русский национализм это плохо а такой хорошо
Почему «русский национализм» – это совсем не то, чем нас пугали.
Почему «русский национализм» – это совсем не то, чем нас пугали.
Как правило, любая попытка объяснить правоверному либералу, что у русского народа тоже могут быть какие-то права и интересы, натыкается на истерику: «Ах, так вы – русский националист?! Значит, вы за национальную исключительность?! Когда людям черепа измерять начнёте?» Ну, и тому подобная ахинея, характерная, к великому сожалению, не только для бесноватых либералов, но также для части особо упёртых коммунистов и просто не шибко грамотных граждан, с детства усвоивших на уровне аксиомы, что «национализм – это плохо», а русский национализм – тем более, ибо он «разрушит страну».
А почему, собственно, «плохо» и «разрушит»? Над этим предпочитают не задумываться: плохо – потому что плохо. И всё тут! Впрочем, от России, где всё последнее столетие правили то изничтожавшие «великорусский шовинизм» коммунисты, то стращавшие «русским фашизмом» либералы, иного ожидать не приходится. Так уж нас учили: «Национализм — один из принципов буржуазной идеологии и политики, проявляющийся в идее национальной обособленности, проповеди недоверия к другим нациям и межнациональной вражды». (Философский словарь. Под редакцией М,М. Розенталя и П.Ф.Юдина М.Политиздат, 1963.) В общем – ужас, ужас, ужас!
Получается странная вещь: везде в мире национализм признаётся вещью вполне приличной и даже присущей порядочному человеку, и только у нас в России он демонизирован до крайности. Причём – не какой-нибудь татарский, чеченский или бурятский национализм (кои именуются «пробуждением национального самосознания»), а именно русский – и только он! В чём тут дело?
А дело в том, что национализм – это действительно противоположность «интернационализму» ранних большевиков и, что то же самое, «глобализму» либералов, в основе которых – отказ людей от какой-либо национальной и духовно-культурной самобытности народов, которая, якобы, вторична по сравнению с классовой, политической и т.
Национализм же напротив, считает, что Народ (или Нация) – это надклассовая форма общества, и его национальные интересы выше и важнее любых «классовых», личных и групповых интересов. Не говоря о «международных» и «общечеловеческих», за которыми, как правило, стоят интересы транснациональных финансово-промышленных структур.
Предполагает ли любовь и преданность своему народу обязательные «недоверие к другим нациям и межнациональную вражду»? Да с какой стати?! Как справедливо замечал один английский писатель: “Я больше люблю свою дочь, чем кузину, а кузину больше, чем соседку, но из этого, честное слово, не вытекает, что я ненавижу свою соседку”.
Более того, именно здоровый национализм служит основой для уважительного отношения к самобытности и культуре других народов – ведь коль скоро мой народ имеет на это право, то значит, и другие тоже! И напротив, утративший национальные «корни» интернационалист-глобалист, мнящий себя «человеком мира», в принципе не способен уважать ни один народ, не соответствующий его представлениям о том «как должно быть везде и у всех».
Вот только к русскому национализму все эти изобретения Западной цивилизации никакого отношения не имеют! Верно сказал об этом блестящий русский философ Иван Солоневич: «Идея всякого национализма – есть идея, объединяющая и воспитывающая нацию к исполнению ее исторической миссии на земле. С этой точки зрения шовинизм – есть дурное воспитание нации. Космополитизм – отсутствие всякого воспитания. Интернационализм – каторжная работа нации для чуждых ей целей». То есть, речь идёт не о различных формах одного и того же, а об извращениях, от подлинного национализма отличающихся столь же разительно, как канал от канализации, а педагог от педераста.
Именно поэтому я лично с гордостью считаю себя русским националистом. Что в стране, где русские (даже без официального признания этой данности) составляют государствообразующее большинство, автоматически означает – быть патриотом России и братом всех народов, связавшим с русскими свою судьбу.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
9 причин поражения русского национализма
Русский национализм — он как электричество. Обычный житель России не ощущает его, не чувствует, не слышит и не видит, но пользуется этой огромной силой. Вот, к примеру, Столыпин, сумевший направить эту великую энергию в русло успешного государственного развития. Вот мы видим декабристов, которые пытались использовать мощь национализма для достижения целей, которые, как им казалось, принесут пользу обществу.
Главная проблема этой силы, как ни странно, в отсутствии хороших проводников. Несмотря на огромный потенциал электричества, без техники реализовать энергию не получится. С национализмом то же самое — энергия есть, а вот с инфраструктурой не очень.
Крамольное предположение: национализм в той или иной степени используют все политические силы в РФ. Крым возвращали под абсолютно националистическую риторику. С национализмом постоянно заигрывает ЛДПР и даже КПРФ (какая ирония) его не гнушается. Ну а Владимир Владимирович и Дмитрий Анатольевич вообще (по собственному признанию) главные националисты.
Тогда почему в РФ нет ни одной мейнстримной националистической партии — при таком огромном и очевидном запросе на эту силу?
Попробуем разобраться.
Первая причина: инерция советской пропаганды
Очевидная причина, но от этого не менее важная. Российская политическая общность (назвать её нацией пока не представляется возможным) явно испытывает неприязнь к термину «национализм», связывая это понятие с нацизмом, фашизмом и прочим люциферианским сатанизмом из основного советского мифа. Не надо в принципе объяснять, что на самом деле ничего имманентно плохого или даже просто радикального в национализме нет. Определений национализма великое множество, и зачастую трактовка зависит от страны, времени и политических предпочтений автора.
Академическое определение гласит: Национализм — это идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства, её первичности в государствообразующем процессе. Как политическое движение национализм стремится к отстаиванию интересов определённой национальной общности в отношениях с государственной властью.
В поле государственной пропаганды национализм по-прежнему означает Гитлера: страшных скинхедов в качестве страшилки про вред национализма сменили украинские праворадикалы.
Вот первая причина: русский национализм до сих пор очень мало занимался собственным имиджем, позволяя маргинальным элементам со свастиками формировать облик движения. К сожалению, «Русский Марш» нанёс имиджу русского национализма больше урона, чем любой федеральный телеканал с байками про скинхедов и убийства таджикских девочек.
Вторая причина: нет рупоров
Какой бы гениальной и правильной ваша идея ни была, в ней нет никакого смысла, если общество о ней не знает. Есть ли у русского национализма хотя бы одно крупное СМИ, которое может влиять на умы масс? К сожалению, нет. За четверть века национализм не приобрёл ни одного общенационального СМИ — Спутнику и Погрому, при всех его очевидных достоинствах, пока далеко до этого статуса. (Спасибо — прим. ред.) Причина очевидна: агрессивная российская медиасреда целенаправленно уничтожает любые зачатки свободной прессы.
Короче, население Российской Федерации элементарно не знает ни о каком национализме, и весь политический дискурс в РФ сводится к двум одинаково идиотским полярностям: либо вы государственник и патриот лично Владимира Путина, либо оппозиционер самого карикатурного либерально-этнического толка. Это деградация политики, и первоочередная задача русских СМИ — нарушить такой порядок вещей, пробить стену молчания и обеспечить людям доступ к реальной информации, к реальному положению дел.
Третья причина: нет поддержки в верхах
Среди политической элиты РФ попросту нет людей, симпатизирующих русскому национализму. Максимум, что они могут — это использовать националистическую риторику в своих номенклатурных интересах. Персонажи вроде Дмитрия Рогозина пытались создать «кремлёвский национализм», скрестив ужа с ежом, но «Родина» как проект в целом потерпела фиаско. Ни силовики, ни рыночники-либералы не хотят вкладываться в русский национализм. По понятным причинам: у них, во-первых, и так всё хорошо, а во-вторых, в массе своей они просто не русские. То же самое можно сказать и про бизнес-элиту.
Здесь, в принципе, нет ничего неожиданного — странно было бы ожидать, что те слои, которые напрямую получают выгоду от сложившегося положения вещей и которые благодаря ему пришли к власти и разбогатели, станут вдруг поддерживать изменение статус-кво, да ещё с помощью такого опасного для себя политического инструмента, как русский национализм. Ходорошвили, Абрамовичидзе и Вексельбергенко не станут финансировать русских националистов, даже если очень захотят снести режим — потому что всем без дополнительных объяснений понятно, что с ними будет в русском национальном государстве.
Пятая причина: раздробленность, отсутствие лидеров
Русские националисты по-прежнему остаются самым расколотым политическим движением. Украинский кризис консолидировал общество, но конкретно русских националистов поделил на два непримиримых лагеря (На русских националистов и заукраинских зигомётов — прим. ред.). Нужно ли говорить, что и до этого русских националистов нельзя было назвать единой политической силой — это всегда был разрозненный конгломерат маленьких группировок начиная от приличных национал-демократов в костюмах и заканчивая скинхедами и прочей маргинальщиной.
Националистам нужен центр консолидации, который сможет преодолеть противоречия большинства и собрать из множества течений единый политический монолит. Конечно, для этого придется идти на жертвы и компромиссы, но в ином случае русских националистов ждет судьба российских оппозиционеров, которые видят врага скорее в своих коллегах, чем в Путине.
С точки зрения развитого демократического процесса, наличие множества течений в одном идеологическом лагере — это хорошо, так как конкуренция позволит выработать оптимальную политическую базу. Однако в политических реалиях современной России такой подход деструктивен, русские националисты не хотят (и, откровенно говоря, не могут) выступить единым фронтом.
Шестая причина: слабость демократических институтов в РФ
Академическая политология на Западе давно доказала взаимосвязь политического национализма и демократии: упрощенно говоря, без демократических институтов, гражданского общества и независимых ветвей власти никакого национализма быть не может. Национализм в своей сути означает власть нации, еще точнее — власть национально ориентированных представителей народа. Без института выборов или, например, референдума нация не может выражать свои интересы, а власть не может их реализовывать.
Советский Союз и его правопреемница РФ давили и давят любые демократические преобразования, и никакое гражданское общество или система реальных выборов здесь появиться не может. Любые решения принимаются сверху вниз — так выстроена система.
Авторитаризм как политическая модель убивает национальное самосознание, делает нацию массой, которая служит группе элит. Для авторитарного государства высшая ценность — это сам диктатор или группа диктаторов, нация же выступает лишь элементом поддержки государственной системы, при которой диктатор чувствует себя хозяином положения.
Седьмая причина: использованы не все возможности
Выше уже говорилось о том, что националисты апеллируют к весьма узкому коридору проблем и тем, волнующих общество. К тому же ничего принципиально нового они не говорят. Есть хоть один федеральный политик или политическая сила, открыто заявляющая о необходимости нелегальной миграции? Конечно нет, любая партия будет (безрезультатно) говорить о контроле и ограничении.
Национальное движение в России должно использовать любую возможность, любой шанс, чтобы заявить о себе. Экологическое бедствие? Сразу апелляция к теме родной земли. Женская тема? Только национализм может предложить подлинное равноправие. Любая проблема, любой кризис должны быть использованы, чтобы заявить о себе.
Ещё одна проблема — пропагандой по сути охвачены только крупные города, а провинция остается вне поля зрения. Это грубейшая политическая ошибка, опыт иностранных правых показывает, что именно провинция обычно правее всего. Более того, чем дальше от Москвы — тем меньше уровень табу на национализм. Традиционно ориентированные на сильную власть, жители регионов не приемлют либеральную оппозицию, но и издержки путинского режима сильнее всего видны именно в провинции. Националисты могут выступить третьей силой, не запятнавшей себя ни слабостью, ни коррупцией.
Восьмая причина: отсутствие исторической преемственности
Несмотря на очевиднейшую связь с Белым движением, с царской Россией начала XX века, с имперским прошлым, в националистическом лагере до сих пор встречаются люди, симпатизирующие СССР и другим политическим мутантам. Некоторые доходят до поклонения мутантам из других стран.
Любая политическая пропаганда должна создать образ светлого, идеального ориентира, специфического якоря из прошлого, который задает тон всему движению. Для коммунистов этот якорь — СССР 70-х годов, для либералов — идеальная картина Евросоюза, для националистов этим якорем должна стать императорская Россия начала ХХ века.
Это выгодный, красивый и пока ещё незатасканный образ, не зря к нему так часто прибегают путинские политтехнологи (Поклонская, открытие памятника Столыпину). Ну и, само собой, ни в коем случае нельзя опираться на историю чужой страны — это мало того что странно, так ещё и даёт оппонентам прекрасную возможность обвинить националистов в предательстве.
Девятая причина: непонимание сути национализма
Мы много говорим о национализме, но, откровенно говоря, знаем об этом явлении столь мало, что все наши предположения могут оказаться ошибочным. Русские должны понять, что национализм — это отражение особенностей конкретной нации в политической сфере, и нельзя просто взять и использовать чужой опыт. Каждый национализм уникален, в том числе и русский, со всеми его противоречиями, проблемами, сильными и слабыми сторонами. И если с академической точки зрения национализм как явление достаточно хорошо изучен, то в эмпирическом плане все куда хуже. Построение русского национального государства сравнимо полётом в космос. Да, у нас есть приблизительные ожидания и расчеты — они могут оправдаться, а могут и нет.
Выход один: пробовать.
Хороший плохой национализм
После лекции Анатоль Ливен ответил на вопросы корреспондентов «Эксперта».
Наконец, важно понимать, что в одной и той же стране могут сосуществовать разные виды национализма. В той же Индии есть уже упомянутый гражданский национализм, сторонники которого делают упор на государственные институты и идеалы, но есть и другой тип национализма, который набирает силу в последние годы. Этот более молодой национализм строится на том, что верить в индийскую конституцию и государство недостаточно для того, чтобы быть индусом, для этого еще необходимо принадлежать к индуистской конфессии. Важно, что эта версия индийского национализма является не этнической, а скорее религиозной. Хотя в нем, конечно, есть некоторые этнические компоненты, но они выражены очень неявно.
Россия по определению не может использовать тот же самый антироссийский национализм, который имеет место в Восточной Европе, чтобы вызвать у населения массовую поддержку реформ и движение в сторону Запада
Именно из-за национализма Япония стала крайне жестокой, фашистской, шовинистической и милитаристской силой. И это привело страну к катастрофе. Но если сегодня мы сравним Японию и Филиппины, где национализмом и не пахнет, то увидим, что националистическая модернизация позволила Японии стать одной из самых экономически развитых стран мира, и как бы то ни было, думается, что до сих пор большинство японцев считает, что куда как лучше быть японцами, чем филиппинцами.
— Часто говорят, что коллапс Советского Союза, произошедший в девяностых годах, до определенной степени похож на разрушения империй, например, Британской или Французской. Но комбинация одновременного падения империи и экономического упадка, поразившего Россию, абсолютно беспрецедентна. Ничего подобного не происходило ни в одной стране, если только она не переживала тотальное военное поражение.
Есть проблемы и на геополитическом фронте. Как я уже говорил, национализм в России по определению не может быть антироссийским национализмом. Но с другой стороны, российскому национализму крайне трудно не быть имперским. По идее, Россия должна напрочь забыть о своем прошлом, перестать ощущать себя ядром Советского Союза и сконцентрироваться на создании национального государства и на укреплении национализма в таком виде. Но Россия и в прошлом, и в настоящем слишком тесно вовлечена в интересы окружающих ее республик, чтобы пойти на это. Хотя Россия, конечно же, имеет свои собственные интересы на постсоветском пространстве, но очевидно и то, что любое российское правительство неизбежно встанет перед необходимостью защищать интересы этого своего окружения в целом. Так, как это делают США в Центральной Америке и Карибском регионе.
Отдельную проблему создает российская бюрократия. Конечно, Россия далеко не самое регрессивное государство, есть намного более тяжелые случаи. Но все вышеперечисленные проблемы вместе создают крайне двусмысленную ситуацию. В России реформы идут медленнее, чем в странах Восточной Европы, которые сделали упор на демократию и единение с Западом, и медленнее, чем в авторитарных странах Восточной Азии. Вы находитесь где-то посередине и поэтому не можете использовать преимущества ни того, ни другого варианта.
— А как связаны между собой и связаны ли вообще такие явления, как национализм, демократия и экономическое развитие?
— В этом контексте как вы оцениваете происходящее в Турции. Там очень сильный национализм, который действительно позволяет стране хорошо развиваться экономически. По европейским же меркам, у Турции очень серьезные проблемы с демократией. Как же Турция при таком накале национализма собирается вступать в ЕС и как же ЕС собирается принимать Турцию в таком состоянии?
— А в США сегодня какую роль играет национализм?
Когда появился национализм?
Британский политолог Бенедикт Андерсон считает, что первые нации сложились не в Европе, а в Новом Свете. В получивших независимость на рубеже XVIII и XIX вв. испанских колониях Южной Америки и в США между людьми впервые стерлись все былые различия. Теперь их объединяла принадлежность к общему государству, они чувствовали себя частью одной нации.
Роль романтизма
Фото: alternathistory.com Именно романтики стали собирать национальный фольклор, в первую очередь сказки (братья Гримм, Г.Х. Андерсен, Пушкин и Ершов). Таким образом литераторы создавали культурную идентичность молодых наций. Немалую роль в этом сыграли и историки романтической школы, находившие историческое обоснование особости каждого из народов.
В XIX веке любое искусство и даже наука становятся национальными: русская музыка, испанская живопись, немецкая философия, французская литература, английская поэзия итд.
Упадок национализма
К азалось, что в мире национализм отходит на второй план, уступая интеграции и глобализации. Если раньше национальные различия подчеркивались, то сегодня их стараются скрыть. Национализм остается уделом фанатиков, не имеющих другого повода для гордости, кроме как данная при рождении принадлежность к какому-либо народу, думали многие.
Проблема национализма и его опасность для России
Национально-этнические проблемы являются крайне острыми вопросами в современном мире, вследствие чего исследования парадокса национализма в политической науке получает особенную актуальность.
Оценивая данный парадокс с этического аспекта, многие учёные выделяют его историческую значимость в процессе становления и дальнейшего развития государств и этносов. Зафиксировано, что на протяжении последних двух столетий национализм оказал существенное влияние на процессы укрепления позиций во Франции, объединения – в Германии, восстановления суверенитета – в Польше, Греции и Финляндии. Тот же путь прошли и современные страны СНГ. Именно национализм уничтожил такие величайшие империи, как Британская, Османская и Российская. Данный феномен стал плодородной почвой для создания диктаторских укладов в Германии, Италии и Испании, а вкупе с расизмом и фашизмом нанес несоизмеримый ущерб различным народам.
Определению сущности национализма посвящено множество исследований, однако вся его подноготная до сих пор не изучена. Национальные замыслы невольно порождают политические акции и организации, которые и представляют собой национализм. В самом общем виде национализм можно понимать в качестве политического движения, направленного на протекцию интересов национальной общности в международном масштабе и в процессе взаимодействия с государственной властью. Национализм может быть идеологией как квинтэссенцией государствообразующей нации, так и этнического меньшинства. Многие национальные движения сконцентрированы на использовании политических орудий для усиления объединения граждан одной народности и защиты их интересов как внутри страны, так и на международном уровне.
Национализм часто становится политикой и идеологией, использующей национальные чувства для достижения своих целей. Характерная для национализма размытость идеологии и эклектичная структура политических движений часто открывает возможности для политики «двойных стандартов». Например, стремящиеся к сохранению своей культуры «нации-гегемоны» обвиняют в великодержавном шовинизме, борьбу малых народов за национальную независимость называют сепаратизмом, – и наоборот.
На протяжении истории человечества национализм нанёс огромный ущерб многим народам мира, когда был совмещён с расизмом, фашизмом или нацизмом. В большинстве стран крайний национализм официально признаётся социально опасным явлением. Ряд международных документов, в том числе Всеобщая декларация прав человека и Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, осуждают этническую дискриминацию и ставят её вне закона. В России разжигание межнациональной розни относится к уголовно наказуемым деяниям.
Считается, что нельзя рассматривать национализм как абсолютное зло или абсолютное добро. Определение национализма и его сути лежит в плоскости истории, политики и философии. Негативные или позитивные аспекты национализма определяются его формой и степенью проявления тех или иных признаков.
В современном представлении национализма мы видим, что в одних определениях понятие «национализм» имеет нейтральную или скорее даже положительную коннотацию (преданность культуре своей нации, стремление к национальной независимости). В то же время в общественном сознании национализм устойчиво ассоциируется с «экстремизмом», «расизмом», «фашизмом», «антисемитизмом» и прочими малоприятными вещами.
Причины этого положения таковы: негативное отношение к национализму досталось россиянам в наследство от коммунистической эпохи; негативизм постоянно подогревается деструктивной деятельностью разнообразных экстремистских «патриотических» и «националистических» групп; Россия в своём историческом развитии так и не смогла достичь состояния «русского национального государства».
Национализм в политической сфере наиболее результативен тогда, когда страна нуждается в культурном и социально-политическом единстве всего населения или отдельных групп. История показывает, что данное явление используется с целью утвердить не только факт наличия нации и ее отдельных интересов, но и превосходство этой нации и ее потребностей над остальными. Высшая оценка национальных приоритетов часто сливается с идеями независимости, что в итоге ведет к необходимости обретения части государственного суверенитета и его политической фиксации. Формируется представление нации об автономии в рамках государства, а также потребность в создании чего-то собственного.
Целью национализма может быть повышение эффективности деятельности государства, реформирование, подъем уровня жизни. Достаточно популярной целью национальных движений является обретение национальными группами «культурной автономии», дающей гарантию гражданам определенной национальности особые возможности выражения единства, расширение прав на особые формы политического представительства.
В чем особенность национализма?
Часть ученых предполагает, что данный феномен есть идеология и политика, которые используют в своих целях национальные чувства. Национализм может проявляться как в виде патриотизма, так и в виде агрессивного противостояния другой нации, т.е. ее дискриминации. Это напрямую зависит от содержания политической идеологии государства.
Особенность данного феномена в том, что он всегда воспринимался исследователями неоднозначно. Представители марксистского движения в политологии выделяли именно положительные черты национализма угнетенных народов колониальных стран. Параллельно буржуазный национализм воспринимался как нечто отрицательное.
В России современный национализм также воспринимается неоднозначно: одна сторона осуждает его деструктивную идеологию, другая поддерживает, причем в самой агрессивной форме (например, скинхеды). На рубеже XX-XXI веков в российском обществе проблемы национализма приобрели особую актуальность и остроту.
Чем национализм опасен для России?
Необходимо помнить, что Россия – многонациональное государство, на территории которого проживает свыше 130 народов, поэтому национальные проблемы проявлялись с определенным постоянством. В начале 1990-х годов национальные конфликты в России обострились. Причинами данной ситуации стали снижение уровня жизни большинства граждан, усиление миграции, конфронтация между различными нациями и культурами, война в Чеченской республике и терроризм.
Какова социально-психологическая основа проявления националистических настроений? Несомненно, одним из его наиболее массовых носителей является люмпенизированная страта общества. Карл Маркс видел в люмпен-пролетариате «накипь всех классов» – социальный слой, который не имеет устойчивой социальной позиции. Националистические идеи притягивают люмпенов, так как дают им возможность осознать свое превосходство над «другими» лишь благодаря принадлежности к определенной национальной группе. Нет нужды трудиться и прикладывать силы, дабы чувствовать себя выше киргиза, грузина или узбека только потому, что ты русский. Или воспринимать себя выше украинца, только потому что ты еврей, армянин и т.д. Национализм разделяет нации.
В советский период, если посмотреть с одного ракурса, активно пропагандировалась идея «дружбы народов», а с другого ракурса – сохранялась почва для замаскированного накала межэтнических взаимоотношений. Соответственно, формально все гармонировало с официальной идеологией – интернационализмом, но как только в начале перестройки ослаб контроль, национальные вопросы стали резко усугубляться. В период застоя в национальном аспекте наблюдался дуализм, расхождение между реальными процессами и их идеологическим «облачением». От общества многое скрывалось – реальные настроения, напряженность и конфликты, поэтому непредвзятое изучение национальных отношений было под запретом.
В Советском Союзе официально национальный вопрос считался разрешенным, однако после распада СССР обострились противоречия, и национализм вырос во всех бывших республиках. В процессе обретения суверенитета вновь возникшие государства нуждались в идеологическом подтверждении легитимности своей власти, наиболее приемлемой оказалась идеология национализма. Россия из могучей сверхдержавы превратилась в экономически неконкурентное государство. Новейшая российская история подверглась ревизии, пересмотру, а деятельность нескольких поколений советских граждан была перечеркнута. В постсоветский период 25 миллионов русских людей оказались в сопредельных государствах, уже чужих для них. Их начали притеснять, изгонять и подвергать дискриминации по национальному признаку. Народ претерпел серьезное национальное унижение. Является ли данная ситуация почвой для возрождения национализма?
На данный момент в мире наблюдаются процессы интернационализации, вызываемые развитием мирового рынка, науки, техническим прогрессом и информатизацией общества. Данные процессы неотвратимы, и препятствовать им безрезультатно. Однако они порождают в обществе противоречия, так как происходит столкновение традиций национальных культур, которые, в свою очередь, сглаживают национальные различия и создают новые условия национального подъема.
Современный национализм старается сдерживать процессы интеграции и интернационализации, но это безрезультатный путь, националистические установки не способствуют поиску рациональных способов разрешения возникающих трудностей. Мировой опыт подтверждает, что представители разных этносов могут жить в согласии, если одна нация не возвышается над другими, если беспрепятственно развиваются язык и культура. Важно и то, как друг к другу относятся сами народы: что преобладает в их чувствах и сознании – толерантность, дружелюбие или вражда и неприязнь к другой нации. Негатив в отношениях вспыхивает моментально, а искореняется десятилетиями, поэтому особую роль играет последовательная национальная политика, ориентированная на мирное решение проблем и противоречий, на предотвращение национальных столкновений.
Подводя итог, национализм обычно зарождается при невысоком уровне жизни и глубоком социальном расслоении общества. Идеология национализма, попадая в разные страты, способствует возникновению молодежных движений и политических акций националистического характера. Необходима взвешенная идея национального возрождения России, выражающаяся в заботе обо всех ее народах на основе принципов демократии и гуманизма, патриотизма и взаимного уважения. Только при таких условиях национализм России не грозит.
Напоследок приведу интересные суждения о проблеме национализма участников дискуссии в РХГА (Русская христианская гуманитарная академия, особенностью образовательной концепции которой является признание истории и основ христианства важнейшим компонентом гуманитарного образования, позиционирующая себя как светское учебное заведение без каких-либо ограничений (национальных, вероисповедальных) для студентов и преподавателей):
-«На повестке дня стоит «национальная революция».
-«Культурный человек по необходимости обязан быть националистом, ибо «мировая культура» есть только совокупность национальных исторических культур».
-«Наш главный национальный недостаток – отсутствие чувства самоуважения и сознания собственного достоинства».
-«Национализм – естественная реакция на интернационализм».
-«Будущее за национализмом. Уже не призрак коммунизма бродит по Европе, а призрак национализма».
-«Национализм наступает. Национализм есть реакция на глобализацию, это ответный процесс».
-«Национализм является и опасностью, и препятствием на пути распространения глобализма».
-«Гений всегда национален, а посредственность всегда интернациональна».
-«Отчего идёт иррациональность национального самосознания? – Так космическое бытие проявляет себя в национальном существовании».
-«Национализм – это национальный эгоизм».
-«Национальная проблема это проблема развития».
-«Космополитизм атрофировал живое чувство родины, и является препятствием к нашему земному причастию».
-«Мы должны развивать собственную национальную неповторимость. Если сохраним её, то станем примером и для других».
-«Национализм – это исторический оптимизм, это соль жизни, без которой жизнь пресна и убога».
-«В чём сущностное отличие национализма от нацизма?» – «Нацизм – это превосходство одной нации над другой. У национализма этого нет».
-«Русская национальная идентичность не определяется через превосходство своей культуры и веры над другими».
-«Нет никакой русской особенности, есть универсальные законы человеческого общества».
-«Особенности русского человека в его духовности, в его святости, в открытости русской души; русский человек всегда искал в себе Бога».
-«Духовность не имеет национальности. Национальность это культура и менталитет».
-«Определять нацию через государственность это не правильно. Нация первична по отношению к государству».
-«За национализмом будущее. А вот каким он будет, зависит от нас!»