родители говорят что я плохая мать

«Я плохая мать?» — беседа с психологом Людмилой Петрановской

родители говорят что я плохая мать

Оксана Головко: Часто родители переживают сомнения по поводу своей родительской компетенции…

Людмила Петрановская: Понятно, что разные социальные слои населения по-разному относятся к вопросам воспитания. Но все-таки сегодня родители нередко беспокоятся по поводу того, хорошие они или плохие. Они очень сильно переживают, все время читают какие-то статьи и книги, что-то пытаются улучшить в этом отношении, не верят в себя.

С одной стороны, такое внимание к процессу воспитания, конечно, хорошо: стремиться к совершенству нужно. С другой стороны, это невротизирует, причем, всех. Ведь и дети себя не очень хорошо чувствуют, если родители все время не уверены в себе.

Как-то веками люди жили и вообще над этой темой особо не задумывались. То есть плохим родителем был только тот, кто совсем не занимался детьми, и в результате ребенок пошел по плохой дорожке. Сейчас требовательность к родителям гораздо выше.

И это хорошо, что люди об этом думают, стараются учитывать потребности детей, стараются сделать для них многое лучше и так далее.

Просто нужно найти «золотую середину» между крайними полюсами: полным равнодушием – живу, как удобно или как велено, а что с ребенком – дело десятое, ребенок обойдется, — и крайним перфекционизмом, стремлением к бесконечному совершенству.

родители говорят что я плохая мать

Фото с сайта priroda-nam.ru

Есть между этими полюсами, какая-то нормальная точка, которую можно назвать «достаточно хорошей матерью». Не нужно быть совершенством для того, чтобы ребенок нормально понимал тебя, чтобы развивался. Достаточно быть внимательным к нему, при этом получать удовольствие от ребенка, от общения с ним. Нет такого, что одно слово не так скажешь и – травма на всю жизнь ребенку. Один раз в цирк с ним не пойдешь – и все, у него депривация.

Чем больше ты нервничаешь по поводу того, не совершаешь ли ошибок, тем больше шансов, что ты вообще ничего не поймешь про них. Это как невозможно заснуть, если пытаться все время бояться, что ты не заснешь. Чем больше ты нервничаешь, тем меньше ты можешь получить удовольствия от простого общения с ребенком. А ребенку все-таки важно, чтобы мы просто получали удовольствие от него.

– Какие главные ошибки, на Ваш взгляд, чаще всего допускают современные родители?

– Мне бы не хотелось развивать эту тему. А то и так современные родители чувствуют себя все время виноватыми, думают: какие у нас главные ошибки?! А большинство – на самом деле – нормальные родители. И нет никакого специального списка ошибок, совершаемых ими.

Мне кажется, надо просто меньше нервничать и больше доверять себе, своему какому-то природному чутью.

– А если все-таки что-то упущено, что-то открылось уже в старшем возрасте, подростковом, это можно исправить?

– Во-первых, мы никогда не знаем последствий, причинно-следственная связь здесь не всегда очевидна. Есть дети, которыми мало занимались, и они выросли прекрасными детьми. И дети, которыми много занимались, и у них – серьезные проблемы.

Я не имею в виду очевидные, из ряда вон выходящие случаи, когда ребенка заперли в кладовке, и он стал после этого заикаться.

Вот если ребенка заставляли ходить в музыкальную школу – это хорошо или плохо? А если бы не заставили – это хорошо или плохо? Мы делаем так, как считаем нужным. И никакого способа получить «дорожную карту безошибочного родительства», с которой можно благополучно пройти с ребенком вплоть до его взрослого возраста. Не бывает такой карты в принципе.

Никто не знает, как хорошо. Поэтому, нужно просто иметь хорошие отношения с ребенком, чтобы он знал, что его любят, о нем заботятся, его понимают. А что конкретно мы сделали так или не так, – все равно мы этого не знаем.

И все равно будет за что себя корить, и все равно у ребенка будет повод высказывать нам претензии, если он захочет: а почему заставляли меня играть на пианино? А почему не заставляли играть на пианино?

родители говорят что я плохая мать

– Ну, а все-таки, хватились родители ближе к подростковому возрасту: недодали, например, ребенку; внимания мало уделяли, работали все время. Можно что-то исправить?

– Можно. Важно чтобы родители действительно поняли, какая потребность у ребенка, что ему что-то нужно. А там уж решать ситуацию как получится. Или сократить рабочее время, или выходные полностью проводить с ребенком. Ребенку очень важно понимать, что он как бы на одной волне с родителями, что они готовы быть внимательными. И, в общем, этого достаточно.

– Для чего родители воспитывают детей? Чтобы сделать их счастливыми? Научить каким-нибудь навыкам?

– Я считаю, что мы воспитываем детей для того, чтобы у них было больше возможностей в будущей жизни, чтобы они были более свободными. Ну, например – дать ребенку образование. Ребенок с образованием может пойти в университет, а может пойти в дворники. У ребенка без образования нет выбора. То есть мы воспитываем, даем образование не для того, чтобы он обязательно пошел в университет, а для того, чтобы у него было больше свободы выбора.

Если мы создаем ему ощущение защиты в детстве, то, став взрослым, он может распорядиться собой, своей жизнью, своим временем, своими талантами как угодно. Если мы не даем ему такого ощущения, и он все время в стрессе, то он будет вынужден часть жизни, как минимум, потратить на то, чтобы разобраться в своей обиде на нас и в своих претензиях к нам.

Чем меньше мы создаем ребенку этих несвобод на будущее, этих нехороших сценариев, по которым он обречен будет ходить, чтобы разобраться с проблемами, тем лучше. Он будет заниматься своей жизнью, своими планами, своими идеями, а не разбираться с обидами на нас.

– Свобода выбора – как ее нужно изначально начинать предоставлять?

– Тут дело не в выборе. Дело в возможностях. Грубо говоря, если мы не будем ребенка водить на улицу, не будем приучать его к нормальному питанию, у него будет сильный рахит, и возможностей у него будет гораздо меньше. Так во всем. Если мы не будем заботиться о ребенке, то будем ограничивать его свободу на будущее.

– А еще родители переживают, что недодают ребенку любви…

– Мне кажется, постоянные нервные размышления родителей о том, что они недоработали, любви точно не прибавляют. Тем более, по умолчанию все родители любят детей.

Другое дело, что дети порой как раз не чувствуют любви потому, что родители не могут нормально жить, получать удовольствие от общения с ними. Они все время должны прыгать до какой-то планки, чему-то соответствовать: образу «хорошего родителя», «родителя отличника», правильно воспитывающего, грамотно развивающего и так далее.

В итоге не хватает времени, чтобы просто быть вместе с ребенком. Так что лучше расслабиться и просто любить детей. Не боясь показать им это.

– А если родители стремятся сделать из ребенка кого-то – преуспевающего человека, суперученого, супермузыканта в будущем, и так далее, абсолютно не обращая внимания на то, а надо ли это самому ребенку?

– Это из-за какой-то родительской неуверенности в себе, в своем праве быть таким, какой ты есть, желания соответствовать некому идеалу, что-то кому-то доказывать. Могу посоветовать только психотерапию в таких случаях, если уж совсем никак не получается видеть в своем ребенке именно его самого и его потребности.

родители говорят что я плохая мать

– То есть главный Ваш посыл нервничающим родителям – расслабиться. А в каких-то непростых случаях – обращаться к специалисту?

– Да. Мне кажется не надо ни обществу, ни прессе поднимать этот родительский невроз, говорить об ошибках родительских, о том, что так или не так они делают. Большинство родителей нормальные.

Можно рассказывать о каких-то аспектах воспитания, можно просвещать и так далее, но без выставления оценок и поиска ошибок.

Источник

«Кажется, я плохая мать»: что делать, если у тебя материнское выгорание

родители говорят что я плохая мать

родители говорят что я плохая мать

Что такое выгорание?

Это нарастающее эмоциональное истощение, которому особенно подвержены специалисты в помогающих профессиях – врачи, учителя, психологи, соцработники. Но по мере исследования этого явления стало ясно, что оно затрагивает разные сферы нашей жизни. Особенно высок риск выгореть тогда, когда на нас лежит слишком много ответственности, нет возможности для полноценного отдыха и нужно большую часть времени быть в контакте с другими людьми. Способствует выгоранию и отсутствие видимого результата своего труда, обесценивание нашего вклада, сочетание рутины и непредсказуемости.

Думаю, что в описании этих рисков многие матери узнали свою ежедневную жизнь. Увы, материнство часто выглядит именно так – большую часть суток мы в контакте с ребенком и сфокусированы на нем, не можем расслабиться и оставить его без внимания, часто вынуждены прерывать свой ночной сон. Ответственность за жизнь, здоровье и развитие ребенка часто лежит только на маме. Ребенок все время нуждается в ней, сотни раз в день обращается, трогает, обнимает, дергает. Каждый день похож на предыдущий, но может в любой момент принести опасные неожиданности, с которыми придется справляться, не имея времени на раздумья. А со стороны общества и близких мы чаще получаем обесценивание и критику, чем признание и участие.

К чему это приводит?

Усталость матери накапливается постепенно, мы забываем о радости и удовольствии; мучаемся постоянным чувством вины и сомнениями в себе; страдаем от бессонницы, чувствуем отчаяние, бессилие и апатию; пребываем в постоянном напряжении, реагируем гневом и слезами на неожиданности, раздражаемся на обращение или прикосновения; перестаем чувствовать и понимать ребенка, срываемся на него. Проблема настолько распространена, что эти симптомы легко ассоциируются у нас с материнством, но тем не менее это не норма. Это и есть истощение сил, выгорание.

И причина не только в том, что дети требуют много сил, физических и эмоциональных. Отношение общества таково, что уход и ответственность за детьми считаются исключительно женским делом, и планка качества этого ухода всё растет, от женщин требуют не только полной вовлеченности, но и результатов, достойных команды профессиональных учителей, логопедов, психологов, диетологов и т. д. При этом еще желательно, чтобы и этот труд и сами дети были максимально незаметными, никому не мешали и были не в ущерб всему остальному, что ждут от женщины (работа, бытовые обязанности, эмоциональная поддержка близких, ухоженная внешность). И, увы, часто требования к женщине растут вместе с ребенком.

Что можно сделать, чтобы помочь себе?

родители говорят что я плохая мать

Самое первое и главное – переоценить требования к себе и подсчитать баланс своих сил. После подсчета ежедневных рутинных дел может сложиться впечатление, что на самом деле ты трудишься за нескольких человек. Сравни количество этих дел с тем, сколько ты делала, когда чувствовала себя хорошо. Не сравнивай себя с другими, у каждой из нас своя норма, свое количество сил.

Попробуй понять, что именно заставляет тебя перетруждаться:

Ты не обязана быть идеальной матерью и прыгать выше головы. Для тех, кто хочет тебя завиноватить, ты никогда не будешь достаточно хороша. Но ты вполне можешь быть хороша для себя и своего ребенка, и на это нужно гораздо меньше сил.

И еще: если тебе кажется, что все женщины, которые тебя окружают, прекрасные матери, и только с тобой одной что-то не так — это тоже симптом материнского выгорания. Ты хорошая мать. Просто тебе нужно восстановить свои силы.

Текст: Ирина Катин-Ярцева, детский психолог

Источник

«Я плохая мать». Почему мы так говорим о себе?

Даже 15 минут отдыха — это ресурс

— Добрый вечер! Меня зовут Валерия Дикарева. Сегодня с нами на связи психотерапевт Вера Якупова. Поговорим об одиночестве и депрессиях матерей, которые недавно родили. Возможно, наш сегодняшний разговор поможет кому-то пережить сложные времена. Добрый вечер, Вера.

У женщины появился младенец, она вынуждена почти весь день проводить дома. Как она может разнообразить себе жизнь? Я читала у вас в Facebook, что вы наливаете себе чай с разными вкусами, и это уже помогает. Неужели такие мелочи могут помочь?

— Да, безусловно. Мы строим свое поведение, основываясь на наших потребностях. Важно их у себя заметить и признать, что это важно, а не глупости какие-то, не блажь.

Спросите себя: где я могу почерпнуть разнообразие? Может быть, какие-то рутинные вещи я могу переставлять местами. Это могут быть мелочи — сегодня я заварю такой чай, завтра другой; или ребенка я сегодня одену так, завтра вот так; или сегодня с утра кто-то на 15 минут возьмет малыша, а я позанимаюсь чем-нибудь, а завтра еще чем-нибудь — это очень важная история.

Если говорить про депрессию, из нее иногда мешает выходить такое убеждение: «Это глобально не изменит мою жизнь, если я чуть-чуть разнообразие внесу. Мне не станет лучше кардинально, всё зря». Важно от этого отходить — может быть, это не изменит глобально, не прибавит 100% энергии, если сравнивать наш запас жизненных сил с батарейкой. Но это зарядит ее на 20%! И они помогут продержаться это время. Если мы оказались в сложной ситуации с множеством ограничений, важно спускаться на более низкий уровень, и смотреть, что поможет понемногу поддерживать этот заряд.

У каждого свои источники удовольствия. Важно понять, что конкретно вам помогает, что для вас значимо, что поднимает настроение — это не обязательно могут быть глобальные вещи. Более того, гораздо лучше, если это будут маленькие эпизоды, но регулярные, чем съездить на море раз в год, а остальные время выжиматься, как лимон.

Наш организм рассчитан на стресс. Мы активизируемся на какое-то время, но потом для нас важен период восстановления. Важно, чтобы эти периоды восстановления были регулярными, пусть небольшими. Может, это будет общение с кем-то из друзей или близких — онлайн, по телефону или лично, если это возможно.

— Можете какие-то примеры привести, которые вас восхитили, вдохновили, порадовали, как люди вышли из этого состояния, как они себя на 20% восстановили. Что они делали? Может быть, кто-то сейчас вдохновится тоже этой идеей.

— Иногда бывает, что женщины ходят на курсы по подготовке к родам, и там складывается сообщество небольшое, и продолжается общение, поддержка. Например, это может поддержать.

Иногда мамы объединяются. В группе поддержки в Facebook одна мама писала, как она расклеила объявление, откликнулись другие мамы из ее района, они объединились в такую компанию из 3-4 человек. Вместе гуляли, потом помогали друг другу, кто-то оставался с детьми, кто-то ходил в магазин.

Иногда это бывает в онлайн формате — небольшие сообщества, которые вокруг чего-то, курсов или просто мамских групп собираются. Это может быть очень ресурсно. У проекта «Бережно к себе», в котором я участвую, есть группа поддержки онлайн, тоже можно подключаться и делиться с другими женщинами своим опытом, чувствами, там есть тематические группы. Это один вариант.

Ценным и важным ресурсом могут стать островки работы или учебы — то, что было до рождения детей. Стоит признать, что для современных женщин карьера, работа, учеба — это важная часть жизни. Это часто очень ценные опоры, от которых приходится на время отказываться.

Ресурс — это отдых. Многие вообще не понимают, что такое отдых. Лечь и смотреть в потолок? Это мне не очень нравится, это меня не особо заряжает. Часто отдых — это какая-то энергия, которая берется из другой деятельности, которая наполняет. Для многих это работа, например. Для многих, может быть, какая-то новая учеба интересная. Сейчас, благо, обилие дистанционных форматов.

Нам говорят: «Родила ребенка, а про себя забудь»

— К мысли, что я сама себе друг, и надо о себе заботиться, надо прийти. Что я сейчас делаю? Я в Google-календаре цветом отмечаю для себя дни. Это цвет — розовый фламинго. Смотрю, что на этой неделе было мало розового, на следующей неделе я вношу больше времени для себя. Иногда приходится себя заставлять это делать. Есть еще какие-то лайфхаки, как переключиться? Особенно для женщин, у которых маленький ребенок?

— Да, это трудно. Для нашей культуры — особенно. У нас многие современные родители о детях заботятся хорошо, максимально чутко относятся к ним, но к себе — нет. Делают, как лучше для ребенка — в мельчайших нюансах. Я спрашиваю на практике, когда работаю с мамами: «Как лучше для вас?» Обычно вижу столько растерянности, этот вопрос ставит в тупик.

Часто, когда клиент приходит ко мне с какими-то своими запросами — ему что-то мешает, он быстро переформулирует — «как бы это не передать ребенку». Например, как не навредить ребенку. Подождите, вам же тоже еще жить и жить, это же вам мешает. С ребенком все в порядке, вы о нем прекрасно заботитесь, а вот о себе — не очень.

Бывают такие установки из родительских семей, из предыдущих поколений, которые сурово звучат: «Ты родила ребенка. Всё, про себя забудь».

Это во многом след тоталитарного общества, в котором люди жили достаточно долгое время. Для него человек — это такой винтик в системе, и никакой индивидуальности. Речи о чувствах, об эмоциях, о потребностях не было, просто не должно было быть. От людей требовалось работать хорошо, застилать постель, убираться и все, ничего больше от него надо.

Какие потребности? Это часто объявлялось какой-то блажью. У тебя еда есть, крыша над головой есть — почему ты грустишь? Всё нормально. Предыдущие поколения в этом жили.

— Какие фразы мы чаще всего слышим? «Ты дома сидишь. Чего ты?»

— Да. «Дети — это счастье. Ты чего грустишь?» Грустишь — значит, ты неправильная мать. «У тебя всё есть, ты зажралась. Чего тебе еще не хватает? Еда есть, посудомоечная машина есть, стиральная машина есть. Ты зажралась». Или часто говорят, особенно это слышно от родителей: «А что ты хотела? Дети — это сложно». От врача: «А что вы хотели?»

— Сразу пятой накрывают.

— Да-да-да, что это сложно, вообще-то. Иногда мои коллеги — к сожалению, не очень хочется объединяться с ними — говорят: «Ой, наверное, это просто инфантильная женщина такая, она эмоционально незрелая, поэтому она не может заботиться о ребенке, у нее есть свои потребности. Она хочет, чтобы о ней заботились, ишь какая незрелая женщина!» Хотя это нормально, что у нас есть свои потребности, и когда ребенок рождается, они никуда не исчезают, нам тоже важно, чтобы они возмещались, и ничего в этом удивительного нет. Это не «или-или» — или я, или ребенок. Это «и-и» — и мы, и наши дети, мы вместе должны жить в семье.

— Получается, что в этом инфантильного ничего нет? Или есть где-то граница, за которой женщина будет инфантильной и слабой?

— Вообще термин «инфантильный» крайне неприятен, потому что он оценочный. Он вообще не должен звучать от специалистов. Мы можем говорить о том, что женщины, которые сами росли в детском доме, не имеют опыта привязанности к взрослым. У них нет вообще никаких данных о том, как заботиться о ребенке.

Мы тут переходим еще к одному мифу о том, что материнский инстинкт — это врожденное. И когда ребенок рождается, у женщины всё включается по щелчку. Это не так. Родительство — это во многом социальный конструкт. В разных обществах разные требования к родителям.

Женщина, у которой не было мамы, которая не видела, как заботятся о детях, просто не знает, как ухаживать за своим ребенком. Ей сложно.

— Если бы она была в полной семье?

— В таком значении сложно? Когда я не знаю как, нет опыта совсем, и никаких навыков нет, это действительно сложно.

Другим людям сложно по-другому. Технически они прекрасно заботятся о детях, всё прекрасно делают, но им сложно эмоционально, сложно морально, потому что они адаптируются к новой жизни. Или они свалились в депрессию.

— Общество очень часто такую обратную связь дает — если ты взрослый человек, то бери ребенка и заботься о нем. Если ты не взрослый, лежи и рыдай тогда.

— Это опять же след от этих установок — тоталитарных, суровых. Тебе трудно — справляйся, молчи и не говори об этом. Сложно? Справляйся.

— Не проси, а справляйся.

— Да, не проси помощи, тебе никто не поможет, ты просто справляйся. Никого не интересует, что у человека происходит, он должен технически справляться.

На самом деле эти мамы технически справляются. Но сейчас в фокус внимания нашего общества, в том числе, входит эмоциональная жизнь. Раньше она просто выпадала из фокуса. Сейчас женщины стали больше говорить о том, что это сложно — это эмоциональная сторона. Не то, что я не знаю, как мне купать ребенка или чем кормить. Всё прекрасно они делают, гораздо лучше, чем предыдущие поколения, но эмоционально это сложно.

Люди начинают обозначать себя, замечать свои чувства. Раньше это было абсолютно под запретом. Я спрашиваю у клиентов: «Что ты чувствуешь? Что с тобой? Как настроение? Как дела?» У подавляющего большинства людей, выросших в советское время, есть три регистра: плохо, хорошо, нормально. Всё. Сказать, что я сейчас злюсь, или я тревожусь, или я в предвкушении чего-то, или мне скучно, или я чувствую интерес — это очень трудно различить, потому что никогда про это не говорили. Хорошо и плохо — говорили. Чаще всего хорошо, потому что так надо.

Поэтому сейчас мы оттаиваем. Как анестезия, когда действует, ты ничего не чувствуешь. Потом она проходит, ты замираешь в ожидании: сейчас будет больно или нет. Что там произошло с моим телом? Оказывается, что где-то больно. И мы начинаем замечать следы того, что с нашим телом произошло — зуб вырвали, например. Мы начинаем чувствовать, что был зуб, а его нет. Больно, не больно, кому как повезет. Или операция — тут шовчик, тут тянет, тут болит. О, а тут не болит, оказалось.

Мы какую-то связь со своим телом восстанавливаем: что происходит со мной? Зачем нам нужна эта чувствительность? Для того, чтобы выстроить свое поведение правильно. Если мы сломали ногу, у нас была операция, мы не побежим, нам врач говорит: «Аккуратно вставайте. Смотрите, голова кружится или не кружится? Нога чувствует?» Мы какую-то обратную связь ловим: «Ок, у меня сейчас реабилитация. У меня была операция, я тяжести не поднимаю, хожу медленно или с опорой». Или женщина после родов подвязывает живот, чтобы у нее, например, шов не болел.

Сейчас с нашим обществом происходит это оттаивание, анестезия проходит. И мы оттаиваем. Начинаем чувствовать разные чувства: где-то здорово, где-то болит, где-то грустно, где-то тянет. Это для многих может быть необычным опытом, но эти чувства помогают нам выстроить поведение правильно. Если у меня здесь сложно, то я прошу помощь, или я стараюсь разнообразить свою жизнь, или я что-то пересматриваю. Я себя поддерживаю, например. Я говорю близким: «Мне это очень важно сохранить, давайте будем что-то делать с этим». Тогда получается более высокое качество жизни, больше потребностей удается удовлетворить.

Почему хорошей матери кажется, что она плохая

— Вера, вы сказали, что женщинам-мамам сложно, в том числе, из-за этого оттаивания, из-за фокуса на эмоциях. Есть ли какие-то еще в современном обществе вызовы для мамы? Я приведу пример. Один мужчина сказал, что ему очень жаль современных женщин, потому что то, что раньше решалось установками или общинным строем, падает на них как индивидуальный выбор. Женщине все время приходится нести ответственность. Так это или нет? Есть еще какие-то вызовы общества для современной женщины?

— Да, это правда, я с этим мужчиной полностью согласна. Сейчас это не только женщин касается, а всех нас, потому что мы вышли из того общества, по которому, может быть, кто-то тоскует. Как так? Женщина должна быть с детьми дома, муж — на работе. Что вы тут напридумывали? Но этого общества традиционного больше нет.

Сейчас жизнь очень разнообразна. У нас больше нет этих канонов, которые передавались из поколения в поколение. Как в деревне: рождается ребенок — рожаем мы вот так, мы его пеленаем вот так. Молодая женщина приходит в семью мужа, а там свекровь, может быть, старшие сестры, крестные — она в окружении опытных женщин. Они помогают ей в родах, они помогают ей с младенцем, они ей объясняют: «Вот так мы пеленаем. Вот так поем песенки. Так мы купаем, смотри». Это всё происходит по накатанной — из раза в раз одно и то же.

И роли людей закреплены — как только они родились, всё понятно, как будет строиться их жизнь. У них нет подростковых кризисов, кризисов самоопределения. Им это не нужно. В семье понятно, кто что и как делает: как ведет себя муж, как ведет себя жена. Кто что делает, если все здоровы и всё хорошо. Я имею в виду, что не приходится брать на себя какие-то функции. Это, правда, проще. Но этого больше нет.

Это может вызывать разные чувства — у кого-то печаль, у кого-то гнев, у кого-то радость. Сейчас у нас больше выбора, больше неопределенности и больше тревоги, естественно, с этим связанной. Мы эти все задачи должны решить. Каждая семья это делает по-разному. Это касается не только родительства, которое, как я сказала, социальный конструкт.

Браки. Я работаю с парами тоже. Всем хочется договариваться, как и что у нас будет, кто что должен делать? Как распределяют обязанности? Какие у семьи есть задачи? И так далее. Шаблона нет. Иногда он есть у нашей родительской семьи, но он нам не нравится, так тоже бывает часто — мы так не хотим, а по-другому. Мы держим в фокусе какое-то качество жизни, мы хотим сделать ее радостной, счастливой.

Кто, в основном, заботится о ребенке? Как это распределять? Какие вещи делает мама, какие папа? Какие вместе? Кто сколько участвует? Это очень много вопросов.

У современных родителей много ответственности, и требования к ним очень высокие.

— Получается, что у всех всё по-разному, опереться не на что. К вам часто приходят женщины, которые говорят: «Я плохая мать», а у них и выглажено, и приготовлено, и английский у детей, и всё на свете.

— Есть ощущение «я что-то недодаю», или «я плохая мать». Оно все время есть, но несколько абстрактно. Потому что белье выглажено, и ребенок накормлен – этого сейчас недостаточно.

Кто такая хорошая мать? Опять же неизвестно, кто что говорит. Кто говорит, что хорошая мать такая — играет с кинетическим песком, у нее всё по Монтессори, она, как Комаровский пишет, шесть часов в день гуляет, грудью кормит или до трех лет, или до двух.

Ребенка дают без инструкций. Раньше ребенка выдавали с инструкциями, может быть, они были не всегда верными. Сейчас инструкций нет. Или есть, но десять разных. Какая из них верная, ты вообще не знаешь, и никто не знает. Ребенка сломать, повредить очень страшно. Психологи кричат: «Ты сейчас травмируешь ребенка. Еще пару слов, и ты ему нанесешь травму на всю жизнь. Остановись! Купи наш онлайн курс. Как-то познай истину».

— Когда к вам приходит человек и говорит: «Я плохая мать», — дальше что происходит? Удается убедить? Быстро ли?

— Дальше мы выясняем, что за этим стоит, какие ощущения, что там происходит. Тут очень много установок социальных. Непонятно, на что опираться. Это рождает огромное количество тревоги: «Я достаточно хорошая сейчас мать или нет?» «Я его докормила до полутора лет, это достаточно или нужно дальше?» «Я его отдала в сад, это, значит, я плохая или хорошая мать?» «Я вышла на работу. Или у меня есть няня. Или у меня есть бабушка, которая участвует. Это нормально или нет?» «Я погуляла с ним не шесть часов, а два часа». «Я кормлю его разнообразно или нет?»

— Что с этим делать? Например, у Людмилы Петрановской есть очень короткий ответ: если вы ребенка не бьете, сами не пьете и психологически не мучаете, вы достаточно хороший родитель.

— Да. Тревожный родитель вам на это скажет: «Как понять, что я его не мучаю?»

— Тревога — очень живучая штука. Это вечный спутник современных родителей, потому что они хорошие родители, осознанные, ответственные, которые дорожат детьми и хотят сделать для них лучше. Социологические исследования показывают, что миллениалы — это поколение лучших родителей, но при этом они хуже всего к себе относятся.

Как справиться с тревогой

— Когда тогда вылечиться от тревоги?

— Есть разные степени тревоги, начнем с этого. Иногда высокая тревога может быть одним из симптомов депрессии. Постоянная изматывающая тревога и напряжение, которое буквально не дает заснуть — это может быть симптом депрессии или сильного истощения. Если тревога сильно мешает жить, лучше обратиться к специалисту.

Мы говорим о том, что неопределенность рождает тревогу. Когда мы хотим с тревогой совладать, то начинаем искать для себя опоры в этом океане неопределенности.

Доверие к себе тоже может быть важной опорой. Иногда мы сталкиваемся с убеждением: «Умные эксперты знают, как правильно, надо их слушать». Но они все разное говорят. Тут мы приходим к тому, что инструкций нет, и патерналистское сознание больше не работает. Нельзя сказать, что слепо веришь только этому человеку, то, что он говорит, будешь делать. Нет. Поэтому нужно быть готовым — уйдет время на то, чтобы адаптироваться к роли родителя, и выстроить для себя ориентиры, свои собственные опоры. Это затратный процесс.

На что я могу опираться? Мы иногда говорим о том, что по ребенку можно понять, что ему плохо. Он начинает терять аппетит, появляются навязчивые движения по самоуспокоению — значит, что-то не так. Мы можем опираться на то, что ребенок нормально себя ведет, более-менее весел, более-менее здоров — это хорошо.

Всё остальное — это варианты. Кто-то кормит грудью, кто-то — не кормит, у кого-то ребенок спит в отдельной комнате, у кого-то совместный сон, у кого-то ходит в сад, у кого-то — нет. У кого-то много взрослых, которые заботятся, у кого-то много детей, у кого-то один ребенок растет — это жизнь. И нельзя сказать, что это однозначно плохо или однозначно хорошо.

В целом нет ничего однозначного правильного. Это еще одна опора может быть — опровергнуть невротизирующую установку, что есть какой-то правильный ответ, и мне нужно до него докопаться. А не получается — я плохо старалась. Но мало в родительстве правильных ответов. Как для вас, для вашей семьи это работает? Какая она, что в ней происходит? Как вам комфортно?

Очень важно, чтобы потребности не только ребенка, а в целом семьи были возмещены — и взрослых, и детей. Жизнь родителей на паузе и все крутится вокруг ребенка, или наоборот, ребенок где-то под ногами ползает, а родители совершенно его не учитывают — это два крайних варианта. Нужно какое-то взаимодействие друг с другом. Как это для нас комфортно?

— Мне хороший психолог рассказывала свой опыт, когда как раз был выбор — или она, или младенец. Ей нужно было 10 минут душа в день, иначе она не чувствовала себя человеком. Она просто ставила его в переноске, он плакал, она говорила так: «Он может поплакать, но мне важнее побыть в душе эти 10 минут. Это будет для него лучше, для меня и в результате для всех». Меня это поразило тогда, что, оказывается, и так можно.

— Это, кстати, очень хороший пример, спасибо, что вы об этом говорите. Правда, мы иногда, увлекаясь потребностями ребенка, забываем, что тот человек, который заботится, это взрослый. Ему нужно быть живым, чтобы делать это. Это очень важно.

Поэтому приоритет должен быть взрослому, чтобы он имел какие-то силы заботиться о ребенке. Ребенок не может сказать: «Мама, иди, отдохни», — особенно младенец. Он не может этого сделать до очень поздних возрастов.

Но ребенок заинтересован в том, чтобы мы не впали в депрессию, чтобы мы были живы, здоровы, более-менее веселы, потому что мы для него — источник развития. Он нам не может обеспечить удовлетворения наших потребностей, это наша задача.

— Мы можем его ущемить, правильно я понимаю?

— Мне не нравится это «или-или». Это «и-и» — и я важна, и ребенок важен.

— Просто не всегда это совмещать получается. Иногда либо он плачет, и я готовлю ему еду, либо мы лежим голодные, и он не плачет.

— И так бывает. У нас нет задачи, чтобы ребенок никогда не плакал, потому что это, во-первых, не реально. Во-вторых, это тоже часть жизни, ребенок через плач выражает очень много всего — и дискомфорт, и скуку, и всё, что угодно. Это странная задача для родителя, чтобы ребенок не плакал.

Каждый раз мы смотрим, какая у нас ситуация. Если мы сейчас пойдем гулять, и ребенок будет капризничать, я просто сорвусь. И что? Значит, мы не идем гулять. Редко бывает, что это вопрос жизни и смерти. Если ребенок поранится или испугается, мы всегда рядом и все сделаем для него. Не об этом идет речь, а о каких-то жизненных историях.

— Мы недавно были в кафе с мужем и видели пару с ребенком лет десяти, наверное. Мама с ним вошла в какой-то клинч, потом он ушел гулять, а она плакала и говорила папе: «Ты должен был меня поддержать. Пусть лучше он плачет, чем я». Мы подумали, что как-то жестко! На самом деле, может, она права была?

— Тут тоже зависит от ситуации. Но в целом ребенок заинтересован в том, чтобы у родителей сохранились отношения. Он им точно не может сказать: «Слушайте, давно вы никуда не ходили вместе. Сходите-как в кино, а я тут с бабушкой поиграю». Это как раз наша взрослая родительская задача следить за своими потребностями, за наполнением своих сил.

Это как пилот в самолете. Он должен поспать и поесть, потому что от него зависят жизни других людей напрямую, он должен быть в хорошей форме. Или водитель. Безответственный водитель, который двое суток не спал, говорит: «Садитесь, я вас довезу до Ярославля». Это будет безответственно и смертельно опасно.

Родитель – это такой капитан, он должен иметь силы, чтобы корабль вести. Естественно, ребенок заинтересован в том, чтобы его родители не разругались, не разошлись, не развелись, потому что так бывает, это тоже часть жизни, никуда от этого не деться. Поэтому отношения между родителями — это отдельная тема, которую тоже важно поддерживать.

Мы от такого полюса, где ребенок вообще не важен, и где эмоциональная жизнь вообще не важна, качнулись в другое поле, где ребенок очень важен, а взрослые — нет. Нам важно прийти в середину, где все более-менее важны, мы каждый раз какой-то баланс удерживаем, кому сейчас лучше и важнее. Правда, важно этому учиться.

«А вдруг я рожу ребенка и не полюблю его сразу?»

— Сейчас я бы хотела зачитать вопросы, которые прислали нам читатели «Правмира». «Задумалась о детях, но есть много страхов. А что, если уже поздно, и я потеряла время, мне 31. Если не получится? Если ребенок унаследует болезни, которые были в семье? Как справиться со страхом и тревогой, когда только планируешь беременность?»

— Кстати, этот вопрос тоже про неопределенность, о которой мы говорили. У нас нет гарантии. Дети — это некоторый риск. Никто не гарантирует, что мы выносим эту беременность, что мы ее не потеряем, что родится здоровый ребенок. Какой он будет, мы не знаем. Если у вас уже есть пятеро детей, вы не знаете, каким будет шестой — это каждый раз риск.

Мы рискуем, взаимодействуя с жизнью. Гарантий здесь нет, к сожалению, никаких. С этим нужно как-то обойтись, если много тревог. Возможно, тут какая-то работа психологическая поможет, потому что мы либо рискуем, либо нет. Если что-то останавливает вас, можно смотреть, почему так происходит. Если такой страх накатывает сильный, что вроде хочется, но не готовы этот риск брать. Почему? Что происходит?

— Еще один. «Мать не чувствует к ребенку привязанности или любви сразу. Что в этом случае делать? Как не осуждать себя, если это случилось, и ты попал в процент людей, у которых привязанность возникает не с первых дней жизни? Есть миф, что она должна возникать сразу».

— Да, потому что это миф, о котором мы как раз говорили. Миф о материнском инстинкте. Я не знаю, откуда он взялся, честно. Даже интересно проследить эти корни — мать почему-то сразу любит ребенка. Кто, где это сказал? Откуда это взялось?

Нет материнского инстинкта, и ничего автоматически не включается. Нет всех инстинктов. Они нам не нужны. У нас очень разнообразная среда. У нас нет предустановленных программ, они будут мешать адаптироваться.

Привязанность — это сложный конструкт, эмоциональные отношения, которые формируются с ребенком долго, на протяжении длительного времени. Они трансформируются, развиваются, появляются какие-то оттенки, и это абсолютно нормально. И не должна привязанность как-то сразу возникать, даже более того, это невозможно. Да, она развивается постепенно во времени и пространстве. Отношения привязанности развиваются во взаимодействии и в заботе о ребенке. Это не значит, что женщина — плохая мать, у нее что-то сломано.

Очень важная часть заботы о себе — это добрее относиться к себе. Учиться поддерживать самих себя. Не говорить: «Ой, ты дура, разленилась, плохая мать. Ты что, всё не так делаешь», — этот поток внутренней критики очень важно отключать, и какие-то добрые слова для себя находить.

— Как отключить внутреннего критика?

— Прямо замечать эти слова и стараться менять их на что-то более поддерживающее. Это звучит легко, а сделать сложно. Мы часто в психотерапии как раз этим занимаемся, ищем более поддерживающие варианты. Представьте, вы говорите себе: «Я плохая мать. Сломанная какая-то женщина. Почему я не чувствую ничего к ребенку?» Дальше какие чувства возникают? Отчаяние, злость на себя, тревога и так далее.

Если вы говорите: «Это мой первый ребенок. Я учусь, я адаптируюсь, я стараюсь». Какие чувства в ответ на это возникают? Совсем другие, вы чувствуете себя гораздо увереннее и гораздо устойчивее. Это очень важная часть работы с тревогой, мы говорим себе другие слова: «Это первый опыт. Это дико трудно. Тревожиться в этой ситуации нормально. Мне нужно время, чтобы сориентироваться». Это какой-то более гуманистический подход.

— Д обавлю, что исследовали мам в тюрьме, и там всё однозначно — если разделяют маму с ребенком, то привязанность не возникает. Если они в совместной комнате, есть такие колонии у нас уже, слава богу, то там все нормально с любовью и привязанностью.

— Да. Если вы не взаимодействуете с детьми, естественно, они привязаны к вам не будут. Часто считают, что на матери вся ответственность, без нее ничего не получится. А отец — если есть, то хорошо, нет — не беда.

Я когда была в роддоме с третьим ребенком, там был обход. В детское отделение нужно было прийти с ребенком, там педиатр принимал. Там был доступ отцов. Пришел папа с ребенком к педиатру. Медсестра и врач сказали: «Вам рассказывать? Или все-таки мама подойдет?»

У нас часто звучит идея в обществе, что папа — это чуть менее квалифицированный родитель. Это тянет за собой то, что мужчины уходят из семьи и как-то эпизодически с детьми видятся. Когда вырастают дети, у них нет отношений с этими отцами. Не сформировалась привязанность — это чужой человек. Это трагедия потом бывает.

Родство по крови никаких отношений не гарантирует. Привязанность — это взаимодействие.

— «Как поддержать маму, если я ее подруга, а другое окружение ей говорит: “Что ты паришься? Расслабься. Это самое счастливое время твоей жизни, цени и радуйся”. А у нее налицо признаки депрессии». Я хотела добавить вопрос: какие признаки? Как отличить этот беби-блюз от того, что действительно серьёзно? И как помочь, когда всё в противоходе?

— В целом это очень здорово, что у этой женщины есть такая чуткая подруга, которая видит — что-то не так.

У нас нет задачи, как у друзей, диагностику проводить и говорить: «Это точно депрессия». Диагноз ставят специалисты. Если вам кажется, что что-то не так, человек редко улыбается или говорит, что ничего хорошего у него в жизни не будет; или его постоянно съедает тревога, он плохо спит, даже когда есть возможность. Или пессимистично оценивает и себя, и свои перспективы, все время себя ругает, или не чувствует сил на какие-то мелкие вещи, рутинные дела, даже трудно встать с кровати, ощущение, что жизнь кончилась. Либо если он какие-то суицидальные намерения высказывает, или какая-то жуткая усталость, и это длится долго, стабильно, несколько недель длится — это повод забеспокоиться всегда.

Можно сказать: «Как у тебя дела? Как ты себя чувствуешь?» Эта фраза: «Ой, хватит тебе грустить, это лучшее время жизни», — это отказывает человеку в его [состоянии]. Очень важно спросить: «Как ты сейчас? Это бывает непросто, у меня есть такой-то опыт». Или: «У меня нет опыта. Правда, это большое изменение. Я здесь, я хочу тебя поддержать. Скажи. Я могу вот это сделать для тебя. Я готова тебе помочь так, как тебе будет комфортно. Хочешь, я тебе еды приготовлю и привезу? Хочешь, я с ребенком могу погулять? Я могу тебя по-разному поддержать, просто знай, что я готова».

Можно, если у вас хороший контакт, сказать, что вы недавно слушали эфир или читали статью про депрессию или про усталость. Что, оказывается, так бывает нередко. У послеродовой депрессии достаточно высокая статистика, примерно 15%. Есть опросник на депрессию, можно себя проверить.

Правило такое, что вы спрашиваете у человека, как у него дела, и как-то подтверждаете его чувства. Не спорите с ним: «Прекрати!» Наоборот: «Ого! Сочувствую тебе. Это, правда, нелегко». И делитесь своим опытом, который есть. Если у вас не было опыта, но вы говорите: «Я читала. Я с этим столкнулась так-то». Это тоже про опыт. Тогда это принять легче. Тогда можно больше оказать поддержки и помощи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *