рейтинг фильмов по комиксам

Рейтинг фильмов по комиксам

рейтинг фильмов по комиксам

Один из лучших режиссеров Южной Кореи Пон-Чжун хо (наделавший шума в этом году с «Паразитами») экранизировал французский комикс из 70-х под названием Le Transperceneige. Комикс состоял из 4 томов и рассказывал о гигантском поезде, на котором остатки человечества бесконечно перемещаются вокруг погруженного во льды земного шара. Но картина вобрала в себя лишь куски из разных выпусков да общую концепцию.

В итоге получился красивый постапокалиптический фильм c вагонами (в буквальном смысле) условностей, обычно прилагающимся к антиутопиям. Но только они лихо оттеняются восхитительным визуальным рядом, целенаправленно разнообразно поставленными схватками в тематически различающихся частях огромного поезда и отличнейшей игрой Криса Эванса, выступающего в роли главного героя — очень непростой и неоднозначной личности.

Идеи в картине не блещут новизной, но грамотно поданы. Причем так, что обе стороны выглядят совершенно непривлекательно. Что зажравшиеся богачи, что нищета из задних вагонов. Главное, что фильм умудряется и развлечь, и какие-то простейшие идеи донести до зрителя, радуя качественное постановкой и запоминающимся сеттингом.

Больше итогов десятилетия на «Канобу»:

9. «Взрывная блондинка» (Atomic Blonde), 2017

рейтинг фильмов по комиксам

Ответственный за первого «Джона Уика» режиссер-каскадер Дэвид Литч решил, что он и женщину сможет заставить также круто драться на экране. И у него получилось. Взяв за основу посредственный шпионский комикс «Самый холодный город», который был очень плохо написан, нарисован и не обладал даже долей стиля и драйва фильма, он создал один из самых ярких кинокомиксов прошедших лет.

Оскароносную Шарлиз Терон трудно было представить в виде мастера рукопашного боя. В «Безумном Максе» ее единственная драка была позорно ускорена, но там кино про погоню на машинах. Здесь же ее тренировали не хуже, чем Киану Ривза, что дало свои плоды.

В большей части сцен Шарлиз все делала сама, благодаря чему схватки смотрятся восхитительно, особенно продолжительная драка в доме, якобы снятая одним планом (на самом деле нет).

Больше итогов года на «Канобу»:

8. «Дэдпул» (Deadpool), 2016

рейтинг фильмов по комиксам

Многострадальный фильм, который так долго не хотели запускать в производство, что одному анониму (которым впоследствии вроде как оказался исполнитель главной роли) пришлось слить в сеть тестовый footage, чтобы оказать давление на студию. В итоге все получилось. Райан Рейнольдс и Тим Миллер наконец-то подарили миру фильм о болтливом наемнике, который без рейтинга R не смог бы правильно раскрыть персонажа.

Сама картина неожиданно радовала огромным количеством шуток, отсылок, но не впечатляла экшен-сценами. Общая душевная атмосфера и гик-юмор цепляли больше, чем очередная схватка, которых в фильме было непростительно мало. Да и за кого переживать в драке неуязвимого антигероя без лица с толпами одинаковых наемников?

Райан Рейнольдс сыграл идеально подходящего под него персонажа, а картина доказала, что кинокомиксы с рейтингом R могут собирать большие деньги, если их правильно подавать. Благодаря успеху «Дэдпула» зрители получили другой, действительно достойный кровавый фильм про одного из самых популярных героев комиксов. Но о нем позже.

Больше итогов года на «Канобу»:

7. «Kingsman: Секретная служба» (Kingsman: The Secret Service), 2015

рейтинг фильмов по комиксам

Шпионский комикс Марка Миллара («Особо опасен») попал определенно в нужные руки. Британец Мэтью Вон отлично проявил себя на экранизации другого комикса Марка Миллара под названием «Пипец». И тут он тоже проявил чудеса изобретательности, превзойдя проходной оригинальный комикс.

Сюжет про то, как новичок вступает в тайную шпионскую организацию, не нов, но иногда и самое простое удается показать интересно. У Вона это получилось. Взяв главного английского джентльмена Колина Ферта на роль самого крутого агента, он поставил его против харизматичного и смешного Самуэля Л. Джексона, олицетворяющего собой американскую культуру (или отсутствие таковой).

В напарники обоим он добавил не шибко раскрученных Тэрона Эджертона и (если вы не смотрели «Супердиджей» или старую рекламу Nike) Софию Бутеллу, которые органично вписалиcь в образы, а после фильма их карьеры заслуженно взлетели.

Картина полна шуток на шпионскую тематику, почти лишена пошлости, а уж драка в церкви навсегда останется в истории кинематографа. Это образец хорошего шпионского фильма, где здоровая ирония искупает все немногочисленные недостатки.

Больше итогов десятилетия на «Канобу»:

6. «Аквамен» (Aquaman, 2018)

рейтинг фильмов по комиксам

Одна из главных неожиданностей в мире кинокомиксов. Персонаж, над которым постоянно издевались в медиа, компания, чьи супергеройские фильмы ругали критики и зрители. И что же вышло? На главную роль берут брутального Джейсона Мамоа (он успевает немного посиять в «Лиге справедливости»), в режиссерское кресло сажают создателя «Пилы» Джеймса Вана, который больше специализируеться на хорроре. Да, он принял участие в создании седьмого «Форсажа», да и Кевином Бэйконом снял один из лучших триллеров про месть «Смертный приговор», но совсем в жанр для детей — это неожиданно.

И третьей неожиданностью после выбора актера и режиссера стал итоговый продукт. Без преувеличения можно сказать, что «Аквамен» — один из самых красивых кинокомиксов, если не самый. Последний раз такое визуальное великолепие было на экране в картине «Хеллбой: Золотая армия». Фильм можно и нужно критиковать за примитивные диалоги и банальный сюжет, но разве кинокомикс, рассчитанный на максимально широкую аудиторию, мог быть сильно другим? Качество юмора только могло быть лучше. Но это и не комедия, а приключенческий фильм в духе «Мумии» Стивена Соммерса.

Потрясающие локации, дизайн, архитектура и различные монстры доказывают, что 180-миллионный бюджет ушел на дело. Оператор не режет экшен-сцены мелкими кусками, а старается снимать долгими пролетами. Создатели не стали бросать все на CG-модели людей, а заставили каскадеров пролетать через крыши и врезаться в стены. Да даже взрывающаяся часовня была построена с нуля для сцены на Сицилии, которая по постановке и операторской работе превосходит почти все, что было в кинокомиксах.

Финальная эпическая схватка армий — это то, что должны были дать «Мстители: Финал», а получилось сами знаете как. Битвы такого масштаба крайне редки в кинокомиксах, так что Аквамен и на этом поле уделал конкурентов. И не стоит забыть, что это первый миллиард сборов для основной линейки фильмов по комиксам DC.

Больше итогов года на «Канобу»:

5. «Стражи Галактики» (Guardians of the Galaxy), 2014

рейтинг фильмов по комиксам

Первый высокобюджетный кинокомикс режиссера и сценариста Джеймса Ганна занял 5 место в нашем топе лучших фильмов Marvel. До этого картина участвовала в нашем эпичном киномарафоне киновселенной, где я писал про нее: «Ганн — человек, несомненно, талантливый, в его творчестве встречаются те же вспышки гения, что озаряют лучшие моменты сценариев и фильмов Уидона и Блэка. Но как драматург он работает совсем на другом уровне, злоупотребляя самыми дешевыми, сентиментальными, запрещенными приемами вроде умирающей в первых кадрах от рака мамы главного героя.

Во второй фазе Ганну повезло больше Блэка и Уидона: пока этих авторов хватали за руку в „ЖЧ3“ и „Эре Альтрона“, он спокойно снимал свое отдельное, обособленное „кино про глубокий космос“ с никому не известными персонажами.

В результате получился очень живой и характерный фильм с максимально хулиганскими шутками и издевательским ретро-саундтреком, заодно с „Миром юрского периода“ сделавший из телеактера Криса Пратта звезду уровня Харрисона Форда. Помимо Пратта радуют смешные и убедительные актеры на ролях второго плана и, конечно же, компьютерный енот, сыгранный братом Ганна, а озвученный Брэдли Купером».

То, что Ганна сначала уволили с третьей части «Стражей», а потом наняли обратно, доказывает, что из всех режиссеров-авторов вселенной Marvel у него самая прочная связь с этим миром, этим жанром и этими персонажами.

Александр Башкиров

Больше итогов года на «Канобу»:

4. «Логан» (Logan), 2017

рейтинг фильмов по комиксам

Я был большим фанатом работы сценариста Скотта Фрэнка и режиссера Джеймса Мэнголда над этим конкретным героем еще с никем не понятого фильма The Wolverine, где очень интересно и нуарно рассказывалось о похождениях Логана в Японии. В меньшей cтепени (вместо рейтинга R «Росомаху» пришлось выпустить с PG-13) там было заложено все, за что потом все-таки полюбили «Логана».

Тихие характерные моменты, в которых зрителю приходится напряженно вслушиваться в каждый звук в ожидании приближения плохих парней, очень жесткие и приземленные (плюс-минус драка на крыше синкансэна) боевые сцены, в которых все желающие выбивали из регенерирующего Хью Джекмана дерьмо. Другими словами, это был классический детектив об озлобленном на мир, но все равно крайне благородном неудачнике, живущем по собственному кодексу чести, картина о частном сыщике 40-х годов, перенесенная в наши дни и выдавшая персонажу адамантиевые когти вместо очень крепкой головы.

В «Логане» эти же сценарист и режиссер закинули удочки еще дальше в будущее и постапокалипсис и показали конечную стадию эволюции мутантов, в которой профессор Ксавье превратился в массового убийцу-матерщинника, а Логан — в еле передвигающегося инвалида. Дерьмо из него продолжают выбивать практически все встреченные персонажи фильма, вот только теперь еще и регенерация происходит кое-как и не сразу. Ну, а последним противником цинично выступает самая наглая, молодая и мерзкая версия Росомахи прямиком из X-Men Origins: Wolverine.

Выстраданный рейтинг R и плюющий в лицо зрителю хронометраж позволили сделать очень неторопливое, честное, настоящее кино. Пусть оно и далеко не так хорошо, как его превозносили в 2017 году зрители и критики, но это все равно второй нормальный фильм про мутантов после оригинальных «Людей Икс» (третьего нормального фильма в этой киновселенной нет) и лучший фильм про мутантов, вышедший в этом десятилетии.

Александр Башкиров

Больше итогов десятилетия на «Канобу»:

3. «Пипец» (Kickass), 2010

рейтинг фильмов по комиксам

Один из самых стильных режиссеров мира и бывший продюсер Гая Ричи Мэтью Вон ворвался в мир кинокомиксов с очень ярким и хулиганским фильмом по мотивам одного из самых бездарных комиксов Марка Миллара. Практически пустив по боку основную арку становящегося уличным супергероем лузера, фильм сосредоточился на единственной интересной вещи из оригинала: отношениях между современным реалистичным Бэтменом-убийцей (Big Daddy, Папаня или Большой Папочка) и его дочкой Hit Girl, Убивашкой.

Николас Кейдж просто блестяще сыграл Папочку: никакого mega acting, из-за которого актер стал таким мемом в последнее время, только целеустремленная одержимость, ледяное спокойствие и пугающая компетентность в тактических ситуациях. Больше всего общего у него даже не с Бэтменом, а с героем Мэла Гибсона, все повидавшим и ничему не удивляющимся копом в недавнем триллере «Закатать в асфальт». Но мы все равно признали Папочку одной из лучших экранных версий Бэтса:

В знаменитой сцене перестрелки на складе нам показывают, как бы жил и работал Бэтмен, готовый на все ради достижения цели. Да, формально это не Бэтмен, а Big Daddy, но черно-желтая цветовая гамма костюма и дизайн шлема тут настолько характерные, что можно не сомневаться, какого именно супергероя играет (или, во всяком случае, пародирует) Ник Кейдж.

И костюм, и оборудование у Бэтмена-убийцы заточены под одно — как можно быстрее и безопаснее уничтожить как можно большее количество людей за как можно меньший промежуток времени. Кровь леденят как раз неторопливость, продуманность каждого движения Папани, который ведет себя как полицейский-спецназовец. Это впечатляет куда сильнее фальшивых постановочных поединков с каскадерами.

Александр Башкиров

Больше итогов года на «Канобу»:

Источник

Культовые фильмы, которые многие смотрели, но не знали, что они сняты по комиксам

Кинокомиксы в XXI веке стали новыми вестернами. Кажется, ни одна уважающая себя студия в наши дни не может игнорировать графические романы. И речь идет не только об экранизациях супергероики Marvel и DC, происхождение некоторых культовых фильмов может стать самым настоящим откровением. Вместе с VOKA рассказываем про знаменитые картины, которые многие смотрели, но об их комиксных первоисточниках могли ни разу не слышать.

«Призрачный мир» (2001)

рейтинг фильмов по комиксам

Один из главных примеров, который стоит показывать людям, в 2021 году считающим, что комиксы — это обязательно легкомысленные журналы про супергероев. Зарисовка Дэниэла Клоуза по духу куда ближе к бессмертному рассказу Сэлинджера «Над пропастью во ржи», нежели к «Войне бесконечности».

Получивший культовую голливудскую экранизацию с юной Скарлетт Йоханссон «Призрачный мир» рассказывает историю двух ничем особенно не выделяющихся девушек-подростков, живущих в застывшем во времени провинциальном городке. У них нет каких-то ярких черт характера, нет целей, стремлений и даже хобби, кроме как примерять на себя взрослый цинизм, высмеивая абсолютно каждого клиента местной забегаловки. Зачем планы на будущее, если можно пропесочить очередного фрика или даже вполне себе приятного парня за то, что он слишком приятный?

По-хорошему ленивая история не спешит рассказывать читателю что-то большее, скорее предлагает приземлиться на диван закусочной и в компании девушек наблюдать за тем, как один бессмысленный день сменяет другой. Конечно, рано или поздно кому-то это должно надоесть. И если не читатель, то одна из девушек все-таки встанет из-за стола и отправится во взрослый мир.

Честно говоря, экранизация истории вышла куда лучше комикса и по праву получила номинацию на «Оскар» за сценарий — стоило только переписать чуть ли не большую часть сюжета. Намного удачнее у Дэниэла Клоуза получились другие работы, например, переведенные на русский язык «Пейшенс» и «Уилсон» (у последнего тоже есть экранизация с Вуди Харрельсоном). А кроме «Призрачного мира» в американской литературе хватает качественных романов о взрослении.

«Американское великолепие» (2003)

рейтинг фильмов по комиксам

Харви Пикар, как и Дэниэл Клоуз, — мастер по дисциплине изучения самых обыденных черт американского общества. Но ему потребовалась буквально одна работа, чтобы получить культовый статус — ею стала картина «Американское великолепие».

Автор комиксов долгое время работал клерком, жил ничем не примечательной жизнью и только фиксировал у себя в голове каждую деталь происходящих с ним историй — как правило, местечковых и малозначительных. А потом взял и сделал автобиографический комикс о рядовом американце: его ежедневной рутине, окружающих людях, маленьких трагедиях, вроде развода, и популярных развлечениях обычных жителей Кливленда, среди которых в топ-3 во все времена входили сплетни. Совершенно неожиданно (или вполне симптоматично) комикс выстрелил. К Пикару пришла популярность и эфиры у Леттермана, а он продолжал буквально в режиме онлайн писать свою историю: и про походы на вечерние шоу, и про борьбу с раком, и про третью жену с приемной дочкой. Казалось бы, что может быть проще? Но так почему-то сделал только он.

Экранизация получилась под стать оригиналу: она дерзко разваливает устоявшиеся жанры и форматы, сочетает байопик с документальными кадрами, сталкивает самого Харви Пикара в роли рассказчика с играющим его актером Полом Джаматти — так режиссеры стремились воссоздать эффект комикса с постоянно меняющимся составом художников. А еще лента периодически совмещает игровые сцены с кадрами комиксов.

«300 спартанцев» (2007)

рейтинг фильмов по комиксам

Лучшие, но немногочисленные герои Спарты в слоу-мо сражаются против персидской армии — нет необходимости детально пересказывать сюжет, ведь у вас в голове и без того прозвучал зычный рык «Это Спарта!».

Об этом знают далеко не все, но картину «300 спартанцев» Зак Снайдер снимал не по какому-то абстрактному сценарию. В ее основу лег комикс гениального автора и художника Фрэнка Миллера, который еще в детстве, в свою очередь, вдохновился другим классическим фильмом про подвиг спартанцев. Затем уже в статусе уважаемого комиксиста он реализовал свою версию истории в графическом романе, который мгновенно получил три премии Айснера — самой престижной награды в мире комиксов.

Графический роман Миллера, как и экранизация Снайдера, в первую очередь безумно стильный — эти визионеры стоят друг друга. Грубый и местами даже брутальный рисунок, выверенные цвета, которые буквально отпечатываются в подкорке каждого, кто открывает книгу, броские ракурсы — давно уже фирменная черта автора, которая особенно сильно напоминает его «Город грехов». Сюжетно фильм почти полностью воспроизводит комикс, поэтому сама история о свободных и непреклонных спартанцах — не самая достоверная из написанных — вряд ли кого-то удивит. Но открыть для себя этот роман стоит хотя бы ради визуального повествования: Фрэнк Миллер всегда умел делать красиво.

«Сквозь снег» (2013)

рейтинг фильмов по комиксам

Криса Эванса мир знает как эталонного Капитана Америку, хотя актер за свою карьеру снялся еще в трех фильмах, основанных на комиксах. Сначала он сыграл Человека-факела в «Фантастической четверке» Marvel еще до появления киновселенной, затем заглянул на огонек в, пожалуй, главный кинокомикс в чистом виде — «Скотт Пилигрим против всех», где воплотил одного из злых бывших главной героини Рамоны. А в 2014-м взял на себя главную роль в недооцененной фантастике под названием «Сквозь снег» от будущего оскаровского триумфатора Пон Чжун-Хо.

Одноименная жемчужина французских научно-фантастических комиксов начала выходить еще 1982 году и только 6 лет назад добралась до финального тома. При этом Le Transperceneige долгое время оставался практически неизвестен остальному миру — например, в Великобритании первый из пяти томов издали только в 2014-м, к премьере экранизации. Впрочем, это не помешало корейскому мастеру еще в 2004 году найти серию в ближайшем комиксшопе, прочитать все доступные тома и навсегда влюбиться в историю.

Графический роман рассказывал о постапокалиптической Земле, которая погрузилась в очередной ледниковый период после того, как человечество не смогло справиться с глобальным потеплением. Оставшиеся в живых люди бесконечно мчат сквозь вечную мерзлоту на поезде Snowpiercer, 1001 вагон которого подчиняется строгой иерархии: в хвосте живут представители нижних слоев населения, а элита — у головы махины.

Мрачный комикс блестяще сочетает в себе прозорливую фантастику про искусственно выращенное в лабораториях мясо с задумчивым исследованием человеческой природы в духе Данте. Но еще лучше ему удается предостеречь человечество, застывшее в непрерывной классовой борьбе. И если в Snowpiercer бедность и богатство разделяет сотня металлических вагонов поезда, то в реальном мире — всего несколько часовых поясов, а это не такая большая разница, если смотреть в масштабе.

Что касается экранизации, она откровенно ушла в сторону экшена — вероятно, не столько по вине самого Пон Чжун-Хо, сколько из-за одиозного продюсера Харви Вайнштейна, который контролировал монтаж. Плюс авторы переписали сюжет и придумали новых героев в сеттинге оригинального комикса. Иначе, пожалуй, сделать было нельзя: пространный графический роман больше вписывается в формат сериала для Netflix, нежели двухчасового фильма.

рейтинг фильмов по комиксам

«Маска» (1994)

рейтинг фильмов по комиксам

Еще один пример фильма, достаточно радикально отошедшего от оригинала, — «Маска» с несравненным Джимом Керри. Лента заимствовала из комикса саму идею титульного артефакта и главных героев, но почему-то забыла про самую характерную его часть — доведенное до абсолюта ультранасилие.

Когда боссы студии New Line Cinema брались за экранизацию комикса, то задумывали ее вполне себе в духе оригинала — настоящим фильмом ужасов. В определенных вариациях сценария лента уходила в чернуху даже похлеще, например, Большеголовый снимал скальпы с людей и надевал их на лица подростков, чтобы создать собственную армию зомби. Но режиссер Чарльз Рассел по итогу продвинул свое видение «Маски» и снял семейный фильм, за что, безусловно, благодарны все фанаты ленты. Это совсем не портит восприятие комикса — он абсолютно другой, жестокий, почти лишенный какой-либо морали, но от этого не менее эффектный, стильный и запоминающийся.

«Олдбой» (2003 и 2013)

рейтинг фильмов по комиксам

Манга «Олдбой» получила сразу две экранизации — культовый корейский фильм 2003 года и неожиданный ремейк от гуру афроамериканского кино Спайка Ли, вышедший 10 лет спустя. И в отличие от «Маски» обе картины получились значительно жестче первоисточника.

Сюжетная фабула неизменна во всех вариантах истории: мужчина, на долгие годы помещенный в частную тюрьму, выбирается на свободу и пытается разобраться, кто и, главное, за что с ним так поступил. Не только из праздного любопытства — таинственный похититель навязывает ему игру, от которой будет зависеть все. Если герой докопается до правды, антагонист подарит ему свободу и покончит с собой, как истинный самурай. В противном случае проститься с жизнью придется самому бывшему заключенному.

Бесспорно, экранизации вышли куда более доступными и понятными для людей, которые воспитывались в обществе весьма отличном от японского. Но оригинал, пусть и не так шокирует, но помогает немного ближе понять традиции и моральный фон Страны восходящего солнца.

«Патруль времени» (1994)

рейтинг фильмов по комиксам

Зачастую посредственные экранизации порочат неприкосновенное, казалось бы, имя первоисточников. С «Патрулем времени» все наоборот: фильм пусть и не вошел в историю общепризнанным шедевром мировой фантастики, но стал самым кассовым и, по мнению фанатов, в принципе одним из самых удачных для Жан-Клода ван Дамма. Оригинальный комикс в то же время не хватал с небес не то что звезд — даже звездной пыли.

Три выпуска Timecop вышли в 1992 году в антологии издательства Dark Horse Comics и рассказывали о копе с трагичным прошлым, который защищает историю от непутевых путешественников во времени и параллельно решает проблему расовой сегрегации в Южной Африке. Фильм позаимствовал из оригинала только саму идею полиции, охраняющей естественный ход времени, и главного героя Марка Уокера. При этом вместо обычного вора, желающего заполучить алмазы из южноафриканской шахты, антагонистом выступает сенатор, каким-то образом связанный с путешествиями во времени и загадочной смертью беременной жены Уокера.

Вместо абсолютно серого первоисточника у авторов фильма получилась эмоциональная и куда более изобретательная лента. Хотя и более абсурдная, если дать себе время задуматься насчет научной части путешествий во времени.

«Люди в черном» (1997)

рейтинг фильмов по комиксам

Похожая история случилась и с комиксом «Люди в черном» от издательства Marvel, который вышел в начале 90-х и насчитывал в серии всего шесть выпусков. Сюжет в целом был в духе времени: секретные агенты в солнцезащитных очках спасают мир от всякой паранормальщины: инопланетян, упырей, оборотней, вампиров и прочей нечисти. И если экранизация «Людей в черном» стала отличным визуальным аттракционом с приятным юмором и похитителем внимания Уиллом Смитом на первом плане, то комикс был более мрачным и суровым.

Забавных пришельцев здесь куда меньше, чем жутких монстров и накачанных супернаркотиками людей, а сами агенты скорее склонны к брутальным расправам, нежели к шуткам-прибауткам. Джей попадает в ряды «Людей в черном» не по приглашению — его буквально похищают. И это меньшее, что можно ожидать от сотрудников секретной организации, готовых на любой сопутствующий ущерб ради миссии: можно не беспокоиться о невинных жертвах и разрушениях, когда в кармане лежит устройство для стирания памяти.

Аудитории, судя по всему, все-таки было нужно что-то другое. Угрюмый комикс сгинул в истории, хоть и выполнил главную задачу — привлек внимание большой студии Columbia Pictures. А режиссер Барри Зонненфельд избавился от ненужных деталей и превратил оригинальные идеи первоисточника в культовую фантастику на все времена.

VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.

Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.

Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *