рейтинг этп по 223 фз

ЭТП ГПБ возглавляет топ-10 площадок закупок по 223-ФЗ – данные мониторинга Минфина

12 февраля были опубликованы результаты мониторинга Минфина, посвященные применению федерального закона от 18 июля 2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в 2018 году». Отчет демонстрирует позитивную динамику и рост рынка, также указывает на многие изменения в статистике, частично связанные с законодательными изменениями. Кроме того, в отчете приводится статистика популярности электронных торговых площадок у Заказчиков и Поставщиков – по данным статистики за 2018 год, ЭТП ГПБ занимает первую строчку среди операторов России по сумме заключенных на площадке контрактов, также площадка Газпромбанка демонстрирует уверенный рост статистики по количеству процедур, числу участников закупок, разнообразию торгов и НМЦ контрактов в сравнении с предшествующими годами.

По итогам отчетного периода закупки в электронной форме осуществлялись на 96 электронных торговых площадках (ЭТП).

Общий стоимостной объем закупок в электронной форме в 2018 году сократился по сравнению с 2017 годом на 9,7% (на 700 млрд. рублей) и составил 6,5 трлн рублей (38,5% от всех размещенных извещений), при этом количество размещенных извещений о закупках в электронной форме увеличилось по сравнению с 2017 годом на 19,6% и составило 593 302 извещения (в 2017 году – 496 206). Есть и случаи проведения на двух ЭТП всего по одной закупке общей стоимостью 1,01 млрд. рублей.

ЭТП ГПБ лидирует

ТОП-10 крупнейших ЭТП по общему стоимостному объему опубликованных извещений возглавляет ЭТП ГПБ.

рейтинг этп по 223 фз

В 2018 году изменилась ситуация с распределением объемов закупок между ЭТП:

— увеличилось количество извещений, размещенных на следующих ЭТП: ЕЭТП (на 23,5%), ЭТП Сбербанк – АСТ (на 67,6%) и ЭТП РТС-тендер (на 94,4%);

— снизилось на 47,5% количество извещений, размещенных на ЭТП «Электронная торгово-закупочная площадка ОАО «РЖД».

Указанные изменения в распределении закупок между ЭТП обусловлены, в том числе, вступлением в силу изменений в Законе № 223-ФЗ (в редакции Закона № 505-ФЗ), в соответствии с которыми конкурентные закупки в электронной форме, участниками которых могут быть только субъекты МСП, проводятся исключительно на ЭТП, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации. При этом в 2018 году 86% всех закупок с использованием ЭТП осуществлялось на ТОП-10 ЭТП (5,7 трлн. рублей, 74% извещений), ряд которых включен в Перечень.

С 2017 года ЭТП ГПБ поднялся на 5 пунктов в рейтинге и занял первую строчку по сумме торгов и не потерял позиций по количеству размещаемых торгов за отчетный период.

рейтинг этп по 223 фз

По результатам закупок в 2018 году заказчиками заключено договоров на общую сумму свыше 14,8 трлн рублей (за аналогичный период 2017 года – свыше 16,5 трлн6 рублей), что на 10% ниже данного показателя в 2017 году. Абсолютная экономия в отчетном периоде составила 696,3 млрд рублей, относительная – 4,19 %. Вместе с тем, по данным ежемесячной отчетности, включающей сведения об общей сумме договоров (совершенных сделок), размещаемых заказчиками в ЕИС, в 2018 году общая сумма всех договоров (сделок) составила 21,7 трлн. рублей, что на 3 трлн. рублей или на 16% больше чем в 2017 году (18,7 трлн. рублей).

рейтинг этп по 223 фз

Абсолютная экономия в отчетном периоде составила 696,3 млрд рублей, относительная – 4,19 %.

По результатам закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) заключено договоров на общую сумму более 7,3 трлн рублей (49,8% от общей суммы заключенных договоров за указанный период).

По результатам закупок, сведения о которых составляют государственную тайну или в отношении которых Правительством Российской Федерации приняты решения о неразмещении сведений о них в ЕИС – на общую сумму более 808 млрд рублей (5,5% от общей суммы заключенных договоров за указанный период).

По данным реестра договоров десятью крупнейшими заказчиками в отчетном периоде заключено договоров общим объемом порядка 5,6 трлн рублей, что составляет около 37,8% от всех заключенных договоров.

Лучшие Заказчики на ЭТП ГПБ

На протяжении всего периода действия Закона № 223-ФЗ, как показывает структура ТОП-10 заказчиков, крупнейшими заказчиками являются лица с высокоразвитой внутригрупповой структурой, а также занимающие доминирующее положение и/или являющиеся субъектами естественной монополии, в сферах нефтегазовой промышленности, добычи, производства, переработки и транспортировки полезных ископаемых, эксплуатации дорожнотранспортной инфраструктуры и подвижного состава, грузопассажирских перевозок, производства и продажи электрической и тепловой энергии, мощности и т.д.

рейтинг этп по 223 фз

В ТОП крупнейших заказчиков входит 4 участника ГК Газпром, торги которых проводятся на ЭТП ГПБ:

Основные итоги по данным мониторинга

1. Из общего количества заказчиков, зарегистрированных в ЕИС, закупки осуществляют не более 31% заказчиков.

2. Увеличилось количество ГУПов и МУПов, осуществляющих закупки, при сокращении количества хозяйственных обществ и их дочерних хозяйственных обществ, попадающих под правовое регулирование норм Закона 223-ФЗ.

3. Стоимостной объем размещенных извещений (16,9 трлн. рублей) в сравнении с 2017 годом (27,2 трлн. рублей) снизился на 37,8%, при этом общее количество размещенных извещений о закупке в 2018 году увеличилось на 1% (1,38 млн. извещений).

4. По результатам закупок в 2018 году заказчиками заключено договоров на общую сумму свыше 14,8 трлн. рублей (по данным ежемесячной отчетности 21,7 трлн. рублей), в 2017 году – свыше 16,5 трлн. рублей (по данным ежемесячной отчетности 18,7 трлн. рублей).

5. Сумма цен договоров, в которых изменялась цена после его заключения: увеличилась на 74%, снизилась на 64%, в среднем сумма цен договоров снизилась на 13%.

6. Среднее количество заявок на участие в закупке, по данным ЕИС, в 2018 году снизилось ниже уровня аналогичного показателя 2016 года и составило 1,51 заявки.

7. Как и в предыдущие периоды, наиболее распространенными способами определения поставщика (исполнителя, подрядчика) являются закупки иными способами (60% от стоимостного объема) и у единственного поставщика (35% от стоимостного объема).

8. 86% всех закупок с использованием ЭТП осуществлялось на ТОП-10 ЭТП, перечень которых практически не изменился.

9. ТОП-5 закупок, которые были размещены в 2017 году в разрезе ОКПД2, сопоставимы со сферами основной деятельности крупнейших заказчиков, снижение которых в разрезе ОКПД2 приблизительно оценивается в 7,7 трлн. рублей (45% от общего объема размещенных извещений в 2018 году).

Источник

223‑ФЗ простыми словами. Часть 1.

Мы делали цикл статей по 44-ФЗ и «расшифровывали» его сложный юридический язык. Теперь беремся за 223-ФЗ. Рассмотрим его основные положения и отметим существенные для поставщиков моменты. Мы переписали текст закона понятными словами. Итак…

рейтинг этп по 223 фзиллюстратор — Маргарита Федосеева

Кто работает по 223-ФЗ

Заказчики

Закон устанавливает правила закупок для определенных заказчиков — отдельных видов юридических лиц. Это:

Каждый заказчик утверждает свое положение о закупке. Оно базируется на принципах закона, но содержит нормы, которые не установлены 223-ФЗ. Например, заказчик может не заключать контракт, если прописал это право в положении о закупке.

Читайте положение о закупке каждого конкретного заказчика — в нем основные правила, которые регулируют закупки компании на всех этапах: от планирования тендеров до заключения договора, приемки товаров, работ или услуг.

Заказчики должны следовать следующим принципам: прозрачность и открытость закупок, развитие конкуренции среди участников, эффективное расходование денег, равноправие и неизменяемые требования к участникам.

Поставщики

Требования к участникам определяют заказчики и указывают их в положении о закупке и документации о каждой конкретной закупке. Заказчик может проводить предквалификационный отбор. Это помогает отсеять участников без опыта или предостеречься от закупки некачественных работ или услуг. Но заказчик не имеет права своими требованиями ограничивать конкуренцию.

Электронные торговые площадки

Большинство закупок проходит в электронной форме. Заказчик может выбрать любую электронную торговую площадку (ЭТП). Их больше 150 и у каждой — свои правила. Поставщикам нужно регистрироваться на каждой ЭТП отдельно, чтобы участвовать в закупках разных заказчиков. Площадки обычно берут с поставщиков плату за регистрацию или требуют купить абонемент на участие в закупках.

Закупки у МСП проводятся только в электронной форме на восьми основных федеральных площадках госзакупок. Для работы на этих ЭТП обязательна регистрация в Единой информационной системе (ЕИС).

На федеральных ЭТП малый и средний бизнес работает бесплатно. Победитель платит 1% от начальной максимальной цены контракта, но не больше 2000 руб.

Оператор ЭТП обеспечивает:

Для регистрации и обмена электронными документами участникам нужна электронная подпись (ЭП).

Требования к сертификатам ЭП поставщиков определяет каждая конкретная площадка. Это может быть квалифицированная электронная подпись (КЭП) — для работы на восьми федеральных площадках госзакупок. Или КЭП со специальным расширением для определенной площадки — OID-ом.

Преимущества для заказчиков по 223-ФЗ

Закон дает заказчикам больше свободы, чем 44-ФЗ. Они могут выбирать удобный для себя способ закупки и оперативнее менять план закупок. Заказчики сами устанавливают сроки закупок по неконкурентным способам и обосновывают закупки у единственного поставщика. Строгие правила для них действуют только в закупках у малого и среднего бизнеса (МСП).

Преимущества для поставщиков по 223-ФЗ

Закон дает ряд преимуществ отдельным участникам. Для малого бизнеса и самозанятых — это сроки оплаты и фиксированные размеры обеспечения контрактов.

Для поставщиков российских товаров и поставщиков продукции, включенной в специальные реестры, — это приоритет при рассмотрении заявок (согласно Постановлениям Правительства РФ №925 и № 2013).

В 2021 году минимум 20% всех закупок заказчики обязаны провести у малого и среднего предпринимательства (МСП). В 2022 году этот объем увеличится до 25 %.

Что не регулирует 223-ФЗ

Компании, в уставных капиталах которых доля государства меньше 50%, не попадают под действие 223-ФЗ. Также закон не регулирует:

Правовая основа 223-ФЗ

Мы рассмотрели первые 3 статьи 223-ФЗ. В следующей публикации цикла подробнее поговорим о видах закупок и основных документах закупочного процесса по 223-ФЗ.

Ответим на вопросы

Источник

Электронные торговые площадки: гид для начинающих

рейтинг этп по 223 фз

Разбираться с тем, что такое электронная площадка, приходится любому начинающему в сфере торгов специалисту. В помощь новичкам мы подготовили небольшой гид по разным видам торговых площадок

Электронная торговая площадка (ЭТП) — это сайт, который обеспечивает взаимодействие заказчиков и поставщиков. Организаторы закупок размещают на нем условия закупки и требования к участникам. Процедура выбора прозрачна, критерии отбора победителей известны заранее.

На ЭТП поставщики ищут интересные им закупки, знакомятся с требованиями организатора и подают заявки на участие. Все этапы торгов проходят дистанционно, документы участник подает в электронном виде. Результаты доступны, их можно проверить и при необходимости обжаловать.

Не стоит воспринимать ЭТП в качестве дополнительного посредника. На практике работа через электронную площадку позволяет унифицировать требования на разных этапах закупки, сделать прозрачными действия организатора и участника, защитить обе стороны от мошеннических схем.

Все документы, которыми обмениваются участники торгов, должны быть подписаны квалифицированной подписью, что гарантирует юридическую силу документов и обеспечивает безопасность сделок.

Если вы только начинаете работать в закупках, читайте подробный и понятный материал о том, какая электронная подпись нужна для торгов.

В России электронные площадки делятся на несколько видов в зависимости от того, какой закон регулирует их работу и кто выступает заказчиком.

ЭТП для госзакупок

Площадок, которые проводят торги согласно Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ, всего «восемь плюс одна»:

К этой группе следует отнести еще одну площадку — ЭТП АСТ ГОЗ, на ней проводятся торги государственного оборонного заказа.

Заказчиками в торгах по 44-ФЗ выступают государственные и муниципальные заказчики, бюджетные учреждения: администрации городов, школы, больницы и пр. Поставщиком может быть юридическое или физическое лицо, включая ИП. Потенциальный поставщик не должен:

На этих же федеральных площадках проводятся торги по 223-ФЗ для субъектов малого и среднего предпринимательства (ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ).

Для аккредитации на площадках для госзакупок необходимо зарегистрироваться в Единой информационной системе (ЕИС) — она автоматически передает сведения в каждую из названных ЭТП. На сайте ЕИС хранятся сведения обо всех прошедших торгах, заключенных контрактах, недобросовестных поставщиках и пр.

Чтобы пройти регистрацию в ЕИС, необходимо:

Срок действия аккредитации — три года. ЕИС дает аккредитацию только для закупок по 44-ФЗ. Чтобы участвовать в закупках для малого и среднего предпринимательства, необходимо зарегистрироваться на нужной площадке отдельно.

ЭТП для закупок компаний с госучастием

Работу торговых площадок этого типа регулирует Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ. Сейчас насчитывается более 200 таких ЭТП. Главное отличие — тип организаций, которые выступают заказчиками. Организовать закупку по 223-ФЗ могут:

Поставщиком может быть любая организация или физическое лицо, у которых есть аккредитация на нужной ЭТП.

223-ФЗ определяет общий порядок проведения закупок, заказчики, в свою очередь, устанавливают алгоритм соответствующего способа закупки, требования к поставщикам и проводят процедуру с учетом регламента оператора электронной площадки.

ЭТП для закупок коммерческих компаний

Коммерческие организации тоже проводят закупки в электронном виде. Часто они используют для этого те же ЭТП, что и при торгах по 223-ФЗ. Но некоторые крупные компании создают собственные электронные торговые площадки, чтобы упростить закупки нужных им товаров, работ, услуг или провести торги по сбыту своей продукции.

Условия участия в торгах на таких ЭТП определяет компания-организатор. Главное, чтобы они не противоречили нормам Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

За участие в коммерческой закупке потенциальным исполнителям придется заплатить.

ЭТП по банкротству

Торги по банкротству — особая процедура, которую регулирует Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ. Проводить торги по банкротству могут лишь некоторые ЭТП, в их числе:

Они помогают распродать имущество обанкротившегося юрлица или ИП — от мебели до недвижимости. Часть вырученных денег идет в счет погашения долгов, оставшееся получит бывший владелец.

Покупателем может выступить любая организация или частное лицо. Для участия необходимо иметь усиленную квалифицированную подпись и зарегистрироваться на выбранной торговой площадке. Лоты аукционов находятся в открытом доступе, и участники могут изучить их описание, фотографии и запросить недостающую информацию у организатора.

Электронные торговые площадки не просто обеспечивают прозрачность и безопасность закупок, но и расширяют возможности как организаторов, так и участников. Найти нужную закупку, подать заявку на конкурс, представить документы и даже подписать документы можно без очного участия из любого уголка страны — достаточно получить сертификат электронной подписи.

Подробнее об электронных площадках для госзакупок эксперты Контур.Школы расскажут в ходе вебинара, из которго вы не только узнаете о всех нюансах участия в закупках на ЭТП, но и познакомитесь с определением и особенностями работы регионального электронного магазина.

Источник

Участие в тендерах для начинающих: пошаговая инструкция

Что такое тендер

Тендер — метод отбора предложений на поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ.

В зависимости от источников финансирования тендеры делятся на:

Это закупки для бюджетных учреждений. Они финансируются из бюджета. Заказчики обязаны соблюдать требования закона № 44-ФЗ;

Это закупки предприятий, в которых государство владеет долей уставного капитала не менее 50%. Такие предприятия соблюдают требования закона № 223-ФЗ;

Заказчики — коммерческие компании. Они следуют нормам гражданского права (ст. 447–449, 1057–1061 ГК РФ ) и положению о закупке.

Если тендер открытый, то заказчики публикуют документацию в Единой информационной системе (ЕИС), если закрытый — рассылают потенциальным участникам. Коммерческие компании также сообщают о тендерах на официальных сайтах.

Что нужно для участия в тендерах

Госзаказчики проводят тендеры на электронных площадках. Для участия требуется электронная цифровая подпись — комбинация знаков или паролей, которая заменяет рукописный автограф. Ее выдает удостоверяющий центр.

Есть универсальная подпись (она подходит для всех площадок), а есть неуниверсальные. Документы для госзаказчиков надо подписывать усиленной электронной цифровой подписью.

Поиск тендера для участия в закупке

Если вы не знаете, какому классификатору — коду ОКПД2 — соответствует ваша деятельность, то воспользуйтесь «параметрами поиска» (справа под поисковой строкой). Выберите подраздел «Справочники». Посмотрите в нем код. После этого вернитесь в поисковую строку на вкладке «Закупки», введите ключевые слова и выпишите коды ОКПД2 в закупках, подходящих вам.

Участие в торгах

После того как вы выбрали тендер, подайте заявку на участие в нем.

Первая часть заявки анонимная. В ней вы подтверждаете готовность поставить товар или оказать услугу, а также описываете их. Во второй части заявки — предоставляете подробную информацию о своей компании. Если вы подали заявку и поняли, что не готовы выполнить условия заказчика, то можете отозвать ее. Обязательно сделать это до установленной заказчиком даты.

Предоставьте документы для участия в тендере. Список необходимых документов при проведении тендера регулируется законом № 44-ФЗ в случае госзакупок и законом № 223-ФЗ в случае закупок компаний с госучастием. Коммерческие компании могут запросить документы на свое усмотрение.

Тендерная комиссия может продлить срок приема заявок. Об этом она уведомит участников торгов. В назначенный день заказчик рассмотрит первые части заявок. После чего оформит протокол рассмотрения и опубликует его на сайте ЕИС. Участники узнают, кто из них допущен до торгов.

Обеспечьте заявку. Госзаказчики почти всегда требуют обеспечить заявку. Так они страхуют себя от того, что победитель тендера передумает заключать контракт. Обеспечение заявки переводится на спецсчет.

0,5–1% начальной максимальной цены контракта, если она варьируется в пределах от 1 млн до 20 млн руб., и 0,5–5% начальной максимальной цены контракта, если она превышает 20 млн руб.

до 5% начальной максимальной цены контракта, если она превышает 5 млн руб.

Закон не требует предоставлять денежное обеспечение для тендеров с суммой контракта до 1 млн руб.

рейтинг этп по 223 фз

В коммерческих закупках вам может встретиться требование обеспечить договор. Обеспечение договора — это страховка на случай, если исполнитель нарушит условия контракта, сорвет сроки или поставит некачественный товар. Из этой суммы заказчик удержит штрафы и пени. Если претензий к исполнителю не будет, то заказчик вернет обеспечение контракта полностью, как только подпишет акт приема-передачи работ.

Откройте спецсчет. Спецсчет — это особый расчетный счет. Вы можете открыть его только в банке, одобренном для этой цели правительством (распоряжение № 1451-р от 13.07.2018 ). По состоянию на июнь 2020 года в него входят 24 банка. Помимо перечисленных по ссылке это:

У этих банков есть договоры сразу со всеми аккредитованными электронными торговыми площадками. Они автоматически передают им все необходимые документы о финансовом состоянии потенциального участника.

Перечислите на спецсчет залоговые средства. Когда срок подачи заявок на участие тендере истечет, электронная торговая площадка попросит у банка заблокировать на вашем расчетном счете эту сумму. Если средств будет достаточно, вы получите уведомление о том, что заявка успешно подана. Если нет, то вы не сможете участвовать в закупке.

После подведения итогов закупки банк разблокирует деньги на вашем счете. Если вы выиграете, то с вас снимут плату за участие в торгах.

рейтинг этп по 223 фз

Чтобы пройти отбор заказчика, участник закупок должен соответствовать определенным критериям. Критерии можно разделить на две группы — стоимостные и нестоимостные. Со стоимостным критерием — ценой контракта — все понятно: чем она ниже, тем привлекательнее предложение для заказчика. Нестоимостных критериев несколько:

Баллы, выставленные по всем критериям, суммируются. Тендер выигрывает компания, получившая наибольшее количество баллов.

Подпишите контракт. Если вы победите в тендере, то должны будете подписать контракт с заказчиком. Как это обычно происходит.

Заказчик размещает проект контракта в ЕИС и на электронной площадке. Он обязан сделать это в течение пяти дней после того, как станут известны результаты закупки. Вы в течение пяти дней подписываете его и публикуете (вместе с подтверждением обеспечения контракта) на электронной площадке. Заказчику дается три дня, чтобы разместить уже подписанный им контракт в ЕИС и на электронной площадке.

Вам также нужно заплатить электронной торговой площадке.

Правила участия в тендерах

Если вы ненадлежащим образом исполните контракт с госструктурой или муниципальным предприятием, сорвете его или откажетесь заключить его уже после истечения срока приема заявок, то можете попасть в Реестр недобросовестных поставщиков. Тогда вы еще два года не сможете участвовать в торгах таких заказчиков.

Для того чтобы избежать наказания за участие в закупке, Екатерина Усачева, юрист МКА «Князев и партнеры», советует следовать девяти правилам.

Как распознать проблемный контракт

Если вы — новичок, то с высокой вероятностью можете наткнуться на проблемный контракт. «КВТ Сервис» выделяет пять его признаков.

Источник

ФАС объяснила идею ограничить круг площадок для закупок госкомпаний

рейтинг этп по 223 фз

Ограничить число электронных площадок для закупок государственных компаний необходимо для борьбы со злоупотреблениями, заявил РБК заместитель руководителя ФАС Михаил Евраев. Ранее несколько операторов платформ в сфере закупок по 223-ФЗ сообщили в правительство о рисках ухода с рынка (их обращение есть в РБК).

В чем заключается инициатива ФАС

В феврале служба представила собственный проект поправок в 223-ФЗ в рамках реформы закупок. «При проведении закупок по 223-ФЗ заказчики зачастую используют аффилированные или неликвидные площадки, что создает большие возможности для злоупотреблений при проведении электронных процедур. В связи с этим необходимо установить в 223-ФЗ закрытый перечень электронных площадок, что позволит контролировать процедуру таких закупок и создать предпосылки для добросовестной конкуренции при проведении торгов в электронной форме», — пояснил РБК замглавы ФАС.

Соответствующее предложение содержится в законопроекте, уточнили РБК в ФАС. «Данный вопрос обсуждался в рамках заседаний созданного при ФАС экспертного совета по 223-ФЗ, и в дальнейшем также он будет дополнительно прорабатываться», — добавил Евраев.

Все госзакупки по 44-ФЗ уже проходят исключительно на отобранных правительством площадках. Это восемь универсальных платформ: Российский аукционный дом, «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», «Электронные торговые системы», Единая электронная торговая площадка, «ТЭК-Торг», Электронная торговая площадка Газпромбанка и Агентство по государственному заказу Татарстана. Монополию на гособоронзаказ получила «Автоматизированная система торгов гособоронзаказа» (АСТ-ГОЗ), которая создана Сбербанком и «Ростехом».

С 1 октября 2018 года на отобранные правительством площадки перевели все закупки госкомпаний по 223-ФЗ у малого и среднего бизнеса.

Кто рискует уйти с рынка

После презентации инициативы ФАС несколько операторов торгов по 223-ФЗ, которые могут быть отстранены от закупок госкомпаний, пожаловались в правительство. Копия обращения есть в РБК. Как следует из документа, правительство перенаправило письмо в Минфин, Минэкономразвития и ФАС с просьбой рассмотреть обращение и сообщить результаты.

рейтинг этп по 223 фз

Документ подписали руководители четырех площадок: ОТС, «Биржа СПБ», ЕСТП и ЭТП (официальная торговая площадка «Ростеха» и «Транснефти»). По данным Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС), все они работают приблизительно с 5 тыс. заказчиков и за 2019 год провели закупки на 780 млрд руб. При этом только три крупнейшие площадки из списка правительства работают с 20 тыс. заказчиков и провели закупки на 5 трлн руб.

В письме утверждается: «ФАС и Минфин выстраивают административные барьеры для развития рынка, вводят искусственные ограничения для входа новых инновационных игроков, последовательно осуществляют административный передел в пользу олигополии из восьми «отобранных ЭТП» в ущерб всем остальным». Тенденция к унификации торгов создает риск ухода с рынка большинства операторов коммерческих площадок, предупредили авторы обращения.

РБК направил запросы в правительство, Минфин и Минэкономразвития.

Мнение крупнейших игроков

Возможность перевести все закупки госкомпаний по 223-ФЗ на ограниченное число площадок обсуждается последние лет пять, рассказал РБК гендиректор Российского аукционного дома (РАД) и глава комитета по торгам и закупкам «Деловой России» Андрей Степаненко.

«Среди основных причин в пользу небольшого количества участников — это возможность интеграции с площадками по большому объему бизнес-процессов, возможность контроля площадок, управляемость стратегически важной закупочной отрасли в целом, — прокомментировал РБК гендиректор «РТС-тендера» Владимир Лишенков. — Думаю, сложно поспорить с тем, что восемь универсальных игроков функционируют в конкурентной среде».

рейтинг этп по 223 фз

По мнению Степаненко, после передачи всех закупок по 44-ФЗ восьми операторам был «достигнут необходимый баланс». «Эти площадки сильно изменились с 2018 года: стали универсальными, занимаются не только закупками, но и продажами, появились новые сервисы для заказчиков и поставщиков, — отметил он. — За закупками на нескольких площадках проще следить, но далее сокращать их число нецелесообразно».

Конкуренция среди электронных площадок стимулирует развитие новых сервисов для клиентов, и в то же время игроки должны соответствовать «весомым требованиям» для исключения однодневок, прокомментировала РБК заместитель гендиректора национальной электронной площадки «Фабрикант» (оператор — АО «ЭТС», входит в отобранные правительством) Мария Семенова. Ограничить число допущенных к торгам операторов необходимо, чтобы избавиться от площадок-однодневок, солидарна замгендиректора Агентства по госзаказу Татарстана Вероника Шегунова.

С 2014 года регулирование ужесточилось и проблема «фантомных» площадок-однодневок уже не так актуальна, поясняли ранее РБК эксперты. Например, все действующие сейчас электронные площадки по продаже имущества банкротов получили аккредитацию после проверки Минэкономразвития и вступили в саморегулируемые организации (СРО), где созданы компенсационные фонды для возмещения вреда.

рейтинг этп по 223 фз

В чем претензии авторов письма

Авторы жалобы в правительство утверждают: якобы шесть из восьми отобранных правительством площадок были выбраны без конкурса, а еще две допущены исходя из общей суммы проведенных закупок, без учета числа заказчиков и процедур.

Конкурс проводился исходя из требований к площадкам, введенных в 2018 году постановлением правительства № 656. «Это был не номинальный отбор, — прокомментировал РБК гендиректор «РТС-тендера». — Межведомственной комиссией с участием представителей Минфина и Федерального казначейства были проведены технологические аудиты площадок, проверки интеграции с ЕИС, ЕСИА и системой «Независимый регистратор». За этим стояла масштабная и трудоемкая подготовительная работа».

По мнению гендиректора РАДа Степаненко, теперь необходимо скорректировать введенные в 2018 году требования к площадкам с учетом их универсальности. В частности, согласно документу, оператор электронной площадки обязан обеспечивать не менее 5% общего числа закупок, которое рассчитывается как общее количество состоявшихся процедур. «5% рынка по количеству закупок сегодня преодолевают только три из восьми отобранных правительством площадок. Если нормативы не изменятся, то число площадок может сократиться и это точно негативно отразится на отрасли», — предупредил Степаненко.

Как считают авторы обращения в правительство, отобранные правительством операторы «не прилагают достаточных усилий для привлечения и обучения МСП». «Российский аукционный дом, со своей стороны, предоставляет малому и среднему бизнесу все необходимые сервисы. Не знаю, чем инструменты пожаловавшихся правительству площадок лучше», — прокомментировал гендиректор РАДа.

Пожаловавшиеся в правительство операторы указали, что за 2019 год на них подано меньше жалоб, чем на отобранные правительством площадки. В ФАС отметили, что приводимые цифры по электронным площадкам не релевантны.

«Статистика ни о чем не говорит, бóльшая часть жалоб являются необоснованными», — пояснила замгендиректора «НЭП — Фабрикант» Семенова. Зачастую основная причина — неправильные действия самих участников (поставщиков). К примеру, нарушение регламентированных сроков подписания контрактов, отсутствие обеспечительных средств в полном объеме (на спецсчете), некорректное заполнение заявки, отсутствие (неправильное оформление) документов и т.д., пояснила эксперт.

«Банально: есть ложь, большая ложь и статистика. Наша площадка за 11 лет имеет 11 жалоб, признанных ФАС обоснованными», — сказала РБК замгендиректора Агентства по госзаказу Татарстана Шегунова.

Статистика по жалобам на площадки для госказкупок не показательна, поскольку число заказчиков по 44-ФЗ кратно больше, чем заказчиков по 223-ФЗ, пояснил гендиректор «РТС-тендера» Лишенков. Другая причина — это существенно большее число процедур на отобранных площадках. «Чем больше процедур, тем большее количество спорных ситуаций может возникнуть среди всех сторон и участников процедуры закупок», — отметил он.

Ранее Минэкономразвития в рамках реформы банкротств выступило за перевод всех торгов имуществом должников с нынешних 48 площадок на восемь отобранных правительством. По мнению ведомства, это позволит продавать активы должников дороже, а значит удовлетворять больше требований кредиторов. Участники рынка выступили против реформы, предупредив о закрытии 90% площадок по продаже имущества банкротов, рисках остановки торгов и росте тарифов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *