русский музей или эрмитаж куда лучше пойти
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Видео
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
Петербург: Эрмитаж и Русский музей
Петербург: Эрмитаж и Русский музей
Когда-то это был очень небольшой музей в составе Зимнего дворца, созданный Екатериной II исключительно для себя любимой и дворцовой знати. Такой культурный закуток для формирования утонченного вкуса избранных. И только после февраля 17-го Эрмитаж разросся до сегодняшних размеров и стал главным в этом ансамбле зданий между Дворцовой площадью и Дворцовой набережной. И пошел в него народ сплошным потоком, наслышанный о несметных сокровищах музея.
Но я бы советовал все же идти в него, подготовившись. Что-нибудь заранее почитать, разложить в голове основные школы и направления, запомнить некоторых авторов.
Еще будет полезно побродить по виртуальному Эрмитажу на его официальном сайте. Там даже есть такая интересная функция, как создание собственной коллекции произведений, которые можно потом попробовать отыскать в бесчисленных залах и полюбоваться воочию. И только тогда, возможно, Эрмитаж тоже снизойдет до вас, станет «френдли» и поведет вас за руку в волшебный мир искусства. А Питер в вашем представлении обретет ту самую ауру «культурной столицы», о которой вы много раз слышали, но не могли понять, где же она…
ДЕСЯТЬ ШЕДЕВРОВ ЭРМИТАЖА
Одно из ключевых произведений раннего Леонардо да Винчи, написанное им на рубеже 1460- 1470 годов. «Мадонна с цветком» стала образцом для тогдашних живописцев, а масляные краски при создании картин стали использовать как раз после ранних опытов да Винчи.
История того, как она попала в Россию, окутана тайной. По легенде семья Бенуа выкупила ее у бродячего астраханского цирка. На самом деле, это неправда. Мария Бенуа, в девичестве Сапожникова, получила эту картину по наследству от отца. А первое упоминание ее в российских описях имущества датируется началом XIX века: на тот момент Мадонна принадлежала семье недавно умершего сенатора Корсакова. Картину у Марии Бенуа выкупил Императорский Эрмитаж. Примечательно, что выплата не была разовой: часть денег была перечислена ей уже после октябрьской революции.
3. Мадонна Литта
Картина изображает традиционный древнегреческий сюжет: царь города Аргос, узнав о том, что умрет от руки внука, сына Данаи, заточает ее в темницу. Но бог Зевс все равно проникает к ней в виде золотого дождя. После этого Даная родит сына Персея.
В Россию «Даная» попала в 1772 году, когда ее купила Екатерина Вторая. А спустя двести лет именно с этой картиной случился самый знаменитый акт музейного вандализма. Литовец Бронюс Майгис, движимый, как он сам говорил, политическими мотивами, 26 августа 1985 года облил картину серной кислотой и дважды поранил ее ножом.
Майгиса признали невменяемым. Борис Пиотровский тотчас же послал за химиком Шульцем, который давал рекомендации по предотвращению окончательного разрушения картины (поливать водой в вертикальном положении, найти скрепляющий раствор и т.п.). Несмотря на то, что потери в итоге составили 27% полотна, картину удалось полностью восстановить, с 1997 года она находится в зале живописи Голландии и Фландрии. Под бронированным стеклом.
6. «Возвращение блудного сына» Рембрандта
Один из лучших портретов эпохи барокко. Гейнсборо, как считается, рисовал его с Елизаветы Бофорт, дочери адмирала Боскауэна. Он стал вершиной творчества художника: утонченная женская красота, изящество, полуулыбка, полутона. Все аккуратно и чинно. В Эрмитаж портрет попал от егермейстера Хитрово в 1912 году. На данный момент это единственное произведение Гейнсборо, которое находится в российских музеях.
8. «Танец» Матисса
Потом, когда коллекцию Щукина национализировали, большую часть принадлежавших ему произведений искусства отправили в ГМИИ, Эрмитажу достались только «Музыка» и «Танец».
9. «Вечная весна» Родена
В свое время эта скульптура стала частью композиции «Врата ада» у главных дверей французского Музея декоративно-прикладного искусства: то было главное произведение скульптора. Впоследствии Роден повторил эту скульптуру. Это редкий случай, когда мрамор частично был специально сделан таким неотесанным, чтобы придать композиции большую естественность.
10. «Композиция VI» Кандинского (Зал Кандинского)
Питерские экскурсии. Русский музей
Ну, и совсем обалденное впечатление производят такие, увиденные «в живую» картины, как «Бурлаки на Волге» и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Ильи Репина, «Витязь на распутье» Виктора Васнецова, «Переход Суворова через Альпы» Василия Сурикова… А ведь еще там же есть Борис Кустодиев со знаменитым портретом Федора Шаляпина, Валентин Серов с «Похищением Европы», Кузьма Петров-Водкин со своей «Богородицей»… Но это уже XX век, но еще дореволюционная русская живопись без лживого соцреализма.
И вот странно, но именно в Русском музее мне лично показалось как-то более комфортно. Не знаю, с чем это связано. Может быть, в отличие от Эрмитажа, Русский музей устроен более камерно, уютно. Да и персонал смотрит на людей менее подозрительно.
ДЕСЯТЬ ШЕДЕВРОВ РУССКОГО МУЗЕЯ
1. «Ангел Златые власы»
2. «Последний день Помпеи»
Самая знаменитая картина художника Карла Брюллова, наброски для которой он рисовал с натуры.
Считается, что именно с этого полотна началась наша национальная школа живописи. Раскопки в Помпеях начали как раз в то время, когда Брюллов находился на учебе в Италии. Как потом писал Баратынский, «стал последний день Помпеи для русской кисти первым днем».
Огромное эпическое полотно было написано мастером за три года и стало символом нарождавшейся русской живописной школы. В стране художника в буквальном смысле носили на руках. А саму картину Николай Первый повесил в Академии Художеств, чтобы начинающие живописцы знали, на что ориентироваться.
3. «Девятый вал»
Талант Айвазовского до сих пор знаменит во всем мире, его картины словно кометы появляются на международных аукционах, а знаменитый английский маринист Тернер, восхищенный нашим художником, написал в честь него хвалебное стихотворение.
4. Витязь на распутье»
Одна из самых знаменитых картин художника Васнецова, стоящая в блистательном ряду прекрасных полотен со сказочными сюжетами вместе с «Аленушкой» и «Иваном-царевичем».
И по сей день «Витязь» считается одной из лучших канонических российских картин второй половины 19-го века наряду с полотнами Репина и Сурикова.
5. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Текст письма казаков дошел художника Репина и до нас в виде списков (письменных копий) и, как считается, был написан в 17-м веке, когда в очередной раз турецкий султан потребовал от казаков перестать нападать на Блистательную Порту и сдаться.
Успех на выставках (в том числе и за границей) был настолько огромный, что полотно в итоге купил сам император Александр Третий для размещения в Русском музее.
6. «Переход Суворова через Альпы»
Главное монументальное историческое полотно красноярского художника Василия Сурикова, ради которого тот ездил в Швейцарию. Самого полководца художник списал то ли с преподавателя местной гимназии, то ли с отставного казачьего офицера.
Получился госзаказ невзначай. Художник нарисовал картину к 100-летию альпийского похода Суворова в 1899 году, в итоге она так понравилась императору Николаю Второму, что тот ее приобрел для Русского музея.
7. «У дверей мечети»
Это великолепное полотно является ключевой картиной в творчестве художника Верещагина, одной из немногих, выставленных в Русском музее: большая часть коллекции хранится в Третьяковской галерее. Художник с немыслимой по тем временам фотографической точностью создал сюжет, достойный лучших фоторепортеров нашего времени: роскошные двери среднеазиатской мечети с бедняками, для которых богатый мир закрыт на веки.
Примечательно, что картина является одной из немногих невоенных картин Верещагина: тот прославился, прежде всего, как баталист, с репортерским хладнокровием, вскрывающий ужасы войны: и в Средней Азии, и на Балканах. Погиб художник Верещагин тоже на войне: в Порт-Артуре на броненосце «Петропавловск».
8. «Похищение Европы»
Картина является удивительной стилизацией античного сюжета эпохи модерна: по легенде, Зевс в образе быка и увез Европу на остров Крит. Художник Валентин Серов, вдохновленный раскопками на острове Крит, написал большое декоративное панно.
В Русском музее хранится одна из шести копий картины. Большой вариант находится в Государственной Третьяковской Галерее.
9. «Смерть комиссара»
10. «Оборона Севастополя»
Александр Дейнека написал эту картину еще в 1942 году, буквально сразу после падения Севастополя. Ему показали снимки разрушенного города, и Дейнека решил создать большое героическое полотно о тех, кто защищал Севастополь. Получилась эмоционально очень сильная картина про отвагу и безнадежность положения тех, кто решил не сдаваться во что бы то ни стало.
использованы материалы блога http://a-strunin.livejournal.com
Что нужно знать о трёх об Эрмитаже, Русском музее, Кунсткамере и Столовой№1? Как выгоднее перемещаться по Питеру и что следует взять с собой?
Доброго времени суток! В своём отзыве я хочу познакомить вас с Санкт-Петербургом. Вы уже были там? Или только собираетесь поехать? Мой отзыв больше для тех, кто мало знаком с Питером. Но думаю, любой человек может что-то подчеркнуть для себя:)
Из чего будет состоять отзыв:
1. Эрмитаж
2.Русский музей
3. Кунсткамера
5. Советы к поездке( к чему быть готовым, что взять)
1.Эрмитаж
Госуда́рственный Эрмита́ж (до 1917 года — Императорский Эрмитаж) — музей изобразительного и декоративно-прикладного искусства, расположенный в городе Санкт-Петербург. Второй по величине художественный музей в мире. Главный музейный комплекс включает в себя шесть связанных между собой зданий — Зимний Дворец, Запасной дом Зимнего дворца, Малый Эрмитаж, Большой (Старый) Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр. В них открыты для посещения 365 залов.
Цена входа в Эрмитаж.
Я посещала музей без экскурсовода, но в следующий раз планирую воспользоваться его услугами( хотя это и не обязательно, я планирую посетить Эрмитаж ещё много раз погуляв там самостоятельно).
Я считаю, что Эрмитаж это первое, что нужно посетить приехав в Питер, даже если вы там уже 5, 10, 15 раз. Уверяю вас, сколько раз вы бы за зашли в Эрмитаж вы обязательно увидите много нового.
2.Русский музей.
Госуда́рственный Ру́сский музе́й (по 1917 год «Ру́сский Музе́й Импера́тора Александра III») — крупнейшее собрание российского искусства в мире. Находится в центральной части Санкт-Петербурга. Современный Русский музей представляет собой сложный музейный комплекс.
Главные отличия Русского музея от Эрмитажа заключаются в том, что 1) в Русском Музее только отечественное искусство, 2) Отсутствует настолько широкая помпезность. Располагается также на станции метро «Невский проспект», то есть в центре Санкт-Петербурга.
Цена входа в в Русский музей:
Как и Эрмитаж посещала музей без сопровождения экскурсовода, но в следующий раз ОБЯЗАТЕЛЬНО с ним, так как посещая самостоятельно Русский музей можно лишиться горы полезной информации.
К огромному сожалению, бесплатное посещение не предусмотрено никаким категориям((
3.Кунсткамера
Кунстка́мера — кабинет редкостей, в настоящее время — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (МАЭ РАН) — первый музей России, учреждённый императором Петром Великим и находящийся в Санкт-Петербурге.
Как правило, кунсткамера ассоциируется только с теми самыми уродцами с нарушениями развития. Но там есть далееко не только это. Скажу больше, подобным экспонатам посвящена только одна комната. Находится первый музей в России на Васильевском острове.
Цены на вход в Кунсткамеру:
Что ж, в отличие от Русского Музея в Кунсткамере более либеральные цены, особенно льготным категориям. Хотя бесплатное посещение тоже не предусмотрено, что я считаю минусом( но это не отменяет того, что каждый из музеев нужно посетить).
Кунсткамеру я посещала с услугами экскурсовода, потому что во-первых без него там сложно разобраться, узнать что-то; во-вторых с приобретением этих услуг появляется доступ на 4 и 5 этаж( у обычных посетителей в распоряжении только 1-3 этаж). Подъём туда производится по винтовой лестнице и быть там без гида запрещено. Там находится астрономическая обсерватория и огромный глобус. Наша группа экскурсии состояла из 10 человек.
Ну и конечно же, нельзя не сказать про комнату с экспонатами с разными нарушениями. Их много, они разные и практически к каждому есть описание нарушения. Но есть некоторый минус- они находятся в специальной жидкости, которая помогает сохранить их в пригодном состоянии. И пахнет это так себе. Так что насморк в этом случае только на руку.
4. Столовая №1
Думаю, я напишу отдельный отзыв на кафе и рестораны в Санкт-Петербурге, потому что тут всё-таки о музеях. Но о недорогом перекусе можно сказать пару слов.
Столовых №1 там много, так что вы всегда легко их найдёте. Они располагаются по всему Невскому проспекту. Там самые либеральные цены по всему Питеру, очень удобно гуляя по Питеру зайти и перекусить. Еда там вкусная, я бы сказала домашняя. Чтобы сориентировать по ценам, скажу так: на 150р можно заказать полноценный обед и наесться.
5. Советы к поездке
По поводу метро. Вероятнее всего( особенно если вы поселились не на Невском проспекте), вам придётся много перемещаться на метро и автобусах. И будет крайне невыгодно платить за каждый жетон и билет на автобус отдельно. Поэтому, в кассе метро( там же находятся жетоны) я рекомендую приобрести комплексную карту на метро и автобусы( на 3 дня стоит 340р, при возвращении карты отдают 40р). Промежуток между поездками должен быть не менее 20 минут на одном из видов транспорта( с автобуса на метро можно сразу). Эта карта очень выручала, когда нужно было циркулировать побыстрее по Невскому проспекту.
Всем читателям пламенный привет!
Хочу поблагодарить maximovaa за то, что посоветовала на Эрмитаж забить, а вместо него посетить прекрасный Русский музей.
Мы ничуть не пожалели, что там побывали, получили массу позитивных эмоций. И да, именно после Русского музея я стала интересоваться живописью, хотя никогда глубоко не увлекалась искусством.
Так что давайте вместе походим по уютным залам Михайловского дворца и полюбуемся картинами.
Русский музей состоит аж из пяти корпусов. Я буду рассказывать конкретно про Михайловский дворец и корпус Бенуа. И в дальнейшем под словосочетанием Русский Музей подразумеваю именно этот корпус.
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О МУЗЕЕ
Перед входом во дворец стоит знаменитый памятник Пушкину работы скульптора Аникушина.
При входе сразу стоят кассы, туалеты и план музея.
Вроде бы в музее все чистенько, но про себя отметила, что место давно не ремонтировалось. А, может, это сделано намеренно, чтобы сохранить внутри дворца дух Советского союза, старенького музея.
ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ ИЗ СЕБЯ МУЗЕЙ
В корпусе Бенуа представлены работы тружеников искусства конца ХIХ — начала ХХI века, в основном живопись и немного скульптуры. Есть разделение на несколько залов. Некоторым, особо именитым живописцам, выделили целые залы, а некоторых сгруппировали.
ПЕТРОВ-ВОДКИН
Например, с удовольствием посетила зал художника Петрова-Водкина. Оказывается, в Русском музее представлено много его знаменитых полотен. Жаль, что Купания красного коня тут нет.
Вот, собственно, автопортрет живописца.
Почему меня заинтересовало творчество Петрова-Водкина? До посещения музея много слышала о неоднозначности его творчества и личности. А тут появилась возможность своими глазами все увидеть, и, как минимум о творчестве, сделать выводы.
Ну и, как всегда, у Петрова-Водкина вкусное сочетание цветов. Розовая скатерть, синяя бумага под селедкой. А, если приглядеться, сверху можно заметить кусочек картины живописца, на который положили эту самую розовую скатерть.
МАЛЕВИЧ
Также для меня стало открытием, что в Русском музее представлены работы Малевича и его знаменитый Черный квадрат.
Оказывается, в творчестве живописца есть целый ворох вот таких минималистичных авангардных работ. Нууу, какой бы смысл они ни несли, тут либо я ничего не понимаю в современном искусстве, либо Малевич всех надурил . В общем, не фанат я такого направления в живописи и не нахожу в нем ничего гениального.
ДРУГИЕ ПОНРАВИВШИЕСЯ КАРТИНЫ
Кустодиев Купчиха с чаем
Эту картину я помню еще со времен школы. Ну это совсем другое дело, это Вам не черный квадрат. Тут Вам и портрет, и натюрморт, и внимание к деталям и мелочам. Удивительно, насколько красиво и с изобилием изобразил купеческий быт художник, который сам жил довольно бедно.
Самохвалов Кондукторша
Шагал Прогулка
Поначалу я посчитала картину примитивной, но, узнав ее историю, взглянула на полотно под другим углом.
Крамской Портрет Ивана Ивановича Шишкина
Портрет художника, подарившего нам эпохальное утро в сосновом лесу. Именно таким я его и представляла).
Перов Охотники на привале
Тоже частенько попадалась мне эта картина, однако только в музее я узнала автора и название).
Серов Дети
Серов Портрет Софьи Михайловны Боткиной
Серов Портрет княгини Зинаиды Юсуповой
Согласитесь, женщины Серову удавались особенно хорошо! Передает не только их внешнюю красоту, но и внутренний мир, и то, чем они жили).
Яковлев Пьеро и Арлекин
Есть какая-то особая магия у этой картины! Я даже открытку такую прикупила в музее). Отправлю кому-нибудь через посткроссинг).
Новиков Одинокий домик в степи зимой
Многие восхищаются этим декоративным панно, но я тут не увидела ничего гениального. Эх, не по мне такое искусство.
Кончаловский Испанский танец
Да да, это предок тех самых Михалковых-Кончаловских. Посмотреть интересно, но сильно не цепляет.
Ох, чувствую, если я стану разбирать все заинтересовавшие меня работы, этот отзыв буду писать еще много-много лет (а у меня еще и обзорка горит синим пламенем). Так что просто любуйтесь).
Из цикла «Куда пойти в Питере?» В Русский музей!
Эрмитаж, Петергоф, путешествие по рекам и каналам. Вот примерный набор туриста, который приехал в город на Неве и жаждет поставить галочки в графу «И я там был». Список, конечно, может варьироваться, расширяться или сокращаться в зависимости от количества свободного времени и финансов: Храм Спаса на Крови, Петропавловская крепость, Пушкин, Павловск
Мне же приятнее всего, когда в этот перечень попадает Государственный Русский музей — одно из тех мест в Петербурге, куда я с превеликим удовольствием вожу гостей города.
Почему именно Русский музей должен стать обязательным объектом посещения? Причин несколько.
Во-первых, удобное месторасположение этой достопримечательности города — всего каких-то пять минут ходьбы от ст. метро «Гостиный двор». Во-вторых, камерность. Если сосредоточиться только на главном музейном комплексе, то можно вполне себе уложиться в рамки одного дня, а то и меньше — кто как привык рассматривать экспонаты. В-третьих (и в главных) — сама коллекция. Заходишь — и ах, да это же все мое, родное!
Творения русских мастеров, многие из которых были далеко не русских корней, но считали себя таковыми, мы помним еще со страниц школьных учебников — писали по ним сочинения. Да и в течение жизни экспонаты из Русского музея попадаются нам буквально на каждом шагу — в репродукциях, на календарях, в разобранных на цитаты названиях шедевров, да просто в нашей памяти, в которой частенько всплывают сами картины и имена их авторов — в зависимости от жизненной ситуации.
Немного истории
19 (7) марта 1898 года музей торжественно открыл свои двери для посетителей. Разумеется, далеко не для всех: в дореволюционной России такие классы, как пролетариат и крестьянство, в большинстве своем не имели физической возможности наслаждаться шедеврами искусства. Таковую возможность большинство населения бывшей Российской империи получило только после 1917 года.
Коллекция музея вначале формировалась из произведений искусства, переданных из Зимнего, Гатчинского и Александровского дворцов, из Эрмитажа и Академии художеств, а также частных коллекций, переданных в дар. Огромная заслуга в собирании экспонатов принадлежит таким крупным представителям отечественной культуры, как Альберт и Александр Бенуа, Петр Нерадовский, Кирилл Лемох, Михаил Боткин, Игорь Грабарь.
Со времени создания музея и до революции собрание живописи почти утроилось. Но самое активное пополнение национальная сокровищница получила в первые десять лет после Октябрьской революции, когда достоянием музея стали многие частные собрания. Сюда также стекались шедевры из дворцов-музеев, постоянных выставок; целиком перешло собрание Музея Академии художеств; шел интенсивный обмен произведениями с Третьяковской галереей и Эрмитажем.
30 га искусства
Главный музейный комплекс располагается в Михайловском дворце и близ стоящем корпусе Бенуа, филиалы — в Михайловском замке, Мраморном и Строгановском дворцах, Домике Петра I, Летнем дворце Петра I. Летний и Михайловский сады также находятся в ведении музея.
Такая вот «камерность». Но если сравнивать с Эрмитажем — почему бы и нет? И потом, как уже упоминалось выше, основная экспозиция музея располагается достаточно компактно — в главном музейном комплексе.
Седая древность
Экспозиция начинается с древнерусского искусства. Музей занимает одно из главных мест (наряду с Третьяковкой и Историческим музеем в Москве) по коллекция икон — более 5000 произведений. Кроме иконописных работ, в этом разделе посетители могут видеть одну из крупнейших в стране коллекций декоративно-прикладного искусства, скульптуры и мелкой пластики.
Пока знатоки и ценители иконописи наслаждаются творчеством древнерусских мастеров, двинемся далее — к полотнам живописцев.
Шедевры и поклонники
Итак, «Девятый вал». Он был написан художником в 1850 году в возрасте 33 лет. Иван Айвазовский обладал уникальной художественной памятью и мог писать свои картины без натуры и даже без набросков. «Девятый вал» написан во многом на основании собственных воспоминаний — художник как-то пережил жестокий шторм, будучи пассажиром корабля.
Айвазовский был человеком удивительной работоспособности, мог работать без остановки по 12 часов кряду. Так вот, свой самый выдающийся шедевр (размером, кстати, 221×332 см) маринист создал всего за 11 дней! Путем смешивания всего четырех красок (красной, желтой, зеленой и коричневой) и использования специальной техники (лессировки) он достиг небывалого эффекта в написании морских волн — на картине они движутся, а вода прозрачна, как наяву…
Еще один завораживающий шедевр — «Последний день Помпеи». Карл Брюллов, не отличавшийся таким завидным здоровьем, как Айвазовский, работал над ним целых шесть лет. Вернее, само полотно художник написал за 11 месяцев, а все остальное время заняли подготовительные работы.
Карл ездил из своей римской мастерской на место события (брат Брюллова занимался археологией и участвовал в раскопках Помпеи), тщательно изучал место действия будущего полотна, предметы римского обихода того времени, делал множество эскизов и набросков. Он очень жалел, что не успел на кратковременное извержение Везувия, которое случилось как раз во время его работы над картиной…
И вот в 1833 году монументальное полотно размером 465×651 см было предъявлено сначала итальянской, а потом и остальной западной публике. 34-летний Брюллов в одночасье стал «Великим Карлом» — так прозвали его в европейском народе. Вальтер Скотт, посетивший в ту пору Рим, назвал творение художника «эпопеей», Пушкин написал стихотворение, посвященное созданию шедевра, а Гоголь издал такого же рода статью.
Известные люди того времени считали своим долгом выразить восхищение работой художника. А ученики Брюллова называли ее просто «Картина» — и сразу было понятно, о чем идет речь. До этого произведения художнику не приходилось трудиться над такими огромными холстами, и многие недоброжелатели не верили в способность тщедушного Карла довести работу до конца. А он сдюжил, положив на это половину здоровья, чтобы благодарные современники и потомки благоговели перед прекрасным ужасом, который исходит от шедевра.
Знакомые все лица
Кипренский, Венецианов, Тропинин, Аргунов, Левицкий, Рокотов, Боровиковский, Васнецов, Репин, Поленов, Суриков, Кустодиев, Левитан, Верещагин, Серов, Шишкин, Врубель, Коровин… Имена-то какие, дух захватывает!
Вот эпическое полотно Василия Сурикова «Переход Суворова через Альпы». Картина написана в 1899 году — ровно к 100-летию со дня знаменательного события. Художник лично прошел все перевалы, Чертов мост, и даже скатывался с альпийских круч на собственной, извините, пятой точке, чтобы потом полнее выразить свои ощущения на холсте.
В этом же зале — его не менее знаменитая картина «Покорение Сибири Ермаком». Природа и история отнюдь не застыли на этом полотне, а движутся вперед, к неизведанным землям.
А вот картина Виктора Васнецова «Витязь на распутье». Это одна из трех версий, которая считается основной. Сказка, сошедшая на нас с полотна. Расхожий, растиражированный сюжет. А почему так за душу берет? Загадка…
Вот репинские «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», а «Бурлаки на Волге» тянут вечную баржу… А вот красавец «Садко» — его образ Илья Репин писал с натуры, которой послужил ему друг — художник Виктор Васнецов.
Вот творения живописца с русским именем Архип и заграничной фамилией Куинджи, его знаменитая «Лунная ночь над Днепром». Рассказывают, что на первой выставке этой картины посетители искали хитро спрятанную подсветку — не верили, что так достоверно можно изобразить лунный свет. Василий Перов, «Охотники на привале», 1871 г.
Фото: ru.wikipedia.org
А вот знаменитые «Охотники на привале» Василия Перова. Репродукции этой картины популярны в качестве подарков заядлым охотникам вот уже почти 150 лет. А сколько копий в свое время сломали вокруг нее критики, в числе которых был и Стасов, и Салтыков-Щедрин, и Достоевский! А сколько изложений написали по ней советские школьники! Помню, на уроках литературы мы разбирали полотно буквально «по косточкам». Но только сейчас, когда я имею возможность внимать охотничьим байкам в режиме реального времени (благодаря мужу), я понимаю, как прав был Перов…
Короче говоря, если даже вкратце описывать эмоции и воспоминания от каждой любимой картины, можно нечаянно написать что-то похожее (по объему, конечно) на «Войну и мир». Вообще, можно бесконечно долго рассказывать, почему я люблю Русский музей, и именно поэтому пора закругляться. Все же это не роман и не трактат. Но прежде чем завершить статью, задержусь, пожалуй, еще у одного шедевра. На этот раз — скульптуры. М. М. Антокольский, «Спиноза»
Фото: Источник
Это произведение по силе художественного воздействия можно смело ставить в один ряд с античными скульптурами. «Спиноза» Марка Антокольского — гениальная вещь. Так изобразить героя под силу не таланту, но именно гению. История ученого, посмевшего отвергнуть божественное происхождение Библии, преданного анафеме, изгнанного из семьи, но не сломленного — она вся в этом камне, ни убавить, ни прибавить…
Сходить в Русский музей, отдохнуть там душой, послушать музыку полотен и других произведений искусства. Это ли не катарсис? И не надо ставить свечки. Пусть они горят только в ваших сердцах.