рейтинг фильмов остров сокровищ
Остров сокровищ. Сравнительный анализ экранизаций
«Минздрав ни в чём не виноват»
Кто не помнит с самого детства ставшие культовыми фразы «15 человек на сундук мертвеца», «нет ли у тебя кусочка сыра?», «те, кто останутся в живых, позавидуют мертвым», «вы крепко сели на мель, капитан Сильвер» и, конечно, хриплый голос попугая Флинта «пиастры, пиастры»?
Сразу по прочтении с сыном одного из самых знаменитых и захватывающих приключенческих произведений, и беглого экскурса в морскую терминологию, взялись сравнить экранизации одной из самых увлекательных книг современности.
В сравнительную четвёрку попали, в большинстве своём, фильмы советского периода: 1971-го года с Борисом Андреевым в роли Окорока, 1982-го с Олегом Борисовым (Сильвер) и Федей Стуковым (Джим) и, конечно, знаменитый мультипликационный мюзикл Черкасского от студии Киевнаучфильм. Хотя последний, пожалуй, лучше вынести за скобки, поскольку культовый мультфильм представляет совершенно отдельную жанровую нишу, и входит в тот пресловутый набор «культурного кода» советского человека, безошибочно определяющий нашего бывшего соотечественника, где бы он ни оказался: в Израиле или Канаде, в ближайшей пивной или в правлении госкорпорации. (Помните это: «Родной Минздрав, благодарю, что предупредил»?).
И плюсом к ним британский фильм 1990-го года с юным Кристианом Бейлом.
Важней было сравнить фильмы с точки зрения соответствия замыслу, фабуле и духу произведения. Поскольку роман отнюдь не герметичный, и предполагает массу приключений как на суше, так и на море: в британской провинции, портовом Бристоле и на Карибском острове, понятно, что добиться добуквенного соответствия первоисточнику было бы задачей непосильной. Но стремиться же к этому стоит! Все фильмы в этом смысле очень разные.
1. Самым точным с точки зрения исторического соответствия эпохе и реализму отображения образов, оказался британский фильм. Пираты в нём, действительно, просолённые морем матёрые мариманы без страха и упрёка, отпетые бандюги и убийцы. Грязные, немытые и с гнилыми от цинги зубами… – настоящая команда беспощадного Флинта, чьё имя давно стало нарицательным (а многими даже воспринимается как реальная историческая личность).
Или, к примеру, тот же блокгауз на острове, на что обратил внимание сын: «Он совсем не похож на форт». Да, не похож: слишком хлипкий и наспех сколоченный. Но если вспомнить книгу, то вполне логично, что пиратам не было нужды выстраивать добротное укрепление на необитаемом острове. Да и моряки (а уж тем более пираты) вовсе не обязаны быть заправскими строителями-плотниками. Потому и укрепление «слепили из того, что было».
Эпоха у британцев проработана досконально, от костюмов, интерьеров и деталей жизни (обратите внимание на сундук Билли Бонса), до музыки, соответствующей описанной в книге эпохе. Однако британской экранизации не хватает самого духа произведения. В точных декорациях актёры сыграли слишком поверхностно и плоско. Чего лишь стоит одна, не сходящая на протяжении всего фильма, кровожадная улыбка на лице Сильвера: весь фильм одна дикая, злобная, ухмыляющаяся гримаса. Словно он не живой актёр, а деревянная кукла Арлекино в комедии дель арте. Разве таким мы знаем «Долговязого Джона» по книге: самого неоднозначного и противоречивого персонажа произведения?
2. Трёхсерийный мини-сериал с Федей Стуковым и Борисовым, скорее, разочаровал. Хотя ещё живы воспоминания о его просмотре в отрочестве, смотреть его сейчас – большое испытание. Размазать короткое и динамичное произведение на три серии! Ради чего? И ладно бы, если бы фильм точно следовал тексту, а затянутый хронометраж был следствием буквального построчного прочтения. Но нет, больше времени в фильме потрачено на излишнее неоправданное размусоливание, чрезмерную в данном контексте театрализацию и, что самое плохое, на весьма вольную и спорную трактовку, в корне меняющую многие акценты произведения.
Зато с «правдой жизни» и реализмом в нём полный швах (фильм снимался на излёте советского строя, когда с реализмом «на полях страны» всё было весьма плачевно). Бюджетный трёхгрошовый антураж «Бристоля», снятый в Петропавловке и вокруг неё отдаёт таким посконным импортозамещением, до которого даже нынешним раздавленным бульдозерами «санкционным» помидорам далеко.
Да и выбор актёров, несмотря на звёздный состав, скорей, в минус. Тот же ангелоподобный, но слишком юный Федя Стуков, и близко не подходящий на роль взрослеющего 15-летнего Джима Хокинса. Выбор непонятен даже с точки зрения некого режиссерского замысла: зачем такая подмена, каков посыл и смысл менять подростка на ребёнка? Непонятно!
Марков с его советской театральной школой, пафосными мхатовскими паузами и белоснежными зубными протезами в роли Билли Бонса, и вовсе, ужасен. Ни Григорьев-Смоллетт, ни Ливси-Костецкий (всю карьеру играющий Флориндо из Труффальдино), ни даже Борисов-Сильвер не спасают ситуацию с кастингом. Да, Сильвер у Борисова, хоть и вышел лукавый и хитрый, но весьма далёкий от книжного персонажа: какой-то излишне вертлявый, суетливый, юродствующий фигляр. Пародия на Сильвера!
3. И лишь Евгений Фридман в экранизации 71-го года со старым добрым «уютным» Борисом Андреевым, несмотря на видимую разницу в возрасте со своим персонажем, максимально близко подошли к книжным образам. Напомню, что Сильверу по книге 50 лет, а Андреев на момент съемок хоть и был всего на 6 лет старше, выглядел далеко за 60. Отсутствие советских кинозвезд в фильме играет только на руку сюжету, поскольку не отвлекает от сравнения персонажей с их заезженными амплуа. Даже некая отсылка к прошлой заметной работе Андреева в роли старого морского волка в фильме «Путь к причалу», ничуть не мешает впечатлению, а лишь придаёт изюминку – странную двоякую ассоциацию при сравнении советского моряка-фронтовика со стивенсовским пиратом.
Фильм Фридмана максимально близко передаёт сам авантюрный дух произведения, без излишней театрализации и особых провисов в общей картинке и динамичном сюжете. В нём все и всё на своих местах. И Долговязый Джон именно такой, каким предстает в произведении, да и молодой актер Ааре Лаанеметс в роли Джима максимально близко подходит и по возрасту и по духу. Да ему и играть особо не пришлось, поскольку он играл практически самого себя – жадного до приключений подростка, мужающего на наших глазах. Как, впрочем, и остальные главные действующие персонажи (в фильме задействованы в основном прибалтийские актёры).
Вне всякого сомнения фильм Фридмана можно по праву считать лучшей экранизацией «Острова сокровищ» Стивенсона. И читайте детям книги!
Рейтинг фильмов остров сокровищ
Знаменитый мульт — пародия, экранизацией не считается и обсуждается в этой теме.
Итак:
Режиссер: Владимир Вайншток
В главных ролях:
Клавдия Пугачева
Осип Абдулов
Михаил Климов
Николай Черкасов
Иона Бий-Бродский
Анатолий Быков
Петр Галаджев
Анастасия Левшина
Л. Мещерин
Николай Мичурин
1793 год. Отряды повстанцев Ирландии, сражающиеся за освобождение от владычества Англии, временно отступают под натиском войск врага. Они оставляют раненого доктора Лайвеси на попечение хозяйки небольшой гостиницы и ее дочери Дженни. Девушка ухаживает за молодым доктором.
Лютый, бешенный советский трэшак. Но как невольная комедия — доставляет. Из Джима Хокинса «сделали девочку» — Дженни. Нет, не в том смысле!
Режиссер: Евгений Фридман
В главных ролях:
Борис Андреев
Ааре Лаанеметс
Лаймонас Норейка
Альгимантас Масюлис
Юзас Урманавичус
Людмила Шагалова
Витаутас Томкус
Игорь Класс
Андрей Файт
Владимир Грамматиков
Когда в таверне «Адмирал Бенбоу» поселился старый пират Билли Бонс, юный Джим Хокинс еще не знал, что его жизнь очень скоро круто переменится.
Но ему посчастливилось обнаружить в сундучке морского бродяги карту Острова Сокровищ. И Джим в компании доктора Ливси, сквайра Трелони, капитана Смоллетта, корабельного кока Джона Сильвера и его говорящего попугая отправляется в далекое и опасное путешествие…
Абсолютный шедевр. Практически идеальная, каноничная экранизация. В меньше чем полтора часа режиссер умудрился вместить все основные моменты книги, не скомкав их. Динамичный, агрессивный, с потрясающей игрой Бориса Андреева и пронзительно-печальной музыкой Рыбникова. Баллада «Ах бедный мой Томми» (и снова присутствует некая Дженни — на сей раз только как героиня пиратской лирики). Потрясающие цвета. Ни одного лишнего кадра. Этот фильм необходимо показывать в киношколах.
Режиссер: Владимир Воробьев
В главных ролях:
Фёдор Стуков
Олег Борисов
Виктор Костецкий
Владислав Стржельчик
Константин Григорьев
Леонид Марков
Георгий Тейх
Ольга Волкова
Валерий Золотухин
Николай Караченцов
Юный Джим Хокинс и его старшие друзья — доктор Ливси и сквайр Трелони — случайно становятся обладателями карты капитана Флинта, на которой указаны координаты острова в Атлантическом океане, где спрятаны сокровища знаменитого пирата. На шхуне «Испаньола» они начинают опасное плавание к далёкому острову, не догадываясь, что вместе с ними за сокровищами, прикинувшись скромным корабельным коком, отправился Джон Сильвер — коварный и кровожадный пират.
Невероятно, но кое в чем превосходит предыдущий шедевр, несмотря на уже не столь эффектную и изящную режиссуру. А именно: совершенно бесподобной трактовкой образа Билли Бонса, гениально сыгранного Леонидом Марковым; и нестандартным образом Джона Сильвера в исполнении Олега Борисова. Трелони-Стржельчик, Смоллет-Григорьев и Ливси-Костецкий также по всем параметрам обыгрывают своих предшественников. А музыка Евгения Птичкина не менее великолепна. Отличная черная трагикомедия с жестокостью и расчлененкой. Вы спросили, где расчлененка и жестокость? Пойдите в компанию «Крупный план» и разбейте об их бошки ваш диск с порезанной версией, а потом скачайте с Рутрекера чешский DVD c полной. Гарантирую совершенно иные впечаления.
«Остров сокровищ»: фэнтезийные локации и историческая реальность
«Остров сокровищ»: фэнтезийные локации и историческая реальность
#Нина Спутницкая
«Остров сокровищ» | 10 лучших экранизаций романа Р. Л. Стивенсона от кинокритика Нины Спутницкой
Предлагаем обозреть версии романа Р. Л. Стивенсона в исторической перспективе. Каждая версия позволяет зрителю не только насладиться экзотическим антуражем, но оценить социокультурное и политическое звучание ключевых мотивов и трансформации под влиянием различных культурных факторов центральных образов нестареющего образчика приключенческого жанра.
Лот #1. «Остров сокровищ» автора масштабных «Унесенных ветром» и «Волшебника страны Оз» Виктора Флеминга 1934 с двенадцатилетним Джеки Купером в главной роли, до этого известным широкому зрителю благодаря комедийному киносериалу «Пострелята» и номинацией (впервые в истории) на премию «Оскар» за фильм «Скиппи» Нормана Таурога.
Джим здесь ребенок деловитый и домовитый и смелый, успевает испечь пирог на день рождения матери (Дороти Петерсон — знаменитая по ролям хорошеньких молодых мамочек). Этот Джим — мальчик-блондин с гладко зачесанными волосами, холеный, упитанный женоподобный услужливый юнец, такой идеал юношества любопытно сравнить с советским вариантом. Обе версии грешат театральщиной (мизансцены, темпо-ритм), в обеих доктор Ливси — романтический герой, а вот интерпретации Бонса существенно разнятся.
Лот #4. 1971. Фильм Евгения Фридмана – версия романа начала эпохи застоя в советском кино, впитавший все лучшее из «оттепели», современник лучших фильмов Алексея Германа, Андрея Тарковского. Фильм оснащен великолепной музыкой Алексея Рыбникова (дерзкая песня «Малютка Дженни» была изъята из прокатного варианта) и грандиозным Сильвером «богатыря» советского кино Бориса Андреева, наделившего кровожадного пирата не только мощью, но горечью. Перед нами калека, человек поломанный системой, преступник, вынужденный мимикрировать, чтобы интегрироваться в социум.
Смею предположить, что эта роль была во многом этапной для коррекции амплуа артиста. Кроме того, он находится здесь в окружении совершенно новых лиц: положительных персонажей сыграли прибалтийцы Ааре Лаанеметс, Лаймонас Норейка, Альгимантас Масюлис, Юозас Урманавичюс, Витаутас Томкус, внешняя фактура которых сами по себе была знаком иного мира, символом Запада в советском кино, противоположной официальному дискурсу эстетики. Здесь Джим — романтичный пятнадцатилетний юноша, в нем читается совершенно новый социальный тип, представитель поколения, рожденного после войны, своего рода, – надежда общества.
Лот #5. 1982. Мини-сериал Владимира Воробьева «Остров сокровищ». Обстоятельная экранизация, верная источнику версия, кроме всего, запечатлела важные для своего времени культурные коды. Блестящая, дерзкая, неожиданная интерпретация Джона Сильвера от Олега Борисова (его пират-калека — худой невротик, диссидент) говорит о том, что фильм — больше чем просто экранизация, это фильм о тупике, надрыве, безысходности и обреченности. Замечательный кастинг. Разве что Федя Стуков не попадает в типаж, впрочем, его портретное сходство с Джеки Купером (см. лот 1) очевидно. Остается смириться с тем фактом, что Федя исполнил в начале 1980-х гг. ключевые роли мальчикового репертуара (кроме Джима, был и Том Сойер) и даже сыграл девочку у Никиты Михалкова («Родня»).
Лот #6. 1985. Франко-английская версия Рауля Руиса с культовыми для бунтарского кино Франции 1960-х гг. Анной Кариной и Жан-Пьером Лео. События представлены как сюрреалистический сон, однако фильм лишен юношеского запала и по-настоящему оригинальных решений. Джим курит? Билли Бонс замечен в любовной связи с мамой героя? Пиратская форма заменена камуфляжем? Попытка водрузить классический британский приключенческий роман на эстетическую платформу французской «новой волны» успехом не увенчалась. Возможно, авторы просто опоздали лет на …надцать. А то, что мировая премьера картины состоялась лишь в 1994 году, подтверждает ее субкультурную направленность. Это кино не для всех.
Лот #7. 1988. Советский мультипликационный сериал Давида Черкасского – дерзкий, шумный, ироничный, полный острохарактерных персонажей и диснеевских гэгов, киноцитат и афоризмов:
∙ Какой хороший мальчик!
∙ За мной пришли. Спасибо за вниманье. Сейчас, должно быть, будут убивать!
∙ О, увеличенная… печень, печень… увеличенная… селезёночка… Аритмия… Замечательно! Какая прелесть!
∙ К чёрту дверь! — Есть, сэр!
∙ Признаю себя ослом и жду дальнейших ваших распоряжений!
Фильм прогремел в свое время, взорвав ТВ-экран совершенно новой эстетикой. Из сонма экранизаций его выделяет отсутствие хоть сколько бы то симпатичных персонажей. Анимационная фактура сбивается игровой: черно-белыми клиповыми вставками, классические диалоги интонированы по-новому. Джон Сильвер Армена Джигарханяна с узнаваемыми нотками Горбатого из культового «Места встречи изменить нельзя» отлично вписывается в компанию мореплавателей-аферистов. Но главная победа фильма — Джим. Он здесь — бесподобен, идеальное произведение марксистско-ленинской идеологии, издевка и над советской, и над буржуазной культурой, диагноз поколению яппи.
— С рождения Билли пай-мальчиком был.
— Молодец!
— Имел Билли хобби — он деньги любил…
— Хороший мальчик!
— Любил и копил.
Целевая аудитория этого замечательного постмодернистского коктейля с плюющимися персонажами и песнями-хитами, – подростки и взрослые.
Лот #8. 1990. Фильм британца Фрейзера Кларка Хестона с Кристианом Бейлом в роли Джима — добротная экранизаций, самая аутентичная, с замечательным кастингом. Проигрывает остальным разве что стремительным темпом, ведь в деле поиска сокровищ, в эпизодах подготовки к путешествию и обсуждения стратегии обстоятельность не помешала бы. И все же – 10 баллов.
Лот #9. 1999. В фильме совместного производства Великобритании и Канады режиссера Питера Роу полностью пересмотрены мотивировки персонажей. Достойная внимания, но не хрестоматийная версия романа.
Лот #10. Замыкает список сериал о Флинте «Черные паруса» (2014-2017) — приквел к роману, ответивший запросам публики на пиратскую экзотику классического романа, фактуру «Пиратов Карибского моря» и скандальную откровенность сериалов «Тюдоры» и «Борджиа». Проект явно не предназначен для семейного просмотра, а также для натур с тонкой душевной организацией. Посмотрев сериал, Вы сможете узнать, как Флинт и Сильвер стали тем, кем они стали. Кроме того, проект — яркое свидетельство того, что стало с жанром, к чему привел в конечном итоге опыт экранизации Стивенсона в частности и приключенческой литературы вообще.
5 отличных экранизаций «Острова сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона
13 ноября исполняется 165 лет со дня рождения шотландского писателя и поэта Роберта Льюиса Стивенсона, автора всемирно известных приключенческих романов.
«Остров сокровищ», 1934, Виктор Флеминг (США)
Виктор Флеминг, оскароносный режиссер «Унесенных ветром» и «Волшебника из страны Оз», экранизировал книгу «Остров сокровищ» с минимальными отступлениями от текста, и даже в интервью он затем сознавался, что «настолько влюблен в мир приключений Стивенсона, что просто перенес их со страниц любимой книги на пленку, немного добавив от себя».
Хотя фильм и черно-белый («Техниколор» у Флеминга появится только в «Стране Оз»), он поражает своей насыщенностью и красочностью: на необитаемом острове можно увидеть и скалистые пейзажи, и заросли экзотичных растений, и редких животных, а сами несметные сокровища показаны во всем своем великолепии.
«Остров сокровищ», 1950, Байрон Хэскинс (Великобритания)
«Остров сокровищ», 1971, Евгений Фридман (СССР)
Также в картине можно услышать музыку известного советского композитора Анатолия Рыбникова, а слова песен написал также известный бард Юрий Ким. Визуальный, идейный и музыкальный ряд очень гармонично соединены в фильме, что также достойно выделяет картину Фридмана на фоне остальных экранизаций.
«Остров сокровищ», 1988, Давид Черкасский (СССР)
Этот мультфильм/фильм привлекает внимание с первых же кадров и держит у экрана до последнего: съемка «от первого лица» (GoPro тогда еще не было!), остроумные стихи, заставляющие буквально хохотать («Песня о мальчике Бобби, который любил деньги»), хулиганящие и игнорирующие любые законы гравитации актеры-пираты в музыкальных вставках и стильная анимация самого мультфильма, насыщенного пародийностью и юмором – все это настолько увлекает, что не досмотреть эту экранизацию просто нельзя.
«Планета сокровищ», 2002, Disney (США)
Когда студия «Дисней» сообщила, что собирается снова экранизировать «Остров сокровищ», никто – совершенно никто! – не ожидал, что остров трансформируется в планету, а шхуна (которой, кстати, не было ни в одной экранизации – везде бригантины да каравеллы) станет настоящим космическим кораблем, плавающим по воздуху, как по воде, разве что без весел. Сочетание прошлого (пираты, галеоны) и будущего (роботы, путешествия во Вселенной, суперсовременное оружие) удивительно гармонично, главный злодей Сильвер получился довольно интересным и необычным – тут он способствует взрослению Джима и как заботливый, хотя и вредный, кок, и как готовый на все ради сокровищ пират, который заставляет юнгу принимать ответственные решения. Одним словом – совершенно достойное воплощение книги Роберта Льюиса Стивенсона, незаслуженно провалившееся в прокате и занявшее достойное место в фильмографии «Диснея» только сейчас.
10 лучших фильмов про пиратов
Проклятие «Черной жемчужины», похоже, обернулось проклятием франшизы «Пиратов Карибского моря», которая из главной современной вселенной о морских приключениях и сокровищах превратилась в проходной (после третьего фильма) экшн-сериал. Из плаваний Джека Воробья в Карибском море вместе с Уиллом Тернером исчезло обаяние, которое не вернуть ни новыми аферами самого Джека, ни маньяком Черной Бородой, ни очередными сокровищами — комедии стало больше, чем здравого смысла. Лучший из капитанов «Черной жемчужины» надолго останется в памяти и детей, и взрослых, но былое величие этот «диснеевский» корабль едва ли вернет — пусть себе плавает и собирает кассу на спецэффектах и звездных лицах. А вообще на экранах за последние тридцать лет были и другие пираты — в фильмах морские разбойники продолжают поиски мифических сундуков, захватывают корабли британского и испанского флота и борются с переменчивым Карибским морем. Разбираемся, о каких отважных капитанах и опасных приключениях снимали кино с 1990-го.
Остров сокровищ (1990, Великобритания, США)
Начинает список одна из лучших экранизаций самого известного романа о пиратах — «Острова сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона. Юный Джим Хокинс крадет карту капитана Флинта из сундука Билли Бонса и подписывает себя на приключение, которое с 1934-го года девятнадцать раз выпускали в фильмах, сериалах и мультфильмах. Да и в литературе роман Стивенсона не раз продолжали, рассказывали о предыстории событий книги и пародировали. Одну из пародий, кстати, написал Джон Леннон, и в русской локализации она называется «Осип Сокрович».
Но вернемся к фильму 1990-го. Сюжет первоисточника тут передан без сценарных добавлений — картина точно пересказывает книгу, и отличия смогут найти только настоящие фанаты. Не та длина острова, пиратов больше, чем в тексте Стивенсона, дом-крепость не такой уж неприступный, на «Испаньоле» не одна пушка, а несколько — можно играть в детектива и искать несостыковки по кадрам. Но дух романа, персонажи и события выведены точно. Разве что Сильвер вышел не таким многослойным — Чарлтон Хестон внушает страх и ужас, забывая про дьявольское обаяние оригинального героя.
Остров сокровищ (2011, Ирландия)
А вот здесь картинка современнее, но Стивенсона гораздо меньше: желательно вообще не воспринимать ирландский «Остров сокровищ» тем самыми приключением Джима Хокинса. Джим будет, и другие персонажи романа тоже, но характеры героев сильно переработаны. Доктор Ливси не идеальный джентльмен, капитана Смоллета испортила власть, сквайр Трелони болен деньгами, а еще тут появляется жена Сильвера, раскрыт образ мамы Джима и описаны события до действий книги. В итоге — практически новая история со старыми именами и пиратами в выглаженных стильных костюмах.
Капитан Филлипс (2013, США)
Жанр: триллер
Режиссер: Пол Гринграсс («Ультиматум Борна»)
Сценарий: Билли Рэй («Дело Ричарда Джуэлла»)
В главной роли: Том Хэнкс (Форрест Гамп)
КиноПоиск: 7,5
IMDb: 7,8
У фильма шесть номинаций на «Оскар», в том числе на «Лучший фильм» и «Лучший адаптированный сценарий».
В этой истории нет ничего, что делает пиратство романтичным: ни харизматичных бандитов, ни авантюр, ни кодексов чести. Даже свободных рубах, красных поясов и кожаных сапог не будет, как и развевающего «Веселого Роджера» — в этом фильме расскажут о реальной истории капитана Филлипса, который в 2009-м попал в плен к сомалийским пиратам. Худые и агрессивные мужчины, обвешанные автоматами, способны ограбить большие грузовые суда, притом что сами пираты плавают на незаметных побитых лодках.
С технической стороны к фильму вопросов не возникает: Том Хэнкс играет крутого и самоотверженного героя, пираты выглядят голодными, бедными и злыми на суровый мир, и саспенс в декорациях открытого моря и застрявшего в нем контейнеровоза вполне ощутимый. Но страдает достоверность: некоторые члены экипажа, которые участвовали в реальных событиях, высказывались о фильме негативно — по их словам, капитан Филлипс отчасти сам виновен в нападении сомалийцев и во время ограбления никакого геройства не показал — стал заложником не благородно по собственной воле, а молча по настойчивому приглашению преступников.
Остров головорезов (1995, Франция)
Этот фильмы потопил студию, выпустившую второго «Терминатора», и вошёл в историю как один из самых провальных в истории.
Сильная и гордая Морган Эдамс сражается за богатства со своим подлым дядей. Рядом с главной героиней, которая кромсает врагов, не собирая даже волосы в хвост, маячит неудачливый аферист, за спиной злого дяди коррумпированное правительство, в кадре прыгает милая обезьянка, а пейзажи райских островов выглядят так, будто за кадром загорелая модель ест «баунти». По десять штампов на пять минут хронометража, но все это весело, безумно и динамично. На сто миллионов бюджета, которого в итоге не хватило даже на гонорар сценаристу, создатели ленты так накачали её экшеном, что на описание сюжета нужно параграфов восемь. Очень дорогое и очень несчастливое кино, которое ни капли не нагружает мозг, но вполне способно развлечь и улыбнуть аудиторию.
Битва за остров сокровищ (1990, Норвегия, США, Швейцария)
Жанр: приключения, семейный
Режиссер: Нильс Геуп («Путешествие к рождественской звезде»)
Сценарий: Роберт Кинг
В главных ролях: Стиан Сместад, Гэбриел Бирн, Луиза Милвуд-Хэйг
КиноПоиск: 6,5
IMDb: 6,7
Отличное кино для юных авантюристов, которые зачитали Стивенсона до мозолей на пальцах, а в семейном фэнтези о Питере Пэне всегда жалеют несчастного Капитана Крюка. Мальчик и девочки, которые хотят вырасти и стать моряками, в этом фильме могут посмотреть, что такое первое плавание во всех деталях: крики, ошибки, все эти термины и тонкости такелажа, подзатыльники от старого боцмана и гипнотические волны, уносящие усталость и страх на своих гребнях.
С «Островом сокровищ» фильм роднит не только название, но и сюжет: Хаакону Хааконсену всего четырнадцать, но именно ему предстоит взять на себя все проблемы семьи. Чтобы раздобыть денег, Хаакон на два года отправляется в море. Период адаптации тут проходит посложнее, чем в новой школе, и о психологическом комфорте младших матросов никто особо не заботился. Но фильм семейный, так что Хаакона не будут бить плетями и наказывать по всей строгости. Но неприятных приключений парню все равно хватит — вскоре путь мальчика пересечется с Джоном Мерриком, местной версией Джона Сильвера. Ну а дальше по всем знакомой дорожке: необитаемый остров, игра в прятки, поиски пиратской добычи и превращение мальчика в настоящего мужчину.
Пираты (2014, Южная Корея)
Пора отдохнуть от Карибского моря — корабли захватывают, топят и гонят на поиски сокровищ и по другую сторону земного шара.
Молодая пиратка устраивает бунт, и переметнувшиеся разбойники захватывают корабль старого капитана. Цель: поймать кита, проглотившего древнюю печать правящей династии. Такой вот «Моби Дик» с намёком на Джека Воробья. Но отважная пиратка ввязывается в опасную охоту: кит-гурман нужен всей империи, и пусть героиня одна из фавориток гонки за кладом, горный разбойник Чан-Са Джон, легко сменивший высотный грабёж на китобойню, от неё не сильно отстаёт.
Самое крутое в фильме — картинка. Мастерски поставленные бои, морские пейзажи, костюмы, спецэффекты, декорации — как костюмированный фильм о давно ушедшей эпохе кино явно получилось. Экшена и пиратских приключений тоже хватает, а вот с мотивами «Пиратов Карибского моря» иногда перебор — лента порой выходит на грань пародии. Но это не сильно мешает наслаждаться картинкой, и шутки тут встречаются неплохие: плюсов выходит больше, чем минусов.
Фильм попал в номинацию на премию Азиатской киноакадемии за спецэффекты.
Сериал «Черные паруса» (2014, США)
Жанр: триллер, драма
Создатели: Джонатан Е. Стейнберг, Роберт Ливайн
В ролях: Тоби Стивенс, Ханна Нью, Люк Арнольд
КиноПоиск: 7,7
IMDb: 8,2
Этот сериал во многом напоминает «Игру престолов»: от опенинга, который не хочется проматывать, до десяти предателей и двойных игроков на квадратный метр корабля. И в количестве насилия, измазанных кровью и грязью мужиков и постельных сцен «Паруса» тоже стараются не отставать.
Сюжетно сериал — это приквел «Острова сокровищ». Покажут, как Джон Сильвер познакомился с капитаном Флинтом и потерял ногу, расскажут больше о Бене Ганне, Билли Бонсе и членах команды «Испаньолы». Но главное — в шоу откроют новые причины, почему Флинт был так одержим своими сокровищами. В сериале легендарный пират не ради собственного эго и жадности грабит, убивает и копит — Флинт мечтает сделать пиратское логово на острове Нью-Провиденс маленьким независимым государством. Благородная цель, красивые Багамские острова, любимые герои из известного романа — уже неплохо, но создатели пошли дальше, и в сценарии появились исторические персонажи. В проекте появится Чарльз Вейн — один из самых жестоких пиратов Карибского моря, смерти которого ждали как власти и морские торговцы, так и собственная команда; еще будет Энн Бонни — пиратка, которую прозвали повелительницей морей, и ее любовник Джек Рэкхем, который еще в молодости успел побыть старшиной под командованием Вейна; покажут и Роджера Вудса — английского капитана, который истребил пиратство на Багамах и спас Александра Селькирка, прототипа Робинзон Крузо. Ну и без Эдварда Тича тоже не обойдется. Узнаваемые имена — не единственный плюс: еще в шоу наглядно объясняют, почему пираты охотятся за ценными бумагами не меньше, чем за сокровищами — очень хотят превратиться в корсаров, или флибустьеров, если плавают ближе к Мексиканскому заливу и берегам США.
В 2014-м вышел еще один сериал про пиратов — «Череп и кости» с Джоном Малковичем в роли все того Эдварда Тича. Проект свернули после первого же сезона: зрители не оценили образ Черной Бороды в сериале, сюжет многим показался скучным, и в шоу подозрительно мало морских сражений и приключений для выбранной тематики. Но тем, кто посмотрел всех «Пиратов Карибского моря» и «Черные паруса» по несколько раз и все еще не насытился жизнью вольных моряков, можно и посмотреть на Эдварда Тича, похожего на свихнувшегося буддиста. Черная Борода без черной бороды — это как минимум дерзко.
Мини-сериал «Пираты» (1999, Италия)
Четыре полуторачасовых фильма о двух братьях Ферранте и Ипполито. Парни выросли вместе и вместе должны были бы пойти по жизни, если бы не Ливия, которая влюбила в себя обоих братьев. Семейная любовная драма переросла в трагедию: Ферранте стал пиратом, Ипполито стал служить закону и ловить пиратов, а Ливия, оставшаяся в одиночестве, превратилась из нежной леди в жестокого мстителя уровня Джона Уика, только в атмосфере мрачного XVII века.
В сериале нет никаких забавных приключений в духе Джека Воробья: тут не плавают на черепахах и не бегают по пустым головам матросов королевского флота. Два брата сражались по разные стороны закона, предавали, совершали ошибки и искали духовного исцеления — в этой истории не до смеха. Хотя, когда на экране появляется Капитан Хвост Дьявола, остроты в адрес Феррато летят с эффектом разрывных пушечных снарядов. В остальном же пираты тут не теряют выпавшие глаза и укатившееся в Тартар достоинство — это гордые, смелые моряки, которые живут по строгому кодексу и трезво понимают, что играют с судьбой на жизнь.
Планета сокровищ (2002, США)
Пиратство могло быть синонимом «приключений», и как же сделать сюжет о пиратах ещё бодрее, интереснее и напряженнее? Закинуть этих одноглазых и одноногих парней в космос.
«Планета сокровищ» — это снова «Остров сокровищ» Роберта Стивенсона, только в панково-фантастической версии. Джон Сильвер наполовину киборг, капитан Смоллетт превратился в женщину полукошачьей расы, а вместо попугая тут милейшее существо, похожее на ферби-модель Лизуна из «Охотников за привидениями». Но фантастика в жанре не снизила уровень серьезности мультфильма: с первых минут Джим Хокинс вызывает острое сочувствие, во время космического путешествия кое-кто умирает, совсем умирает, без чудесных воскрешений в финале, и пиратский быт и нрав здесь представлены по-взрослому. Очень достойная экранизация бессмертной книги в неожиданных декорациях, да и чего ожидать, если за штурвалом тут были Рон Клементс и Джон Маскер — штурманы «Дисней», под чьим командованием отправились в свои успешные плавания «Русалочка», «Великий мышиный сыщик», «Алладин», «Моана», «Геркулес» и «Принцесса и лягушка». «Планета сокровищ» даже номинировалась на «Оскар» как лучший анимационный фильм. Мульт не выиграл, но проиграть «Унесенным призракам» — это почти что победить.
Синдбад: Легенда семи морей (2003, США)
Жанр: фэнтези, приключения, мелодрама и немного комедии
КиноПоиск: 7,7
IMDb: 6,7
Сценарий: Джон Логан («Последний самурай», «Авиатор», «Ранго», «Страшные сказки»)
Этот мультфильм киноакадемия так высоко не оценила, но авантюр, куража и опасных приключений тут не меньше, чем в «Планете сокровищ». А вот сказочности и мелодрамы гораздо больше: красавчик Синдбад успевает преобразиться в настоящего принца и получить свою принцессу. Слишком романтично для пиратства — героев с большим, добрым сердцем тут пускают на сухари во время первого же абордажа. Да и пиратские команды не склонны наблюдать за романами своих капитанов — проще сменить руководителя старым проверенным бунтом. Но у мультфильма есть свое обаяние: Синдбад, как гетто-версия Геркулеса, проходит испытания Тартара, чтобы стать достойным человеком и получить признание людей и богов. Герой мастерски управляет кораблем, побеждает мифических чудовищ, спасает девушку, жертвует собой ради команды — все по классической модели, но сделано со вкусом. Как и второстепенные персонажи, среди которых особенно выделяется богиня хаоса Ирида — сценаристы сделали её адекватно чокнутой и обаятельно инфантильной. Ну и неприлично красивой — мультфильм же для детей.
В озвучке этой морской приключенческой мелодрамы участвовали известные актеры: Брэд Питт, Кэтрин Зета-Джонс и Мишель Пфайффер.