провести оценку величины нагрузки можно

Провести оценку величины нагрузки можно

ХАРАКТЕРИСТИКА ВЕЛИЧИНЫ НАГРУЗОК И КОНТРОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В ФУТБОЛЕ

Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы величины нагрузок и контроля физической подготовленности футболистов. Многие авторы неодинаково классифицируют основные виды нагрузок, применяемые в процессе тренировки квалифицированных спортсменов. Оценочная шкала позволяет контролировать уровень развития двигательных качеств, даёт возможность иметь сравнительную характеристику на разных этапах подготовки и проследить динамику изменений показателей команды и отдельных игроков. Предложены тесты: для оценки скоростных, скоростно-силовых качеств, общей и скоростной специальной выносливости.

Ключевые слова: физическая подготовленность, величина нагрузок, шкала оценок, тесты.

Анотацiя. Курилко М.Ф. Характеристика обсягу навантажень i контроль фiзичноi пiдготовленостi у футболi. У статтi розглядаються питання величини навантажень i контроля фiзичноi пiдготовленостi футболiстiв. Багато авторiв неоднаково класифiкують основнi види навантажень, вживанi в процесi тренування квалiфiкованих спортсменiв. Оцiнна шкала дозволяе контролювати рiвень розвитку рухових якостей, дае можливiсть мати порiвняльну характеристику на рiзних етапах пiдготовки i прослiдкувати динамiку змiн показникiв команди i окремих гравцiв. Запропонованi тести: для оцiнки швидкiсних, швидкiсно-силових якостей, загальноi i швидкiсноi спецiальноi витривалостi.

Ключовi слова : фiзична пiдготовленiсть, величина навантажень, шкала оцiнок, тести.

Annotation. Kurilko N.F. Description of volume of loadings and control of physical preparedness is in football. The questions of size of loadings and control of physical preparedness of footballers are examined in the article. Many authors classify the basic types of loadings, applied in the process of training of skilled sportsmen differently. An evaluation scale allows controlling the level of development of motive qualities, enables to have comparative description on the different stages of preparation and trace the dynamics of changes of indexes of command and separate players. Tests are offered: for the estimation of speed, speed-power qualities, general and speed special endurance.

Keywords: physical preparedness, size of loadings, scale of estimations, tests.

Основным фактором, определяющим степень воздействия тренировочного занятия на организм спортсмена, является величина нагрузки. Следует отметить, что многие авторы неодинаково классифицируют основные виды нагрузок, применяемые в процессе тренировки квалифицированных спортсменов. Платонов В.Н., Суслов Ф.П. [6,7] подразделяют нагрузки на малые, средние, значительные и большие (таблица 1).

Классификация нагрузок квалифицированных спортсменов

Критерии величины нагрузки

Решение задачиМалая

Первая фаза периода устойчивой работоспособности (15-20% объёма работы, выполняемой до наступления явного утомления)

Поддержание достигнутого уровня подготовленности, ускорение процессов восстановления после нагрузок

Вторая фаза устойчивой работоспособности (40-60% объёма работы, выполняемой до наступления явного утомления)

Поддержание достигнутого уровня подготовленности, решение частных задач подготовки

Фаза скрытого (компенсированного) утомления (60-75% объёма работы, выполняемой до наступления явного утомления)

Стабилизация и дальнейшее повышение подготовленности

Повышение подготовленности

Работа выполнена по плану НИР Харьковского национального автомобильно-дорожного университета.

Формулирование целей работы.

1. Изучить и проанализировать специальную литературу по классификации нагрузок и контролю физической подготовленности в футболе;

2. Оценить уровень физической подготовленности игроков различного амплуа сборной команды ХНАДУ;

3. Обосновать и сделать методические рекомендации по развитию физических качеств футболистов.

— анализ литературных источников;

— тестирование физических качеств;

Романенко А.Н., Джус О.Н., Догадин М.Е [8] считают, что в футболе целесообразно использовать следующую классификацию нагрузок:

3. Большие, после которых наблюдается наибольший эффект сверхвосстановления, который наступает через 32-36 часов. Эти нагрузки наиболее эффективны, поэтому они часто применяются на тренировках.

По мнению Годика М.А. [2,3] нагрузки по величине подразделяются на максимальные, большие, средние и малые. Однако, такое подразделение условно; важна мера соотношения объёма и интенсивности. Для контроля и анализа нагрузок автор рекомендует ориентироваться на следующие характеристики:

— специализированность нагрузок предполагает, что они подразделяются на
специфические и неспецифические по степени их схожести с
соревновательными упражнениями;

— по признаку направленности нагрузки подразделяются на аэробные,
аэробно-анаэробные (смешанные), анаэробно-гликолитические, анаэробно-
алактатные, анаболитические.

Подразделение нагрузки на группы производится на основе учёта режима работы и ЧСС. По степени координационной сложности всё многообразие упражнений целесообразно разбить на 3 группы. Степень сложности тренировочных нагрузок зависит от уровня физической подготовленности и технического мастерства и обуславливается координационной сложностью самого упражнения и сложностью условий, в которых оно выполняется.

Козловский В.И. [4] отмечает, что нагрузка в футболе определяется объёмом и интенсивностью. Под объёмом понимается количество всей проделанной работы (за отдельное занятие, за неделю, за месяц и т.д.).

Измеряется объём временем, количеством набеганных километров, количеством поднятого груза и т.п. Интенсивность нагрузки означает напряжённость тренировочной работы и степень концентрации её во времени. Для удобства планирования интенсивности упражнений в тренировке условно введены коэффициенты 1; 1,5 и 2.

Представляет интерес методика Арестова Ю.М. по оценке и управлению тренировочными нагрузками по пульсовой стоимости (таблица 2).

Оценка и управление тренировочными нагрузками по пульсовой стоимости

Источник

Определение тренировочной и соревновательной нагрузки

Содержание

Методология определения и методика расчета должных норм и интегральной оценки разносторонней физической подготовленности [ править | править код ]

Определение тренировочной и соревновательной нагрузки [ править | править код ]

В теории и практике спортивной тренировки в различных видах спорта, по сей день, существует целый ряд противоречий связанных, с выбором и эффективным соотношением объема, интенсивности, и продолжительности нагрузки в различные периоды подготовки (подготовительный, соревновательный, тренировочный) обеспечивающих эффективный рост спортивного мастерства атлета на протяжении всей спортивной карьеры.

В связи с увеличением объема, а в некоторых случаях и интенсивности соревновательной практики, как в циклических, так и ациклических видах спорта, в настоящее время, специалистам не удается дать прямого ответа на вопросы связанные с необходимостью применения различных объемов соревновательной и тренировочной нагрузки, а также контролировать ее интенсивность для достижения высокого спортивного результата в избранном виде спорта. Этот известный вопрос, который задает тренер самому себе на протяжении всего тренировочного и соревновательного процессов при подготовке спортсменов различного пола, возраста и специализации.

провести оценку величины нагрузки можно

Анализ специальной научно-методической литературы свидетельствует, что основная часть специалистов, при определении величин тренировочной и соревновательной нагрузки для спортсменов различного возраста, пола и видов спорта, в настоящее время, продолжают руководствоваться данными разработанными в 80-е годы прошлого века. Такой подход, на наш взгляд, является весьма спорным, так как произошли существенные изменениях в распределении нагрузок по сравнению с традиционным представлением, обозначенным в классической отечественной спортивной литературе. Во многих видах спорта изменились правила проведения соревнований, о чем свидетельствует увеличение количества стартов в соревновательном дне, микроцикле, мезоцикле и макроцикле, большая группа спортсменов готовясь, например, в легкой атлетике, к зимнему Чемпионату Мира, пропуская летний и наоборот. Для удобства анализа нагрузки была предложена схема по видам спорта (рис. 1).

Понятие соревновательно-тренировочный микроцикл применяется как обобщающее, отражающее сущность рассматриваемого процесса.

Современные исследования, проведенные рядом специалистов в различных областях спортивной науки предлагают все чаще уходить от традиционного подхода к тренировочной и соревновательной нагрузке и придерживаться следующих вариантов в зависимости от избранного вида спорта:

При построении учебно-тренировочного занятия в настоящий момент важно определить также конкретно индивидуальную составляющую нагрузки, которая обеспечит повышение спортивного мастерства занимающегося в связи с полом и возрастом, как в циклических, так и ациклических видах спорта, ориентируясь на его морфологическую, функциональную, психолого-педагогическую, биомеханическую, генетическую, а также восстановительную способности, акцентируя особое внимание на воспитательном процессе всего занятия, который бесспорно в настоящий момент специалистами «обделен своим вниманием», что безусловно сказывается на эффективности всего процесса в целом.

провести оценку величины нагрузки можно

Проведенные на протяжении последних нескольких лет исследований в данной области показывают, что в тренировочном процессе необходим точный структурный перенос соревновательных условий со всеми его нюансами, так выходя на несколько «пиков» повышения нагрузки в период одного занятия, тренер тем самым моделирует не только условия соревнований (игр, технический перерыв, заминка, опять игра и т.д.), но и в то короткое время пауз успевает сделать необходимые дополнения или изменения по ходу соревнований, столь существенно в последствие отражающегося на конечном результате.

Таким образом, выходя на пик интенсивности по нескольку раз за период одного занятия мы тем самым приближаем его к основным условиям соревнований давая прочувствовать занимающемуся те объемы выполняемых двигательных действий по нескольку раз, а не один раз, как это было принято ранее (рис. 2).

Впервые проведенное сравнительное исследование по целому ряду различных специализаций позволили установить современные тенденции совершенствования тренировочного процесса в сравнении с общепринятыми, а также определить пути эффективного совершенствования тренировочного процесса, как у юных, так и высококвалифицированных спортсменов.

Цель многочисленных исследований авторов состоит в том, чтобы еще раз показать, что ничего не стоит на месте в том числе и в спорте высших достижений. 60-80 годы были ознаменованы, как один из лучших периодов развития отечественной теории спорта, так и исследований содержащих доказательную базу. Сегодня мировой спорт диктует свои условия и правила в большей степени от которых мы уже отстаем не только в теории, но и в практике. Быть может, данная работа, послужит эффективным подспорьем специалистам и подтолкнет их к поиску тех современных тенденций в выборе стандартов нагрузки, которые послужат прогрессу в конкретном виде спорта, основываясь на их интегральных и индивидуальных составляющих.

На чем же основан эффект спортивного совершенствования? Факторы спортивной деятельности стоят ближе к экстремальным нагрузкам, чем обычные повседневные трудовые процессы.

Особенности функциональной подготовленности детей [ править | править код ]

Человеческий организм, сточки зрения биомеханики двигательного аппарата, представляет собой сложную двигательную систему, имеющую 244 степени свободы. Верхние и нижние конечности имеют по ВО степеней свободы. Понятно, что система с таким числом свобод может выполнить одну и ту же задачу, проводя движение по существенно различающимся траекториям. Следовательно, при выполнении движения необходим постоянный контроль за работающими мышцами, так как никакие двигательные импульсы к мышцам, как бы точны они ни были, не могут сами по себе обеспечить точность движения. Для выполнения заданного движения с большой точностью необходима постоянная коррекция его на всей амплитуде движения (В.П. Губа, 1996). Осуществляется эта коррекция мышцами, включающимися в работу по мере поступления в мозг информации с периферии о ходе выполнения заданного движения. Осуществляют слежение за движением нервные аппараты (рецепторы), «вынесенные» на периферию в суставы, мышцы, сухожилия. От этих рецепторов идут так называемые «проприоцептивные импульсы» к мозгу, и он корректирует движение включением вспомогательных мышц, или усиливая работу антагонистов. Необходимо знать, что всякое двигательное действие выполняется всегда при взаимодействии двигательных центров (нервных клеток, их отростков и концевых аппаратов), чувствительных аппаратов на периферии, нервных волокон и чувствительных (анализаторных) центров, мышечного волокна и мышц в целом.

Построение тренировочных занятий должно основываться не только на закономерностях биологического развития детского организма, но и учитывать морфобиомеханические особенности и особенности совершенствования двигательных умений у детей разных вариантов развития. Существующая в настоящий момент организация учебного процесса в дошкольных учреждениях и в общеобразовательной школе, а также установленный режим дня не обеспечивают биологической потребности организма в энерготратах, создавая дефицит двигательной активности, «двигательный голод».

Программы по видам спорта [ править | править код ]

В действовавших до последнего времени программах по видам спорта для ДЮСШ, СДЮШОР, ШИСП приводились контрольно-переводные нормативы по годам обучения, разработанные, как правило, на основе средних и стандартных отклонений. Этот вид относится к сопоставительным нормам, так как позволяет сравнить данные учеников, относящихся к одной и той же совокупности.

В то же время для объективности суждения о достоинствах или недостатках используемых различных вариантов построения тренировки (отдельных ее частей, компонентов и др.) необходимо располагать критериями, отвечающими требованию должных величин. Для такого вида норм характерными являются следующие функции:

Именно поэтому в понимании должных норм, в частности, физической подготовленности юных спортсменов, следует исходить из их характеристики как функционального оптимума, служащего основой для достижения запланированных результатов. В этой связи важно, чтобы должные нормы самым тесным образом соответствовали целевому заданию на том или ином этапе годичного цикла или многолетней подготовки. Этому требованию не отвечает в полной мере критерий среднестатистического понимания должной нормы по следующим причинам.

Во-первых, научно обоснованные средние получаются, когда совокупность юных спортсменов определенной квалификации качественно однородна. Однако на этапах начальной спортивной специализации и углубленной тренировки при обследовании юных спортсменов трудно достигнуть качественно однородной совокупности, что объясняется диапазоном классификационных требований на уровне III, II, I разрядов. В связи с этим при обследовании, к примеру, группы юных спортсменов III разряда в ее состав входят и те, кто только выполнил этот норматив, и те, кто приближается по своим результатам к верхнему его пределу. Поэтому совокупность нельзя признать качественно однородной, а средние показатели не могут служить критерием для установления должных норм.

Во-вторых, норма включает в себя не только среднестатистическую величину, но и серию отклонений от этой величины в известном диапазоне. В измерениях по спорту чаще всего используется среднее квадратическое (стандартное) отклонение. При оценке варьирования индивидуальных показателей 99,7% результатов должно находиться в пределах s+З. Однако такой критерий для введения должных норм физической подготовленности юных спортсменов является чрезмерно общим.

Нормативные показатели [ править | править код ]

Исследованиями установлено, что нормативные показатели должны отвечать:

Одним из основных положений при разработке должных норм является концепция нормативных соотношений, согласно которой установление количественных характеристик, в частности, надлежащей пропорциональности развития основных физических качеств, проводится на основе относительных величин. Применительно к нормам разносторонней подготовленности это означает, что каждый из показателей должен находиться в конкретном соотношении с другими. В качестве «базы», то есть показателя, с которым соотносятся все остальные, в игровых видах спорта избирается спортивный результат в основном тесте-упражнении. Для простоты база принимается за 100 и относительные величины обозначаются как проценты.

Исследование по методологии оценивания разносторонней физической подготовленности юных спортсменов осуществлялось в несколько этапов. На первом из них на моделях отбираемых в спорт детей отрабатывалась технология определения должных величин пропорциональности показателей общей и специальной подготовленности. Второй этап работы предусматривал проверку пригодности метода пропорций для постановки нормативов. Третий этап исследования заключался в разработке должных норм разносторонней подготовленности юных спортсменов в игровых видах спорта.

В целом было проведено обследование 820 юных спортсменов различной квалификации, начиная от юношеского разряда до мастера спорта. Программа педагогических контрольных испытаний в отдельных видах спорта включала от 12 до 18 упражнений, а сумма всех измерений составила 20136.

На втором этапе регистрировали показатели двигательного развития по специально разработанной программе, включающей тесты, характеризующие развитие отдельных двигательных качеств.

Пример. Ребенок восьми лет МиС типа не может выполнить норматив в прыжковых многоскоках (восьмерной с ноги на ногу) в силу соматических особенностей, но в то же время он без затруднений выполняет тест на выносливость. Поэтому, на наш взгляд, при определении ДВ должен учитываться соматический тип.

Для определения индивидуального показателя разносторонней физической подготовленности юных спортсменов М.Я. Набатниковой [4] предложено ориентироваться на целевой результат в «базовом» упражнении. Нами был выбран как базовый показатель бег 30 м.

Особенно следует отметить, что расчет коэффициентов соотносительности у младших школьников выявил высокую зависимость его от СТ ребенка.

Тестирование детей, проведенное без предварительного определения СТ, не имеет смысла, так как не позволяет объективно оценить их двигательные возможности, а, следовательно, ориентировать их на тот вид спортивной деятельности, 8 котором они способны добиться высоких результатов.

Пригодность рассчитанных нами коэффициентов соотносительности для детей различных СТ была проверена в процессе систематических обследований учащихся начальных классов общеобразовательных школ Смоленска и показала высокую их эффективность. Изменение результатов в тестовых упражнениях в онтогенезе наглядно свидетельствует о тех компенсаторно-приспособительных реакциях в детском организме, о которых шла речь во вступлении к третьему разделу.

Предлагаемые расчетные величины могут помочь выявить детей с широким размахом нормы двигательной возможности, то есть более перспективных при обоснованных тренировочных нагрузках в показании высоких спортивных результатов.

Проверка пригодности разработанных коэффициентов соотносительности для определения нормативов осуществлялась на втором этапе исследования. Была сформирована группа юных спортсменов, имеющих I разряд. Их результаты были стандартизированы, то есть, согласно установке на подразрядную дробность находились в диапазоне от промежуточного результата I разряда до нижней его границы. Тем самым, по уровню физической подготовленности юные спортсмены этой группы могли быть отнесены к одной категории. С помощью коэффициентов соотносительности были рассчитаны должные нормативы контрольных упражнений для группы в целом.

Как указывалось, выше, при разработке должных норм в период отбора и ранней ориентации, в частности, разносторонней физической подготовленности детей, необходимо основываться на ретроспективном анализе уже в возрастном аспекте данных сильнейших спортсменов России и мира, а также материалах обследования юных спортсменов различного возраста и квалификации, при этом необходимы свои должные нормы.

Источник

Оценка величины нагрузки и основные подходы к рассмотрению этой проблемы. Структура и компоненты физической нагрузки.

Анализ специальной литературы позво­лил выявить отсутствие единой трактовки при раскрытии содержательной стороны нагруз­ки. Так А. И. Кузнецов (1967) под нагрузкой предлагает понимать отноше­ние объема проделанной работы к трениро­вочному времени. Пауль Кунат (1972), давая определение нагрузки, пишет, что это физиче­ское и нервное напряжение, связанное с вы­полнением двигательных действий определен­ной мощности, частоты, длительности и плот­ности (интенсивности). И. Ю. Бондарчук (1988) считает, что под нагрузкой следует понимать, прежде всего, количественную меру воздействия физических упражнений. Причем, «нагрузка сопряжена и с расходованием ра­бочих потенциалов организма (энергетическо­го, психологического) и с утомлением».

Что касается оценки величины нагрузки, то и здесь нет единства в понимании этого вопроса. Многие авторы склонны оценивать величину нагрузки, основываясь на изменени­ях различных физиологических показателей: частота сердечных сокращений, потребление кислорода, уровень энерготрат, показатели утомления, качество выполнения физических упражнений и многие другие показатели (Г. И. Кукушкин, 1953; Н. П. Ерменко, 1956; В. 3. Нагорный, 1969; В. П. Филин, 1964; М. Я. Горкин, 1966; Н. Д. Синани, 1967; Ю. К. Лукашук, 1967; А. Д. Бутков, 1967; А. В. Ро­дионов, И. Б. Викторов и др., 1975; Карл Хаинц Хеддерготт, 1976; А. Г. Баталов в соавт., 1993 и мн. др.), но никто из них не пытается выделить основные компоненты фи­зической нагрузки и тем более охарактеризо­вать их.

Этот вопрос является исключительно важным, так как лишь зная основные компоненты или составляющие фи­зической нагрузки, можно определить ее ха­рактер и величину.

Исследуя содержание физической нагруз­ки, нами было выявлено, что основными ком­понентами, определяющими ее, являются: дви­гательное действие, отдых и способ их взаи­мосочетания. Именно эти компоненты (и никакие другие) в полной мере раскрыва­ют содержательную сторону физической на­грузки спортсмена.

При выполнении любого физического уп­ражнения всегда налицо определенный двига­тельный акт (или сложное двигательное дей­ствие), который и будет обуславливать харак­тер и определенную величину физического воз­действия. Следовательно, физическое воздей­ствие есть результат двигательных актов (дви­гательных действий), который связан с актив­ным выполнением любого физического упраж­нения в заданном режиме и с определенной величиной усилий.

Давая краткую характеристику двига­тельным действиям, нужно помнить, что в тео­рии спортивной подготовки в любом виде спорта принято двигательные действия, а сле­довательно и физические воздействия, под­разделять на специфические, неспецифические и смешанные. Специфические двигательные действия — это такие действия, которые свя­заны с активным выполнением каких-либо специально-подготовительных и специальных физических упражнений, являющихся для дан­ного спортсмена средством специальной фи­зической подготовки. При выполнении специ­фических двигательных действий организм спортсмена всегда испытывает специфическое физическое воздействие.

Неспецифические двигательные дейст­вия — это такие действия, которые связаны с активным выполнением какого-либо обще­подготовительного упражнения, являющегося для данного спортсмена средством общей фи­зической подготовки. А потому при выполне­нии неспецифических двигательных действий спортсмен испытывает неспецифическое физи­ческое воздействие.

Помимо этого, в спортивной практике спортсмен выполняет двигательные действия, в основе которых лежат как специфические, так и неспецифические физические упражне­ния, т. е. смешанные двигательные действия. В результате выполнения этих смешанных действий спортсмен испытывает комбиниро­ванное физическое воздействие. Основываясь на вышеизложенном, все двигательные дейст­вия, а следовательно и физические воздейст­вия, можно разделить на специфические, не­специфические и смешанные. Такое подразде­ление двигательных действий обусловлено тем. что для спортсмена совсем не безразлич­но, какое двигательное действие он будет вы­полнять, а именно — специфическое, неспецифическое или смешанное, потому как, выпол­няя различные двигательные действия, спорт­смен всегда будет испытывать и различные физические воздействия, которые и будут час­тично обуславливать характер и величину фи­зической» нагрузки. Здесь говорится «частично», потому что двигательные действия являются лишь одним из трех компонентов структуры физической нагрузки, а для определения ха­рактера и величины физической нагрузки не­обходимо учитывать все ее составляющие.

провести оценку величины нагрузки можно

Поскольку в практике спортивной дея­тельности, наряду с понятием «физическая на­грузка», широко распространены такие поня­тия, как «физическая работа» и «физическое воздействие», то уточним содержание, а для этого разведем их. Обратимся прежде всего к более широким понятиям работы и нагруз­ки в их связи с человеческой деятельностью и с природой самого человека. В настоящей работе используется два понятия: деятель­ность и жизнедеятельность. В данном контек­сте они не тождественны и каждое из них не­сет свое конкретное содержание, отражающее реальный феномен. Деятельность человека является социаль­ной формой движения материи. Деятельность заключается в сознательном, целенаправлен­ном предметном преобразовании обществен­ным человеком окружающей его действитель­ности: природы, общества и самого человека. Тем самым, в деятельности проявляется со­циальная сущность человека, вытекающая из социальной стороны его биосоциальной приро­ды (Г. П. Неминущий, 1995).

Жизнедеятельность является проявлением по отношению к человеку биологической фор­мы движения материи. Жизнедеятельность за­ключается в инициативно-сознательном обме­не веществ между организмом и природой. Тем самым, в жизнедеятельности проявляется биологическая сторона биосоциальной приро­ды человека. Эти две стороны природы чело­века составляют диалектическое единство. Социальное и биологическое тесно переплетено и взаимосвязано в человеке и выступает как противоречивое единство.

Отсюда, действие, в зависимости от того, относится ли оно к какому-либо виду целена­правленной преобразующей деятельности или же к жизнедеятельности человека, носит со­циальный или биологический характер. Не­зависимо от того, принадлежит ли действие к деятельности человека или его жизнедеятель­ности, его конкретное содержание выражается в работе. Само понятие «работа» первоначаль­но возникло в трудовой деятельности как ха­рактеристика действия по достижению цели. Впоследствии понятие «работа» стало (снача­ла с некоторой осторожностью, с оговорками, а затем все чаще и чаще) употребляться для характеристики целенаправленного действия в технико-конструкторской и научно-теорети­ческой деятельности, а также двигательной и художественно-эстетической деятельности.

Для жизнедеятельности человека также правомерно употребление понятия «работа» для характеристики действия (степени функ­ционирования) органов и систем организма.

Следовательно, работа — есть конкретное выражение содержания действия в человече­ской деятельности или жизнедеятельности его организма. Поэтому работу нужно рассматри­вать всегда по отношению и к социальной и к биологической сторонам природы человека.

Система оценивания.

Анализ структуры двигательных действий спортсмена на уровне большого спорта позволяет нам установить, что основными характе­ристиками, в которых выражается то или иное двигательное действие, являются пространст­венные, временные и динамические. Прост­ранственные — это такие характеристики, ко­торые отражают линейные размерности дан­ных двигательных действий в пространстве и выражаются в см, м, км и т. д. Временные характеристики — это такие характеристики, которые выявляют длительность двигательных действий во времени. Временные характерис­тики выражаются в мс, с, мин, часах и т. д. Кроме того, что двигательные действия совер­шаются в пространстве и во времени, они всегда связаны с конкретными мускульными усилиями спортсмена. Отсюда вытекает так называемая «динамическая» их характеристи­ка, которая выражается в кг, тоннах и т. д. поднятого им перемещенного веса.

Хотя зачастую в практике спорта мы вы­ражаем двигательные действия либо в прост­ранственных, либо во временных, либо в ди­намических характеристиках, на самом деле все эти характеристики взаимно переплетены и всегда проявляются в совокупности.

В своей практической деятельности мы выражаем двигательные действия той харак­теристикой, в которой ее легче всего выра­зить. Такое положение не может считаться правильным. Для того, чтобы иметь полное представление о двигательном действии или физическом воздействии, мы должны плани­руемое двигательное действие выражать, а проделанное — фиксировать одновременно во всех ее характеристиках, что, по-видимому, должно быть осуществлено уже в ближайшем будущем.

В свою очередь, и пространственные, я временные, и динамические характеристики всегда проявляются в количественных и каче­ственных параметрах. Количественными пара­метрами двигательного действия являются та­кие параметры, как объем и интенсивность, которые наиболее полно изучены и достаточ­но широко применяются для определения ве­личины двигательного действия, а следова­тельно — и конкретного вида и разновидности физической нагрузки спортсмена.

Что касается качественного параметра двигательного действия, то наши знания о нем являются недостаточными.

Количественные параметры двигательного действия полностью объективированы и тем самым исключают личностный (субъектив­ный) момент как фактор характеристики. Что касается качественной характеристики двига­тельного действия спортсмена, то она содер­жит в себе личностный, субъективный момент в качестве определяющего фактора характе­ристики. Это вытекает из того обстоятельства, что любая качественная характеристика отли­чается от количественной своей неформализу­емостью: она всегда отвечает на вопрос «как» — в смысле эффективности индивиду­ального выполнения двигательного действия.

До настоящего времени наиболее распро­страненными в практике спортивной деятель­ности являются количественные оценки. Однако на достигнутом уровне спортивных ре­зультатов количественные оценки двигатель­ных действий теряют свою эффективность. На первый план теперь уже выступают попытки качественно оценить двигательные действия, а через «их и физические воздействия — фи­зическую нагрузку спортсмена в целом и, в первую очередь, высококвалифицированного. Поэтому, на наш взгляд, сейчас своевременно: обратиться к исследованию качественных па­раметров тех или иных двигательных дейст­вий.

Причем существенным методологическим моментом подобного исследования являются: а) обнаружения и уточнения компонентов качественной оценки того или иною двигатель­ного действия; б) выявление взаимосвязи ка­чественных и количественных параметров всех характеристик, раскрывающих суть дви­гательных действий, при выполнении конкрет­ной физической работы.

Все характеристики двигательных дейст­вий и их параметры находятся в очень слож­ной взаимозависимости, совокупная взаимо­связь которых отражается выражением «ре­жим» двигательных действий — работы. Следовательно, данное выражение является очень емким и включает в себя как совокупную вза­имосвязь всех рассмотренных выше характе­ристик, так и их конкретные количественные и качественные проявления. До сих пор в практике большого спорта широко распрост­ранена субъективная оценка физической на­грузки — физического воздействия и двига­тельного действия, с помощью которой трене­ры (да и сами спортсмены) стремятся в ка­ких-то суммарных величинах выразить, а под­час и оценить проделанные или запланирован­ные физическую нагрузку, физические воз­действия и двигательные действия. Для этого чаще всего используют такие условные оцен­ки двигательного действия (физического воз­действия), как малое, среднее, большое, зна­чительное и т. п.

По-видимому, можно согласиться с этим широко распространенным мнением о целесо­образности использования для практических нужд определенных условных оценок двига­тельных действий (физических воздействий — физической нагрузки) спортсмена, но обяза­тельным требованием при этом должна быть их конкретизация и систематизация. Возмож­но ли это? В рамках одного вида спорта, а следовательно, одного вида или разновиднос­ти двигательных действий спортсмена — да. Причем специалистам необходимо добиваться такого положения, чтобы под той или иной субъективной оценкой величины двигательно­го действия мы понимали бы, хотя и прибли­зительно, но все-таки какую-то конкретную величину двигательного действия. Что касает­ся различных видов спорта, то такая система условных, субъективных оценок невозможна, так как невозможно сравнивать между собой совершенно различные виды и разновидности двигательных действий, а следовательно и фи­зических воздействий — физической нагрузки.

Наиболее целесообразно для практических целей использовать пятибалльную условную градацию (систему оце­нок) величины двигательных действий, сохра­нив такую последовательность: малое, сред­нее, значительное, большое, максимальное. Эта условная система оценок будет справедлива как при оценке объема и интен­сивности двигательных действий, так и при оценке ее суммарной величины, где объем и интенсивность их будут находиться в опреде­ленных сочетаниях.

Данная условная градация выражена в процентах от возможностей — способностей спортсмена к выполнению какого-либо кон­кретного двигательного действия на данный момент времени. Максимальными могут быть и возможности, и способности спортсмена, но они всегда являются так называемой «инди­видуально-переменной» величиной, так как всегда соответствуют как возможностям, так и способностям данного индивида, а вместе с тем подвержены постоянным изменениям как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. А так как возможности — спо­собности спортсмена подвержены значитель­ным колебаниям, то одна и та же для данно­го спортсмена величина двигательного дейст­вия по всем своим качественно-количествен­ным параметрам на определенный момент времени может быть большой и даже макси­мальной, а через какой-то промежуток вре­мени — средней и даже малой, и наоборот.

Следовательно, введение в практическую деятельность тренера приведенной выше ус­ловной системы оценок дает возможность, хо­тя и со значительной долей натяжки, оцени­вать величину (качество и количество) двига­тельных действий различных спортсменов в рамках одного, избранного вида спорта.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *