русские богатыри лучшие былины

Русские богатыри. Былины и героические сказки в пересказе И. В. Карнауховой

Зачин

На высо­ких хол­мах стоит Киев-город.

В ста­рину опо­я­сы­вал его зем­ля­ной вал, окру­жали рвы.

С зелё­ных хол­мов киев­ских далеко было видно. Видны были при­го­роды и мно­го­люд­ные сёла, туч­ные земли пахот­ные, синяя лента Дне­пра, золо­тые пески на левом берегу, сос­но­вые рощи…

Пахали под Кие­вом землю пахари. По бере­гам реки стро­или уме­лые кора­бель­щики лёг­кие ладьи, дол­били челны дубо­вые. В лугах и по заво­дям пасли пас­тухи кру­то­ро­гий скот.

За при­го­ро­дами и сёлами тяну­лись леса дре­му­чие. Бро­дили по ним охот­ники, добы­вали мед­ве­дей, вол­ков, туров — быков рога­тых, и мел­кого зверя видимо-невидимо.

А за лесами рас­ки­ну­лись степи без конца и края. Шло из этих сте­пей на Русь много горюшка: Нале­тали из них на рус­ские сёла кочев­ники — жгли и гра­били, уво­дили рус­ских людей в полон.

Чтобы беречь от них землю рус­скую, раз­бро­са­лись по краю степи заставы бога­тыр­ские, малень­кие кре­по­сти. Обе­ре­гали они путь на Киев, защи­щали от вра­гов, от чужих людей.

А по сте­пям без устали разъ­ез­жали бога­тыри на могу­чих конях, зорко всмат­ри­ва­лись в даль, не видать ли вра­же­ских кост­ров, не слы­хать ли топота чужих коней.

Дни и месяцы, годы, деся­ти­ле­тия обе­ре­гал землю род­ную Илья Муро­мец, ни дома себе не построил, ни семьи не завел. И Доб­рыня, и Алёша, и Дунай Ива­но­вич — всё в степи да в чистом поле пра­вили службу воин­скую. Изредка соби­ра­лись они к князю Вла­ди­миру на двор — отдох­нуть, попи­ро­вать, гус­ля­ров послу­шать, друг о друге узнать.

Коль тре­вожно время, нужны бога­тыри-воины, с честью встре­чает их Вла­ди­мир-князь с кня­ги­ней Апрак­сией. Для них печи топятся, в гридне — гости­ной гор­нице — для них столы ломятся от пиро­гов, кала­чей, жаре­ных лебе­дей, от вина, браги, мёду слад­кого. Для них на лав­ках бар­совы шкуры лежат, мед­ве­жьи на сте­нах развешаны.

Но есть у князя Вла­ди­мира и погреба глу­бо­кие, и замки желез­ные, и клети камен­ные. Чуть что не по нём, не вспом­нит князь о рат­ных подви­гах, не посмот­рит на честь богатырскую…

Зато в чёр­ных избах по всей Руси про­стой народ бога­ты­рей любит, сла­вит и чествует. Ржа­ным хле­бом с ним делится, в крас­ный угол сажает и поёт песни про слав­ные подвиги — о том, как бере­гут, защи­щают бога­тыри род­ную Русь!

Слава, слава и в наши дни бога­ты­рям-защит­ни­кам Родины!

Высока высота поднебесная,
Глу­бока глу­бина океан-моря,
Широко раз­до­лье по всей земле.
Глу­боки омуты Днепровские,
Высоки горы Сорочинские,
Темны леса Брянские,
Черны грязи Смоленские,
Быстры-светлы реки русские.

А и силь­ные, могу­чие бога­тыри на слав­ной Руси!

Вольга Всеславьевич

Зака­ти­лось крас­ное сол­нышко за горы высо­кие, рас­сы­па­лись по небу частые звёз­дочки, родился в ту пору на матушке-Руси моло­дой бога­тырь — Вольга Все­сла­вье­вич. Запе­ле­нала его мать в крас­ные пелёнки, завя­зала золо­тыми поя­сами, поло­жила в рез­ную колы­бель, стала над ним песни петь.

Только час про­спал Вольга, проснулся, потя­нулся — лоп­нули золо­тые пояса, разо­рва­лись крас­ные пелёнки, у рез­ной колы­бели днище выпало. А Вольга на ноги стал, да и гово­рит матери:

— Суда­рыня матушка, не пеле­най ты меня, не сви­вай ты меня, а одень меня в латы креп­кие, в шлем позо­ло­чен­ный да дай мне в пра­вую руку палицу, да чтобы весом была палица в сто пудов.

Испу­га­лась мать, а Вольга рас­тёт не по дням, не по часам, а по минуточкам.

Вот под­рос Вольга до пяти годов. Дру­гие ребята в такие годы только в чурочки играют, а Вольга научился уже гра­моте — писать и счи­тать и книги читать. Как испол­ни­лось ему шесть лет, пошёл он по земле гулять. От его шагов земля зако­ле­ба­лась. Услы­хали звери и птицы его бога­тыр­скую поступь, испу­га­лись, попря­та­лись. Туры-олени в горы убе­жали, соболя-куницы в норы залегли, мел­кие звери в чащу заби­лись, спря­та­лись рыбы в глу­бо­кие места.

Стал Вольга Все­сла­вье­вич обу­чаться вся­ким хитростям.

Научился он соко­лом по небу летать, научился серым вол­ком обёр­ты­ваться, оле­нем по горам скакать.

Вот испол­ни­лось Вольге пят­на­дцать лет. Стал он соби­рать себе това­ри­щей. Набрал дру­жину в два­дцать девять чело­век, — сам Вольга в дру­жине трид­ца­тый. Всем молод­цам по пят­на­дцати лет, все могу­чие бога­тыри. У них кони быст­рые, стрелы мет­кие, мечи острые.

Собрал свою дру­жину Вольга и поехал с ней в чистое поле, в широ­кую степь. Не скри­пят за ними возы с покла­жей, не везут за ними ни посте­лей пухо­вых, ни одеял мехо­вых, не бегут за ними слуги, столь­ники, поварники…

Для них пери­ной — сухая земля, подуш­кой — седло чер­кас­ское, еды в степи, в лесах много-был бы стрел запас да кре­мень и огниво.

Вот рас­ки­нули молодцы в степи стан, раз­вели костры, накор­мили коней. Посы­лает Вольга млад­ших дру­жин­ни­ков в дре­му­чие леса:

— Берите вы сети шел­ко­вые, ставьте их в тём­ном лесу по самой земле и ловите куниц, лисиц, чёр­ных собо­лей, будем дру­жине шубы запасать.

Раз­бре­лись дру­жин­ники по лесам. Ждёт их Вольга день, ждёт дру­гой, тре­тий день к вечеру кло­нится. Тут при­е­хали дру­жин­ники неве­селы: о корни ноги сбили, о колючки пла­тье обо­рвали, а вер­ну­лись в стан с пустыми руками. Не попа­лась им в сети ни одна зверушка.

— Эх вы, охот­нички! Воз­вра­щай­тесь в лес, ста­но­ви­тесь к сетям да смот­рите, молодцы, в оба.

Уда­рился Вольга оземь, обер­нулся серым вол­ком, побе­жал в леса. Выгнал он зверя из нор, дупел, из валеж­ника, погнал в сети и лисиц, и куниц, и собо­лей. Он и мел­ким зверь­ком не побрез­го­вал, нало­вил к ужину серых заюшек.

Воро­ти­лись дру­жин­ники с бога­той добычей.

Накор­мил-напоил дру­жину Вольга, да ещё и обул, одел. Носят дру­жин­ники доро­гие шубы собо­ли­ные, на пере­мену у них есть и шубы бар­со­вые. Не нахва­лятся Воль­гой, не налюбуются.

Вот время идёт да идёт, посы­лает Вольга сред­них дружинников:

— Наставьте вы сил­ков в лесу на высо­ких дубах, нало­вите гусей, лебе­дей, серых уточек.

Рас­сы­па­лись бога­тыри по лесу, наста­вили сил­ков, думали с бога­той добы­чей домой прийти, а не пой­мали даже серого воробья.

Вер­ну­лись они в стан неве­селы, ниже плеч буйны головы пове­сили. От Вольги глаза пря­чут, отво­ра­чи­ва­ются. А Вольга над ними посмеивается:

— Что без добычи вер­ну­лись, охот­нички? Ну ладно, будет вам чем попи­ро­вать. Идите к сил­кам да смот­рите зорко.

Источник

15 Русских богатырей из былин и преданий

Исконными русскими «супергероями» были богатыри, защищавшие нашу землю сотни лет назад. В былинах и преданиях сохранились образы многих русских богатырей, и ними нас познакомит данный пост.

Илья Муромец. Святой богатырь

Илья Муромец канонизирован русской православной церковью, это главный русский богатырь. Илья Муромец является главным героем не только русских былин, но и, например, германских эпических поэм XIII века. В них его тоже зовут Ильей, он тоже богатырь, тоскующий по своей родине. Встречается Илья Муромец и в скандинавских сагах, в них он, ни много ни мало, кровный брат князя Владимира.

русские богатыри лучшие былины

Добрыня Никитич. Богатырь со связями

Добрыню Никитича часто соотносят с летописным Добрыней, дядей князя Владимира (по другой версии племянник). Его имя олицетворяет суть «мягкосердия богатырского». Добрыня имеет прозвание «млад», при огромной физической силе «мухи не обидит», он защитник «вдов и сирот, несчастных жен». Добрыня также «артист в душе: мастер петь и играть на гуслях».

русские богатыри лучшие былины

Алеша Попович. Младшенький

русские богатыри лучшие былины

Бова Королевич. Лубочный богатырь

русские богатыри лучшие былины

Мегабогатырь. Но богатырь «старого мира». Великан, старший богатырь величиною с гору, которого даже земля не держит, лежит на горе в бездействии. Былины рассказывают о его встрече с тягой земной и смерти в волшебной могиле. На Святогора перенесены многие черты библейского богатыря Самсона. Сложно определить точно его древнее происхождение. В сказаниях народа богатырь-ветеран передаёт свою силу Илье Муромцу, богатырю христианского века.

русские богатыри лучшие былины

Дюк Степанович. Богатырь-мажор

Дюк Степанович приезжает в Киев из условной Индии, за которой, по мнению фольклористов, в данном случае скрывается Галицко-Волынская земля, и устраивает в Киеве марафон хвастовства, проходит испытания от князя, и продолжает хвастать. В итоге Владимир узнает, что Дюк действительно очень богат и предлагает ему гражданство. Но Дюк отказывается, потому что «если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит бумаги».

русские богатыри лучшие былины

Микула Селянинович. Богатырь-пахарь

русские богатыри лучшие былины

Вольга Святославович. Богатырь маг

русские богатыри лучшие былины

Сухман Одихмантьевич. Оскорбленный богатырь

По мнению Всеволода Миллера, прототипом богатыря был псковский князь Довмонт, правивший с 1266 по 1299 год. В былине киевского цикла Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую, но по дороге вступает в схватку с татарским полчищем, ставящим калиновы мосты на реке Непре. Сухман побеждает татар, но в бою получает раны, которые заклеивает листочками. Вернувшись в Киев без белой лебеди, он рассказывает князю о бое, но князь ему не верит и заточает Сухмана в темницу до выяснения. На Непру отправляется Добрыня и узнает, что Сухман не лгал. Но уже поздно. Сухман чувствует себя опозоренным, отклеивает листочки и истекает кровью. Из его крови начинается река Сухман.

русские богатыри лучшие былины

Дунай Иванович. Трагический богатырь

русские богатыри лучшие былины

Михайло Потык. Верный муж

Фольклористы расходятся во мнениях, с кем нужно соотносить Михайло Потыка (или Потока). Корни его образа находят и в болгарском героическом эпосе, и в западноевропейских сказках, и даже в монгольском эпосе «Гэсэр». По одной из былин, Поток со своей женой Авдотьей Лебедью Белой дает зарок о том, что кто бы из них ни умер первым, второго закапывают рядом в могилу живым. Когда умирает Авдотья, Потока закапывают рядом в полном вооружении и на коне, он сражается с драконом и оживляет его кровью жену. Когда он сам умирает, Авдотью закапывают вместе с ним.

русские богатыри лучшие былины

Хотен Блудович. Богатырь-жених

Богатырь Хотен Блудович ради свадьбы с завидной невестой Чайной Часовой сначала побивает девятерых её братьев, затем целое войско, нанятое будущей тещей. В итоге богатырь получает богатое приданое и выступает в былине как богатырь «который хорошо женился».

русские богатыри лучшие былины

Василий Буслаев. Рьяный богатырь

русские богатыри лучшие былины

Никита Кожемяка. Змееборец

русские богатыри лучшие былины

Аника воин. Богатырь на словах

русские богатыри лучшие былины

имя то какое говорящее. Хотен Блудович

Добрыня Никитич раздавал «правильные» советы:

русские богатыри лучшие былины

Кого-то мне напомнил этот конь

русские богатыри лучшие былины

Вот видишь трёх богатырей? Дак в центре Муромец еврей!

Чет Никитиным повеяло )

русские богатыри лучшие былины

русские богатыри лучшие былины

Былинный сюр

Дата написания: 28.06.2019.

Попалась мне тут по случаю новгородская былина о Василии Буслаеве.

Раньше я про нее слышал мельком в пересказе, но теперь решил припасть, так сказать, к первоисточнику.

Сам сюжет былины в целом незамысловатый. Живет в Великом Новгороде богатырь Васька Буслаев. Силушкой своей богатырской, правда, пользуется только чтобы бухать как не в себя и заниматься крупным членовредительством.

Допьяна уже стал напиватися,

А и ходя в городе, уродует:

Которого возьмет он за руку, —

Из плеча тому руку выдернет;

Которого заденет за ногу, —

То из гузна ногу выломит;

Которого хватит поперек хребта, —

Тот кричит-ревет, окарачь ползет.

русские богатыри лучшие былины

Тогда новгородцы делают ход конем. Они засылают гонцов к матери Буслаева с дорогими подарками и просьбой «унять свое чадо милое». Кстати мать Буслаева весь текст именуется не иначе как «матёра вдова Амелфа Тимофевна». Не знаю, у кого как, но у меня сразу заиграла в голове тема из «Крестного отца».

Подгон проходит успешно и тут начинается самое интересное. Матера вдова Амелфа Тимофевна отправляет за Васькой не абы кого, а «девушку-чернавушку». Которая попросту хватает в охапку богатыря, переколотившего треть Новгорода в одно лицо, утаскивает на двор и запирает в погребе. Девушка. Богатыря. Утащила домой, как куль с говном. Мой мозг завис, выдал синий экран смерти, ребутнулся и я полез в яндекс.

Но читаем дальше. Заперев Ваську в подвале девушка-чернавушка отправляется на Волхов по воду. Как говорится, богатыри богатырями, а работу по хозяйству никто не отменял, полы не мыты, куры не доены. Тем временем команда Васьки Буслаева, лишившись своего папки-тащера быстро осознает, что осталась лицом к лицу с толпой очень злых новгородских мужиков. Вечер стремительно перестает быть томным, а для многих и вовсе превращается в последний. Они в свою очередь бегут за помощью, но почему-то к той самой девке-чернавке. И она им почему-то помогает. Ну да, логикой повествования автор заморачивался еще меньше, чем сценаристы современных блокбастеров. Дальше просто цитата:

Бросала она ведро кленовое,

Брала коромысла кипарисова,

Коромыслом тем стала она помахивати

По тем мужиками новогородскиим,

Прибила уж много до смерти

Коромысла. Два. По одному в руку. Чорт возьми, кто-нибудь, отправьте этот сюжет в Марвел, Джону Ву, братьям Вачковски, Я ХОЧУ ЭТО ВИДЕТЬ!

русские богатыри лучшие былины

русские богатыри лучшие былины

И такой эпик-баттл тоже имел место

Делать нечего — новгородцы повторяют свой прошлый маневр с подгоном вдове.

Диалог выглядел примерно так. Ну почти.

— А уйми свое чадо милая, молода Василья со дружиною

Матера вдова Амельфа Тимофеевна (поглаживая полосатого кота, размером с небольшого теленка):

— Вы просите меня унять свое чадо, но вы просите без уважения.

Новгородцы понимают, что тут уже одними подарками не отделаешься и обещают вдове ни много ни мало, а процент со всей новгородской торговли. Вдова повторяет маневр с девкой-чернавкой, Ваську утаскивают на двор, всё кончается пиром и миром. Как новгородские морги еще неделю пахали в три смены остается как-то за кадром.

Во второй былине Васька Буслаев отправляется в Иерусалим замаливать грехи, прихватив всю свою гоп-компанию, а также пати-драккар с лаптой и срамными девками. В итоге помирает, сдуру навернувшись грудью об камешек. Действительно — жил грешно, помер смешно.

Администрация Пикабу предложила мотивировать авторов не только добрым словом, но и материально.

Поэтому теперь вы можете поддержать наше творчество рублем через Яндекс-деньги: 4100 1623 736 3870 (прямая ссылка: https://money.yandex.ru/to/410016237363870 ) или по другим реквизитам, их можно попросить в комментах. Пост с подробностями и список пришедших нам донатов вот тут.

русские богатыри лучшие былины

Ответственный

русские богатыри лучшие былины

русские богатыри лучшие былины

русские богатыри лучшие былины

Добрыня Никитич — легенда и человек

С картиной художника Виктора Васнецова «Богатыри» (да, именно так, а не «Три богатыря») так или иначе знакомы все. На ней изображены три былинных богатыря — Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. За каждым из богатырей стоит сформированный веками литературный тип героя. Илья Муромец — это воплощение могучей, почти стихийной силы, народный идеал героя-воина, героя-защитника. Алеша Попович — почти полная его противоположность. Он опирается не на силу, а на хитрость, эдакий Локи на минималках. Он лукав, увертлив, хвастлив, его проказы и шутки часто коварны и ведут к недобрым последствиям. Это классический герой-плут, так называемый «трикстер». А вот образ Добрыни Никитича собрал понемногу от двух этих крайностей и добавил в них нечто свое, уникальное.

русские богатыри лучшие былины

Богатырь Добрыня Никитич в былинах состоит на службе у князя Владимира Красно Солнышко и часто отправляется выполнять различные его поручения, в том числе дипломатического характера. Помимо огромной физической силы Добрыня Никитич отличается природным «вежеством» (ученость, образованность). Добрыня — самый близкий к князю и его семье богатырь, исполняющий их личные поручения. В некоторых былинах он прямо называется дальним родичем князя. Богатырь умён, образован и отличается разнообразием дарований: он ловок, отлично стреляет, играет в тавлеи, поёт, играет на гуслях. Добрыня Никитич является главным героем шести былин. В них он сражается с многочисленными врагами, побеждает Змея, спасает племянницу князя Владимира Забаву Путятишну и добывает для князя невесту.

У каждого из богатырей есть реальный исторический прототип. У Алеши Поповича это ростовский боярин, отборный воин князя Всеволода Большое Гнездо. Он прошел долгий и славный ратный путь и погиб в битве при Калке в 1223 году. Илью Муромца чаще всего отожествляют с муромский воином и силачом Илейкой по прозвищу «Чоботок», который в конце жизни принял монашеский сан и позже был канонизирован, как преподобный Илия Печерский. А прообразом богатыря Добрыни Никитича послужил воевода Добрыня, родной дядя князя Владимира.

русские богатыри лучшие былины

«Скромный» памятник святому братоубийце, насильнику и многоженцу. Не, канонизировать правителей — это дохлый номер…

Незаконная любовная связь вызвала гнев Ольги, и Малуша была сослана в село Будутина под Псковом, где она вероятно вскоре и скончалась. Ребенком Владимир воспитывался в Киеве под присмотром самой княгини Ольги и своего дяди, воеводы Добрыни. По законам того времени незаконнорожденный сын мог наследовать отцу, однако у Святослава уже было два старших сына, Ярополк и Олег. В таких условиях «байстрюку» не приходилось рассчитывать на многое. Но именно тут в судьбу малолетнего Владимира вмешался его дядя. В 970 году, стремясь предотвратить междоусобицу, Святослав решил разделить свои земли между старшими сыновьями. Добрыня подговорил послов из Новгорода, чтобы они выпросили себе на княжение младшего сына, Владимира. Новоиспеченному князю новгородскому было около 10 лет и нетрудно догадаться, в чьи руках оказалась реальная власть.

Спустя два года Святослав умирает и вскоре между Ярополком и Олегом разгорается борьба за киевский престол. После битвы под Овручем погибает Олег. Согласно летописи он вместе с остатками войска пытался укрыться в городе, но в панике свалился с моста в ров, а уж как там было на деле… Во всяком случае, Владимир не стал строить иллюзий по поводу своей судьбы и с ближайшим окружением скрылся из Новгорода в варяжские земли. Но в 978 году он возвращается с сильным наемным войском, изгоняет из Новгорода посадника Ярополка и выступает на Киев. Собственно этот эпизод объясняет, почему недавний фильм про Владимира называется «Викинг», вот только сценаристами он был радостно профукан. Как и много чего еще. Владимиру 18 лет, в те времена это уже возраст не мальчика, но мужа. И все-таки за его действиями видна рука гораздо более опытного воина и дипломата. Одним из главных союзников Ярополка был Полоцк. Сначала Владимир использует дипломатический подход — засылает послов с предложением взять в жены Рогнеду, дочь владетеля Полоцка Рогвольда. Классический союз через родство. Вероятно именно этот эпизод позже станет основой былинного сюжета про то, как Добрыня Никитич сватает князю невесту.

русские богатыри лучшие былины

Владимир и Рогнеда, картина 1770 года. Ось так и було, ага.

После того, как в 980 году Владимир стал единоличным правителем, он поставил Добрыню посадником в Новгороде. Впрочем, тот продолжал принимать деятельное участие в делах государства. В 985 году он ходил вместе с Владимиром войной на богатую Волжскую Булгарию, где проявил себя не только как воин, но и как дипломат.

Под покровом темноты через Волхов переправился небольшой отряд отборных воинов под командованием воеводы Путяты. Не поднимая шума, они направились прямо к усадьбе Угоняя и легко захватили его. Бунтовщики как раз проводили совет и все лидеры восстания оказались в руках Путяты. Их переправили обратно через Волхов в лагерь Добрыни, а сам Путята укрепился в доме Угоняя. Восстание разом осталось без предводителей, освободить которых не представлялось возможным. Такой «спецоперации» позавидовали бы многие современные армии. Новгородцы огромной толпой подошли в усадьбе «обступиша Путяту, и бысть междо ими сеча зла». На стороне воинов Путяты были опыт и выучка, на стороне новгородцев — более чем десятикратное численное превосходство. В темноте, в ограниченном пространстве завязалась яростная резня. Воспользовавшись суматохой, через Волхов начала переправляться остальная армия Добрыни. Он приказал поджечь город, самому ему здесь терять было уже нечего. Оказавшись перед выбором — сражаться или тушить родные дома — новгородцы запросили мира. Добрыня принял предложение новгородцев, приказал прекратить поджигать дома и позволил жителям тушить подожжённые.

После было собрано вече, на котором обсудили условия мировой. Добрыни категорически потребовал от всех жителей Новгорода принять христианство. И всё равно многих новгородцев пришлось крестить насильно. «Идоша мнози (креститься), а не хотясчих креститися воини влачаху и кресчаху, мужи выше моста, а жены ниже моста». Века спустя новгородцам продолжали поминать это насильное крещение издевкой «А вас крестил Путята мечом, а Добрыня огнем». Для полного искоренения язычества были разрушены капища. С новгородским крещением связывают также обычай носить нательные кресты. Некоторые язычники стали выдавать себя за уже крещённых и проверить это было невозможно. Добрыня для отличия велел выдавать крестившимся крестики, которые обязаны были носить все православные христиане. Тем же, у кого крестика не оказывалось, «не верити и крестити».

русские богатыри лучшие былины

Воевода Свенельд из фильма «Викинг». Вобрал в себя все черты Добрыни, а вот имя поменяли, видать чтобы в зрителе квас не бурлил. Ну и эльфийский КДВ, по традиции.

Источник

Русские богатыри. Былины и героические сказки в пересказе И. В. Карнауховой

Былины об Алеше Поповиче

Сухман Одихмантьевич

Как-то на пиру князь Владимир приказал богатырю Сухману Одихмановичу пойти и поймать живого лебедя голыми руками. Пригорюнился Сухман и приехал к берегу Днепра.

Но Владимир в Киеве отправил Сухмана за решётку в подземелье: приказа поймать лебедя тот не выполнил, а в россказни богатыря князь не поверил.

Только когда Добрыня Никитич съездил до Днепра и привёз в доказательство правоты богатыря окровавленную дубину, Сухмана освободили из темницы, его начали одаривать. Но гордый богатырь не захотел получать дары от ненавистного князя, выдрал из раны маковые лепестки, истёк кровью и умер.

Как Илья от Святогора меч получил

Микула Селянинович

Былина о Микуле Селяновиче — одна из старейших русских легенд. Правда она не столь стара, как мифы о Святогоре и Волхе Всеславьевиче, которым Микула противопоставлялся. Микула Селянович — могучий крестьянин, которого часто изображали в качестве исполина. В отличие от всех остальных богатырей, что родом из крестьян, Микула так и не переставал быть землепашцем на протяжении всех былин.

Микула Селянович был символом крестьянства и сочетал в себе такие качества, как простота, скромность, доброта, трудолюбие, широта души и бесконфликтность. Внешне он отличался от других пахарей только своей статью, а также хоть и простым, но чистым и красивым нарядом.

Микула Селянович Николай Рерих

Также Микула олицетворял собой силу земли — но куда более упорядоченную, нежели у Святогора. С этим связана одна из главных историй о Микуле Селяновиче.

Как-то раз перед Микулой Святогор похвалился своей силой: если к небу было бы приделано одно кольцо, а к земле — другое, он с лёгкостью поменял бы их местам.

На эти речи Микула усмехнулся, достал из-за пазухи и бросил на землю суму, которую с собой носил. По его словам, там была заключена вся «тягота земная» — и поднять её мог только Микула.

Святогор попытался поднять суму — и у него ничего не выходило. Упрямый великан взялся за неё обеими руками и приложил все возможные усилия, чтобы её хотя бы сдвинуть — но вместо этого он ушёл под землю и умер.

Русский богатырь Святогор тянет суму переметную Иван Симаков

В другой истории Микула проучил уже горделивого Волха Всеславьевича, что символизировало победу земледелия над образом жизни охотников.

В этой былине Волх с дружиной из далека приехал за солью, и в этих неизвестных землях его согласился сопроводить Микула Селянович.

Сперва богатырь-колдун Волх вместе со всей своей дружиной так и не сумел даже сдвинуть соху Микулы, которую он одной рукой с лёгкостью забросил в кусты.

Эти удалы добры молодцы, Как сошку кленову вокруг вертят, А не могут сошку от земли поднять, С тем обратно возвращаются, А Вольге Всеславьевичу да извиняются, Что не могли мы сошки от земли поднять.

Затем Микула на самой простой крестьянской кобылке обогнал прекрасного княжьего коня.

У оратая кобыла ступою́ пошла, А Вольгин конь да ведь поскакивает. У оратая кобыла грудью́ пошла, А Вольгин конь да оставается.

Ну а после того, как Селянович несколькими взмахами раскидал встреченную толпу разбойников, Волх пригласил его к себе в дружину и посулил огромные богатства. Но Микула отказался: крестьянская жизнь была ему милей.

Я как ржи-то сложу, да домой выволочу, Домой выволочу, да дома вымолочу, А я пива наварю, да мужиков напою, А тут станут мужички меня похваливать: Молодец, Микула Селянинович!

Волх и Микула Константин Васильев

В более поздних русских преданиях появились истории о дочерях-воительницах Микулы Селяновича. Младшая, Настасья Микулишна, была женой Добрыни Никитича. Старшая, Василиса Микулишна, была женой Ставра Годиновича и одной из женщин-богатырш.

Василиса Микулишна отличалась невиданной красотой, умом и смелостью. А ещё она была скромна и поэтому запрещала мужу хвастаться её качествами. Но Ставр Годинович не послушался её — и за эти речи князь Владимир Красно Солнышко заточил его в темницу.

Прознав об этом, Василиса состригла свои длинные косы, замаскировалась под татарского посла и отправилась ко двору князя Владимира. Там она и вызволила из плена своего мужа.

Василиса Микулишна Сергей Соломко

Как Илья поссорился с князем Владимиром

Классификация былин

По поводу классификации былин в науке не существует единого мнения. Традиционно они разделяются на два больших цикла: киевский и новгородский. При этом с первым связано значительно большее количество персонажей и сюжетов. События былин киевского цикла приурочены к стольному городу Киеву и двору князя Владимира, былинный образ которого объединил воспоминания по меньшей мере о двух великих князьях: Владимире Святом (ум. 1015 г.) и Владимире Мономахе (1053–1125 гг.). Герои этих старин: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Михайло Потык, Ставр Годинович, Чурило Пленкович и др. К новгородскому циклу относятся сюжеты о Садке и Василии Буслаеве. Также существует разделение на «старших» и «младших» богатырей. «Старшие» — Святогор и Вольга (иногда также Микула Селянинович), представляют собой останки догосударственного эпоса времен родового строя, олицетворяют старинных богов и силы природы – могучие и часто разрушительные. Когда время этих исполинов проходит, им насмену приходят «младшие» богатыри. Символически это отражено в былине «Илья Муромец и Святогор»: древний воин умирает и Илья, похоронив его, отправляется на службу князю Владимиру.

Герои былин

Главные герои русских народных былин, безусловно, богатыри самых разных мастей. Могучие и мудрые, добрые и суровые, все они отличаются возвышенным патриотизмом, готовностью приходить на помощь родине всякий раз, как понадобится. Есть среди них даже женщины-героини, храбрые поляницы, способные как составить мужчинам достойную пару, так и стать непобедимым противником. Важным объединяющим образом является князь Владимир Красное Солнышко. Его фигура символизирует мудрость государственного деятеля, который способен управлять страной, направлять ее по пути процветания. Богатыри никак не могут обойтись без злодеев, и их в былинах тоже достаточно: героям противостоят жадный Тугарин, жестокий Соловей-разбойник, вражеские войска из разных краев, даже фантастический дракон — Змей-Горыныч.

Вольга Всеславьевич

Зака­ти­лось крас­ное сол­нышко за горы высо­кие, рас­сы­па­лись по небу частые звёз­дочки, родился в ту пору на матушке-Руси моло­дой бога­тырь — Вольга Все­сла­вье­вич. Запе­ле­нала его мать в крас­ные пелёнки, завя­зала золо­тыми поя­сами, поло­жила в рез­ную колы­бель, стала над ним песни петь.

Только час про­спал Вольга, проснулся, потя­нулся — лоп­нули золо­тые пояса, разо­рва­лись крас­ные пелёнки, у рез­ной колы­бели днище выпало. А Вольга на ноги стал, да и гово­рит матери:

— Суда­рыня матушка, не пеле­най ты меня, не сви­вай ты меня, а одень меня в латы креп­кие, в шлем позо­ло­чен­ный да дай мне в пра­вую руку палицу, да чтобы весом была палица в сто пудов.

Испу­га­лась мать, а Вольга рас­тёт не по дням, не по часам, а по минуточкам.

Вот под­рос Вольга до пяти годов. Дру­гие ребята в такие годы только в чурочки играют, а Вольга научился уже гра­моте — писать и счи­тать и книги читать. Как испол­ни­лось ему шесть лет, пошёл он по земле гулять. От его шагов земля зако­ле­ба­лась. Услы­хали звери и птицы его бога­тыр­скую поступь, испу­га­лись, попря­та­лись. Туры-олени в горы убе­жали, соболя-куницы в норы залегли, мел­кие звери в чащу заби­лись, спря­та­лись рыбы в глу­бо­кие места.

Стал Вольга Все­сла­вье­вич обу­чаться вся­ким хитростям.

Научился он соко­лом по небу летать, научился серым вол­ком обёр­ты­ваться, оле­нем по горам скакать.

Вот испол­ни­лось Вольге пят­на­дцать лет. Стал он соби­рать себе това­ри­щей. Набрал дру­жину в два­дцать девять чело­век, — сам Вольга в дру­жине трид­ца­тый. Всем молод­цам по пят­на­дцати лет, все могу­чие бога­тыри. У них кони быст­рые, стрелы мет­кие, мечи острые.

Собрал свою дру­жину Вольга и поехал с ней в чистое поле, в широ­кую степь. Не скри­пят за ними возы с покла­жей, не везут за ними ни посте­лей пухо­вых, ни одеял мехо­вых, не бегут за ними слуги, столь­ники, поварники…

Для них пери­ной — сухая земля, подуш­кой — седло чер­кас­ское, еды в степи, в лесах много-был бы стрел запас да кре­мень и огниво.

Вот рас­ки­нули молодцы в степи стан, раз­вели костры, накор­мили коней. Посы­лает Вольга млад­ших дру­жин­ни­ков в дре­му­чие леса:

— Берите вы сети шел­ко­вые, ставьте их в тём­ном лесу по самой земле и ловите куниц, лисиц, чёр­ных собо­лей, будем дру­жине шубы запасать.

Раз­бре­лись дру­жин­ники по лесам. Ждёт их Вольга день, ждёт дру­гой, тре­тий день к вечеру кло­нится. Тут при­е­хали дру­жин­ники неве­селы: о корни ноги сбили, о колючки пла­тье обо­рвали, а вер­ну­лись в стан с пустыми руками. Не попа­лась им в сети ни одна зверушка.

— Эх вы, охот­нички! Воз­вра­щай­тесь в лес, ста­но­ви­тесь к сетям да смот­рите, молодцы, в оба.

Уда­рился Вольга оземь, обер­нулся серым вол­ком, побе­жал в леса. Выгнал он зверя из нор, дупел, из валеж­ника, погнал в сети и лисиц, и куниц, и собо­лей. Он и мел­ким зверь­ком не побрез­го­вал, нало­вил к ужину серых заюшек.

Воро­ти­лись дру­жин­ники с бога­той добычей.

Накор­мил-напоил дру­жину Вольга, да ещё и обул, одел. Носят дру­жин­ники доро­гие шубы собо­ли­ные, на пере­мену у них есть и шубы бар­со­вые. Не нахва­лятся Воль­гой, не налюбуются.

Вот время идёт да идёт, посы­лает Вольга сред­них дружинников:

— Наставьте вы сил­ков в лесу на высо­ких дубах, нало­вите гусей, лебе­дей, серых уточек.

Рас­сы­па­лись бога­тыри по лесу, наста­вили сил­ков, думали с бога­той добы­чей домой прийти, а не пой­мали даже серого воробья.

Вер­ну­лись они в стан неве­селы, ниже плеч буйны головы пове­сили. От Вольги глаза пря­чут, отво­ра­чи­ва­ются. А Вольга над ними посмеивается:

— Что без добычи вер­ну­лись, охот­нички? Ну ладно, будет вам чем попи­ро­вать. Идите к сил­кам да смот­рите зорко.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *