психическое напряжение усталость неврозы можно обнаружить по

Педагогическая практика 7 апреля

г) все ответы неверны.

7.В ситуации эмоционального напряжения:

а) юноши держатся прямо, двигаются скованно;

б) девушки наклоняют тело вперед и назад, расслабляются;

в) число жестов у всех студентов увеличивается;

г) все ответы верны.

8.Психическое напряжение, усталость, неврозы можно обнаружить по:

а) по скованности, сутулости, мышечному напряжению;

б) расслабленным, вялым рукам;

в) раздражительности, безразличному отношению к учебе, работе;

г) равнодушному или чересчур ласковому отношению к друзьям или близким;

д) все ответы верны.

9. Свидетельство уверенности в себе:

а) редкие, но уверенные жесты;

б) твердое рукопожатие;

в) прямая поза с развернутыми плечами и поднятой головой;

г) все ответы верны.

10.Студент заинтересованно слушает объясняющего урок преподавателя,

б) склонив голову набок;

в) опустив или подняв голову;

д) все ответы неверны.

Правильные ответы: 1- г; 2 – б; 3 – в; 4 – б; 5 – а; 6 – б; 7 – г; 8 – д; 9 – г; 10- б.

Самотест «Профессиональное мастерство педагога»

(по Л.К. Гребенкиной и Л.А. Байковой)

Инструкция. Вам предлагается ответить на несколько блоков вопросов.

Отвечая, не тратьте времени на раздумье, выбирайте наиболее близкий для вас ответ: «да» (+) или нет (-).

Блок 1. Цель. Проверка силы, уравновешенности, подвижности нервных

процессов – природных предпосылок для становления профессионального

1. Обычно у вас высокая работоспособность?

2. Вам нелегко сконцентрировать внимание на заданном объекте? 3.Обычно при работе у вас хорошее настроение?

4.После напряженного труда вы быстро восстанавливаете силы? 5.Ваи легко переключаться с одной деятельности на другую? 6.В ваших руках любая работа спорится?

7. Обычно вы действуете быстро и решительно?

8. Вам легко включиться в новую ситуацию?

9.Вас не утомляет долгое присутствие других рядом с вами?

10. Ваша речь обычно ритмична, эмоциональна?

Обработка результатов подсчитайте количество положительных ответов по первому блоку. Если их окажется 8-10, у вас высокий уровень психофизической готовности к педагогической деятельности, 4- 7 – средний, 1-3 – критический. При среднем и критическом уровнях возвратитесь к вопросам с отрицательными ответами,

определите для себя их значимость.

Блок 2. Цель. Определить ведущие свойства психики, способности, склонности

поведения – социально – психологическая основа совершенствования

1. О вас говорят, что вы наблюдательны и эмоциональны?

2. Вам легко почувствовать состояние другого человека?

3. Вы стремитесь к общению с другими людьми?

4. Вы любите фантазировать, выдумывать?

5. Вы терпеливы и сдержаны по отношению к другим?

6. Вам считают человеком сообразительным и энергичным?

7. Сталкиваясь с трудностями, ваш мозг работает интенсивнее?

8. вам нравится работа, требующая заранее продуманного плана?

9. Вы полагаете, что у вас развито чувство ритм и красоты?

10. Вы дорожите своим и чужим временем?

Обработка результатов. Подсчитайте количество положительных ответов: 16-20

– высокий показатель; 10-15- средний уровень склонностей и способностей для профессионального совершенствования. 9 – критический. Наличие критического уровня требует сосредоточить ваше внимание и действия на недостающих свойствах вашей психики и поведения.

1. Вы человек эрудированный с широким кругозором?

2. Вы всегда дисциплинированны и ответственны?

3. У вас развито чувство собственного достоинства и уважения к другим?

4. Вас считают человеком порядочным и счастливым?

5. О вас говорят, что вы внимательны к другим и тактичны?

6. Вам легко представить себя на месте другого?

7. Вы человек самокритичный и справедливый?

8. Вы оптимист и всегда верите в лучшее будущее?

9. Вы любите своих учеников и вам интересно в их обществе?

10. Вы цените чувство юмора и не обижаетесь, когда подшучивают над вами?

11. Вы можете увлечь делом и повести за собой?

12. Вы знаете свой предмет, читаете дополнительную литературу?

13. Вы умеете видеть любую сложившуюся ситуацию с позиции другого человека?

14. Вы любите передавать свои знания другим в доступной для них форме?

15. Ваша деятельность всегда обдумана и целенаправленна?

16. Вопросы студентов не вызывают у вас раздражения и беспокойства?

17. Вы постоянно учитываете стремления и интересы других?

18. Вы умеете выбирать точный план действий и правильный тон в общении?

19. у вас всегда хватает терпения убеждать других делать то, что необходимо,

20. Вы критичны к себе, считаетесь с чужим мнением?

проанализируйте в каких сферах необходимо работать над собой. Выработайте конкретную программу действий по развитию профессионального мастерства.

Способность преподавателя к эмпатии.

которые испытывает некто другой так,

как если бы они были его собственными. Наибольший успех в общении имеют люди с развитой эмпатией. Это умение профессионально значимо. Предлагаем проверить имеющиеся у вас эмпатические тенденции.

из серии «Жизнь замечательных людей».

Взрослых детей раздражает забота родителей.

Среди всех музыкальных передач предпочитаю «Современные ритмы».

терпеть, даже если они продолжаются годами.

6. Больному человеку можно помочь даже словом.

7. Посторонним людям нельзя вмешиваться в конфликт между двумя лицами.

8. Старые люди, как правило, обидчивы не без причин.

9. Когда я слушаю грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачиваются слезы.

10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.

11. Я равнодушен к критике в мой адрес.

12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

13. Я всегда все родителям прощал, даже если они были неправы.

14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.

15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей,

то чувствую, словно это происходит со мной.

16. Родители относятся к своим детям справедливо.

17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.

19. Я подолгу наблюдаю за поведением птиц и животных, откладывая другие

20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.

21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

22. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.

23. Все люди необоснованно озлоблены.

24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его

25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему помочь.

27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.

28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.

30. Люди преувеличивают способность животного чувствовать настроение своего хозяина.

31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.

32. Если ребенок плачет, на то есть причины.

33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.

34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники были так задумчивы.

35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.

36. Если мои друзья начинают со мной обсуждать свои личные проблемы, я

стараюсь перевести разговор на другую тему.

Прежде чем подсчитать полученные результаты, проверьте степень откровенности, с которой вы отвечали. Не ответили ли Вы «не знаю» на некоторые из утверждений (номера: 3, 9, 11, 13, 28, 36)? Не отметили ли пункты

11,13,15,27 ответом «да, всегда»? Если это так, то Вы не пожелали быть откровенным перед собой, а в некоторых случаях старались выглядеть лучше.

Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным ут-

верждениям Вы дали не более трех неискренних ответов.

Теперь просуммируйте все баллы, приписанные ответам на пункты: 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 29, 32. Соотнесите результат со шкалой развития эмпатийных тенденций.

Нередко вы испытываете комплекс вины, боясь причинить людям хлопоты.

Беспокойство за родных и близких не покидает вас. В то же время сами вы очень ранимы. При таком отношении к жизни вы близки к невротическим срывам.

Позаботьтесь о своем психическом здоровье.

«заглядывать» в их будущее. Вы эмоционально общительны и отзывчивы, быстро устанавливаете контакты и находите общий язык. Должно быть и дети тянутся к вам. Окружающие ценят вас за душевность. Вы стараетесь не допускать конфликты и находить компромиссные решения, хорошо переносите критику в свой адрес, но в оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции,

чем аналитическим выводам. Вы предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку, постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах вы не всегда аккуратны и точны в кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести вас из равновесия.

стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при чрезмерном излиянии чувств собеседника теряете терпение. Вы предпочитаете деликатно не выска зывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. У вас нет раскованности чувств, и это мешает полноценному восприятию людей.

Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся вам непонятными и лишенными смысла. Вы отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вероятно, у вас мало друзей, а

тех, кто есть, цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят вам тем же: не слишком жалуют своим вниманием.

Особенно трудно общаться с детьми и лицами, которые старше вас. Вы не находите общего языка с окружающими, поэтому вам необходима гимнастика чувств.

Оцените свой творческий потенциал

Инструкция: Выберите один из предложенных вариантов ответов. 1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен?

в) да, но только кое в чем.

2. Думаете ли вы, что сами сможете участвовать в значительных изменениях

а) да, в большинстве случаев;

в) да, в некоторых случаях.

3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесут значительный

прогресс в той сфере деятельности, которую вы выберете?

б) откуда у меня могут быть такие идеи?

в) может быть, и не значительный прогресс, но кое-какой

4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную

что сможете что-то принципиально изменить?

б) очень маловероятно;

5. Когда вы решаете что-то сделать, уверены ли в том, что дело получится?

б) часто охватывают сомнения, смогу ли сделать;

в) чаще уверен, чем неуверен.

6. Возникает ли у вас желание заняться каким-то неизвестным для

вас делом, таким делом, в котором в данный момент вы некомпетентны, и

абсолютно его не знаете?

а) да, всякое неизвестное меня привлекает;

в) все зависит от самого дела и обстоятельств.

7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства?

б) что получится, то и хорошо;

в) если это не очень трудно, то да.

8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать

б) нет, надо учиться самому основному;

в) нет, я только удовлетворю свое любопытство. 9. Когда вы терпите неудачу, то:

а) какое-то время упорствуете, даже вопреки здравому смыслу;

б) сразу махнете рукой на эту затею, как только поймете ее нереальность;

в) продолжаете делать свое дело, пока здравый смысл не покажет непреодолимость препятствий.

10. Профессию надо выбирать, исходя из:

а) своих возможностей и перспектив для себя;

б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;

в) престижа и преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте,

по которому уже прошли?

в) если место понравилось и запомнилось, то да.

Источник

Невротические расстройства: причины, симптомы, лечение

Что такое невротическое расстройство

психическое напряжение усталость неврозы можно обнаружить поЧто такое невротическое расстройство – это разнородная группа дисфункций, возникающих вследствие острых или хронических психологических травм. Симптоматика разнообразна, но всегда отмечается дезадаптация, фобии, астения, обсессии и соматовегетативные сбои. У человека временно ослабевают физические и умственные способности. Сохраняется самосознание и критика. Диагноз устанавливается на основе жалоб, анамнеза заболевания и истории жизни человека. Для устранения проблемы прибегают к психотерапии, приему медикаментов.

Невротическое расстройство характеризуется

Медики подразумевают под неврозами группу патологий, возникающих по причине влияния травм психики. Невротическое расстройство характеризуется ухудшением самочувствия, отмечаются перепады настроения, проявляются сомато-вегетативные симптомы. В тяжелых случаях, возможны суицидальные мысли.

Причины невротических расстройств

Мнение врачей касательно катализатора неврозов расходится. Одни полагают, что такое состояние развивается из-за генетической склонности, другие – детских психологических травм. Психика у детей слабая, память цепкая, любые серьезные стрессы, сохраняются надолго. Большинство комплексов, которыми человек страдает во взрослой жизни, возникли у него в детстве. Больше подвержены заболеванию женщины.

Другие причины невротических расстройств:

    неблагоприятная экология, плохие условия жизни; длительные физические перегрузки в комбинации со стрессом; истощение нервной системы; слишком плотный рабочий график; отсутствие полноценного отдыха; злоупотребление спиртным, наркотиками.

Невротические дисфункции происходят тогда, когда организм истощен.

Классификация невротических расстройств

Расстройства разделяются на 3 группы:

Такая классификация невротических расстройств не имеет схожести с практикой. В ней нет утвержденных некоторых и наиболее часто встречающихся патологий. Различия ведут за собой разные способы систематизации расстройств.

Виды невротических расстройств

При установке диагноза, доктора берут во внимание нижеприведенные виды невротических расстройств.

Чем раньше больной обратиться за помощью, тем благоприятней прогноз.

Формы невротических расстройств

Выделяют такие формы невротических расстройств.

Каждая форма требует индивидуального подхода в терапии.

Невротические расстройства у взрослых

Невротические расстройства у взрослых отличаются обратимым, относительно легким течением, в отличие от психозов. По статистике, проблема выявляется у 20% населения. К причинам относят расстройство деятельности мозга, ответственной за адаптацию человека. Появляются соматические и психические сбои. Больных редко кладут в больницу, обычно консервативные методы приносят успех.

Невротические расстройства у детей

психическое напряжение усталость неврозы можно обнаружить поУ детей катализатором развития невроза выступают задержки развития личности. На фоне разлуки с родителями, стрессов, потери близкого человека, возможна психологическая травма. Ребенок, переживший эти ситуации, становится инфантильным или приобретает невроз.

Невротические расстройства у детей: особенности возникновения и протекания.

1. Возраст 7-11 лет считается аффективным этапом формирования личности. Если в это время, ребенок сталкивается с травмирующим фактором, возможна задержка развития его как личности. Во взрослом возрасте, у таких людей отмечается эмоциональная нестабильность, человек не может адекватно оценивать ситуацию, думать о последствиях. Единственные и излюбленные дети приобретают истеричные черты.

2. В 11-14 лет, подросток учится самостоятельно оценивать ситуацию, анализировать, планировать свои действия. Происходит последующее развитие аффективной составляющей личности. Если в таком возрасте, возникнет стрессовая ситуация, в будущем возможны неврозы. Такие подростки внешне выглядят старше ровесников, более рассудительны, но на подсознании, синхронность развития личности нарушается.

Внимание! Важнейшую роль в благополучном взрослении ребенка играет отношение с родителями. Те, кто в детстве ощущал чрезмерную опеку, им не давали самостоятельно принимать решения, становятся робкими, неуверенными в себе. Именно у такой категории лиц возникают невротические расстройства.

Астено-невротический синдром

Астено-невротический синдром проявляется хронической усталостью, апатией, повышенной утомляемостью и раздражительностью. Такое заболевание дополняется нарушением аппетита и бессонницей. Физические признаки связаны с мнимыми болезнями сердца. Человеку может казаться, что у него замедленное сердцебиение, или наоборот – тахикардия. На кардиограмме никаких изменений не наблюдается. Однако больной ощущает боли в сердечной мышце. Также возможны проблемы с желудком, мигрени. Диагностика подразумевает опрос, осмотр человека. Проводится обследование на предмет вирусной инфекции. Прогноз благоприятный, особенно если человек дополнительно будет посещать сеансы арт-терапии. Рисование действует расслабляющее на психику, развеиваются негативные мысли, больной ощущает гармонию.

Дистимия – депрессивное невротическое расстройство

Симптомы невротических расстройств

Невротические дисфункции отличаются нестабильностью настроения, необдуманными поступками. Больные страдают ухудшением памяти, проблемами с концентрацией, и еще рядом клинических проявлений:

Симптомы невротических расстройств часто дополняются повышенной восприимчивостью к свету, звуку, реакциями на несущественные перепады температуры.

Признаки невротических расстройств

Признаки невротических расстройств разнятся по половым принадлежностям. У женщин появляется чаще астенический невроз, характеризующийся агрессивностью, утратой умственной и физической способности, отсутствием полового влечения. При интимной близости, невозможно расслабиться. Женщина, страдающая астеническим неврозом, ругается с родственниками, часто срывается по пустякам. Постоянное напряжение чревато развитием болезней внутренних органов.

У мужчин встречаются такие виды:

Склонны к этим типам болезней мужчины и женщины старше 45 лет. У них еще возможны проблемы в работе внутренних органов.

Синдром невротических расстройств

психическое напряжение усталость неврозы можно обнаружить поСиндром невротических расстройств выступает отражением психотравмирующего обстоятельства, часто комбинируется с другими невротическими проявлениями. У больного снижается настроение, но нет чувства тоски. Обычно плохой настрой сочетается с эмоциональной лабильностью, астенией, нерезкой тревожностью, утратой аппетита и бессонницей. В течение суток, особых колебаний не наблюдается, или они слабовыраженные. Не характерна психическая и двигательная заторможенность, самобичевание, суицидальные мысли.

Важно! Психотическая депрессия более опасна для человека, требует немедленного лечения.

Уровни невротических расстройств

Невротические нарушения возникают на 3 уровнях: как проявление отдельных признаков, на уровне малых синдромов, и как специфические расстройства.

Уровни невротических расстройств.

Контингент больных состоит из 2 видов:

Большая часть пациентов выздоравливает за полгода, другие – не меньше чем за 3 года.

Диагностика и лечение невротических расстройств

Человек должен обращаться к психологу, психотерапевту. Диагностика подразумевает комплексный подход.

Широко применяется цветовая методика.

Чтобы определить симптомы, проводят тест – он дает возможность выявить наличие хронической усталости, тревоги, неуверенности в себе. Диагностика и лечение невротических расстройств тесно взаимосвязаны.

Медикаментозная терапия применяется на первых этапах, чтобы облегчить внутреннее напряжение, устранить бессонницу. Широко назначают антидепрессанты и транквилизаторы. Зависимо от выраженности и длительности клинической картины, доктор прописывает пациенту средства разных групп:

Навязчивые состояния хорошо купируются препаратами из группы СИЗС – Прозак, Пароксетин, Эсциталопрам. К часто назначаемым транквилизаторам относят Феназепам, Тофизопам, Мепробамат. Все медикаменты назначают коротким курсом в 5-7 дней, иногда продлевают до 10.

Важно! Если человек самостоятельно назначает себе лекарства, возможна трансформация болезни, ухудшение состояния.

Психотерапия невротических расстройств

психическое напряжение усталость неврозы можно обнаружить поЧтобы достичь максимального эффекта, врачи рекомендуют дополнять медикаментозное лечение рациональной, когнитивной психотерапией. Основной задачей такой методики является устранение последствий стрессовой ситуации, чтобы наладилось общее состояние человека, устранились симптомы невроза. Доктор обговаривает причину возникновения проблемы, прорабатывает психотравмирующие обстоятельства. Пациент учится техникам расслабления, умению нивелировать негативные эмоции, комплексы. Наиболее сложно устранить отрицательные установки, данные родителями. Человек должен проявлять свою волю, старание, выполнять домашние задания. Обычно психотерапия невротических расстройств состоит из 7-15 сеансов, в зависимости от степени сложности проблемы. В тяжелых случаях, больного кладут в отделение пограничных психических расстройств.

Профилактика

Предотвратить развитие невротических расстройств можно, необходимо вести здоровый образ жизни. Важно спать 7-8 часов в день, ложиться до 1.00, своевременно решать внутренние конфликты, избегать стрессов. Если у человека работа связана с тяжелыми ситуациями, психологическими перегрузками, стоит задуматься о смене сферы труда.

Профилактика неврозов: эффективные советы.

Если предотвратить невроз не удалось, нужно своевременно обратиться за помощью. Тогда шансы нивелировать негативное психологическое состояние максимальны.

Что будет, если не лечить невротическое расстройство?

Неврозы могут спровоцировать осложнения, если не заниматься их лечением. Многие игнорируют терапию, не обращаются к врачам. Постсоветские стереотипы, что ходить к психотерапевту постыдно, до сих пор живут в головах людей. Такая халатность влечет за собой необратимые изменения в психике.

Что будет, если не лечить невротическое расстройство:

Человек становится ипохондриком, его личность разрушается. Последняя стадия обуславливается полной апатией, человек не встает с кровати, может отказываться от пищи. Больной уже не способен обходиться без препаратов, сдерживать свои эмоции. Высокий риск самоубийства. Купировать такое состояние крайне трудно, оно может повлечь за собой более серьезные психические патологии. Без длительной психотерапии, приема медикаментов и пребывания в клинике неврозов не обойтись.

Источник

Симптомы неврастении: распознать и обезвредить

психическое напряжение усталость неврозы можно обнаружить поНеврастения – одна из форм невроза, сущностью которой является истощение нервной системы на фоне сильного или систематического стресса и переутомления, физического или психического. «Благоприятный» возраст для развития заболевания – 20–40 лет. По статистике неврастения чаще встречается у мужчин, чем у женщин.

Неврастения или астенический невроз хорошо поддается лечению, если пациенту оказывается квалифицированная помощь. Однако многое зависит и от самого больного, в частности, создание благоприятной атмосферы.

Почему развивается

Впервые понятие неврастении ввел американский врач Георг Бирд в 1869 году. Затем случаи заболевания были выявлены в Германии и Франции. В России о расстройстве узнали в 1899 году. В то время оно описывалось как состояние периодической усталости в юношеском возрасте. Постепенно признаки неврастении ограничили более узкими рамками.

Главной причиной расстройства становится стресс и переутомление. Стресс может быть:

Особая роль отводится переутомлению, как физическому, так и умственному, а также дефициту сна и эмоциональному напряжению.

Важным звеном является способ мышления человека, манера поведения и сложившаяся система ценностей, поскольку нередко нервное напряжение, переживания возникают на фоне идущих вразрез потребностей и возможностей больного с реалиями действительности. Однако в данной ситуации стоит учитывать уровень адаптивности к изменяющимся условиям, ведь каждый человек реагирует на одно и то же обстоятельство по-разному: кто-то справляется легко, практически без усилий, другой испытывает большие сложности и напряжение.

Таким образом, причиной неврастении становятся состояния, приводящие к дисгармонии нервной системы, нарушающие баланс между процессами возбуждения и торможения, вызывающие ее истощение.

Ведущая роль принадлежит профессиональному стрессу, сформированному тремя факторами: большой объем важной информации, обязательный к усвоению, нехватка времени, высокие амбиции. Подобная ситуация характерна для людей, занимающих руководящие должности, требующие высокой ответственности, или трудовая деятельность которых проходит в условиях конкуренции. Такой вид неврастении известен под различными названиями: информационный, экспериментальный невроз; синдром менеджера, белых воротничков. психическое напряжение усталость неврозы можно обнаружить по

Помимо основных причин, существуют и предрасполагающие факторы:

Астеническому неврозу нередко подвергаются люди с астенической конституцией (худощавость, тонкие удлиненные конечности, узкие плечи и грудная клетка). Они характеризуются быстрой утомляемостью и неспособностью переносить длительные интенсивные нагрузки, сниженным психическим тонусом и физической слабостью.

Общие симптомы расстройства

Астенический невроз может проявляться в таких формах:

Каждая из них сопровождается собственным симптомокомплексом, но существуют признаки заболевания, общие для всех видов:

Головная боль нарастает обычно к концу дня, носит расплывчатый характер. Появляется ощущение сдавления головы, как будто на нее надет массивный шлем. Явление получило название «каска неврастеника».

Головокружение проявляется чувством вращения внутри, но не окружающих предметов. Нередко оно сопровождает ситуации, сопряженные с физической усталостью, нарастающим волнением, переменой погоды.

Среди соматических симптомов распространены:

Соматические нарушения могут возникать изолированно или в комплексе неожиданно, в любое время, особенно в момент психического напряжения.

психическое напряжение усталость неврозы можно обнаружить поМеханизм развития соматических симптомов связан с перестройкой работы высшей нервной деятельности. Когда на мозг длительно или резко с высокой интенсивностью воздействует негативный фактор, первый, чтобы повысить сопротивляемость организма, перестраивается, внося коррективы в деятельность нервной системы. В ВНД формируется доминанта, направляющая мозг на борьбу или игнорирование повреждающего фактора.

Работа внутренних органов регулируется нервной системой, где особая роль отводится балансу между процессами возбуждения и торможения. Дисбаланс их взаимодействия приводит к сбоям правильного функционирования НС, в результате чего органы получают ошибочные сигналы, нарушающие их работу. В первую очередь «сдает позиции» самый уязвимый орган, который до воздействия стрессового фактора уже имел проблемы функционирования.

Важно разграничивать неврастеническую и обычную физиологическую усталость. Последняя возникает вследствие чрезмерных физических или умственных нагрузок, нарушении режима работы и отдыха, смене климатических поясов. Физиологическая усталость развивается одноразово и исчезает после достаточного отдыха. Неврастеническая усталость отличается постепенным развитием, не проходит даже после длительного отдыха.

Пример из жизни

Больная, 43 года, жалуется на головные боли в лобной области, плохое настроение, чрезмерную беспочвенную раздражительность. Присутствует постоянное чувство страха сойти с ума, заразиться сифилисом, из-за чего больную сопровождает чувство пугливости.

Симптомы беспокоят женщину на протяжении 6 месяцев. Она отмечает у себя присутствие таких, как обидчивость, застенчивость, впечатлительность.

В школе училась хорошо, трудолюбива, усидчива, много работает, отличается хорошей выносливостью.

Очень переживала по поводу взаимоотношений с мужем и развода, много и напряженно работала. Вскоре начала систематически испытывать головные боли, появился шум, боль и зуд в ушах. По этому поводу пришлось обратиться к ЛОР-врачу. Было проведено лечение, но осталось ощущение, что в ушах образовались язвы. Стала раздражительной, нарушился сон, пребывала практически постоянно в плохом настроении. Головные боли нарастали.

Обратилась к другому специалисту. Тот долго и пристально всматривался в больную и молчал, из-за чего женщина сделала вывод, что сифилис вернулся. Ей стало очень страшно, по ночам вообще перестала спать, постоянно ходила по врачам.

Состояние ее ухудшалось, нарастало беспокойство, появились неописуемые ощущения в голове, взрывалась по малейшему поводу. В какой-то момент решила, что сходит с ума, и обратилась за помощью к психиатру. После должного обследования ей был выставлен диагноз: неврастения с навязчивостями.

Навязчивые ощущения при неврастении – довольно частый симптом. Как правило, они вытекают из ипохондрических мыслей, приобретающих устойчивый, тяжелый характер.

Гиперстеническая форма неврастении

Данный вид расстройства, в первую очередь, определяется повышенной возбудимостью с преимущественной раздражительностью. Больного способно привести в раздражение что угодно: посторонний звук (капающая вода, колебание форточки, тиканье часов, скрип дверей), разговоры, любое движение, собрание людей. Легкая «воспламеняемость» передается на окружающих. Больные часто беспочвенно кричат на близких, коллег, оскорбляют, не задумавшись, быстро теряют самообладание, зачастую им бывает трудно сдерживать себя.

Наблюдается снижение работоспособности. Но связано это не с переутомлением, а с ослаблением концентрации внимания. Больному сложно сосредоточиться на объекте. Он становится рассеянным, несобранным, неспособен длительное время фокусировать внимание на нужном объекте или процессе.

Пациенту сложно проследить мысль собеседника, дочитать текст, прослушать лекцию и до конца вникнуть в ее смысл. Немного поработав, он отвлекается, переключается на другую деятельность, что вынуждает тратить большое количество времени впустую. В результате продуктивность неврастеника очень низкая.

Сон – с затрудненным засыпанием. Во время сна просыпается, затем снова засыпает, цикл повторяется несколько раз за ночь. Такая цикличность носит название кивающего сна. Возникают яркие сновидения с картинками прожитого дня. С утра больной встает с трудом, разбитый, с «тяжелой» головой. Уже сразу после пробуждения ощущает усталость, обессиленность, раздражительность, подавленность. Симптомы «отпускают» только к вечеру.

Гипостеническая форма

В картине гипостенической формы расстройства преобладает апатия и упадническое настроение. Характерна вялость, безразличие, адинамия, ощущение хронической усталости. Больные не способны настроить себя на какую-либо деятельность. Долго собираются, чтобы приступить к работе. Процесс продвигается очень медленно и малопродуктивно. В данном случае работоспособность снижена именно из-за постоянного ощущения усталости, слабости, мышечного переутомления даже при небольшой нагрузке. Присутствует постоянная напряженность, не получается расслабиться.

психическое напряжение усталость неврозы можно обнаружить поУ больного нет заинтересованности в чем-либо, хобби, но явные признаки тоски или тревоги отсутствуют. Настроение сниженное, неустойчивое. Состояние сопровождается слезливостью. Происходит зацикливание на собственных чувствах и мыслях. Анализируя их, пациенты еще больше углубляются в свою апатию. Часто появляется ипохондрическая симптоматика: больные жалуются на сбои в работе внутренних органов.

Гипостеническая форма заболевания способна формироваться самостоятельно у людей, имеющих слабый тип нервной системы: тревожных, мнительных, астеничных, или выступать в качестве третьей фазы астении.

Раздражительная слабость

Данное состояние – промежуточный этап между гиперстенической и гипостенической фазами. Оно формируется у людей, обладающих уравновешенным типом нервной системы, с холерическим экспрессивным темпераментом, по прошествии ими гиперстенической фазы и отсутствия должного лечения.

На данном этапе для неврастеника характерна противоположность симптомов. Например, раздражительность резко сменяется апатией. Больной быстро заводится, начинает кричать, а затем резко возбудимость сменяется торможением. Он ощущает себя обессиленным, испытывает обиду и отчаяние, способен расплакаться, даже если раньше ему это было несвойственно.

Из других присущих данному состоянию черт выделяют суетливость, нетерпеливость, бесконтрольность собственных эмоций. Появляется рассеянность, проблемы с памятью.

Сон – поверхностный, с затрудненным засыпанием. Днем ощущается сонливость, а ночью сопровождает бессонница. Сон не выполняет своего прямого назначения – отдых, расслабление, восстановление. Проснувшись, люди с неврастенией лишены бодрости и прилива энергии.

Постепенно состояние переходит в следующую стадию, когда «опускаются руки», ничего не хочется делать, сложно сосредоточиться. Приступая к выполнению любой работы, пациент быстро устает, теряет ясность восприятия, у него усиливаются головные боли. Из-за испытываемой слабости он бросает начатое дело, при этом ощущая досаду из-за собственного бессилия. Через некоторое время снова предпринимает попытку что-то сделать и опять бросает по причине того же истощения.

В промежутках между такими этапами энергия и психический баланс не восстанавливаются. Их многочисленные повторы изрядно выматывают больного, доводя до полнейшего изнеможения. Наблюдается фиксация на телесных ощущениях. Появляется убежденность в наличии заболеваний внутренних органов, основанная на испытываемых вегетативных симптомах. Крайней степенью состояния становится появление депрессивных мотивов в поведении: мрачность, вялость, безразличие.

Диагностика и лечение

Диагноз «астенический невроз» устанавливает невролог. Врач собирает анамнез жизни и болезни пациента, учитывает жалобы.

Особенность постановки данного диагноза заключается в характере симптомов: они достаточно неспецифичны и могут сопровождать множество расстройств. Поэтому обязательно проводится дифференциальная (то есть сравнительная) диагностика неврастении с депрессивными состояниями, ипохондрией, астении в рамках шизофренического расстройства.

Обязательно исключается присутствие органических патологий, при которых неврастения может являться одним из симптомов: опухоли ГМ, нейроинфекции, а также травмы черепа. Для этого используют объективные методы обследования:

Если неврастения развивается как отдельное расстройство, ее симптомы отчетливо выражены. Когда же это проявления основного заболевания, признаки уходят на второй план.

Для определения наличия астенического состояния применяется «Шкала астенического состояния», являющаяся вариацией MMPI – Миннесотского многомерного личностного перечня.

Терапию расстройства начинают с определения его причины и устранения травмирующего фактора. Важным, одним из первостепенных мероприятий является налаживание режима дня пациента:

Едва ли можно переоценить значение правильного режима дня и благополучной обстановки вокруг пациента. Положительный психологический климат и рациональное распределение нагрузки позволят гармонизировать состояние нервной системы, восстановить равновесие между процессами возбуждения и торможения.психическое напряжение усталость неврозы можно обнаружить по

Медикаментозное лечение допускается с назначения врачей. Прописывают общеукрепляющие средства для поднятия тонуса организма:

Из психотропных средств используют:

Для поднятия тонуса рекомендуется пить чаи на основе женьшеня, китайского лимонника, корня аралии маньчжурской.

Назначают физиотерапевтическое лечение:

Следует отметить потенциальные риски, возникающие при использовании психотропных препаратов без назначения врача. Возможны побочные явления как со стороны внутренних органов, так и ЦНС. Например, самолечение фенобарбиталом приводит к развитию брадикардии, снижению давления, усиливает головные боли и головокружение, угнетает дыхательный центр и провоцирует сонливость, повышает нервозность, развивает тревогу.

Главным методом лечения неврастенических состояний является психотерапия. Предпочтение отдается рациональной психотерапии и аутотренингам. Психотерапевтические методы помогают осознать больному, что его состояние вызвано реально существующими причинами. Это не просто лень или неумение держать себя в руках, а результат травмирующего опыта, который можно проработать и избавиться от проблемы, таким образом, нормализовав свое состояние и взаимоотношения с социумом.

Аутотренинг – инструмент первой помощи. Он позволяет настроиться на «нужную волну», помочь себе самостоятельно в трудной эмоциональной ситуации.

В целом, только комплексное лечение, объединяющее психотерапию, фармакотерапию и правильный режим дня, позволяют избавиться от неврастении.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *