рутгер хауэр лучшие роли
Рутгер хауэр лучшие роли
Нидерландский актер Рутгер Хауэр ворвался в поп-культуру в 1977 году, в «Солдате королевы» (Soldier of Orange, он же «Оранжевый солдат») другого знаменитого голландца, Пола Верхувена. Безжалостный, но мрачно-ироничный исторический эпик о немецкой оккупации Голландии ввел в кинематограф этот незабываемый, орлиный профиль и самый бездонный, небесно-синий взгляд, когда-либо появлявшийся на экранах.
Хотя это не первая хауэровско-верхувенская работа (они дебютировали фильмом «Турецкие наслаждения»), именно роль Эрика в Soldier of Orange вывела Хауэра на международный уровень. В фильме Хауэру досталась самая сложная и интересная роль простого голландского студента, становящегося пешкой в свирепой борьбе английской разведки с немецкой контрразведкой и проходящего через немыслимо-сложные испытания.
Но высшей точки сотрудничество Хауэра с Верхувеном достигло в фильме «Плоть + кровь» (Flesh + Blood, 1985) — еще более эпичном историческом фильме, на сей раз на тему Средневековья. Я рассказывал об этом шедевре в нашей подборке лучших фильмов про Темные века:
Затем пути режиссера и актера расходятся — в «Робокоп» (RoboCop, 1987) Верхувен берет не Хауэра, а Питера Уэллера. Если верить режиссерскому комментарию, всему виной был тяжелый костюм робота, в котором Хауэру было неудобно (по другим данным, между актером и режиссером просто испортились отношения). Вы представляете, насколько другим получился бы и сам «Робот-полицейский», и весь тянущийся за ним шлейф отсылок и аллюзий, если бы в главной роли там был не болезненно-человечный Уэллер, а ледяной и отстраненный Хауэр?
Но робота Хауэр все-таки сыграл — пусть не киборга, но андроида, Роя Бэтти в «Бегущем по лезвию» (Blade Runner, 1982) Ридли Скотта. Его монолог про штурмовые корабли, горящие на плече Ориона, дословно помнит каждый любитель кино (как минимум на двух языках), но в Blade Runner хватает и других потрясающих моментов с его участием — от взаимодействия с другими, более эмоциональными роботами, до встречи с собственным создателем, доктором Элдоном Тайреллом, в которой хладнокровный монстр наконец-то идет вразнос, превращаясь в чудовище Франкенштейна.
Подробнее о гениальном финальном монологе Хауэра я рассказывал в статье о культурном наследии фильма:
Самую известную сцену Blade Runner бессмысленно разбирать — ее надо пересматривать. Это самый удачный случай расширения вселенной за счет диалога, вскользь упомянутых мест, фактов, явлений, которые из-за небрежной формы подачи представляются такими же реальным, как и то, что мы на самом деле видим на экране. Подразумевается, что все должны быть в курсе, что такое c-beams и где находятся Tanhauser Gate… и Рутгер Хауэр тут настолько убедителен, что мы каким-то образом все это действительно понимаем.
Вероятно, всему виной «Робокоп», но после отстранения Хауэра от роли его след в мэйнстримном кино теряется — зато продолжается в кино культовом. Рутгер Хауэр вернулся в Средневековье в великолепном рыцарском фильме Ричарда Доннера «Леди-ястреб» (сценарий, кстати, написал один из сценаристов Blade Runner — Дэвид Уэбб Пиплз), сцены финальной дуэли в котором достаточно, чтобы признать Ladyhawke (1985) недооцененным и непонятым шедевром мирового кино.
«Попутчик» (The Hitcher, 1986) и «Слепая ярость» (Blind Fury, 1989) — крепкие жанровые работы Хауэра в восьмидесятых, где он, соответственно, сыграл одного из самых страшных, обаятельных и неостановимых маньяков в кино и американскую версию слепого самурая Затоичи (слепой с глазами Хауэра — отличное кастинговое решение).
Ну а в 90-м он снялся в одном из лучших — и одном из самых недооцененных, — фантастических фильмов всех времен, «Салюте джаггера» (он же «Кровь героев»), сыграв спортсмена-ветерана в выжженном мире постапокалиптического будущего.
Никто не помнит, почему джаггеры начали играть. Никто не знает, почему они используют собачий череп. Но фильм, который все тот же Дэвид Уэбб Пиплз не только написал, но и поставил, — абсолютная классика серьезного научно-фантастического кино и одна из лучших ролей Хауэра.
Это уже не молодой красавец-блондин со взглядом Великого Комбинатора — это потертый настоящей жизнью и покрытый бутафорскими шрамами динозавр, реликт из иной эпохи, который и в новом десятилетии готов показать молодым актерам (скажем, Винсенту Д’Онофрио), как надо играть, сражаться и рваться к победе.
The Salute of the Jugger тоже прошел совершенно незамеченным — провалился в ту же черную дыру, что и великий Slipstream с Марком Хэмиллом. Из-за сложной ситуации с авторскими правами фильм, насколько я знаю, до сих пор невозможно найти в нормальном качестве — только в крайне сомнительном японском Bluray-релизе.
90-е с раними 2000-ми Хауэр провел во все более сомнительных проектах (помните «Гемоглобин» на видеокассетах?), зато сыграл вурдалака-антагониста в первой, полнометражной, никем не оцененной версии «Баффи, истребительницы вампиров» Джосса Уидона. Остаток десятилетия Рутгер Хауэр провел на телевидении в ролях третьего плана.
Реанимировал карьеру совсем уже постаревшего актера, для разнообразия, не Квентин Тарантино, а его хороший друг Роберт Родригес, взявший Хауэра на роль кардинала-злодея в первой новелле «Города грехов» (Sin City, 2005). Сцена с кардиналом Роарком и наконец-то прорвавшимся к нему Марвом изящно замыкает круг, возвращая нас к встрече Бэтти и Тайрелла, в которой уже Хауэр играет престарелого обреченного гедониста.
Памяти Рутгера Хауэра: его лучшие фильмы
Ушел из жизни Рутгер Хауэр.
Без преувеличений, один из лучших актеров нашего времени, который, к сожалению, не был востребован в кинематографе XXI века так, как должен был бы. Но это проблема не Хауэра, а кинематографа XXI века. А теперь еще — и трагедия. Хауэр больше не сыграет ни одной роли.
В последние годы режиссеры чаще всего приглашали его, что называется, по старой памяти, делая упор на надежную, выстоянную временем харизму, фактурное лицо с острыми морщинками, словно с полотен Ганса Гольбейна, голубые глаза — ясные и яркие даже спустя много лет после того, как он блеснул в Голливуде в роли «секс-символа».
Много было и упущенных возможностей. Пол Верховен, когда-то фанатично обожавший Хауэра, поссорился с ним и не снял его в своей первой ленте, обретшей международную известность, — «Робокоп». Но еще долго главные герои его картин казались ксерокопией Хауэра, отпечатанной на сбоившем принтере: белокурые волосы, голубые глаза, аристократичная и нервная европейская отстраненность…
Одно из последних появлений Хауэра — в сериале «Галавант». У него много таких маленьких, но ярких ролей
Энн Райс, придумывая вампира Лестата, представляла себе в этом образе Хауэра. Но в экранизации «Интервью с вампиром» роль отдали Тому Крузу: Хауэр был уже немолод, Круз был суперзвездой… Круз был хорош, но в парике. «Интервью с вампиром» кричит: это чужая роль.
Так можно продолжать еще долго. Культовые роли, которых не было, звездные проекты, которые не состоялись… Но, как ни горьки эти мысли, у Хауэра достаточно работ, чтобы остаться в кинематографе навсегда яркой и холодной звездой, светящей мерным и зачастую пугающим светом. И без некоторых его ролей история кинофантастики была бы совершенно другой.
«Бегущий по лезвию» (1982)
Ридли Скотт выбрал Хауэра на роль андроида Роя Батти без кинопроб, по одним его фильмам, которые видел. Его выбор восторженно одобрил сам Филип Дик, считая Хауэра идеальным воплощением сверхчеловека. Кажется, Дик первым, говоря о нем, употребил слово «холодный»: «Идеальный холодный ариец».
Но Хауэр не был таким в этом великом фильме. Беглая ироничная улыбка на красивом лице: «Если бы ты видел то, что я видел твоими глазами». Внезапное актерское решение с шокирующим поцелуем Батти своего создателя Тайрелла. Хауэр смеялся: «Мне нравится целовать мужчин. Так получается значительно страшнее». И после поцелуя смерти — монолог о жизни с импровизированной концовкой, едва ли не самый известный в истории кино, когда умирающий Батти с пронзенной, как у распятого Христа, рукой говорит о неизбежности ухода в вечную темноту, спокойно, мужественно и милосердно: это слезы, всего лишь слезы под дождем…
«Попутчик» (1986)
Нездоровая возня вокруг фильма породила ажиотаж, усиленный тем, что игравший Джима Холси молодой актер Си Томас Хауэлл по-настоящему боялся Хауэра на съемочной площадке: тот слишком сильно вошел в свою роль. И это в фильме, пожалуй, видно. У Хауэра вышел учитель дзена и наставник молодых, проповедующий методом художественной резьбы по плоти. Потустороннее существо с радиоактивным взглядом, которое появляется ниоткуда, уходит в никуда и навек остается там, на дороге, под проливным дождем, ожидая, когда ты проедешь мимо.
«Турецкие сладости» (1973)
Карьеры Хауэра и Пола Верховена долго были нераздельны. Поначалу это даже нельзя было назвать карьерой. Верховен экспериментировал, снимая мощное авторское кино, Хауэр был его музой. Камера Верховена была в него влюблена: ни у кого больше Хауэр не был так красив. Объектив исследует его целиком и полностью, обнаженным до предела во всех смыслах.
«Легенда о святом пропойце» (1988)
Когда в прошлом году умер Эрманно Ольми, его назвали последним из великих итальянских режиссеров. До этого называли скромнее: «младшим братом неореализма». Братом Пазолини, Висконти, Роберто Росселлини, Витторио де Сика и других гениев, снимавших про судьбы нищих в разоренной послевоенной стране. Но и до смерти режиссера невозможно было не признать, что его фильмы — искусство.
«Легенда» поставлена по роману австрийского писателя Йозефа Рота, наблюдавшего становление нацизма, но не уничтоженного до конца этим ужасом. Это ощутимо при просмотре фильма Ольми, снятого в редком жанре магического реализма, где заброшенный всем миром человек внезапно натыкается на чудеса. Фильм обязателен для просмотра всем поклонникам Хауэра. У него здесь глаза святого — они светятся.
«Мельница и крест» (2011)
Артхаусный шедевр польского режиссера Леха Маевски стал последней великой ролью Хауэра, сыгравшего фламандского художника Питера Брейгеля. В картине появилась еще и Шарлотта Ремплинг, которая когда-то снималась у великих, а в прошлом году снялась в клюквенном «Красном воробье». XXI век беспощаден: он берет лица икон и помещает их в неприхотливое кино, где их даже вряд ли узнают. Но Хауэру повезло: его постаревшее лицо появилось в картине, где о значении искусства сказано, пожалуй, все. Вневременная роль.
«Солдаты королевы» (1977)
В драме Верховена о борцах голландского сопротивления сыграли два его любимых актера: ангелоподобный Хауэр, которого Верховен называл символом «светлой стороны жизни», и Ерун Краббе — с темной стороны, где есть печеньки.
Символика, конечно, не сводится к тому, что один — блондин, а другой — брюнет. Хотя, кажется, когда режиссер сталкивает их в танце, о метафизике он вряд ли думает, отдаваясь эстетике. Тем не менее это серьезная, напряженная работа в нигилистическом духе; самая важная фраза фильма — «Войну нам не пережить». Это очень человечное кино, где герои выглядят простыми людьми (Хауэр вообще никогда не изображал героев), мир жесток, а жизнь продолжается — на войне так на войне.
«Плоть и кровь» (1985)
По этому страдающему средневековью киноведы, возможно, однажды догадаются, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем — подающий надежды молодой актер с режиссером, который снял его в шести лентах и готовился к седьмой, к «Робокопу». «Плоть и кровь» стала их последней совместной работой. Хауэр, сверкая шальными глазами, сыграл безбашенного атамана разбойников с таким длинным мечом, что невольно думаешь о фаллическом символе, и покинул своего Пигмалиона. А фильм остался — грязный, лихой, кровавый… Черт-те что на самом деле. Но как хорошо!
«Бомж с дробовиком» (2011)
Люди делятся на две категории: одни считают «Бомжа» лютым трэшем, другие — похоронной песней цивилизации. Фильм легко может считаться и тем, и другим: похоронным плачем с летящими во все стороны кровавыми брызгами. Трэшем ему не дает стать как минимум сам Хауэр, сыгравший чумазого ангела гнева, которому бог вложил в руки огнестрел. Его монолог над младенцем, которому он предсказывает будущее, исполнен щемящей тоски. Когда-то он видел, как лучи мерцают во тьме близ врат Тангейзера, а теперь видит всю дрянь и жестокость мира. Билли, заряжай.
«Считанные секунды» (1992)
«Уик-энд Остермана» (1983)
У Хауэра было мало ролей в реалистичных фильмах. При взгляде на него это понятно: с такой внешностью сам бог велел сниматься в постапокалипсисах и неонуарах, в слабо подсвеченной неоном полутьме. Поэтому его странно видеть на белом свету у Сэма Пекинпа. Это довольно слабый фильм легендарного режиссера, где бродят с искусственными репликами толпы выдающихся актеров — Джон Херт, Деннис Хоппер, Берт Ланкастер — и вещают что-то про долг перед страной. То же самое с Хауэром, который сидит в кресле и напряженно думает о ЦРУ. Зато когда он усмехается со знакомым выражением лица: «У меня нет друзей», и весь реализм трещит по швам, понимаешь, ради чего это было затеяно.
«Леди-ястреб» (1985)
Фильм появился на волне голливудских успехов Хауэра. Фабрика грез вцепилась в эффектного голландца, приспосабливая его то к одному, то к другому проекту, где можно было показать гордый профиль, твердый шаг и неуловимый налет средневековья. Если бы не патина времени, стало бы ясно, что кино это эксплуатационное; весь его смысл в том, что Мишель Пфайффер и Рутгер Хауэр — красивые голубоглазые блондины, которые невероятно круто смотрятся вместе.
Но в кинематографе объективизация не всегда плоха. В конце концов, есть люди, которые действительно представляют собой произведение искусства, и грех не запечатлеть их на пленке во всей красе: «Ты не пой, ты ходи». А Хауэр, как обычно, привнес в картину сверх ее сценария, придав романтической фантазии драматические ноты, и сделал сказку мрачнее и немного глубже.
«Достучаться до небес» (1997)
В немецком фильме о двух смертельно больных парнях, которые решают оторваться напоследок на всю катушку, Хауэр появляется меньше чем на пять минут. Играет он технически, номинально — криминального босса. Но в этом коротком появлении, как никогда, проступает его сверхчеловеческая природа, из-за которой он переиграл столько роботов, вампиров, существ откуда-то из пограничья разных вселенных и бог еще знает кого.
Так и здесь нам кажется, что никакой это не «крестный отец», а … Кто он такой вообще? Может быть, снова ангел? Но не гнева и смерти. С ласковой и слегка насмешливой улыбкой. Знающий то, чего не знают люди. Провожающий в дальний путь, на дорогу, не имеющую конца…
Разве вы не знаете, что на небе только и разговоров, что о море?
И ещё больше Хауэра
Король Вортигерн в сериале «Великий Мерлин»
10 лучших ролей Рутгера Хауэра
Рутгер Хауэр умер на 76-м году жизни. Мы давно собирались сделать подборку лучших ролей одного из любимых актеров детства. К сожалению, добрались до нее лишь сейчас, по такому печальному поводу.
Фильмография Хауэра содержит более 150 ролей в кино, на телевидении, в сериалах, короткометражках и прочих форматах. Одной из отличительных черт актерского пути легендарного голландца является абсолютная разносторонность, и даже полярность изображаемых персонажей, жанров, способов повествования. Он снимался в Голландии у Верховена, он снимался в Голливуде и в Европе, он играл в классических постановках и в отборном трэше (далеко не всегда достойном такого профессионального исполнителя), он играл злодеев и героев, алкоголиков, преступников, полицейских, лидеров, жертв и обычных людей. Такого разнообразия в карьере сразу и не упомнишь у других. И даже если фильм был не лучшим, Рутгер всегда был на высоте.
Сегодня kinowar.com вспомнит 10 лучших ролей Рутгера Хауэра и еще несколько памятных фильмов, которые просто нельзя было не назвать.
10. Город грехов (Sin City) 2005
Когда Роберту Родригесу понадобился олдскульный злодей серьезного возраста, то кого было еще взять к себе в картину? Кардинал Рорк, прожженный негодяй, живущий во грехе и покрывающий грехи других. Похоже, он не боится самой смерти. А Хауэр не боялся затеряться среди великолепного звездного ансамбля актеров, даже несмотря на весьма небольшую роль.
9. Слепая ярость (Blind Fury) 1989
Да, мы понимаем, что это отборный трэш из 80-х. Но именно в этом для нас весь Рутгер Хауэр: вписаться в картину с крайне спорной концепцией и сделать ее абсолютно естественной. Сколько еще актеров могли бы изобразить слепого фехтовальщика на самурайских мечах так, чтобы это не выглядело смехотворно? Они есть (можно вспомнить того же Такеши Китано, поставившего фильм «Затоичи», основанного на одноименном сериале, который и стал вдохновением для американского фильма с Хауэром). Но их единицы. И Хауэр, обученный обращаться с мечом вслепую в азиатским джунглях, явно не последний в их списке.
8. Фатерлянд (Fatherland) 1994
Что если Гитлер бы победил во Второй мировой? Что если бы он выжил? Что если бы преступления нацизма постепенно отступили бы перед пропагандой, и режим национал-социализма был бы признан ведущими демократиями мира? И что если во всей этой антиутопии один из высших чинов СС осознал бы всю вину и весь объем лжи, который несет в себе его родина? Именно этим офицером и выступает в фильме «Фатерлянд» Рутгер Хауэр.
7. Леди-ястреб (Ladyhawke) 1985
Злой колдун разлучает влюбленных. Он накладывает на них заклятие: красавица становится ястребом на день, а ее принц — волком на ночь. Таким образом, они никогда не могут встретиться в человеческом обличье. И только мелкий воришка, спасенный рыцарем из беды, может помочь влюбленным. Прекрасная сказка с молодым Хауэром и совсем еще юной Мишель Пфайффер.
6. Попутчик (The Hitcher) 1986
И не говорите, что вам не было страшно, когда вы смотрели этот фильм. Хауэр — один из лучших маньяков в истории кино. Его попутчик — один из главных страхов нашего детства и худшая реклама для Bla Bla Car.
Через двадцать лет сняли ремейк, не худший, да еще и с самим Шоном Бином. Но до уровня Хауэра это не дотягивает даже близко.
5. Плоть + кровь (Flesh+Blood) 1985
4. Легенда о святом пропойце (La leggenda del santo bevitore) 1988
Прекрасный фильм, не слишком широко известный массовому зрителю. Итальянская притча, получившая Золотого льва на Венецианском кинофестивале.
Алкоголику и бродяге, нищему потерянному человеку, незнакомец дарит 200 франков, для того, чтобы тот начал новую жизнь. Найти работу, снова стать приличным человеком. Нищий обещает все вернуть, но незнакомец просит отдать деньги не ему, а церкви святой Терезы.
Бродяга действительно начинает новую жизнь, но на пути к возврату долга, он встречает массу людей, бывших и новых знакомых, которые не дают ему этого осуществить. Поистине невероятный круговорот событий и наталкивающая на долгие размышления концовка. А главное — очень непривычный образ Рутгера Хауэра.
3. Солдаты королевы (Soldaat van Oranje) 1977
известен также под названиями «Оранжевый солдат» и «Голландский солдат»
Один из лучших фильмов голландского периода Пола Верховена. Борьба голландцев против немецкой оккупации, в ходе которой четверо друзей то сражаются на одной стороне, то уже по разные стороны баррикад. Немецкая и голландская история тесно переплетены, как и судьбы и корни людей. А потому постоянная смена ценностей и приоритетов разбрасывает бывших друзей по совершенно непредвиденным местам и ситуациям.
2. Побег из Собибора (Escape from Sobibor) 1987
Телефильм, за роль в котором Рутгер Хауэр получил Золотой глобус. Поставлен по одноименной книге.
Основой стала реальная история единственного массового побега из нацистских концлагерей. Собибор находился в Польше, и после того, как произошел самый массовый побег из лагерей смерти в истории, он был закрыт Гиммлером. Хауэр играет основного инициатора побега, лейтенанта Александра Печерского.
1. Бегущий по лезвию (Blade Runner) 1982
Вряд ли могли быть сомнения в том, какой именно ролью мы закроем список. Может, она и не лучшая в блистательной фильмографии актера, но точно самая памятная. А монолог «Слезы под дождем» в финале, по сути, стал эпитафией для самого Рутгера Хауэра.
Еще несколько памятных фильмов разных жанров и степени качества, которые мы не можем не отметить. Поставим их вне списка.
Баффи — истребительница вампиров (Buffy the Vampire Slayer) 1992
До одноименного сериала был художественный фильм, и Хауэр сыграл там главного вампира. Это однозначно не шедевр, но фильм стал культовым, несмотря на все шероховатости и недоработки.
Считанные секунды (Split Second) 1992
Достучаться до небес (Knockin’ on Heaven’s Door) 1997
Тот случай, когда достаточно эпизода, чтобы показать всю свою актерскую мощь и персональную харизму. Рутгер в роли большого босса мафии, который появляется лишь в финале, но делает все правильно.
Бэтмен: Начало (Batman Begins) 2005
Рутгер попал в одну из самых мощных трилогий в истории. Коварный старший товарищ и наставник, предавший память отца Брюса Уэйна и самого молодого Брюса. Кристофер Нолан сделал правильный выбор на эту роль.
Бомж с дробовиком (Hobo with a Shotgun) 2011
Это трэш того же типа, что и «Слепая ярость», только снятый через 20 лет, а потому куда более отвязный, жестокий, кровавый и сердитый. Истинное наслаждение для гурманов.
Это даже не эпизод и не камео — это обозначение своего присутствия. Новый вестерн от французского режиссера получил благословение за счет одного единственного кадра с Рутгером Хауэром.