российская федерация кредитные рейтинги

Суверенный кредитный рейтинг России

Суверенный кредитный рейтинг России от «большой тройки» международных рейтинговых агентств

Standard & Poor’s (от 16 июля 2021г.):

– долгосрочный кредитный рейтинг России по обязательствам в иностранной валюте – «BBB-» (прогноз – «стабильный»);

– долгосрочный рейтинг по обязательствам в национальной валюте – «BВВ» (прогноз – «стабильный»);

– краткосрочный суверенный рейтинг РФ с обязательствами в иностранной валюте – «A-3»;

– краткосрочный рейтинг с обязательствами в национальной валюте – «A-2».

Moody’s (от 4 июня 2021г.):

– долгосрочный кредитный рейтинг РФ по обязательствам, выраженным в иностранной валюте – «Baa3» (прогноз – «стабильный»);

– суверенный рейтинг долгов и депозитов в национальной валюте – «Baa3»;

– краткосрочный рейтинг – «Prime-3».

Fitch (от 9 июля 2021г.):

– долгосрочный кредитный рейтинг РФ, выраженный в иностранной валюте – «BBB» (прогноз – «стабильный»);

– долгосрочный рейтинг с обязательствами в национальной валюте – «BBB» (прогноз – «стабильный»);

– краткосрочный суверенный рейтинг РФ в иностранной валюте – «F2»;

– краткосрочный рейтинг РФ в национальной валюте – «F2».

Таким образом, долгосрочный кредитный рейтинг России в иностранной валюте от всех международных рейтинговых агентств «большой тройки» на данный момент находится на инвестиционном уровне.

Источник

Moody’s подтвердило рейтинги России на уровне «Baa3»

Краткосрочный рейтинг России в национальной валюте подтвержден на уровне «Prime-3».

Moody’s выделяет три основных фактора, обусловивших решение о подтверждении рейтингов России.

Аналитики Moody’s прогнозируют умеренный рост российской экономики в 2021 году, отмечая, что положительное влияние подъема цен на нефть компенсируется очень постепенным снятием ограничений на добычу нефти, сохранением неопределенности, связанной с пандемией коронавируса, а также ужесточением монетарной политики в ответ на усиление инфляционного давления. Сфокусированность правительства на бюджетной консолидации, по их мнению, будет ограничивать степень поддержки, которую фискальная политика сможет оказывать экономике РФ после текущего года.

Moody’s видит ограниченные возможности для существенного улучшения потенциала роста российской экономики в среднесрочной перспективе, ожидая, что темпы увеличения ВВП останутся «в нижней половине диапазона в 1,5-2%».

Поддержать среднесрочные темпы роста экономики РФ за счет национальных проектов также будет сложно, учитывая сохраняющиеся проблемы с реализацией этих инициатив, считают эксперты агентства.

Однако, по их мнению, хотя госдолг России остается низким, доминирующая роль государства в экономике, будет нести в себе риски для суверенного баланса.

Он отметил, что с начала 2020 года лишь несколько государств «большой двадцатки», включая Россию, смогли избежать понижения кредитных рейтингов и ухудшения прогнозов по ним.

Ранее эксперты Moody’s дали прогноз роста экономики России в 2021 году на 2,3%.

Источник

S&P подтвердило кредитный рейтинг России на уровне BBB-

Рейтинговое агентство S&P 17 июля сохранило долгосрочный рейтинг России по обязательствам в иностранной валюте на уровне BBB- со стабильным прогнозом. Об этом говорится в сообщении агентства.

При этом суверенные кредитные рейтинги России в национальной валюте утверждаются на уровне BBB. В качестве причин сохранения рейтинга на прежнем уровне S&P называет снижение уровня добычи нефти и сокращение цен на нее, а также предполагаемое сокращение российской экономики на 4,8% из-за пандемии COVID-19. В S&P полагают, что из-за эпидемии коронавирусной инфекции экономику России в 2020 году ждет глубокая рецессия с последующим частичным восстановлением в 2021 году, однако «конечные потери экономики из-за пандемии остаются неясными».

При этом рейтинговое агентство отмечает, что экономика страны должна справиться с экономическими вызовами благодаря гибкому обменному курсу и фискальному балансу.

российская федерация кредитные рейтинги

«Решение агентства служит очередным подтверждением того, что проводимая правительством политика обеспечивает маркоэкономическую стабильность на фоне крайне волатильной внешней конъюнктуры», — заявил журналистам глава Минфина Антон Силуанов, комментируя решение S&P.

Министр отметил, что России удалось сохранить кредитный рейтинг на прежнем уровне, несмотря на то что агентства более чем в 80% случаев принимали решения о понижении рейтингов других стран — экспортеров сырья на фоне снижения стоимости нефти и пандемии COVID-19.

российская федерация кредитные рейтинги

По словам Силуанова, консервативное бюджетное планирование и строгое следование бюджетному правилу позволяют российской экономике успешно переживать внешние шоки.

В апреле S&P из-за пандемии коронавирусной инфекции изменило прогноз для мировой экономики. По мнению экспертов агентства, глобальная экономическая система не только прервет рост, но и уйдет в минус на 2,4%.

В агентстве отметили, что влияние заболевания на экономику оказалось сильнее, чем предполагалось изначально, — до этого S&P прогнозировало снижение темпов роста с 3,3 до 0,4%.

Источник

Fitch назвало регионы с кредитоспособностью лучше Российской Федерации

российская федерация кредитные рейтинги

Собственная кредитоспособность шести российских регионов, включая Москву и Санкт-Петербург, оценивается выше, чем у суверена — Российской Федерации, рассказали представители международного рейтингового агентства Fitch Ratings на вебинаре в Москве в среду, 21 октября.

Их итоговые рейтинги все равно находятся на одном уровне с суверенным рейтингом России (BBB, самая нижняя ступень инвестиционной категории), поскольку, по общему принципу Fitch, регионы не могут иметь рейтинги выше суверенного.

Шесть регионов с наиболее сильной собственной кредитоспособностью имеют оценки от bbb+ (Челябинская область) до a+ (Москва). В промежутке между ними находятся Санкт-Петербург, Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО), Башкирия и Татарстан. В частности, Москва, Петербург, ЯНАО, Башкирия и Татарстан обладают максимально высокой оценкой устойчивости к долговой нагрузке — aaa.

В региональном портфеле Fitch в России — 22 эмитента (всего в стране 85 субъектов).

российская федерация кредитные рейтинги

С экономической точки зрения выделяются ЯНАО и Москва: их валовой региональный продукт на душу населения превосходит медианный уровень российских регионов в 13 раз и более чем в три раза соответственно, отмечается в материалах Fitch.

На противоположном полюсе (из рейтингуемых Fitch регионов) находятся Ярославская и Кировская области, для которых агентство учитывает фактор потенциальной чрезвычайной поддержки от федерального центра.

Выравнивания регионов недостаточно

Fitch отмечает высокую социально-экономическую дифференциацию российских регионов. «Региональное неравенство в значительной мере сохраняется и после применения инструментов межбюджетного регулирования в силу слабости институциональной среды в России», — указано в презентации агентства к вебинару. По мнению аналитиков Fitch, система межбюджетных отношений в России непрозрачна, а механизмы и правила выравнивания региональных бюджетных различий недостаточны для применения принципа «солидарного подтягивания» всех регионов.

«Как мы выяснили, особого эффекта от мер выравнивания не видно даже в рамках нашего регионального портфеля. Это говорит о том, что механизм солидарного подтягивания, который агентство применяет в других юрисдикциях, в России применен быть не может. Иными словами, мы не можем задать неснижаемый уровень рейтинга для большинства российских регионов», — объяснил старший директор Fitch Ratings Константин Англичанов. В странах с более устоявшейся институциональной средой разброс в кредитоспособности регионов намного меньше, указал он.

Межбюджетные отношения в России строятся на том, что налоговые сборы распределяются между регионами и федеральным центром по установленным нормативам (которые периодически меняются): например, НДФЛ зачисляется в региональные и местные бюджеты, налог на прибыль зачисляется в основном в бюджет региона и частично — в федеральный бюджет. Федеральное правительство распределяет между регионами межбюджетные трансферты, которые зачисляются в доходы региональных бюджетов дополнительно к их собственным доходам.

Минфин переходит на трехлетнее планирование трансфертов регионам, сообщил в конце сентября на заседании в Совете Федерации первый вице-премьер Андрей Белоусов. Кроме того, губернаторам в 2021 году будет разрешено самостоятельно вносить изменения в сводную бюджетную роспись в части антикризисных и антиковидных мер, сказал Белоусов.

Влияние пандемии на регионы

Во время пандемического кризиса федеральное правительство оперативно делегировало на уровень регионов ответственность за борьбу с коронакризисом, отметил Англичанов. «Но эта ответственность, к сожалению, не всегда подкреплялась достаточным количеством ресурсов», — подчеркнул он.

российская федерация кредитные рейтинги

По данным Fitch, межбюджетные трансферты регионам в январе—августе 2020 года выросли в полтора раза в годовом выражении — на 697 млрд руб., до 2,13 трлн руб. Это смогло компенсировать падение налога на прибыль, зачисляемого в региональные бюджеты (минус 430 млрд руб.). По итогам 2020 года федеральные трансферты регионам достигнут 3,47 трлн руб., прогнозирует Минфин (по сравнению с 2,39 трлн руб. за 2019 год).

Однако регионы жаловались на то, что из-за жестких ограничений, накладываемых действующими соглашениями Минфина и субъектов о реструктуризации бюджетных кредитов, они не могут в полной мере компенсировать выпадающие доходы и дополнительные расходы на борьбу с пандемией и ее последствиями. Минфин в начале октября пообещал смягчить эти ограничения.

Fitch ожидает ухудшения социально-экономических профилей российских регионов в 2020 году из-за снижения ВВП и сокращения деловой активности. Оно обусловливает уменьшение налоговых доходов на фоне продолжающегося роста расходов регионов. На начало осени дефицит консолидированных бюджетов российских регионов составлял 109 млрд руб. (по сравнению с профицитом более 1 трлн руб. на ту же дату годом ранее). На 1 сентября 2020 года в России было 36 субъектов с дефицитом бюджета (годом ранее — 14).

Особенностью кризиса 2020 года является опережающий рост региональных расходов — то, чего удалось избежать в предыдущих кризисных эпизодах 2009 и 2013 годов, отмечает Fitch. Расходы субъектов в январе—августе выросли на 18% в годовом выражении (намного быстрее инфляции), основной рост продемонстрировали социальные статьи: здравоохранение — прирост на 85%, социальная политика — 22%, национальная экономика — 15,8%, следует из данных Fitch.

На 1 сентября общие расходы региональных бюджетов составили 9 трлн руб. (против 7,6 трлн руб. за тот же период прошлого года), следует из данных Казначейства России. В том числе траты на здравоохранение достигли 1,17 трлн руб. По итогам 2020 года расходы субъектов поднимутся до 14,5 трлн руб., а общий дефицит вырастет почти до 900 млрд руб., оценивает Минфин. В 2021 году, по прогнозу ведомства, дефицит региональных бюджетов будет более 400 млрд руб., а возвращение к бюджетному балансу ожидается только в 2023 году.

Источник

S&P подтвердило суверенные рейтинги России

российская федерация кредитные рейтинги

Долгосрочный рейтинг в национальной валюте сохранен на уровне «BBB».

Краткосрочные рейтинги по обязательствам в иностранной и национальной валютах сохранены на уровне «А-3/A-2».

«Снижение цен на нефть, сокращение добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+ и негативные последствия пандемии COVID-19 приведут к сокращению российской экономики на 4,8% в 2020 году, – прогнозируют аналитики S&P GR. Тем не менее, взвешенная макроэкономическая политика, в том числе гибкий обменный курс, а также сильная позиция внешнего нетто-кредитора и низкий уровень госдолга должны позволить экономике страны адаптироваться к этим изменившимся условиям».

Прогноз «стабильный» отражает точку зрения агентства относительно сбалансированности бюджетных рисков и рисков финансовой нестабильности, обусловленных снижением цен на нефть и влиянием пандемии коронавируса, с одной стороны, и сильных внешнеэкономических и бюджетных показателей, с другой.

S&P GR может предпринять негативное рейтинговое действие в случае многолетнего ухудшения бюджетных показателей РФ. Также оно может быть вызвано существенным оттоком капитала, например, в связи с наступлением геополитических событий, которые приведут к существенному ужесточению санкций иностранных правительств в отношении России.

При отсутствии дополнительных внешних стрессовых ситуаций агентство может предпринять позитивное рейтинговое действие, если долгосрочные темпы роста ВВП в расчете на душу населения достигнут уровня, сопоставимого с показателями стран с аналогичным уровнем благосостояния, например, в результате мер правительства по стимулированию экономического роста. Более быстрое аккумулирование бюджетных резервов, смягчающее давление со стороны волатильных, зависящих от сырьевых ресурсов доходов, и эффективные меры, приводящие к снижению долгосрочного давления на бюджет со стороны пенсионных расходов, связанных со старением населения, также могут привести к позитивному рейтинговому действию, говорится в отчете.

Несмотря на многочисленные потрясения в экономике, аналитики агентства ожидают, что снижение ВВП России в 2020 году будет менее значительным, чем в развитых странах. Это частично объясняется структурой экономики, включая менее заметную роль сектора услуг (около 55% ВВП) и малых и средних предприятий (20% ВВП), а также более значительный госсектор.

«Ослабление внутренних ограничений на фоне ожидаемого восстановления глобальной экономики и нефтяных котировок должны позволить ВВП страны увеличиться более чем на 4,5% в 2021 году и на 3,3% в 2022 году, – отмечается в сообщении. – При таких темпах восстановления объем реального ВВП России вернется к прошлогодним уровням в начала 2022 года».

Тем не менее, эти прогнозы весьма неопределенны, поскольку темпы выздоровления экономики будут зависеть от продолжительности пандемии и эффективности мер поддержки. Как и для других стран эксперты агентства исходят из предположения, что COVID-19 будет оставаться фактором риска до тех пор, пока не будет создана вакцина или до появления общедоступного эффективного лекарственного средства, чего может не произойти до второго полугодия 2021 года. Хотя прогнозы S&P GR для России не предполагают возобновления действия общенациональных ограничений, но он не исключает вероятности введения целевых ограничительных мер.

В долгосрочной перспективе аналитики агентства прогнозируют рост экономики РФ в среднем около 2%.

Профицит счета текущих операций в РФ в 2020 году прогнозируется на уровне 1,7% ВВП, в следующем году – 2,4%, в 2022 году – 2,5% и в 2023 году – 2,3%. Безработица составит соответственно 5,9%, 5,4%, 4,7% и 4,5%.

Эксперты агентства полагают, что индекс потребительских цен (CPI) по итогам текущего года повысится на 3,2%, в 2021 году – на 3,1%, а в последующие два года инфляция будет находиться около 4%.

Обменный курс по состоянию на конец этого года ожидается на уровне 74 рубля/$1, следующего года – 70 рублей, 2022 года – 72 рубля, 2023 года – 74 рубля.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *