регионоведение специальность кем работать можно

В процессе учебы гарантируется увлекательный процесс преподавания, который поможет изучить несколько иностранных языков, побывать на практике заграницей, устроиться на престижную, высокооплачиваемую работу.

Описание специальности «Зарубежное регионоведение»

Кафедра подготавливает специалистов для конкретного региона. Окончив высшее учебное заведение, можно проявить себя консультантом по политической ситуации изучаемого региона, экономического статуса, историческим и культурным ценностям и др.

регионоведение специальность кем работать можно

Выделяют несколько специализаций, по следующим регионам:

Содружество независимых государств (СНГ).

Крупные Вузы России для обучения по специальности

Получить профильную специальность можно не только в учебных заведениях Москвы, а также и в других регионах. Специальностью можно владеть в 73 региональных университетах 21 города России.

ТОП 8 ведущих высших образовательных учреждений России

регионоведение специальность кем работать можно

Первая позиция по праву принадлежит Московскому государственному университету имени М. В. Ломоносова с рейтингом 647 балла.

Второе место занимает Московский НИУ «Высшая школа экономики» – 606 рейтинг.

Третью позицию занимает Национальный исследовательский государственный университет из Томска – 568 рейтинг.

Четвертую позицию удерживает Ростовский Южный федеральный университет с рейтингом 557 баллов.

Пятое место отведено Санкт-Петербургскому политехническому университету Петра Великого с рейтингом – 548 баллов.

Шестое место у Екатеринбургского Уральского федерального университета имени Б. Н. Ельцина – 547 рейтинг.

Седьмая позиция у столичного Российского университета дружбы народов (РУДН) – 546 баллов.

Восьмое место принадлежит Московскому государственному институту международных отношений (университет) (МГИМО) – 536 баллов.

Какие экзамены сдают абитуриенты

Высшие учебные учреждения имеют право вводить сдачу дополнительных наук для приема на факультет.

регионоведение специальность кем работать можно

Традиционные вступительные испытания по следующим наукам:

русский язык – обязателен;

история – профильный предмет, на усмотрение вуза;

география – на усмотрение вуза;

обществознание – на усмотрение вуза;

иностранный язык – на усмотрение вуза.

Сроки обучения и формы обучения

Длительность обучения, после завершения СОШ, составляет четыре года, а по окончании присваивается ученая степень «бакалавр».

регионоведение специальность кем работать можно

Отдельные вузы могут предлагать дистанционное обучение, но такая система возможна, если уже есть профильное образование.

Ряд высших учебных заведений предлагают продолжить обучение и поступить в магистратуру.

Магистратура дает ряд преимуществ: облегчение поступления в аспирантуру, получение более углубленного и фундаментального опыта, полагаться на более значимую должность и достойной вознаграждение, так как хорошие регионоведы всегда имели высокий спрос на российском и зарубежном рынках труда.

Кем можно работать после обучения

Сфера деятельности регионоведов весьма обширна, выпускники могут работать в любой из них:

регионоведение специальность кем работать можно

исторические и археологические исследования;

Источник

Зарубежное регионоведение — кем работать, особенности профессии и зарплата специалиста

Современной, востребованной, а в то же время интересной специальностью является «Зарубежное регионоведение» — что это такое и кем работать, — разберем подробнее.

В процессе учебы гарантируется увлекательный процесс преподавания, который поможет изучить несколько иностранных языков, побывать на практике заграницей, устроиться на престижную, высокооплачиваемую работу.

Описание специальности «Зарубежное регионоведение»

Кафедра подготавливает специалистов для конкретного региона. Окончив высшее учебное заведение, можно проявить себя консультантом по политической ситуации изучаемого региона, экономического статуса, историческим и культурным ценностям и др.

регионоведение специальность кем работать можно

Выделяют несколько специализаций, по следующим регионам:

Содружество независимых государств (СНГ).

Крупные Вузы России для обучения по специальности

Получить профильную специальность можно не только в учебных заведениях Москвы, а также и в других регионах. Специальностью можно владеть в 73 региональных университетах 21 города России.

ТОП 8 ведущих высших образовательных учреждений России

регионоведение специальность кем работать можно

Первая позиция по праву принадлежит Московскому государственному университету имени М. В. Ломоносова с рейтингом 647 балла.

Второе место занимает Московский НИУ «Высшая школа экономики» – 606 рейтинг.

Третью позицию занимает Национальный исследовательский государственный университет из Томска – 568 рейтинг.

Четвертую позицию удерживает Ростовский Южный федеральный университет с рейтингом 557 баллов.

Пятое место отведено Санкт-Петербургскому политехническому университету Петра Великого с рейтингом – 548 баллов.

Шестое место у Екатеринбургского Уральского федерального университета имени Б. Н. Ельцина – 547 рейтинг.

Седьмая позиция у столичного Российского университета дружбы народов (РУДН) – 546 баллов.

Восьмое место принадлежит Московскому государственному институту международных отношений (университет) (МГИМО) – 536 баллов.

Какие экзамены сдают абитуриенты

Высшие учебные учреждения имеют право вводить сдачу дополнительных наук для приема на факультет.

регионоведение специальность кем работать можно

Традиционные вступительные испытания по следующим наукам:

русский язык – обязателен;

история – профильный предмет, на усмотрение вуза;

география – на усмотрение вуза;

обществознание – на усмотрение вуза;

иностранный язык – на усмотрение вуза.

Сроки обучения и формы обучения

Длительность обучения, после завершения СОШ, составляет четыре года, а по окончании присваивается ученая степень «бакалавр».

регионоведение специальность кем работать можно

Если обучение проходит по заочной, очно-заочной или вечерней системе, — то пять лет.

Отдельные вузы могут предлагать дистанционное обучение, но такая система возможна, если уже есть профильное образование.

Ряд высших учебных заведений предлагают продолжить обучение и поступить в магистратуру.

Магистратура дает ряд преимуществ: облегчение поступления в аспирантуру, получение более углубленного и фундаментального опыта, полагаться на более значимую должность и достойной вознаграждение, так как хорошие регионоведы всегда имели высокий спрос на российском и зарубежном рынках труда.

Кем можно работать после обучения

Сфера деятельности регионоведов весьма обширна, выпускники могут работать в любой из них:

регионоведение специальность кем работать можно

исторические и археологические исследования;

социально-культурная деятельность и туризм;

Окончив обучение по специальности «Зарубежное регионоведение», можно получить 27 востребованных профессий.

Популярностью пользуется следующие профессии:

регионоведение специальность кем работать можно

менеджер по межкультурной коммуникации;

GR-менеджер и другие профессии.

Зарплата регионоведа в Москве

Регионовед, по отзывам, — престижная специальность, познавательная и разносторонняя работа, и, соответственно, достойная оплата.

регионоведение специальность кем работать можно

Заработная плата может колебаться в зависимости от профессии, опыта работа, региона.

В Москве, например, работая переводчиком можно зарабатывать от 50 тыс. руб., искусствоведом – от 60 тыс. руб., дипломатом – 60-80 тыс. руб., аналитиком или экспертом – от 100 тыс. руб. в месяц.

Если заниматься дипломатической службой, активно принимать участие в международном развитии отношений, то со временем можно рассчитывать на карьерный рост и увеличение дохода от собственной деятельности.

Источник

Я не знаю, кто такой регионовед и чем он должен заниматься, хотя училась на него 5 лет и получила диплом с отличием

Последние два года учебы в школе

Здравствуйте, меня зовут Романцова Ирина, мне 28 лет. В 2007 году я закончила муниципальную среднюю школу в г. Архангельск. На тот момент это была одна из лучших школ города, в рейтинге заведений по качеству образования шла сразу же за гимназиями. В старшей школе училась в гуманитарном классе, на неделе было только русского языка и литературы по пять уроков, при этом школьная программа не предусматривала подготовку к ЕГЭ. Кроме того, в расписании было большое количество уроков истории и обществознания. Все остальные предметы были в минимально необходимом объеме. Мой обычный день выглядел так:

И так два года. При этом, из-за проблем с поведением, объем стараний на оценках не отражался. Несмотря на оценки в аттестате, ЕГЭ по всем предметам сдала очень хорошо.

регионоведение специальность кем работать можно

Детские мечты и реальность

С детства я мечтала стать врачом, при старшем брате выполняла роль полевой медсестры, потом хотела лечить животных, стать хирургом, судмедэкспертом – все карьерные ожидания были связаны с медициной. Но члены моей семьи были скептически настроены, объясняя это тем, что у меня «шило в одном месте», а в меде нужно зубрить. В итоге, им удалось меня отговорить поступать в медицинский институт (когда тебе 15-16 лет, это не сложно).

К инженерным специальностям у меня не было склонности, от иняза было решено отказаться, потому что на тот момент лингвистами был перенасыщен рынок, на юрфаке тоже нужно бесконечно зубрить, а это «не для меня», поэтому решено было поступать на только что открывшуюся неведомую специальность – «регионоведение». Эта новая специальность позиционировалась как нечто перспективное и очень престижное.

Поступление и учеба в университете

У меня была своя мотивация: поступаю в вуз самостоятельно – на 20 лет в подарок от родителей получаю автомобиль. Стоимость образования за пять лет в итоге получилась бы порядка 350 тысяч (сравнимо с небольшим недорогим автомобилем). Я, со своими баллами ЕГЭ, поступила на бюджет в Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова (после объединения университетов он стал Северным Арктическим Федеральным Университетом), на специальность «регионоведение», специализация – страны Северной Европы. В группе было 24 человека, 10 бюджетников, из них 7 медалистов. Все мои одногруппники, как на подбор, были из гимназий и самых сильных школ.

регионоведение специальность кем работать можно

Поморский государственный университет.

Учебная программа

О предметах: у меня сложилось впечатление, что мы все пять лет учили историю – у нас была история всемирная, отечественная, Северной Европы, история и теория международных отношений, она же, только в контексте Российской империи/СССР/России, а также международные отношения и внешняя политика (=история только больше дипломатии).

Для понимания масштаба бесполезности специальности назову прочие предметы: геополитика, межкультурные коммуникации, политические коммуникации, страноведение, региональные конфликты в современном мире, дипломатия.

Все это изучалось в городке с населением чуть больше 300 тысяч человек. При этом региональных политиков специальность не предполагала готовить, для этого на факультете была специальность «государственное и муниципальное управление».

Все пять лет мы учили английский, за это время можно было выучить его не хуже, чем на инязе, но он был на таком низком уровне, что на выходе мы едва могли изъясняться, да и то не на все темы. В программе у нас было два года изучения норвежского.

Практика

На первом курсе практика была ознакомительная, нас водили по органам местного самоуправления, общественным организациям, провели экскурсию на телевидение. На втором и третьем курсах я проходила практику в международном отделе университета, где узнала о возможности учебы по гранту в одном из университетских колледжей на севере Норвегии (Harstadt University College), на четвертом курсе документы по практике мне подписали в консалтинговой компании, в которой работали родители моего друга, то есть фактически я ее не проходила.

Норвежские университеты

С третьего курса я начала дистанционно учиться в норвежском университете University of Nordland в рамках объединения северных университетов UArctic по программе BCS (Bachelor of Circumpolar Stusies). По этой программе я училась вместе со своими друзьями, между собой мы ее назвали «оленеведением», так как изучали мы в основном природу Северной Европы, оленей, саамов, пути миграции трески и еще много других бесполезных на практике тем. Кроме меня, все бросили это занятие, я же доучилась до диплома, что заняло у меня три года.

На четвертом курсе я ездила учиться по гранту, изучала «Travel and Tourism with E-commerce». Жизнь в новой стране, общение с другими студентами-международниками, путешествия, увлекали меня намного больше, чем интернет-маркетинг. Только потом я поняла, что за все пять лет моей учебы это был единственный предмет, который мог бы мне пригодиться.

Итоги моего обучения

Апофеозом учебы в университете стала тема моей ВКР: “Пути совершенствования государственной политики в области развития Северного морского пути”. Тема, абсолютно не пересекающаяся ни с одним из изученных на специальности курсов.

Итого, что я получила на выходе из университета:

Карьера

Как складывалась моя карьера после окончания университета:

Для сравнения, как сложилась карьера у моих коллег: двое работают в отделе кадров, двое в ИТ, две девушки вышли замуж за норвежцев, трое работают в сфере лингвистики, по одному человеку в следующих сферах – педагогика, военные, дизайн, экология, транспортная логистика, банковское дело, консалтинг, театр.

регионоведение специальность кем работать можно

Смело могу заявить, что никакие теоретические знания, полученные за время учебы, мне не пригодились, однако релевантным стало умение учиться, анализировать имеющиеся данные и быстро находить недостающие.

Я не назову образование, которое я получила, некачественным, скорее оно невостребованное, не соответствующее современным реалиям и запросам рынка труда. В основе выбора специальности лежала изначально неверная мотивация.

Советы выпускникам школ

Если бы меня сейчас спросили, как правильно определиться с профессией, я бы сказала следующее:

Для поступления в вуз и выбора специальности должна быть правильная мотивация. Примеры неправильной мотивации: этого хотят родители, так принято, соображения престижа, за компанию.

Источник

Специальность «Зарубежное регионоведение» (бакалавриат)

Степень: Академический бакалавр

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

Ввиду специфики обучения профильным экзаменом выступает история. Также, как правило, обязательным является экзамен по своему усмотрению вуз в индивидуальном порядке может добавить еще один дополнительный экзамен по обществознанию или иностранному языку.

Зарубежное регионоведение — это достаточно интересная специальность, которая гарантирует интересный процесс изучения, позволит вам овладеть несколькими иностранными языками, отправиться на практику заграницу, а также обеспечить себе увлекательную высокооплачиваемую работу, причем у вас будет большой выбор профессий от специалиста в туристической отрасли до таможенного инспектора или дипломата.

Содержание статьи:

Краткое описание специальности

Специальность предусматривает подготовку специалиста по конкретному региону, который сможет выступать в качестве эксперта относительно политической обстановки в данном регионе, экономико-географического положения, истории и культуры и других особенностей изучаемого региона, включая знание двух или более иностранных языков. В связи с этим чаще всего выделяют следующие профили подготовки по данной специальности:

В некоторых случаях профиль может быть более конкретизирован, например, страны Центральной Европы или страны Северной Европы и т.д.

Крупные вузы регионоведение специальность кем работать можно

Специальность в последние годы приобрела широкую популярность и достаточно востребована, поэтому обучение предлагают не только вузы столицы, но и во многих регионах можно встретить не один вуз, где обучают зарубежному регионоведению:

Сроки и формы обучения

Обучение по специальности после окончания 11 классов предполагает выбор из четырех форм обучения (в зависимости от вуза). Длительность обучения по очной форме составляет 4 года, по заочной, вечерней или смешанной — 5 лет. Некоторые вузы предлагают и дистанционной обучение, однако данная форма обучения возможна лишь при наличии профильного образования.

Многие вузы предлагают продолжить обучение по программе магистратуры. При этом студент может рассчитывать на более престижную должность и солидную оплату своего труда, ведь хорошие специалисты-регионоведы пользуются высоким спросом на рынке труда, в том числе зарубежном.

Предметы, изучаемые студентами

Овладение специальностью предполагает изучение большого количества предметов, как общих (русский язык, история России, культурология, социология, концепции современного естествознания, элементы высшей математики, теория государства и права), так и непосредственно связаны с изучаемым регионом (история стран выбранного региона, экономика стран региона, их внешняя политика, экономика и т.д.). Как правило, обучение предполагает овладение двумя иностранными языками, одни из которых, чаще всего, английский, а второй — один из языков стран изучаемого региона, например, для стран Северной Европы — норвежский, для стран СНГ — белорусский и т.д.

Получаемые знания и навыкирегионоведение специальность кем работать можно

Бакалавр регионоведения — это специалист в области географии, истории, внешней политики, экономики и языковедения конкретного региона, страны или группы стран. В процессе обучения специалист приобретает следующие знания и навыки:

Кем работать

Специалисты-регионоведы могут работать практически во всех сферах, включая дипломатическую службу, культурную и научно-исследовательскую работу, преподавательскую деятельность, а также выступать квалифицированным экспертом в области политики, культуры, искусства, экономики и т.д.

Если говорить о конкретных должностях, то можно предложить не менее десяти различных вариантов: переводчик, секретарь-референт, культуролог, пресс-секретарь, искусствовед, журналист-международник, GR-, PR- или арт-менеджер, менеджер по логистике или внешнеэкономической деятельности, помощник руководителя, регионовед, дипломат.

В наши дни наиболее востребованы специалисты по странам Азии, что является следствием развития торговли и экономики РФ с государствами Востока. При этом специалисты требуются в разных областях, начиная от переводчиков восточных языков в посольствах и заканчивая специалистами в торговых фирмах и крупных корпорациях. Так, заработная плата переводчика с/на китайский или японский языки может начинаться от 50 000 рублей, а эксперт или аналитик в области внешней экономики может рассчитывать на зарплату в 100 000 рублей в выше.

Источник

Состояние и перспективы развития специальности “Регионоведение”

Состояние и перспективы развития специальности “Регионоведение” на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ им. М.В.Ломоносова

Автор: А.В. Павловская

“Регионоведение” — новая перспективная специальность, отвечающая потребностям настоящего времени. Она дает возможность совместить столь необходимое сегодня свободное владение несколькими иностранными языками с комплексным изучением того или иного региона, практическими знаниями, позволяющими анализировать современную ситуацию и прогнозировать развитие региона. На факультете были открыты и разрабатываются следующие направления: Западная Европа (специализация: Великобритания, Италия, Франция), Северная Америка и регионы Российской Федерации. В современных условиях заметна тенденция развития образования не только вглубь, что типично для российской системы, но и вширь, что больше характерно для западной. Учащиеся стремятся к приобретению комплексных знаний для решения определенных практических задач, что выводит междисциплинарные гуманитарные дисциплины, среди которых и регионоведение, в число важнейших.

регионоведение специальность кем работать можно

Именно эти положения государственного стандарта стали отправной точкой при разработке учебных программ по регионоведению на факультете иностранных языков и регионоведения. То же самое относится и к специализации, которая четко обозначена в стандарте как “основная”, — “Регионы Российской Федерации”, “Страны и регионы Европы”, “Страны Северной Америки”, “Страны Латинской Америки”; она записывается в дипломе. Кроме того, предусмотрена и “конкретная” специализация, указываемая в приложении (вкладыше) к диплому: “Великобритания”, “Италия”, “Франция” и т.д.

При всей ясности и конкретности поставленных Госстандартом задач при их осуществлении возникает большое количество трудностей, с которыми и столкнулась кафедра региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения при разработке учебного плана, учебных программ и, пожалуй, самое главное, дисциплин специализации. И сегодня, по прошествии вот уже 6 лет, еще рано говорить о завершении работы над ними.

Само название специальности “Регионоведение” представляется крайне неоднозначным. Во-первых, возникает вопрос: что входит в понятие “регион”? Мир делится на регионы по самым разным принципам: географическому, политическому, природному, религиозному и т.д., и единого деления здесь нет и быть не может.

Очень многие “регионоведение Франции” или тем более “регионоведение Российской Федерации” понимают как изучение отдельных регионов этих стран. Однако это не так. Существующие в той или иной степени практически в каждой стране региональное деление и региональные особенности изучаются, конечно, в одном из курсов учебного плана. Но в целом понятие “регионоведение” предполагает скорее изучение народа или народов, заселяющих определенную территорию и имеющих общие культурные доминанты, понимание особенностей их развития и существования. В большинстве случаев эта территория совпадает с государственными границами тех или иных стран.

Госстандарт предлагает изучение более крупных регионов, например “стран и регионов Европы”. Безусловно, и этот регион имеет свои общие особенности и закономерности развития. Однако детальное, серьезное изучение возможно только в пределах отдельных стран, входящих в этот более крупный сегмент. Таким образом, студенты специализируются, например, по Италии: подробно знакомятся с ее языком, историей, культурой, политическим устройством, особенностями быта и т.д. Но изучают ее в контексте общеевропейского развития, как составную часть некоего более общего единства.

Усиливает путаницу и тот факт, что регионоведение как учебная дисциплина уже много лет существует в экономической науке, где она представляет собой область научных знаний, изучающую территориальную организацию хозяйства. Региональным делением мира занимается и география. Регионоведение же как образовательная специальность возникло сравнительно недавно, на волне преобразований последних десятилетий.

Лидерами и пионерами в области преподавания регионоведения являются Московский государственный институт международных отношений (университет) МИДа России и Институт стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова. Первый вуз занимается преимущественно Западом, второй — Востоком. Оба имеют учебно-методические объединения и являются наиболее признанными авторитетами в своих сферах. В МГИМО был разработан Государственный образовательный стандарт, выполнение которого является обязательным для получения квалификации регионоведа. Заслуги и той и другой организации неоспоримы. Однако МГИМО в силу специфики своего образования и давно сложившихся связей с МИДом России основной акцент делает на изучение международных отношений и политологии. Что же касается ИСАА, то особенности изучения Востока настолько своеобразны, что их можно только крайне относительно и чрезвычайно осторожно применять по отношению к западным регионам. Регионоведение же России досталось региональным вузам, которые занимаются изучением особенностей отдельных (своих) регионов страны.

Эти особенности учебных направлений и научные достижения факультета иностранных языков и регионоведения и легли в основу учебного плана новой специальности “Регионоведение”, определили главные принципы ее преподавания. Язык и межкультурная коммуникация, широкое понимание культуры, национальные характеры и взаимодействие культур — все это имеет ключевое значение при изучении региона.

Согласно учебному стандарту, вся образовательная программа разделена на следующие учебные блоки: общие гуманитарные
и социально-экономические дисциплины, общие математические и естественно-научные дисциплины, общие профессиональные дисциплины, дисциплины специализации, дополнительные и факультативные дисциплины. Первые три цикла составляют общегуманитарную, общенаучную и профессиональную основу специальности и выполняются в соответствии с направлениями, намеченными стандартом. Изучение предмета здесь идет от общего к частному. Сначала изучаются мировые история, культура, литература, общий курс иностранного языка (двух), основные принципы межкультурного общения и пути и методы региональных исследований. Хотелось бы подчеркнуть, что в основном все они разработаны специально для студентов-регионоведов и имеют свою специфику: так, в курсе литературы важен не литературоведческий анализ произведения, а такие аспекты, как место и роль литературы в обществе, отражение в ней основных особенностей духовной и материальной жизни страны, культурного взаимодействия; в курсе истории основное внимание уделяется закономерностям развития общества, национальному своеобразию, с одной стороны, и месту в мировых процессах — с другой.

На третьем курсе начинается изучение особенностей развития конкретного региона, и все вышеуказанные аспекты, к которым добавляются право, экономика, этнология и ряд других, концентрируются на выбранной студентом специальности. Изучение языка также идет от общего к частному, распадается на аспекты. Вводятся дисциплины специализации, разработанные на факультете. Последний, пятый курс посвящен преимущественно подготовке
к сдаче государственных экзаменов (их три — специальность и два языка) и написанию дипломной работы.

Такова общая схема, контуры которой намечены государственным образовательным стандартом. При наполнении ее выявляются особенности, отличительные черты, основные направления специальности “Регионоведение”, разработанные на факультете иностранных языков, развитие которых представляется крайне плодотворным и многие из которых являются несомненным достижением факультета. Важнейшие из них следующие.

Большое внимание уделяется научной работе студентов. Начиная с первого курса каждый год они работают в двух семинарах, итогом которых является научный доклад и курсовая работа. На первом курсе это “Русский мир” и “История отечества”, на втором — “Всеобщая история” и “Проблемы взаимодействия культур”, на третьем — “Культура и литература региона” и “История региона”, на четвертом и пятом — спецсеминар. В ходе занятий студенты изучают специальную научную литературу, учатся работать с источниками, выступать с докладами, рецензировать выступления и работы своих однокурсников, участвовать в научной дискуссии, наконец, писать самостоятельное научное исследование. Кроме того, студенты традиционно участвуют в международной конференции “Россия и Запад: диалог культур”, на младших курсах в качестве слушателей (доклады потом обсуждаются на семинарах), а на старших выступают с докладами.

Регионоведение как учебная дисциплина, безусловно, носит ярко выраженный прикладной характер. Не только теоретическое изучение особенностей региона, но и умение изучить его “на месте”, в полевых условиях, а также применить свои знания на практике — вот что важно для специалиста-регионоведа. В связи с этим на факультете был разработан цикл прикладных дисциплин и региональных практик. На первом курсе для студентов разработана экскурсионно-познавательная программа, связанная с дисциплинами, которые они изучают, — “Русский мир” и “История Отечества”. Студенты в течение учебного года регулярно выезжают на тематические экскурсии вокруг Москвы. Темы самые разные — монастыри, усадьбы, небольшой провинциальный город, областной центр и т.д.

На втором курсе (четвертый семестр) начинается подготовка к региональной выездной практике. Студенты распределяются по направлениям и готовят материал, во-первых, по тому региону России, куда они поедут летом, во-вторых, по той научной проблеме, которая поставлена перед ними руководителями. В июне проводится выездная практика. Факультет вывозит студентов на Соловецкие острова и в Архангельск, Мордовию, Смоленскую, Новгородскую, Псковскую, Вологодскую и другие области. Они совершают экскурсии, знакомятся с культурой, историей и современной ситуацией в регионе, собирают материал для самостоятельного исследования, каждый вечер на общем собрании обсуждают результаты научных изысканий, консультируются с преподавателями. Очень важным достижением представляется установление контактов со многими местными вузами, которые также принимают участие в работе со студентами: читают лекции, знакомят со своим вузом, оказывают посильную научную и организационную помощь.

Изначально круг тем был самым разнообразным, но постепенно стало очевидно, что гораздо продуктивнее и интереснее, когда студенты изучают разные аспекты одной большой проблемы, например особенности монастырской жизни (на Соловках), особенности деловой культуры региона (Смоленская область) и др. Проблема эта, как правило, соотносится с научными интересами руководителя практики, что делает работу и научное общение еще более продуктивными.

На третьем курсе студенты пишут свои работы по итогам практики и проводят их презентации. Лучшие работы публикуются в студенческом сборнике “Региональные записки”. Работа проводится всеми студентами независимо от их специализации. Здесь важно не изучение конкретного региона, а методы ведения исследования на местах, навык исследовательской работы такого рода, опыт комплексного изучения проблемы, все это впоследствии можно применить и в отношении любого региона. Если у студентов есть возможность и желание выехать за границу, им предлагается провести подобное исследование самостоятельно, а потом они так же, как и все, представляют работу и участвуют в презентации.

На четвертом курсе кафедральным практикумом завершается цикл прикладных дисциплин. Здесь уже речь идет о составлении самостоятельного проекта, его проработке и презентации. Чаще всего предлагаются реально существующие или существовавшие проблемы: организация выставки за рубежом, разработка телевизионной программы, рекламная кампания нового журнала или другого продукта, программа развития туризма в регионе и т.д. Студенты, используя полученные знания и опыт, должны составить проект, обосновать его, подготовить короткую презентацию, выступить и отстоять свою точку зрения. Одновременно с этим студенты-“слушатели” учатся анализировать представленные проекты, задавать вопросы, критиковать, объяснять свою позицию.

Дисциплины специализации, предлагаемые студентам, сформированы прежде всего научными направлениями факультета. Ключевым является годовой курс по специальности, который читается для каждого региона отдельно: “Регионоведение России”, “Регионоведение Италии” и т.д. Особое место уделяется курсу, посвященному проблеме связей региона с Россией — русско-французским контактам для специализирующихся по Франции, русско-британским — по Британии и др. Интересными представляются курсы, посвященные кинематографу изучаемых стран, который рассматривается как отражение национальных и культурных особенностей региона. Кино сегодня играет большую роль в формировании представлений одних народов о других, является важнейшим источником информации о стране. Подобного рода курсы читаются и о других региональных средствах массовой информации. В рамках специализации изучается история соответствующего языка. К дисциплинам специализации относится и блок, посвященный истории и практике дипломатии.

Особое место в программе занимают иностранные языки. С первого курса студенты изучают два языка, причем в объеме, позволяющем на выпуске присвоить им квалификацию переводчика. Это заметно увеличивает нагрузку студентов, которые фактически наряду с освоением базовой специальности проходят программу, аналогичную той, которую выполняют студенты-лингвисты. На факультете разработаны интереснейшие аспекты, среди них — язык дипломатических переговоров, деловой английский, региональные варианты и многие другие.

Наконец, важно подчеркнуть, что особое место в учебной программе факультета занимают курсы, связанные с изучением России. Их изучают все студенты, в том числе и “зарубежники”. В частности, на факультете уже много лет преподается комплекс дисциплин, объединенных под общим названием “Русский мир” (сегодня иногда подобные курсы называют новым термином “Россиеведение”).

Таким образом, на факультете разработана программа, в рамках которой ведется подготовка специалистов по регионам Северной Америки и Западной Европы с хорошим знанием родной культуры, истории и языка, владеющих также навыками межкультурной коммуникации. Кроме того, готовятся специалисты по регионам Российской Федерации со свободным владением двумя иностранными языками, знанием основных закономерностей развития мирового сообщества и навыками межкультурной коммуникации. Надо подчеркнуть, что, в отличие от большинства российских вузов, регион Россия рассматривается как единое целое со своими особенностями и закономерностями развития.

Как уже отмечалось, “Регионоведение” — специальность новая, перспективная, интересная, но и малоразработанная и сложная. Отсутствуют базовые учебники по специальным дисциплинам, не до конца разработаны программы, нет ясности и в том, каким должен быть государственный экзамен по специальности. Большинство вузов либо следует за лидерами — МГИМО(У) или ИСАА, либо разрабатывает эти вопросы самостоятельно, каждый на свой лад. Факультет иностранных языков и регионоведения, учитывая опыт других вузов, идет своим путем. Не только для науки, но и для учебной специальности 6 лет не срок (хотя многие скоропалительно возникшие вузы и считают себя в этом “возрасте” уже чуть ли не мэтрами от образования). Безусловно, работа только начата и будет продолжаться. Многие новые программы должны пройти еще более тщательную и длительную апробацию.

Одна из основных проблем, которые сегодня решает факультет иностранных языков и регионоведения, и прежде всего кафедра региональных исследований и международных отношений, — это разработка теоретических принципов региональных исследований. “Регионоведение” — не просто модная учебная специальность, но и интереснейшее, очень актуальное и перспективное новое научное направление. Надо отметить, что и большинство преподавателей кафедры региональных исследований, объединяющей специалистов самых разных гуманитарных специальностей — историков, лингвистов, литературоведов, психологов, экономистов, искусствоведов, политологов и др., обратились к изучению проблем регионоведения. Ведется работа как над конкретными проблемами (особенности деловой культуры региона, изучение особенностей развития городской среды, истории культурных связей и межкультурного взаимодействия разных регионов, проблем взаимовосприятия), так и над общими (пути и методы региональных исследований, теория и практика регионоведения и многие другие). В работе участвуют сотрудники не только кафедры, но и факультета в целом.

Небольшой сборник статей кафедры “Актуальные проблемы регионоведения”, в котором делается попытка определить основные проблемы и перспективы научной работы, моментально стал своего рода “бестселлером”. Собран материал для нового, второго сборника, издание которого планируется сделать ежегодным.

На кафедре разработан комплекс новых учебных материалов по регионоведению. Он включает в себя как учебное пособие, так и серию видеоматериалов, позволяющих увидеть тот регион, о котором идет речь. В центре внимания авторов находятся прежде всего культурно-бытовые особенности повседневной жизни страны. Уже имеется комплект, посвященный Англии, готовится к выходу в свет комплект об Италии. Планируется работа над описанием и съемками других регионов.

В заключение необходимо подчеркнуть, что на сегодняшний день на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ им. М.В. Ломоносова сложился коллектив ученых и преподавателей, активно разрабатывающих основные положения регионоведения как нового научного направления и новой учебной дисциплины. Среди них хотелось бы отметить прежде всего сотрудников кафедры региональных исследований, которые в кратчайший (для науки) срок “переквалифицировались” в регионоведов. Это проф. Е.В. Жбанкова, доц. И.И. Руцинская, Т.А. Тарабанова, Т.Д. Пивоварова, Е.Э. Медведева, А.В. Калякина, Н.В. Иванникова, И.В. Карацуба, Г.А. Смирнова, О.В. Маринин, И.В. Павловский, ст. преп. Л.Г. Новикова и др. Однако круг людей, активно работающих над проблемами регионоведения, не ограничивается исключительно сотрудниками кафедры, он гораздо шире. Среди них, безусловно, декан факультета проф. С.Г. Тер-Минасова, проф. Т.Ю. Загрязкина, В.С. Елистратов, А.В. Ващенко, С.В. Титова, доц. Д.А. Шевлякова и многие другие.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *