ремонт можно только остановить
Кто ответит за ущерб в квартире из-за капремонта?
В нашем доме домоуправление меняет трубы отопления, которые ведут к батареям между квартирами. Сами батареи менять не будут — только трубу. На месте соединения новой трубы и старой батареи хотят вкрутить кран. При этом им все равно, что в квартире дорогой ремонт. Мне сказали, что сломают и потолок, и плитку, так как трубу надо поменять.
Кто будет возмещать мне убытки за испорченный ремонт? А если я откажусь менять эту трубу, кто будет отвечать, если швы потекут? А то мне звонят и запугивают.
За имущество, которое повредят подрядчики, будет отвечать фонд капитального ремонта, УК или ТСЖ — смотря как в вашем доме копят деньги на капремонт. Если они не возместят ущерб добровольно, придется доказывать размер убытков в суде. А если вы откажетесь заменить трубу и из-за этого протечка будет в других квартирах, то за этот ущерб придется заплатить вам.
Расскажу, как найти крайнего, если после капремонта вашей квартире потребуется ремонт, и почему лучше все-таки согласиться заменить трубу.
Кто ремонтирует общее имущество многоквартирного дома
Внутридомовая система отопления — стояки, обогревающие элементы, общедомовые приборы учета тепла — относится к общему имуществу многоквартирного дома. Разница между общим имуществом и имуществом собственника простая: общее имущество обслуживает два или более помещений в доме, а имущество собственника — только его помещение.
К общему имуществу относятся, например, лестницы, лифты, крыша, чердак, подвал, земельный участок, фасад дома. Все это принадлежит всем собственникам помещений в доме.
Труба, которая идет к батарее в вашей квартире, — это стояк отопления. Он хотя и находится внутри квартиры, но считается общим имуществом, потому что используется для нужд всего дома. А радиатор отопления — это уже имущество собственника, потому что обслуживает только вашу квартиру.
Так как общее имущество принадлежит всем собственникам в доме, то они должны оплачивать его капитальный ремонт. Деньги на капремонт жильцы могут собирать двумя способами: на специальном счете в банке или в фонде капитального ремонта. Считается, что новым домам лучше копить деньги на спецсчете, а старым — в фонде капремонта.
Специальный счет — это копилка одного конкретного дома. Деньги на нем принадлежат собственникам. Жильцы на общем собрании выбирают владельца счета — обычно это представитель УК или ТСЖ, но можно выбрать и региональный фонд капремонта. Владелец открывает в банке счет, на котором копятся деньги на капремонт. Когда приходит время ремонтировать дом, собственники снова собираются и решают, какие работы нужно провести и кто это будет делать.
Фонд капитального ремонта, его еще называют региональным оператором, — это общий котел всех домов региона, которые не открыли спецсчет. По умолчанию деньги на капремонт копятся именно на счете регоператора. В этом случае все взносы идут в общак, из которого по мере необходимости берут деньги. Когда придет время конкретного дома, его отремонтируют из общих средств.
Узнать, каким способом жильцы собирают деньги на капремонт в вашем доме, можно на сайте «Реформа ЖКХ». Для этого введите свой адрес в строку поиска на главной странице. Затем нажмите на адрес дома и перейдите во вкладку «Паспорт». Там появятся сведения о доме: общая площадь, год ввода в эксплуатацию, серия и тип постройки здания, а также способ формирования фонда капитального ремонта.
Кто оплатит ремонт в квартире, если его испортят подрядчики
Из вашего вопроса непонятно, как формируется фонд капремонта в вашем доме, поэтому опишу порядок действий для обоих случаев.
Если деньги копятся на счете регоператора. Региональный оператор — это государственная организация, которая создана, чтобы ремонтировать общее имущество в многоквартирных домах. Когда приходит время ремонтировать дом, оператор нанимает подрядчиков, дает им задание, а потом принимает и оплачивает работу. Так как подрядчиков выбирает оператор, то именно он отвечает за убытки, которые они причинили. Это касается как ущерба, который нельзя было предотвратить, так и того, что подрядчики причинили по ошибке.
Расходы на восстановление стен, потолков и пола обычно закладывают в смету капитального ремонта. Поэтому, скорее всего, подрядчики после замены необходимых коммуникаций сразу восстановят все, что сломали. Но это касается только строительных конструкций — клеить обои или класть плитку подрядчики не будут.
Бывает, что в ущербе виноват сам подрядчик: неправильно закрыли крышу и затопило квартиру, меняли трубы и испортили кухню. Во всех случаях ответственность за действия подрядчиков несет региональный оператор. Причем как до подписания акта выполненных работ, так и в течение пяти лет после этого.
Вот план действий на случай, если подрядчики повредят ваше имущество:
Этот же порядок действий подойдет, если хотите взыскать с регионального оператора стоимость восстановления покрытий на полу или потолке. Мне не удалось найти ни одного решения суда по такому делу. Скорее всего, никому не хотелось судиться из-за куска обоев: время и силы на суды стоят дороже.
Другое дело, если собственник закрыл доступ к общему имуществу несъемной конструкцией. Например, вы решили, что трубы не вписываются в интерьер квартиры, и спрятали их за декоративной колонной из гипсокартона. Если подрядчикам потребуется доступ к этим трубам, они демонтируют все, что им мешает, но ущерб вам никто не возместит. Обеспечить доступ к общедомовым коммуникациям — обязанность собственника. Это подтверждает и судебная практика.
Если деньги копятся на спецсчете в банке. В этом случае ситуация с возмещением ущерба аналогичная, только обращаться нужно уже не к региональному оператору, а к владельцу спецсчета. Конечно, за исключением случаев, когда владелец счета — фонд капремонта.
Деньги на спецсчете принадлежат собственникам квартир, они распоряжаются ими на общем собрании. Жильцы выбирают банк, в котором собираются открыть спецсчет, и владельца счета. Обычно это организация, которая управляет домом: УК или ТСЖ. Если собственники выбрали владельцем счета фонд капремонта, то отвечать за ущерб будет фонд.
Подрядчиков для ремонта выбирают собственники, но могут уполномочить на это и владельца счета. Заказчиком ремонта будет владелец счета, а значит, он и будет отвечать за подрядчиков. Причем заказчик ремонта будет компенсировать собственнику ущерб своими деньгами. Списывать со спецсчета деньги по убыткам УК, ТСЖ или фонда капитального ремонта нельзя, даже если они связаны с капремонтом.
Определение ВС РФ от 10.12.2018 № 301-ЭС18-21764 PDF, 192 КБ
Потолок, настенные и напольные покрытия, которые повредили подрядчики, также будет ремонтировать владелец спецсчета. Но только если вы сами не закрыли их декоративными элементами.
За все заплачено
В вашем доме грядет капремонт? Советы, что нужно сделать, чтобы он не превратился в кошмар
3. Но если вы не пустите ремонтников в квартиру, то, когда в стояке лопнет старая труба, ремонт в залитых квартирах будете делать за свой счет.
7. В отличие от других регионов страны, в которых жители домов-памятников за капремонт платят дороже, у москвичей взнос одинаковый со всеми другими горожанами. Сейчас он составляет 18 руб. 86 копеек за квадратный метр. Но ремонт дома, относящегося к историческому наследию города, обходится, конечно же, намного дороже обычного, рядового. Поэтому за счет взносов москвичей проводится только ремонт систем, включенных в программу капремонта. А вот сами работы по реставрации этих домов осуществляются за счет бюджета города. Работы по новому порядку начинаются с 2020 года.
8. Жители каждого десятого дома в столице копят деньги на капремонт не в общем котле, на счету регионального оператора, а на своем спецсчете. Городские власти такой подход всячески поддерживают. «Это значит, что люди поняли, что они действительно собственники и готовы взять на себя ответственность за свой дом». Поэтому схему перехода на специальный счет от регионального оператора в Москве даже упростили. Федеральной нормой предусмотрен в качестве переходного периода год, а в Москве все происходит в течение трех месяцев.
Если в доме затянулся ремонт
Пожаловаться можно по телефону оперативной диспетчерской службы Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города: +7 (495) 695-64-20. Или обратиться в электронную приемную.
Телефон городской комиссии по обеспечению общественного контроля за реализацией региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Москвы:+7 (495) 223-48-30.
РЕМОНТ НЕЛЬЗЯ ЗАКОНЧИТЬ, ЕГО МОЖНО ТОЛЬКО ПРЕКРАТИТЬ.
Пришло время ремонтировать кухню. Под нами бригада рабочих переоборудовала помещение почты под магазин. Обратились к ним с просьбой взяться за ремонт нашей 9-метровой кухни. Женщина, руководитель компании ремонтников, долго хвалила нас за правильный выбор их фирмы, обещала быстро и качественно произвести работы. Посчитав объем работ, назвала сумму. Мы хоть и чайники в этих делах, но плата за ремонт (материалы наши) показалась явно завышенной. Однако согласились. Рабочие рядом, не надо искать. Получив аванс, работники принялись за дело, появляясь на 2 – 3 часа в нашей квартире, в перерывах между работой на основном объекте. Вместо обещанной недели, работы продолжались более месяца. Качество отвратительное. Все время руководитель фирмы требовал произвести дополнительные денежные взносы. При очередном вымогательстве, когда мы внесли уже 60% платы, отказались давать деньги, объяснив, что окончательно расплатимся после завершения работ.
Несколько слов о рабочих. Парень (в общем-то хороший человек), делавший нам потолок из панелей (напартачил так, что потом мы с ним оторвали все панели и вновь налепили, но уже без щелей), носил на руке часы за 70 тыс. руб. Другой мастер, выравнивающий нам стены и клеивший обои, хвастался, что в иной месяц получает до 140 тыс. руб.
Я связался с нашим другом, делавшим нам ванную и туалет и рассказал про происходящее. Он приехал, замерил объем ремонтных работ, подсчитал и заявил, что нас надули более, чем в два раза. Был очень возмущен происходящим и попросил организовать ему встречу с начальницей бракоделов для разговора. Директор фирмы, зная, что мухлюет, наотрез отказалась от встречи со специалистом и больше денег с нас не требовала. Результаты работы этих горе мастеров на фото:
12.Так состыкованы обои на прямой стене. Мастера говорили, что когда высохнут, стык исчезнет. Ага, счас, прошло несколько лет, видимо еще сохнет.
Ремонт прихожей сделали вдвоем с женой, без привлечения посторонних (наш друг мастер «золотые руки» работал в автосервисе, времени на подработку у него не было) В процессе маленько ругались, мирились (каждый хотел руководить), но сделали все своими руками качественно. См. фото:
13.В отличае от «мастеров» профессионалов, обои поклеили без видимых стыков.
Для ремонта квартиры наняли бригаду, а они срывают сроки, что делать?
Чем грамотнее были оформлены договорённости с этой бригадой, тем больше возможностей повлиять на них в случае, когда договорённости не соблюдаются. Грамотное оформление подразумевает:
Если у вас был письменный договор, и указанные в нём сроки уже нарушены, можно предъявлять претензию. Закон о защите прав потребителей (ст. 28) разрешает в таком случае как полностью расторгнуть договор, так и, например, потребовать уменьшения цены работ, возмещения затрат на доделку работ с привлечением другой бригады. Также дополнительно у вас есть право на неустойку — её размер составляет 3% от цены работ за каждый день просрочки, но не больше общей цены заказа.
Можно воздействовать на бригаду за счёт предоплаты, если она у вас внесена частично. К примеру, вы можете отказаться вносить очередной платёж до тех пор, пока не будут выполнены уже оплаченные работы. Кстати, этот же способ можно использовать, если в работах нашли недоделки. Если по претензии договориться не удаётся, остаётся обращаться в суд с иском о защите прав потребителя.
Самый проблемный вариант — если у вас не было ни договора, ни расписки в передаче денег. Такое часто случается, если работы заказывают у кого-то по рекомендации знакомых. Почему-то считается, что раз знакомые — значит, не обманут. Отсутствие документов ограничивает вашу возможность на обращение в суд, хотя подать претензию всё-таки стоит.
Ещё один вариант — привлекать к решению ситуации тех же самых знакомых, которые порекомендовали бригаду. Также на ремонтников, работающих без оформления ИП или ООО и уплаты налогов, можно жаловаться в налоговую инспекцию. Даже если это не приведёт к возврату вам денег или полному выполнению работ, вы сможете создать недобросовестной бригаде проблемы с контролирующими органами.
Как принимать ремонт, чтобы вас не обманули
«Ремонт нельзя закончить, можно только остановить» гласит народная мудрость. Но «останавливать» его, конечно, хочется на том этапе, когда сделанные работы полностью устраивают. На что обратить внимание, принимая квартиру у бригады ремонтников и как защитить свои права, читайте в нашей статье!
Все по договору!
Перед тем, как доверить квартиру бригаде, обязательно нужно подписать договор. Здесь необходимо быть внимательным: хотя в договоре, как правило, прописываются все работы, которые должны выполнить мастера, могут случиться и «недопонимания». Например, если вы строго хотите, чтобы стены в квартире были выровнены, отметьте это отдельным пунктом. И, напротив, если хозяин квартиры решил сэкономить и не платить за такую работу, нужно зафиксировать (устно и письменно), что подобная услуга не нужна. Это дорогостоящее мероприятие, и «внезапно» обнаружить его в списке работ никому не захочется.
Важно! В договоре должны быть указаны: сроки проведения работ, перечень работ, качество работ, если таковое регулируется какими-либо нормами или постановлениями. Например, в СНиП 3.04.01-87 есть классификация типов подготовки стен: она может быть простой, улучшенной и высококачественной. Каждая должна отвечать определенным критериям. Если вы хотите получить на выходе определенное качество, укажите это в договоре с отсылками на Нормы и Правила.
Ваши права нарушили: как правильно жаловаться?
Черновой этап работ
Ему часто не уделяют должного внимания – заказчик может посчитать, что «смотреть пока не на что». Однако именно черновой этап работ определяет, насколько ремонт будет долговечным, а жизнь в квартире – комфортной. Поэтому необходимо присутствуйте на приемке лично и обратить внимание на важные нюансы.
Какие лампочки предпочтительнее использовать в обычной квартире?
После осмотра квартиры владелец подписывает акт приема черновых работ. Если есть какие-то претензии, необходимо сообщить о них в письменной форме и не подписывать акт приема тех работ, качество которых не устроило. В этом случае составляется отдельный документ, не в полном объеме, а после устранения недостатков – дополнительный акт приема работ. Дополнительный акт подписываетсяся с актуальной датой.
Финальный этап работ, отделка
Завершение ремонта – момент, которого с нетерпением ждут, наверное, все хозяева квартир. И качеству отделочных работ уже уделяют больше внимания. Все же перечислим нюансы, на которые нужно обращать внимание в первую очередь.
Чего боится стиральная машина, и как продлить ее жизнь?
После того, как эти и другие нюансы выяснены, если качество работ устраивает, подписывается акт приемки окончательных работ. А в случае наличия претензий их необходимо перечислить в письменном виде и требовать устранения неисправностей и недостатков, только после этого можно подписывать документы.
Как подстраховаться?
Чтобы быть уверенным в том, что скрытых дефектов в ремонте нет, есть смысл заключить договор с профессиональным строителем и пригласить его при приеме работ как консультанта. Он сможет обратить внимание на те аспекты, которые недоступны человеку, далекому от этой сферы. А также сумеет договориться с ремонтниками «на их языке» и объяснить, что именно и как нужно переделать. Небольшие деньги, которые будут затрачены на такого консультанта, окупятся многократно, ведь чаще всего после завершения ремонта определенные недостатки обнаруживаются. С некоторыми можно мириться, но иные могут существенно испортить жизнь. Поэтому лучше не рисковать и сразу убедиться, что все работы проделаны хорошо.