ресивер или усилитель что лучше для музыки

Каждому своё: AV ресивер или стереоусилитель?

Сохранить и прочитать потом —

Планируя приобретение тех или иных компонентов домашней аудиосистемы, будущий пользователь сталкивается с большим количеством вопросов, в которых не всегда можно разобраться без специалиста. В результате может получиться набор компонентов, который, может быть и неплохо звучит, но удовольствия своему владельцу не доставляет. Почему так? Всё дело в нюансах, которые порой являются решающими. Например, выбор компонента, отвечающего за коммутацию и усиление звука.

Усилитель или ресивер? Этот вопрос задавал себе чуть ли не каждый, кто планировал покупку новой аудиотехники. Для кого-то это должно было стать новой покупкой, а кто-то апгрейдил уже имеющуюся систему, стараясь привнести в неё больше возможностей и улучшить звучание. И вот на этапе выбора очень многие шли в неверную сторону. Проблема заключается в непонимании принципиальной разницы между этими двумя устройствами. А она есть. Попробуем разобраться…

ресивер или усилитель что лучше для музыки

Итак, начнём с особенностей выбора техники в наши дни. Мы приучены рекламой выбирать то, что обладает максимально возможным набором функций. Естественно, в дальнейшем мы и половиной из этого пользоваться не будем, но на стадии выбора голосуем кошельком именно за обширные возможности. А значит, выбираем AV ресивер. Что такое, в сущности, этот самый ресивер? Если не влезать в технические дебри, то по сути это тоже усилитель, только не стереофонический, а многоканальный. Традиционно в нём не менее пяти каналов усиления. А вместе с ними в одном корпусе находятся система коммутации, декодирования, обработки. То есть, это по умолчанию более сложный по сравнению со стереоусилителем прибор. И, имея какую-то строго определённую сумму на покупку, среднестатистический покупатель выбирает то, в чём больше функций. При этом совершенно игнорируя свои истинные потребности. А выбор этот весьма прост. Если вы большую часть времени работы будущей системы планируете слушать музыку, то вам лучше обратить внимание на стереофонический усилитель. А если вы заядлый киноман, а музыка для вас либо как редкое времяпрепровождение либо как фон, то в этом случае вам нужен AV ресивер.

ресивер или усилитель что лучше для музыки

Почему так? Почему меломану не стоит покупать ресивер? Всё дело в особенностях его конструкции. Как мы уже уяснили выше, при одинаковой стоимости мы можем купить либо простой усилитель либо более сложный AV прибор. Однако, в ресивере у нас функций больше, а значит, где-то нас ждёт компромисс. И он есть. Это аудиотракт. Он более простой и менее требовательный. Во-первых, для стерео используются более качественные элементы. Снова вспомним, что мы располагаем фиксированной суммой на покупку. Отсюда можно сделать логический вывод, что мы купим либо два качественных стереоканала либо пять чуть менее хороших. Не забудем, что в эту стоимость у нас ещё входит процессор, набор декодеров и ещё масса коммутационной электроники. Во-вторых, аудиотракты для музыки и кино создаются по разным принципам. Для музыки важны тонкость, чувствительность к малейшим изменениям, «воздух». В то же время кинофонограмма полна мощными динамическими перепадами звуковых эффектов, яркими и чёткими тембрами, характеризующими ту или иную сцену. Если упростить описание, то музыкальная запись позволяет услышать и представить, тогда как саундртек в кино сопровождает картинку. Да, в обоих случаях звук создаёт определённое настроение, но они принципиально разные.

Против требовательного меломана выступают ещё и особенности схемотехники AV ресивера. Дело в том, что большая часть ресиверов из недорогого и среднебюджетного диапазонов не имеют возможности отключения блока обработки звука: эквалайзера, пространственного процессора, декодеров. И, даже если такой ресивер и оборудован схемой bypass с возможностью обхода процессорной части, то на аналоговый тракт всё равно влияют помехи от работающих микропроцессоров. Многие AV приборы позволяют «хитрость» – подключение стереосигнала непосредственно к многоканальному входу, если ресивер таковым оборудован. В этом случае музыка действительно звучит более естественно и объёмно. Однако, как мы уже говорили выше, конструкция усилителя ресивера такова, что определённая часть музыки так и не достигнет акустических систем, так как затеряется в шумах от наводки электронной части и навеки утихнет в самом аудиотракте. Вряд ли меломан-аудиофил будет рад такому результату.

ресивер или усилитель что лучше для музыки

Так что же делать? Думаем, это уже понято. Техникой необходимо пользоваться строго по её основному назначению. То есть, если вы любите кино, то выбирайте AV ресивер. Однако, если вы меломан, то забудьте о всех дополнительных функциях и многоканальном звуке. Всё равно вы ими не будете регулярно пользоваться. Лучше заплатите эти деньги за более высокое качество звука.

Источник

Стереоусилитель против многоканального ресивера: финал

Можно ли вообще сравнивать стереоусилитель с многоканальным ресивером в плане качества звука? На первый взгляд сравнение не совсем корректно: мол, всё равно что складывать столы со стульями. Однако поскольку покупателю частенько приходится выбирать между ресивером и усилителем, то как выяснить, какой вариант оптимальный? Согласитесь, не проведя всеобъемлющего сравнения, включая объективные измерения, ни за что не определить, какой путь единственно верный!

О бесплатных советах на форумах Сами посудите, кто в наш век абсолютного торжества чистогана что-то станет делать за просто так? Да, изначально форумы задумывались как места общения единомышленников, но уж больно удобно здесь под видом своего в доску рекламировать выгодный товар! Что ж, дуализм свойствен нашему мирозданию, как свет и тень, как вирус и антивирус, как… (впрочем, примеров уже достаточно). Посему ничего не поделаешь, отделять мух от котлет придётся учиться самостоятельно. Первая категория завсегдатаев аудиофорумов – прожжённые аудиофилы, которых хлебом не корми – дай хоть с кем-то поговорить на любимую тему. Большинство аудиофилов презирают любые измерения, полагаясь лишь на свой персональный слух. Якобы уши – лучший измерительный инструмент. Замечу, система слуха человека устроена так, что с её помощью ничегошеньки измерить нельзя. Не пригодятся уши и для измерения длины: слишком разные уродились по размеру у тех или иных людей. Короче, полагаться только на слух, да ещё по памяти – всё равно что измерять питона в попугаях. В действительности тренированный слух подготовленного человека позволяет оценить, звучит исследуемый объект хуже или лучше по сравнению с неким эталоном. Причём корректно сравнивать звучание по памяти способны лишь единицы суперпрофессионалов. Просто память людей на нюансы звука так устроена, что быстро «размывается». Так что не соблюдая экспертную методику прослушивания сравнением с тщательно подобранным референсом, получишь лишь субъективное мнение – и не более того. А поскольку слух у людей очень сильно различается, один «ИМХО» ровным счётом ничего не значит и нужно набирать независимую статистику. Вторая категория форумчан – виртуальные эксперты. Самые опасные «эксперты» – это те, кто оккупировал все подряд форумы под видом эдакого предобренького знатока, рубахи-парня. Кто эти люди на самом деле – закамуфлированные продавцы, преследующие только свои корыстные цели, или слоняющиеся от скуки бездари? В принципе, не столь важно, главное, что, сбившись в стаи, мнимые эксперты норовят съесть с костями всех, кто мыслит не шаблонно, то бишь не подпевает. В свою очередь, продавцы делятся на цивилизованных и… в общем, понятно каких. Цивилизованный продавец не скрывает своего настоящего имени и адреса, не подменивает ники и т.д. – короче, он доступен не только в Сети, но и в реальном мире. Главное, он дорожит своей репутацией и отвечает за свои слова. К советам таких продавцов имеет смысл прислушаться, поскольку опыт, как правило, немалый и товар продвигается достойный. Чреваты последствиями советы «бывалых» людей, бездумно начитавшихся красочных журналов, но в руках живьём никогда ничего не державших. Желание блеснуть эрудицией (ну и что, что сугубо теоретической, без правильного аналитического анализа) преобладает над здравым смыслом, благо Интернет позволяет это делать безнаказанно. Теперь уже ясно, какой контингент форумчан раздаёт советы направо и налево пачками, абсолютно ни за что не отвечая в итоге. В случае суровой разборки ник-нейм легко сменить, а место жительства на форумах стало традицией указывать уклончиво, например – Гренландия… В лучшем случае якобы «тестирование» проводится навскидку (на глазок и т.п.), при этом «знатоки» абсолютно не утруждают себя даже элементарной предварительной проверкой соответствия первого попавшегося экземпляра нормальным техническим параметрам. Например, колонки могут оказаться с подсевшими пищалками, а усилитель с подсаженными транзисторами-конденсаторами, но скоропалительные выводы будут сделаны. Пойманные за руку, псевдоэксперты бессовестно выкручиваются, нагло перевирая недавно ими же сказанное. Дискутировать с подобной публикой совершенно бессмысленно, поскольку лучший аргумент у неё – это хамство, а об элементарной культуре остаётся только мечтать. Чуть что не по вкусу, эти «товарисчи» начинают вопить как резаные: тест проплачен! проплачен! проплачен. В реальном мире за клевету придётся отвечать, а на форумах пока всё сходит с рук. Справедливости ради следует признать, что на форумы заглядывают и достопочтенные люди (чтобы взаимообразно поделиться опытом), но таковых меньшинство. По ходу дела желанные форумчане порой щедро дарят подсказки, но на остальное времени у них не хватает. Оставшаяся часть пришедших на форумы – это вопрошатели, надеющиеся на толковый и одновременно бесплатный совет. А где обычно бывает бесплатный сыр, надеюсь, все уже знают. Классическая «песня» форумов – ресивер для кино, усилитель для музыки – распевается в Интернете на все лады. Кто авторы-солисты, догадаться несложно. В частности, осчастливленные на века владельцы дорогущей, «элитной» стереоаппаратуры (кто же признается, выложив, к примеру, 3000 у.е., что с тем же конечным результатом мог бы потратить в три раза меньше?). Сюда же примыкают те, кто ни разу не слышал правильного многоканала, довольствуясь случайными впечатлениями от первых попавшихся комбинаций. Лично я не против стерео и даже двумя руками за! Однако давайте не будем втюхивать стереоусилители всем без разбора. Кому-то нравится старое доброе стерео, а кто-то предпочитает продвинутый многоканал, особенно на честно записанных дисках DVD-audio и SACD. Каждому своё! А роль истинного эксперта сводится к беспристрастному разъяснению преимуществ и недостатков всех направлений.

Итак, напомню, проводится сравнение добротного бюджетного ресивера Yamaha THR-5460RDS (европейская модификация мегапопулярной 440-й модели) с новой моделью HI-FI-стереоусилителя Harman/Kardon HK-970.

Источник

Ресивер против усилителя: отборочный поединок

Почему выбор пал на, в общем-то, бюджетный (

270 у.е.) ресивер Yamaha THR-5460RDS, с одной стороны, и на именитый, причём флагманский усилитель Harman/Kardon HK-970 (

Во-первых, данная Yamaha – не что иное, как обновлённая европейская версия знаменитой 440-й модели (призёра авторитетной EISA), обладающей незаурядными возможностями усиления в стереорежиме. Во-вторых, эта модель имеет непосредственное отношение к целой плеяде ресиверов Yamaha, завоевавших широкую популярность у покупателей во всём мире («исторически» ресиверы Yamaha не отрубаются на высокой громкости даже с нагрузкой 4 Ом). В-третьих, просто это очень удачная модель ресивера, отлично справляющаяся с усилением 5 каналов. «Вопросы есть? Вопросов нет».

Стереоусилитель Harman/Kardon модели HK-970 является развитием отлично себя зарекомендовавшей чисто аналоговой модели НК-670. Благодаря полностью цифровому управлению в HK-970 появилась возможность настраивать тембр и баланс прямо с пульта. В плане выходной мощности к любым усилителям Harman/Kardon нареканий, как правило, не бывает. Аппараты фирмы славятся высокой скоростью изменения тока и минимальной отрицательной обратной связью при высоком коэффициенте демпфирования. Отмеченные факторы позволяют укрощать даже самую строптивую акустику, в том числе низкоомную.

Спецификация

(по сведениям производителя)

Технические решения

Большинство современных транзисторных Hi-Fi-усилителей (тем паче расхожего класса В) построено по традиционной схеме: за входным каскадом следует усилитель напряжения и выходной каскад с последовательным питанием транзисторов по постоянному току. Зачастую «супербюджетники» имеют непосредственное, без переходного конденсатора, подключение нагрузки. С недавних пор вместо биполярных транзисторов в выходном каскаде стали использовать полевые с изолированным затвором (MOSFET). По сравнению с биполярными транзисторами MOSFET выгодно отличаются линейностью характеристик и существенно лучшими частотными свойствами. Отмеченные особенности полевых транзисторов позволяют достигать высокого качества звучания усилителя относительно простыми средствами. Наиболее распространены «полевики» фирмы Toshiba. В последнее время новоявленные интегральные микросхемы усиления (так называемые операционники) начали вторгаться в святые пенаты хай-фай. Дискретное, то есть чисто транзисторное, раздельное по каналам усиление уже преподносится как существенное преимущество и обязательно отмечается в рекламе жирным шрифтом. В остальном сходства больше, чем различий, а если судить по демонстрируемым параметрам, то принципиальных нововведений и того меньше. Первейший козырь – мощность усилителя. Что именно за этим стоИт (и почему столько стОит), не принято афишировать. Чем же могут отличаться нынешние усилители при одинаковой мощности помимо качества элементной базы? Как известно, даже хорошо спроектированный усилитель подвергается «коверканию» при технологической реализации. Из-за чего появляются искажения сигнала, вызванные, в частности, монтажными наводками (от токов выходного каскада на входные цепи усилителя). Особенно это заметно на высоких частотах, на которых усиливаются паразитные связи. Но главное в усилителе – это питание. У большинства серийно изготавливаемых усилителей ёмкость накопительных (фильтрующих) конденсаторов блока питания явно недостаточна по той простой причине, что электрические конденсаторы больших номиналов ( > 10 000 мкФ) – далеко не самые дешёвые элементы. А «бюджетная» ёмкость фильтрующих конденсаторов приводит к так называемой «зажатости» динамики усилителя (которую проблематично оценить посредством стандартных измерений). Отдельные авторы утверждают, что «настоящий звук» начинается при суммарной ёмкости фильтрующих конденсаторов не менее 45000 мкФ при напряжении питания 40 В. Правда, повышение напряжения питания, скажем, в 2 раза даёт увеличение энергии в 4 раза, так что, как говорится, возможны варианты.

Начинку рассматриваемого ресивера оригинальной не назовёшь. Действительно, зачем изобретать велосипед? Что касается питания, то было бы наивно ждать фантастической щедрости от производителя в бюджетном сегменте. Трансформатор, конечно, не тороидальный (видали мы и таковые, но без должного звука), зато немаленький и увесистый. Если не придираться к мелочам и обилию перемычек на унифицированных платах, то всё сделано без ляпов. Но хитрО. Короче, почти всё видно на фото. Пользуясь случаем, замечу: компоновку элементов лихо копируют производители «третьего эшелона», выпускающие, мягко говоря, не шибко музыкальные ресиверы дешевле 200 у.е.

ресивер или усилитель что лучше для музыки

ресивер или усилитель что лучше для музыки

ресивер или усилитель что лучше для музыки

ресивер или усилитель что лучше для музыки

ЦАПы, АЦПы и прочие цифровые чипы сегодня нас мало интересуют. Отмечу лишь одно: даже если ЦАП в ресивере качественный, это ещё не значит, что достаточно любого дешёвого плеера с цифровым выходом (у многих «супербюджетников» цифровой выход реализован не намного лучше аналогового).

Так, а как выглядит современный Hi-Fi-усилитель изнутри? Шикарно. Внушительные радиаторы с более правильным оребрением. По две «банки» конденсаторов (12000 мкФ 63 В) на канал. Ферритовые кольца на силовом проводе. Ну и прочие излишества.

ресивер или усилитель что лучше для музыки

ресивер или усилитель что лучше для музыки

ресивер или усилитель что лучше для музыки

Что касается аналоговой части, то она явно побогаче ресиверной. Да и монтаж покачественнее (цена и падающий на стереоусилители спрос обязывают). Никто не спорит, не обошлось без фирменных ноу-хау как с той, так и с другой стороны. Однако что покажут измерения?

Измерения

Наряду с собственной методологией в измерениях использовалась общедоступная программа RMAA версии 5.5. Скачав эту программу, каждый желающий, обладающий сносной саунд-картой, может измерить характеристики своего усилителя. Единственное – следует помнить, что на «колоночных» выходах усилителя напряжение может достигать нескольких десятков вольт, а стандартная карта имеет вход на +/-1,4 В. Поэтому надо (!) либо паять пару простейших делителей напряжения, либо подключать последовательно два идентичных (левый и правый каналы) сопротивления номиналом 2. 100 кОм и потом пересчитывать полученные результаты относительно реальной нагрузки.

Схемы делителей напряжения из разных элементов (резисторов, конденсаторов или катушек)

АЧХ акустических систем оценивалась импульсным методом с последующим скользящим сглаживанием 1/3 октавы. Удаление измерительного микрофона – 1 метр по умолчанию. Амплитуда (магнитуда) представлена на графиках в относительных единицах, то есть без пересчёта в абсолютное звуковое давление. Измерения проводились в помещении

50 кубических (20 квадратных) метров с типично жилой реверберацией. Отражения звука, искажающие АЧХ, при необходимости учитывались.

Насколько измеренные параметры зависят от частоты, отражено на графиках далее по тексту. К сожалению, вышеуказанная программа автоматически нормирует АЧХ при графических построениях. Это следует учитывать при анализе и интерпретации. Ещё необходимо иметь в виду, что фиксируемый завал выше 20 кГц в большей мере вызван характеристиками ЦАП и АЦП карты, использовавшейся при измерениях. То есть негативный вклад тестируемых усилителей гораздо меньше, чем «измерительной» карты.

Функционирование тембра стереоусилителя Harman/Kardon: АЧХ

Стереоусилитель Harman/Kardon: собственный шум

Стереоусилитель Harman/Kardon: искажения (THD)

Стереоусилитель Harman/Kardon: проникновение каналов

Функционирование тембра ресивера Yamaha: АЧХ

Ресивер Yamaha: собственный шум

Ресивер Yamaha: искажения (THD)

Ресивер Yamaha: проникновение каналов

Тембр усилителя работает более чисто, ресивер умудряется привнести 2-ю и 3-ю гармоники даже с «минусовыми» регулировками. Впрочем, величина паразитных гармоник не столь велика, чтобы паниковать.

Сравнение работы тембров предлагается рассмотреть поподробнее. Напомню, построенные программой графики надо мысленно совместить на частоте 1 кГц. Помимо меньших привносимых искажений тембр стереоусилителя простирается на самые низкие частоты и чуть дальше по частоте начинает подъём на ВЧ. Настройка тембра работает чётко, в полном соответствии со спецификацией. Внимание: когда НК-970 на своем табло высвечивает +6 dB Bass, эта величина справедлива для 50 Гц, а когда +6 dB Treble, то для 10 кГц. Аналогично и у ресивера Yamaha (для 60 Гц и 10 кГц).

Сравнение тембра стереоусилителя Harman/Kardon и ресивера Yamaha

Сравнение тембра стереоусилителя Harman/Kardon и ресивера Yamaha: собственный шум

Весьма любопытно реальное проникновение каналов. Как видно из графиков (см. ниже), зависимость от частоты ярко выражена, и усилитель с ресивером здорово повторяют друг друга. Причём тембр явно играет второстепенную роль. Очевидно, используются одинаковые схемотехнические решения.

Сравнение тембра стереоусилителя Harman/Kardon и ресивера Yamaha: проникновение каналов

Теперь посмотрим, как влияет замена хорошего ресивера продвинутым стереоусилителем на звучание конкретной акустической системы (графики импеданса которой приведены в обзорах «От народного мультимедиа к массовому Hi-Fi. Обзор новейшего 5.0-комплекта пассивной акустики Microlab V3630» и «Красота требует жертв. Обзор набора 5.0-акустических систем Hi-Fi Sven HP-780»). Замечу, АЧХ (даже полученная импульсным методом) отражает лишь «стационарные» свойства озвучиваемого сигнала. Так или иначе, изменение очень мало и заметно только на самых низких частотах. А вот задействование тембра стереоусилителя позволяет получить существенную прибавку на басах (6…7 дБ на 20 Гц).

Для другой акустической системы (с более сложным импедансом) влияние замены ресивера на усилитель, как показывает практика, может быть существенно иным. В том числе на высоких частотах. Вот один пример. Синий график АЧХ даёт ресивер, а красный – наш стереоусилитель. Полученный результат на высоких частотах, прямо скажем, неожиданный. Различие слишком велико, чтобы дать внятное объяснение. Неужели импеданс может так подкузьмить? Налицо необходимость дальнейших исследований.

Экспертное прослушивание

В качестве «референса» использовались следующие акустические системы:

ресивер или усилитель что лучше для музыки

ресивер или усилитель что лучше для музыки

Признаюсь, лично мне больше понравился звук, обеспечиваемый стереоусилителем, независимо от того, какая акустическая система была подключена. На подобранных с умом колонках ресивер в стерео звучал очень достойно. Различие между нашими героями порой столь мало и трудноуловимо, что «метать икру» (то бишь транжирить деньги) не глядя не имеет никакого смысла. Справедливости ради надо сказать, что внешний вид Harman/Kardon действует гипнотически, парализуя разум и волю. Честное прослушивание «в тёмную» людьми с разным слухом на удачно подобранной акустике, думаю, сравняет шансы наших подопытных.

Красавец мужчина! В полном расцвете…

Проще простого начать «гнобить» источник звука. Мол, DVD-плеер не есть «вери гуд», и нужен полноценный Hi-Fi-проигрыватель CD. Знаем-знаем, уже проходили! Давайте не будем лезть в Hi-End с его сумасшедшими ценами. Общеизвестно, что прибавка в качестве звучания уменьшается по мере роста цены. Нас же интересует золотая середина: та переломная точка, когда цена ещё не прыгает, сорвавшись с цепи как бешеная, а качество звука уже вышло на оптимум.

Соглашусь с теми, кто утверждает, что стереоусилитель уровня Harman/Kardon HK-970 полностью раскроет свой потенциал на более серьёзных акустических системах. Возникает лишь один вопрос: на каких именно? Полочники за 600 у.е., напольники за 1200? А не многовато ли? Чай, зарплаты в среднем у нас ещё не европейские!

Однако вернёмся к результатам прослушивания вышеуказанной акустики. Так, в списке значатся новые колонки, посему позвольте пару слов о них отдельно.

ресивер или усилитель что лучше для музыки

ресивер или усилитель что лучше для музыки

Итак, разница в звучании стереоусилителя и ресивера есть, но на правильно подобранной акустике заключается лишь в мельчайших нюансах. Кому-то подобные нюансы важны, кому-то совершенно не нужны. Важно отметить тот факт, что на эталонных по качеству стереозаписях в плане глубины сцены и локализации источников усилитель показал себя во всей красе. А на обычных записях и при небольшой громкости разница малозаметна.

На малой громкости и усилителю, и ресиверу явно не хватает тонкомпенсации. А её-то и нет!

На приличной громкости стереоусилитель лучше контролирует бас и чище усиливает высокие частоты. К сожалению, любые акустические системы (а вышеуказанные и подавно) при таких условиях начинают сами по себе плодить гораздо больше искажений. Хорошо сателлитам Kef2005, на басах им помогает мощно резвый активный сабвуфер. Усилителю или ресиверу остаётся работёнка плёвая: усиливать частотные составляющие фактически только выше 80 Гц. А вот с полочниками дела обстоят похуже. Баса катастрофически не хватает, приходится компенсировать тембром на всю катушку. Увы, тембр ресивера с этой задачей толком не справляется (а если бы был максимум на 100…110 Гц, как у большинства ресиверов, то было бы ещё хуже!). При подспорье басом с помощью тембра усилителя Bronze хоть как-то оживают на НЧ (басовик колбасит не на шутку, начинаешь побаиваться за его пластмассовую раму). Небольшим напольникам типа Eltax тоже несладко: ФИ настроен на 30 Гц, и если добавить жару НЧ-тембром в усилителе, то на большинстве записей появятся искажения.

Напоследок – о выходе на наушники и о «птичках». У ресиверов Yamaha он реализован отлично. Студийные и хай-файные наушники звучат великолепно. Стереоусилителю Harman/Kardon трудно противопоставить что-то существенное, кроме тембра. В Direct усилитель блеснёт разве что на низкоомных наушниках с раскрашенной АЧХ. Прискорбно, но с тембром у Harman/Kardon (только при выходе на наушники с отключённой акустикой) как раз не всё гладко. Досаждает и отсутствие индикации выключения режима Direct, при котором настройки тембра не действуют. Добил Harman/Kardon сбросом пользовательских настроек при выключении из розетки. Ресиверы Yamaha все настройки помнят как минимум несколько недель.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *