рерих картины смотреть в хорошем качестве
Николай Константинович Рерих Roerich, Nikolas (1874-1947)
Альбом содержит 2680 картин и рисунков Николая Рериха, собран в хронологической последовательности и разбит на 6 частей.
Краткая биография
Николай Константинович Рерих, художник, археолог, писатель, юрист и посланник мира родился в Санкт-Петербурге 9 октября 1874 года. Уже в раннем возрасте у него проявился талант к археологии и рисованию. В возрасте шестнадцати лет он хотел поступить в Академию художеств, чтобы продолжить карьеру художника, но его отец настаивал на том, чтобы он стал адвокатом. Был достигнут компромисс и в 1893 году Николай поступил одновременно в Академию искусств и в Петербургский университет.
Ранние года
В конце 1890-х произошёл расцвет русского искусства, особенно в Санкт-Петербурге, где авангард формировал группы и союзы во главе с молодым Сергеем Дягилевым, который занимался с Рерихом в юридическом училище и был одним из первых, кто оценил его художественный талант. Молодой художник познакомился со многими композиторами и художниками того времени – Мусоргским, Римским-Корсаковым, Стравинским и басом Федором Шаляпиным. Позднее он разрабатывал дизайн нотных наборов для этих композиторов.
После окончания университета Рерих женился на Елене, дочери архитектора Шапошникова и племяннице композитора Мусоргского. У них родились два сына: Святослав и Георгий.
Рерих занял пост секретаря Школы Общества поощрения искусства, став впоследствии его главой, первой из многих позиций, которые Рерих займёт в качестве учителя и деятеля искусств.
Объединение искусств, которое поощрял Рерих, свидетельствовало о его способности гармонизировать и находить соответствия между кажущимися конфликтами или противоположностями во всех сферах жизни. Его талант к синтезу позволил ему соотнести субъективные ощущения с объективной, философской, научной, восточной мудростью с западными знаниями и построить мосты понимания между такими очевидными противоречиями.
Художник и дизайнер
Летом 1903 и 1904 годов Рерихи путешествовали по России и посетили, в общей сложности, около 40 городов. Цель заключалась в том, чтобы противопоставить стили и исторический контекст русских древних памятников, церквей, городских стен и замков. Оказалось, что во многих случаях им пренебрегали столетиями. Будучи археологом и искусствоведом, Николай придавал этому ключевое значение в культурной истории России. Он решил обратить внимание на ситуацию и как-то организовать защиту и сохранение древних памятников, с этой целью он написал серию из семидесяти пяти работ.
Впечатления от этого путешествия имели длительный эффект, поскольку по возвращении в 1904 году Рерих обнародовал план, который, как он надеялся, будет способствовать повсеместной защите таких культурных ценностей, план, изложенный тридцать один год спустя в «Пакте Рериха». Такое мышление не было обычным явлением в те дни, оно подчёркивало важность того, чем сегодня большинство стран мира занимаются в рамках сохранения своего культурного наследия.
В 1906 году Сергей Дягилев организовал выставку русских картин в Париже. Там были представлены шестнадцать работ Николая Рериха. А в 1909 году он представил Шаляпина в «Иване Грозном» Римского-Корсакова с костюмами и нарядами, созданными Рерихом. В половских танцах из «Короля Игоря» Бородина, также оформленного Рерихом и в других балетах Дягилев представил корпус русских танцоров, который позже стал известен как «Русские балеты», в который вошли Павлова, Фокин и Нижинский.
Николай Рерих активно работал вместе с Игорем Стравинским над балетом «Le Sacre du Printemps» («Весенний обряд»).
В 1915-1917 годах семья Рерихов жила в Финляндии. В России разбушевалась революция и возвращение было бы опасным. В 1918-м Николай провёл выставку живописи в Стокгольме и оттуда семья отправилась в Лондон. Сэр Томас Бичем пригласил художника оформить новое производство «Принца Игоря» для оперного театра Ковент-Гарден.
Позже Рерих принял приглашение Чикагского института искусств приехать в Америку. Экскурсия открылась успешной выставкой в Нью-Йорке в 1920 году. Кроме показа более своих 400 картин в американских городах, Рерих работал над декорациями и костюмами к спектаклям «Снегурочка» и «Тристан и Изольда» для Чикагской оперной труппы. Во время своих путешествий по Америке он написал серию картин в Нью-Мексико и в Монхегане, штат Мэн. Его впечатлил дух предпринимательства, царивший в Америке, и Николай описал положительное влияние, которое это развивающееся явление оказало на мир.
В 1921 году он основал Иинститут объединённого искусства в Нью-Йорке, в котором планировал реализовать образовательные концепции, включённые в учебную программу в Санкт-Петербурге. Институт процветал, но не выжил после 1937 года из-за Великой депрессии. Фонды закончились и это вызвало полный крах организации, которую Рерих и его сторонники пытались построить.
В 1949 году институт возродился как Музей Николая Рериха в здании из коричневого камня на 107-й Западной улице, где он работает и по сей день. В нём находится одна из самых обширных коллекций работ художника в мире.
Вера и Дух
В мае 1923 года Рерихи отправились в Индию, где на этой нестареющей земле, среди снегов Гималайского хребта, они стремились объединить свои мысли с вечностью. Они обосновались в Бомбее в декабре 1923 года и оттуда начали путешествовать по культурным центрам и историческим местам, где встречались с индийскими мыслителями, учёными, художниками и писателями. К концу декабря в Сиккиме на южных склонах Гималаев, они начали тяжелый поход через тридцать пять горных перевалов от четырёх до шести с половиной километров в высоту.
Рерих считал, что горы помогают обрести мужество и развить силу духа. И, несмотря на препятствия, куда бы они ни пошли, вера Рерихов в существенную благость жизни и духовность человека только усиливалась.
Шедевры Рериха из Восточной серии девятнадцати картин, изображающих религиозных учителей мира, Мохаммеда, Иисуса, Моисея, Конфуция и Будду, индийских и христианских святых и мудрецов, свидетельствовали о единстве религиозного стремления и общих корнях человеческой веры.
В конце этой масштабной экспедиции, в 1928 году семья обосновалась в долине Куллу на высоте 2000 метров в предгорьях Гималаев. Там они основали свой дом и штаб-квартиру Гималайского научно-исследовательского института Урусвати, который был организован для изучения результатов уже проведённых и будущих исследований. Деятельность Института включала ботанические, этнологические, лингвистические исследования и исследования археологических объектов.
Знамя мира
По возвращении в Нью-Йорк, Николай Рерих предложил заключить договор о защите культурных ценностей в периоды войны и мира. Используя в качестве примера Красный Крест, он подготовил Пакт, в котором предполагалось, что флагом, «Знаменем Мира», будут отмечены все места, находящиеся под его защитой. В дизайне этого флага использованы три сферы, окружённые кругом пурпурного цвета на белом фоне. В основе интерпретации этого символа – союз религии, искусства и науки, которые являются аспектами культуры, изображённой в виде окружности или прошлых, настоящих и будущих достижений человечества, охраняемых в кругу Вечности.
Пакт Рериха был согласован двадцатью странами Северной и Южной Америки и подписан 15 мая 1935 года в Белом доме президентом Рузвельтом, позднее к нему присоединились и другие страны. Этот договор по-прежнему остаётся в силе. Многие люди, группы и ассоциации по всему миру продолжают пропагандировать Пакт, Знамя и их основополагающие принципы.
Рерих был номинирован на Нобелевскую премию мира за работу, проделанную им в области сохранения культурного наследия человечества.
Следование изысканности и красоте мира было священным для Рериха. Он считал, что, хотя земные храмы и артефакты могут погибнуть, мысль, воплощённая в них, не умирает, а является частью вечного потока сознания – стремлений людей, питаемых их направленной волей и энергией мысли. Наконец, он считал, что мир на Земле является главной предпосылкой для выживания человечества и непрерывного процесса духовной эволюции.
Николай Рерих умер в Куллу 13 декабря 1947 года и его пепел был захоронен под горами, которые он так любил и изображал во большинстве из своих почти семи тысяч работ.
Николай Рерих – гениальный художник и пророк, который предсказал своими картинами войны ХХ века и их исход
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Николай Рерих занимался и археологическими изысканиями во множественных экспедициях, он был неординарным мыслителем и писателем, основателем собственного университета в Гималаях. Вместе со своей семьей художник прошел путь через весь Дальний Восток и Среднюю Азию, составляющий около 25 тысяч километров и сделал величайший вклад в самые различные области искусства и культуры.
Невзирая на то, что большую часть жизни Рерих и его семья были вынуждены жить за пределами России, гениальный художник по праву считается исконно русским. Рерих, оставаясь верным своему почерку до конца творческого пути, в котором была заложена основа используемая иконописцами в древнерусских фресках и иконах, всегда с теплом и незримой любовью писал о своем отечестве и народе: «Для кого же мы все трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего, для русского народа мы перевидали и радости, и трудности, и опасности. Для народа русского мы трудились. Ему несем знания и достижения».
В Индии, где Н.К. Рерих провел большую часть своей жизни, его называли Махариши (Великий Святой) и Химаватпутра (Сын Гималаев). Ему удалось воплотить в своей живописи восточные образы величественных горных хребтов, огненного и ультрамаринового неба в удивительном сочетании с красочным русским колоритом иконописи и лубка.
Героическая серия полотен Николая Рериха, посвященная ратным подвигам России
Художник предвидел ход мировых событий и исходы мировых войн, во времена которых ему пришлось жить. Предвидя Отечественную войну с Германией, Рерих посвятил ратному подвигу русского народа множество картин и статей, где писал: «Великая Родина, все духовные сокровища твои, все неизреченные красоты твои, всю твою неисчерпаемость во всех просторах и вершинах мы будем оборонять». А в сами военные годы им написаны такие значительные полотна, как «Поход Игоря», «Александр Невский», «Партизаны», «Победа». А также в различных публикациях выражал свой патриотический взгляд в защиту Страны советов и веру в силу духа и мужество советского народа.
В произведениях этого периода живописец проводит параллельную черту между «героикой старины глубокой» и войной, шагнувшей на порог современного ему мира. Его работы звучат как напоминание и предостережение, что всегда нужно помнить об уроках истории, ибо «история… сурово наказывает тех, кто ее забывает».
Художник, всем сердцем переживающий за судьбу Родины, неоднократно организовывал экспозиции своих работ, с целью их продажи в пользу советской армии.
«Стрелы неба — копья земли» — одно из значительных полотен живописца серии предвоенных и военных картин 1914-1915 годов, впечатляющее своими внушительными размерами, огненной всепоглощающей цветовой гаммой, стилизацией.
В дневнике в начале 1940 года Николай Рерих записал: «Сейчас пишу картину «Весть Тирону» — призыв к обороне Родины…».
В этой работе живописец отразил события военных огненных лет языком древнерусских былин и легенд. Полотно, написанное в 1942 году в преддверии решающей битвы на Волге под Сталинградом, пророчило победу в ней и перелом в ходе войны.
Святослав Рерих, младший сын художника преподнес в дар полотно «Победа» сибирским ученым как дань уважения.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Картины Рериха
mp-3-плейер
(музыкальное сопровождение)
Небесный бой. 1912. Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
Чудо. Серия «Мессия». 1923 г. Местонахождение картины: Государственный музей Востока, Москва
Знаки Христа. Серия «Знамёна Востока». Местонахождение картины: частная коллекция, Москва
Матерь Мира. Серия «Знамёна Востока». 1924 г. Международный центр-музей им. Н.К.Рериха
Тзонг-Ка-Па. 1924 г. Серия «Знамёна Востока» Местонахождение: частная коллекция
Ясный вечер. 1924 г. Серия «Гималаи» Местонахождение: частная коллекция, Москва
Горы из Сошинга. 1924 г.Из серии «Гималаи» Местонахождение: Международный цент-музей им.Н.Рериха
Превыше гор. 1924 г. Серия «Его Страна» Местонахождение картины: частная коллекция, Москва
Жар-Цвет. 1924 г. Серия «Его Страна» Местонахождение: частная коллекция
Сокровище Мира. 1924 г. Серия «Его Страна» Местонахождение: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк
Сжигание тьмы. 1924 г. Серия «Его Страна» Местонахождение: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк
Звезда Матери Мира. 1924 г. Серия «Его Страна» Местонахождение: частная коллекция, Россия
Гималаи. 1924 г. Серия «Сикким» Местонахождение: частная коллекция, США
Ступени Гималаев. Серия «Сикким» Местонахождение: частная коллекция, Нью-Йорк
Матерь Турфана. 1924 г. Серия «Сикким» Местонахождение: частная коллекция, США
Будда победитель. 1925 г. Серия «Знамёна Востока» Местонахождение: частная коллекция, Москва
Чаша Христа. 1925 г. Серия «Знамена Востока» Местонахождение: частная коллекция, Москва
Магомет на горе Хира. 1925 г. Серия «Знамена Востока» Местонахождение: частная коллекция, Россия
Моисей водитель. Серия «Знамена Востока» Местонахождение: частная коллекция, Россия
Миларепа услышавший. 1925 г. Серия «Знамёна Востока» Местонахождение: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк
Скрещение путей Христа и Будды. 1925 г. Местонахождение: Международный музей Рериха, Москва
Озеро Наг. Серия «Озёра и Гильгитский путь» Местонахождение: частная коллекция
Исток Инда. 1925 г. Местонахождение: Международный музей-центр им. Н.К. Рериха, Москва
Знамена грядущего. Сюита «Майтрейя»1926г.Местонахождение: Нижегородская Государственная художественная галерея
Конь счастья. Сюита «Майтрейя» Нижегородская Государственная художественная галерея
Шёпоты пустынь. Сюита «Майтрейя» 1926 г. Нижегородская Гос-я художественная галерея
Приказ Ригден-Джапо. 1927 г. Местонахождение: частная коллекция, Москва
Весть орла. 1927 г. Местонахождение: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк
Агни-Йога. Проект фрески (I) 1928 г. Местонахождение: частная коллекция, США
Агни-Йога. Проект фрески (I) 1928 г. Местонахождение: частная коллекция, США
Сосуд нерасплесканный. 1927 г. Местонахождение: частная коллекция
Чёрная Гоби. 1928 г. Местонахождение: частная коллекция
Буреин-гол. Цайдам 1928 г. Местонахождение: частная коллекция
Перевал Тангла. 1928 г. Местонахождение: частная коллекция
Чудь подземная.1929 г. Местонахождение: частная коллекция
Форт Бхарагарх. Серия «Кулу» 1929 г. Местонахождение: Международный центр-музей Н.К.
Ступа в Чунг-тю. 1928 г. Местонахождение: частная коллекция, США
Цайдам. 1929 г. Местонахождение: частная коллекция, США
Эскиз декорации к балету И.Ф.Стравинского «Весна священная» 1929 г.Местонахождение: Музей Н.Рериха
Илья Пророк 1931 г. Местонахождение: Nicholas Roerich Museum, New York
Жанна Д’Арк, Триптих 1931. Коллекция Боллинга, Гранд Хейвен, Мичиган
Архат. 1932 г. Местонахождение картины: Художественный музей г. Аллахабада, Индия
Брахмапутра 1932 г. Местонахождение картины: Государственный художественный музей, Рига, Латвия
Священная Тангла 1932 г. Местонахождение картины: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк
Мадонна Орифламма (Червоннопламенная)1932 г. Местонахождение: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк
Его тень (Тень Учителя) 1932 г. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Звезда героя 1932 г. Местонахождение: Музей индийского искусства, г. Варанаси, Индия
Воин Света 1933 г. Коллекция Стиббе, Гринуич, США
Гималаи. Розовые горы 1933. Музей Н.К.Рериха, Нью-Йорк
Шатровая гора 1933. Музей Н.К.Рериха, Нью-Йорк
Чантанг. Северный Тибет (тибетский стан) 1939. Музей исскуств народов мира
Гималаи (лунный закат) 1940. Музей исскуств народов Востока, Москва
Философ. Тишина. 1940 г. Государственный Музей искусств Востока, Москва
Гесер-хан. 1941 г. Местонахождение: частная коллекция, Москва
Нанда-Деви 1941 г. Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
Неведомый старик Местонахождение: Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
Полунощное. 1943. Музей исскуств народов Востока, Москва
Ангел последний 1942. Международный Центр Рерихов, Москва
Борис и Глеб 1943. Музей исскуств народов Востока, Москва
Песнь о Шамбале. 1943 г. Местонахождение: Государственный музей искусства Востока, Москва
Канченджунга. 1944 г. Местонахождение: Государственный Музей Востока, Москва
Горное озеро. Перевал Бара-Лача Местонахождение: Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
Гималаи 1945 г. Музей искусств народов Востока, Москва
Н.К.Рерих. Клад захороненный 1947. Холст, темпера. 91,4×153,3 см
Огни на Ганге 1947. Международный Центр Рерихов, Москва
Тибет. Музей исскуств народов Востока, Москва
Художественное наследие Рериха огромно. Его картины, эскизы декораций, рисунки хранятся в музеях и частных коллекциях многих стран мира. В России крупные собрания произведений Рериха, кроме Третьяковской галереи и Музея искусства народов Востока в Москве, находятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, в Нижегородском художественном музее и в Новосибирской картинной галерее.
Картины Рериха в собрании Третьяковской Галереи представляют основные этапы творческого пути художника. В 1897 году П.М. Третьяков приобрел полотно «Гонец». выставленное на весенней ученической выставке в Академии художеств в Петербурге. Собирателя заинтересовали идеи молодого талантливого художника, его замыслы по созданию большой серии картин, посвященных начальной истории Руси. Третьяков намеревался собрать всю будущую серию, но в 1898 году знаменитого коллекционера не стало, и его пожелание не сбылось полностью.
Несколько картин Рериха затем были приобретены Советом галереи. В разные годы были получены его произведения в дар, приобретены у частных лиц, некоторые из них поступили из Государственного Музейного фонда. В 1949 году Галерея приняла ряд картин Рериха, ранее находившихся в Русском культурно-историческом музее в Праге.
Отец надеялся, что Николай, как старший сын, наследует его профессию, станет юристом, но рано определившееся призвание привело Рериха после окончания гимназии К.И. Мая в 1893 году в стены петербургской Академии художеств. По настоянию отца он, тем не менее, вынужден был одновременно поступить на юридический факультет университета.
В Академии Рерих стал посещать мастерскую А.И. Куинджи. Метод преподавания Куинджи отличался от системы прочих профессоров. Он стремился, прежде всего, развить в своих учениках чувство декоративности цвета. Не отказываясь от работы с натуры, он настаивал на том, чтобы картины писались по памяти. Художник должен был в себе вынашивать образ будущего произведения, продумывать его композицию и цвет. Так когда-то творили византийские и древнерусские иконописцы, старые итальянские и нидерландские мастера, буддийские художники Востока. Именно так Рерих впоследствии писал свои картины, называя их «сочинениями». Он редко делал к ним подготовительные этюды и эскизы.
Увлечение Рериха Востоком не взялось из «ниоткуда», как иногда пишут. В этом смысле он даже не был оригинален: не шел вразрез со своим временем, не опережал его, а, напротив, вполне соответствовал его духу. На переломе веков Россия переживала увлечение Индией и всем ориентальным. В 1890-1891 годах наследник престола, будущий император Николай II, в сопровождении востоковеда князя Э.Э. Ухтомского посетил многие города Индии и привез оттуда огромную коллекцию предметов буддийского культа. В 1893 году в залах Зимнего дворца была устроена специальная выставка. У 19-летнего Николая Рериха захватывало дух от статуэток будд, маленьких изображений ступ, четок; нетерпеливыми пальцами он перелистывал огромный красочный каталог, описывающий все представленные предметы. От них веяло тайной.
Его крайне интересовал вопрос общих корней России и Азии.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов