расходы по спецоценке условий труда при усн можно ли включить в расходы
Как «упрощенцу» учесть расходы на проведение спецоценки условий труда
Затраты на проведение специальной оценки условий труда не включаются в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, говорится в письме ФНС от 30.07.2014 № ГД-4-3/14877. Налоговые консультанты удивлены позицией ведомства.
С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест заменена специальной оценкой условий труда. То есть комплексом мероприятий по идентификации вредных (опасных) факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника.
Обеспечение проведения специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее – Закон № 426-ФЗ) – обязанность работодателя. Он должен организовать и профинансировать данный комплекс мероприятий.
Специальную оценку условий труда работодатель проводит совместно с соответствующими определенным требованиям организациями, которые он привлекает на основании гражданско-правового договора (ст. 212 ТК РФ, п. 1, 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).
Как учесть затраты на проведение специальной оценки условий труда налогоплательщику УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов?
В перечне не значатся, поэтому не учитываются
Специалисты налоговой службы напомнили, что налогоплательщики УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением данного спецрежима, учитывают те издержки, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. Содержащийся в нем перечень расходов является закрытым. Затраты по специальной оценке условий труда в данный перечень не включены. Значит, они не включаются в состав расходов, учитываемых при определении базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. Аналогичные разъяснения даны в письме Минфина России от 16.06.2014 № 03-11-06/2/28551.
Вместе с тем, как уже было сказано, специальная оценка условий труда применяется вместо аттестации рабочих мест, расходы на проведение которой в целях охраны труда работников налогоплательщик УСН раньше мог учитывать при определении объекта налогообложения на основании подпункта 26 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ.
Специальную оценку условий труда работодатель проводит совместно с соответствующими определенным требованиям организациями, которые он привлекает на основании гражданско-правового договора.
Напомним, что по подпункту 26 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ при определении объекта налогообложения полученные доходы подлежат уменьшению на расходы на подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Так как, согласно трудовому законодательству, аттестация рабочих мест была обязательна, то названные расходы являлись экономически оправданными и признавались в целях налогообложения при УСН (п. 2 ст. 346.16, абз. 3 п. 1 ст. 252 НК РФ).
По аналогии затраты на проведение специальной оценки условий труда можно учесть в базе по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. Однако в этом случае не исключены споры с контролирующими органами.
Компенсация части затрат за счет средств ФСС России, как вариант
Следует иметь в виду, что в подпункте «а» пункта 3 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н предусмотрена возможность возмещения части затрат на проведение специальной оценки условий труда. Делается это путем уменьшения суммы страховых взносов «по травме», подлежащих перечислению в ФСС России в текущем финансовом году.
Для того чтобы возместить часть расходов на проведение спецоценки, нужно было подать в ФСС России по месту регистрации до 1 августа текущего года план финансового обеспечения предупредительных мер, копию коллективного договора и документы, подтверждающие проведение спецоценки.
Налоговый консультант А.П. Горшков, для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»
Путеводитель для УСН
С этой электронной книгой вы с легкостью разберетесь во всех премудростях упрощенной системы налогообложения, грамотно составите бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Электронное издание Вы получаете сразу после оплаты на ваш email. Узнайте об издании больше >>
Читайте также по теме:
электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ
Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
Свежий выпуск издания доступен подписчикам бератора бесплатно.
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
Расходы по спецоценке условий труда при усн можно ли включить в расходы
Консультация эксперта: вопросы учета в целях применения упрощенной системы налогообложения расходов на оплату услуг по проведению СОУТ
ВОПРОС:
ОТВЕТ:
В рамках данной статьи автор дает анализ соответствующим нормам НК РФ, иным нормативным правовым актам, последним и актуальным изменениям налогового и иного российского законодательства, а также позиции официальных органов по рассматриваемой спорной ситуации.
На основании ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Так в соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона №426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
На основании ч. 1 ст. 8 Закона №426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
В ч. 3 ст. 8 Закона №426-ФЗ установлено, что специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.
В соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено данным Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В силу п. 1 ст. 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения (УСН) организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Согласно п. 1 ст. 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ.
В п. 2 ст. 346.14 НК РФ регламентировано, что выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного п. 3 данной статьи. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.
В соответствии с п. 1 ст. 346.14 НК РФ объектом налогообложения признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов.
В п. 1 ст. 346.16 НК РФ закреплен перечень расходов, на которые налогоплательщик имеет право уменьшить налоговую базу при применении УСН. Обращаем внимание, что затраты на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда в данный перечень не включены. Необходимо обратить внимание, что перечень расходов, установленный указанной статьей, является закрытым. Эти расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.
Так, на основании п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, нормы НК РФ не предусматривают возможность организации, применяющей УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», учитывать в составе расходов стоимость услуг по проведению специальной оценки условий труда.
По рассматриваемой ситуации имеется разъяснение Минфина России.
Так, в Письме Минфина России от 16 июня 2014 г. №03-11-06/2/28551 рассмотрен вопрос об учете в целях налога, уплачиваемого при применении УСН, расходов на оплату услуг по проведению специальной оценки условий труда. Департамент Минфина России указал, что с 1 января 2014 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» вместо аттестации рабочих мест предусмотрено проведение специальной оценки условий труда. Расходы на оплату услуг по проведению специальной оценки условий труда ст. 346.16 НК РФ не предусмотрены, и, соответственно, такие расходы не могут учитываться при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Напомним, что ранее высказывалась точка зрения, что расходы на проведение аттестации рабочих мест можно было учитывать в составе расходов налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». Предлагалось их учитывать на основании пп. 26 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, причем данный аспект не встречал возражений со стороны налоговых и контролирующих органов.
Так, на основании пп. 26 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы, направленные на подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Таким образом, формально расходы на оплату услуг по проведению специальной оценки условий труда соответствуют критериям расходов, установленным пп. 26 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Также данные расходы отвечают признакам, предусмотренным п. 1 ст. 252 НК РФ. Можно предположить, что впоследствии официальные органы придут к той точке зрения, что расходы на оплату услуг по проведению специальной оценки условий труда правомерно в целях определения налоговой базы по УСН учитывать налогоплательщиками на основании пп. 26 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. На сегодняшний день, как мы видим, Минфин России придерживается позиции, что такие расходы не могут учитываться при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
По материалам официального разъяснения Минфина России, опубликованного
в издании «Кадровый вопрос», №8, 2014.
Особенности отражения расходов по СОУТ в бухгалтерском учете организаций
Скоро примут закон о бессрочном действии специальной оценки условий труда (СОУТ). Сейчас ее проводят 1 раз в 5 лет абсолютно все организации и ИП с сотрудниками (ФЗ «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 N 426-ФЗ). А вот счастливые обладатели удаленных работников могут выдохнуть.
Трудинспекция — блюститель соблюдения условий труда. За отсутствие спецоценки накажет по статье 5.27.1 КоАП РФ до 80 000 руб. Стоимость СОУТ может быть в 10 раз дешевле. К тому же у нее есть ряд преимуществ.
Вкратце про СОУТ
Для оценки нанимают квалифицированных экспертов из аккредитованной фирмы. С их помощью вы убедитесь — работают сотрудники в человеческих условиях или нет. Каждому рабочему месту будет присвоен свой класс условий труда. В этот момент начинаешь понимать, зачем перед оценкой сокращают штатное расписание. Меньше мест — меньше денег. Правда способ нерабочий — если потом вы введете новую должность, предусматривающую новое рабочее место, то придется проводить СОУТ для него отдельно.
Оценщики готовят акты, отчеты, помогут сформировать декларацию для трудовой инспекции. Вам останется только подписать ее и отправить. В зависимости от присвоенного класса условий труда определяются необходимые мероприятия по устранению недостатков или увеличению взносов в ФСС и компенсаций работникам или, напротив, будет признано, что у вас все хорошо.
За чей счет расходы на СОУТ
Спонсором СОУТ выступает работодатель, а государство дает возможность компенсировать часть затрат на проведение спецоценки за счет средств ФСС (Приказ Минтруда России от 10.12.2012 № 580н ). Экономные директора и хозяйственные бухгалтеры часть затрат перекладывают на Фонд социального страхования. Оставшаяся часть расходов берется из чистой прибыли (по решению учредителей) или включается в текущие расходы, но, увы, не всегда.
Упрощенцам в этом плане меньше всех повезло. Организации и ИП, применяющим упрощенную систему налогообложения, запрещено уменьшать налог на сумму затрат по СОУТ. Основание — письмо Минфина России от 16.06.2014 № 03-11-06/2/28551.
Лайфхак: сами затраты не учесть в расходах, а вот последующие мероприятия на улучшение условий труда можно. Данные затраты можно отнести к материальным расходам (подп. 6 п. 1 ст. 254, подп. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
Для уменьшения налога на прибыль для организаций или НДФЛ для ИП в расходы можно включать затраты на проведение спецоценки, а именно в состав прочих расходов (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).
После подписания акта о проведенной процедуре оценки бухгалтер формирует следующую проводку:
Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кредит 60 (76, 70. )
— учтены в составе расходов по обычным видам деятельности затраты на проведение СОУТ за счет собственных средств.
Сколько можно вернуть из ФСС
Есть хорошая новость для малого и среднего бизнеса. Вы можете компенсировать расходы в размере 20% от суммы взносов за 3 года. Единственное условие — это отсутствие возмещения в течении 2-х предшествующих лет расходов за медосмотры, закупку средств индивидуальной защиты работников и т.д.
Остальным организациям выделяется 20% от уплаченных страховых взносов на травматизм за предшествующий год.
В обоих случаях ваше возмещение уменьшает расходы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Если еще до получения разрешения на финансирование от ФСС организация несет расходы по сокращению травматизма и профзаболеваний, то в этом случае поступление средств целевого финансирования нужно сразу отразить как увеличение прочих доходов и уменьшение задолженности перед ФСС:
Дебет 76 Кредит 91-1
— признан прочий доход в сумме фактически осуществленных расходов, направленных на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний.
Дебет 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний» Кредит 76
— уменьшена задолженность перед ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на сумму произведенных расходов.
Суммы, полученные от ФСС России в счет возмещения расходов, произведенных организацией, отразите проводкой:
Дебет 51 Кредит 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний»
— получены деньги от ФСС России в счет возмещения расходов, произведенных организацией.
В случаях, когда вы ждали одобрение, и после получения разрешения о финансировании за счет ФСС полученная сумма отражается на счета 86 «Целевое финансирование»:
Дебет 76 Кредит 86
— получено разрешение на финансирование предупредительных мер за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.
За счет полученного разрешения уменьшаются начисленные взносы на травматизм:
Дебет 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний» Кредит 76
— уменьшена задолженность перед ФСС России по страховым взносам на сумму произведенных расходов.
В момент принятия к учету материально-производственных запасов (например, приобретения средств индивидуальной защиты и т. п.), начисления зарплаты, осуществления других расходов средства нужно списать со счета целевого финансирования и учесть как доходы будущих периодов:
Дебет 86 Кредит 98-2
— отражены в составе доходов будущих периодов средства, направленные на финансирование предупредительных мер.
По мере передачи сотрудникам СИЗ, проведения обязательных медосмотров и т. п. суммы целевого финансирования списываются со счета доходов будущих периодов на прочие доходы:
Дебет 98-2 Кредит 91-1
— признан прочий доход в сумме фактически осуществленных расходов, направленных на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний.
С проводками разобрались, переходим к документальному оформлению
Предоставить ФСС правильно заполненные первичные документы подтверждающие факт проведения спецоценки. Не лишним будет в местном ФСС уточнить полный список документов. И дождаться согласования суммы от Фонда.
Заполнить отчет 4-ФСС. Сумма, подлежащая возмещению, отражается в отчете, начиная с того отчетного периода, в котором была проведена спецоценка. В отчете 4-ФСС указанная сумма отражается в следующем порядке:
Расходы на улучшение условий труда
По результатам выполненной спецоценки организация получает возможность списывать в расходы затраты на исправление условий труда.
В таблице приведены возможные статьи расходов в соответствии с установленным классом условий труда:
Затраты на покупку СИЗ можете отразить следующим образом:
Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кредит 60 (76, 70. )
— учтены затраты на покупку СИЗ за счет собственных средств.
Пример отражения в бухучете компенсации из ФСС:
Дебет 20 Кредит 70 — 500 000 руб. — начислена зарплата;
Дебет 20 Кредит 69 — 5000 руб. — начислены взносы в ФСС по ставке 1%;
Дебет 76 Кредит 86 — 2 500 руб. — получено разрешение на покупку СИЗ за счет взносов на страхование;
Дебет 69 Кредит т 76 — 2 500 руб. — уменьшена задолженность перед ФСС на сумму СИЗ;
Дебет 86 Кредит 98.2 — 2 500 руб. — отражены в составе доходов будущих периодов средства;
Дебет 98.2 Кредит 91.1 — 2 500 руб. — признан прочий доход в сумме фактически осуществленных расходов, направленных на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний.
Таким образом, вы частично окупите затраты на обязательное проведение СОУТ или покупку средств для улучшения условий труда. Ведь от спецоценки не убежать, рано или поздно придется сделать.
Совет: не затягивайте с СОУТ. Проведение ее, как правило, не занимает много времени для обычных компаний не имеющих огромных сложных производств. Не откладывайте на 2021 год. Там вас уже ждет новое приключение — инструктаж работников о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях. Это нововведение касается не только новичков (в течение 1-го месяца), но и уже работающих (1 раз в год). Обоснование подп. «а» п. 4 Положения из постановления Правительства РФ от 18.09.2020 № 1485, действует по 31 декабря 2026)
Напомним, что для малого бизнеса условия еще лояльнее, поэтому смело пользуйтесь своим правом.
Можно ли учесть на УСН (доходы минус расходы) спецоценку
Вопрос: Об учете в целях налога, уплачиваемого при применении УСН, расходов на оплату услуг по проведению специальной оценки условий труда.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 16 июня 2014 г. N 03-11-06/2/28551
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 14 апреля 2014 г. N 122-У по вопросу применения упрощенной системы налогообложения и сообщает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 426-ФЗ обязанность по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагается на работодателя.
Данный перечень расходов является закрытым.
Расходы на оплату услуг по проведению специальной оценки условий труда статьей 346.16 Кодекса не предусмотрены, и, соответственно, такие расходы не могут учитываться при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Р.А.СААКЯН 16.06.2014