рпксн к 530 хорошее фото

Рпксн к 530 хорошее фото

рпксн к 530 хорошее фото

АПКСН К-530 (слева) проекта 667Б и АПКСН проекта 667БДР у пирса.
Бухта Павловского (г.Фокино), 1996 год.

1975 год 11 марта
Зачислена в списки кораблей ВМФ;

1975 год
Сформирован экипаж на базе 2-й ФлПЛ КТОФ;

1976 год 5 ноября
Заложена на стапеле цеха ССЗ им. Ленинского Комсомола в г.Комсомольск-на-Амуре как крейсерская атомная подводная лодка с баллистическими ракетами;

1977 год весна
Экипаж прибыл в г. Комсомольск-на-Амуре, зачислен в состав 80-й ОБрСПЛ КТОФ;

1977 год 23 июля
Спущена на воду (выведена из цеха);

1977 год 25 июля
Переклассифицирована в ракетный подводный крейсер;

1977 год август
Прибыл в достроечную базу ЗСО «Восток» пос. Большой Камень (Приморский край) для приемки корабля от промышленности. Подчинен 72-й ОБрСРПЛ КТОФ;

1977 год 28 декабря
Подписан приемный акт, вступил в строй;

1978 год 17 февраля
Вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота. Зачислен в состав 21-й ДиПЛ (с 30.11.1978 в составе 4-я ФлПЛ) КТОФ с базированием на б.Павловского (г.Фокино);

1978 год
Выполнил задачи автономной БС;

1981 год
Выполнил задачи автономной БС;

1981 год 23 октября
Перешел к новому месту базирования в бухту Крашенинникова (г.Вилючинск). Перечислен в состав 25-й ДиПЛ 2-й ФлПЛ КТОФ;

1981 год ноябрь
Второй экипаж РПК К-171 переформирован во второй экипаж РПК К-530;

1982 год
До июня второй экипаж находился на РПК К-512;

1986 год
Завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке;

1988 год август
В составе группы кораблей в надводном положении в кильватерном строю осуществил переход в б.Павловского для планируемого ремонта;

1988 год декабрь
Первый экипаж РПК К-530 переформирован в первый экипаж РПК К-512. Второй экипаж РПК К-530 переформирован в первый экипаж РПК К-530. Предположительно Второй экипаж РПК К-512 переформирован во второй экипаж РПК К-530 и расформирован;

1992 год 28 апреля
Переклассифицирован в атомный подводный крейсер стратегического назначения;

1995 год июнь
Первый экипаж АПКСН К-530 переформирован в первый экипаж АПКСН К-497. Второй экипаж АПКСН К-497 переформирован в первый экипаж АПКСН К-530. Второй экипаж АПКСН К-512 переформирован во второй экипаж АПКСН К-530;

1996 год
Совместно с АПКСН К-211 и К-223 произвел групповую стрельбу по береговой цели. С АПКСН был произведен старт двух ракет;

1996 год май
Второй экипаж АПКСН К-530 переформирован в первый экипаж АПКСН К-497. Второй экипаж АПКСН К-497 переформирован во второй экипаж АПКСН К-530;

1996 год 1 ноября
Переформирован в состав 26-й ДиПЛ ПрФлРС ТОФ;

1998 год (предположительно)
Расформирован 2-й экипаж;

2000 год
Переведен на ФГУП «Дальневосточный завод «Звезда» в г.Большой Камень для утилизации;

2014 год
Трехотсечный реакторный блок поднят из воды и доставлен к причалу разделки в бухте Разбойник. В дальнейшем блок разделан до одноотсечной секции и подготовлен к долговременному хранению;

2015 год весна
Установлен для долговременного хранения на стапельном основании в ПДХРО «Устричный» в бухте Разбойник.

командиры первого экипажа (в/ч 30949):

1. Колодин А.И. (1975-05.07.1979)
2. Германов Н.П. (1979-1983)
3. Ильин В.А. (1983-1984)
4. Лютов Е.П. (1984-1985)
5. Рябчук Ю.В. (1985-1986)
6. Скорина Л.Л. (1986-12.1988)
7. Бондарчук В.М. (12.1988-1989)
8. Стенькин Н.Е. (1989-03.1995)
9. Неупокоев М.А. (03.1995-06.1995)
10. Маклов К.Г. (06.1995)
11. Беленов С.Н. (06.1995-1999)
12. Тихонович В.Д. (1999-2000)
13. Горохов А.В. (2000)

командиры второго экипажа (в/ч 30949-2):

1. Коротких В.В. (10.1981-1982)
2. Абушек В.Н. (1982-1986)
3. Гольдибаев В.В. (1986-1987)
4. Бондарчук В.М. (1987-12.1988)
5. Сахаров Н.П. (12.1988-1989?) требует уточнения
6. Коровин И.И. (06.1995-05.1996)
7. Лучин П.А. (05.1996-1998)

командиры других экипажей, выполнявшие учебно-боевые задачи на РПКСН К-530:

1. Сперанский (1988-1991) ремонтный экипаж

Источник

Рпксн к 530 хорошее фото

рпксн к 530 хорошее фото

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения «К-530» со вторым экипажем под командованием капитана 1 ранга Бондарчука Василия Максимовича на борту в начале августа 1988 года в составе группы кораблей совершил в надводном положении океанский переход с полуострова Камчатка в бухту Павловского Приморского края.

рпксн к 530 хорошее фото

Командир РПКСН «К-530» капитан 1 ранга Бондарчук В. М.

В состав группы кораблей, кроме «К-530» входили: ПМ «Комсомолец Камчатки», ПЛА проекта 670 и МБ «Толкач-2». Шли в кильватерном строю: ПМ, «К-530», ПЛ проекта 670, МБ.

Переход проходил в непростых условиях. Стояла жаркая погода. Лодка, идущая в ремонт, естественно, находилась не в лучшем техническом состоянии. На правом борту были заглушены три парогенератора, на левом – два. Ограничения по мощности. Холодильные машины в пароэжекторном режиме не работали, только в режиме водяного охлаждения. А за бортом +24 градуса! Корпус раскалился, в отсеках стояла страшная духота. Отдыхать в каютах 5-го отсека было невозможно.

Лодка проекта 670 шла на утилизацию и, естественно, находилась еще в более плачевном техническом состоянии. На ней постоянно падала защита, ГЭУ на ней одна, поэтому весь отряд стопорил ход и ждал ввода ГЭУ в строй.

Внизу, на ГКП, вахтенный командир бдительно предупреждал поднимающихся наверх для обсервации вахтенных штурманов: «На командира не наступите»!

Как только вышли в нейтральные воды, в небе сразу появились «Орионы», установившие над отрядом постоянное дежурство. Когда подошли ближе к Японии, облет стала производить пара их истребителей, а с левого борта в 12-ти кабельтовых в сопровождение встали 2 японских сторожевика.

Командир, видя столь пристальное внимание супостата, принял решение не ронять достоинства флота и приказал заменить самодельный флаг ВМФ СССР на настоящий.

К нашему стыду, так постоянно делается на всех кораблях действующего флота. Поскольку настоящий шерстяной флаг на ветру быстро обтрепывается, а новые должны выдаваться (но редко когда выдаются) по нормам, придуманным «на Марсе», то при плавании в районах, где нет интенсивного судоходства, вывешивается самодельный флаг, сделанный из парусины, а то и вовсе из фанеры. На нем более или менее прилично рисуется символика флага ВМФ, но зато вот он-то служит именно тот срок, который указан в нормах снабжения!

В нашем случае, поскольку шерстяного флага на борту не нашли, подняли парадный нейлоновый флаг, который имеет гораздо большие размеры и смотрится несравненно лучше!

Несмотря на все эти трудности, поход завершился без происшествий. Ночью прибыли в бухту Павловского и где-то к обеду «К-530» ошвартовалась к 3-му пирсу правым бортом.

По плану, на передачу корабля ремонтному экипажу отводилось 2 недели. Однако прошел месяц, а никакого движения в плане передачи не произошло. Лодка по-прежнему стояла у пирса, экипаж развлекался, как мог. Как могут отдыхать моряки, оторванные от дома, понятно всем. Тем более что встретились со своим, теперь уже бывшим первым экипажем, который успел немного обжиться в поселке Тихоокеанский. Старший помощник командира, Стенькин Н.Е. всеми силами удерживал экипаж в рамках приличия: развод вахты, ежедневные большие приборки, … но, сколько же все это может продолжаться!

рпксн к 530 хорошее фото

«К-530» перешла в бухту Конюшкова для выгрузки ракет. Выгружали месяц. Экипаж извелся, на консервы никто не мог смотреть, а другой провизии на борту не было. Помощник командира начал частенько наведываться на остров Путятин на рыбоконсервный завод, менять консервы и «шило» на свежую рыбу и крабов.

Наконец, ракеты выгрузили, но «добро» на переход не дали. Предложили загрузить макеты ракет и уже с ними перейти в Большой Камень, а там макеты передать для проведения ходовых испытаний на другую лодку. Командир понимая, что это займет еще недели две, очевидно не выдержал. Прибыл на лодку и объявил

учебную тревогу для снятия со швартовых. Быстро снялись и под дизелями 4-х узловой скоростью пошли в Большой Камень.

Поздно вечером, где-то на половине пути, лодку догнал буксир с каким-то должностным лицом и выразил «удивление» действиями командира, который фактически самовольно, без разрешения и оповещения каких-либо оперативных служб увел атомный ракетоносец! «Должностное лицо» приказало повернуть назад. Но командир свое решение не изменил, а «лицу» передал, что дизельное топливо на исходе и на обратный путь его не хватит. Поступило предложение взять лодку на буксир. Так «К-530» снова оказалась в бухте Павловского у того же 3-го пирса, но уже левым бортом.

Командира вызвали в штаб (некоторые утверждают, что в штаб ТОФ). Так ли это было или не так, что там произошло, дополнить или поправить нас может сам Василий Максимович, ныне капитан 1 ранга запаса, если сочтет нужным. Вернулся он на лодку из штаба через 2 дня.

рпксн к 530 хорошее фото

Директор ФГУП ДВЗ «Звезда» Долгов В.П.

А еще через 2 дня корабль перешел из бухты Павловского в бухту Большой Камень на ФГУП ДВЗ «Звезда», где был передан приморскому ремонтному экипажу кап. 1 ранга Сперанского А.Н.

рпксн к 530 хорошее фото

C тарший строитель – ответсдатчик

Владимира Александровича, сдаточного механика Кулыгина Николая Ивановича, начальника испытательной партии Горбачева Леонида Владимировича. Руководил заводом в это время директор Долгов Вениамин Павлович.

рпксн к 530 хорошее фото

ФГУП ДВЗ «Звезда». Эллинги № 1 (слева) и № 2 (справа) с прилегающими к ним доккамерой и трансбардером с судоподъездом.

По этому акту корабль передан ТОФ 29 декабря 1990г. Председателем государственной комиссии по приемке РПКСН «К-530» в состав флота был капитан 1 ранга Пухов.

Фактически корабль был готов в мае 1991г. Отдав швартовы, на глазах у руководства завода и корабелов, собравшихся на торжественный митинг, лодка развернулась на выход из бухты и, как это принято на флоте, звуком тифона и сирены поблагодарила всех, кто принимал участие в ее ремонте. А затем, дав самый полный ход обеими турбинами (180 об/мин), показала, что ремонт произведен качественно. Что и говорить, зрелище это всегда восхищает не только рабочих завода, но и бывалых подводников!

рпксн к 530 хорошее фото

25 мая 1995г. она снова была выведена из боевого состава 25-ой ДиПЛ и передана 26-ой ДиПЛ, где оставалась в боевом составе до 1999г.

Отдадим же должное всем, кто сделал если не все возможное то, по крайней мере, очень многое чтобы в то нелегкое время наш корабль достойно прослужил Отечеству последние свои годы и достойно ушел на покой!

Низкий поклон вам, корабелы завода «Звезда», экипаж кап. 1 ранга Сперанского А.Н., воепреды и члены государственной комиссии!

Низкий поклон подводникам экипажа, что 7 месяцев принимали и испытывали лодку после ремонта и несли на ней службу последующие годы! Спасибо, мужики! От всех нас, спасибо!

Мы выражаем свою особую благодарность начальнику отдела кадров ФГУП ДВЗ «Звезда» Л.А. Деменовой, которая оказала нам неоценимую помощь в сборе информации по истории РПКСН «К-530»!

[1] В статье контр-адмирала Ю.В. Кириллова «2-ая Краснознаменная флотилия атомных подводных лодок», опубликованной в журнале «Тайфун» вып.48, весь период ремонта РПКСН «К-530», с 1988г. по 1991г., числится в составе 8-ой ДиПЛ 2 ФлПЛ ТОФ. При этом заводской номер лодки указан 222 и командир капитан 1 ранга Сахаров Н.П. Что это? Произошла ошибка и «К-530» перепутали с «К-417» (ее заводской номер 222)? Бала ли лодка переведена на период ремонта в 8 ДиПЛ 2 ФлПЛ или в 26 ДиПЛ 4 ФлПЛ? Командовал ли кораблем кап. 1 ранга Н.П. Сахаров?

Капитан 1 ранга в отставке ГУБАРДИН М.Б.

Капитан-лейтенант запаса МАРУХНЕНКО И. В.

Источник

Рпксн к 530 хорошее фото

Возраст: 67
Зарегистрирован: 03.08.2007
Сообщения: 4
Откуда: Комсомольск-на-Амуре
Группы: Нет

Возраст: 38
Зарегистрирован: 14.12.2006
Сообщения: 38
Откуда: Кременчуг
Группы: Нет

Возраст: 67
Зарегистрирован: 03.08.2007
Сообщения: 4
Откуда: Комсомольск-на-Амуре
Группы: Нет

Возраст: 62
Зарегистрирован: 10.09.2007
Сообщения: 7
Откуда: Орехово-Зуево, Московской обл.
Группы:

[ 1984г. 151 рота ]

Возраст: 62
Зарегистрирован: 10.09.2007
Сообщения: 7
Откуда: Орехово-Зуево, Московской обл.
Группы:

[ 1984г. 151 рота ]

Возраст: 58
Зарегистрирован: 11.06.2007
Сообщения: 4640
Откуда: Город-герой Севастополь
Группы:

[ 1985г. 151 рота ]
[ Совет Модераторов ]

рпксн к 530 хорошее фото

Возраст: 62
Зарегистрирован: 10.09.2007
Сообщения: 7
Откуда: Орехово-Зуево, Московской обл.
Группы:

[ 1984г. 151 рота ]

Возраст: 51
Зарегистрирован: 05.10.2007
Сообщения: 7
Откуда: Ульяновск
Группы:

[ 1991г. 251 рота ]

Возраст: 58
Зарегистрирован: 11.06.2007
Сообщения: 4640
Откуда: Город-герой Севастополь
Группы:

[ 1985г. 151 рота ]
[ Совет Модераторов ]

рпксн к 530 хорошее фото

Зарегистрирован: 02.08.2015
Сообщения: 1

Возраст: 71
Зарегистрирован: 09.10.2007
Сообщения: 1507
Откуда: Москва
Группы: Нет

Возраст: 58
Зарегистрирован: 11.06.2007
Сообщения: 4640
Откуда: Город-герой Севастополь
Группы:

[ 1985г. 151 рота ]
[ Совет Модераторов ]

рпксн к 530 хорошее фото

Сохранить тему
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB

Источник

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. Проект 667-Б «Мурена» (Delta-I class)

рпксн к 530 хорошее фото

Развитие отечественных стратегических подводных ракетоносцев 2-го поколения велось, главным образом, в направлении увеличения дальности действия их ракетного вооружения. Находящийся с 1963 года в разработке ракетный комплекс Д-9, должен был иметь в три раза большую дальностью по сравнению с Д-6. Устанавливаемый на подлодку навигационный комплекс не обеспечивали необходимой точности стрельбы ракетой, которая имеет инерциальную систему наведения. В результате в конструкторском бюро Макеева совместно с руководством НПО «Геофизика», НИИАП и НИИА было принято решение о разработке бортовой системы азимутальной астрокоррекции, которая позволяет уточнять положение ракеты в пространстве по звездам и корректировать направление движения ракеты. Дальнейшее совершенствование системы управления ракетным огнем позволяло сократить время предстартовой подготовки в пять – семь раз, а также обеспечить старт в одном залпе всего боекомплекта.

Работы по созданию ракетоносца велись довольно быстрыми темпами, которые несколько опережали сроки создания ракетных комплексов. В результате опытные запуски баллистической ракеты начались после того как головной корабль серии вошел в строй. Ракетный комплекс официально приняли на вооружение только 12.03.1974. В состав комплекса входили 12 жидкостных двухступенчатых ампулированных ракет Р-29 (по договору – РСМ-40, инд. ГРАУ – 4К75, обозначение НАТО SS-N-8 «Sawfly»). Максимальная дальность стрельбы Р-29 – 7,8 тыс. км. Данная ракета стала первой Советской морской ракетой, которая оснащена средствами преодоления противоракетной обороны противника. В сложенном состоянии легкие ложные цели размещались в цилиндрических спец. контейнерах, которые вварены в бак горючего второй ступени.

Конструкция атомной подлодки с баллистическими ракетами проекта 667-Б «Мурена» (в НАТО получила обозначение Delta-I class) главным образом повторяла конструкцию своей предшественницы – АПЛ проекта 667-А «Навага». Двухкорпусная подводная лодка несколько увеличенной длины, по сравнению с проектом 667-А, имел прочный корпус, разделенная на десять водонепроницаемых отсеков. Большая длина ракет стала причиной того что высота обтекателя ракетных шахт увеличилась, а у силуэта лодки появился характерный «горб» — опознавательный признак подлодок проекта 667-Б а также их более поздних модификаций. Главная энергоустановка включала два атомных водо-водяных реактора ВМ-4Б имеющая ППУ ОК-700, а также две паровые турбины, имеющие турбозубчатые агрегаты ГТЗА-635. Имелось два дизельных генератора ДГ-460, а также два электродвигателя экономичного хода. Чтобы снизить гидроакустическую заметность судна ввели двухкаскадную амортизацию виброактивных механизмов паротурбинной установки.

рпксн к 530 хорошее фото

Подлодка была оснащена новым навигационным комплексом «Тобол-Б», включающим аппаратуру навигационной космической системы «Циклон-Б». Комплексом обеспечивались все исходные данные необходимые для проведения подготовки и запуска ракет.

В носовой части подлодки размещалось четыре торпедных аппарата калибра 533 мм, суммарный боекомплект которых составлял 12 ракето-торпед или торпед, а также 2 торпедных аппарата калибра 400 мм для противолодочных малогабаритных торпед и МГ-44 – самоходных приборов гидроакустического противодействия.

рпксн к 530 хорошее фото

Модификации проекта 667-Б

На вооружение флота в 1978 г. поступил модернизированный ракетный комплекс Д-9Д имеющий усовершенствованные межконтинентальные баллистические ракеты Р-29Д (обозначение НАТО – SS-N-8 mod.2). Дальность данной ракеты была увеличена до 9,1 тыс. км, также повысилась точность (КВО около 1000 метров). Комплекс Д-9Д установили на нескольких подлодках проекта 667-Б во время их капремонта и модернизации. Очередная модернизация комплекса была проведена в 1986 году.

ЦКБ МТ «Рубин» в июне 1972 года было выдано ТТЗ на разработку усовершенствованного варианта подводной лодки, способного нести 16 ракет Р-29. Дополнительные четыре ракеты выделялись во второй, самостоятельный ракетный залп. Новому атомоходу присвоили проектный № 667-БД, шифр «Мурена-М» (обозначение НАТО – Delta-II). Изначально подлодки вооружались ракетным комплексом Д-9Д имеющим ракеты Р-29Д.

Программа строительства подлодок проекта 667-Б.

Строительство серии из восемнадцати АПЛ проекта 667-Б велось в г. Северодвинске на Севмашпредприятии, где построили 10 ПЛАРБ, и в Комсомольске-на-Амуре на заводе им. Ленинского комсомола, построившего 8 судов. Первый корпус на ССЗ №402 заложили в 1969 году, в 1971 году спущен и в 1972 году вошел в строй. Последние две субмарины, созданные в Комсомольске-на-Амуре, в состав флота вошли в 1977 г.

Модифицированные подлодки проекта 667-БД производились только в Северодвинске (4 шт.). Вступление в строй первой модифицированной по данному проекту атомной подлодки с БР состоялось в 1975 году.

Статус лодок проекта 667-Б на 2007 год.

Из состава КСФ первая подлодка с РБ проекта 667-Б была выведена в 1992 году. 8 базировалось на КСФ в Островном и 6 в Павловском, 3 в б. Рыбачий на КТОФ. В 1994 г. началось постепенное списание подлодок данного проекта. К концу 1997 г. службу продолжали нести лишь К-447, К-457 (Северный флот), К-500 и К-530 (Тихоокеанский флот).

рпксн к 530 хорошее фото

Источник

Рпксн к 530 хорошее фото

И СТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ ЭКИПАЖА РПКСН

рпксн к 530 хорошее фото

На этой странице мы попытаемся вместе с Вами восстановить во всех подробностях исторический путь экипажей РПКСН К-530. Первого и второго, переименованного и переведенного – всех, кого когда- либо называли «в/ч 30949». О самих подводниках, которые проходили службу в этих экипажах, мы расскажем на нашей страничке «Биографии и фото экипажа».

Уже сейчас, в появившихся редких изданиях о наших лодках и о соединениях ПЛ, очень много неточностей и искажений. Так, например, в статье контр-адмирала Ю.В. Кириллова «2-ая Краснознаменная флотилия атомных подводных лодок»* указано, что К-530 прибыла в состав 25-ой ДиПЛ в 1978 г. (фактически она в это время вошла в состав 21-ой ДиПЛ).

Несколько неоднозначно раскрывает вопрос о командирах К-530 юбилейный буклет 25-ой ДиПЛ**, где приводятся фамилии командиров под заголовком «Подводной лодкой командовали». Что это значит? Командовали, будучи командирами экипажей 30949-1 и 30949-2 или командовали К-530, будучи в составе других экипажей?

Также был озаглавлен и список командиров лодки К-530, который я видел в ее кают компании.

Недавно мне позвонил в прошлом гражданский специалист Амурского судостроительного завода и, как он себя называет, журналист и писатель ныне и хорошо поставленным, не терпящим возражений голосом заявил, что К-530 совсем не 228 заказ завода, ответсдатчиком заказа был совсем не Бурдюк В.Е. и Колодин А.И. никогда этой лодкой не командовал.

А ведь все они пишут книги и, основываясь на изложенных в этих книгах фактах, люди будут в недоумении – где истина?

Так давайте, восстановим эту истину. Как знать, может она кому-то будет интересна и необходима! Сегодня мы предлагаем как бы основу, черновик нашей истории и с нетерпением будем ждать Ваших дополнений, поправок, мнений. Пишите нам, звоните, приезжайте!

рпксн к 530 хорошее фото

Проспект Первостроителей 18 кв.224

Губардин Михаил Борисович

Формирование экипажа РПКСН К-530 начато на базе 2-ой ФлПЛ ТОФ. Здесь, из строящихся РПКСН проекта 667АУ в 1973 году была сформировалась новая, 25-ая ДиПЛ ТОФ. В эту дивизию должны были войти и подводные крейсера 667Б проекта, в том числе и РПКСН К-530 с экипажем в/ч 30949-1. Здесь, а затем в 93 УЦ ВМФ в 1975 году в экипаж были назначены офицеры-подводники соединения:

рпксн к 530 хорошее фото

Камчатка. Ты в сердце каждого подводника. Мы любим тебя, мы проклинаем тебя и мечтаем снова увидеться с тобой…

Здесь начато формирование экипажа К-530.

1. Командир капитан 2 ранга Колодин А.И.

2. СПК кап. 3 ранга Фитасов Н.С.

4. ПК старший лейтенант Воронов В.П.

5. Командир БЧ-1 старший лейтенант Крюков В.В.

6. Командир БЧ-2 старший лейтенант Гаврилин В.М.

7. Командир БЧ-3 старший лейтенант Мокрушин П.Н.

8. Командир БЧ-4 старший лейтенант Федоров Е.Г.

9. Командир БЧ-5 капитан 3 ранга Баринов Е.М.

10. Командир Д-1 БЧ-5 старший лейтенант Кизин В.П.

11. Командир Д-2 БЧ-5 старший лейтенант Бойцун В.Р.

12. Командир Д-3 БЧ-5 капитан-лейтенант Тищенко И.

13. Начальник РТС старший лейтенант Шилов Ю.Н.

14. Командир ЭНГ БЧ-1 старший лейтенант Трушин В.П.

15. Командир ГС БЧ-2 ст. лейтенант Хайманов Б.Г.

В отличие от большинства РПКСН пр. 667Б ТОФ, второй экипаж лодки не формировался. Несколько назначенных офицеров (в частности, командиры ГУ БЧ-2) служить в экипаже не захотели, и были отправлены обратно в соединение. Мичманский состав и личный состав срочной службы были назначены лишь на основные специальности, необходимые для обеспечения тренировок корабельного боевого расчета.

В этом же 1975 г. в экипаж были назначены выпускники ВВМУЗ:

1. Начальник химической службы лейтенант Шакуанов Р.Б.

2. Начальник медицинской службы лейтенант Кантор А.Ю.

3. Командир группы ЗАС БЧ-4 лейтенант Еремеев В.И.

4. Командир группы ДУ-1 БЧ- 5 лейтенант Грачев В.И.

5. Командир группы ДУ-2 БЧ- 5 лейтенант Панков В.И.

6. Командир группы ДУ-3 БЧ- 5 лейтенант Фурсов А.В.

7. Командир группы ДУ-4 БЧ- 5 лейтенант Семиног А.

8. Командир группы ДУ-5 БЧ-5 л-т Решетников В.М.

9. Командир группы ДУ-6 БЧ- 5 лейтенант Иванов Ю.Н.

10. Командир группы КИПиА БЧ- 5 лейтенант Абрамов Ю.

11. Инженер группы КИПиА БЧ- 5 л-т Перелыгин А.В.

12. Командир ЭТ группы БЧ- 5 лейтенант Горбанев В.И.

13. Командир трюмной гр. БЧ- 5 лейтенант Катасонов А.И.

14. Командир группы ОКС лейтенант Титов Е.Ю.

15. Командир ГАГ лейтенант Мацкевич В.С.

16. Инженер ЭВГ-2 лейтенант Куликов А.С.

17. Инженер ЭНГ лейтенант Короткевич В.

рпксн к 530 хорошее фото

1977 год. Пальдики. 716 УЦ ВМФ.

Часть экипажа возле казармы.

В центре командир – капитан 1 ранга Колодин А.И.

В 1976г., когда экипаж находился на завершающем этапе обучения в 93 УЦ ВМФ (г. Пальдиски, литер экипажа «Э»), формирование было продолжено за счет офицеров этого года выпуска:

1. Командир ГУ БЧ-2 лейтенант Шалимов В.Я.

2. Командир ГУ БЧ-2 лейтенант Рузов С. Ф.

3. Командир ГКС БЧ-3 лейтенант Романов Ю. Г.

4. Командир ЭВГ-1 лейтенант Прокофьев И.А.

5. Командир ЭВГ-2 лейтенант Еникеев Ф.М.

6. Инженер ЭВГ-1 лейтенант Филиппов Ю.А.

7. Инженер ЭВГ-3 лейтенант Огарков С.А.

8. Инженер ЭВГ-4 лейтенант Губардин М.Б.

В конце этого же года экипаж пополнился мичманами- выпускниками школы техников ВМФ. Частично обновился и личный состав срочной службы. Нужно ли говорить, что при формировании экипажа, как всегда, в него списали самых недисциплинированных и ненужных матросов соединения. Воспитательные меры не всегда помогали с таким личным составом. Несколько матросов экипажа остались дослуживать в местном штрафном батальоне.

На данном этапе слух о пункте будущего базирования К-530 полностью подтвердился, этим пунктом стала бухта Павловского. Первую смену пункта базирования, еще без корабля, экипаж сумел пройти достойно. Без сомнения, немалую роль в этом успехе сыграл командир, его железная воля и авторитет.

рпксн к 530 хорошее фото

Комсомольск-на-Амуре. 1977 год.

Строевой смотр экипажа.

рпксн к 530 хорошее фото

Вывод ПЛ проекта 667Б из цеха завода

«Усмиренный» экипаж успешно закончил УЦ и весной 1977 г. прибыл в г. Комсомольск-на-Амуре для приема корабля от промышленности. Разместили нас в 80-й ОБСПЛ. Экипажу выделили 2-ой этаж казармы, холостякам предоставили скромные номера в гостинице при части. Хуже всех пришлось женатым – кроме нас в бригаде уже находился экипаж капитана 1 ранга Чефонова О.Г. (РПКСН К-523). Бригада имела квартирный фонд для переменного состава, но для двух лодок такого класса их не хватало, квартиры были уже в основном заняты. Сняты были и практически все городские квартиры вблизи части. Командиров боевых частей кое-как разместили – по 3 семьи в 2-х комнатных квартирах, по 2 семьи – в однокомнатных. Остальные кто как сумел, снимали жилье в городе.

Корабль был в плановой степени готовности, и экипаж активно включился в работу по приемке своего заведования, попутно перенимая опыт эксплуатации у специалистов промышленности. Активно проводились корабельные боевые учения по борьбе за живучесть, для чего экипаж прибывал на завод рано утром (порой в 5 часов), чтобы закончить их к началу рабочего дня.

В этот период из экипажа по состоянию здоровья выбыл КД-3 капитан 3 ранга Тищенко И. и был назначен СПК по БУ капитан 1 ранга Гончаров В.А.

В августе 1977 г. К-530 прибыла в достроечную базу ЗСО «Восток» г. Большой Камень, где экипаж на высоком профессиональном уровне провел прием корабля от промышленности.

Мне довелось в 2006 г. встретиться на торжественном вечере, посвященном 100-летию Подводного Флота России с бывшим директором Амурского судостроительного завода Кучминым Ю.З. и ответстдатчиком корабля Бурдюг В.Е.. Оба, по прошествии почти 30 лет, прекрасно помнят не только именно этот заказ и его командира, но и многих офицеров. Они уверенно называли мне их фамилии и должности, очень высоко

рпксн к 530 хорошее фото

Достроечная база судостроительного завода

в г. Большой Камень.

отзывались о подготовке всего экипажа в целом.

Должен сказать, что и офицеры первого экипажа, в своем большинстве, прекрасно отзываются о специалистах промышленности, участвовавших в испытаниях К-530. Наверное, именно этот сплав знаний военных и гражданских специалистов надолго заложил фундамент безаварийного плавания в общем, а в частности, помог спасти корабль и всех участников испытаний во время первого погружения. Тогда возникла аварийная ситуация и неуправляемая лодка погружалась с большим дифферентом на нос (не открылись при погружении некоторые клапана вентиляции ЦГБ).

рпксн к 530 хорошее фото

Транспортировка лодки по реке Амур в транспортном доке.

рпксн к 530 хорошее фото

Вообще надо сказать, что строительство и К-530, и К-523 проходило накануне подписания договора ОСВ-1, заводу были поставлены сокращенные сроки постройки и сдачи заказа. Оттого и «пересеклись» пути двух этих экипажей. Именно поэтому К-530 выходила в море на испытания с отдельными недоделками и незавершенными «косметическими» работами. В этой ситуации для качественной приемки корабля опять же требовался высокий профессионализм экипажа.

О непростой для завода ситуации при сдаче К-530 говорит и то, что это был последний заказ проекта 667Б. Любому, кто имеет представление о советской (или русской) действительности это говорит о многом: винты последнего заказа поставлены на 6-ой, что-то на 5-ый заказ, что-то на 7-ой. А что же ставить на последний.

Что касается самих государственных испытаний то, как оператору командирского пульта запомнилось: задержали ракетную стрельбу. Лодка на заключительном этапе стрельбы вышла из стартового коридора. Отстрелялись со второго галса. Это, кстати, вошло в список нехороших традиций: следующую стрельбу, тоже

из 11 шахты, но уже в дивизии, мы снова задержали.

В Большом Камне из экипажа убыл КГДУ-4 старший лейтенант Семиног А., на его замену впоследствии прибыл лейтенант Гусев В.И.; не захотел продолжать службу в ВМФ ст. лейтенант Абрамов Ю., его заменил лейтенант Никитин С.Г.; на учебу в ВОЛСОК убыл помощник командира капитан-лейтенант Воронов В.П., его обязанности временно исполнял начальник медицинской службы капитан Кантор А.Ю. – это было голодное время для экипажа!

Такое положение дел не устраивало и командира. Я не знаю, откуда ему поступила информация, но вскоре после окончания госприемки была снаряжена специальная экспедиция под руководством «мастера на все руки», командира БЧ-2 Гаврилина В.М. (какой он хлеб пек в автономке когда наша служба «С» расписалась в своем бессилии!). Целью экспедиции было «переманивание» будущих начальника продслужбы ПЛ мичмана Шестакова («Васильича») и старшего кока-инструктора мичмана … («Моисеича»). Мне пришлось быть прикомандированным практически

рпксн к 530 хорошее фото

Командир К-530 кап. 1 ранга Колодин А.И.

на всех кораблях 21 ДиПЛ, авторитетно заявляю: нигде даже близко не было такого изобилия блюд и их качества! Помнится штаб дивизии просто физически не смог выйти из кают-компании после обеда.

А «Моисеича» сначала стали забирать на зарубежные выходы с командующим ТОФ (помнится такой выход во Вьетнам на авианесущем крейсере «Минск»), а потом и вовсе забрали из экипажа куда-то наверх.

Личный состав большинства экипажей, проходящих ремонт и достройку в г. Большой Камень, жили в казармах 72-ой ОБСиРПЛ. Наш экипаж, видимо опять же из-за недостатка места, жил на корабле. Нас это вполне устраивало, хотя были некоторые неудобства. Например, отсутствие пресной воды. Вода тогда была дефицитом и в заводе, и в поселке. Срочно строили водовод во Владивосток. Обострялся недостаток воды суровыми морозами, ведь закончились государственные испытания накануне Нового года.

рпксн к 530 хорошее фото

Случались конфликты и на КПП завода, когда офицеры после ресторана возвращались к себе «домой». Бдительные стрелки ВОХР женского пола не всегда пропускали их «не совсем трезвыми».

На период покраски корабля личный состав срочной службы перевели в ленинскую комнату завода, а офицеров – в заводское общежитие. В общежитии была вода…, но только из батарей отопления. Мыться в ней можно было, но только первые 10 минут, потом вода больше напоминала вонючий кипяток.

Не нашел своего места в экипаже в этот период КБЧ-1 капитан-лейтенант Крюков В.В., произошел своеобразный «обмен» его на командира БЧ-1 РПКСН К-523 капитан-лейтенанта Роговенко К.(или его отправили на классы, но впечатление осталось именно такое).

Специалистов на дивизии не хватало, начались откомандирования на соседние лодки, уходящие на боевую службу. Особенно это заметно было на специалистах ЭВГ РТС. До того, как К-530 пошла в свою первую автономку, некоторые из этих специалистов уже сходили на боевую службу с другими экипажами (ИЭВГ-3 ст.лейтенант Огарков С.А.; ИЭВГ-4 ст. л-т Губардин М.Б.).

Тяжелым для экипаж выдался 1979 год.

В начале года прошел ряд замен:

— вернулся с классов и был назначен СПК БУ кап. 2

рпксн к 530 хорошее фото

ранга Воронов В.П. Может оттого, что в это время я часто бывал откомандированным в другие экипажи, совершенно не заметил, как и когда убыл СПК по БУ капитан 1 ранга Гончаров В.А., научивший нашего командира по настоящему «чувствовать» лодку. О нем у всех осталось самое теплые воспоминания, несмотря на то, что человек он был, мягко говоря, выпивающий;

— тяжело заболел и был уволен со службы практически инвалидом капитан 3 ранга Федоров Е.Ф., его

Техника была в полном порядке, за всю службу было только одно происшествие – возгорание штурманского лага «Мечта-2».

Энергия СПК кап. 3 ранга Ильина В.А. была неистощима.

рпксн к 530 хорошее фото

Могила командира на кладбище «Жертв 9-го января» в Санкт-Петербурге

рпксн к 530 хорошее фото

Но и эту проблему решили: лодки не было! Записи из вахтенных журналов ЦП убрали, начальнику РТС и КГАГ, которые было, заупрямились и вахтенные журналы не стали зачищать, пригрозили и повелели молчать.

Впрочем, обстановка в экипаже оставалась очень здоровая, прямо чувствовалась сплоченность, гордость за коллектив, уверенность и в себе и в экипаже.

Ракетную стрельбу, правда, задержали, опять стреляли со второго галса. Тем не менее, на берегу впервые встретили нас как победителей с поросенком, оркестром.

рпксн к 530 хорошее фото

Боевой листок, выпущенный на БС 1979г.

ИЭВГ-2 Куликовым А.С.

этом же пирсе стояла К-500 капитана 1 ранга Шпирко. Потом вернулся, зашел в свою каюту и приказал дежурному по кораблю разбудить, когда прибудет машина из штаба дивизии – нужно было везти отчет по стрельбе.

Машина прибыла, но на вызов дежурного командир уже не отозвался – его сердце остановилось…

Командиром назначили капитана 2 ранга Германова Н.Н..

Произошла смена офицеров на должностях:

рпксн к 530 хорошее фото

Боевая служба на якоре. Район Подъяпольска.

Слева- командир РПКСН кап. 2 ранга Германов Н.Н.

Исключений было немного:

— одна из произведенных стрельб (по-моему, самая первая, и вроде как двумя ракетами) была из надводного положения – впечатляет!

рпксн к 530 хорошее фото

Боевая служба на якоре. Район Подъяпольска.

— экипаж отправили на межпоходовую подготовку в 93 УЦ ВМФ – впервые с момента формирования. Было это в начале 1981 года, когда проходил 26 съезд КПСС и наш командир, кап. 2 ранга Германов Н.Н., был депутатом этого съезда, что и спасло его от гибели. Известно, что все командование ТОФ и делегаты съезда погибли в авиационной катастрофе. Наш же командир летел туда и обратно с экипажем. Кстати, на пути в Эстонию экипаж самолета, базировавшийся на подмосковный аэродром «Чкаловский», поинтересовался, не возражаем ли мы, если они имитируют неисправность и сажают самолет на этот самый аэродром. Дома говорят, давно не были. Мы с радостью согласились и дней 10 прекрасно провели время в Москве во флотском полуэкипаже, что недалеко от метро «Сокол».

Следующей знаковой точкой в жизни экипажа стал конец 1981 г. – корабль ушел на боевую службу и возвращался с нее уже к новому месту базирования – на Камчатку, в 25-ю ДиПЛ, где был когда-то сформирован. Накануне этого события, естественно, произошли кадровые изменения.

По состоянию здоровья были признаны негодными к службе на ПЛ офицеры РТС: КГАГ кап. л-т Мацкевич, КЭВГ-1 кап. л-т Прокофьев, ИЭВГ кап. л-т Губардин. Был переведен на ПМ ИЭВГ-2 ст. л-т Куликов. Перевелись в Санкт-Петербург НРТС кап. 3 ранга Шилов и КТГ БЧ-5 кап. л-т Катасонов. Переводился на атомный ракетный крейсер «Киров», но, по-моему, так и не прибыл на него НХС кап. л-т Шакуанов. Перевелся НМС капитан Кантор. Ушел на повышение КГУ БЧ-2 кап. л-т Шалимов В.Я.

Естественно, это не полный список.

рпксн к 530 хорошее фото

Рыбачий. К-530. Фото предоставил И.А. Рябов

В октябре – ноябре 1981 г. у корабля появился второй экипаж (в/ч 30949-2). Экипаж не формировался заново, им стал второй экипаж РПКСН К-171 во главе с командиром экипажа кап.1 ранга Коротких В.В. Вскоре он убыл в 717 УЦ ВМФ и командиром экипажа стал кап. 1 ранга Абушек В.Н..

Здесь же на рубеже 1983-84 г.г. были приняты изменения в штатном расписании РПКСН проекта 667Б. Некоторые офицерские должности были сокращены, а некоторые переименованы. Так, например, в 1-м дивизионе БЧ-5 остались КГДУ-1 и КГДУ-2, а вместо КГДУ-4 (командир 7 отсека) сделали КТрГДД (командир трюмной группы дивизиона движения), остальных «управленцев» перевели в инженеры: ИГДУ-1 (командир 2 отсека, бывший КГДУ-3), ИГДУ-2 (командир 8 отсека, бывший КГДУ-5), ИГДУ-3 (командир 10 отсека бывший КГДУ-6), ИГАТ переименовали в ИМ (инженер метролог). В 3-м дивизионе убрали ИГА ОКС. В РТС не стало ИЭВГ-3 и ИЭВГ-4, их должности стали называться ИЭВГ-1 и ИЭВГ-2, а офицерские должности бывших ИЭВГ-1 и ИЭВГ-2 заменили техниками (кстати и сами специалисты ЭВГ ( электронно-вычислительных групп) стали все чаще называться специалистами ВГ (вычислительных групп). Кроме того, в начале 90-х годов РТС переименовали в БЧ-7 и стала она называться РТБЧ.

Кстати, это не первое переименование класса корабля. Первоначально, при постройке, он числился как КрПЛ, а РПКСН стал называться с 1977г.

Но вернемся к истории экипажа. Вспоминает капитан-лейтенант запаса Марухненко И. В., более 10-ти лет прослуживший на К-530 ( ИГДУ и КТГ БЧ-5 первого и второго экипажа):

рпксн к 530 хорошее фото

Личный состав 8-го, 9-го и 10-го отсеков жил в отсеках и питался сухим пайком.

(Еще один взгляд на эту боевую службу – нажми эту ССЫЛКУ ).

Первый же экипаж К-530, прибывший в Приморье «посуху» и «по воздуху», приказом командира в/ч 62695 от 30 декабря 1988 г. был переименован в в/ч 10479-1, т.е. стал первым экипажем РПКСН К-512 и стал выполнять боевые задачи на РПКСН, базирующихся в б. Павловского.

Второму экипажу, который после сдачи корабля в ремонт прибыл на Камчатку, поменяли в/ч с 30949-2 на 30949-1, и он стал первым и единственным экипажем К-530. Пока К-530 была в ремонте, бывший второй, а теперь уже первый экипаж плавал на двух оставшихся на Камчатке РПКСН проекта 667Б: К-171 и К-366.

рпксн к 530 хорошее фото

В 1995г. было принято решение передать РПКСН К-530 из 25-ой ДиПЛ ТОФ в 26-ю ДиПЛ ТОФ. Перевод корабля осуществил первый экипаж К-530 под командованием кап. 1 ранга Неупокоева М.А. в период с 25 мая по 14 июня.

Сразу после этого, в июне 1995г., первый экипаж К-530 был переименован в экипаж К-497 (это бывшая приморская РПКСН, выведенная к тому времени из

боевого состава флота) с подчинением командиру 25-ой ДиПЛ, а затем, в декабре 1995г., расформирован.

Первый же экипаж К-497 в свою очередь был переименован в первый экипаж К-530 (командир кап. 1 ранга Маклов К.Г.). Второй экипаж К-497 был переименован во второй экипаж К-530 (командир кап.1 ранга Лучин П.А.). Вот таким образом наш корабль снова получил 2 экипажа!

Ниже привожу должности и фамилии членов экипажа, с которыми мне, как начальнику цикла боевых информационных управляющих систем довелось встречаться в этих экипажах:

Командир капитан 1 ранга Беленов Сергей Николаевич

СПК БУ капитан ранга Рачук Сергей Владимирович

ПК капитан 3 ранга Тихонович Виктор Дмитриевич

КБЧ-3 ст. лейтенант Зуев Андрей Сергеевич

КБЧ-2 капитан-лейтенант Полухин Андрей Леонидович

КЭВГ-1 капитан-лейтенант Охота Валерий Васильевич

КЭВГ-2 капитан-лейтенант Новиков Андрей Николаевич

ИЭВГ-1 старший лейтенант Васильев Владимир Витальевич

Командир капитан 1 ранга Лучин Петр Александрович

СПК БУ капитан ранга Конышев Евгений Игоревич

ПК капитан-лейтенант Зубков Дмитрий Сергеевич

КБЧ-7 капитан-лейтенант Лобовский Валеоий Львович

ИЭВГ-2 лейтенант Колесников Владимир Анатольевич

ИЭВГ-1 старший лейтенант Бураченко Виктор Юрьевич

ТЭВГ-1 старший мичман Мельников Леонид Анатольевич

рпксн к 530 хорошее фото

капитан 1 ранга в запасе Баринов Е.М.

капитан 1 ранга Панков В.И.

капитан 2 ранга в запасе Титов Е.Ю.

капитан 2 ранга в запасе Фурсов А.В.

капитан 2 ранга в запасе Никитин С.Г.

капитан 1 ранга в отставке Губардин М.Б.

Первый день прошел в теплой праздничной обстановке и, благодаря женам офицеров, проживающих во Владивостоке, удался просто на славу: воспоминания и споры подводников затихли далеко за полночь.

На второй день, усилиями единственного «действующего» среди нас офицера – заместителя начальника технического управления ТОФ кап. 1 ранга Панкова В.И., был организован выезд в б. Павловского на родной корабль, на РПКСН К-530.

Через два года К-530 не стало…

рпксн к 530 хорошее фото

1999г. На борту К-530: Губардин М.Б., Никитин С.Г., Фурсов Л.В.

рпксн к 530 хорошее фото

Залив Стрелок. Бухта Павловского. Отстой.

рпксн к 530 хорошее фото

Капитан 1 ранга в отставке Губардин М.Б.

Инженер ЭВГ- 4 РТС первого экипажа РПКСН К-530

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *