего».
5.2. Что сближает «Слово о полку Игореве» с фольклорными произведениями и чем можно объяснить эту близость?
Уловить связь «Слова…» с фольклором несложно. Основное их сходство — в языке. Он богат постоянными эпитетами: «синий Дон», «золотое стремя», «чистое поле». Многие сравнения в «Слове…» заимствованы из народной поэзии. Битва тут сравнивается с жатвой: «На Немизе стелют снопы головами, молотят цепами булатными, жизнь на току кладут, веют душу от тела». В духе народных традиций и сравнение битвы с пиром: «Тут кровавого вина недостало, тут пир окончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли за землю русскую».
Связаны с фольклором и некоторые образы «Слова…». В народных песнях и сказках чувства людей олицетворяются. Также и в «Слове…», как о живых существах, говорится об обиде («Дева Обида»), жалости и горе («Желя и Карна пошли по земле Русской»).
О былинах заставляет вспомнить битва Всеволода с половцами. Преувеличивается его мужество, при описании его подвигов автор использует прием гиперболы: «Буй тур Всеволод, бьешься ты в самой гуще боя, прыщешь ты стрелами; куда, буй тур, поскачешь, там лежат поганые головы половецкие…»
В «Слове…», как и в фольклоре, большое место отводится описанию природы. Она активна, помогает Игорю, препятствует его врагам: затмение солнца предупреждает русских воинов о неудаче в походе; помогая Игорю бежать из плена, «кликнула, стукнула земля, зашумела трава», «галки примолкли, сороки не стрекотали, только полозы ползали».
В произведении присутствуют также элементы сказки, волшебные превращения.
Устное народное творчество — источник, из которого «Слово о полку Игореве» черпало язык, образы, сюжеты. Это произведение имеет кровную связь с фольклором, а значит, по-настоящему народно.
5.3. Согласны ли вы с высказыванием критика, утверждавшего, что в «Ревизоре» герои «сами себя высекли»? Обоснуйте свою точку зрения.
«В комедии я решил собрать все дурное в России и посмеяться над всеми сразу», — писал Н. В. Гоголь о «Ревизоре». Действительно, в сюжете комедии отражена вся Россия начала 19 века. С самых первых слов героев описывается весь хаос жизни городов: беззаконие, грязь, вранье. Каждое явление открывает нам атмосферу тех времен. Объектом сатиры у Н. В. Гоголя становится сама современная жизнь в ее комически уродливых проявлениях. Причем сами герои рассказывают о себе все самое нелицеприятное, комическое, уродливое. Разъясняя смысл «Ревизора», Н. В. Гоголь указал на роль смеха: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был — смех».
5.4. Почему именно рассказчик, а не односельчане понимает, что Матрена — праведник, без которых «не стоит земля»? (По повести А. И. Солженицына «Матрёнин двор».)
Рассказ «Матренин двор» начинается с того, что повествователь, бывший советский заключенный Игнатьич, возвращается в Россию из степей Казахстана и поселяется в доме Матрены. От его лица ведется повествование.
Мир, который окружает Матрену, главную героиню рассказа, полон лжи, жестокости, предательства, бесчувствия. Однако она смогла устоять среди этого зла как добрый, бескорыстный человек, готовый помочь любому, и ничего не требуя взамен. Осуждаемая всем миром («…и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно…»), Матрена живет не по законам этого мира, а вопреки им. Она живет праведно. Праведность Матрены в том, что даже в таких изнуряющих, мелочных, нередко унижающих испытаниях она остается терпимой, отзывчивой, способной радоваться чужой удаче. В этом-то и открывается святость Матрены Васильевны — в неприятии одичания и злобы окружающего мира, в сохранении простой человеческой душевности.
Умение жить в ладу со всем окружающим миром отличает героиню от других людей. Отношения Матрены с окружающими людьми достигают трагического «непонимания»: воду святую в церкви украли, горницу при жизни разобрали и вслед «гробу» осудили – жила не как все.
«Утратили Бога в душе — вот где причина всех бед», — считает Солженицын. А Матрена «с Богом» жила. Матрена — праведница эпохи «сплошной коллективизации». В том, что этот тип праведника не перевелся на Руси, вся надежда на духовное выживание народа, по Солженицыну.
5.5. О сочинениях на свободную тему можно посмотреть на отдельной странице: перейти.