русский язык как хорошо знать
Учимся запоминать правила русского языка
По-настоящему грамотный человек знает правила языка и умеет их применять, а не просто полагается на интуицию. Этот навык приходит через сосредоточенное изучение грамматики. Адукар делится подробным руководством, как запоминать и применять правила русского языка.
Как выучить правило и научиться его применять
Внимательно прочитай
Дело не продвинется, если учиться под музыку или с включенным телевизором. Устройся в удобном месте и сконцентрируйся на учебнике. Вдумчиво прочитай правило, обращая внимание на выделенные слова, примеры и схемы. Если суть написанного уложилась в голове не сразу, прочитай текст ещё раз.
Осмысли
Не зубри, а постарайся вникнуть в суть правила. Каждый из пунктов проговори про себя. Непонятные слова и формулировки можно найти в словаре. Также стоит пересказать правило своими словами. Внимательно рассмотри примеры. Они показывают на практике действие правила.
Больше видео по школьным предметам ты найдёшь на нашем YouTube-каналеЗапомни
Осмысляя правило, ты запускаешь процесс запоминания. Осталось только удержать информацию в голове. В этом поможет пересказ вслух. Запоминание даётся тяжело — тренируй память. Научись воспроизводить тему дома, и ты легко её повторишь у доски или про себя, когда столкнёшься в тексте с орфограммой или проблемой постановки знака препинания.
Закрепи на практике
Довести до автоматизма умение писать грамотно можно только на практике. После вдумчиво выполненных упражнений тебе уже не придётся каждый раз проговаривать правило. Чтобы оно не выветрилось, периодически возвращайся к теории и заданиям на эту тему.
Что ещё поможет лучше понимать и запоминать правила
Мнемоника
Места в правилах, где нужно запомнить много слов-исключений, быстрее откладываются в памяти с помощью мнемонических фраз (способ запоминания информации при помощи ассоциаций). Одна из таких: «ЗалИзав рану, залЕз на дерево». Эта строчка помогает разграничить слова, которые в устной речи совпадают по звучанию. Готовые ассоциации ты найдёшь в книге Е. А. Лисовской «Узелки на память, или Мнемонические способы изучения орфографии».
Схемы и таблицы
Понимание структуры слова
Чтобы применять правила верно, необходимо видеть структуру слова. Важно понимать в корне или суффиксе находится орфограмма. Самый простой способ разобрать лексему на морфемы — подобрать однокоренные слова.
Определение части речи
Написание часто зависит от части речи, к которой относится слово. Учись чётко различать наречие от имени существительного с предлогом или инфинитив от глагола в форме повелительного наклонения.
Синтаксические навыки
Чтобы правильно ставить знаки препинания, учись понимать состав предложения и выделять его части. Корректно построенная схема бессоюзного предложения спасёт тебя от пунктуационной ошибки.
Чтение книг
Начитанность напрямую влияет на грамотность. Чем больше раз ты увидел слово, тем с большей вероятностью ты напишешь его правильно. Даже запятые будут становиться на свои места интуитивно, если ты не раз видел в тексте похожие конструкции.
Следуя каждый раз этим советам, запоминать правила тебе будет всё легче. Усилия того стоят. Взамен ты получаешь высокий балл на ЦТ, сэкономленное время на исправление ошибок в важных текстах, уважение окружающих и чувство собственного достоинства.
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Правильно писать и говорить: 7 бесплатных ресурсов для развития грамотности
В детстве складывание слов в предложения казалось мне магией: они сами соединялись по неведомым законам.
В школе я поняла, что русский язык хотя и мистичен, но строг и все его волшебство подчиняется суровым правилам с бесконечными исключениями из них. Ошибки в тексте — это нормально, потому что можно научиться их находить и исправлять.
Вот семь сайтов, которые помогут прокачать русский язык. Выбирайте, что бы вы хотели улучшить:
Кратко: получить ответ на вопрос «А почему так?»
Подробнее: на сайте
«Грамота-ру» — самый простой портал для проверки слов. Но это не только онлайн-словарь: тут можно узнать и происхождение слова, и примеры употребления. Еще здесь можно задать вопрос по всем аспектам языка и получить подробный комментарий от научных консультантов или попробовать найти решение среди ответов на вопросы других людей.
Для детей на сайте есть раздел «Игра», в котором правила представлены в форме загадок и головоломок. Возможно, это один из лучших способов научиться видеть ошибки даже взрослым.
Кратко: первый раз в первый класс
Подробнее: на сайте
Городской методический центр Москвы предлагает вспомнить школьные годы и написать диктант. Можно прослушать текст и воспроизвести его целиком или вставить пропущенные символы на сайте диктанта. В этом случае система подсчитает количество ошибок и покажет, как нужно было написать.
Но сайт не дает пояснений к ошибкам: тренажер рассчитан только на сиюминутную проверку уровня грамотности.
Часто мы совершаем ошибки, потому что не понимаем логику языка. Любое незнакомое слово кажется исключением из правил, а сложные синтаксические конструкции мы максимально упрощаем, чтобы не пришлось выбирать между запятой, тире и двоеточием.
Дизайнер Илья Бирман создал сайт-справочник по русскому языку, где собрал основные правила орфографии и пунктуации. Главный плюс — простота поиска: вы выбираете нужный раздел, например «Знаки при прямой речи», и изучаете правила с примерами из классической литературы.
Кратко: увидеть пунктуацию в тексте Евгения Водолазкина и не умереть
Подробнее: на сайте
Тотальный диктант был задуман как проект, популяризирующий грамотность. Любой желающий может записаться на ежегодный диктант и проверить себя на примере текста русскоязычного автора. В 2020 году событие перенесли с весны на осень и провели в двух форматах: онлайн и офлайн. В 2021 году диктант состоится 10 апреля — еще есть возможность принять в нем участие.
Тотальный диктант — это еще и бесплатная онлайн-школа по совершенствованию своих знаний в области русского языка. На сайте можно написать диктанты прошлых лет и просмотреть полный разбор текстов, пройти бесплатный курс по пунктуации, изучить историю орфографии и даже самостоятельно провести диктант в своем городе.
Русский язык: как стать грамотным. 9 способов и веселые запоминалки
Ошибки в диктантах: откуда взялись «рокобесы» и «веснуски»? Учим русский с ребенком
«На дощатой брусчатой террасе небезызвестная веснушчатая Агриппина Саввична потчевала коллежского асессора Аполлона Ипполитовича винегретом, моллюсками и другими яствами». Этот заковыристый диктант писали, доказывая свою грамотность, еще наши бабушки. Как правило, с первого раза обойтись без ошибок мало кому удавалось. Зато экзаменуемые на всю жизнь запоминали правописание тех слов, с которыми не справились. Сегодня детям нужно сначала перевести отрывок с русского классического на русский современный. Потому что, уверяют преподаватели-филологи, словарный запас нынешних детей и подростков стремительно сокращается.
Недавно в одной из московских школ одиннадцатиклассники, записывая под диктовку отрывок, дружно вместо «Грибоедов боролся с мракобесами» написали «с рокобесами». Ибо «рок» и «бесы» — это еще как-то понятно, а о «мракобесах» никто не слышал. Как и о «молотьбе» или, скажем, о «брошюре».
Так что если хотите вырастить грамотного ребенка, первым делом проинспектируйте домашние книжные полки: ведь, кроме орфографического словаря под ред. В. В. Лопатина, на них хорошо бы поселить, как минимум, еще и толковый словарь, и орфоэпический. И, конечно, научить ребенка ими пользоваться.
Но вернемся к незабвенной веснушчатой Агриппине: оказывается, актуальность текста сохраняется и по сей день. Ведь практически каждое слово в этом диктанте — на какое-то определенное правило.
Ну, а уж правописание таких имен и отчеств, как Агриппина Саввична и Аполлон Ипполитович, надо твердо знать, потому что сегодня старинные имена в большой моде. Так что лет через 20 эти знания могут пригодиться, когда придется письменно обращаться к партнерам, коллегам, и тем более к начальству.
Где грамотные?
«Недавно к нам на практику пришла студентка 5-го курса филфака одного известного и уважаемого вуза. Ее конспект к первому уроку начинался так: „Здраствуйте дети“ — без в и запятой!» — с негодованием рассказывает директор московской школы.
И негодование это готовы разделить многие. Ведь говорить о том, что всеобщая грамотность падает, уже даже как-то банально. Почему все это происходит и что с этим делать?
Почему трудно учить русский язык: идем к логопеду
Итак, в погоне за грамотностью первым делом необходимо показать будущего школьника логопеду. Причем чем раньше — тем лучше.
«Уже к четырем годам, — утверждает логопед Ольга Ковалевская, — можно определить, входит ли ребенок в группу риска. И это именно тот возраст, когда лечение окажется максимально эффективным».
Что должно насторожить родителей и стать поводом сходить к специалисту:
Нарушения чтения и письма проявляются уже к середине 1-го класса. Например, ученик, страдающий дислексией, во время чтения вслух переставляет или пропускает буквы, а иногда и слоги.
А тот, у кого дисграфия, вместо строчной д пишет строчную у, а вместо в — ф. А еще пропускает или переставляет буквы в словах. И даже если он выучит все правила — будет делать множество ошибок в диктантах. С последней проблемой сталкиваются те, кому логопед может поставить диагноз «дизорфография».
Миф о врожденной грамотности
Бывает, что подобрать проверочное слово не получается из-за скудного словарного запаса. Но с этой проблемой логопед уже не поможет — если дети мало читают, откуда взяться богатой лексике?
Почему-то принято считать, что любовь к книге надо воспитывать с того момента, как дети научились читать, а грамотность — только когда начинают писать. Это ошибка!
Уважение к книге прививается уже лет с 3-х. И начинается с того, насколько часто ребенок видит с книгой маму и папу. И насколько часто и много они читают ему.
«Иногда я слышу, как человек хвастается: „Правил никогда не учил, а пишу без ошибок! У меня — врожденная грамотность!“ — рассказывает психолог Андрей Соколов. — Отсюда можно сделать вывод, что существует и врожденная безграмотность. А значит, учись — не учись, результат один? Боюсь расстроить тех, кто в это верит, но умение писать без ошибок — все-таки свойство приобретенное. Просто приобретено оно теми, у кого это получается вроде бы автоматически, в раннем возрасте».
Что же необходимо, чтобы так называемая «врожденная грамотность» появилась?
Во-первых, нужно обладать отличной зрительной памятью.
Во-вторых, много читать. И чем раньше ребенок возьмет в руки книгу, тем лучше. Кстати, даже «грамотей от природы» в действительно сложных правилах все-таки ошибается и не всегда уверен в пунктуации.
А как развить зрительную память? Способов немало. Назовем самые среди них распространенные:
Как подтянуть русский язык без репетитора
Предположим лучший вариант развития событий: у вашего ребенка нет никаких логопедических проблем, а в семье — культ чтения. Все это не означает, что чадо станет грамотным само собой. Процесс необходимо контролировать и направлять.
До школы
Начальная школа
Средняя школа
И вообще, золотое правило отличника: лучше всех экзамены сдает не самый способный, а самый усердный. То есть тот, кто не ленится выполнять всю рутину ежедневных заданий. Тогда правила правописания будут соблюдаться автоматически. Тем более что действительно сложных среди них не так много. И если они не даются, надо обратиться за помощью к учителю.
Ребенок с неприятным упорством забывает правила и лепит ошибку на ошибке? Не сорваться и не отругать его при этом очень сложно. Но сдерживаться придется: все равно от крика пользы не будет, а нетерпимость в этом вопросе — плохой помощник. Поверьте, чем веселее борьба, тем легче выиграть.
Русский язык ведь очень логичный. Возьмем для примера все ту же Агриппину Саввичну: что у нее на носу — веснуски или веснушки? И сразу понятно, почему пишется «веснушчатая». Опытный педагог знает: если дети посмеются над ошибкой, на будущее наверняка запомнят правильное правописание слова.
А как запомнить все глухие согласные? Попробуйте вызубрить с — т — п — к — х — ч — ш — щ — ц — ф. Трудновато, да? Внимание — включаем фантазию, и вот уже: «Степка, хочешь щец? — Фи!» Тут они все, и запомнить несложно.
Не уверены, как пишутся слова «мужчин» и «женщин»? Включите домостроевскую логику: «мужу — чин, жене — щи». Точно не ошибетесь! Обычно дети от таких педагогических хитростей приходят в восторг.
Что еще помогает подружиться с родным языком?
Как подготовиться к ОГЭ по русскому языку
И сэкономить на репетиторах
Я — репетитор по русскому языку.
Что такое ОГЭ и зачем он нужен
Например, проходной балл на бюджет в колледж Министерства иностранных дел Российской Федерации — 4,91. Для такого нужно не только иметь высокие оценки по остальным предметам, но и получить за ОГЭ по русскому языку пятерку, то есть 34—39 баллов. А если школьник хочет поступить в 10 класс в более престижную школу, он будет проходить внутренний конкурс. Баллы ОГЭ там тоже играют большую роль.
Где найти официальные документы
В подготовке важно обратить внимание на три основных документа.
Демоверсия. Это образец экзаменационной работы. То, что получит школьник на самом экзамене, будет содержать вопросы и задания с похожими или даже точно такими же формулировками. В конце демоверсии есть ответы.
Кодификатор. В этом документе есть полный список тем, которые должен знать выпускник девятого класса, и умений, которыми он должен владеть. Но включить все темы в одну экзаменационную работу невозможно.
Спецификация. В ней перечислены только те темы из кодификатора, которые могут встретиться на экзамене, их намного меньше. Кроме самих тем для каждого задания указан уровень сложности, примерное время выполнения и другие параметры. Готовиться нужно именно по темам из спецификации, так вы сэкономите время.
Материалы ФИПИ для подготовки к экзаменам по русскому языку за 9 класс:
Я рекомендую ознакомиться со всей информацией на официальном сайте, чтобы ничего не упустить и сразу представить общую картину. На других сайтах та же самая информация изложена в упрощенном виде.
Из чего состоит ОГЭ
В демоверсии экзаменационной работы вы увидите три блока: изложение, тестовую часть и сочинение.
Вот на что я рекомендую обратить внимание.
На экзамене школьникам включают специальные аудиозаписи. Читает текст профессиональный актер дубляжа Андрей Ярославцев. Его голосом в русском дубляже говорят Дамблдор из «Гарри Поттера» и Гимли из «Властелина колец», но узнать его трудно. Аудиозапись слушают два раза, с интервалом в 3—4 минуты. Во время прослушивания разрешают делать записи в черновике.
Изложение должно быть сжатым. Рекомендуют оставить главное и опускать детали. Минимальный объем — 70 слов, включая союзы, предлоги и частицы. Я советую уложиться в промежуток от 80 до 110 слов. Придется посчитать их вручную и при необходимости вычеркнуть лишние или добавить недостающие.
В изложении должно быть три абзаца — так же как и в исходном тексте. Новый абзац — новый поворот темы, или, как принято говорить, новая микротема. Между абзацами читающий делает паузы, это тоже помогает ориентироваться.
Тестовая часть. Она начинается с текста, но не путайте его с текстом для изложения. Обычно это другой текст — отрывок из произведения советского или современного автора: Анатолия Алексина, Людмилы Улицкой, Григория Бакланова и других. Затем следуют тринадцать тестовых заданий по этому тексту, номера со второго по четырнадцатый по сквозной нумерации. С большинством из них сработает стандартная схема подготовки: повторяем тему, выполняем тесты.
Но обратите внимание на исключения — второе и шестое задания.
Второе никаких специальных знаний не требует вообще, это вопрос по содержанию текста. Вопросы обычно простые: почему герой совершил тот или иной поступок, почему автор назвал героя так или иначе. Есть варианты ответа.
Шестое задание педагоги недолюбливают. В нем речь идет о синонимах, но не о полных, например «прекратить» — «перестать». Еще требуется подобрать стилистически нейтральный синоним к устаревшему, книжному, разговорному или просторечному слову, например «продрогнуть» — «замерзнуть».
Мои ученики иногда не понимали значения слов «долговязый» или «экий», не помогал даже контекст. Вариантов ответа здесь нет, полагаться можно только на свой словарный запас.
А вы сможете подобрать синоним к слову «утлый»?
Еще в тесте есть вопросы о синтаксисе сложного предложения. В полном объеме этот материал изучается только в девятом классе. В первую очередь это касается тринадцатого задания, которое всегда посвящено одной теме — типам подчинения придаточных в сложном предложении. Эту тему разбирают в третьей четверти, поэтому не стоит забегать вперед во время подготовки. Отложите это задание до тех пор, пока школьник не изучит эту тему в школе.
Сочинение. Это задание номер пятнадцать. Оно дается в трех вариантах: 15.1, 15.2 и 15.3. Выбрать нужно один. Все варианты подразумевают использование художественного текста из начала работы. Например, в моем варианте демоверсии это отрывок из рассказа Бориса Васильева «Экспонат №…» о том, как у матери погибшего солдата украли единственную память о сыне — письма с фронта.
15.1 — сочинение на лингвистическую тему. Ученикам дается цитата о русском языке, частях речи, синтаксисе и т. д. Вот пример задания с сокращенными формулировками:
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами К. Г. Паустовского.
В школе рассуждать на подобные темы не учат, поэтому для большинства девятиклассников этот вариант оказывается слишком трудным. Школьники плохо владеют терминами и не умеют связывать языковую оболочку текста с содержанием. В моей практике был только один случай, когда ученик предпочел писать сочинение по этому варианту.
15.2 — сочинение по содержанию данного текста:
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь ее слепотой, вынули не из шкатулки — их вынули из ее души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и ее душа…». Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Это простая работа для тех, кто умеет писать обычные школьные сочинения по литературе на такие темы, как «Лишний ли человек Чацкий» или «Почему Татьяна отказала Онегину». Здесь важно ответить на вопрос и доказать это примерами.
15.3 — сочинение-рассуждение на нравственную или философскую тему:
Как вы понимаете значение слова «человечность»? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из вашего жизненного опыта.
Вместо человечности может быть другое понятие: нравственный выбор, дружба, любовь, искусство, жизненные ценности. На мой взгляд, этот вариант лучше всего подходит для слабых учеников, которым нужны готовые формулировки.
Минимальный объем тот же — от 70 слов, обычно получается 100—150. Вот какой текст получится в итоге:
Человечность — это доброе, гуманное отношение к другим людям. Это очень важное качество и для самого человека, и для окружающих. Попробую доказать свою точку зрения.
К счастью, в жизни мы встречаем и примеры настоящей человечности. Так, многие люди в наше время занимаются волонтерской работой: посещают больницы, детские дома и дома престарелых, заботятся о бездомных животных, помогают работе благотворительных фондов.
Быть человечным значит быть человеком. Если мы будем об этом помнить, наша жизнь станет лучше.
Если этот пример показался сложным для девятиклассника, не спешите. В процессе подготовки придется написать много однотипных работ, и если в первый раз будет трудно, то в десятый — уже проще. Именно поэтому я советую заранее выбрать, какой из трех вариантов писать на экзамене, и отрабатывать именно этот формат. Тем более что есть приблизительный список понятий, которые могут встретиться на экзамене.
Сколько баллов надо набрать
Критерии оценивания есть в конце демоверсии. За всю работу можно получить максимум 39 баллов.
Чтобы получить тройку, надо набрать не меньше 15 баллов, четверку поставят за 25—33, а пятерку — от 34 баллов.
ТОП-10 советов, как быстро выучить русский язык
Около двух лет в Интернете гуляла фотография вопроса из теста по русскому языку для мигрантов, подписанная авторами постов как «Тест. Уровень сложности – Абсолютный ад».
«НЕОБХОДИМО ДОПОЛНИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
________ стоит ларёк с надписью «ШАВЕРМА».
Если следовать логике и выбирать из четырех зол меньшее, то наиболее корректный ответ – (Г), так как «шавермой» шаурму в основном называют в Санкт-Петербурге, и там как раз есть Московский вокзал. Очевидно, что русский язык остается загадкой не только для иностранцев, но и для его же носителей.
Поэтому мы не будем говорить о русском, как об иностранном – вы читаете эту статью на русском языке, а значит, владеете его основами. Материал будет полезен тем, кто еще не обрел чувство грамматики, недоволен своим словарным запасом и паникует перед экзаменом ЕГЭ или теста в ВУЗе. Поговорим о том, как быстро выучить правила русского языка, запомнить падежи и написание новых слов. Также приведем 10 советов, которые помогут учиться легко и получать удовольствие от процесса.
5 причин плохого знания русского языка
Еще в начальной школе мы совершаем массу ошибок, которые мешают нам запоминать правила русского языка и чувствовать грамотное написание большинства слов. Знаете, почему вы так часто допускаете по 2-3 ошибки в одном предложении и не замечаете их? Ключевые причины:
«Хорошо писать будет не тот, кто пьет много пива, а тот, кто много читает» – эта бородатая шутка достойна стать главным советом по изучению русского языка. Предпочтение стоит отдать классической или современной литературе, без множества жаргонов и заимствований.
Что же касается общения в социальных сетях, то многое зависит от лингвистического качества речи собеседников. В юном, да и во взрослом возрасте большинство наших соперников по «важным переговорам» в комментариях не отличаются высокой грамотностью. Тем не менее, мы вступаем в длительные диалоги, и слова с ошибками в написании отпечатываются в памяти.
Отсутствие интереса к русскому языку и искреннее непонимание того, почему «жи» и «ши» нужно писать именно с буквой «и» – еще одна причина низкой грамотности. Вы должны понимать, что грамматика помогает узнать правду, погружает вас в огромный культурный пласт и открывает массу интересного. Ведь за каждым современным словом стоит тысячелетняя история его образования.
Как быстро выучить правила русского языка
Педагоги считают наиболее эффективным методом «Правило пяти повторений». Его суть заключается в том, чтобы прочитать и осмыслить правило, после чего применить его 5 раз подряд. С помощью данного способа легко запомнить падежи имен существительных. Воспользуйтесь таблицей ниже – прочитайте вопросы и слова из первого столбика, а затем поставьте в нужный падеж предложенные имена существительные, каждый раз повторяя вопросы:
Также ищите способ упростить себе жизнь при запоминании любого правила. Так в случае с падежами стоит задавать полные вопросы: например для родительного подходит конструкция «не хватает (кого? чего?) яблока, девочки, собаки, солнца», для дательного «доверяю (кому? чему?) яблоку, девочке, собаке, солнцу» и так далее. Пусть доверять яблокам и странно, но поставить слово в правильном падеже это обстоятельство точно поможет.
Что же касается слов-исключений, то их проще всего запоминать методами мнемоники или частого визуального контакта. Мнемоника предполагает поиск ассоциаций – вспомните, как детей учат запоминать слова с буквой «Ы» после «Ц», при помощи коротенькой истории: «Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: «Цыц!». Или мнемоническое правило для детей постарше, объясняющее разницу между словами «надеть» и «одеть»:
Мы пошли с Надюшей в душ,
Вдруг приперся Надин муж.
То ли мне надеть одежду?
То ли мне одеть Надежду?
Метод визуального контакта предполагает активное использование стикеров. Он особенно эффективен в ситуациях, когда вы готовитесь самостоятельно. Необходимо записывать на них схемы правил, слова-исключения и фрагменты таблиц, после чего приклеивать листочки с ценными данными на обои перед рабочим столом, на верхнюю часть монитора, на холодильник и на поверхности любых других предметов, с которыми вы часто встречаетесь глазами. При подготовке к экзамену, а также при активном изучении как можно чаще используйте знания на практике – проходите тесты, выполняйте упражнения. Помните, что наш мозг быстро забывает информацию, которую не использует.
ТОП-10 советов по изучению русского языка
Мы собрали рекомендации от педагогов и лингвистов, которые упростят процесс «зазубривания» правил и помогут обогатить словарный запас. Попробуйте применять их в ходе обучения, чтобы понять, как быстро выучить русский язык, и начать получать удовольствие от его изучения.
Больше читайте
Возьмите за правило чаще читать то, что вам нравится. Это не обязательно должны быть книги классиков – будет достаточно даже постов из пабликов в социальных сетях. Главное, чтобы тексты в них были написаны грамотно и с использованием широкой лексики.
Создавайте образы языка
Когда вы читаете, вы запоминаете написание слов. Но только при условии, если обращаете на них внимание. Сформируйте в себе то, что называют «врожденной грамотностью». Видите слово, которое написали бы иначе? Запомните его и больше никогда не пишите «симпатичный» с буквой «о» или «девчонка» с «е».
Интересуйтесь историей
Вы знаете историю слова «образованный»? А ведь есть интересная теория о том, что оно происходит от слова «образ», то есть образованный человек становится едва ли не подобным Богу. И таких интересных историй тысячи – просто найдите их.
Научитесь видеть структуру слова
Разбивайте слова на морфемы – выделяйте корни, приставки, суффиксы и окончания, подбирайте однокоренные слова. Это поможет видеть «проблемные» области и работать над ошибками.
Задействуйте мнемонику
Мнемоника предполагает поиск ассоциаций. Не можете запомнить правило написания слова? Подберите ассоциацию, найдите мнемонические маркеры. Можно использовать даже те, которые будут казаться сумасшедшими или странными.
Чаще общайтесь с грамотными людьми
Больше общайтесь письменно и старайтесь выбирать в собеседники грамотных людей. Это не значит, что вы должны отстраниться от друзей. Просто чаще вступайте в диалоги с теми, кто пишет грамотно и обладает большим словарным запасом.
Используйте обучающие приложения
Установите на смартфон обучающие приложения вроде «Слова дня», «Отличника по русскому» или «Глазария языка». Как можно чаще открывайте их в свободное время – например, в обеденный перерыв или в общественном транспорте.
Объявляйте охоту на незнакомые слова
Во время чтения или серфинга в Интернете старайтесь сознательно искать незнакомые слова и слова, в правильном написании которых вы сомневаетесь.
Высмеивайте ошибки
Добавьте к запоминанию эмоций: напишите слово неправильно и посмотрите на него. Искренне возненавидьте ошибку и задайте себе риторический вопрос: «Ну как же можно так писать?». Затем напишите слово правильно и оцените красоту его грамотной формы.
Создайте свой словарь
Соберите вместе слова, написание которых часто вызывает у вас проблемы. Возьмите блокнот или тетрадь, запишите туда их и их словоформы. Как можно чаще обращайтесь к своему словарю и напоминайте себе о правильном написании «проблемных слов».
Резюме
Как выучить русский язык быстро, легко и самостоятельно? Полюбить сам процесс его изучения. Постарайтесь как можно больше читать, разбирать и повторять правила, использовать мнемонические приемы и создавать образы слов. Отдавайте предпочтение в письменном общении грамотным людям, у которых есть чему поучиться. Создайте собственный словарь «проблемных» слов и чаще обращайтесь к нему. Не забывайте применять знания на практике – регулярно проверяйте себя на грамотность с помощью тестов.