российские рок оперы список лучших
Русские рок-оперы. Аккорды, звучащие в сердцах
Ритмичные аккорды, динамичная музыка, басы, созвучные со стуком сердца… Заметили ли вы, как прочно вошла музыка в стиле рок в нашу жизнь? А ведь еще совсем недавно, при расцвете Советского Союза, данный стиль музыки был запрещен. А такого понятия, как «русские рок-оперы», даже не существовало. И лишь в 1970 годах первые творения данного жанра были представлены на людской суд.
Сейчас же мы вслушиваемся в знакомые аккорды и подпеваем энергичным музыкантам. И хотя в России данное направление появилось относительно недавно, гениям музыкального жанра уже удалось создать несколько удивительных произведений. Итак, какие же они, русские рок-оперы?
Русские рок-оперы. Орфей и Эвридика
История русских рок-опер начинается с 1975 года. Именно в это время создается первое произведение, относящееся к данному жанру — «Орфей и Эвридика». Музыку написал композитор Александр Журбин, а постановкой руководил известнейший на то время драматург Юрий Димитрин. Но идея принадлежала Анатолию Васильеву – руководителю ансамбля под названием «Поющие гитары». Именно он решил: пришло время русскому зрителю увидеть кардинально новую постановку.
Известно, что в период существования СССР все произведения культуры и искусства подвергались жесткой цензуре. Так как слово «рок» вызывало негативные ассоциации у власти имущих, первоначально спектакль носил название зонг-оперы. Но суть от этого не меняется – «Орфей и Эвридика» стала первым лучом восходящего солнца русского рока.
Фото: cultuurpodiumonline.nl
Спустя 28 лет после первого выхода рок-опера была занесена в Книгу рекордов Гиннеса. Ее достижение – самое большое количество сыгранных одним коллективом спектаклей.
Итак, знакомы ли вы с греческим мифом о любви и смерти? Если нет, то пришло время узнать судьбу певца Орфея и его возлюбленной нимфы Эвридики. А чтобы проникнуться этой историей и испытать всю глубину чувств, которые переживают герои, обратитесь к творению музыкантов, создавших прекрасную рок-оперу.
Но его судьба незавидна: враги все-таки одерживают над ним верх. И опасаясь, что мстительный дух вернется, отрубают голову поверженного врага.
Русские рок-оперы. Юнона и Авось
Самая известная рок-опера, которая была создана в нашей стране – это «Юнона и Авось» Алексея Рыбникова. Название мюзикла соответствует именам кораблей, на которых совершил путешествие вокруг света Николай Рязанов.
Основной сюжет базируется на произведении «Авось!» поэта Вознесенского. Это отражение реальных событий – главный герой существовал в реальности, как и его встреча с женщиной, перевернувший все его представления. Печальная история любви, которая длилась даже после смерти одного из влюбленных, способна растрогать даже самых черствых людей.
Русские рок-оперы. Эльфийская рукопись
Не только советские музыкальные гении занимались созданием рок-опер. В современной российской действительности также есть одаренные люди, занимающиеся подобными проектами. К ним относится известнейшая российская рок-группа – «Эпидемия».
Их рок-опера совсем не похожа на те, которые выпускались в советское время. Ведь музыкальные особенности жанра с тех пор претерпели значительные изменения. Да и сами люди тоже изменились.
«Эльфийская рукопись» — масштабный проект, на данный момент состоящий из трех частей. В качестве исполнителей выступают звезды российской рок-музыки, среди которых Артур Беркут, Кирилл Немоляев и Максим Самосват.
Сюжет перенесет слушателей в другой мир, где живут необычные существа – эльфы, гномы и волшебники. Сказанье о борьбе со злом и великой любви, прекрасная музыка в жанре power-metal – вот что ждет тех, кто решит обратить внимание на шедевр рок-группы «Эпидемия»
Русские рок-оперы. TODD
Музыканты, исполняющие музыку в стиле панк, также создали свою версию рок-мюзикла. Панк-коллектив «Король и шут» в 2012 году представил зрителям свою версию пьесы Кристофера Бонда, повествующей о судьбе Суини Тодда — парикмахера, безвинно осужденного и начавшего мстить всем людям за свою несчастную судьбу.
Создатель идеи и человек, исполняющий главную роль – Михаил Горшенев, главное лицо коллектива «Король и Шут». Однако солист панк группы скончался летом 2013 года. Но его зонг-опера ужасов «TODD», состоящая из двух актов, пользуется огромной популярностью по сей день.
На этом у нас все. Мы очень рады, что вы заглянули на наш сайт и провели немного времени для обогащения новыми познаниями.
Присоединяйтесь к нашей группе Vk, чтобы быть в курсе новых событий.
Вам понравилась эта статья? Мы будем рады, если вы поделитесь ссылкой этой страницы с друзьями
7 знаменитых рок-опер
Жанр рок-оперы возник в 1960-х годах. Основоположником стал Пит Таунсенд, который вместе со своей группой The Who выпустил альбом «Tommy». Хотя некоторые критики считают, что первой была команда The Pretty Things со своей концептуальной пластинкой «S.F. Sorrow». Наиболее известным в СССР и РФ представителем жанра стал композитор Алексей Рыбников. Предлагаем вашему вниманию подборку самых известных рок-опер.
«Tommy»
Культовый альбом The Who о жизненном пути слепоглухонемого мальчика по имени Томми долгое время не сходил с театральных подмостков. Первая адаптация концептуальной пластинки появилась в виде хореографической постановки. А к оперной версии привлекли актрису Бетт Мидлер. В течение 1972 и 1973 годов «Tommy» аккомпанировал Лондонский симфонический оркестр. В 1975 году пластинка была успешно экранизирована режиссёром Кеном Расселлом. В 2003 году альбом попал на 96 место в списке величайших альбомов всех времён по версии журнала Rolling Stone, а песни «Pinball Wizard», «I’m Free», «We’re Not Gonna Take It» и «See Me, Feel Me» были признаны чуть ли не вершинами творчества Пита Таунсенда и его легендарной команды.
«Юнона» и «Авось»
В 1978 году композитор Алексей Рыбников показал режиссёру Марку Захарову свои импровизации на темы православных песнопений. Тогда же возникла идея о создании музыкального спектакля на сюжет «Слова о полку Игореве». Захаров обратился с предложением написать либретто к поэту Андрею Вознесенскому, однако тот идею не поддержал. Но предложил взамен свою поэму «Авось», посвящённую путешествию русского государственного деятеля Николая Резанова в Калифорнию, где он встретился с юной Кончитой Аргуэльо. Словосочетание «рок-опера» в те времена было запрещено, поэтому публике представили ее как «современную оперу». Главные роли исполнили Николай Караченцов, Елена Шанина, Александр Абдулов и Павел Смеян. Параллельно со спектаклем в 1980 году записали и ее аудиоверсию, но уже с другими исполнителями. Премьера состоялась 9 июля 1981 года. Спектакль выдержал более тысячи представлений и до сих пор идёт с неизменным аншлагом. Опера была переведена на многие языки и поставлена во многих странах.
«Иисус Христос – суперзвезда»
В своей третьей совместной работе Эндрю Ллойд Уэббер и Тим Райс решили рассказать историю Иисуса Христа через рок-песни. Роль главного героя была отдана Иуде, который изображается рациональной личностью, в отличие от слишком эмоционального и не вполне понимающего цель собственной жертвы Иисуса. Партию Спасителя исполнил вокалист группы Deep Purple Иэн Гиллан. Изначально эта роль была предложена Джону Леннону, однако тот выставил условие, чтобы роль Марии Магдалины исполнила его жена Йоко Оно — предложение отозвали. В 1971 году альбом с рок-оперой возглавил чарты Billboard, а на Бродвее состоялась премьера одноименного мюзикла. В 1973 году произведение экранизировали, что очень не понравилось религиозным организациям. В 2000 году рок-опера была переснята австралийскими кинематографистами с новым режиссёрским решением и вышла на DVD под названием «Jesus Christ Superstar. Millennium Version». Российский ремейк классического творения записан в 1992 году со звездным составом. Место нашлось и рокерам: например, Сергей Минаев исполнил роль Иуды. Христоса доверили петь Михаилу Серышеву из группы Мастер, которая тогда как раз записывала свои самые «сатанинские» альбомы. На записи можно услышать голоса Евгений Маргулиса (Ирод) и даже Валерия Кипелова (Симон Зелот). На сцене звездный состав так и не выступил.
«Мастер и Маргарита»
Творение Александра Градского 2009 года примечательно тем, что его мало кто слышал. Работа над оперой велась с 1985 года. Был собран звездный состав: Андрей Макаревич, Иосиф Кобзон, Игорь Бутман, Олег Табаков, Максим Леонидов, Валерий Золотухин и даже Дживан Гаспарян. Но Градский решил отказаться не только от самой идеи постановки, но даже от массового распространения диска. Сначала проблемы возникли из-за авторских прав на роман. Когда вопрос решили, Александр издал рок-оперу подарочным, тиражом. Те, кому посчастливилось услышать «Мастера и Маргариту», отмечают, что слушать ее без либретто непросто: Александр Градский спел сразу за Мастера, Иешуа, Воланда и Кота Бегемота. И порой не очень понятно, кто из героев поет в данный момент.
«Эльфийская рукопись»
Метал-опера и концептуальный альбом пауэр-метал-группы «Эпидемия» увидел свет 13 февраля 2004 года. Сценарий оперы — это фэнтези-история, написанная гитаристом Юрием Мелисовым. Сначала постановка должна была основываться на книжной серии Dragonlance, но в итоге получился самостоятельный сюжет. Продюсировал все гитарист Арии Владимир Холстинин. Роли исполняли сами участники группы Эпидемия, Артур Беркут, Дмитрий Борисенков из Черного Обелиска, Кирилл Немоляев из Бони НЕМ, Александра Чеботарёва и Алексей «Lexx» Кравченко из Мастера. Показы каждый раз проходят с аншлагом. По просьбам поклонников группа играла оперу и на выступлениях в турах по России, правда получалось не в таком масштабе, как в столице.
«TODD»
Рок-мюзикл «TODD» (она же зонг-опера ужасов) переживает уже 7 театральный сезон. В 2010 году Михаил Горшенёв увлёкся театрально-постановочной деятельностью. В процессе работы родилась идея создания театрально-музыкального проекта про маньяка-парикмахера Суини Тодда. Так появился на свет мюзикл «TODD», в который постепенно влились все музыканты группы Король и Шут. Театральная премьера состоялась в ноябре 2012 года в московском Театре киноактёра. Ее предварил выход музыкального альбома «TODD» в двух частях со всеми песнями проекта, объединенными в настоящий аудиоспектакль. В записи приняли участие Константин Кинчев, Юлия Коган, Билли Новик, Илья Черт, а повествовательный текст прочитал актер театра и кино Вениамин Смехов. После смерти в июле 2013 года исполнителя главной роли и идейного вдохновителя Михаила Горшенева на главную роль был приглашён Роберт Остролуцкий.
Мои любимые рок-оперы
С детства люблю музыкальные сказки. И когда вырос, этот интерес не пропал. Хорошо, что есть талантливые люди, которые тоже любят музыкальные сказки, в том числе любят их создавать.
Ниже я постарался описать рок-оперы, наиболее меня зацепившие.
Одной из первых рок-опер, которые я услышал, была «Эльфийская рукопись» от Эпидемии. Мне ее так хвалили, говорили что такие звезды русского рока собираются. И хотя сюжет плоский и явно слизанный с «Саги о Копье», текст наивный до судорог и местами кривой, разобраться в сюжете можно только по бумажке (на слух ничего не понятно) опера запала мне в душу.
Вторая часть оказалось гораздо лучше. Слушал ее на одном дыхании пока летел из командировки.
Третья часть на мой взгляд в целом слабая, хотя есть несколько вкусных сцен: как герои выпивают в башне с колдуном («Пьяный разговор»), или как капитан эльф Ботар-эль запер между мирами драконшу («Ветер ледяной»). А этого эльфа я знаю, он на Арианусе службу начинал, во флоте, в другой книге совсем других авторов. Такое явное передирание персонажа не может не покоробить.
В любом случае, то, что я тут так рассуждаю об этой опере как раз и говорит о том, что она глубоко меня затронула.
Послушать можно тут:
Проявив чудеса хладнокровия и рассудительности, странник примиряет враждующие стороны и восстанавливает балланс, нарушенный Смертью. В благодарность богиня предлагает ему стать богом. Но странник знает кто он, знает свое место и чего он хочет и отказывается от такой чести и ответственности.
В свободном доступе на youtube в hd качестве
Фентези-мюзикл «Последнее испытание».
И что интересно, в отличие от предыдущей рок-оперы, где герой трезво оценивает свои возможности, адекватен реальности и в конце концов принимает решение отказаться от предложения стать богом (и все у него получается хорошо), здесь герой всеми правдами и неправдами рвется стать богом и в итоге реализовывает свои амбиции. Мне кажется, наглядная иллюстрация различий между здоровым человеком и невротиком.
Очень хорошо проработаны характеры главных героев и их взаимоотношения. Очень проникновенно поют. Я поверил.
За богиню тьмы поет сама Хелависа. Остальных я не знал до того как прослушал мюзикл, но поют они тоже отлично.
Послушать легально и бесплатно можно тут: http://www.fantasymusical.ru/
А еще они время от времени дают живое выступление с некоторыми вариациями по сравнению с музыкальной версией.
Tobias Sammet’s Avantasia
Очень бодрая металл-опера про волшебную страну Авантазию, страну мечты, населенную различными волшебными существами и подпитываемую силой воображения человечества, и церковь, убивающую воображение, а значит и Авантазию. Церковью тайно управляет демон, желающий уничтожить все разумное, доброе, светлое.
И главный герой, бывший послушник, который сначала хочет спасти арестованную инквизицией сестру, а потом понимает что происходит вокруг и противостоит церкви.
Динамичный сюжет с соответствующей музыкой чередуется с описательными и философскими треками, и все это на фоне личностного роста главного героя.
Прекрасный power metal, отличные тексты и солистка Within Temptation в роли сестры.
Jesus Christ Superstar
Несмотря на явно религиозную тематику не имеет ничего общего со строгой каноничной религиозной атрибутикой и вообще наполнена приколами и пасхалками. Так, отношения Иисуса и толпы калькированы с отношений фанатов к рок-звезде, а разговор с царем Иродом пародирует манеру разговора с продюсерами (сам не сталкивался, взял из википедии; но стиль достаточно фамильярный, да).
Лютый стеб над апостолами:
Always hoped that I’d be an apostle
Knew that I would make it if I tried
Then when we retire we can write the gospels
So they’ll all talk about us when we’ve died
Всегда мечтал быть апостолом
Знал, что у меня получится если я буду стараться
Пусть говорят о нас после того как мы умрем.
А в первый раз я услышал эту рок-операу по радио, сцену где Каифа и фарисеи решают, что делать с Иисусом и весело хором поют «Must die, must die, this Jesus must die».
Но несмотря на такие шуточки рок-опера достаточно серьезна, заставляет задуматься и берет за душу. Я ее слушал несколько дней запоем.
Что интересно, музыку они писали не сами, а «позаимствовали» у зарубежной эстрады. Причем не скрывали этого, и во вступительной песне перечислили всех.
«Нашим персонажам хорошо помогли:
То появляется, то исчезает из я.музыки. Недавно была, сейчас опять исчезла. Но пока искал, наткнулся на плейлист где некто собрал оригиналы песен, из которых делали рок-оперу.
На этом все. Есть еще много замечательных рок-опер и мюзиклов. Будет здорово, если накидаете что-нибудь в комментарии.
5 русских рок-групп, которые покорили весь мир
Действительно талантливые композиции могут быть написаны на любом языке, быть родом из любой страны, и это будет не важно, ведь все люди понимают язык искусства. Наша страна дала миру множество таких людей, и сегодня мы рассмотрим лишь малую их часть.
1. «Парк Горького»
Группа «Парк Горького» показалась миру в 1987 году. И то, что они завоевали славу за рубежом, было не счастливым совпадением, а первоначальной целью.
Группу собирал известный тогда исполнитель Стас Намин (ты можешь знать его творчество по музыке из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда»). Он выбрал на роль исполнителя Николая Носкова и вместе с ним подбирал остальных участников. Название они придумали легко, так как группа Стаса Намина располагалась именно в Москве у парка Горького, к тому же в это время в США были популярны книга «Парк Горького» и одноимённый фильм.
В 1988 году группа приступила к работе над альбомом. Все участники уже были неплохими музыкантами, а под руководством Стаса, у которого каждый второй трек не проходил цензуру, им удалось выработать свой стиль и стать тем, что нужно публике, — бунтарями с большой дороги.
И вот, в 1989 году, вышел их альбом Gorky Park, который стал настоящим взрывом для Штатов. Альбом был самобытен, он не шёл на поводу у предполагаемой аудитории, а также был наполнен советской культурой, ведь даже на обложке у него были изображены буквы GP, стилизованные под серп и молот. А учитывая, что железный занавес пал не так давно, советская тематика была очень интересна Западу. Группа немедленно завоевала популярность, а их треки поселились в чартах США.
2. «Ария»
История этой группы началась еще в 80-х годах прошлого века. Русский рок чаще всего находил известность только в России и странах СНГ. Групп, которые обретали известность за рубежом, было крайне мало. Но песни Валерия Кипелова — первого вокалиста «Арии», а затем и лидера собственной группы — исключение. Его путь к величию начался с идеи создать хард-рок-группу. Он стал вокалистом известных на тот момент «Поющих сердец», после переименованных в «Арию».
Жизнь Кипелова походила на фильм о мальчике, который шёл к своей мечте, ведь в его карьере были как головокружительные взлёты, так и трудные испытания. До того как Валерия стали называть отцом русского рока, он успел поработать охранником, быть на разогреве у более известных групп и даже расстаться со своими товарищами по «Арии», создав собственную группу.
В музыке Кипелова отражена вся его жизнь, его стремления и мировоззрение. Его произведения искренни и завораживающие-пленительны, за что его и любят фанаты. Особенно хорошо его знают в Германии — после тура по семи городам и выступления в самом знаменитом рок-баре во всём мире Hard Rock Cafe в 1994 году. Группа «Кипелов» вступает и сейчас. Они продолжают выпускать новые альбомы несмотря ни на что.
3. «Король и Шут»
На пике своей популярности, в 2000-х, «КиШ» выступали не только в России, но и за рубежом. Они проводили десятки концертов в год, при этом часто взаимодействуя с панк-группами из США.
Последним проектом перед смертью Горшка стала рок-опера TODD, в основе которой лежит легенда о серийном убийце Суини Тодде (ты можешь знать его по одноимённому фильму Тима Бёртона).
4. ARKONA
Язычество древних славян не кануло в небытие, а осталось весьма популярно среди художников, писателей, режиссёров и даже музыкантов. В 2002 году в долгопрудненской родноверческой общине родилась группа ARKONA. Она сочетает в себе необычные стили, такие как скриминг и гроулинг, что при удивительном женском вокале даёт уникальное звучание.
Каждая их песня основана на языческих верованиях, обрядах и традициях, и это на удивление очень понравилось западной аудитории. В 2008 году группа выступила на рок-фестивале в Германии, где нашла себе тысячи фанатов, а вместе с ними — контракт от знаменитого лейбла Napalm Records.
ARKONA начала выступать по всей Европе, покоряя всё новые и новые города. За несколько лет они собрали множество музыкальных наград и сейчас выступают на самых крупных рок-фестивалях всего мира, в том числе на Wacken Open Air.
5. Slaughter To Prevail
Относительно новая группа Slaughter To Prevail готова порадовать экстремальным металлом любого, кто осмелиться ее послушать. Все её участники — настоящие профессионалы своего дела, а вокалист Александр Шиколай уже играл в разных метал-группах. В 2013 году у него появилась идея создать настоящую дэткор-группу, и в этом ему помог Джек Симонс — основатель и участник Acrania. Он знал Александра по его предыдущим выступлениям и предложил поработать над совместным проектом.
Свой путь группа начала с выступления в Бельгии, где и снискала популярность. В дальнейшем она получила контракт от лейбла Sumerian Records. Slaughter To Prevail нашли своих поклонников в десятках стран и сейчас выступают как в России, так на Западе и в США.
Российские рок оперы список лучших
Русская рок-опера под загадочным названием «Юнона и Авось» считается самым известным в жанре, достаточно редком в Советском Союзе. До этого в стране было известно только одно такое произведение, «Иисус Христос — Суперзвезда» Оно было создано в стиле хард-рок на основе текстов из Нового Завета.
Первая русская рок-опера
Каждая песня, звучавшая в рок-опере, была неповторимым хитом, до сих пор актуальным среди меломанов. Некоторые вещи, проделанные Э. Ллойдом Уэббером и Т. Райсом в либретто исполнении, вызвали негодование христианской общественности.
Внимание! Нехарактерным было отведение приоритетной роли Иуде, выставлении извечного предателя главным, рациональным и последовательным героем, придание Иисусу Христу эмоциональности и непонимания выполняемой миссии.
Исполнение музыкантами на сцене вызвало намного меньше нареканий, чем экранизация, сделанная Н. Джуисоном. Она понравилась и критикам, и зрителям, но снова подверглась нападкам верующих. В Московском театре С. Намина все еще идет русская версия рок-оперы «Иисус Христос-Суперзвезда», которая пользуется огромной зрительской популярностью.
Своеобразной русской версией рок-оперы «Суперзвезда» стало произведение А. Рыбникова:
Это было несомненной удачей композитора А. Рыбникова и известного поэта.
Важно! Со спектаклем гастролировали по Европе, первая русская рок опера переведена на десятки языков, поставлена во многих странах мира, до сих пор собирает аншлаги благодарных зрителей. Только за 3 года она выдержала более тысячи представлений. Неповторимая музыка и текст привели ее в список 7 самых знаменитых рок-опер в мировой истории.
Популярные рок-оперы русских композиторов
Есть и другие шедевры, незаслуженно забытие в наше время:
Особой популярностью пользуется «Капитанская дочка» Андрея и Ольги Петровых. Это спектакль театра «На Басманной». Ее рекламируют, как произведение, помогающее изучению школьной программы. Но настоящие ценители жанра уверены, что он процветал в СССР, а это произведение – скорее мюзикл, чем настоящий русский рок.
В перечислении выдающихся произведений отечественного рока нельзя не вспомнить трилогию русских национальных опер от челябинской группы «Ариэль»: «Емельян Пугачев», написанную на либретто В. Яшкина, по мотивам поэмы С. Есенина, «Мастера» на стихи А. Вознесенского, «За землю Русскую». Все три произведения в свое время имели бешенный успех, но некоторые фрагменты есть только в любительской записи с концертов. По воспоминаниям тех, кому довелось услышать оригинальное исполнение легендарной челябинской группой этих шедевров, мощная энергетика и сила музыки не сравнимы с посещением филармонии, где играет самый совершенный симфонический оркестр.