с чего лучше начать читать стивена кинга
Порядок чтения: циклы Стивена Кинга
Стивен Кинг не только мастер по части нагнать жути. Он гениальный архитектор, специалист по созданию мультивселенных. Большинство его историй не имеют продолжений, однако их словно паутиной соединяют общие персонажи и локации. Фанаты писателя даже составляют схемы, чтобы попытаться разобраться в хитросплетениях всех взаимосвязей кинговской вселенной. Попробуем сделать это и мы.
Сам Стивен Кинг, серии книг которого вы найдёте ниже, никогда не делил свои произведения на циклы. Повествования о преступнике Келсо Блэке – первое подобие истории с продолжением у писателя. В России два небольших рассказа, «Незнакомец» (1960) и «Отель у конца дороги» (1960), публиковались только в самиздате.
Единственный большой цикл автора – роман-эпопея «Тёмная Башня»:
В тетралогию «Отец Каллагэн», повествующую о «проклятом» священнике Дональде Каллагэне, выделяют отдельно написанную о нём историю и 3 последние книги из «Тёмной Башни»:
В серии «Дэнни Торранс» главный герой, Дэниел Энтони «Дэнни» Торранс, обладает паранормальной способностью. Маленьким мальчиком он появится в «Сиянии» (1977), а взрослым – в романе «Доктор Сон» (2013).
Дилогия «249Б», или «Клуб джентльменов» . В мистическом клубе в Нью-Йорке джентльмены рассказывают на собраниях удивительные истории. Цикл состоит из повести «Метод дыхания» (1982) и рассказа «Человек, который не пожимал рук» (1981).
Соавтором серии «Талисман» выступил писатель Питер Страуб. По слухам, она задумывалась как трилогия. Пока в ней два романа: «Талисман» (1984) и «Чёрный дом» (2001).
Дилогию «Молочник» начинают читать с рассказа «Утренняя доставка» (1985), а затем берутся за «Большие колёса» (1980).
В цикле «Тэк» события романов «Безнадёга» (1996) и «Регуляторы» (1996) происходят параллельно. Их объединяет общий персонаж – демон Тэк.
В продолжении серии, подцикле «Холли Гибни», пока только роман «Чужак» (2018) и повесть «Будет кровь» (2020).
У Стивена Кинга также есть циклы, которые можно назвать таковыми лишь условно. Входящие в них романы, повести и рассказы сюжетно не связаны, но их объединяет география. Ч аще всего это место действия: как правило, маленький город в Мэне, родном штате писателя, где непременно происходит что-то мистическое.
Книги серии «Гейтс-Фоллз» объединяет одноимённый город.
События кастл-рокского цикла, как легко можно догадаться, частично или целиком происходят в городке Кастл-Рок и его городе-спутнике Ладлоу, находящемся недалеко от Гейтс-Фоллз.
Произведения в условном цикле «Судьба Иерусалима» объединяет местечко, названное в честь хряка Иерусалима.
В деррийском цикле действие романов привязано к небольшому городку Дерри.
Книги из всех циклов Стивена Кинга можно читать отдельно и в любом порядке. Следовать схемам и картам, созданным другими читателями, значит лишить себя возможности создать собственный уникальный маршрут исследования кинговской вселенной. Поэтому либо смело импровизируйте в выборе, либо начните с его лучших книг.
С чего начать читать Стивена Кинга?
Стивен Кинг на данный момент — один из самых продуктивных писателей: 55 романов, 34 повести и около 200 рассказов. Так как же не запутаться во всем этом многообразии и совершить удачное знакомство с автором?
Начать лучше с самых первых его произведений, прислушаться к советам читавших, обратить внимание на уже экранизированные романы.
С самого начала
Попробуйте начать чтение книг с самого первого произведения автора и двигаться в хронологическом порядке.
Роман «Кэрри» — первая по-настоящему успешная книга Стивена Кинга, принесшая ему славу и деньги. Супруга писателя достала рукопись буквально из мусорного ведра, куда Стивен ее бросил, и уговорила дописать роман. Постер к фильму «Кэрри», 1976 г.
Загвоздка в том, что произведение представляет собой сочетание псевдонаучных статей (вероятно, придуманных самим Стивеном Кингом) и художественного текста: сначала приводится фактическая информация — что произошло; далее следует описание события — как произошло.
Это может оттолкнуть потенциального читателя, но не стоит заранее беспокоиться — возможно, такой синтез придётся вам по вкусу. А если всё же нет, ничего страшного — большинство произведений автора написаны в более привычном для нас виде лишь художественного текста.
Далее — «Жребий», или «Жребий Салема», второй роман Стивена Кинга, вышедший спустя год после первого, в 1975 году. Кадр из фильма «Сияние», 1980 г.
Роман «Сияние» — наиболее популярное из произведений Кинга. Он сочетает в себе хоррор, мистику и психологизм, коими славится этот автор, в примерно равных пропорциях. Эта книга о том, как незаметно для самого себя можно сойти с ума, утратив все человеческое, направляя своё безумие против самых близких людей. Стандартную «страшилку» о мрачном доме Кинг превратил в тонкую психологическую драму об отношениях внутри семьи.
По советам читавших
Бывалые читатели рекомендуют начинать своё знакомство со Стивеном Кингом, опять же с «классического» «Сияния» или с достаточно уникального для писателя романа «11/22/63», рассказывающего альтернативную версию смерти Джона Кеннеди. Здесь минимум классического «кинговского» ужаса, мистики, а больше приключений и путешествия во времени.
Также можно взяться за небольшое произведение «Девочка, которая любила Тома Гордона». Здесь уже максимум психологизма, маленький объём, но в то же время достаточный, чтобы понять, «твой» ли это писатель.
Экранизация VS книга
Кадр из фильма «Побег из Шоушенка», 1994 г.
Стивен Кинг — самый экранизируемый автор. Это объясняется тем, что он соглашался на киноинтерпретацию своих произведений даже «любительскими» студиями. Таким образом появились качественные и не очень переложения оригинальных историй в формат фильмов.
Вот тут то и возникает резонный вопрос: читать сначала книгу или прежде посмотреть фильм? Ответ индивидуален для каждого случая: фильм Кубрика лучше смотреть после прочтения «Сияния», а «Риту Хейуорт и спасение из Шоушенка» и вовсе можно не читать, если вы уже знакомы со знаменитой киноверсией «Побег из Шоушенка» — фильм идеально повторяет оригинальную историю.
Пару месяцев назад на экраны вышла еще одна киноинтепретация «КлаТбища домашних жЫвотных» (в 1989 и 1992 годах по книге уже были сняты две части фильма). Судя по трейлеру, история не совсем «канонична», поэтому, если вы еще не знакомы с ней, сначала читайте книгу.
Точно не с этого!
Лучше не начинать с циклов произведений («Темная башня», «Мистер Мерседес»), так как велика вероятность наткнуться на 2, 3 книги серии, испортив себе тем самым впечатление от прочтения (спойлеры, непонимание многих сюжетных линий, бекграунда героев).
Также не рекомендуется браться за достаточно упитанные книжки: «Под куполом» «Оно», «Противостояние». Из-за своеобразной любви Стивена Кинга к деталям, всевозможным описаниям вероятность того, что вы сдадитесь на середине «кирпичика», увеличивается, а шанс возникновения желания на дальнейшее знакомство с автором стремится к нулю.
Эти советы помогут вам начать, а также продолжить знакомство с этим зарубежным писателем, но не являются гарантией долгой и счастливой любви к произведениям Стивена Кинга. Ведь всегда стоит учитывать субъективное восприятие каждого из произведений: то, что нравится одному человеку, другому может абсолютно не прийтись по вкусу.
С какой книги лучше начать читать Стивена Кинга?
Среди читателей портала «Новости литературы» нередко возникает вопрос: с какой книги лучше начинать читать Стивена Кинга? Здесь мы представим несколько рекомендаций для читателей-новичков еще не знакомых с творчеством американского писателя, которые, мы надеемся, окажутся весьма полезны при выборе первых произведений автора для знакомства с его творчеством.
Кинг стал широко известен благодаря роману «Кэрри», однако это произведение не является его литературным дебютом. Интересно, что неоконченную рукопись «Кэрри» жена Кинга буквально достала из мусорной корзины, уговорив мужа продолжать писать.
Начинать знакомство с творчеством писателя обычно советуют именно с этой книги, однако этот роман построен так, что художественная часть переплетается с «научными» выписками, сочиненными автором, а также весь саспенс автор сразу выдает в начале книги, поэтому неподготовленного читателя все это может оттолкнуть. Но, если вы начали ее читать и книга вам понравилась, то дальше у вас с Стивеном Кингом все замечательно сложится.
Самым классическим романом у Короля ужасов является «Сияние» — здесь в равных долях присутствует и хоррор, которым славится писатель, а также психологизм и мистика. Так что самое традиционное для автора произведение даст вам представление о его творчестве. Однако, если смотрели культовую картину Стэнли Кубрика с Джеком Николсоном в главной роли и она вам понравилась, то после прочтения книги вы поймете почему сам Кинг этой экранизацией доволен не был.
Если же вы пробовали читать Кинга и ни «Керри» (хоррор), ни «Сияние» (мистика) вам не «зашли», то можем порекомендовать вам для чтения рассказы знаменитого автора, поскольку Кинга не зря называют мастером короткой прозы. Одним из его лучших сборников является «Команда скелетов».
А еще можем предложить к прочтению роман «11/22/63», который хоть и выбивается из творчества писателя — здесь минимум хоррора, мало мистики, в нем больше приключений и захватывающего сюжета, это фантастика, поскольку книга повествует о путешествиях во времени, в то же время, являясь его одним из лучших произведений. В нем школьный учитель, попавший в прошлое, пытается его исправить и спасти от убийства Джона Кеннеди.
Еще одним таким человечным романом может стать «Девочка, которая любила Тома Гордона», повествующая о девочке, заблудившейся в лесу. Тем более по сравнению с предыдущим кирпичом эта книга тоненькая.
И хотя автор так захватывающе пишет, что можно взять любой его рассказ или любой роман и начать читать, однако не советуем начинать первое знакомство с циклов («Темная башня», «Мистер Мерседес»), или романов-кирпичей по тысяче страниц и более («Под куполом», «Оно», «Противостояние»). Поскольку мастер так детально описывает все в мельчайших деталях, передавая малейшие нюансы ощущений героев, что начинающий читатель может просто в этом потеряться.
Подпишитесь на рассылку!
Хотите раз в неделю получать новости литературы. обзоры книжных новинок и рекомендации что почитать? Тогда подпишитесь на нашу бесплатную информационную рассылку.
После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.
10 романов Стивена Кинга — от лучшего к худшему
Если честно, важнейшей книгой Стивена Кинга я считаю его мемуар о писательском ремесле «Как писать книги». Если его прочитать, можно до некоторой степени понять, чем вызван многолетний и, главное, неослабевающий успех Кинга-писателя. Дело тут не сколько в его феерической работоспособности (хотя это тоже немаловажно), а в том, что почти в каждом своем романе или рассказе он умеет соединить даже не сюжет — историю — с очень живой и как будто даже реальной атмосферой. Кинг весь — в деталях. Именно детали — от недобро колышущихся полей кукурузы до оживающих топиариев — и вызывают у читателя желание во время чтения заглянуть под кровать, не высыпалось ли чего из книги в реальную жизнь. Поэтому и в своей подборке романы я расположила не по убыванию в них сюжета, а, скорее, по угасанию в них атмосферы, хотя по отдельности прочтения заслуживает каждый из них. (Кроме «11.22.63», для этого романа у меня добрых слов почти не находится.)
1. The Stand/ «Противостояние» (1990, полная версия)
У «Противостояния» очень простой сюжет: люди умерли, но не все. Те, кто не умер, добрую часть романа куда-то идут. Это и вправду весь сюжет, но при этом читать «Противостояние» нужно непременно в полной версии. В 1978 году, когда роман издали впервые, он вышел с огромными сокращениями, потому что редактор сказал: «Стивен, 1200 страниц читать никто не будет, сократи, пожалуйста, книгу хотя бы на полкило». Тогда Кинг убрал из «Противостояния» около 400 страниц, но в 1990 году вернул их обратно, написав для нового издания предисловие, в котором объяснил, что именно в таком виде роман становится и глубже и логичнее. И это действительно так.
В сжатом виде весь роман сводится к набору перемещений и немного скомканной финальной битве со злом. В полном же — где нашлось место и заведомо проигрышной гонке с вирусом, и отношениям Ларри с матерью, и почти счастливому лету Фрэнни, и даже новому, приоткрытому как дверь финалу, куда задувают ветра из огромной вселенной Стивена Кинга — гораздо заметнее, простите за выражение, эпичность романа. Кинг хотел написать что-то похожее на «Властелина колец» и ему это, наверное, удалось — в том смысле, что и в романах Толкиена, и здесь — самое интересное начинает происходить не там, где герои борются с умертвиями, а когда они присаживаются отдохнуть между приключениями, и мы наконец-то узнаем их чуть поближе.
2. Carrie/ «Кэрри» (1974)
Известно, что когда Кинг писал «Кэрри», он ужасно мучился — ему тяжело давалась вся эта женская телесность, обнаженность и некрасивость реальных, а не романтически-условных чувств и переживаний, кровь и общая перекошенная гормональность текста. Но, как мне кажется, этот роман у Кинга стоит назвать не просто самым реалистичным, но и самым, что ли, чутким.
3. It/ «Оно» (1986)
Очень часто у Кинга получаются романы не совсем о том, о чем в них вроде как идет речь. Можно, конечно, читать «Оно» исключительно как культовый хоррор: кто не знает Пеннивайза, Пеннивайза знают все. Но история о том, как в маленьком городе Дерри канализацию пропучило смертью, — не самое интересное, что есть в этом романе. Оторванные руки, запах смерти, скалящийся клоун — это все дымовая завеса для романа об ужасах взросления и ценности дружбы, любой дружбы.
Кинг, на самом деле, прекрасный автор подростковых романов, ему очень удаются описания и характеры подростков-изгоев. Как в случае с «Кэрри», так и здесь — «Клуб лузеров» по силе своей удивительной реальности чуть ли не мощнее образа Пеннивайза. История семи друзей — Билла, Эдди, Майка, Беверли и остальных — состоит, грубо говоря, из двух частей. Первая часть — дети взрослеют, дружат, ходят в школу и пытаются разобраться в себе. Вторая часть — дети сражаются со злом, которого решительно не замечают взрослые. Так вот, первая история, хоть и неотрывно связана со второй, но на самом деле куда интереснее и понятнее. Ведь правда, когда еще у тебя из туалета вылезет злобный клоун? А вот с задирами вроде Генри Боуэрса сталкивался, наверное, каждый, и каждый знает — они страшнее клоуна.
4. The Shining/ «Сияние» (1977)
Совершенно понятно, почему Кинг ругался на Кубрика за экранизацию «Сияния» — мол, тот перевернул все с ног на голову. У Кубрика вышел фильм о том, как в безумном человеке просыпается это самое безумие. Роман же Кинга о том, как зло — абсолютное и чистое зло — потихоньку, по капле выедает мозг самым обычным людям. Собственно говоря, поэтому «Сияние» — чуть ли не один из самых страшных романов Кинга. Любое персонифицированное зло, будь то страшный клоун, полуразложившийся зомби, маньяк с топором — читатель может представить и хоть как-то уложить в голове. Зло в «Сиянии» — безликое, невидимое нечто, которое то прикинется ожившим кустом, то рванется синюшным трупом из ванны. Но из чего, грубо говоря, сделан труп и что заставляет топиарий скалить на Джека Торранса зубы, читатель так и не видит. С таким злом нельзя бороться, от него, как от торфяных болот, можно держаться только подальше.
5. The Gunslinger/ «Стрелок» (1982, 2003 — исправленная и дополненная версия)
Сам Кинг, конечно, говорил, что на написание романа его вдохновила поэма викторианского поэта Роберта Браунинга «Чайльд-Роланд дошел до Темной башни». Но когда начинаешь читать о странствиях Роланда Дискейна, вспоминается еще и шотландская сказка о Роланде, который отправился к королю эльфов спасать старших братьев и сестру Эллен. В сказке волшебник Мерлин дает Роланду совет — когда он попадет в страну фей, пусть рубит голову всякому, кто с ним заговорит, и Роланд по пути убивает старую птичницу, пастуха и табунщика.
В первой книге цикла о Темной Башне Роланд Дискейн движется от начала к концу примерно так же, расчищая себе путь пулями и фактически убивая всякого, кто осмелится с ним заговорить. Браунинг в поэме сохраняет эту фольклорную недобрую сказочность — мертвая земля, демоны, песок, туман и мрак. И Кинг, изначально составивший «Стрелка» из рассказов того периода, когда он еще пытался писать красиво, во многом следует за Браунингом, подкрепляя просыпающийся пока сюжет атмосферными описаниями.
«Стрелок» — тот случай, когда первая книга серии получилась не самой сильной, но зато, благодаря несколько опиумному осадку викторианской поэзии, самой интригующей. Сам мир, по которому движется Стрелок, — с пустыней, суккубами и странным Человеком в Черном (очередной реинкарнацией Рэндалла Флэгга из «Противостояния») — и есть то, что удерживает читателя за книгой и в книге — по крайней мере, в первой.
6. Joyland/ «Страна радости» (2013)
Я даже думала, не поставить ли этот роман на второе место, потому что в моем внутреннем рейтинге самых-самых атмосферных романов Кинга этот — чуть ли не самый любимый. Если смотреть на «Страну радости» с точки зрения того, как вообще построен сюжет, можно увидеть, что он вообще-то здорово перекошен в сторону второй половины книги. Сюжет и развиваться-то толком начинает где-то с середины. А вот все, что до этого — история студента Девина Джонса, который приехал поработать на лето в парк аттракционов, влюбился в само ощущение карнавальности, витавшее в воздухе как запах попкорна, и остался там еще поработать, на свою, конечно же, голову — это, собственно, приглашение Кинга самому читателю как следует обжиться в парке и прокатиться на всех каруселях (до того, как из всех щелей полезут призраки и маньяки). Это, конечно, прозвучит как оксюморон, но Кингу вообще удалось создать уютный роман про маньяков и убийства. На фоне несложных, но ужасно миленьких деталей — пикников на берегу, поиска старых газет в библиотеках, настоящей дружбы, нестрашных пророчеств и вкуса сахарной ваты — и все ужасы, в общем-то, кажутся карнавальными, картонками, взлетающими на пути поезда в «Комнате страха». Это, наверное, единственный роман Кинга, где можно отдохнуть, не опасаясь, что из-за сюжетного поворота на тебя выскочит что-то по‑настоящему страшное: жуткий клоун или человеческое безумие.
7. Salem’s Lot/ «Салимов удел» (1975)
Это, наверное, один из самых кровавых романов Кинга. Здесь не только абсолютно понятное и относительно видимое зло — вампиры — но еще и льется рекой кровь, вытекают глаза и кому-нибудь обязательно с хрустом пробивают грудь если не ножом, то крестом или осиновым колом. Конечно, читать такие сцены страшновато, особенно на ночь, но, в целом, все эти реки крови и километры прокушенных шей — не самое страшное, что есть в романе. Здесь у Кинга на сцену потихоньку выползает зло другого рода, которое называется «маленький городок и его жители». Когда вампиры постепенно захватывают Салимов Удел, этого по сути никто не замечает — зло уже давно жило себе потихоньку в самой серой тесности и узости городка, и вампиры фактически помогли ему вылезти наружу.
8. Under The Dome/ «Под куполом» (2009)
Роман «Под куполом» — это почти что «Салимов удел», но без вампиров да и вообще без какой-либо потусторонности. Единственная фантастическая деталь — огромный прозрачный купол, которым разом, в одну минуту, небольшой город Честерс Милл отрезало от внешнего мира. Купол никак не убрать, кислород кончается, запасы тоже — и вот тут-то наружу из жителей городка и начинает ползти та самая тьма и гниль, которая во сто крат страшнее вампиров. Для того, чтобы начать друг друга ненавидеть, людям, оказывается, нужно просто стать друг другу очень, очень ближе. Несмотря на то, что это прекрасный образчик кинговского романа — адреналиновый, увлекательный и достойный всей своей тысячи с лишним страниц — по сути, это уже несколько переработанный Кинг, потому что похожие и куда более страшные истории о, простите, ужасах нашего городка, он уже несколько раз рассказывал.
9. Dr. Sleep/ «Доктор Сон» (2013)
Кинг отказался от идеи написать продолжение «Салимова удела» и, наверное, в случае с романом «Сияние» ему тоже этого делать не стоило. Не нужно, впрочем, думать, что «Доктор Сон» — это роман скучный или неинтересный. Нет, история о том, как взрослый алкаш в завязке Дэнни Торранс и Абра, девочка со сверхъестественными способностями, борются с вампирами, которые едят детей с «сиянием», сделана очень хорошо, хоть и несколько водянисто. Сюжет бойкий, девочка преумильная, старательно непьющий Дэнни — вообще отдельная история. Но в этом романе нет ни капли того, что было в «Сиянии»: ощущения безликого, чернейшего ужаса, который буквально стоит у читателя за спиной. Поэтому и читать этот роман надо без какой-либо оглядки на «Сияние» — это просто классный мистический триллер, но не более. Фанфик по хорошему роману, у которых по странному совпадению один и тот же автор.
10. 11.22.63
Рецензируя этот роман Кинга для TIME, Лев Гроссман, автор трилогии «Волшебники» и литературный критик, заметил, что роман-то в целом прекрасный, но немного запутался в жанрах. Скажу больше, роман, в целом, прекрасный, только это три разных романа. Обычно Кингу прощаешь все эти кирпичи в тысячу страниц, потому что у него пятьсот страниц пролетают как сто, но в случае с «11.22.63» можно было бы настругать «Библиотеку приключений».
Завязка прекрасная — учитель английского попадает в прошлое, за пять лет до убийства Кеннеди. У него благородная цель — спасти Кеннеди. Прошлое прекрасно, здесь густо цветет фирменная кинговская сентиментальность — стейки тут вкуснее, молоко жирнее, воздух чище — и, наверное, поэтому сам Кинг и подзастрял в этом прошлом, не торопясь спасать Кеннеди. До того, как собственно начинается вся история с выслеживанием Освальда, наш герой — Джейк — отправляется в этакое путешествие по волнам памяти. Сначала едет в городок Дерри из романа «Оно» и спасает жизни там (это один роман). Потом он попадает в маленький техасский городок, влюбляется в библиотекаршу, ставит школьный спектакль и опять всех спасает (это второй роман). Ну и третий — вся история с Ли Харви Освальдом и предотвращением покушения. Но к третьему роману тебя уже начинает немного укачивать от первых двух и от сентиментального сахара, которого здесь больше, чем ужаса. С этим романом Кинг немного напоминает пресловутую бабушку, которая не может просто взять и приготовить одно блюдо, если ждет внучка в гости, и отступается от него с кормежкой только, когда того разрывает от ожирения.