рейтинг человека в обществе
Социальный рейтинг
Одним из основных атрибутов социальных сетей является социальный рейтинг (карма, статус) пользователя. Он обычно определяет права и обязанности юзера на этом ресурсе. Эти правила довольно ощутимо влияют и на поведение человека, меняя его нравственные ориентиры.
Выпускаемый с 2011 года Netflix сериал «Black Mirror» («Черное зеркало») состоит из независимых серий, каждая из которых символично показывает влияние информационных технологий на человеческие отношения. В третьем сезоне первая серия называется «Nosedive» («Пике») и описывает мир будущего, где у каждого человека есть социальный рейтинг.
В числовом выражении это действительное число от 0 до 5. Люди носят электронные контактные линзы, которые позволяют им сразу видеть рейтинг человека, на которого они смотрят. Социальный рейтинг человека влияет на все — от скидок в магазинах до трудоустройства и районов, в которых можно жить. Рейтинг в основном зависит от лайков — другие люди проходя мимо могут поставить тебе используя смартфон от 1 до 5 звезд, и это уменьшает или увеличивает твой рейтинг. Чем выше рейтинг ставящего, тем больше уменьшается/растет твой.
Героиня фильма Лэси, приятная девушка 30 лет, работает простым менеджером. Ее рейтинг 4.2, она довольна жизнью, она на позитиве, тренируется дома перед зеркалом мило улыбаться и очаровательно смеяться. В своем кругу почти всегда просто так ставит всем пять звезд, получая от них то же.
Однажды на работе она встречает коллегу Честера, у которого видит неожиданно упавший до 3.1 рейтинг. Честер предлагает ей смузи. Лэси берет. Через минуту она видит, что ей понижают рейтинг. Она испугана, а другой коллега объясняет ей, что Честер разошелся со своим гей-партнером, и за это весь отдел объявил ему бойкот. На следующий день рейтинг Честера падает ниже 2.5, он не может войти в здание и просит проходящих мимо о «звездах» снаружи.
После работы Лэси едет смотреть квартиру — она съезжает со старой и нашла в хорошем районе прекрасные апартаменты, но цена слишком высока. Риэлтор говорит, что если у нее будет рейтинг 4.5, то она получит 20% скидку.
Лэси решает во что бы то ни стало поселиться в этом кондо. Она консультируется со специалистом по рейтингу, и тот говорит, что для взрывного скачка необходимо, чтобы ее «лайкали» люди с высоким рейтингом — quality people.
Она пытается заискивать с высокорейтинговыми людьми на работе, но это вызывает обратный эффект. Неожиданно с ней связывается ее одноклассница Наоми, которую она много лет не видела. У Наоми рейтинг 4.8, она крутится в высшем обществе, и через несколько дней выходит замуж. Наоми на сентиментальной волне предлагает ей быть подружкой невесты.
Наоми в молодости издевалась на Лэсси и переспала с ее бойфрендом, но последнюю это не останавливает — на свадьбу приглашены сотни гостей с рейтингом 4.7 и выше — primes, и подружка невесты должна сказать речь. Лэси намеревается поднять на своем выступлении рейтинг выше 4.5 и поселиться в новой квартире.
В аэропорту оказывается, что ее рейс отменен, а единственное место на другой рейс предназначено для лиц с рейтингом не ниже 4.2. Лэси эмоционально немного взрывается, и подошедший охранник объявляет ей, что данной ему властью в качестве наказания он понижает ее рейтинг на единицу на 24 часа.
Она арендует машину — по ее рейтингу ей дают старую модель, чарджер на ближайшей заправке к ней не подходит. Лэси пытается голосовать на дороге, но проезжающие видя ее рейтинг не останавливаются, а еще больше его понижают.
В итоге ее подбирает Сюзан с рейтингом 1.4 на грузовике. Она рассказывает, что когда-то была 4.6. У ее мужа обнаружили рак, она нашла очень дорогую клинику, выбила место, но вместо мужа с рейтингом 4.3 на это место положили другого человека с рейтингом 4.4. После этого Сюзан начала говорить людям то, что думает, и быстро опустилась по социальной лестнице и растеряла бывших друзей. Но чувствует себя прекрасно.
Когда Лэси была уже на подъезде, ей звонит Наоми и запрещает приезжать, мотивируя тем, что человек с рейтингом 2.8 на свадьбе не нужен — гости не поймут. Лэси говорит, что всё равно приедет.
До места, где происходит свадьба, Лэси добирается с приключениями, измазавшись в грязи и выпив для храбрости виски. Пробравшись окольными путями на церемонию, она произносит речь шикарным гостям, после которой ее рейтинг падает ниже единицы, а охранники ее скручивают и сдают полиции.
В участке с нее снимают линзы и сажают в камеру со стеклянной стеной. Напротив сидит негр в деловом костюме. Они начинают разговаривать, и впервые в жизни искренне, легко, весело и затейливо взаимно посылают друг друга.
Социальный рейтинг – хорошо это или плохо, примеры, зачем нужен?
Всем нам знакома фраза – клиент всегда прав. И, до недавнего времени она означала, что все права принадлежат потребителю товара или услуги, а продавцы и менеджеры должны все терпеть и вежливо улыбаться. Но, в последнее время все стало меняться. Например, Яндекс решил изменить положение вещей и выровнять права клиента и обслуживающего персонала. И начал он это продвигать со службы Яндекс Такси. За образец, видимо была взята система, которая уже практикуется в Китае. Она учитывает социальный рейтинг каждого человека, и, опираясь на его показатели, дает или запрещает доступ гражданину к тем или иным опциям.
Социальный рейтинг вынудит людей быть вежливыми
Правила, ставящие на первое место права и желания клиента, нередко приводят к тому, что люди откровенно грубят и оскорбляют продавцов, барменов, официантов и т. д. Сотрудникам же, ради сохранения рабочего места приходится все терпеть, вежливо улыбаться и провожать клиента фразой: приходите к нам еще.
Подобные ситуации случаются на каждом шагу. Иногда это просто легкие конфликты, но изредка случается, что споры перерастают в серьезные инциденты.
Социальный рейтинг в Яндекс Такси
Изменить подобный порядок вещей решила первой компания Яндекс Такси. Она использует современные технологии для того, чтобы решить проблему социальных конфликтов.
Недавно в приложении Яндекс Такси появилось нововведение – рейтинг клиента. Увидеть свой социальный рейтинг теперь может любой пользователь услуги, зайдя в приложение. Если раньше лишь пассажир имел возможность оценивать работу водителя, то теперь включилась обоюдная функция. Водитель автомобиля после поездки также может поставить оценку пассажиру.
Теперь, когда водитель получил право оценивать поведение пассажира, утверждение «клиент всегда прав» автоматически получилось аннулированным. Получается, что когда социальный рейтинг пассажира будет низким, то он испытает на себе некие ограничения, которые ранее касались лишь водителей. Клиенту придется подумать, стоит ли вести себя по-хамски в очередной поездке. Ведь может оказаться так, что в следующий раз из-за низкого социального рейтинга, который ему поставят водители, его просто никто не захочет обслуживать.
Что, если социальный рейтинг со временем присвоят каждому?
Если люди получат возможность оценивать друг друга за любые действия, то это приведет к неравенству в правах. Если ты хорошо себя ведешь, приятен в общении, то общество поставит тебе высокий балл. Это повысит твое влияние и статус, откроет перспективы к новым достижениям.
Если ты всех подводишь, создаешь проблемы окружающим, ведешь себя по-хамски, то в этом случае, твой социальный рейтинг будет падать. Общество начнет избегать общения с тобой. Тебе будет доступна только самая низкооплачиваемая грязная работа.
А еще человеку с низким социальным рейтингом могут отказать в поездке на поезде. Ему вряд ли владельцы жилья сдадут в аренду квартиру. Банки будут отказывать таким людям в выдаче кредитов, а супермаркеты не станут продавать продукты по акции. Человек с низким социальным баллом может столкнуться с серьезными ограничениями, стать изгоем.
Система социального рейтинга в действии
В Китае система социального рейтинга уже тестируется. Однако отношение к такому раскладу остается двоякое. С одной стороны это дисциплинирует, подстегивает человека стать лучше. С другой стороны, как в любом нововведении, могут проявиться самые неожиданные неприятные последствия такого деления людей, например, в виде тотального контроля.
В России социальный рейтинг используется лишь в некоторых случаях. Мы уже упоминали о системе оценок пассажиров в Яндекс Такси. Что-то подобное практикую банки. Ведь прежде чем выдать человеку кредит, финансовые учреждения также проверяют кредитную историю. И если она не очень хорошая, в выдаче займа могут отказать.
Что будет дальше – покажет время. Возможно, опыт китайцев переймут другие страны. Но, если бы каждый задумывался над своим поведением и контролировал свои поступки, то необходимость в введении системы социального рейтинга отпала бы сама собой. Но, пока что, об этом приходится только мечтать.
В России введут «социальный рейтинг граждан», как в Китае?
В соцмедиа пошли слухи о том, что одна из российских IT-компаний, которая специализируется на обработке больших массивов данных, проводит эксперимент по созданию так называемого «социального рейтинга» граждан.
Как пишет телеграм-канал «Не Дума», «итоговым результатом становится оценка гражданина, учитывающая его потенциальную общественную и криминальную опасность. По словам разработчиков, эта система, как минимум, пока не будет использоваться для политического рейтингования россиян, зато «очень поможет» банкам, страховым организациям, учебным заведениям и нанимателям.
В будущем представители компании также собираются (с помощью лингвистического и поведенческого анализа действий гражданина в соцсетях, мессенджерах и в реальности) также прогнозировать невозврат заемных средств, недобросовестность в сделках и угрозу обществу со стороны субъекта анализа».
В общем, цифровое будущее уже здесь, и не сказать, чтобы будущее это было сильно светлым. Если проект успешно заработает, то лучше вообще отказаться от того, чтобы брать кредиты. А то мало ли. Тут и коллекторы будут не нужны, потому что «социальный рейтинг» (если брать за пример китайский проект, который работает в тестовом режиме с 2014–2015 года) позволяет просто поражать в некоторых правах людей с низкой оценкой.
Например, в праве на свободное и комфортное передвижение. Человеку с низким рейтингом не продают билет в более комфортный вагон поезда или электрички или вообще запрещают свободное перемещение между китайскими провинциями. Или же, например, выезд за рубеж. Со съемом гостиничных номеров тоже могут возникнуть проблемы.
Распространяются последствия низкого рейтинга и на детей. К примеру, детям таких «недобросовестных» китайских граждан запрещено учиться в дорогих частных школах.
В Китае, впрочем, условия рейтинга распространяются не только и не столько на экономику, сколько на политическую и социальную благонадежность. Учитывается, например, время, проведенное в социальных сетях и компьютерных играх, курение в неположенных местах и «распространение ложных новостей».
Что касается России, то речь здесь пока идет о достаточно узком сегменте проверки — о кредитах. Но, в принципе, раз окунувшись в дивный новый мир цифровой власти, потом очень трудно остановиться. Тем более, что критерии типа «распространения ложных новостей» так и просятся в условия рейтинга и контроля. Тем более, что и законодательная база уже есть.
С другой стороны, все же мы не Китай, и у нас такую систему запустить будет значительно сложнее. В Китае все цифровые платформы, социальные сети и мессенджеры централизованы. По сути, они являют собой одну глобальную цифровую среду, которая контролируется и местными властями, и центральной властью, и компаниями, которые работают в IT-сфере, сами в значительной степени являясь частью государства.
В России все же куда больше разнообразие в использовании самых разных цифровых площадок, многие из которых никакого отношения к российскому государству не имеют. Правда и в этих «других государствах» цифровая сфера идет примерно по тому же пути тотальной деанонимизации с предоставлением силовым и правительственным структурам огромных массивов персональных данных.
Впрочем, все эти «социальные кредиты» и рейтинги могут составляться на основе простого чтения и анализа информации, которую пользователь сам добровольно и публично оставляет в Сети. Ну и поднять его данные по кредитам, налогам и прочим финансовым делам тоже проблем не составит. В конце концов, государственная система в России все больше и больше оцифровывается.
С одной стороны, конечно, такие «рейтинги» помогут оперативнее находить нарушителей закона. Но в контексте последних событий возникают сомнения, не станут ли некоторые честные граждане РФ жертвами то ли ошибок, то ли откровенного произвола. Потому что такие рычаги влияния на людей на сегодняшний день гарантируют практически абсолютную власть.
В том же Китае, если снова обращаться к первооснове нынешних российских инициатив, уже формируются два рейтинга: «черный» — для самых неблагонадежных и, следовательно, пораженных в правах — и «красный» — противоположный по значению. Но это Китай, и у них там свои социальные «заморочки».
А вот наше общество и без того расколото по многим фундаментальным линиям, и дополнительный раскол по позициям в социальном цифровом рейтинге, наверное, не совсем то, что нужно было бы сейчас для сохранения целостности и единства российского общества.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Рейтинг человека: сделает ли он нашу жизнь лучше на самом деле
«Рейтинг человека» (англ. “Human rating”), является числовым значением, которое присваивается человеку на основе определенного набора критериев.
Это явление часто используется в научной фантастике (сериал «Черное Зеркало», третий сезон, серия “Nosedive”) и даже присутствует в реальной жизни (вспомним выдачу социальных кредитов в Китае на основе рейтинга Zhima Credit).
Тем не менее, стоит лишь чуть больше углубиться в данную тему, изучив различные статьи и блоги, посвященные персональному рейтингу, чтобы пессимистически взглянуть на то, как данный феномен влияет на поведение людей, а именно — делает их поступки автоматическими, предсказуемыми и, как бы странно это не звучало, менее гуманными.
Впрочем, эта концепция интересна и с другой точки зрения.
🔹 Можно ли усовершенствовать и откорректировать рейтинг человека так, чтобы он стал полезен для людей, которые предоставляют услуги и подтолкнуть их к положительному поведению во время сотрудничества?
Мы, в Sapien Wallet, считаем, что можно. С помощью инновационного легкого кошелька, Sapien Wallet призван создать экосистему, в которой люди смогут оценивать и анализировать компании и друг друга после осуществления транзакций. Этот «пост-транзакционный» рейтинг, как его называет Sapien Wallet, будет использоваться для определения числового показателя другого человека/бизнеса, демонстрируя насколько выгодно доверять этому человеку или бизнесу.
Соучредитель и генеральный директор стартапа Sapien Wallet Сергей Лысюк утверждает следующее:«Наш Human Rating будет первым в своем роде, он обеспечит по-настоящему объективный рейтинг, основанный на достоверных и надежных данных, полученных после транзакции».
Мы искренне (и справедливо) считаем, что большинство интернет-рейтингов и обзорных платформ являются уязвимыми для фальсификации и искажения данных, что делает такие сервисы если не бесполезными, то крайне ненадежными. Вот почему было решено создать собственное, полностью децентрализованное приложение, которое хранит данные пользователей и отзывы в блокчейне. Именно это, по словам Сергея Лысюка, «повышает доверие пользователей к сервису».
Все это конечно хорошо, но несет ли Human Rating пользу для людей на самом деле? Мы приведём несколько примеров, в которых Sapien Wallet был бы более выгодной альтернативой.
С момента появления вебсайтов, на которых можно оставлять обзоры и составлять рейтинги, люди начали руководствоваться подобными площадками при принятии решений. Люди ищут совета на Yelp и Google Reviews при выборе ресторана, пользуются сервисом Rotten Tomatoes при выборе фильма и штудируют приложение TripAdvisor при выборе направления будущего путешествия.
Несмотря на то, что для большинства людей подобные рейтинги не являются «окончательным вердиктом», очевидно, что они существенно влияют на решение человека при поиске желаемого. Глядя на высокий рейтинг объекта, пользователи могут убедиться в правильности собственного выбора, а низкий рейтинг в свою очередь заставит человека рассмотреть другие варианты. Подобные рейтинги встречаются повсеместно, и их массовая распространенность способствовала тому, что люди не рискуют осуществить покупку, не взглянув хотя бы глазком на отзывы и обзоры других покупателей.
Перенося такие оценки на людей, human rating позволяет получить схожие преимущества. Подобно ресторану, фильму или девайсу, люди, взаимодействующие и совершающие транзакции с другими людьми, будут иметь возможность оставить оценку и отзыв, чтобы численно отобразить свое взаимодействие с другой стороной. Все просто: чем чаще ваше сотрудничество с кем-то заканчивалось положительно, тем выше становится ваш рейтинг. Подобно тому, как люди применяют обзоры и рейтинги в качестве инструмента для принятия более обоснованных решений, «human rating» позволяет людям делать лучший выбор в отношении людей, кому они хотят довериться или взаимодействовать.
Меритократическая экосистема, в которой людям отдают должное и вознаграждают за приносимую пользу, может быть реализована с помощью «human rating». Очевидно, что онлайн-рейтинги товаров и услуг оказывают существенное влияние на решение потенциального клиента. Чем выше рейтинг, тем больше вероятность того, что пользователь остановит свой выбор именно на этом варианте. Как результат, люди, предлагающие свои услуги на платформе, получат стимул для обеспечения наилучшего обслуживания с целью поддержания или достижения высокого рейтинга.
Human Rating создает здоровую конкуренцию, ведь клиенты будут четко видеть пользователей с более высоким рейтингом, и, скорее всего, выберут для сотрудничества именно их. Мы наблюдаем подобную тенденцию на таких сайтах как Fiverr, где исполнители получают оценки от клиентов, а потенциальные клиенты в большинстве случаев выбирают исполнителя с самым высоким рейтингом. Персональный рейтинг позволит предельно ясно и легко определить человека, заслуживающего вашего времени, внимания и денег, в то время как раньше нужно было полагаться только на удачу.
Контроль, система сдерживания и противовесов, подотчетность — все это механизмы, существующие на рабочем месте, в школе, в политике и во многих других областях для поддержания определенного уровня качества и обеспечения приемлемого поведения и действий отдельных людей. Human rating становится отражением самого человека, проецируя то, что другие люди испытывают по отношению к нему. Это означает, что ваши действия и поведение во взаимоотношениях, которые могут быть оценены другим человеком, скорее всего, улучшатся. Просто теперь существует механизм, в рамках которого люди будут нести ответственность за то, как они ведут себя по отношению к другим.
Одним из примеров является разница между поведением обычных таксистов и водителей из таких приложений, как Uber или Lyft. Большинство людей сходятся во мнении, что водители, оказывающие услуги такси через приложения, обеспечивают более высокий уровень сервиса и проявляют более позитивное поведение по отношению к клиентам. Это связано с тем, что таксисты находятся под пристальным вниманием пассажира, а их действия и поведение определяют высоту оценки, присваиваемую клиентом, что, как упоминалось выше, является определяющим фактором в получении потенциальных клиентов в будущем. Благодаря такой подотчетности можно наблюдать значительное улучшение поведения людей, оказывающих услуги.
Human rating – это инструмент, разработанный с целью быстрого принятия решения о том, заслуживает ли той или иной человек вашего доверия. Люди всегда стремятся к созданию прочных и доверительных отношений, но на это не всегда хватает времени. Рейтинг человека в экосистеме Sapien Wallet стремится заполнить пробел недоверия между людьми и создать сообщество, в котором обмен оценками происходит в положительном и взаимовыгодном ключе.
Стартап Sapien Wallet намерен собрать средства во время Equity Token Offering (ETO), начиная с 27 апреля 2020 года. Мы полагаем, что ETO позволит обеспечить большую подотчетность и доверие между инвесторами и создателями стартапа.
Кредит на свободу: как изменится общество в Китае после запуска системы оценки поведения граждан
Наступивший год принес новость, которая еще пару лет назад была бы похожа на сценарий для фантастического сериала. В Китае с 1 января официально приняли и юридически закрепили так называемую систему социального кредита.
Теперь у каждого гражданина появился стартовый рейтинг в 1000 баллов. Далее каждый поступок, каждое действие человека в обществе анализируется и ему либо добавляют, либо снимают баллы. А дальше, если личный рейтинг растет, то ты становишься образцовым гражданином и получаешь скидки, льготы, низкие ставки по кредиту и прочие приятности от государства.
Это небывалый по своему размаху и амбициям проект построения «идеального мира», который в литературе вполне сошел бы за утопию. С помощью цифровых кнута и пряника Китай строит идеальное общество законопослушных, вежливых и надежных во всех отношениях людей. Теперь, все, что происходит в жизни каждого гражданина, подлежит строгому учету и оценке. Разработчики назвали это социальным рейтингом.
Больше шести лет власти Китая разрабатывали и отрабатывали все нюансы новой программы. Сотни тысяч камер наружного наблюдения с системой распознавания лиц, сотни мобильных приложений и интернет ресурсов были объединены в единую информационную базу. Платежные системы, социальные, дорожные и коммунальные службы предоставляют всю имеющуюся у них информацию о каждом человеке.
Специальный алгоритм рассчитывает балл социального рейтинга для каждого человека. Далее, в зависимости от количества баллов, определяется, насколько доступными могут быть самые разные сферы жизни. Например, доступность достойного образования, покупка билетов на самолеты и поезда, размещение в отелях класса люкс.
Контроль проникает даже в частную жизнь. Наказание в виде понижения рейтинга грозит и за недостаточную помощь, например, пожилым родителям. Лишиться жизненно важных баллов можно за не очень активное участие в общественных делах или праздный образ жизни. Низкий рейтинг фактически делает человека изгоем.
В наши дни уже никого не настораживает, что любой сервис в интернете, любое приложение в мобильном телефоне требуют регистрации. И мы, не задумываясь, вводим свои персональные данные, чтобы получить ту или иную услугу.
В России уровень цифровизации окружающего нас пространства один из самых высоких в мире. Цифровые системы уже самостоятельно, практически без участия человека, собирают и анализируют информацию о многих из нас. И происходит это в обычной, повседневной жизни.
Привычный всем каршеринг, например, особые отношения с клиентами использует уже давно. Чтобы показать, как это работает, «Звезда» пригласила троих своих сотрудников. Кто-то из них пользуется каршерингом достаточно часто, кто-то реже. Кто-то проезжает большие расстояния, кто-то нет. У кого-то спокойный стиль вождения, а кто-то, порой, бывает нарушает ПДД. И все это в итоге сказывается при аренде автомобиля. Когда все трое через приложение заказали один и тот же автомобиль, агрегатор показал для каждого разные цены.
При всем очевидном удобстве таких технологий, противников тотального цифрового контроля достаточно много. И главный аргумент у них весьма серьезный. Даже самые совершенные в плане безопасности системы и базы данных могут оказаться в руках преступников или заинтересованных лиц. Есть и чисто моральная сторона вопроса: далеко не многие готовы встраиваться в заранее подготовленную, одинаковую для вех систему.
Пока во всем мире опыт китайской социально-цифровой революции еще только пытаются изучить и проанализировать, Microsoft готовится шагнуть еще дальше за пределы привычной морали. Недавно компьютерный гигант объявил о создании цифровых копий умерших людей в виде виртуальных собеседников. Разработчики заявляют, что можно будет воссоздать голос, внешний вид и даже характер умершего. В перспективе не исключено и создание роботов, полных копий человека. И в этом смысле эпизод известного сериала о роботах, заменяющих умерших родных и близких, уже не кажется фантастикой.