рейтинг флотов вмф россии
Топ-5 сильнейших флотов мира в 2021 году: количественный состав, огневая мощь, динамика развития
Универсальная истина, остающаяся незыблемой с древних времён: у страны с береговой линией есть флот. Большие или маленькие, сильные или слабые, современные или устаревшие, военно-морские силы выполняют одну и ту же главную миссию — проецировать мощь государства в соседние воды и за их пределы. Они защищают родную страну, оставляют открытыми судоходные торговые пути, демонстрируют флаг и сдерживают противника. Можно смело утверждать, что геополитическое влияние страны во многом зависит от силы её флота.
«Шарий.net» предлагает свой Топ-5 мощнейших флотов мира, основанный на количестве кораблей, общем тоннаже, огневой мощи согласно данным Global Firepower и Jane’s Fighting Ships, и прочих факторах.
5. Великобритания. Традиции по-прежнему сильны
В Британии любят говорить, что «флот строится за 30 лет, но для приобретения традиций понадобится не менее 300». С середины 18 века Королевский флот был самым мощным в мире, сыграв ключевую роль в создании Британской империи, но по итогам Второй мировой войны его затмили флоты США и СССР. Из-за сокращения финансирования он продолжает постепенно уменьшаться, но и сейчас остаётся одним из передовых, с самым сильным в Европе вооружением.
Королевский флот насчитывает около 33 000 человек. В его составе находится один авианосец, второй корабль этого класса планируется достроить в ближайшие годы. Хотя они существенно меньше американских аналогов, но отличаются быстроходностью и манёвренностью.
Британский флот использует 6 противовоздушных эсминцев, которые могут патрулировать большие территории, и 13 фрегатов, предназначенных для борьбы с подлодками. В его составе состоит бригада коммандос морской пехоты численностью 7 700 человек. Для высадки военных служат 5 логистических десантных кораблей.
Авиация британского флота использует различные вертолёты для поисково-спасательных операций, борьбы с подводными лодками, вспомогательных функций. Самолёты непосредственной поддержки были выведены из эксплуатации более 10 лет назад, а истребители для их замены до сих пор не поступили на вооружение.
4. Япония. К новым вершинам, несмотря на ограничения
ВМФ Японии вынужден существовать в условиях жёстких ограничений, наложенных на неё после поражения во Второй мировой войне. Стране запрещено использовать крылатые ракеты большой дальности и строить атомные подводные лодки. Тем не менее, даже в такой ситуации японские Морские силы самообороны качественно выделяются на фоне большинства флотов мира, отличаясь продуманной до мелочей, сбалансированной системой действий в прибрежных водах и открытом океане.
У японского флота нет авианосцев, зато есть 4 вертолётоносца, которые способны проводить десантные операции и бороться с надводными и подводными лодками. Недавно было объявлено, что эти военные корабли будут переоборудованы в авианосцы в ответ на стремительное наращивание флота Китая. ВМС Японии располагают 30 большими эсминцами, почти не уступающими размером крейсерам, 10 фрегатами и 6 малыми эсминцами сопровождения (корветами).
У Японии есть 3 больших десантных корабля, которые могут высадить немногочисленную морскую пехоту, насчитывающую чуть более 3 000 человек. Её официальная роль — контратаковать захваченные острова и отбивать их назад (часто при упоминании этой доктрины упоминается Курильский архипелаг).
Японский флот насчитывает около 20 дизельных подводных лодок, многие из которых по совокупности характеристик превосходят атомоходы. Военно-морская авиация Японии включает около 70 полноценных и дюжину небольших патрульных самолётов.
3. Китай. Дракон стремительно расправляет крылья
До конца 1980-х годов в составе китайского флота состояли корабли, способные действовать только у побережья. Однако впоследствии Китай начал расширять флот и в настоящее время рекордными темпами строит новые корабли и субмарины, став вторым в мире по тоннажу. Целью таких сверхусилий является политика КНР, которая не признает независимость Тайваня и намеревается его вернуть, что невозможно без мощного флота. Тем не менее, китайцы до сих пор не сумели предложить ни одной оригинальной идеи в судостроении. Все образцы их морских вооружений — копии с российских и западных аналогов, уступающие оригиналам.
ВМФ Китая насчитывает около 255 000 человек личного состава. Он располагает 2 авианосцами, первый из которых, «Ляонин», был куплен у Украины на металлолом за 20 миллионов долларов и впоследствии достроен. Также в его составе около 30 эсминцев, 50 фрегатов и 40 корветов. Многие из старых боевых кораблей уступают зарубежным аналогам, но Китай модернизирует и переоснащает их. Также в строй введены 6 ракетных крейсеров.
Китайские десантные силы имеют в распоряжении 4 морских десантных дока, 32 танкодесантных корабля и 31 средний десантный корабль, насчитывая 10 000 морских пехотинцев, которые могут высадиться на вражеских берегах.
ВМС Китая располагают 68 подлодками, в том числе 6 атомными субмаринами с межконтинентальными баллистическими ракетами, которые до сих пор ни разу не проводили оперативного патрулирования, возможно, из-за недостатков конструкции.
В составе ВМС Китая находятся более 700 самолётов, обеспечивающих противовоздушную оборону, в том числе более 140 многоцелевых истребителей. Используются несколько морских штурмовиков и более 30 бомбардировщиков средней дальности, предназначенных для поражения авианосных групп США.
2. Россия. Возрождение и приумножение былой грозной мощи
ВМФ РФ является наследником флота СССР, некогда делившего с ВМС США первое место. Оригинальные находки, необычные подходы к ведению боевых действий, лучшая школа по созданию противокорабельных ракет, уникальные титановые субмарины. Всё это было у СССР. Но с начала 1990-х годов из-за проблем с финансированием российский флот значительно сократился в размерах. Многие суда пришли в негодность и были списаны. Только в последние два десятилетия он начал пополняться новыми кораблями с современным вооружением, преимущественно субмаринами. ВМФ РФ испытывает проблемы с постройкой новых кораблей первого ранга (крейсеров, эсминцев, авианосцев), но приложенные усилия и инновационные технологии позволяют ему удерживать второе место рейтинга.
Личный состав ВМФ РФ насчитывает около 140 000 человек. В распоряжении российского флота имеется единственный авианосец, который уступает по характеристикам новейшим американским авианосцам, и может разместить меньше самолётов. На данный момент корабль проходит ремонт и модернизацию из-за проблем с двигательной установкой.
Флагманом российского флота является тяжёлый атомный ракетный крейсер. Также в рядах флота находятся 3 меньших ракетных крейсера, которые обладают значительными противокорабельными, зенитными и противолодочными возможностями. ВМФ РФ насчитывает 15 эсминцев, 9 фрегатов и 24 корвета.
Российская морская пехота довольно немногочисленна и насчитывает всего около 12 000 человек. Для её доставки на берег используются 20 десантных кораблей разных классов. Эти боевые суда манёвренны и способны на сверхдальние переходы, но гораздо меньшего размера, чем их американские аналоги.
ВМФ России использует ряд атомных подлодок, которые считаются его гордостью. Это самые большие из когда-либо построенных субмарин, предназначенные для атаки ударных групп американских авианосцев и прибрежных объектов. В значительном количестве на вооружении присутствуют дизельные подводные лодки, используемые для обороны военно-морских баз. Россия вкладывает большие средства в создание новых субмарин, несущих межконтинентальные ракеты с ядерными боеголовками.
Морская авиация насчитывает около 360 самолётов, включая противолодочные и тактические бомбардировщики.
На бумаге российский флот проигрывает китайскому по количеству и тоннажу кораблей. Однако он имеет на вооружении ряд испытанных подводных лодок с баллистическими ракетами, а также внедряет новейшие технологии, существенно превосходящие мировые аналоги.
1. США. Гегемон твёрдо и непоколебимо удерживает лидерство
ВМС США в настоящее время являются самым боеспособным флотом в мире. Флот США обладает не только самым внушительным тоннажем, но и наиболее технологически совершенными судами. В начале 1990-х годов, после окончания Холодной войны, он переключил внимание со сценария крупномасштабной войны на региональные конфликты, постепенно сокращаясь из-за уменьшения финансирования и отсутствия равнозначной угрозы, в основном за счёт небольших кораблей, а не крупных боевых судов.
Флот США насчитывает почти 320 000 человек. В его состав входят 11 крупных авианосцев, на каждом из которых расположено по 70—80 самолётов, то есть гораздо больше, чем ВВС многих стран. Авианосцы развёртываются в составах боевых групп вместе с множеством кораблей сопровождения и ударных субмарин.
ВМС США обладают значительными возможностями для десантирования. Так называемый «флот-аллигатор» управляет 20 десантными кораблями, перевозящими по 1700—2000 морских пехотинцев, доставляя их на берег с помощью конвертопланов и вертолётов. Корпус морской пехоты США насчитывает более 180 000 человек.
В составе американского флота состоит 22 ракетных крейсера, предназначенных для защиты боевых групп от ракетных ударов. Также в наличии 64 эсминца общего назначения, осуществляющие зенитную и огневую поддержку. На вооружении нет фрегатов, их заменили прибрежные боевые корабли, слабо вооружённые и не предназначенные для борьбы с военными судами.
ВМФ США использует в общей сложности 3 сверхсовременные атомные подводные лодки, по технической оснащённости уступающие только российским, и 65 субмарин с более низкими показателями. Они оборудованы баллистическими ракетами с ядерными боеголовками и постоянно патрулируют воды в самых разных уголках Мирового океана. Флот Америки использует более 3 700 военных самолётов, преимущественно многоцелевых истребителей.
Вот такой расклад среди сильнейших военно-морских сил планеты на 2021 год. Можно заметить, что он во многом повторяет общую геополитическую ситуацию, когда мировой лидер всеми силами пытается удержать свои позиции, а ближайшие преследователи вкладывают огромные ресурсы, чтобы достигнуть его уровня.
По морям и океанам: самый большой флот в мире имеют США, Китай и не только
Господство на море всегда позволяло сильным странам диктовать свои условия. Государства открывали и завоевывали новые территории, несли свои порядки и веру. В XXI веке дела обстоят несколько иначе, но большой флот остается огромным преимуществом.
Узнаем, какие державы имеют самый большой флот в мире, сколько судов они насчитывают и какова история развития кораблестроения.
Самые большие флоты в мире на 2021 год
Статистика по количеству кораблей меняется ежегодно. Одни страны за неимением средств на модернизацию сокращают флот, другие строят новые суда. На рубеже XX и XXI веков численностью военных кораблей мог похвастаться Советский Союз. На страже государственных границ стояло 1053 единицы морской техники. Эту цифру сегодня можно сравнить с численностью судов современных морских держав мира.
Изменение численности подводного флота России после распада СССР и на протяжение 25 лет
Помимо военного флота значение имеют торговые корабли, о которых также следует поговорить. Для начала представим оценку самых больших флотов в мире.
1. ВМС США
По состоянию на начало 2021 года численность кораблей флота США составляет 289 единиц. Кроме того, США являются мировым лидером по числу авианосцев, их 11 штук. Флаг военно-морских сил украшен бело-красными полосами и изображением змеи с надписью «Не наступай на меня».
Многочисленный и самый технически оснащенный флот принадлежит США
Состав отличается не только количественно, но и качественно. Корабли США оснащены современным оборудованием. На флоте служат 332507 человек. Имеют господствующие позиции в Тихом океане, которые были обеспечены во Второй мировой войне путем вытеснения Японии.
Гюйс военного флота США
2. ВМС КНР
Самый быстрорастущий флот в мире принадлежит Китаю. Ежегодно государство обеспечивает увеличение единиц морской техники. Впервые о строительстве этого типа войск заговорил Мао Цзедун в 1949 году. Сегодня структура разделена на три флота:
Флот Китая занимает первое место в мире по темпам роста
Китай сегодня противостоит Японии, а также вызывает обоснованные опасения правительства США. Численность кораблей различного типа на конец 2018 года составляет порядка 465, войск — более 324000 человек. Занимает первое место в мире по ряду параметров численности:
Здесь важно отметить, что десантные суда США превосходят китайские по тоннажу и вместимости. Для бесперебойного обеспечения флота топливом Китай создает внешние базы в Тихом и Индийском океане. Так, для дозаправки по специальному договору корабли КНР заходят в порты Гвадар (Пакистан), Виктория (Сейшелы), Янгон (Мьянма) и так далее.
3. ВМФ Россия
Основным противником США на море считался СССР и его правопреемница, Россия. Общее количество судов ВМС РФ на конец 2018 года — 270, но в их число входят и те, что стоят в резерве и на модернизации. Активно используется половина из них. До конца 2020 года планируется допоставка 54 военных судов, а спустя 7 лет — еще более 100. Приоритетное направление — подводные лодки, несущие современное ракетное вооружение.
Российская подлодка «Дмитрий Донской» — крупнейшая в мире
Основная проблема ВМФ РФ — нехватка кораблей для дальних походов, и этот пробел должен восполниться до 2020 г. Россия также заявляет свои права на Арктику, считая ее зоной будущего развития. Разрабатываются проекты вертолетов Ми-38 и Ми-26 для суровых погодных условий.
Главный штаб располагается в комплексе «Адмиралтейство» в Санкт-Петербурге.
4. Морские силы самообороны Японии
Впервые силы самообороны на море в Японии появились в 1954 году. В состав входят 4 группы:
Новый японский эсминец типа «Ширануи»
Флот Японии насчитывает 70 боевых кораблей, среди которых 17 подводных лодок, 3 легких авианосца, порядка 40 эсминцев. Основная цель создания войск — обеспечение безопасности страны, однако сегодня закон позволяет вооруженным силам действовать иначе при необходимости.
В МСС Японии служат 45000 офицеров и матросов. Береговая охрана является отдельным подразделением и не управляется министром обороны.
5. ВМС Индии
Сегодня Индия имеет один из самых больших и мощных флотов в мире, хотя 5 лет назад ее место занимала некогда великая морская держава Великобритания. В состав входят 50 кораблей, среди которых:
Новый индийский корвет «Килтан»
В 2012 году военное ведомство заложило 6 подлодок типа «Скорпене», скоро они пополнят состав морских сил.
Военно-морские флоты Российской Федерации
Поговорим подробнее о флоте России. Помимо четкого разделения на подводные, надводные силы, морскую авиацию и береговые войска, существует разделение по территориальному признаку. В каждом флоте есть собственный штаб, подчиняющийся главнокомандующему ВМФ. Рассмотрим список флотских объединений, их боевую мощь и задачи. Главнокомандующий ВМФ — адмирал Евменов М.А.
Краснознаменный Северный флот
Крупнейший из пяти военных морских округов по составу — Северный. Штаб расположен в Североморске, командует войсками вице-адмирал Моисеев А.А.
«Петр Великий» на страже северных берегов страны
С 2014 года вошел в состав пятого военного округа РФ — «Север», под его защитой Ненецкий АО, Республика Коми и Мурманская, Архангельская области. Приоритетная задача — защита интересов страны в Арктике.
Краснознаменный Черноморский флот
Обеспечивает безопасность страны в зонах Черного и Средиземного морей и существует с 1783 года. После присоединения Крыма императрица Екатерина II издала указ о создании объединения войск в регионе. В том же году 11 судов Азовской флотилии вошли в Ахтиарскую бухту, где позже был заложен город Севастополь.
Флагманский корабль «Москва» в 2018 г. покинул Севастополь для планового ремонта
Сегодня морскими силами командует вице-адмирал Осипов И.В. Численность — 25000 матросов и офицеров. Штаб базируется в Севастополе. Входит в состав Южного военного округа. В настоящее время войска ждут допоставок кораблей. Флагманом черноморцев является ракетный крейсер «Москва». В состав также входят:
К 2022 году дополнительно будет поставлены малый ракетный корабль «Козельск», пять патрульных судов, топливные танкеры.
Тихоокеанский флот
Штаб ТОФ расположен во Владивостоке, им командует адмирал С.И. Авакянц. В состав входят:
Ракетный крейсер «Варяг» в Средиземном море
Первый выход в море русских кораблей с Дальнего Востока относится к XVII веку. В 1716 г. в Охотске был основан порт, являвшийся судостроительной базой. Первым исследователем восточных берегов и ближайших территорий был казак Иван Москвитин. Позже маршрутом стали пользоваться сибирские купцы, торговавшие пушниной.
Сегодня состав флота модернизируется и пополняется.
Дважды Краснознаменный Балтийский флот
Базирующийся в Калининграде дважды краснознаменный БФ имеет важное стратегическое значение. Командующий — адмирал Носатов А.М. Первый корабль был заложен в 1703 году по приказу Петра I и носил имя «Штандарт». Базой считался Кронштадт.
Эскадренный миноносец «Настойчивый»
История БФ знает сотни победных сражений. Современное состояние — это крупное объединение, включающее в себя как береговые и корабельные силы, так и морскую авиацию. Флагман — миноносец «Настойчивый».
БФ активно взаимодействует с силами «Север», здесь проходят службу 33200 человек.
Каспийская флотилия
В Астрахани под командованием контр-адмирала С.М. Пинчука базируется флотилия на замкнутом Каспийском море. Это самое мощное объединение данной зоны ответственности. В состав входят:
Мощная Каспийская флотилия
В зоне Каспийского моря существует террористическая угроза, поэтому бойцы должны быть всегда наготове. 85% флотилии представлены новыми техническими средствами. Катера на воздушной подушке имеют две базы: в Каспийске, в Махачкале.
Самый большой торговый флот
Активно развивается и торговля в океане, растет число судов с большим водоизмещением: контейнеровозы, танкеры и другие. При юридической регистрации нового корабля важен порт приписки. Моряки хорошо знают, что строгие условия регистрации и налогообложения на родине отнимают массу сил, времени и средств. Поэтому получилось так, что самый большой торговый флот в мире принадлежит Панаме.
Панама
Маленькое государство в Америке владеет Панамским каналом и не строит крупные суда. При этом Панама является владелицей огромного флота. Все дело в «удобном флаге». При регистрации судна в Панаме владелец платит небольшой налог и может набрать команду за небольшие деньги. Часто регистрация оформляется онлайн. Изначально флаг Панамы выбирали американские суда, желавшие продавать пассажирам алкоголь во время сухого закона. Если в 2005 г. число кораблей Панамы достигло 4688, то сегодня цифра превысила 9000.
Флаг Панамы оказался самым удобным для торговых и пассажирских судов всего мира
Либерия
Либерия воспользовалась примером Панамы и начала предоставлять упрощенную регистрацию. О том, что число торговой флотилии будет расти, говорили давно. Либерия — одно из беднейших государств мира, важной статей ее дохода является использование «удобного флага».
В мире все чаще происходят инциденты с участием судов под флагом Либерии
Китай
Китай укрепляет свои позиции на море. Число торговых операций в Тихом и Индийском океанах растет. Сектор судостроения контролируется государством. Рост отрасли отметился в 1999 г. Сегодня общий тоннаж Китая превышает 170 брутто-тонн.
Китаю принадлежит крупнейший в мире танкер-рудовоз
Япония
После 2010 г. отмечен рост грузоперевозок Японии. Количество кораблей под флагом страны возросло с 673 до 2070 единиц. Основной маршрут пролегает в Тихом океане.
Большое количество заказов на постройку судов выполняет Mitsubishi Heavy Industries
Сингапур
Пятое место списка занимает экономический лидер Юго-Восточной Азии, Сингапур. Ежегодно увеличивается число сухогрузов, танкеров, контейнеровозов, рефрижераторов. Причина регистрации в Сингапуре — удобство флага. Примечательно, что даже не имеющие выход к морю Монголия, Боливия и Молдавия предоставляют морскую регистрацию и имеют флот.
Тонны против боевых качеств. ВМФ России на фоне крупнейших флотов
Программа строительства новых кораблей и модернизации существующих приносит свои плоды. К настоящему времени ВМФ России вновь является одним из самых крупных и мощных на планете. При этом он по ряду параметров существенно отличается от ВМС других развитых государств, что определяет различия в боевом потенциале и возможностях.
Количественные показатели
В прошлом году американская организация Center for International Maritime Security (CIMSEC) опубликовала любопытную статистику на тему крупнейших военно-морских сил мира. В «топ 3» попали флоты России, Китая и США. Оказалось, что все они заметно отличаются как по количеству вымпелов, так и по другим показателям.
Лидером в количественном отношении являются ВМС НОАК. В них числится 624 боевые единицы. На втором месте оказалась Россия с 360 кораблями, подлодками и катерами. От нее незначительно отстает ВМС США – 333 вымпела. Таким образом, речь идет о количественном паритете между Россией и США, однако обе страны в этом отношении едва ли не вдвое проигрывают КНР.
Однако подсчет списочного состава не раскрывает массу вопросов. CIMSEC также сравнил общее водоизмещение боевых кораблей. На первом месте оказались США с 4,6 млн тонн. За ними следует Китай и его 1,82 млн т. Тройку лидеров замкнул ВМФ России – 1,2 млн т. Это демонстрирует серьезные отличия в структуре боевого состава и классов кораблей.
Различия флотов
Общие и усредненные показатели демонстрируют общие особенности развития флотов трех стран и разницу в корабельном составе. В целом речь идет о том, что Россия и Китай в текущих планах развития отдают предпочтение менее крупным кораблям, тогда как США эксплуатируют и строят куда более крупные боевые единицы.
Наиболее заметный вклад в суммарное водоизмещение ВМС США делают 11 авианосцев – более 1 млн т. При этом именно они являются основой ударной мощи флота и вокруг них строятся корабельные группы. Для сравнения, единственный российский авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» имеет полное водоизмещение менее 60 тыс. т, и все это сказывается на общих показателях ВМФ.
Наиболее массовыми надводными кораблями ВМС США являются эсминцы типа Arleigh Burke – почти 70 единиц. В зависимости от модификации, они имеют водоизмещение от 8,3 до 9,8 тыс. т. Также в этом контексте необходимо упомянуть десантные корабли San Antonio – 11 единиц, водоизмещение 25,3 тыс. т. Значительный вклад в общее количество и водоизмещение вносит подводный флот, располагающий десятками кораблей с водоизмещением от 6 до 18 тыс. т.
ВМФ России не может похвастать близким количеством кораблей первого ранга. Имеется всего один тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» водоизмещением 25,8 тыс. т, три ракетных крейсера пр. 1164 (11,4 тыс. т) и т.д. Именно малое количество крупных надводных боевых кораблей обуславливает серьезные различия по суммарному водоизмещению. К сожалению, оно также сказывается на боевых возможностях флота.
В подводном флоте ситуация лучше. Службу несут 10 стратегических ракетоносцев с полным водоизмещением 10-25 тыс. т и десятки кораблей других классов с менее высокими характеристиками – вплоть до «небольших» дизель-электрических «Варшавянок» (3,95 тыс. т).
Основу боевого состава ВМФ России с точки зрения количества сейчас составляют малые ракетные корабли, корветы и фрегаты нескольких проектов. Почти 40 вымпелов современной постройки имеется в составе всех флотов. Несмотря на малое водоизмещение, такие корабли могут эффективно решать задачи ударного и оборонительного характера. Их дополняют 23 ракетных катера более старой постройки.
Необходимо учесть наличие достаточно крупного десантного флота. В общей сложности имеется почти 50 больших и малых десантных кораблей и катеров. Важной составляющей ВМФ являются артиллерийские корабли и катера, различные тральщики, противодиверсионные катера и т.д.
Ситуация в ВМС НОАК в общих чертах похожа на российскую. Однако в настоящее время Китай в состоянии обеспечить массовое строительство кораблей некоторых классов, вплоть до эсминцев. Более крупные корабли, такие как авианосцы тоже строятся, но требуют значительных усилий.
С начала десятилетия построили и передали флоту 11 эсминцев типа «052D». Ведутся работы по строительству серийных кораблей «055», а головной не так давно начал службу. Имеется некоторый опыт строительства авианесущих кораблей большого водоизмещения. Тем не менее, пока КНР проигрывает США по некоторым показателям количественного и качественного характера.
Прогноз на будущее
Зная примерные планы военных ведомств ведущих стран, нетрудно спрогнозировать дальнейшее развитие текущей ситуации. Очевидно, что будут иметь место те или иные изменения численности или водоизмещения, но кардинальный перелом пока не предвидится. Впрочем, Китай вновь может удивить своими трудовыми успехами.
Российские планы по кораблестроению значительно повлияют на общие показатели только в отдаленном будущем. Строительство авианосцев вновь отложено, но в этом году заложат два УДК (25-28 тыс. т). Возможен запуск строительства менее крупных кораблей других рангов и классов.
Продолжается серийное строительство фрегатов, корветов и МРК нескольких типов. Так же ведутся работы по новым подлодкам основных классов. Ожидается пополнение флота за счет новых десантных кораблей и катеров, тральщиков и т.д. Строительство новых кораблей уже обгоняет процесс списания старых. Также имеются положительные тенденции в сфере модернизации кораблей. Благодаря этому общая численность боевого состава будет расти. Вместе с ней будет расти и общее водоизмещение.
Впрочем, даже при благоприятном стечении обстоятельств российский ВМФ по некоторым показателям по-прежнему будет отставать от иностранных лидеров. КНР слишком сильно оторвалась по количеству вымпелов, а США с большим запасом лидируют по суммарному водоизмещению.
Не только водоизмещение
Необходимо отметить, что боевые качества корабля давно не определяются лишь его водоизмещением, а потенциал флота зависит не только от количества вымпелов. Имеется масса других факторов, способных повлиять на боеспособность и компенсировать отставание в табличных числах.
К примеру, ВМС США имеет 11 авианосцев – не самая многочисленная группировка. Однако она достаточна для работы по всему миру и выполнения широкого круга боевых задач. Даже один авианосец с корабельной группой является серьезной силой и угрозой, противостоять которой весьма сложно.
Также можно вспомнить российские малые ракетные корабли пр. 21631 «Буян-М» и пр. 22800 «Каракурт». При водоизмещении не более 850-950 т они несут по восемь ракет «Калибр» или «Оникс» и способны поражать цели на выдающихся дальностях. Кроме того, ожидается появление новых видов вооружения, совместимых с пусковыми установками МРК. Схожее вооружение получают новые подлодки нескольких типов, благодаря чему тоже становятся эффективным и грозным инструментом флота.
Цели, желания и возможности
Следует помнить, что планы по развитию флота определяются несколькими факторами. Это возможности государства, его военная стратегия и связанные с ней планы. Так, США намерены сохранять и поддерживать статус главной силы в Мировом океане, для чего им требуется большое количество высокоранговых кораблей. Развитая экономика и промышленность позволяют обеспечить решение таких задач. Схожим образом обстоит дело и в Китае, из-за некоторых ограничений он пока сосредоточился на малых и средних кораблях.
Состояние ВМФ России на данный момент позволяет защищать морские границы страны и демонстрировать флаг в некоторых районах Мирового океана. Полноценное присутствие в удаленных регионах пока является проблемой и требует дальнейшего развития флота. Ввиду объективных ограничений промышленность пока не может массово строить крупные корабли, как США или Китай.
Актуальные планы, сформированные с учетом имеющихся возможностей и ограничений, предусматривают строительство подлодок всех основных классов, а также кораблей 2 и 3 ранга. Более крупные проекты уже разрабатываются, а их реализация начнется в обозримом будущем.
Таким образом, сейчас и в ближайшие годы ВМФ России не будет мировым лидером по численности боевого состава или суммарному водоизмещению кораблей. Однако он вполне способен наращивать свой потенциал в рамках доступных возможностей и расширять круг решаемых задач. ВМФ трезво оценивает обстановку и благоразумно делает ставку на качество и эффективность, которые лишь ограниченно зависят от тонн и единиц.