рейтинг экспортеров подсолнечного масла 2020

Рейтинг экспортеров подсолнечного масла 2020

Серьезных изменений в структуре экспорта масложировой продукции из РФ в прошедшем сезоне не произошло, а крупнейшие игроки рынка сохранили лидирующие позиции.

Растительное масло

По итогам прошедшего сезона доля экспорта растительных масел в структуре МЖП относительно сезона 2019/20 сократилась на 2% – с 62% до 60%.

По оценкам аналитиков, с долей в 17 % лидером в списке основных экспортеров растительного масла из РФ стала компания «Содружество»: они поставили за рубеж 655 тыс. тонн продукта, увеличив объемы отгрузок по сравнению с прошлым сезоном на 115 тыс. тонн.

ГК «ЭФКО», которая идет на втором месте рейтинга, заняла 12 % рынка, увеличив, таким образом, разрыв от первого места. Если в сезоне 2019/20 «ЭФКО» экспортировали 626 тыс. тонн растительного масла, то в этом сезоне 574 тыс. тонн.

Замыкает тройку основных поставщиков масла за рубеж ГК «Астон» (доля – 7,8%), которая экспортировала 377 тыс. тонн продукции (-130 тыс. тонн к сезону 2019/20).

В ТОП-5 также вошли ГК «Юг Руси» и «Cargill» – 243 тыс. тонн и 196 тыс. тонн соответственно (доли в 6,3% и 4,8%).

Экспорт основных растительных масел по компаниям за 2020/2021 сезон

Шроты

По итогам прошедшего сезона отечественные компании поставили за рубеж 2,6 млн тонн продукции – на 7% меньше, чем было в сезоне 2019/20.

Ключевыми экспортерами российских шротов в прошедшем сезоне, по данным аналитиков, являются «Содружество» (доля в 29%) – они экспортировали 788 тыс. тонн продукта, «Юг Руси» (13%) – 378 тыс. тонн, «Астон» (9%) – 222 тыс. тонн, «ЭФКО» (9%) – 222 тыс. тонн и «Русагро» (5%) – 147 тыс. тонн.

На мировом рынке российскому подсолнечному шроту приходится конкурировать с украинским, однако емкость потребления этого продукта в мире растет.

Что касается соевого шрота, то Россия предлагает на зарубежные рынки не генно-модифицированный продукт, который, в основном, используется для производства пищевой продукции.

Маргариновая продукция

В последние годы в России наблюдается рост производства маргарина. В сезоне 2020/2021 г. в стране было произведено 1, 412 тыс. тонн маргарина, что на 3% больше, чем в предыдущем.

В данной категории бессменным лидером по экспорту является ГК «ЭФКО», которая второй сезон подряд вдвое превосходит по отгрузкам ближайшего конкурента «Русагро».

Суммарно в сезоне 2020/21 обе компании поставили за рубеж 202 тыс. тонн продукции (142 тыс. тонн и 60 тыс. тонн соответственно).

На третьей строчке в рейтинге основных поставщиков маргариновой продукции расположилась компания «Cargill», которая в отчетный период экспортировала 15 тыс. тонн продукта и обошла, опустившуюся на 4 позицию, ГК «НМЖК» (11 тыс. тонн). Замыкает пятерку – компания «ЯНТА» (около 8 тыс. тонн).

Майонез

Три четверти производства майонеза в России осуществляется пятью игроками.

В 2020 г. крупнейшим производителем данной продукции в РФ с долей в 19 % стала компания «Эссен». «Русагро» заняла второе место с долей 17 %. Третье и четвертое место поделили «ЭФКО» и «НМЖК» – по 14%. Замкнула пятерку ГК «Нэфис» – 11%.

Интересно, что страны ЕАЭС являются крупнейшим из рынков майонеза в мире. Такого потребления на душу населения нет ни в одной другой стране. Пик потребления доходил до 1 млн тонн майонеза в год. Эта огромная цифра говорит о том, что в структуре потребления для граждан майонез занимает очень важную роль. На российском рынке объем потребления на сегодняшний день стабилизировался, поэтому компании стараются наращивать экспорт.

В прошедшем сезоне внутреннее потребление продемонстрировало эпизодическое повышение спроса на майонез, экспорт продукта также немного увеличился– с 91 тыс. тонн (сезон 2019/20) до 94 тыс. тонн.

Лидером по реализации продукта на внешние рынки, как и в прошлом сезоне, является «Эссен Продакшн» с показателем в 29 тыс. тонн. Следом идет «Русагро» – 25 тыс. тонн. Замыкает тройку «ЭФКО» – 12 тыс. тонн.

Источник

Специалисты Экспертно-аналитического центра агробизнеса «АБ-Центр» подготовили маркетинговое исследование российского рынка семян подсолнечника и продуктов их переработки (масло, жмых и шрот).

Российский рынок семян подсолнечника и продуктов их переработки характеризуется:

— Ощутимым расширением посевных площадей в 2021 году. По предварительным итогам посевной кампании, площади под подсолнечником в России в 2021 году достигли 9 643,5 тыс. га, что на 12,9% превышает значения годичной давности. Это рекордное значение за весь рассматриваемый в исследовании период (с 1990-ого года). При этом больше всего площади возросли в Центральном ФО (в основном за счет Воронежской области), где отмечается наибольшая урожайность данной культуры.

рейтинг экспортеров подсолнечного масла 2020

— Ожидаемым увеличением объемов валовых сборов семян подсолнечника в 2021 году. При допущении, что урожайность будет находиться на среднегодовых за прошедшие 5 лет отметках, а также принимая во внимание структурные изменения посевных площадей по регионам, можно оценить объем сборов на уровне 16 101,0 тыс. тонн в первоначально оприходованном весе (15 131,9 тыс. тонн в весе после доработки). Это на 14,8% больше, чем в 2020 году (в полной версии исследования от АБ-Центр представлено три основных прогнозных сценария сборов).

рейтинг экспортеров подсолнечного масла 2020

В январе-июне 2021 года объем экспорта семян подсолнечника из России составил 21,7 тыс. тонн. По отношению к аналогичному периоду 2020 года, экспорт сократился на 97,4% (на 814,6 тыс. тонн).

Сокращение экспортных поставок семян подсолнечника в 2021 году связано с введением ограничительных пошлин на их экспорт.

В 2020 году на вывоз подсолнечника из РФ действовала пошлина в размере 6,5%, но не менее 9,75 EURO за тонну. С начала 2021 года в России начала действовать 30-процентная экспортная пошлина на подсолнечник (но не менее 165 EURO за тонну). C 1 июля 2021 года ситуация изменилась: пошлина на экспорт подсолнечника выросла до 50%, но не менее 320 EURO за тонну. Ставка на таком уровне будет действовать до 31 августа 2022 года.

Ограничения на экспорт семян подсолнечника обуславливают недостаточной загруженностью мощностей по переработке внутри страны, высокими ценами на подсолнечное масло на внутреннем рынке.

Сдержать цены на масло, ограничивая экспорт семян подсолнечника, не представляется возможным. Отрасль по переработке семян подсолнечника и производству подсолнечного масла в целом экспортоориентирована.

Рост экспорта семян подсолнечника в 2020 году был связан с тем, что экспорт за рубеж был более привлекателен для сельхозпроизводителя, чем реализация продукции российским переработчикам. Возможность экспорта позволяет сельхозпроизводителю реализовать урожай на более выгодных условиях, а для отрасли в целом это создает здоровую конкуренцию.

Поскольку отечественные переработчики реализуют подсолнечное масло за рубеж по мировым ценам, то и семена подсолнечника они могут закупать по мировым ценам.

Таким образом, эта мера абсолютно бесполезна в плане сдерживания цен.

К числу плюсов введения ограничительных мер на экспорт семян подсолнечника можно отнести переориентацию на экспорт продукции с более высокой добавочной стоимостью. Но к снижению цен это не имеет никакого отношения.

Идея вводить запретительные ограничения на экспорт масла для сдерживания цен и вовсе представляется абсурдной. Отрасль и развивается, в целом ориентируясь на экспорт. Если бы производство только лишь могло удовлетворить внутренние потребности, цены на внутреннем рынке были бы ощутимо выше. А за счет эффекта масштаба, цены на подсолнечное масло в России ниже, чем мировые цены. Это и позволяет экспортировать масло в ощутимых объемах (если бы в России цены на подсолнечное масло были выше мировых, это масло не пользовалось бы спросом за рубежом). Сдерживать цены целесообразно только по тем продуктам, которые ощутимо выше мировых.

Здесь больше стоят вопросы покупательной способности населения, а не уровня цен на масло, которое и без того, реализуется по ценам, которые ниже мировых.

рейтинг экспортеров подсолнечного масла 2020

В январе-июне 2021 года экспорт, по отношению к аналогичному периоду 2020 года, снизился на 15,1%.

Основными покупателями подсолнечного масла российского производства являются Турция, Иран, Китай, Индия и Египет.

В январе-июне 2021 года объем экспорта подсолнечного жмыха и шрота из России составил 1 028,1 тыс. тонн. По отношению к аналогичному периоду 2020 года, экспорт сократился на 12,1% (на 141,7 тыс. тонн). Однако по итогам всего 2021 года объемы могут сравняться со значениями за 2020 год.

Ключевыми рынками сбыта выступают Латвия, Турция, Италия, Беларусь и Дания.

Относительно стабильными объемами потребления семян подсолнечника в продовольственных целях. На протяжении прошедших восьми лет эти объемы варьируются в пределах 175-200 тыс. тонн в год. Здесь мы не принимаем во внимание семена, идущие на переработку для производства масла.

рейтинг экспортеров подсолнечного масла 2020

рейтинг экспортеров подсолнечного масла 2020

Некоторым ослаблением цен в июле-августе 2021 года. Цены несколько снизились, что в целом коррелирует с мировыми тенденциями, но остаются на куда больших, чем год назад отметках. В ближайшие месяцы ожидается дальнейшее ослабление цен, однако в условиях высокого мирового спроса уже к началу 2022 года может произойти новый виток их укрепления.

рейтинг экспортеров подсолнечного масла 2020

Экспорт семян подсолнечника из России в 2020-2021 гг.

Напомним, что в 2020 году на вывоз подсолнечника из РФ действовала пошлина в размере 6,5%, но не менее 9,75 EURO за тонну. С начала 2021 года в России начала действовать 30-процентная экспортная пошлина на подсолнечник (но не менее 165 EURO за тонну). C 1 июля 2021 года ситуация изменилась: пошлина на экспорт подсолнечника выросла до 50%, но не менее 320 EURO за тонну. Ставка на таком уровне будет действовать до 31 августа 2022 года.

Рассмотрим тенденции экспортных поставок подсолнечника до и после увеличения размеров пошлин, а также проанализируем причины их увеличения, плюсы и минусы для отрасли и государства в целом.

Экспорт семян подсолнечника из России в 2020 году

рейтинг экспортеров подсолнечного масла 2020

В число ключевых стран назначения экспорта российских семян подсолнечника в 2020 году вошли:

рейтинг экспортеров подсолнечного масла 2020

Совокупные поставки в 2020 году семян подсолнечника в страны, не вошедшие в ТОП 10 стран-покупателей, составили 37,8 тыс. тонн (2,8% от общего объема экспорта).

Экспорт семян подсолнечника из России в 2021 году
В январе-июне 2021 года объем экспорта семян подсолнечника из России составил 21,7 тыс. тонн. По отношению к аналогичному периоду 2020 года, экспорт сократился на 97,4% (на 814,6 тыс. тонн).

рейтинг экспортеров подсолнечного масла 2020

Сокращение экспортных поставок семян подсолнечника в 2021 году связано с введением ограничительных пошлин на их экспорт.

Ограничения на экспорт семян подсолнечника обуславливают недостаточной загруженностью мощностей по переработке внутри страны, высокими ценами на подсолнечное масло на внутреннем рынке.

Сдержать цены на масло, ограничивая экспорт семян подсолнечника, не представляется возможным. Отрасль по переработке семян подсолнечника и производству подсолнечного масла в целом экспортоориентирована.

Рост экспорта семян подсолнечника в 2020 году был связан с тем, что экспорт за рубеж был более привлекателен для сельхозпроизводителя, чем реализация продукции российским переработчикам. Возможность экспорта позволяет сельхозпроизводителю реализовать урожай на более выгодных условиях, а для отрасли в целом это создает здоровую конкуренцию.

Поскольку отечественные переработчики реализуют подсолнечное масло за рубеж по мировым ценам, то и семена подсолнечника они могут закупать по мировым ценам.

Таким образом, эта мера абсолютно бесполезна в плане сдерживания цен на масло.

К числу плюсов введения ограничительных мер на экспорт семян подсолнечника можно отнести переориентацию на экспорт продукции с более высокой добавочной стоимостью. Но к снижению цен это не имеет никакого отношения.

Идея вводить запретительные ограничения на экспорт масла для сдерживания цен и вовсе представляется абсурдной. Отрасль и развивается, в целом ориентируясь на экспорт. Если бы производство только лишь могло удовлетворить внутренние потребности, цены на внутреннем рынке были бы ощутимо выше. А во многом за счет эффекта масштаба, цены на подсолнечное масло в России ниже, чем мировые цены. Это и позволяет экспортировать масло в ощутимых объемах (если бы в России цены на подсолнечное масло были выше мировых, это масло не пользовалось бы спросом за рубежом). Сдерживать цены целесообразно только по тем продуктам, которые ощутимо выше мировых.

Здесь больше стоят вопросы покупательной способности населения, а не уровня цен на масло, которое и без того, реализуется по ценам, которые ниже мировых.

Источник

Соя

рейтинг экспортеров подсолнечного масла 2020

Основным драйвером столь мощного ралли выступает резко выросший спрос на импорт соевых бобов со стороны Китая, который активно наращивал поголовье свиней после вспышки АЧС, произошедшей в 2018-2019 годах. Объем импорта сои в Китай в с-х сезоне 20/21 может превысить, по разным оценкам, 100-104 млн тонн, что приведет к существенному снижению мировых запасов к прошлому сезону даже при условии более высокого итогового урожая. При этом в Южной Америке, где традиционно выращивается более 50% мировой сои, в последние месяцы наблюдается дефицит осадков, что может не лучшим образом сказаться на итоговом объеме производства. Таким образом, мировой рынок сои в 2021 году может выйти на новые ценовые максимумы.

На фоне некоторого сокращения урожая в РФ из-за засушливых условий (см. ниже), цены на российском рынке в конце 2020 года в силу как высокой зависимости от мировой конъюнктуры, так и слабости рубля, и вовсе добрались до абсолютных рекордов за всю историю отрасли, достигая на пике 47-48 рублей за кг с НДС за высокий протеин (34-35%) в Центре и 50-51 рубля за кг с НДС на Юге РФ в середине декабря 2020 года, что вдвое дороже, чем год назад.

рейтинг экспортеров подсолнечного масла 2020

Из-за засушливых условий на Юге и в Центре российский урожай 2020 года впервые за 7 лет показал отрицательную динамику и оказался немного ниже прошлого сезона – 4,28 млн тонн (-2,6%). Важно отметить, что это произошло в силу падения производства на Европейской части РФ (на 5,4% до 2,64 млн тонн), тогда как с-х производители Дальнего Востока РФ сумели собрать на 4.7% больше сои (1,65 млн тонн) за счет более высокой урожайности и меньшего процента потерянных площадей. Доля сырья, собранного на Западе, сократилась с 64 до 61.5% от общего объема по стране. Конкуренция за сырье на Европейской части РФ при этом обострилась уже в текущем сезоне, что преимущественно объясняется модернизацией под переработку сои ряда маслоэкстракционных заводов.

На фоне рекордного роста цен на сою в начале января 2021 Правительством РФ было объявлено о введении экспортной пошлины, которая будет действовать с 1 февраля 2021 года до 30 июня 2021 года и составит 30%. Данная мера выглядит спорно, в первую очередь, ввиду исключительно сложной структуры российского рынка, на котором соя экспортируется, в основном, с Востока страны, тогда как львиная доля потребителей сырья находится на Западе. Даже при возможном обнулении транспортного тарифа и массовом вывозе сои и соевого шрота с Дальнего Востока на Европейскую территорию России (мера в настоящее время обсуждается), производители на Дальнем Востоке существенно потеряют в своих доходах, что может негативно отразиться на инвестициях в га и технологиях выращивания этой культуры.

Подсолнечник

Европейские импортеры, в лице которых преимущественно выступают Турция и Болгария, в условиях нехватки сырья на местных рынках из-за сокращения валового сбора, а также на фоне постоянно растущих цен на подсолнечное масло, сильно увеличили объемы импорта подсолнечника из близлежащих стран. Объем отгрузок подсолнечника из РФ в сентябре-декабре 2020 преодолел 0,5 млн тонн (0,4 млн тонн годом ранее), что является абсолютным рекордом для данного периода сезона с начала 2000-х годов. Украина за эти месяцы экспортировала более 0,15 млн тонн, что втрое превышает объем отгрузок из этой страны за весь сезон 2019/20. Ко всему прочему, Турция в ноябре 2020 г. обнулила импортную пошлину на подсолнечник для поддержки собственного рынка, усилив и без того разогнавшийся ценовой тренд. В результате цены на сырье в РФ на фоне крайне высокого спроса и ценового предложения со стороны экспортных покупателей, а также вынужденных конкурировать с ними местных переработчиков, при поддержке экспоненциально растущих котировок на масло в начале декабря 2020 достигли уровня, превышающего прошлогодние значения на 145%. Пиковые закупочные цены в ЦФО достигали 46-47 рублей за кг с НДС, в ЮФО – 48 рублей за кг с НДС.

Российские цены на подсолнечник и подсолнечное масло, руб./кг с НДС

рейтинг экспортеров подсолнечного масла 2020

Исходом данной ситуации стал целый пакет регуляторных мер, обрушившихся на рынок РФ в декабре 2020, среди которых повышение пошлины на экспорт подсолнечника с 6.5 до 30%, (будет действовать с января 2021 г.), а также, по сути, административное ограничение допустимого уровня отпускных и розничных цен на бутилированное подсолнечное масло. Над отраслью нависла и угроза введения в начале 2021 г. экспортной пошлины на подсолнечное масло, что создаст огромные дополнительные трудности по всей вертикальной цепочке поставки.

Административное ограничение цен до определенной степени снимает напряжение на потребительском рынке, однако создает целую группу новых рисков и неопределенностей для всех участников рынка. Например, у большинства переработчиков имеются крупные запасы подсолнечника, закупленного по очень высоким ценам, а теперь им необходимо будет продавать сделанное из него масло по искусственно заниженным ценам. На фоне рухнувших официальных закупочных цен заводов и в ожидании возможного введения пошлины на экспорт масла закупки сырья в РФ к концу календарного года фактически остановились.

Рапс

В России при этом валовый сбор рапса показал новый рекорд, достигнув почти 2,6 млн тонн в зачетном весе (+25%) как за счет неожиданно высокой урожайности, так и за счет существенного увеличения площадей под озимым рапсом в регионах Юга и Северо-Запада. Данное обстоятельство стало большим подспорьем для переработчиков ЮФО, которые смогли в июле-августе 2020 полноценно загрузить свои мощности сырьем, так как рынок в тот период остро ощущал нехватку подсолнечника. Подчеркнем, что РФ впервые сравнялась с Украиной по объему производства рапса, где в этом сезоне урожай, напротив, сократился из-за засухи.

Несмотря на весомый рост производства рапсового масла в 2020, объем экспортных отгрузок увеличился не так значительно: за июль-декабрь 2020 чистый экспорт (без учета объемов из Беларуси, предназначенных для реэкспорта) составил 0,33 млн тонн (+5%), что объясняется ростом потребления рапсового масла внутри РФ. Данное обстоятельство вытекает из того, что осенью 2020 года рапсовое масло на российском рынке стало стоить дешевле подсолнечного из-за превышающего роста цен на последнее, что сделало рапсовое масло более выгодным для некоторых сегментов отечественных потребителей, чего не отмечалось долгие годы. Общий экспорт (чистый) рапсового масла на конец сезона 20/21 может достичь 0,62 млн тонн (+10%) при производстве 0,72 млн тонн (+20%), что позволит РФ сохранить и укрепить второе место в мире среди экспортеров рапсового масла (после Канады).

Важно упомянуть о рынке рапсового шрота. По оценкам ИКАР, в сезоне 20/21 его производство в РФ впервые может перешагнуть рубеж в 1 млн тонн, что позволит, с одной стороны, нарастить внутреннее потребление (до 0.81 млн тонн, +10%), с другой – существенно увеличить отгрузки на экспорт (чистый экспорт по итогам сезона может достичь 0,22-0.24 млн тонн).

Нишевые культуры

Посевные площади под масличным льном в 2020 г. увеличились на 26% и составили 1,03 млн га. Отметим дальнейший рост интереса к этой культуре со стороны аграриев ПФО, УФО и особенно СФО, где посевы выросли на 66%. По оценкам ИКАР, производство льна по РФ может достигнуть рекордных 0,77-0,79 млн тонн.

Экспортные отгрузки семян льна из РФ за август-декабрь 2020 г. превысили 330 тысяч тонн, что повторяет темпы аналогичного периода прошлого сезона. Рост предложения сырья в РФ отразился в очередной индексации объема внутренней переработки, которая по итогам августа-декабря 2020 года показала рост на 17%. Лидерами среди регионов стали Калининградская, Ростовская, Липецкая, Омская области, а также Алтайский край. При этом экспорт льняного масла в сезоне 20/21 достиг 14 тысяч тонн, что составляет 78% от общего объема производства.

Источник

Масложировый рынок 2020 год. Отчет ГК «РУСАГРО»

В сезоне-2019/2020 объем производства растительного масла увеличился на 17 % и достиг 7,3 млн тонн. Драйвером роста стало подсолнечное масло, которое в России занимает 79 % ассортимента.

В результате большего урожая подсолнечника в 2019 г. (+21 % к 2018 г.) выпуск масла из него достиг 5,8 млн тонн (+18 % к сезону-2018/2019). За календарный 2020 г. Россия произвела 5,8 млн тонн подсолнечного масла, что на 11 % выше уровня предыдущего года. Этот объем включает 3,9 млн тонн масла (+16 %), произведенного с января по август из урожая 2019 г., и 2,0 млн тонн (+2 %) масла, произведенного с сентября по декабрь из урожая 2020 г. В сезоне-2020/2021 в связи со снижением на 14 % урожая подсолнечника в 2020 г. производство масла может сократиться до 6,6 млн тонн (?10 %), включая 5,0 млн тонн (-14 %) подсолнечного масла.

рейтинг экспортеров подсолнечного масла 2020

Промышленные жиры

Производство промышленных жиров в России в 2016?2018 гг. находилось на уровне 1,2 млн тонн, в 2019 г. – на 1,3 млн тонн. В 2020 г. оно увеличилось на 9 % – до 1,4 млн тонн – в связи с увеличением экспорта промышленных жиров и кондитерской продукции с их использованием. Поэтому основная часть роста пришлась на универсальные жиры (+12 %, или 42 тыс. тонн) и заменители молочного жира (+8 %, или 29 тыс. тонн). В структуре производства 29 и 28 % соответственно заняли заменители молочного жира и универсальные жиры. Это объясняется высоким спросом со стороны кондитерской и молочной промышленности в России.

рейтинг экспортеров подсолнечного масла 2020

Потребительская масложировая продукция

Предыдущие три года производство потребительской масложировой продукции в России оставалось примерно на одном уровне, но в 2020 г. оно подросло на 3 % – до 3,0 млн тонн. По оценке «Русагро», увеличение произошло за счет всех категорий продукции. Производство фасованного масла выросло на 4 % (+76 тыс. тонн), а потребительских маргаринов и спредов – на 5 %. Объемы производства майонезов и соусов на его основе почти не изменился (+0,2 %). Основным драйвером роста стало увеличение экспорта данных категорий продукции. Внутреннее потребление продемонстрировало эпизодическое повышение спроса на масло и майонез ввиду карантинных мер в связи с пандемией COVID-19.

рейтинг экспортеров подсолнечного масла 2020

Основные игроки
Сырое растительное масло

В сезоне-2019/2020 42 % производства сырого подсолнечного масла в России пришлось на пять игроков. По оценкам Масложирового союза России и Компании, с долей 12 % лидером списка крупнейших производителей стала «Русагро»: она увеличила производство сырого подсолнечного масла с 610 тыс. тонн в сезоне-2018/2019 до 671 тыс. тонн в сезоне-2019/2020 благодаря выходу на проектные мощности заводов под управлением. Компания «Юг Руси», которая ранее занимала третье место, на 47 % увеличила объемы выпуска масла и заняла 11 % рынка, приблизившись, таким образом, к позициям «Русагро» и обогнав «ЭФКО», доля которой упала с 10 до 7 %.

рейтинг экспортеров подсолнечного масла 2020

Промышленные жиры

Четыре крупнейших игрока на рынке промышленных жиров в России в 2020 г. заняли 84 %. Лидером рынка является «ЭФКО»: в 2020 г. компания заняла 47 % (+2 п. п.) рынка российских промышленных жиров. «Русагро» сохранила второе место среди игроков российского рынка промышленных жиров и увеличила свою долю с 21 до 22 %, отвоевав часть рынка у более мелких производителей.

рейтинг экспортеров подсолнечного масла 2020

Основные производители фасованного растительного масло

Крупнейшим производителем фасованного растительного масла в России является компания «Юг Руси». Поскольку данная компания не входит в Масложировой союз России, «Русагро» экспертно оценила объемы выпуска на уровне 425 тыс. тонн, а долю в российском производстве – 21 %. «Благо», которая в 2020 г. выпустила 199 тыс. тонн, заняла второе место с долей 10 %. «Русагро» может претендовать на пятое место в рейтинге с долей 8 %.

рейтинг экспортеров подсолнечного масла 2020

Основные производители потребительского маргарина

С 2019 г. больше половины производства потребительского маргарина в России приходится на одну компанию. В 2020 г. доля «Русагро» в выпуске продукции данной категории оценивается в 52 % (+1,8 п. п.). Второе место занимает «НМЖК» с объемом производства 15 тыс. тонн и долей 17 % (?1,5 п. п.).

рейтинг экспортеров подсолнечного масла 2020

Основные производители майонеза

Три четверти производства майонеза в России осуществляется пятью игроками. В 2020 г. крупнейшим производителями майонеза в Россией с долей 19 % стала компания «Эссен». «Русагро» заняла второе место с долей 17 %.

рейтинг экспортеров подсолнечного масла 2020

Сырое растительное масло

Экспорт

В результате роста производства растительного масла в России в сезоне-2019/2020 на экспорт было направлено на 43 % больше растительного масла, чем в предыдущем сезоне. Было вывезено 4,7 млн тонн масла, или 64 % произведенного в стране объема. Рост экспорта был также обусловлен увеличением спроса со стороны импортеров и более высокими мировыми ценами. На сырое подсолнечное масло пришлось 72 % поставок – 3,3 млн тонн, что на 60 % больше, чем в предыдущем сезоне. За календарный 2020 г. экспорт масла из подсолнечных семечек составил 3,3 млн тонн – на 18 % больше результата предыдущего года. В новом сезоне ожидается сокращение экспортируемых объемов продукции этой категории в связи с ожиданиями падения производства в январе – августе 2021 г., вызванного более низким урожаем подсолнечника в 2020 г.

рейтинг экспортеров подсолнечного масла 2020

Основными покупателями российского сырого подсолнечного масла традиционно являлись Турция и Египет, а также начиная с сезона-2018/2019 – Иран. Однако в сезоне-2019/2020 произошли существенные изменения в структуре экспорта: главным импортером с долей 22 % стал Китай, который ввез российского подсолнечного масла в три раза больше, чем в предыдущем сезоне, – 722 тыс. тонн. Также новым крупным импортером с долей 16 % стала Индия: объем поставки по этому направлению вырос в шесть раз – с 89 тыс. до 526 тыс. тонн.

Рост поставок в эти страны связан с увеличением закупок масла на фоне пандемии и ростом платежеспособности населения. В то же время Турция сохраняет лидирующие позиции и является вторым покупателем российского масла после Китая: в сезоне-2019/2020 объем импорта составил 677 тыс. тонн (+54 %). В результате роста импорта в Китай, Турцию и Индию Египет опустился на пятое место, хотя объемы поставок сократились незначительно (?5 %) и составили 242 тыс. тонн.

рейтинг экспортеров подсолнечного масла 2020

Импорт

Импорт сырого растительного масла в сезоне-2019/2020 сохранился на уровне предыдущего сезона – 1,4 млн тонн. При этом изменилась структура импортных поставок: сократилась доля пальмового масла с 79 до 60 % в связи с усилением контроля за производством молочной продукции (обязательная маркировка и повышение НДС), а также спада спроса со стороны HoReCa в период карантинных мер. В результате поставки пальмового
масла снизились на 0,3 млн тонн (?25 %). В 2020 г. основным импортером пальмового масла оставалась Индонезия, откуда в сезоне-2019/2020 было вывезено 0,7 млн тонн масла (?5 %).

рейтинг экспортеров подсолнечного масла 2020

Промышленные жиры

рейтинг экспортеров подсолнечного масла 2020

Потребительская масложировая продукции

Экспорт

В 2020 г. Россия экспортировала 876 тыс. тонн фасованной масложировой продукции (+17 %, или 129 тыс. тонн, по сравнению с 2019 г.). Три четверти этого объема приходится на продажи фасованного растительного масла, рост экспортного спроса на которое позволил увеличить поставки на 22 % – до 656 тыс. тонн. Экспорт потребительского маргарина и спредов, а также майонезов и соусов на его основе также вырос: увеличение по этим двум категориям продукции составило 6 и 2 % – до 129 тыс. и 91 тыс. тонн соответственно. Основными покупателями российской фасованной масложировой продукции являются страны СНГ, такие как Узбекистан, Казахстан, Беларусь, Киргизия. В 2020 г. эти страны импортировали 50 % всего объема, или 435 тыс. тонн (+9 %). В частности, Узбекистан является крупнейшим покупателем российского бутилированного масла: в 2020 г. из России было импортировано 185 тыс. тонн (+14 %). Тем временем Казахстан купил больше всех российского майонеза и соусов на его основе, а также маргаринов и спредов – 27 тыс. тонн (?2 %) и 24 тыс. тонн (-1 %)
соответственно.

рейтинг экспортеров подсолнечного масла 2020

рейтинг экспортеров подсолнечного масла 2020

Импорт

В 2020 г. импорт масложировой продукции сократился на 5 % – до 36 тыс. тонн. При этом под влиянием роста спроса на полезные продукты питания на 11 % увеличился импорт бутилированного масла, основная часть которого (96 %) приходится на оливковое масло, поставляемое из Испании (42 %), Италии (42 %) и Греции (8 %). В связи с девальвацией рубля упали закупки импортного потребительского маргарина и спредов, а также майонезов. Объемы импорта продукции этих двух категорий сократились на 25 и 28 % соответственно, составив в общей сложности 12 тыс. тонн.

рейтинг экспортеров подсолнечного масла 2020

Сырое подсолнечное масло

В 2020 г. среднегодовая цена на сырое подсолнечное масло в России составила 55,6 тыс. руб/т без НДС – на 40 % выше уровня 2019 г. Под влиянием роста мировых цен на фоне ожиданий сокращения урожая подсолнечника в России и Украине и слабого рубля с января по декабрь цена выросла с 41,7 тыс. руб/т до 77,6 тыс. руб/т. В конце года на динамику цен также повлияло сокращение мирового производства подсолнечного масла при повышенном спросе со стороны Индии и Китая и изменение таможенных пошлин. Так, Индонезия увеличила экспортную пошлину на пальмовое масло, Турция снизила пошлины на импорт подсолнечного масла, а Россия ввела экспортные пошлины на подсолнечник с 2021 г.

рейтинг экспортеров подсолнечного масла 2020

Потребительская масложировая продукция

В 2020 г. цены производителей на основные категории масложировой продукции выросли в результате более высоких уровня инфляции и цен на растительное масло. Так, цены на фасованное подсолнечное масло увеличились на 9 % – до 57,1 руб/кг без НДС, а на спреды и маргарин – на 7 и 6 % соответственно. Цена майонеза выросла только на 3 % и составила 75,2 руб/кг.

рейтинг экспортеров подсолнечного масла 2020

Прогноз на 2021 год

В результате сокращения урожая подсолнечника в России в 2020 г. на 14 %, ИА «АПК-Информ» прогнозирует, что в сезоне-2020/2021 выпуск подсолнечного масла может уменьшиться на 14 % сезон к сезону – до 5,0 млн тонн. Так, при выпуске 2,0 млн тонн масла за сентябрь – декабрь 2020 г. ожидается, что за январь – август 2021 г. будет произведено 3,0 млн тонн – на 22 % меньше аналогичного периода предыдущего года.
Экспортные пошлины на подсолнечник в размере 30 % (но не менее 165 евро за тонну), которые были введены в декабре 2020 г., ограничат вывоз сырья из России и помогут загрузить заводы.

Мировой спрос на российское подсолнечное масло, в частности со стороны Китая, может увеличиться ввиду неблагоприятных агрометеорологических условий, которые сократят производство основных масличных культур в мире. Природный феномен Ла-Нинья, как ожидается, продлится до середины 2021 г. и принесет засуху на Юг США и в Южную Америку. На производство промышленных жиров может повлияет ожидаемое снижение производства пальмового масла из-за сильных дождей в Юго-Восточной Азии, которые оказывают негативное влияние на качество плодов пальмового дерева. На рынок потребительской масложировой продукции также окажут влияние карантинные меры, которые ограничивают продажи в канал HoReCa.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *