рольф или автомир что лучше
Потрепанные, но живые: крупнейшие российские автодилеры 2020 года
Крупнейшим по выручке в рейтинге крупнейших автомобильных дилеров, составленном журналом «АвтоБизнесРевю», уже седьмой год подряд остается «Рольф», продавший автомобилей на 258,3 млрд рублей (на 2% больше, чем в 2019 году). Компания лидирует и по количеству проданных машин, в ее автосалонах за год было продано 79 986 автомобилей, что на 13% меньше, чем годом ранее.
2020 год оказался одним из самых сложных для российского автомобильного рынка. Из-за карантинных мер, введенных в связи с распространением коронавируса, в конце марта все автосалоны были закрыты. Локдаун продлился около двух месяцев.
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в прошлом году рынок сократился на 9,1%, до 1 598 825 штук, а в 2019 году — на 2,3%. 2020 год стал серьезным испытанием, но дилеры обошлись без крупных банкротств и массового ухода с рынка, говорил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель. По его словам, несмотря на все трудности, по динамике продаж в 2020 году Россия показала один из лучших результатов среди крупнейших автомобильных рынков мира, а в Европе вышла на четвертое место. Из 25 крупнейших дилеров только три смогли в прошлом году нарастить продажи.
Если смотреть на выручку, картина выглядит лучше — здесь в плюс отработали 12 компаний. Это в первую очередь объясняется увеличением цен на машины.
По данным Росстата, рост стоимости новых отечественных автомобилей в России в 2020 году составил 9,4%, на локально собранные и импортированные машины иностранных брендов — 10,3%. «Автостат» оценивает увеличение средневзвешенной цены нового легкового автомобиля в России в прошлом году примерно в 7% (массовый сегмент на 4%, премиум на 13%).
То, что «Рольф» уже много лет лидирует в рейтинге, главный редактор журнала «АвтоБизнесРевю» Евгений Еськов объясняет рядом факторов: дилер имеет большой и сбалансированный портфель брендов; его работа сконцентрирована в Москве, где продается львиная доля автомобилей; внутренние процессы грамотно организованы и автоматизированы; компания много инвестировала в IT и персонал.
Наибольший рост по выручке по итогам года показал «Автодом», увеличив продажи на 62% (до 56 млрд рублей). Самый слабый показатель из 25 компаний у «АвтоСпецЦентра», потерявшего в выручке 13% (56,8 млрд рублей). Результаты неудивительны, говорит Еськов, «Автодом» сконцентрирован на премиальных брендах, которые «чувствуют» себя в кризис лучше, чем массовые, составляющие основу портфеля «АвтоСпецЦентра». Кроме того, в прошлом году «АвтоСпецЦентр» передал «Автодому» салон BMW во Внуково, что также отразилось на выручке двух компаний.
На втором месте по росту выручки по итогам года оказалась тольяттинская «дочка» «Автоваза» — «Лада-Сервис», увеличившая продажи на 29%, до 21,7 млрд рублей. Она же стала лидером по росту количества проданных машин. Компания прибавила 30%, реализовав в прошлом году 34 137 автомобилей. Евгений Еськов объясняет успехи «Лада-Сервис» государственными закупками, в которых компания активно участвует.
Топ-15 рейтинга крупнейших российских автодиллеров
Какой автосалон лучший
Журнал «ИП» продолжает уникальную акцию «Таинственный покупатель». Вместе с агентством Nextep мы исследуем качество сервиса в различных московских компаниях. Недавно мы проверили 10 популярных столичных автосалонов, и теперь рассказываем, насколько комфортно в каждом из них может почувствовать себя потенциальный клиент.
Зародившаяся в 1970-х годах в США технология Mystery Shopper (что в переводе и означает «таинственный покупатель») в последнее время становится все популярнее в России.
Под видом самых обычных клиентов предприятия сферы услуг посещают специальные люди, обученные отмечать преимущества и недостатки той или иной компании и фиксировать все свои наблюдения. При помощи таких таинственных покупателей «ИП» может выяснить, насколько умеют дорожить клиентами столичные компании.
Опросник, предложенный нашим агентам, состоял из 10 блоков: звонок в дилерский центр, путь к автосалону, работа сотрудников на ресепшн, первичный контакт с продавцом-консультантом, выявление потребностей клиента, представление автомобиля, организация консультации, завершение контакта, внешний вид и дисциплина сотрудников.
Оценки ТП (каждый аспект оценивался по шкале в 100 баллов) и их комментарии позволили составить рейтинг умения автосалонов быть ближе к людям.
Позвони мне, позвони
Вооружившись телефоном, ТП начали оценивать сервис еще до посещения автосалона. Наших агентов интересовали пять вопросов: легко ли дозвониться до салона; насколько доброжелателен секретарь; способен ли он понятно объяснить, как добраться; сообщают ли график работы салона; благодарит ли за звонок.
Понравились ТП и телефонные консультанты «Рольфа». «Приятное общение и доброжелательность оператора оставили приятное ощущение комфорта и надежды, что в салоне также меня будут рады видеть»,- рассказывает один из ТП.
«Крепкими середняками» оказались «Независимость» (67 баллов), «Автокей» и Musa Motors (по 63 балла). Общение с их сотрудниками не вызвало у ТП ни положительных, ни отрицательных эмоций. А вот Genser, техцентр «Кунцево» и Gema оказались не на высоте: по этому параметру они получили меньше 60 баллов.
А потенциальным клиентам техцентра «Кунцево» непросто даже дозвониться до дилерского центра. «Отвратительная связь, дозвонилась с 28-го раза,- комментирует один из ТП.- Оператор плохо слышит: вместо „Тойоты” соединил с „Форд-центром”». Это подтверждает и другой ТП: «Дозвониться было сложно, соединяли вечность, пришлось ждать, пока соединят с продавцом (минут 8–10). Оператор отвлекался на другие звонки, осталось впечатление, что у них и без меня хватает клиентов».
Путевой лист
Прежде чем выбрать машину в салоне, до него еще нужно добраться. Поэтому следующим критерием стал «путь к автосалону». Здесь ТП оценивали удобство поиска и въезда на территорию. Легче всего найти оказалось дилерские центры «Инкомавто», «Кунцево», Genser и MajorAuto: они набрали по 94 балла.
Не всегда продуман проезд к салонам «Автомира» (81 балл). Например, один из ТП посетовал на то, что «по телефону абсолютно неправильно рассказали, как добраться, из-за этого крутились минут 40, плюс неудобный подъезд по узкой дороге». Худшие оценки (69 баллов) получили Musa Motors и «Автокей».
Следом за «Инком-авто» идут пять компаний, получивших примерно одинаковые баллы- от 45 до 49. Это «Автомир», Major-Auto, «Независимость», «Рольф» и Genser. В них бывали «проколы». Так, один из ТП, посетив салон «Автомира», рассказал, что «автомобиль пришлось посмотреть самому, ко мне никто не подошел». А в одном из салонов Major-Auto «сотрудница ресепшн, даже не поздоровавшись, с измученным видом кивнула на менеджера, к которому я могу обратиться».
Полный контакт
После секретарей наши агенты знакомились с продавцами-консультантами. По правилам хорошего тона продавец в автосалоне должен проявить внимание к потенциальному покупателю, поприветствовать его, представиться, поинтересоваться, чем он может быть полезен. То, как умело продавцы налаживали контакт с клиентами, и оценивали наши агенты. Безоговорочную победу одержали консультанты «Рольфа», набравшие 83 балла, опередив идущих следом сотрудников MajorAuto на 16 пунктов. Тройку лидеров замкнул «Инком-авто» с 63 баллами, остальные безнадежно отстали. Высокую оценку «Рольфу» может подтвердить такой комментарий: «Сотрудник салона сразу представился, спросил, как зовут меня и моего спутника, и поинтересовался, какая машина нас интересует. Затем сразу же начал консультацию».
Аутсайдерами стали Musa Motors (37 баллов), Gema (33) и техцентр «Кунцево» (32). Три раза из четырех ТП пришлось искать консультантов самим: никто не обращал на них внимания. «Консультант сидел один за столом и занимался своими делами,- рассказывает один из ТП о посещении салона Musa Motors.- Я минут пять ходил около автомобиля, но он не подошел. Пришлось подойти самому и представиться, тогда он взял ключ, открыл машину, пригласил сесть и ушел. Я был предоставлен сам себе».
Впрочем, в «Рольфе», занявшем первое место, было меньше проблем, чем в других компаниях.
«Консультант объяснил, что именно мне нужно,- рассказывает ТП.- Он задавал уточняющие вопросы, чтобы полностью выяснить мои потребности. Чтобы рассчитать общую сумму, он подсказывал, какие есть опции».
Хуже всех оказались салоны Musa Motors (22 балла). «Продавцу мои потребности были до лампочки. Он просто не отвечал на вопросы, а давал прайслист»,- возмущается один из ТП. «Консультант неохотно общался со мной, на вопросы отвечал односложно, дополнительной информации не предоставлял. Он не хотел меня обслуживать и не скрывал этого»,- досадует другой.
Товар лицом
Затем наступала самая важная стадия: презентация автомобиля. ТП интересовали и личные качества сотрудников (компетентность, внимательность, вежливость, терпеливость), и организация консультации (полнота, понятность, время).
В этой номинации первым также оказался «Рольф» (57 баллов). «Сначала мы стояли у машины, затем присели за стол- консультант предложила посмотреть комплектации и рассчитать цену,- рассказывает один из ТП.- Очень важно, что она с самого начала демонстрировала максимальную заинтересованность во мне, была любезной и доброжелательной». Преодолеть рубеж в 50 очков больше не удалось никому. Еще три компании набрали больше 40 баллов: «Инком-авто» (48), «Автокей» (47) и «Автомир» (41).
Итоги первенства
Суммировав все показатели, мы пришли к выводу, что комфортнее всего ТП чувствовали себя в дилерских центрах «Рольфа», набравшего 70 баллов. Преодолеть планку в 60 баллов сумели еще два дилера: «Инком-авто» и Major-Auto (65 и 62 балла).
Немного не дотянули до пьедестала «Автомир» (58 баллов) и «Автокей»BB (57 баллов). Вместе с Genser (55 баллов) и «Независимостью» (52 балла) эти компании заслужили звания «крепких, неуступчивых середняков».
РОЛЬФ
Адрес: Ленинградское шоссе, 63Б
Телефон: +7 (495) 266-54-74
Люди, не ведитесь на этот лохотрон. Будьте благоразумны. Подумайте, как машина там может стоить дешевле, чем у официалов. Реально развод этот Рольф. Это же всем понятно. А что касается бэушек, то это просто металлолом, а не автомобили. Ещё не удивлюсь, что вы приедете, а необходимого вам модели не окажется в наличии. Тоже знатный развод. Однозначно не едьте туда.
В общем я бронировал авто примерно за неделю. Специально говорил, что буду ехать издалека, чтоб она была точно в наличии. Когда приехал в автосалон Рольф, то меня ожидало огромное разочарование. Тупо сразу сказали, что сорри, извините, вот так получилось. Всячески в начале типа оправдывались. Сказали, что будет хорошая скидка, если я возьму что-нибудь другое. Я сначала смотрел другие варианты, но ничего мне особо не понравилось. К тому же, всё что они предлагают, стоило куда гораздо дороже, чем я планировал потратить. В общем уехал без автомобиля. Очень сильно расстроен и жалею, что вообще обратился туда.
Это одно из самых отвратительных мест, где мне приходилось побывать наверное за всю свою жизнь. Таких мошенников я не встречал нигде. Просто тупо втюхивают бэушные автомобили по цене новых. Говорят, что это нормально, когда она поцарапана и так далее. Типа я слепой, и что-то мне там привиделось. Специально ещё ставят под таким углом, где мало света. То есть нормально поставить авто вы не можете. Короче не рекомендую никому Rolf.
Я вот взял себе машину здесь в кредит и уже неоднократно об этом пожалел. Оказалось, что низкая процентная ставка это только у них на словах, в самом договоре они вам укажут процентную ставку раза в два выше. Вот со мной так и случилось. Я конечно идиот, что поверил наслово не стал перечитывать все условия в договоре, но кто же мог подумать, что они возьмут вот так и тупо кинут. В общем очень-очень сильно разочарован не только в этом автосалоне, но и вообще в людях в целом.
мой опыт покупки и продажи авто связан с автосалоном. Для начала через комиссионную продажу я избавился от своего старого «кроссовка», было жаль конечно продавать, но пришло время уже менять машину. Как и большинства людей у меня банально не было времени продавать авто самому, поэтому я и обратился за услугами к этому автосалону. Продали быстро, деньги отдали на следующий день. и тут у меня возникла первая сложность. Тот вариант который мы с женой изначально планировали купить нас уже не устраивал, потому что чем ближе было к договору купли продажи, тем выше становилась цена. В итоге, и покупать машину решили в рольф, все-таки автоцентр проверенный уже, да и выбор там был неплохой. В итоге — купленная машина, теперь этот автосалон для нас один из лучших
мой муж купил нашу новую машину. Мы вместе с ним ездили, и я была удивлена отношением персонала здесь к покупателям. В предыдущем автоцентре меня воспринимали как бесплатное приложение к Сереже, которое должно молчать в тряпчку, пока мужики беседуют. такое отношение мягко говоря покоробило! Такое принебрежение, такое неуважение! Я им уже написала все что думаю по эл.почте и на сайте автосалона. Машину мы там не купили, хотя она была в наличии и цена устраивала именно потому что менеджеры невоспитанные хамы. Мы так же нашли б/у Опель Мокка в той же комплектации, но стоит он на 20 тысяч дороже. Взяли в рольф. Потому что они уважают всех своих клиентов, к тому же пробег был меньше у Мокка в автосалоне, да и общее состояние машины было заметно лучше. Учитесь уважать своих клентов, как рольф! И тогда у вас будут хорошие отзывы!
Проездил на своей машине 7 лет ровно. Купил ее в автосалоне, которого сейчас уже и нет… Начал искать замену несколько месяцев назад, думал оформлю новую в кредит, но посмотрел цены с процентными ставками и понял, что не оформлю. Деньги-то есть и работа стабильная, но рисковать не хочется, тем более в вопросах покупки машины. С женой посоветовались и решили купить б/у, даже автосалон хороший нашли — рольф называется. Не то чтобы сильно понравился, но здесь дело знают. В наличии много машин и нужно просто подробно рассказать менеджеру то, что нужно. Работой специалистов доволен, а старую машину отдал по обмену, в счет суммы
Смотрели машину в Рольф для сына. Заранее не определились с маркой/моделью, поэтому как потерянные ходили. Менеджер Андрей очень выручил, когда взял все в свои руки. Повел по салону, показал машины, подходящие по стоимости. Разрешил тест-драйв провести. Сыну понравился митцубиси лансер 2013 года, но для такого возраста был слишком большой пробег. Отговорили. Нашли форд фокус 2012, отличная комплектация, и выглядит здорово — спортивный вариант (видимо бывший хозяин имел слабость к тюнингу). Купили. О салоне нормальное впечатление сложилось, не припомним, чтобы были какие-то претензии в их адрес.
Ехал с девушкой домой из другого автосалона и она предложила заглянуть. Заглянули и в итоге решили вернуться на следующий день, чтобы внимательно изучить выбранный автомобиль и решить, покупать или не покупать) На след день нас уже встретили как своих, сразу без предварительных расспросов привели к нужной машине, все о ней рассказали и показали. Мне тачка вполне понравилась, тем более, что у нее пробег меньше 70 тысяч… у моей старой уже около 200… В общем, я решил брать машину в Рольф, отзывы почитал уже после покупки и тоже решил отставить. Ну и еще сделал для себя пометку на будущее — след раз буду смотреть по отзывам) чтобы не тратить время на покатушки)
Покупал рено логан 2006г, всё понравилось. Большое спасибо за автомобиль, остался очень доволен быстротой обслуживания и тест-драйвом. Отдельное спасибо менеджеру Михаилу за вежливый подход к клиенту!
Очень много хороших вариантов подержанных авто в действительно хорошем состоянии! Я не могу сказать, что здесь прям низкие цены, но зато машинки чистые, проверенные и удобно что в одном месте такой большой выбор. Консультанты принципе открыто говорят о недостатках машин, если были битые и восстановленные. Это тоже подкупило. Для себя я выбрал Мазду 6, 2007 года выпуска.
Давно хотел личный автомобиль… обратился сюда с просьбой подобрать мне Б/у авто не ранее 2012 года, чтобы надежный, но не особо дорогой в районе 500 тыс. Мне предложили несколько вариантов и мой выбор пал на Renault Duster 2.0 механика, 135 лошадок, 4WD. Вполне симпатичная и надежная машина, да и по цене, как раз, то на что я рассчитывал. Оформили все быстро, даже не успел устать, как авто стал моим. Сейчас качу на нем куда хочу и меня в нем все более чем устраивает. Так что качество авто тут впечатляет. Могу посоветовать смело друзьям и знакомым автосалон рольф!
Поехал я в один автосалон смотреть машины с пробегом, на сайте обещали ассортимент моделей на деле вышло что банальный развод и стоят там три калеки. Адрес не буду называть, пусть останется на совести горе продавцов. После этого поехал в Рольф. Вот там реально выбор был. В интернете не посмотрел сразу, но уже лично увидел много машин. Мне хотелось купить Фокус с пробегом в кредит. Менеджер предложил мне много машин там и 9 года были и 13, я сначала посмотрел 12 в новом кузове но комплектация не люксовая, а потом мне предложили еще один коричневый Фокус 13 года дороже всего на 50 тысяч. В кредит оформил его, от двух банков пришло одобрение выбрал какой понравился, условия в принципе одинаковые предложили и размер переплаты тоже. Не сказать чтобы на халяву, но меня кредит устраивает, бесплатно сейчас только сыр в мышеловке) А кредиты для средних доходов подходят.
лучший автосалон рольф транспортных средств с пробегом по моей версии 🙂 я тут БМВ взял 2008 года. Мог бы в принципе и с рук взять, но решил, что сейчас овчинка выделки не стоит — слишком велик шанс нарваться на мошенников или битую машину. А в рольф лахта знакомые себе семейник брали — б/у Ларгус пятиместный, так что АТЦ проверенный. А по сочетанию цена/качество — лучший. Рекомендую всем, кто ищет место для покупки б/у машины.
рольф лахта, спасибо вам,за то что вы есть! Я в этом автосалоне купил Пежо б/у. Больше ни в одном автоцентре не видел, чтобы машина находилась в таком хорошем состоянии…хотя видно, что небольшое ДТП было, потому что левое крыло притерто. А пригнали им на продажу машину недавно, менеджер (кажется Павел его зовут) признался, что обычно предпродажную подготовку делают, чтобы так в глаза не бросалось, но не врут, что машина не была в авариях. В итоге автосалон с немалым модельным рядом, с умеренными ценами и по возможности честный с клиентами — поэтому я и говорю спасибо АТЦ, поэтому, я советую автосалон
Положительная оценка
рольф лахта помог мне продать мой автомобиль! Спасибо огромное сотрудникам автосалона за оперативность, доброжелательность и за то, что они всегда стараются идти на встречу! Я бы сама наверное никогда не справилась с таким делом с той же выгодой, нет во мне души торговца, я скорее цену быстрее собью и отдам за дешевле, чем буду долго искать покупателя или уговаривать кого-то)) поэтому меня очень выручили, продали по хорошей цене и достаточно быстро! Машина Шевроле Нива я на ней чуть больше года откаталась и была ее единственным владельцем, так что неудивительно, что ее быстренько забрали ) и состояние очень хорошее было ) советую обращаться в АТЦ для комиссионной продажи, они свое дело знают! ))
В рольф лахта понравился выбор подержанных иномарок. Действительно большой, есть альтернативы, есть модели для сравнения, можно еще и посмотреть все как положено. Это огромный плюс для автосалона б/у машин. За это отдельное спасибо 🙂
Положительная оценка
Понравился мне подержанный автомобиль Шкода Рапид 2012 г.в., с пробегом чуть более 50 тысяч в рольф лахта. Посоветовался со спецами, одного товарища даже пригласил, чтобы мне помог с осмотром машины. Меня также ознакомили с результатами предпродажной диагностики, которые в целом удовлетворили. В общем, купил я этот автомобиль, цена нормальная, по сравнению с новым аналогом. Сделкой доволен.
Я часто езжу мимо автосалона Рольф. Но обратил внимание на него недавно. Пока еще не покупал в нем себе машин и не продавал их. Но в целом он производит хорошее впечатление. Если продам или куплю, что-либо через него, узнаю, конечно, точнее. Персонал вышколен. Цены пока еще не знаю. Не сравнивал детально. Машины как всюду в больших салонах, если говорить о богатстве выбора.
Занимательная история. Про дилеров, которые торгуют дорогими автомобилями не так много отзывов пишут. Уж не знаю с чем это связано, да и разбираться не буду, но свое мнение про Рольф пришлось составлять самому. Уже в самом начале, находясь у них меньше 10 минут. Ко мне сразу же подошел сотрудник автосалона, представился и предложил помощь. Поскольку я знал, какой автомобиль хотел бы приобрести, то поиски не заняли много времени. Больше ушло на оформление кредита и страховки. Регистрацию в ГИБДД я решил сделать сам, поскольку лишними деньгами не обладал. Но все услуги, которые салон выполнил самостоятельно, были сделаны на высшем уровне. Вот что я под этим подразумеваю. Во-первых, это отношение ко мне каждого сотрудника, с которым довелось пообщаться. Это уважение и честность. Во-вторых, отсутствие комиссий за предоставленные услуги кредитования и консультацию. Согласитесь, это не маловажно. В-третьих, грамотность при заполнении всех договоров. Не пришлось ждать, пока их будут заполнять во второй раз, т.к. с первого раза все было сделано правильно. Действительно доволен тем, что покупал автомобиль именно у них.
Да я бывал за свою жизнь в разных компаниях, но такого лохотрона как здесь не встречал нигде. Реально люди втюхивают подержанные автомобили по ценам новых. Просят за них такие суммы, что просто капец. И находятся клиенты, которые покупают себе там что-то. Позитивные отзывы про салон Rolf это все вранье. Вот это самое обидное. Если бы таких людей не было, то понятное дело, что и салон бы уже давно не работал. Поэтому просто хочу предупредить всех, кто планировал туда поехать и купить себе машину. Лучше не делайте этого в этой компании.
Согласен, это обычная шарашкина контора. Продают автомобили непонятно какого состояния, говорят, что они новые, но после тест-драйва понимаешь, что новыми авто там и не пахнет. Просто подкрашенные, где то что закрашено и так далее. Пробег скручивают, вот и всё. Кстати самый важный момент, это ПТС. Разумеется, не показывают, дают только её копию. Оригинал вы у них не допроситесь. Сразу это всё вводит в такое состояние, что ты понимаешь, что что-то здесь нечисто. В общем, разумеется, машину я себе покупать не стал. И вам не советую. Лучше пойти в другой автосалон. Слава Богу в нашем городе их хватает.
Не знаю, как по мне, то автосалон Rolf просто ни о чём. Выбор машин говорят что он широкий, но он широкий только если будете выбирать на сайте салона. Когда приедешь в сам автосалон, то никакого там выбора нет. Все автомобили стоят тут гораздо дороже. Не обращайтесь в этот салон только зря поедете и потеряете свое время на дорогу. Консультанты конечно предлагали заказать авто с каталога, но я-то хотел взять ее сразу, а не ждать ещё непонятно сколько.
Судьба «Рольфа»: кто и за сколько может купить компанию Сергея Петрова
15 ноября 2019 года кипрский холдинг группы компаний «Рольф» — Delance Limited — выпустил официальный пресс-релиз, в котором объявил о принятом решении продать всю группу единому покупателю. На судьбу этой сделки могут повлиять многие факторы: долговая нагрузка группы, ее прошлая активность на рынке капитала, состояние рынка в целом и, конечно, уголовное преследование основателя автодилера — Сергея Петрова. Попробуем оценить эти факторы и попытаемся на их основе сделать предположения о цене будущей покупки и потенциальном круге покупателей.
Фактор долга
Согласно официальной презентации «Рольфа» для инвесторов, коэффициент Net Debt / EBITDA от года к году снижался, на конец первого полугодия он составлял 2,51х. Большинство экспертов не считают данный показатель находящимся в зоне риска.
Потенциальным покупателям, очевидно, придется обратить внимание на структуру долга: данные базы Федеральной нотариальной палаты свидетельствуют, что основным кредитором «Рольф» является Сбербанк, при этом в качестве залога выступают автомобили класса «бизнес» и «люкс», а также некоторые активы дочерних компаний. Первое говорит о том, что потенциальным покупателям следует запросить у «Рольфа» детальную информацию о принадлежности этих автомобилей, поскольку если они были также приобретены на заемные средства, то имеет место пирамидальная модель кредитования. Второе важно потому, что без основных средств не существует и бизнеса, поэтому в случае невозможности обслуживать долги финансовые риски будут очень высокими. Здесь стоит отметить, что EBITDA в первом полугодии 2019 года выросла незначительно (с 5,1 до 5,2 млрд рублей по сравнению с предыдущим годом), а вот долг вырос почти на 16%, при этом операционный денежный поток до налоговых и процентных выплат ушел в этом году в отрицательную зону и составил —0,5 млрд рублей, согласно отчетности по МСФО.
Также важно, что «Рольф» не очень активен на рынке российского публичного debt capital market, поскольку, не считая нескольких еврооблигаций в 2007-2009 годах, единственным выпуском является мартовская эмиссия этого года на 3 млрд рублей на Московской бирже со сроком обращения 3 года и ставкой купона 10,45% годовых. Для бизнеса с полугодовым оборотом 114 млрд рублей это очень мало, потенциальным покупателям следует детально ознакомиться с причиной эмиссии именно в этот период с учетом ее объема, чтобы исключить вариант, при котором размещение облигаций было обусловлено проблемами с обслуживанием текущих банковских кредитов.
Явным упущением является то, что «Рольф» так мало работает на локальном рынке облигаций, ведь эта дебютная эмиссия получила общую переподписку в 2,5 раза (на 7,5 млрд рублей) со стороны как институтов, так и физических лиц. Хочется верить, что в будущем эмитент будет более активен, а банковские залоговые кредиты постепенно будут замещаться на публичные инструменты, особенно учитывая, что у группы для этого все имеется: зарубежный опыт на евробондах, опыт выпуска облигаций на Мосбирже, рейтинги, отчетность по МСФО и, конечно, лидерство на российском авторынке.
Факторы активности группы на поле M&A
На протяжении последнего десятилетия Россия пережила ряд экономических событий, которые оказали значительное влияние на рынок автомобильных дилеров, в рамках M&A-активности многие из конкурентов консолидировали активы для увеличения влияния на рынке или в результате банкротства продавали активы более крупным игрокам.
Компания не осталась в стороне, однако подходила к выбору объектов для поглощения избирательно. Так, в марте 2016 года к группе присоединился дилер «Пеликан Авто» путем безденежного обмена акциями между компаниями. Организаторами сделки выступали те же финансовый и юридический консультанты, что и при готовящейся продаже «Рольфа»: CrestPrecise и Bryan Cave Leighton Paisner. В результате сделки, помимо прочего, «Рольф» получил доступ к двум стратегически важным брендам — BMW и Nissan.
Генеральный директор «Рольфа» на тот момент Татьяна Луковецкая сообщала, что они считают модель слияния с конкурентами из середины рейтинга крупнейших дилерских сетей перспективной. Несмотря на заявление, это была единственная осуществленная компанией сделка. В профессиональных инвестбанковских кругах обсуждалась возможность сделок с «Инчкейпом», «Автодомом» и Genser. При этом последний дилер, оказавшийся в 2018 году на грани банкротства, мог быть «спасен» одним из своих кредиторов — Сбербанком, который является и основным кредитором «Рольфа». После того как банк «Российский капитал» инициировал процесс банкротства Genser, Сбербанк и «Рольф» вели переговоры о возможном создании совместного предприятия на базе инфраструктуры Genser, однако не пришли к соглашению, и сделка не состоялась.
За последнее же время к «Рольфу» проявляли интерес не только финансовые институты. По словам основателя компании Сергея Петрова, к нему не раз обращались с предложением приобрести компанию с осени 2018 года. Однако Петров на тот момент не был готов к продаже компании, поэтому отклонял любые предложения. Среди предложений можно также отметить недружественные, от «непонятных людей с нерусскими фамилиями», говорил Петров в интервью «Медузе». А во время обысков в компании поступали предложения о приобретении «за полцены», а в феврале 2019 года предложение поступило от конкурента по рынку — дилера «Авилон», владельцем которого является Александр Варшавский. Петров сначала назвал Варшавского интересантом возможной сделки, а позже заявил, что его переубедили.
Оценка «Рольфа»
Для расчета справедливой стоимости бизнеса нами были проанализированы российские и европейские сделки M&A в период с 2014 по 2019 год в секторе автомобильного дилерского бизнеса и произведен расчет мультипликатора EV/EBITDA (представляет собой отношение стоимости компании к полученной ею прибыли до вычета процентов, налога на прибыль и амортизации активов). Далее была учтена занимаемая доля рынка, возможности роста, финансовые показатели компании. По нашему мнению, мультипликатор может находиться в диапазоне от 7,5х до 8х. Это чуть ниже значения 8,79, которое Асват Дамодаран, профессор финансов в Stern School of Business Нью-Йоркского университета, приводит как среднее справедливое соотношение EV/EBITDA по автомобильной рознице на развивающихся рынках, включая Россию.
В качестве среднего мультипликатора возьмем в таком случае 8,145. Зная EBITDA за последний 12-месячный период (11,9 млрд рублей), а также чистый долг группы (29,87 млрд рублей), денежные остатки (3,19 млрд рублей), дисконт по факту результатов год к году и некоторую «проблемность» активов (-20%), оценка, которую дает такая модель, — это 56,27 млрд рублей.
Кто купит?
Компания, чей основатель, не принимающий, по собственным словам, участия в управлении компанией, оказывается в условиях преследования по неоднозначному делу, — не лучший объект для поглощения для иностранных покупателей. Поэтому в первую очередь потенциальными интересантами сделки по приобретению лидера автодилерского рынка могут выступить его ближайшие и крупнейшие конкуренты: компании Major, «ТрансТехСервис», «Авилон», «Автомир», «Бизнес Кар», «Фаворит Моторс», Inchcape, «Автоспеццентр», «КлючАвто» и «Автодом». Однако ни один из представленных конкурентов не способен приобрести «Рольф», не прибегнув к механизму долгового финансирования. А это значит, что «Рольф» должен оказаться в поле зрения и кредиторов группы.
Крупнейшим кредитором компании уже длительное время остается Сбербанк. Именно в «Рольфе» Сбербанк обслуживает корпоративный автопарк. Не стоит забывать и то, что Сбербанк проявлял интерес к созданию совместного предприятия для «спасения» Genser в 2018 году.
В целом же нужно понимать, что 100%-ный cashout в российских реалиях (да и не только) интересен именно стратегическим игрокам (корпорациям), а не инвесторам. Поэтому разумно сделать ставку на следующий сценарий: крупный холдинг (например, российский Major, как крупнейший после «Рольфа») прибегнет к LBO-финансированию от Сбербанка (как крупнейшего кредитора группы, который проявлял интерес к данной отрасли), и выкуп будет профинансирован на определенных специфических, выгодных для банка условиях.
Однако нельзя забывать и о таком варианте, при котором смягчающие поправки в валютное законодательство все же будут приняты, преследование Петрова прекратится, после чего сделка вовсе отменится.